Внутренний аудит на предприятии

Полезный материал в статье: "Внутренний аудит на предприятии" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Система внутреннего аудита на предприятии

Эффективность системы внутреннего контроля в известной степени за­висит от его места в организационной структуре предприятия. На предпри­ятии в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизион­ная комиссия или служба внутреннего аудита. Если внутрихозяйственный контроль возложен на ревизора или ревизионную комиссию, работающих на общественных началах, то, как показывает практика, руководство мо­жет игнорировать систему контроля, искажать данные финансовой отчет­ности. Иначе обстоит дело, когда внутрихозяйственный контроль осущест­вляется службой (отделом, группой) внутреннего аудита, являющейся са­мостоятельным подразделением аппарата управления. Такая служба созда­ется с целью проверки эффективности контрольных методов и процедур на предприятии, оказания помощи администрации в контроле за работой всех подразделений и защиты законных имущественных интересов собственни­ков. Условием успешной работы службы внутреннего аудита является ее независимость от других подразделений, что достигается путем прямого подчинения этой службы руководителю предприятия.

Основными функциями службы внутреннего аудита на предприятии яв­ляются:

— проверка достаточности и соответствия действующим нормативным
актам и учредительным документам системы внутренних регламентов
и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций, распре­
деления полномочий и ответственности между сотрудниками и др.);

— проверка наличия, состояния, правильности оценки активов, эф­
фективности использования всех видов ресурсов, соблюдения рас­
четной дисциплины, полноты и своевременности внесения налого­
вых платежей;

— экспертиза правильности организации, методологии и техники веде­
ния бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской отчетности;

— проверка достоверности учета затрат на производство, полноты от­
ражения выручки от реализации, точности формирования финансо­
вых результатов, порядка использования прибыли и фондов;

— разработка предложений по улучшению организации системы контро­
ля, бухгалтерского учета, расчетов, изменению структуры производ­
ства и управления, повышению эффективности программ развития;

— анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность пред­
приятия;

— консультирование учредителей и сотрудников администрации по воп­
росам бухгалтерского учета, налогообложения, анализа хозяйствен­
ной деятельности, менеджмента, права и др.;

-организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок
налоговых и других контрольных органов.

Для выполнения своих функций служба внутреннего аудита должна быть комплектована квалифицированными и заслуживающими доверия спе­циалистами, которые хорошо знают специфику предприятия, его орга-шзационную структуру, объекты контроля, круг вопросов, подлежащих яроверке, законодательные и нормативные акты, владеют техникой и методикой проведения проверок, умеют обобщать и анализировать учет-ю-экономическую информацию, формулировать выводы и рекоменда­ции по результатам проверок. Должны быть созданы необходимые усло­вия для работы сотрудников службы, выделены помещения, транспорт, предоставлена компьютерная и оргтехника, программные средства, нор­мативная и справочная базы данных. Важно обеспечить охрану труда, по­вышение квалификации внутренних аудиторов, определить уровень их оплаты в штатном расписании.

Служба внутреннего аудита действует на основании положения, утвер­ждаемого руководителем предприятия или собранием учредителей (акци­онеров). Проект такого положения приведен в прил. 4. На должность руко­водителя и ведущих специалистов службы целесообразно назначать высо­коквалифицированных специалистов с высшим экономическим образо­ванием, опытом бухгалтерской и экономической работы, отсутствием судимости, имеющих аттестат аудитора или профессионального бухгалте­ра-эксперта. Сотрудниками службы могут быть квалифицированные спе­циалисты по другим профилям для осуществления контроля за техноло­гическими процессами производства. Должностные инструкции для внут­ренних аудиторов должны предусматривать общие положения, конкрет­ные должностные обязанности, права и персональную ответственность.

В практической работе служба внутреннего аудита руководствуется за­конодательными и нормативными актами РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями ру­ководителя предприятия, инструкциями, положениями и т. п.

Штат и структура службы зависят от особенностей финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, объема, сложности и условий осу­ществляемых контрольных процедур. Численность и оплата труда работ­ников могут быть предусмотрены в штатном расписании.

Внутренние аудиторы должны выполнять функции, возложенные на них должностными инструкциями. Они обязаны также соблюдать этичес­кие принципы аудиторской деятельности (профессионализм, компетентность, добросовестность, честность, объективность, ответственность, конфиденциальность информации), проводить проверки в соответствии с требованиями стандартов аудита.

Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в со­ответствии с планом внутреннего аудита. Такой план разрабатывает руко­водитель службы, а утверждает руководитель предприятия. Конкретные работы по контролю того или иного объекта выполняются аудиторами в соответствии с программой внутреннего аудита. Программы формируют ведущие специалисты аудиторской службы на основании плана внутрен­него аудита, они утверждаются руководителем этой службы.

Служба внутреннего аудита должна иметь следующие права:

— проверять первичные документы, учетные регистры, планы, сметы
и другие документы по финансово-хозяйственной деятельности;

— знакомиться с учредительными документами, приказами, распоря­
жениями должностных лиц, решениями и протоколами общих со­
браний учредителей, проектами и уже заключенными хозяйствен­
ными договорами;

— обследовать территорию предприятия, складские, производственные,
хозяйственные и служебные помещения, объекты строительства;

— проверять наличие, состояние и сохранность имущества у матери­
ально ответственных лиц;

— требовать проведения и проводить лично полную или частичную ин­
вентаризацию имущества и обязательств предприятия, при необхо­
димости опечатывать сейфы, кассы, склады, архивы и другие места
хранения ценностей и документов;

— наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в
бухгалтерском учете;

— проверять достоверность показателей бухгалтерской и статистичес­
кой отчетности, правильность расчетов и своевременность уплаты
налогов;

[1]

— требовать от руководителей структурных подразделений, сотрудни­
ков администрации необходимые для проверки документы, справ­
ки, расчеты, а также устные и письменные объяснения по возника­
ющим вопросам;

Читайте так же:  Социальное страхование на предприятии

— проводить экспертизу эффективности системы управления и анализ
производственно-хозяйственной деятельности и финансового состо­
яния предприятия;

— подготавливать предприятие к внешнему аудиту и налоговому конт-
ролю, представлять при необходимости имущественные интересы предприятия в суде. Служба внутреннего аудита должна нести ответственность за:

— обоснованность и своевременность представления заключений о со-­
стоянии бухгалтерского учета и отчетности, о достигнутом уровне и
факторах эффективности производственно-хозяйственной и финан-­
совой деятельности, о соответствии учредительных и внутрихозяй­-
ственных документов действующему законодательству;

— обоснованность представленных предложений по улучшению орга­низации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной от­ветственности должностных лиц, программ развития видов деятель­ности, проектов оптимизации производственных затрат, налогооб­ложения, привлечения внешних ресурсов, распределения прибыли;

— правильность консультаций, оказываемых учредителям, руководи­телям, специалистам и работникам аппарата управления предприя­тия по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, налогового и хозяйственного законо­дательства, методам анализа финансово-хозяйственной деятельно­сти и др.

Практика аудита свидетельствует, что на тех предприятиях, где созда­ны и эффективно функционируют службы внутреннего аудита, значи­тельно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 994 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Внутренний аудит.

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Под гл. задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

В свою очередь функции внутренних аудиторов заключаются в:

а) оценке системы внутреннего контроля в части достоверности информации, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений и разработке рекомендаций по улучшению этих систем;

б) анализе и оценке эффек-ти системы управления рисками и предложении методов их снижения;

в) анализе и оценке эффек-ти системы управления организации;

г) оценке экономичности и эффективности осуществляемых организацией операций;

д) оценке соблюдения требований действующего зак-ва, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов организации, определяющих внутреннюю политику, правила, процедуры, целью которой является оценка качества и соответствия созданных систем обеспечения соблюдения требований зак-ва и иных правовых актов и внутренних документов, а также разработка предложений по совершен-ию данных систем;

е) проведении специальных расследований отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях.

Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

Служба внутреннего аудита действует на основании положения, утверждаемого руководителем предприятия или собранием учредителей. В практической работе служба внутреннего аудита руководствуется законами и нормативными актами РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя п/п, инструкциями, положениями и т.п.

Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита. Такой план разрабатывает руководитель службы, а утверждает руководитель предприятия.

Основными характеристиками внутреннего аудита являются:

1. Независимость и объективность. Независимость, как правило, достигается путем разделения функционального и административного подчинения службы внутреннего аудита (административное подчинение руководству, а функциональное – учредителям).

2. Оптимизация и повышение эффективности деятельности организации. Внутренний аудит выполняет не контрольную функцию, а оценочную, он служит для выявления слабых мест в системах управления, внутреннего контроля и управления рисками, для форм-ия рекомендаций по повышению эффективности этих систем и процессов.

