Выплаты стимулирующего характера

Полезный материал в статье: "Выплаты стимулирующего характера" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

32. Стимулирующие доплаты и надбавки: назначение, сущность

Постоянная часть включает должностной оклад (сдельную з/п) и районный коэффициент, устанавливаемый для отдельных районов страны.

Переменная часть заработной платы включает:

▪доплата и надбавки;

Доплата и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работа. Они носят стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека.

Ряд доплат и надбавок являются обязательней для применения на предприятиях всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена КЗоТ. Другие доплаты и надбавки применяются в отдельных сферах приложения труда. В большинстве случаях эти доплаты также обязательные, но об их конкретных размерах договариваются непосредственно на самом предприятии.

По характеру выплат доплата и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие.

В условиях рыночной экономики государство берет на себя заботу лишь о некоторых, ограниченных видах гарантий и компенсаций. Оно устанавливает обязательность их выплат в качестве минимально необходимых. При таком подходе наемные работники получают возможность по мере роста эффективности труда с помощью профсоюзов договориться о более высоких гарантиях в ходе переговоров с работодателями. Доплаты и надбавки компенсационного характера гарантированы государством за условия работы, отклоняющиеся от нормальных. В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера.

К компенсационным доплатам относятся доплаты:

▪за работу в вечернее время;

▪за сверхурочную работу;

▪за работу в выходные и праздничные дни;

▪за разъездной характер работы;

▪несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;

▪рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда;

▪при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника;

▪до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством;

▪рабочим в связи с отклонением от нормальных условий труда;

▪за работу по графику с разделением дня на части с перерывами не менее 2-х часов;

▪за многосменный режим работы;

▪за работу сверх нормативной продолжительности рабочего времени в период массовой приемки и закладки на хранение сельскохозяйственной продукции и т.п.

К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату:

▪за высокую квалификацию (специалистам);

▪за профессиональное мастерство (рабочим);

▪за работу с меньшей численностью работников;

▪за совмещение профессий (должностей);

▪за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;

▪за выполнение обязанностей отсутствующего работника;

▪бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы;

▪за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета;

▪за обслуживание вычислительной техники и др.

Как было отмечено, максимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятиями. Их размеры определяются на предприятии самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы.

Размер доплат и надбавок чаще всего определяется относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме — либо в равном размере для всех работников, либо дифференцировано.

Стимулирующие выплаты, порядок и условия их установления

Стимулирование труда — это установление конкретных форм, размеров, условий получения вознаграждения с целью формирования определенного трудового поведения работника и начисления работнику определенной суммы денежных средств при условии достижения целевых установок, поставленных работодателем.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, ТК РФ причисляет стимулирующие выплаты к основным (существенным) условиям оплаты .

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются

    • коллективными договорами,
    • соглашениями,
    • локальными нормативными актами

в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

[2]

Выплаты стимулирующего характера для федеральных бюджетных учреждений установлены «Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях», утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2007 №818. Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и предусматриваются:

    1. за качество выполняемых работ;
    2. за интенсивность и высокие результаты работы;
    3. за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
    4. в виде премий по итогам работы.

Таким образом, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу . Они устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Порядок начисления стимулирующих выплат работникам устанавливается в положении о премировании или аналогичном локальном акте. Также необходимо указать условия премирования и перечень производственных упущений, за которые премия снижается:

    • нарушение трудовой или производственной дисциплины;
    • невыполнение должностных инструкций;
    • ухудшение качества оказываемой услуги;
    • нарушение правил внутреннего распорядка;
    • нарушение санитарно-эпидемиологического режима и техники безопасности;
    • наличие обоснованных устных или письменных жалоб;
    • необеспечение сохранности имущества.

На основании ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка лишить работника заработной платы или премиальных полностью нельзя (Решение АC г. Москвы от 15.05.2006, 04.05.2006 N А40-17389/06-146-165, в котором суд указал, что предусмотренное правилами внутреннего трудового распорядка организации лишение премии по итогам работы не могло являться мерой дисциплинарного воздействия в силу ст. 192 ТК РФ).

