Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Полезный материал в статье: "Урегулирование задолженности по налогам и сборам" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Статья 15. Финансово-правовое урегулирование задолженности по налогам и сборам

Статья 15. Финансово-правовое урегулирование задолженности по налогам и сборам

Установить, что по решению Правительства Республики Марий Эл может проводиться реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Марий Эл. Порядок и условия проведения реструктуризации устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.

>
Дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам и задолженности по пеням и штрафам.
Содержание
Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. N 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 15. Финансово-правовое урегулирование задолженности по налогам и сборам

Статья 15. Финансово-правовое урегулирование задолженности по налогам и сборам

Установить, что по решению Правительства Республики Марий Эл может проводиться реструктуризация задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Марий Эл. Порядок и условия проведения реструктуризации устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.

>
Дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам и задолженности по пеням и штрафам.
Содержание
Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. N 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 г. № ГД-4-8/[email protected] “Об урегулировании задолженности бюджетных учреждений”

Федеральная налоговая служба в целях совершенствования работы налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов (далее — требование об уплате налога) в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный срок производится взыскание обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с организаций в порядке и сроки, установленные статьями 46 и 47 Кодекса.

Взыскание налога за счет денежных средств на счетах (лицевых счетах), а также электронных денежных средств производится в порядке и сроки, установленные статьей 46 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

В целях обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии со статьей 76 Кодекса.

В случае отсутствия денежных средств, электронных денежных средств на расчетных счетах бюджетных учреждений в банке, при размере недоимки менее 5 млн. рублей, взыскание осуществляется за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах открытых в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации.

При отсутствии денежных средств на счетах в банках, а также при поступлении от органа Федерального казначейства и финансового органа субъекта Российской Федерации уведомления о неисполнении решения о взыскании, налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в порядке, установленном статьей 47 Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации, и не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

1. Не реже одного раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества бюджетных учреждений, главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых они находятся, а также органам региональной власти и местного самоуправления, списки бюджетных учреждений, имеющих задолженность в бюджетную систему Российской Федерации, с указанием суммы задолженности.

Читайте так же:  На кого распространяется действие коллективного договора

2. В целях урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, а также исключения негативных последствий в виде невыплаты заработной платы сотрудникам учреждений, на постоянной основе проводить работу с администрациями субъектов Российской Федерации и иными органами региональной власти и местного самоуправления, путем проведения совместных совещаний по обсуждению складывающейся ситуации по неплатежам в бюджет данной категории должников.

3. Назначить ответственного за исполнением настоящего письма ФНС России заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Территориальным налоговым органам до применения мер по взысканию задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств и приостановления операций по счетам бюджетных учреждений в сроки, предусмотренные Кодексом, необходимо обеспечить обязательное проведение мероприятий, направленных на информирование главных распорядителей бюджетных средств, органов региональной власти и местного самоуправления о неплатежах в бюджетную систему и суммах задолженности в отношении социально-значимых бюджетных учреждений.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко

Обзор документа

НК РФ установлен 3-месячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки (по общему правилу). Взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. С этой целью может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

В случае отсутствия денежных средств на счетах при размере недоимки менее 5 млн руб. взыскание осуществляется за счет денежных средств на лицевых счетах в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Федерации. При поступлении от них уведомления о неисполнении такого решения налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Порядок взыскания задолженности не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений. Однако с учетом их социальной значимости налоговым органам следует не реже раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества госучреждений, главных распорядителей бюджетных средств, региональным и муниципальным органам списки учреждений-должников. На постоянной основе должна проводиться работа с властями по обсуждению ситуации.

Урегулирование задолженности налогоплательщика перед бюджетом.

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Урегулирование задолженности

налогоплательщика перед бюджетом

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ, Кодекс) предусмотрено, что если плательщик не уплачивает налог в установленный законом срок или перечисляет его не в полном объеме, то соответствующие суммы взыскиваются в принудительном порядке. Взыскание производится по решению налогового органа или в судебном порядке.