3. Предоставление гарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита в областях управления рисками, внутреннего контроля, управления организацией.

Роль внутреннего аудита:

Во-первых, является действенным механизмом оценки эффективности деятельности менеджмента. Внутренний аудит становится мощным инструментом контроля происходящих в организации процессов во всей полноте.

Во-вторых, является механизмом совершенствования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит не только проверяет и оценивает систему внутреннего контроля на предмет ее соответствия поставленным целям и заданным критериям, но и предоставляет рекомендации по ее совершенствованию.

В-третьих, является объективным источником информации. Внутренний аудит становится источником информации, помогающим менеджеру по-новому посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

В-четвертых, является механизмом совершенствования системы управления.

В-пятых, предоставляет гарантии. Учредителям и менеджменту компании необходимо получить гарантии того, что система внутреннего контроля эффективна, сотрудники соблюдают правила и процедуры, руководство получает надежную информацию, активы защищены, риски оцениваются и определены мероприятия по управлению ими, задачи, стоящие перед организацией, успешно выполняются.

В-шестых, нацелен на решение проблем. Внутренний аудит – специально созданный механизм, основной целью которого является поиск и решение проблем, а следовательно, он служит стимулом к внедрению перемен.

Своей аудиторской деятельностью внешние аудиторы оказывают важное воздействие на качество внутреннего контроля, в том числе путем обсуждений с менеджментом и советом директоров или комитетом по аудиту и рекомендаций по улучшению внутреннего контроля.

Внутренний аудит может быть полезен при определении характера, временного графика и масштабов процедур внешнего аудита. Однако внешний аудитор несет исключительную ответственность за подготовку аудиторского заключения по финансовой отчетности. Внешнему аудитору следует получать консультацию и иметь доступ к соответствующим заключениям внутреннего аудита и быть информированным о любом важном деле, которое привлекает внимание внутреннего аудитора и может повлиять на работу внешнего аудитора. Аналогичным образом внешний аудитор обычно информирует внутреннего аудитора о любом существенном деле, которое может повлиять на внутренний аудит.

Читайте так же:  Проценты по займам выданным проводки

Внутренний аудит может подразделяться на следующие виды:

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе хозяйственной деятельности.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической (т.е. в плане оценки совокупности применяемых способов, приемов, технологий управления, осуществляемых процедур) целесообразности (рациональности).

Служба внутреннего аудита действует на основании положения, утверждаемого руководителем предприятия или собранием учредителей. В практической работе служба внутреннего аудита руководствуется зак-ми и нормативными актами РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя предприятия, инструкциями, положениями и т.п.

Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита. Такой план разрабатывает руководитель службы, а утверждает руководитель предприятия.

Служба внутреннего аудита должна иметь следующие права:

-проверять первичные документы, учетные регистры, планы, сметы и другие документы по фин-хоз деятельности;

-обследовать территорию предприятия, складские, производственные, хозяйственные и служебные помещения, объекты строительства;

-требовать проведения и проводить лично полную и частичную инвентаризацию имущества и обязательств предприятия, при необходимости опечатывать сейфы, кассы, склады, архивы и другие места хранения ценностей и документов;

-наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в БУ;

-подготавливать предприятие к внешнему аудиту и налоговому контролю, представлять при необходимости имущественные интересы предприятия в суде и арбитражном суде.

Служба внутреннего аудита должна нести ответственность за:

-обоснованность и своевременность представления заключений о состоянии БУ и отчетности, о соответствии учредительных и внутрихозяйственных документов действующему зак-ву;

-обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, БУ, материальной ответственности должностных лиц, распределения прибыли, создания и использования средств различных фондов и др.;

-правильность консультаций, оказываемых учредителям, руководителям, специалистам и работникам аппарата управления предприятия по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, налогового и хозяйственного зак-ва.

При этом в качестве основного инструмента контроля и гаранта честных отношений между учредителем и наемными менеджерами выступает служба внутреннего аудита. В настоящее время менеджмент уделяет очень мало внимания вопросам организации учета и контроля.

Особую роль играет внутренний аудит в банковской системе, в том числе и в Центр Банке РФ. Внутренний аудит в банке — это независимая, объективная проверка и консультирование, направленные на улучшение деятельности банка. Внутренний аудит помогает банку в достижении его целей, обеспечивая систематическую оценку и повышение качества процесса управления.