Вместе с тем возможны ситуации, когда в организации предусмотрена внутренними документами (уставами, положениями о дисциплине) система премирования, и в таких ситуациях за невыполнение (или ненадлежащее исполнение) определенных показателей, при которых выплачивается премия (в том числе за совершение дисциплинарных проступков), ее размер может быть уменьшен на то или иное количество процентов. Например, при наличии дисциплинарного взыскания сумма премии работника снижается на 10% от размера премии, начисленной ему в зависимости от трудового вклада. Снижение размера премии производится в том расчетном периоде, в котором допущено упущение в работе.

Читайте так же:  Лист 03 декларации по налогу на прибыль

Выплаты стимулирующего характера.

В целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочим, стабильно обеспечивающим высокое качество работ (выпускаемой продукции), освоившим выполнение работ по смежным операциям и профессиям, могут устанавливаться надбавки за профессиональное мастерство, дифференцированные по разрядам квалификации: III разряда в размере до 12 процентов, IV разряда — до 16 процентов, V разряда — до 20 процентов, VI разряда и более высоких разрядов — до 24 процентов соответствующей тарифной ставки.

В случае допущения брака в работе или снижения качества

производимой продукции и выполняемых работ указанные надбавки

Региональное регулирование.

В соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются районные коэффициенты к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, кроме того, в целях регулирования заработной платы с учетом специфики региональных рынков труда к заработной плате работников ОАО «РЖД могут устанавливаться региональные компенсационные надбавки.

Региональные компенсационные надбавки определяются ежегодно на основании экономических показателей регионов за истекший календарный год:

— прожиточный минимум трудоспособного населения региона (по данным Федеральной службы государственной статистики);

— среднемесячная заработная плата в промышленности региона (по данным Федеральной службы государственной статистики);

[1]

— уровень текучести кадров в подразделениях ОАО «РЖД», расположенных в регионе;

— отношение среднего уровня заработной платы в подразделениях ОАО «РЖД», расположенных в регионе, к уровню заработной платы в промышленности региона.

Максимально допустимый размер региональной компенсационной надбавки не может превышать 40% тарифной ставки (должностного оклада) работника.

Конкретный размер региональных компенсационных надбавок определяется в соответствии с Методикой расчета региональных компенсационных надбавок работникам ОАО «РЖД».

Региональные компенсационные надбавки применяются для регулирования заработной платы работников, основным местом работы которых является данный регион.

Региональные компенсационные надбавки выплачиваются ежемесячно.

Региональные компенсационные надбавки начисляются на тарифную ставку (должностной оклад) работника за фактически отработанное время, но не более месячной нормы рабочего времени,

Начальники филиалов ОАО «РЖД» имеют право с учетом особенностей рынка труда отдельных локальных территорий в пределах региона дифференцировать размер региональных компенсационных надбавок (40%) в пределах средств, предусмотренных на выплату таких надбавок для данного региона.

В курсовой работе размер региональной надбавки принимаем 20% от

.

Материальное поощрение.

Система материального поощрения вводится в целях мотивации работников к достижению высоких общекорпоративных результатов, повышению эффективности и качества выполняемых работ, росту производительности труда, обеспечению безопасности движения поездов.

Премирование за повышение эффективности результатов труда организуется с учетом формирования оценочной системы участия и влияния каждого работника на конечные результаты деятельности структурного подразделения, филиала, компании в целом и поощрения напряженного, высокопроизводительного труда, проявления инициативы, ответственности работников за выполнение планов и заданий, соблюдения производственной, исполнительской и трудовой дисциплины.

Показатели и порядок премирования устанавливаются, на основе рекомендаций ОАО «РЖД», в положениях о премировании работников соответствующих подразделений, утверждаемых руководителями филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД» или лицами, ими уполномоченными, по согласованию с выборными профсоюзными органами в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в бюджете затрат на эти цели.

Начисление премии производится на должностной оклад

(тарифную ставку) за фактически отработанное в оцениваемом периоде

В курсовой работе принимается размер премии для рабочих – до 50%, для остальных категорий – до 35%.

Данные расчета контингента работников и фонда заработной платы по статьям Номенклатуры расходов сводятся в штатное расписание станции по форме табл.3. и используются при формировании сводного бюджета и бюджета расходов станции.