При наличии у плательщика недоимки инспекция направляет ему требование об уплате налога (п. 2 ст. 69 НК РФ). Он должен исполнить его в течение 10 календарных дней с момента получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае неуплаты налога в указанный в требовании срок, руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять решение о его взыскании за счет денежных средств на счетах плательщика в кредитных учреждениях. Затем в течение одного месяца со дня принятия решения инспекция направляет в банк, в котором открыты такие счета, поручение на списание с них и перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ (пп. 2 и 4 ст. 46 НК РФ). Взыскание налога производится с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на них — с валютных счетов.

Исполнение решения может обеспечиваться путем приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей, которое означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Прекращение операций в данном случае осуществляется в пределах той суммы, которая указана в решении налогового органа.

В настоящее время приостановление операций по счетам не препятствует осуществлению платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст.855 Гражданского кодекса РФ), а также осуществлению операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов.

Еще одним из способов обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества — арест (ст.77 НК РФ).

Арест имущества производится в случае неисполнения плательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Арест имущества может быть полным или частичным. При полном аресте плательщик не вправе распоряжаться арестованной собственностью, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. При частичном аресте организация осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 НК РФ арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества предприятия в соответствии со статьей 47 НК РФ.

В пункте 1 статьи 47 НК РФ прямо установлено, что решение о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента)-организации, индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В трехдневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании за счет собственности плательщика. Судебный пристав должен совершить исполнительные действия и выполнить требования, которые содержатся в постановлении налоговой инспекции, в течение двух месяцев со дня поступления к нему указанного постановления. Это предусмотрено пунктом 4 статьи 47 НК РФ.

Читайте так же:  Авансовый расчет по налогу на имущество за 3 квартал

Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов)-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется в соответствии со статьей 48 НК РФ.

Инспекция вправе в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться с исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Кроме статьи 48 НК РФ судебный порядок взыскания предусмотрен пунктом 2 статьи 45 НК РФ, а именно:

— в целях взыскания налога с организации, которой открыт лицевой счет;

— в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

— с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком, или статуса и характера деятельности этого плательщика.

Помимо мер принудительного взыскания, существуют экономические методы урегулирования задолженности налогоплательщиков перед бюджетом:

— проведение зачетов в погашение задолженности из имеющейся переплаты по другим налогам;

— реструктуризация налоговой задолженности — это основанное на решении уполномоченного органа прекращение долговых обязательств налогоплательщика перед бюджетной системой, с заменой этих долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения;

— единовременное списание сумм налоговой задолженности — предусматривается отдельными постановлениями Правительства РФ или указами Президента РФ;

— изменение срока уплаты налога (изменение срока уплаты налогов осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (статьи 64, 66, 67 НК РФ)).

Одним из важнейших направлений деятельности налоговых органов является осуществление функции уполномоченного органа в делах о банкротстве и обеспечении процедуры банкротства.

Так, в случае неисполнения должником требований РФ в размере, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», налоговая инспекция не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа, либо по истечении 30 дней с получения уведомления о наличии задолженности по денежным обязательствам перед РФ от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. После завершения процедуры банкротства задолженность признается безнадежной к взысканию и списывается в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 15.06.2005 г. N 72н.

Отдел урегулирования задолженности
и обеспечения процедуры банкротства
Управления ФНС России по Тамбовской области

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности

Летом 2010 года в Налоговый кодекс были внесены существенные поправки, которые затронули и процедуры по урегулированию задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Новые нормы уже вступили в силу. Проанализируем, как данные нововведения будут применяться налоговыми органами на практике.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы. Однако эта обязанность не всегда может быть исполнена налогоплательщиком в установленные сроки по причинам как зависящим, так и не зависящим от него. В результате у налогоплательщика формируется задолженность по уплате налогов и сборов.