Важнейшей функцией внутреннего аудита является независимая оценка системы внутреннего контроля, включая контроль за составлением БФО. Внутренний аудит в свою очередь также должен подвергаться оценке независимой стороны (например, внешних аудиторов, аудиторского комитета).

Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности его создания заключаются в следующем:

· это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

· проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ позволят выявить резервы повышения эффективности производства и определить наиболее приоритетные направления развития организации;

· использование опыта и квалификации внутренних аудиторов позволит сократить расходы на обязательный аудит, не потеряв качества услуг, получаемых финансово-экономическими, бухгалтерскими и иными службами как головной организации, так и ее филиалов и дочерних компаний.

Организация внутреннего аудита на предприятии (стр. 2 из 6)

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо ревизии наличия и правильности оформления всех бухгалтерских документов, внутренний аудитор осуществляет проверку соблюдения административного порядка выполнения директив и приказов, инвентаризации; участвует в сопоставлении с достигнутыми результатами; анализирует информацию в целях разработки мероприятий по совершенствованию организационной структуры предприятия[3] .

Правильная организация системы внутреннего аудита не возможна без осуществления целого комплекса программ — в их числе обеспечение следующих условий:

· разработка проектов организации внутреннего аудита для предприятий (дифференцировано по отраслям и организационно-правовым формам хозяйствования) с четким установлением функций, порядка взаимодействия с другими органами управления и производственными подразделениями, статуса внутреннего аудитора, его обязанностей, ответственности и прав;

· определение квалификационных требований к должности внутреннего аудитора;

· разработка и установление порядка введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;

· разработка программ подготовки и повышения квалификации внутренних аудиторов, создание учебных пособий и организация обучения;

· прогноз потребности в кадрах внутренних аудиторов.

Разделение труда внутренних аудиторов возможно и по следующим признакам:

1) по функциям производства и управления, например, аудит планирования сбыта продукции, аудит денежных расчетов, аудит реализации, аудит поступления сырья и товарно-материальных ценностей для производства, аудит формирования финансовых результатов и т.д.;

2) по конкретной специфике предприятия, например, аудит бухгалтерского учета, аудит менеджмента, аудит маркетинга и т.д.

3) по специализации производства,

4) по структурным подразделениям предприятия, например, аудит транспортного цеха, аудит цеха готовой продукции, аудит материального склада, аудит цеха полуфабрикатов и колбасного производства и т.д.[4]

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности.

Читайте так же:  Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу для фсс

Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии[5] .

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводится более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией[6] .

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Регулярное проведение внутренних аудитов позволяет:

· обеспечить соответствие системы менеджмента требованиям соответствующего стандарта и требованиям, установленным самой организацией в документированных процедурах, стандартах предприятия, инструкциях и другой нормативно-технической документации;

· предоставить уверенность руководству и заинтересованным сторонам в результативности системы менеджмента: внутренний аудит обеспечивает обратную связь, представляя руководству объективную информацию о том, как функционирует система;

[2]

· выявить оперативные проблемы: во время проведения проверки любой системы, аудитор имеет благоприятную возможность для того, чтобы заметить сложности в исполнении системой требований, или проблемы в самой системе, или в процедурах;

· обеспечить обратной связью для проведения корректирующих действий: в ходе внутреннего аудита выявляются несоответствия установленным требованиям, затем разрабатываются и осуществляются корректирующие действия для устранения причин выявленных несоответствий;

· внутренний аудит является действенным инструментом отладки системы на стадии ее внедрения: проведение аудитов на стадии внедрения и подготовки системы менеджмента к сертификации помогает «запустить» систему и выявить, где система дает сбой[7] .

Целью внутренних аудитов не является поиск и наказание виновных. Необходимо донести этот факт до всего персонала организации, поскольку защитная реакция на любые проявления внешнего контроля не способствует получению объективной информации. Опасаясь возможного наказания, сотрудники могут скрывать или искажать необходимые сведения, и в этом случае результаты аудита не предоставят объективной информации о функционировании системы. Важно, чтобы такой подход не был просто декларацией о намерениях. Обманув доверие людей однажды, трудно завоевать его в будущем.