Положение о стимулирующих выплатах и критерии эффективности

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности — документ, устанавливающий схему начисления премиальных доплат сотрудникам бюджетных учреждений, в том числе педагогам и медработникам. Из нашей статьи вы узнаете, что такое критерии эффективности, на основании каких законодательных актов разрабатывается положение о стимулировании и как составить этот документ.

Положение о стимулирующих выплатах с определением критериев эффективности. Законодательные основы

Трудовым законодательством России определено деление заработной платы на базовую, компенсационную, стимулирующую части и соцвыплаты (ст. 129 ТК РФ). При этом в отношении членов коллективов бюджетных предприятий действует правило о том, что базовая и компенсационная части оплаты труда устанавливаются законодательно в зависимости от квалификации сотрудника, особенностей выполняемой им работы и условий трудовой деятельности. Что касается вопроса начисления поощрительных доплат, то здесь даже бюджетные организации обладают некоторой степенью свободы. Схема расчетов и выплаты премиальной доли оплаты труда должна устанавливаться на каждом предприятии самостоятельно через утверждение соответствующего внутреннего акта организации — положения о стимулирующих выплатах.

Базовым нормативным актом, определяющим систему оплаты труда сотрудников бюджетных предприятий, является Постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного этим постановлением, каждая организация должна разработать и утвердить индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

При разработке указанных положений предприятиям надлежит руководствоваться требованиями постановления № 583, рекомендациями единой трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере, которые принимаются ежегодно, а также региональными и отраслевыми указаниями.

Так, исходя из сферы деятельности организации, при подготовке положения о поощрительных доплатах необходимо обратить внимание на следующие документы:

  • приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818;
  • приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
  • письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат

Согласно нормам отраслевого законодательства, к примеру п. 4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минздрава от 28.06.2013 № 421, распределением стимулирующих выплат по персоналиям в рамках одной бюджетной организации занимается специально учрежденная для этого комиссия из сотрудников этого же предприятия. Рамки полномочий указанной комиссии и иные вопросы ее работы целесообразно определить либо в отдельном положении о комиссии по распределению стимулирующих выплат, либо в специальном разделе положения о стимулировании.

Читайте так же:  Коэффициент накопления амортизации

При этом в документе необходимо установить:

  • процедуру комплектования комиссии и утверждения ее состава;
  • основные функции комиссии — как общие, так и председателя, секретаря и членов комиссии по отдельности;
  • порядок работы комиссии;
  • поручения и обязанности иных сотрудников организации, связанных с работой указанной комиссии;
  • процедуру принятия решений комиссией;
  • процедуру обжалования решений комиссии.

Принципы составления и основные разделы положения о стимулирующих выплатах

Составляя положение о стимулировании, в первую очередь необходимо руководствоваться требованиями законодательства о труде. В частности, следует принять во внимание нормы ст. 135 ТК РФ, которые предписывают:

  • учитывать позицию представителей трудового коллектива;
  • не ухудшать во внутренних документах условия работы, в том числе и оплаты труда, по сравнению с установленными законодательством;
  • общую систему оплаты труда организации определять во внутренних документах предприятия, а особенности начисления зарплаты конкретного работника — в его трудовом договоре.

Что касается бюджетных организаций, то трудовое законодательство делает отсылку к ежегодным решениям единой трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере. Именно этими требованиями необходимо руководствоваться госпредприятиям при разработке положений о поощрительных доплатах. Кроме того, следует соблюдать нормы отраслевого законодательства.

Положение о стимулировании должно включать:

  • информацию о составе премиальных выплат;
  • данные о ресурсах финансирования премиальной доли оплаты труда;
  • сведения о сотрудниках, которым положены стимулирующие премии;
  • схему начисления поощрительных выплат;
  • критерии, согласно которым определяется эффективность работы каждого сотрудника;
  • информацию о доходах от предпринимательской деятельности на бюджетном предприятии.

Все организации, кроме государственных и муниципальных, могут утвердить свои положения о стимулировании на неопределенный срок, то есть до момента, пока информация в них будет актуальна. Бюджетные предприятия утверждают положение о стимулировании на год, в связи с тем, что рекомендации по разработке таких документов трехсторонняя комиссия дает ежегодно.