За период функционирования налоговой службы совокупная сумма задолженности налогоплательщиков приблизилась к 1,5 трлн. руб. В то же время, по сути, любая задолженность может быть урегулирована. К способам урегулирования налоговой задолженности юридических лиц принято относить следующие:

добровольное погашение недоимки;
изменение срока уплаты налога и сбора;
взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;
взыскание недоимки за счет имущества;
применение процедур банкротства;
списание задолженности.

Все названные способы применяются в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, законодательством предусмотрены и «смешанные» способы урегулирования задолженности, например ее реструктуризация, когда при условии погашения части задолженности оставшаяся ее часть списывается. Вместе с тем не все перечисленные способы урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени. Так, практически не использовался такой способ, как изменение срока уплаты налога и сбора. А списание задолженности юридического лица применялось только в случае его ликвидации или, как уже отмечалось выше, при реструктуризации задолженности.

Изменения в правилах урегулирования налоговой задолженности

Летом 2010 года Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) в Налоговый кодекс были внесены поправки, затронувшие в том числе и практически все указанные выше способы урегулирования задолженности. Поэтому Федеральной налоговой службой разработан и утвержден ряд нормативных актов, регламентирующих вопросы реализации указанных новых норм НК РФ. Также в связи с принятием указанных поправок существенно изменится порядок работы налоговых органов в сфере урегулирования задолженности.

Направление требований об уплате налогов по ТКС

В отношении добровольного погашения недоимки изменения коснулись процедуры направления требования об уплате налога. Теперь данное требование может быть направлено по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, срок, в течение которого требование должно быть исполнено, изменен с 10 календарных дней на 8 рабочих дней, что в ряде случаев увеличивает период времени для исполнения налогоплательщиком названных требований.

Читайте так же:  Выписка из госреестра

Законом № 229-ФЗ также предусмотрено, что требования к банку о перечислении налогов в бюджетную систему РФ (в случае неисполнения им обязанности по исполнению платежных документов налогоплательщиков об уплате соответствующих сумм налогов) будут направляться по телекоммуникационным каналам связи, что существенно ускорит их получение кредитными организациями.

Предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов

Другим нововведением Закона № 229-ФЗ, влекущим изменение работы налоговых органов, является конкретизация положений НК РФ о предоставлении отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, а также инвестиционных налоговых кредитов. Низкая налоговая грамотность граждан Российской Федерации нередко становится причиной возникновения ситуаций, когда налогоплательщик, продав свою недвижимость, с изумлением обнаруживает у себя в почтовом ящике уведомление о необходимости уплатить налог на доходы физических лиц либо требование об уплате этого налога. Как правило, к моменту получения такого уведомления денег уже нет, они истрачены на приобретение нового жилья, строительство дома, долевое участие в строительстве многоквартирного дома и т. д.

Получить вычет в связи с приобретением жилья и компенсировать затраты, связанные с необходимостью уплаты НДФЛ, гражданин сможет только через год, когда подаст соответствующую налоговую декларацию и заявление о предоставлении имущественного налогового вычета. Особенно остро данная проблема встает у малообеспеченных граждан и многодетных семей, где на счету каждый рубль и налогоплательщик практически находится перед выбором: заплатить налог или накормить детей.

Благодаря изменениям, внесенным Законом № 229-ФЗ, появилась возможность помочь таким людям, не загонять их в угол, а предоставить им отсрочку по уплате налога на срок до одного года. Этого срока должно хватить, чтобы получить налоговый вычет либо просто снизить финансовую нагрузку данной семьи, возникшую в связи со значительными налоговыми начислениями.

В указанных выше ситуациях решение должно приниматься оперативно и механизм его принятия должен быть более простым. Поэтому полномочия по принятию решений о предоставлении отсрочки по уплате налогов и сборов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, Федеральная налоговая служба возложила на территориальные инспекции ФНС России.