1.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита

Сложности, возникающие на предприятиях, в связи с изменениями как в экономике в целом, так и в хозяйственной деятельности самих предприятий в частности, приводят к возникновению определенных проблем в области аудиторской деятельности. Основными из них являются:

На современном этапе развития аудита в России деятельность подавляющего большинства аудиторов сводится только лишь к проверке достоверности бухгалтерской отчетности. Однако наибольший интерес для клиентов представляет возможность пользоваться услугами аудитора как компетентного советчика. Исходя из того, что интерес клиента это есть платежеспособный спрос на рынке аудиторских услуг, мы можем предположить, что развитие аудита коснется расширения спектра его консалтинговых услуг.

Аудиторские заключения имеют характер пост-фактума, тогда как большинству пользователей (практически всем, кроме государства) требуется еще и анализ перспектив развития предприятия, анализ возможностей его бизнеса[8] .

Указанные проблемы лежат в основе позитивного развития внутреннего аудита, как экономического явления, синтезирующего в своей основе не только контрольные, но и ряд других функций. Это позволяет максимально эффективно решать указанные проблемы на уровне субъектов экономики.

Отличительной особенностью внутреннего аудита является адекватное сложившейся экономической ситуации развитие следующих направлений своей деятельности:

1. Прогнозное направление. Кроме констатации настоящего финансового положения, отчет аудитора должен раскрывать и перспективы развития предприятия.

2. Консультативное направление. Невозможно не отметить роль внутреннего аудитора как консультанта, так как он уже по своему статусу является экспертом в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансового и управленческого анализа и т.д.

3. Аналитическое направление. Под воздействием потребителей информации акценты внутреннего аудиторского процесса смещаются в сторону анализа текущей деятельности организации, с точки зрения присущих ей рисков.

Исследование контрольной, прогностической, консультативной, аналитической функции внутреннего аудита, выявило некоторое смещение приоритетов в сторону больших затрат времени на действия, связанные с аналитическими функциями внутреннего аудита, нежели на процедуры непосредственной проверки, а также на действия, связанные с получением информации.

Под воздействием все более усложняющихся финансово-хозяйственных операций, на аналитические функции внутреннего аудита требуется выделение все большего количества времени. Для достижения экономической эффективности функционирования отдела внутреннего аудита, единственным выходом остается сокращение времени, затрачиваемого на непосредственные аудиторские процедуры. Указанное сокращение времени, при сохранении устойчивых качественных характеристик внутреннего аудита, невозможно без применения компьютерных технологий. Таким образом, тенденция к компьютеризации внутреннего аудита – естественный шаг на пути повышения как его экономической эффективности, так и его качественных и функциональных характеристик.

Читайте так же:  Что включают в себя материальные затраты

Виды, структура и особенности управления службы внутреннего аудита

Внутренний аудит уже прочно вошел в систему контроля за различными процессами организации и деятельностью сотрудников. В развитых странах этот вид аудита сопоставим со своим внешним собратом по контролю, в то же время внутренняя проверка является действенным инструментом, способным повысить эффективность работы компании и исключить вероятные ошибки.

Для внутренних проверок различного уровня в компаниях создаются службы аудита. Они бывают разных видов, обладают определенной структурой и выполняют заданные функции, являясь по сути неотъемлемой частью высокоэффективной компании. Итак, давайте рассмотрим сегодня законы и положения о службе внутреннего аудита и узнаем, кому она должна подчиняться.

Функции службы внутреннего аудита

Для начала давайте определим функции службы внутреннего контроля и аудита. Малые компании с небольшим штатом сотрудников вполне способны обойтись без полномасштабной службы внутреннего аудита, но руководство должно предусмотреть наличие специалиста, проводящего внутренние проверки для исключения ошибок. Крупные корпорации часто имеют несколько служб внутреннего аудита для более эффективной работы.

Также иногда даже большая компания обходится 1 службой ВА, если она в силах выполнять все необходимые функции:

  • Контрольные
  • Консультационные
  • Методологические
  • Информационно-аналитические.

Отчет руководителя службы внутреннего аудита можно скачать здесь.

Отчет руководителя службы внутреннего аудита

Виды служб внутреннего аудита и планирование работы таких служб описаны ниже.

Виды таких субъектов

Законодательно государство обязывает обеспечивать внутреннюю проверку только в области финансовой отчетности. Для этих целей подразумевается создание отдельной службы внутреннего аудита. Всего же часто выделяют три разновидности ВА:

  1. Операционный аудит.
  2. Аудит на соответствие.
  3. Аудит финансовой отчетности.

Каждый из этих видов аудита подразумевает наличие собственных разделов и подвидов.