Что такое критерии эффективности?

Выплаты поощрительного характера могут состоять из премий, доплат за повышенную производительность труда и т. п. Для бюджетных учреждений виды стимулирования установлены приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 и включают в себя следующие поощрения:

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результативность труда;
  • интенсивность трудовой деятельности и достижения в работе;
  • качество труда.

При этом первые два показателя проблем с оценкой не вызывают, так как являются количественными критериями. Последующие же пункты должны отражать качество выполняемой работы и требуют выработки спецсистемы, переводящей качественные характеристики в числовые значения. Для этого отраслевым законодательством разработана система критериев эффективности работы сотрудников, рекомендованная к применению в госучреждениях. В частности, критерии устанавливают следующие нормативные акты:

  • приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.06.2013 № 421;
  • письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
  • письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

В этих актах предложен список критериев, зависящих от должности и специализации трудящегося. Каждому показателю соответствует балльная оценка, определяющая уровень выполнения или невыполнения.

Далее рассмотрим применение критериев эффективности в подсчете премиальных доплат на примере педагогических и медицинских работников.

Особенности расчета стимулирующих выплат для педагогов

Рекомендованный перечень оценочных критериев для педагогов приведен в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02. К критериям, влияющим на стимулирующие выплаты педработникам, относятся:

  • наличие дополнительных мероприятий (экскурсий, учебных и соцпроектов и т. п.);
  • организация или участие в регулярных исследованиях, а также отслеживание индивидуальных успехов воспитанников;
  • рост личной образовательной результативности по итогам контрольных проверок, промежуточных и финальных аттестаций;
  • проведение организационных мероприятий, направленных на создание контакта с родителями воспитанников;
  • участие воспитанников в олимпиадах, конкурсных, соревновательных и прочих состязательных мероприятиях, а также итоги этих состязаний;
  • вовлеченность в групповые педагогические проекты;
  • участие педработника в разработке и внедрении базовой образовательной программы;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
  • педработа с воспитанниками из социально неблагополучных семей;
  • разработка составляющих образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и т. п.).

Каждому критерию присваивается определенный балл. Выполнение оценочного критерия сотрудником приносит ему дополнительные баллы в общую сумму, невыполнение — баллы снимает.

Таким образом, расчет поощрительных выплат педагогам предполагает:

  1. Определение суммы баллов, полученных каждым членом трудового коллектива, по всем показателям.
  2. Нахождение цены одного балла посредством деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
  3. Определение окончательного размера премиальной доплаты каждому члену коллектива путем умножения стоимости одного балла на количество баллов, набранных им.

Стимулирующие выплаты медработникам

Методическими рекомендациями (приложение к приказу Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421) утверждены оценочные критерии, зависящие от должности и специализации сотрудника и включающие в себя:

  • число выявленных заболеваний;
  • случаи запоздалой госпитализации;
  • объем проявившихся осложнений;
  • ошибочные диагнозы;
  • подачу жалоб пациентами;
  • несоблюдение саннорм;
  • оформление документации;
  • работу по профилактике заболеваний и прочее.

Балльная система оценки труда медработников предполагает не только присваивание балла за выполнение каждого из оценочных критериев, но и распределение баллов исходя из продуктивности выполнения. Например, реализация запланированного достижения соотношения зарплаты по всем категориям медработников со средней оплатой в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100% до 110% — как +1 балл, менее 100% — как -1 балл.

Таким образом, при составлении положения о стимулирующих доплатах нужно отталкиваться от требований законодательства по этому вопросу, а в случае с госучреждениями — еще и рекомендациями отраслевых и региональных нормативных актов. Кроме того, при работе над данным документом необходимо учитывать, что:

  • каждый член трудового коллектива должен четко представлять свои трудовые функции, критерии оценки продуктивности работы и влияние их исполнения на итоговую сумму поощрительных выплат;
  • расчет величины стимулирующего вознаграждения конкретного трудящегося должен быть зависим от влияния трудовой деятельности работника на конечный результат работы всего предприятия;
  • система расчетов стимулирующей доли зарплаты должна быть достаточно прозрачной и понятной, чтобы не вызывать двойственных толкований ни у работников, ни у работодателя.
Читайте так же:  Как рассчитать взносы в пенсионный фонд