Что касается юридических лиц, то, используя механизм изменения срока уплаты налога (сбора), налоговые органы будут способствовать развитию регионов, отраслей и отдельных предприятий. Это мощный экономический инструмент, который при умелом и правильном его использовании позволит получить от предприятий-должников не только оплату налоговых долгов, но и увеличение налоговых отчислений в дальнейшем. Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется по решению налоговых органов на срок до одного года либо на срок от одного до трех лет (по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет) по решению Правительства РФ.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов (исключение — НДФЛ, уплачиваемый физическими лицами) принимается Федеральной налоговой службой. Для упрощения процесса подачи налогоплательщиками заявления приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected] установлено, что такое заявление подается через управление ФНС России по субъекту РФ. Сделано это для того, чтобы облегчить налогоплательщику процесс сбора и подготовки необходимых документов. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате региональных и местных налогов принимается управлением ФНС России по субъекту РФ.

Решения об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, принимается инспекцией ФНС России по месту жительства данного налогоплательщика. А если сумма налога с указанных доходов превышает 100 000 руб., решение об изменении срока его уплаты принимается инспекцией ФНС России по месту жительства налогоплательщика по согласованию с управлением ФНС России по соответствующему субъекту РФ.

Предоставление инвестиционного налогового кредита

Помимо обращения о предоставлении отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, налогоплательщик может подать заявление о предоставлении ему инвестиционного налогового кредита сроком до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
выполнение организацией государственного оборонного заказа;
осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Решение о предоставлении налогоплательщику инвестиционного налогового кредита принимается:

по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, — ФНС России;
по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам — органами, уполномоченными на это законодательством субъектов РФ;
по местным налогам — управлениями ФНС России по субъектам РФ.
Отметим, что изменение срока уплаты налога является исключительной, а не безусловной мерой по урегулированию задолженности.

Использовать механизмы предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита необходимо только после детального анализа каждого конкретного заявления и только в отношении налогоплательщиков, для которых изменение срока уплаты налога жизненно необходимо, а также при уверенности в возможности погашения задолженности в установленные сроки. При этом изменение сроков уплаты налогов (сборов) не должно препятствовать осуществлению главной функции налоговых органов — наполнению бюджета РФ.

Читайте так же:  Реорганизация в форме присоединения пошаговая инструкция

Изменения в процедурах принудительного взыскания налогов (сборов) и списания задолженности

Изменения, внесенные Законом № 229-ФЗ, коснулись и мер принудительного взыскания налогов и сборов. Данные нововведения направлены прежде всего на повышение налоговой дисциплины. Так, исключено ограничение на срок направления в банки поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов налогоплательщика. Налоговым органам предоставлено право обратиться в суд с иском о взыскании налогов в том случае, когда пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика согласно статье 47 НК РФ (в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога).

Законом № 229-ФЗ упрощена процедура принятия налоговыми органами решений о списании задолженности по налогам, пеням и штрафам. Теперь не требуется специального постановления Правительства РФ, порядок признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания утверждается приказом ФНС России. Также расширен перечень оснований для списания задолженности в соответствии со статьей 59 НК РФ. Добавлены такие основания, как:

принятие судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;
наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Кроме того, в 2010–2011 годах будет списана безнадежная к взысканию задолженность недействующих юридических лиц, это более 200 млрд. руб. Списание задолженности позволит не только уменьшить совокупные размеры задолженности, отражаемые в отчетности налоговых органов, но и провести инвентаризацию задолженности, а также «расчистить» ЕГРЮЛ путем исключения из него недействующих организаций. Если недействующее юридические лицо после списания задолженности вдруг «оживет», материалы о такого рода «привидении» будут незамедлительно передаваться в правоохранительные органы.

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что и в дальнейшем совершенствование законодательства в части взыскания задолженности и реализации процедур банкротства будет способствовать снижению объемов просроченной задолженности.

Колташов Г. В.
Начальник Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса

Педразвитие

Автор: Мордвинова Елена Анатольевна
Должность: студент
Учебное заведение: НГУЭУ
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: научная статья
Тема: «Урегулирование налоговой задолженности в финансовой системе РФ»
Дата публикации: 13.01.2018
Раздел: среднее образование

Урегулирование задолженности по налогам в системе РФ

проблемы взыскания недоимки по налогам и сборам налоговой инспекции .