  • Для этого могут быть созданы отдельные подразделения или дополнительный отдел внутри имеющейся системы менеджмента качества (СМК). Часто именно в эту структуру компании встраивается внутренний аудит.
  • В то же время существует особы отдел — СВК. Это система внутреннего контроля, качественно выполняющая все функции ВА и позволяющая проводить надлежащие проверки на более высоком уровне.

Структура службы внутреннего аудита описана ниже.

Формирование службы внутреннего аудита в бюджетных организациях описано в этом видео:

В целом под службой внутреннего аудита может пониматься и 1 штатная единица, то есть в зависимости от масштаба компании функции контроля иногда возлагаются на единственного сотрудника. Средние и большие компании имеют более разветвленную структуру службы ВА.

Условно выделяют всего 2 звена:

  • Руководитель
  • Специалисты различного уровня.

В зависимости от величины компании для службы внутреннего аудита требуется разное число сотрудников. Это могут быть специалисты из числа работников или привлеченные лица. Помимо этого служба ВА может делиться по 4 основным функциям, создавая отдельные разделы. При этом и основные функции также решают более мелкие контролирующие задачи, что тоже может потребовать наличия отдельного специалиста. Если организация имеет широкую сеть филиалов, то вполне возможно создание службы ВА на каждом из них.

Рабочая документация служые внутреннего аудита рассмотрена в данном видеоролике:

Особенности создания

Главным пунктом при создании службы ВА является приказ или распоряжение руководителя компании. После этого требуется пройти следующие этапы:

  1. Определить цели, задачи и объекты контроля.
  2. Указать четкие функции службы ВА и критерии эффективности работы.
  3. Объединить однотипные функции и создать структуру СВА.
  4. Разработать систему взаимоотношений и распределить обязанности.
  5. Интегрировать службу ВА в систему управления компанией.
  6. Разработать и внедрить внутренние стандарты ВА.

Уже на этапе создания службы ВА возможно изменение ее структуры, определение несоответствия выбранных или привлеченных сотрудников для проведения контроля или появление других организационных нюансов. В ряде случаев требуется уволить участников СВА или даже ее руководителя.

Критерии эффективности деятельности службы внутреннего аудита

О том, как предприятия увольняют руководителя или участников службы внутреннего аудита банка и других организаций, читайте ниже.

Увольнение участников

Для увольнения любого участника СВА необходимы основания. Если для контрольных целей была привлечена сторонняя компания, то допускается расторжение договора по сроку или обоюдному согласию сторон. Создание службы ВА из числа внутренних специалистов усложняет процесс исключения работников из системы контроля.

Служба внутреннего аудита позволяет своевременно выявить ошибки в работе компании, определить более эффективные пути развития и исключить большинство случаев путаницы в документах. Структура СВА зависит от размера компании и может определяться 1-2 людьми или сотнями сотрудников. Во всех случаях процедура создания службы внутреннего аудита и процесс увольнения сотрудников един.

Еще больше полезной информации о службе внутреннего аудита содержится в этом видео:

Что такое внутренний аудит на предприятии: его понятие, функции, виды и этапы проведения

Понятие внутреннего аудита уже прочно вошло в деятельность многих компаний, хотя до сих пор существуют организации не применяющие в своей деятельности контроль. Они ограничиваются формальной проверкой, не задумываясь насколько эффективной может быть планомерная работа внутренних аудиторов.

Что такое внутренний аудит

Давайте для начала разберемся, чем отличается внешний и внутренний аудит. Под внутренним аудитом принято понимать контрольную деятельность, организованную на конкретном экономическим субъекте, проводимую в интересах собственника и регламентированную его документами. По факту ВА своеобразный способ контроля, позволяющий проверять и анализировать деятельность отдельных управленческих процессов и подразделений компании.

Читайте так же:  Заполнение табеля учета рабочего времени

Про государственный внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, аудит по охране труда на предприятии, совершенствование СМК на предприятии ОПК и другие виды проверок читайте ниже.

Внутренний аудит и система внутреннего контроля описаны в этом видео:

Различные виды

В зависимости от решаемых задач внутренний аудит бывает разных видов. Такие проверки могут проводиться все на предприятии или ограничиваться только одной разновидностью.

Часто выделяют такие виды:

  1. Функциональный контроль систем управления.
  2. Организационно-технический аудит работы систем управления.
  3. Контрольная проверка видов деятельности.
  4. Аудит на соответствие обязательным предписаниям.
  5. Проверка должностных лиц на соответствие целесообразности их деятельности.