Стимулирующие выплаты

В соответствии с ТК РФ к стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (ст. 129 ТК РФ). Они устанавливаются локальным нормативным актом (ЛНА) организации, коллективным договором или соглашением (ст. 135 ТК РФ). В соответствующем документе указываются условия и сроки их выплаты.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера

ТК РФ предусматривает надбавки и доплаты (далее для простоты – надбавки) компенсационного характера и стимулирующего характера. И те, и другие относятся к заработной плате работника (ст. 129 ТК РФ), но путать их все же не стоит.

К первой категории относятся, к примеру, надбавки (ст. 135 ТК РФ):

  • за разъездную работу;
  • за работу во вредных условиях труда;
  • за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • за сверхурочную работу;
  • за работу в ночное время.

А в качестве примера стимулирующей надбавки можно привести надбавку за более высокую квалификацию работника (допустим, за присвоенную ученую степень), либо за большой опыт работы в определенной отрасли или на данном предприятии (по аналогии с выслугой лет).

Надбавки могут быть установлены в твердой сумме либо как процент от оклада (тарифной ставки).

Премия выплачивается работнику в качестве поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и/или особые успехи в труде (ст. 129, 191 ТК РФ, Письмо Минтруда от 14.02.2017 N 14-1/ООГ-1293 ).

В документе, которым установлена выплата премий, к примеру, в положении о премировании работодатель, как правило, прописывает:

  • основания для назначения премий;
  • размеры премий и/или методику их расчета;
  • периодичность и сроки их выплаты (Письмо Минтруда от 21.09.2016 N 14-1/В-911 );
  • условия, при которых премия не выплачивается или может быть снижена (Письмо Роструда от 18.12.2014 N 3251-6-1 ).

Учет стимулирующих выплат

Стимулирующие выплаты – доход работника в рамках трудовых отношений, поэтому они облагаются НДФЛ и страховыми взносами (п.1 ст.210, ст.420 НК РФ). Для целей налогообложения стимулирующие выплаты учитываются в расходах:

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Видео (кликните для воспроизведения).

Начисление выплат стимулирующего характера и их виды

К выплатам стимулирующего характера относятся:

— выплаты за выслугу лет;

— выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

— надбавка за ученую степень;

— надбавка за квалификационный сертификат работника социальной службы;

— премии за качество и результативность выполняемых работ, выполнение особо важных или срочных работ;

— доплаты отдельным категориям работников;

— выплаты за специфику работы в учреждениях социального обслуживания.

Выплата за выслугу лет устанавливается в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях социального обслуживания населения, здравоохранения (независимо от ведомственной подчиненности), органах государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в отделениях социальной помощи на дому и отделениях срочного социального обслуживания, являющихся структурными подразделениями органов социальной защиты населения, администраций муниципальных образований области, в государственных образовательных учреждениях, учредителем которых является уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области по делам семьи, демографической и социальной политике, пропорционально фактически отработанному времени в размерах:

— от 3 лет до 5 лет — 20 процентов оклада;

— свыше 5 лет — 30 процентов оклада.

Работникам, занимающим должности, отнесенные к профессиональным квалификационным группам «Средний медицинский и фармацевтический персонал», «Врачи и провизоры» домов-интернатов всех видов, психоневрологических интернатов, расположенных в сельской местности, выплата за выслугу лет устанавливается в размерах:

— от 3 лет до 5 лет — 30 процентов оклада;

— от 5 лет до 7 лет — 45 процентов оклада;

— свыше 7 лет — 60 процентов оклада.

Выплата за выслугу лет производится ежемесячно, пропорционально фактически отработанному времени.

Порядок и условия применения выплаты определяются в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (положением об оплате труда), принятыми с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения социального обслуживания.

Выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается на определенный срок, но не более 1 года.

Выплата за интенсивность и высокие результаты работы производится в процентах к окладам пропорционально фактически отработанному времени. Порядок, размер и условия применения выплаты определяются в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (положением об оплате труда), принятыми с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения социального обслуживания.