Ключевые слова: налоговая задолженность, недоимка, возникновение

: The article discusses

theoretical and methodological problems in

collection of arrears of taxes and levies the tax office and foreign experience of

regulation of the tax debt.

[2]

Key words: tax arrears, arrears, the emergence of tax arrears

государства занимает бюджетная система, с помощью которой появляются,

денежные фонды. Источники, которые составляют доходы бюджета любого

уровня и занимают важную долю, являются налоги и сборы, а одним из

существования государства, а также развития общества как в экономическом

обойтись без налогов, т.к. налоги являются составной частью экономики,

которая определяет финансовое благосостояние общества, и одновременно

фактором, воздействующим на экономическое положение в России, а для

выполнения своих функций ему требуется определенная сумма денежных

средств. Опыт нашего государства и мировая практика доказывают, что более

чем 75 % доходов государственного бюджета являются налоговые платежи.

законодательно установленных налогов и сборов – возложена на налоговые

администрируемых налоговыми органами в целом превысила сто миллионов

является важным моментом для перехода к устойчивому развитию, а также к

возрастанию конкурентоспособности товаропроизводителей. Помимо этого,

Видео (кликните для воспроизведения).

понижение налоговой задолженности — это значит пополнение бюджета. На

данный момент особенно важен и трудно разрешим вопрос об организации

налоговыми органами работу, эффективность взыскания задолженности не

всегда приносит желаемых результатов. Поэтому важным условием точного

[1]

формирование основной части бюджета страны,

но на практике налоговые

органы сталкиваются с проблемами на пути решения данной задачи:

Во-первых, это образование у организаций налоговой задолженности,

которая является существенным экономическим фактором.

объем финансовых ресурсов государства.

Анализ литературы по теме внутри научно-исследовательской работы

доказывает, что нынешняя налоговая система в России вызывает большое

количество претензий со стороны предпринимателей, экономистов и простых

часто не оправдываются, т.к. вступившие в силу новые законодательные акты

в области урегулирования налоговой задолженности в большинстве случаях

ее ухудшают, чем совершенствуют, и это не способствует решению проблем.

Следует отметить, что налоговая система РФ развивается в тяжелейших

условиях экономического кризиса. В непростой ситуации она допускает, хоть

потребностью переустройства налоговой системы, построения плана работы

налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности, который

Цель моей работы заключается в изучении процедуры урегулирования

налоговой задолженности в финансовой системе РФ. Для выполнения данной

цели были поставлены следующие задачи:

налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам.

финансовой системе Российской Федерации.

Читайте так же:  Налоговый период по ндс

статистики, метод логики, анализ документов.

Теоретической базой послужили труды Красюков А.В., Нестеров В.В.,

Пронин С.Б. и многие другие.

Понятие «налоговая задолженность» в законодательстве о налогах и сборах

не определено. Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) содержит

только легальное определение недоимки как суммы налога или сбора, не

уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

является основанием образования недоимки. Тем не менее, термин

«задолженность» применяется в НК РФ как в отношении налогов и сборов –

«задолженность по налогам и сборам» (например, п. 4 ст. 49 НК РФ), так и в

основания возникновения налоговой задолженности, как показывает анализ

научной литературе также встречаются термины «налоговая задолженность»,

«задолженность по налогу» (под которой понимается недоимка) и термин

К.Н. Лебедев, рассматривая налоговую задолженность, полагает, что

«задолженность перед бюджетом — это прежде всего недоимки, то есть не

органами финансовые санкции.

задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то

налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке. В

налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как

Большинство руководителей организаций и предприятий считает, что

полное погашение налогов и сборов и успешное ведение своего бизнеса —

невозможно. Во многих случаях подобным руководителям налоговые органы

начисляют значительные суммы и привлекают их к административной, а

также уголовной ответственности, но и в этом случае стараются уклониться

подобные ситуации уклонения ни к чему хорошему не приводят, особенно,

если человек плохо знает законодательные нормы. Но тем не менее, это

происходит часто и большинство руководителей «бросают старые фирмы» и

открывают новые , с чем собственно и нужно бороться.