Эти разновидности контроля являются необязательной деятельностью.

Про необходимость организации внутреннего кадрового (или иного вида) аудита на предприятии расскажем ниже.

Основные функции

В зависимости от конкретных задач организуемого аудита могут отличаться и его функции. Наиболее часто определяются такие функции ВА:
  • Мониторинг, проверка и анализ систем бухучета. Изучение финансовой документации, ее классификация и оценка
  • Изучение законов и изменений в нормативных актах для проверки их соблюдения, а также анализ инструкций, распоряжений и другой внутренней документации компании на соответствие
  • Оценка эффективности и проверка механизмов качества работы отдельных звеньев и подразделений организации
  • Проверка состояния и сохранности имущества компании, оценка наличия всего необходимого для эффективной деятельности, проверка качества ПО и его функциональности
  • Разработка и предоставление рекомендаций по ликвидации выявленных ошибок и недочетов. Общий анализ деятельности и её проверка на соответствие стратегии компании.

Внутренний аудит способен принимать различные формы, необходимые для конкретной компании. Иногда это меняет и задачи, и функции проверяющих. В основном это различные контрольные, информационные, аналитические и консультационные функции различной направленности. В частных случаях функцией ВА может быть даже контроль за деятельностью одного сотрудника или малого рабочего процесса.

Нормативное регулирование

  • Деятельность внутренних аудиторов определена международными (МСВА) и национальными стандартами (ФСАД). На территории Российской Федерации действует закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», рассматривающий основные аспекты работы проверяющих.
  • Также аудиторы должны придерживаться и других законов. К их работе имеют отношение такие документы — ФЗ №115 от 07.08.01 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ № 273 от 25.12.08 «О противодействии коррупции». Также в области финансового аудита действует еще один документ — «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров».
  • Помимо этого допускается разработка и внедрение персональных внутрифирменных стандартов проведения ВА. Они могут быть детализированными и сильно отличаться от федеральных и международных правил, но при этом не должны им противоречить.

Проведение внутреннего аудита — тема следующего видеоролика:

Объекты и субъекты

  • Под объектом внутреннего аудита понимается административное звено, конкретный рабочий процесс или целостных элемент деятельности, подвергшийся контролю. Выбор объекта всегда происходит исходя из цели и разновидности аудита, поэтому может касаться любой сферы деятельности компании.
  • Субъектами ВА являются специалисты, обеспечивающие контрольную деятельность. Качество контроля напрямую зависит от их уровня компетенции, поэтому даже на небольших предприятиях обычно формируется служба ВА, а не организуется работа только одного аудитора.

Служба внутреннего аудита состоит из непосредственных субъектов и их руководителя. Разветвленность структуры службы ВА зависит от размера компании и количества видов деятельности. Для многих эффективных организаций деятельность СВА незаменима, благодаря ее слаженной работе регулярно выявляются недочеты и предлагаются действенные способы ведения работы, что значительно повышает общую эффективность.

Теперь узнаем, как провести внутренний аудит на предприятии, и о подробностях с примерами такой процедуры.

Проведение аудита

Организация и проведение внутреннего аудита всегда начинается с приказа руководства. Часто ВА носит плановый характер и производится в определенные сроки. Проведение контрольной проверки всегда имеет 3 этапа:

На предварительном этапе проводятся все подготовительные работы (в т.ч. чек-лист). Определяются сроки, говорятся документы и выбираются методы контроля. Далее проводится непосредственно аудиторская проверка согласно выбранным методам. После ее проведения необходимо подвести итоги, проанализировать полученные результаты, оформить отчет и выполнить другие завершающие операции.

Важная информация

Еще не все оценили положительный эффект от планомерных внутренних аудитов различных видом. Государство обязало организации проводить контроль только в области финансовой деятельности, но не принуждает проводить проверки в других сферах работы компании. Наличие регулярных внутренних проверок существенно повышает эффективность рабочих процессов, поэтому все больше компаний стараются организовать СВА.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудит действительно является мощным звеном коррекции деятельности всех рабочих процессов. Он способен выявлять недочеты и оценивать общую стратегию компании. Его функции и виды различны, но все они направлены на одно — увеличение эффективности конкретной организации.

Про внутренний аудит и систему СВК (IAAP) расскажет видео ниже:

[3]

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  4. /oli>

    Внутренний аудит на предприятии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here