Надбавка за ученую степень устанавливается в соответствии с Законом Калужской области от 09.10.1998 № 17-ОЗ «О науке и научно-технической деятельности в Калужской области».

Надбавка за квалификационный сертификат работника социальной службы устанавливается ежемесячно в размере 20 процентов оклада. Выплата надбавки осуществляется также ежемесячно, пропорционально фактически отработанному времени.

Премии за качество и результативность выполняемых работ, выполнение особо важных или срочных работ. Премирование производится по результатам работы работников, в процентах к окладам. Порядок и условия премирования по результатам труда, включая показатели эффективности труда, устанавливаются в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (положением об оплате труда), принятыми с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения социального обслуживания.

Размер премии за качество и результативность выполняемых работ определяется по результатам оценки показателей эффективности труда за соответствующий отчетный период и равен сумме процентов, установленных по каждому выполненному целевому показателю.

Премия исчисляется пропорционально фактически отработанному времени за соответствующий отчетный период.

Премия за выполнение особо важных и срочных работ выплачивается единовременно.

Поощрительные выплаты — выплаты в связи с юбилейными и праздничными датами, за безупречную и эффективную работу и другие достижения. Устанавливаются в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (положением об оплате труда) с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения социального обслуживания (при их наличии). Выплата осуществляется единовременно.

Доплаты отдельным категориям работников устанавливаются:

— за наличие государственных наград Российской Федерации, государственных наград СССР, а также государственных наград республик, входивших в состав СССР (за исключением почетных званий Российской Федерации), руководителям, заместителям руководителя, заведующим филиалами, главным бухгалтерам, главным медицинским сестрам, работникам учреждений социального обслуживания — в размере 700 рублей в месяц;

Читайте так же:  Как отражаются основные средства в балансе

— за присвоенное почетное звание Российской Федерации руководителям, заместителям руководителя, заведующим филиалами, главным бухгалтерам, главным медицинским сестрам, работникам учреждений социального обслуживания — в размере 1000 рублей в месяц;

— молодым специалистам, работающим в учреждении социального обслуживания, в размере 20 процентов от оклада. Выплата доплаты осуществляется ежемесячно, пропорционально фактически отработанному времени.

Для целей настоящего Закона молодым специалистом считается выпускник образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или послевузовского профессионального образования в возрасте до 30 лет включительно, получивший соответствующий документ об уровне образования и (или) квалификации, принятый в порядке, установленном трудовым законодательством, на работу в учреждение социального обслуживания по должности, относящейся к:

— профессиональной квалификационной группе «Должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг»;

— профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»;

— профессиональной квалификационной группе «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг»;

— профессиональной квалификационной группе «Должности руководителей в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг»;

— профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»;

— профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»;

— профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников;

— профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал»;

— профессиональной квалификационной группе «Врачи и провизоры»;

— профессиональной квалификационной группе «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)»;

— профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии среднего звена»;

— профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена».

Выплата за специфику работы в учреждениях социального обслуживания устанавливается в зависимости от особенности функционирования учреждения социального обслуживания, структурных подразделений внутри учреждения, видов работ ежемесячно в следующих размерах:

Виды учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений Размер выплаты
от оклада (%)

Дома-интернаты (пансионаты) для престарелых и инвалидов,
Дома-интернаты (пансионаты) для ветеранов войны и труда,
Дома-интернаты малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов (за исключением отделений милосердия и геронтопсихиатрических отделений милосердия перечисленных учреждений социального обслуживания),

Комплексные центры социального обслуживания населения,
центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, Учреждения (отделения) социального обслуживания на дому,
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,
Социальные приюты для детей,
Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
Центры социальной помощи семье и детям,
Учреждения организации детского и семейного отдыха, оздоровления,
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кризисные центры помощи женщинам,
Учреждения социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, постинтернатного сопровождения,
Реабилитационные центры для инвалидов

Психоневрологические интернаты (за исключением отделений милосердия),

Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей (за исключением отделений милосердия),

Видео (кликните для воспроизведения).