с б ора м. Причины

экономические и организационно-правовые — это, согласно М.С. Пронин и

С.Б. Пронин, причины возникновения налоговой задолженности . Например,

не достаточная компетентность руководителей организаций, низкий уровень

хорошего технического оборудования в структурных подразделениях нало-

Отсутствие эффективной связи исполнительной и законодательной власти —

еще одна причина. Для точного понимания и осознания, рассмотрим ряд

конкретных проблем налоговой системы.

Во-первых, это усложненность налоговой системы. Данная проблема

состоит в том, что из-за существования многочисленных налогов, которые

однотипны по своим свойствам и почти ничем не отличаются друг от друга,

несвоевременную уплату налога.

налоговый кодекс очень часто вносятся поправки и какие-либо изменения,

И, в-третьих, законодательные и нормативные акты не всегда имеют

функционирования налоговой системы.

аудиторов для ведения налогового и бухгалтерского учета. Так как налоговая

система усложненная. Еще хотелось бы отметить, что из-за слабого контроля

за сбором налогов, происходит уклонение налогоплательщиков от уплаты

большинство предпринимателей считают, что при полной уплате налогов

невозможно построить успешный бизнес. Более 30 % различных компаний

имеет задолженность по налогам и сборам на данный момент.

обстоятельства организационно — управленческого характера:

— задолженность, в виде суммы до начисленных налогов в результате

проведенных мероприятий налогового контроля;

— неуплата текущих платежей;

[3]

Значительный рост налоговой задолженности из-за того, что основная

Задолженность, которая утратила силу, то есть налоговые органы упустили

возможность взыскать ее с налогоплательщика, является самым негативным

фактором в сфере налогового администрирования. Причиной утраты является

статьями 69 и 70 Налогового Кодекса Российской Федерации. Также в статьях

решения о взыскании налога, сбора, пени и штрафа.

изменить срок исполнения налоговой обязанности (при наличии основания)

Однако в случае, когда изменяется срок уплаты налога или сбора, недоимка

не образуется, но вместе с тем создается угроза для бюджетной системы

образованию налоговой задолженности.

Налоговая задолженность, образовавшаяся в связи с изменением срока

исполнения налоговой обязанности, в материальном понимании представляет

собой сумму неуплаченных налогов, сборов, а также сумму начисленных

зарубежного опыта урегулирования налоговой задолженности.

Например, в Китайской народной республике контроль о взимании налогов

регламентируется Законом КНР от 17 марта 1996 года «Об административном

взыскании», Законом КНР «Об управлении взиманием налогов». Закон КНР

«Об управлении взиманием налогов» является актом, который был изменен в

соответствии с настоящими требованиями и принявший модель правовой

регламентации вопросов административной ответственности за налоговые

Основной порядок взыскания, который действует на данный момент на

территории Китая, был законодательно закреплен еще в середине прошлого

столетия, что является большим плюсом, так как благоприятно влияет на

правовых норм, которая не подвергалась коренному изменению, способствует

усилению позиций государства в отстаивании своих законных интересов

перед злостными должниками налогов.

В соответствии со статьей 65 Закона Китайской Народной Республики

«Об управлении взиманием налогов» налоговые органы вправе арестовывать,

опечатывать и выставлять на аукцион имущество, которое не может быть

разделено, если другого имущества налогоплательщика недостаточно для

принудительного исполнения обязанности. Самым суровым наказанием в

отношении налогоплательщика — это лишение лицензии на осуществлении

предпринимательской деятельности, а также конфискация и изъятие счетов.

В соответствии со статьей 51 «О налоге на добавленную стоимость и не

Видео (кликните для воспроизведения).

налогов, то его деятельность приостанавливается на шесть месяцев и, если,

Источники


  1. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.

  2. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.

  3. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
  4. /oli>

    Урегулирование задолженности по налогам и сборам
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here