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями,
Геронтопсихиатрические центры

25 Специальные дома-интернаты (специальные отделения) для престарелых и инвалидов,
Дома-интернаты милосердия,
Отделения милосердия и геронтопсихиатрические отделения милосердия домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, детских домов-интернатов для умственно отсталых детей 30

Учреждения для лиц без определенного места жительства и занятий:

— осуществление непосредственного контакта с лицами без определенного места жительства при проведении консультаций, первичных осмотров, санитарной обработки,

оказании медицинской помощи

— осуществление иной деятельности, не указанной в абзаце втором настоящего пункта

Выплата производится ежемесячно, пропорционально фактически отработанному времени.

Порядок и условия применения выплаты определяются в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (положением об оплате труда), принятыми с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения социального обслуживания.

Виды стимулирующих выплат и порядок их назначения в 2019 году

Чем эффективнее труд работника, тем успешнее организация, где он трудится. Работодатели напрямую заинтересованы в повышении мотивации сотрудника для его более продуктивной работы. Для этого существуют различные способы вознаграждения за профессиональные достижения. И человек, трудящийся по совести на благо организации, может получить стимулирующие надбавки к заработной плате. Таким образом, стимулирующие выплаты — это различного рода вознаграждения, которые сотрудник может получить за хороший труд поверх положенного оклада.

Правовая основа

Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.

Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях. Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны. Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.

Размер стимулирующих выплат имеет строгие ограничения, которые прописываются в местных нормативных актах.

Как и кем формируются стимулирующие выплаты?

Стимулирующие выплаты в любом учреждении, в том числе бюджетном, рассчитываются по результатам работы за определенный отчетный период и выделяются из фонда заработной платы.

Для этого руководитель бюджетной организации составляет нормативный акт, обязательно согласовав его с членами профсоюза. Положение о порядке распределения стимулирующих выплат пишется на основе приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

В Положении обязательно должны быть следующие пункты:

  1. сведения о составе премии и источниках ее финансирования;
  2. критерии ее начисления;
  3. данные о сотрудниках, попадающих под премирование;
  4. цели введения поощрений;
  5. процесс подачи апелляции.

Далее учреждается комиссия, в задачи которой входит распределение поощрительных выплат. Сюда должны быть включены руководитель, его заместитель, представитель профсоюза, а также некоторые члены коллектива, которые будут представлять всех сотрудников (не менее 3 человек).

Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.

[3]

Приказ получает бухгалтерия, и уже ее сотрудники проводят начисления и выплаты.

Читайте так же:  Назначение платежа при возврате денежных средств покупателю

Процесс получения поощрительных выплат должен соответствовать определенным критериям.

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.

Балльная система оценки труда

Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2018 году используется балльная система стимулирования сотрудников.

Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:

  1. определяется сумма специального фонда;
  2. складываются все баллы, начисленные всем сотрудникам организации;
  3. количество суммы фонда делится на общее количество баллов.

После этой операции сумма 1 балла умножается на количество баллов, которые заработал конкретный сотрудник. И эту сумму ему начисляют в качестве выплаты стимулирующего характера.

Стимулирующие выплаты для бюджетников

Бюджетной организацией считается та, чьи источники финансирования выделяются из федерального, регионального или местного бюджета.

К сотрудникам бюджетных организаций относятся:

  • работники системы образования (ВУЗов, колледжей, школ, детских садов и т. д.);
  • сотрудники федеральных государственных учреждений (налоговой, таможенной служб и др.);
  • граждане, работающие в воинских частях;
  • определенные сотрудники исполнительной власти;
  • работники в сфере здравоохранения;
  • граждане, работающие в сфере социального обслуживания;
  • работники культуры.


В 2018 году принят перечень выплат для мотивации труда сотрудников бюджетных учреждений, в который входят несколько видов поощрений.
  • Премии. Бывают двух видов: единоразовые (устанавливаются непосредственно руководителем организации конкретному сотруднику) и регулярные (являются частью системы оплаты труда). Регулярные премиальные выплачиваются бюджетникам в качестве процентной надбавки к заработной плате.
  • Вознаграждение. Сумма вознаграждения фиксируется в местных нормативных актах и устанавливается руководителем. Она может быть приурочена к профессиональному празднику или выдаваться всем сотрудникам в качестве тринадцатой зарплаты.
  • Различные виды надбавок. Начисляются законодательным актом за квалификационную категорию, ученую степень, выслугу лет, стаж, а также самим работодателем за профессионализм сотрудника, образцовое исполнение важных заданий, высокую результативность, интенсивность труда и т. д. Решение о выдаче поощрительной надбавки издается специальным приказом или распоряжением.

Надбавки работникам сферы образования

Выплаты стимулирующего характера помогают повысить заинтересованность сотрудника в педагогической деятельности, а также привлечь новые кадры. В 2018 году сумма поощрительных премий может составлять до 35% от заработной платы.

Каковы условия получения выплат для учителей школ, преподавателей техникумов и ВУЗов?

  • Постоянное повышение квалификации (прохождение специальных курсов не менее 1 раза в 3 года).
  • Стремление к саморазвитию и самообразованию с целью усовершенствовать профессиональные качества.
  • Участие в конференциях, семинарах, педсоветах.
  • Организация выставок достижений учащихся.
  • Проведение дополнительных занятий со способными учениками, а также детьми из неблагополучных семей.
  • Подготовка учеников к различным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.
  • Ведение кружков и факультативов.
  • Работа с родителями учащихся (привлечение их для участия в учебной жизни, проведение родительских собраний, сотрудничество с родительским комитетом).
  • Контроль за успеваемостью учащихся.
  • Организация экскурсий, посещений творческих и образовательных мероприятий.


У библиотекаря есть свой список условий для получения поощрительной надбавки, который в каждой учебной организации устанавливается отдельно. Вот некоторые пункты:
  • посещаемость библиотеки учащимися;
  • читаемость библиотечной литературы;
  • ведение каталогов фонда литературы в электронном формате;
  • организация образовательных мероприятий для учащихся;
  • ведение веб-страницы библиотеки на школьном сайте (при наличии такового);
  • участие в профессиональных конкурсах, семинарах и т. д.

Работники детских садов могут рассчитывать на поощрительные выплаты, если они не просто ответственно подходят к своим обязанностям, но и применяют новые педагогические разработки, привлекают родителей к участию в различных мероприятиях детского сада, а также помогают семьям, оказавшимся в трудных ситуациях (например, дополнительно занимаются с детьми-инвалидами).

Выплаты медицинским работникам

В сфере распределения стимулирующих выплат работникам медицины есть свои особенности. Размер поощрений напрямую зависит от объема оказываемых услуг. Каждый месяц руководитель должен издавать приказ с указанием суммы поощрения для конкретных сотрудников. Размеры этих выплат устанавливаются администрацией медицинского заведения.

За что положены премии медработникам?

  • За исполнение стандартов своей профессиональной сферы.
  • За отработанные часы.
  • За эффективность. Для оценки эффективности учитывают, есть ли жалобы на данного сотрудника, имела ли место постановка неверного диагноза, не вызвало ли лечение новые осложнения болезни и т. д.

Выплаты госслужащим

Сумма поощрений для работников государственных служб зависит от разных факторов.

  • За выслугу лет можно получить до 30% от фиксированного оклада.
  • За особые условия прохождения службы сумма выплат может возрасти до 200% от обычной зарплаты.
  • За работу с государственными тайнами — 5-75%.

Могут ли не выдать заработанное поощрение?

В Положении должны быть прописаны случаи, когда поощрительная премия может быть отменена или снижена ее сумма.

Что может привести к потере стимулирующей выплаты?

  • Несоблюдение правил техники безопасности.
  • Несоблюдение внутреннего распорядка.
  • Нарушение производственной дисциплины.
  • Невыполнение своих должностных обязанностей.
  • Жалобы третьих лиц.
  • Некачественная работа.
  • Порча имущества организации.

Стимулирующие выплаты могут стать существенной прибавкой к заработной плате сотрудника бюджетной организации. Нужно только ответственно подходить к своей работе и постоянно повышать профессионализм, получая за саморазвитие необходимые баллы.

Источники


  1. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  2. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  3. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.
  4. /oli>

    Выплаты стимулирующего характера
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here