Учет транспортно-заготовительных расходов

Полезный материал в статье: "Учет транспортно-заготовительных расходов" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

№ и наименование статьи расхода Содержание расхода
1. Расходы по транспортировке Расходы по транспортировке материалов и погрузке их в транспортные средства, подлежащие оплате покупателем сверх продажной цены этих материалов согласно договору купли — продажи поставки и другим подобным договорам, в том числе связанные с оплатой:
  • а) железнодорожных, водных, авиационных и других видов перевозок, включая дополнительные сборы (оплату дополнительных услуг), кроме штрафов;
  • б) доставки материалов от станции, порта, пристани назначения до складов организации и разгрузки их силами и средствами специализированных автотранспортных предприятий и других организаций;
  • в) автомобильных перевозок до склада организации, осуществляемых поставщиком или специализированными автотранспортными предприятиями либо другими организациями, включая плату за провоз тяжеловесных грузов при проезде по автомобильным дорогам общего пользования

2. Наценки снабженческих организаций Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям 3. Таможенные платежи Таможенные пошлины и иные платежи, связанные с импортом материальных ценностей. Оплата за хранение материалов в местах приобретения на железнодорожных станциях, портах, пристанях 4. Оплата за хранение Расходы по содержанию специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных предприятием в местах заготовления (закупки) материалов: аренда, ремонт, отопление и освещение зданий (помещений) 5. Командировки по заготовлению материалов Оплата работникам организации командировочных расходов, связанных непосредственно с заготовкой (закупкой) материалов и доставкой (сопровождением их в организацию) 6. Расходы по таре 1. Стоимость тары, поступившей от поставщиков вместе с поставленной продукцией и оплаченной отдельно сверх стоимости поставленной продукции (кроме сумм предъявленных поставщикам претензий и исков).

2. Суммы, удержанные (взысканные) с отправителя тары тарополучателем при оплате стоимости возвращенной тары в возмещение расходов тарополучателя по очистке, промывке и ремонту тары.

3. Расходы по ремонту возвратной тары, поступившей с поставленными материалами (стоимость израсходованных материалов), за вычетом сумм претензий и исков, предъявленных за повреждение тары поставщику и (или) транспортной организации.

4. Стоимость доставки тары, возвращаемой поставщику или тароремонтной (тарособирающей) организации, если договором (условиями поставки) предусмотрено, что доставка возвратной тары производится за счет таросдатчика, а также в случаях, когда соглашением сторон расходы по доставке возвратной тары распределяются между таросдатчиком и тарополучателем

7. Недостача и порча материалов в пути Недостачи и потери от порчи материалов в пути, исчисленные в договорных ценах, в пределах норм естественной убыли, при доставке материальных ценностей транспортом (силами) организации 8. Содержание заготовительно -складского аппарата Расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов:
  • работников заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов;
  • работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и доставкой (сопровождением) их в организацию;
  • работников складов организации, непосредственно занятых приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов.

Суммы отчислений в единый социальный налог (взнос)

9. Прочие расходы Другие расходы, включаемые в фактическую себестоимость материалов (кроме поименованных выше в статьях 1 — 8)

Примечание к статье расхода 8. Если работники организации, указанные в статье расхода 8, занимаются не только заготовкой, приемкой и отпуском материалов, но и имущества, относящегося к внеоборотным активам, а также полуфабрикатов, комплектующих изделий собственного изготовления, готовой продукции и товаров, то допустимо отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство (расходы на продажу) по соответствующим калькуляционным статьям расходов.

Учет транспортно-заготовительных расходов

«Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2008, N 10

При приобретении товарно-материальных ценностей организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи. Рассмотрим, каким образом в бухгалтерском учете должны отражаться транспортно-заготовительные расходы.

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Указания) фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает, в том числе:

  • стоимость материалов по договорным ценам;
  • транспортно-заготовительные расходы (ТЗР);
  • расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 утверждено Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н.
Утверждены Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н.

Перечень ТЗР установлен п. 70 Указаний. Между тем организация вправе установить более подробный перечень расходов и утвердить его в учетной политике. Примерная номенклатура ТЗР указана в Приложении 2 к Указаниям.

На основании п. 80 Указаний в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов разрешается применять учетные цены. В качестве учетных цен на материалы могут применяться, в частности, договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе ТЗР. Выбранный организацией метод принятия к бухгалтерскому учету приобретенных материалов (по фактической себестоимости приобретения либо по учетным ценам) закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Движение материально-производственных запасов в бухгалтерском учете отражается с использованием счета 10 «Материалы» . При методе учета по фактической себестоимости предполагается, что на этом счете отражаются все затраты, включаемые в стоимость материалов. При использовании метода учетных цен, в частности при учете по договорным ценам, предполагается, что на счете 10 отражается только сумма оплаты, установленная договором поставки материалов.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

При применении учетных цен необходимо определиться с порядком учета ТЗР. Так, в силу п. 83 Указаний транспортно-заготовительные расходы согласно расчетным документам поставщика могут быть отнесены на счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» или на отдельный субсчет счета 10 либо непосредственно включены в фактическую себестоимость материалов (присоединение к договорной цене), что целесообразно в организациях, имеющих небольшую номенклатуру МПЗ. В соответствии с п. 84 Указаний транспортно-заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и (или) материалам, т.е. группе ТЗР для каждого вида (группы) материалов присваивается аналитический признак, который может быть определен предприятием самостоятельно.

Читайте так же:  Розничная торговля на усн

Если приобретение материалов для организации — единичная операция, то, по нашему мнению, наиболее удобным вариантом отражения ТЗР является либо отражение на отдельном субсчете счета 10 по видам материалов, либо присоединение к договорной цене материалов (при соблюдении условий о возможности применения такого вида учета). Конкретный способ учета устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Что касается списания ТЗР при применении учетных цен, то на основании п. 87 Указаний расходы, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов. Механизм списания определен в упомянутом пункте: отклонения в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов списываются пропорционально учетной стоимости материалов исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших в течение месяца (отчетного периода) материалов по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Типовые проводки при применении учетных цен:

Д 10, субсчет «МПЗ группы A» — К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — оприходованы материалы группы A по учетной (договорной) цене;

Д 10, субсчет «МПЗ группы B» — К 60 — оприходованы материалы группы B по учетной (договорной) цене;

Д 10, субсчет «ТЗР по МПЗ группы A» — К 60 — учтены ТЗР, относящиеся к материалам группы A;

Д 10, субсчет «ТЗР по МПЗ группы B» — К 60 — учтены ТЗР, относящиеся к материалам группы B;

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.) — К 10, субсчет «МПЗ группы A» — списаны на расходы будущих периодов материалы группы A;

Д 08 (20, 23 и др.) — К 10, субсчет «ТЗР по МПЗ группы A» — списаны ТЗР по материалам группы A на расходы будущих периодов в соответствии с рассчитанным процентом.

Для облегчения распределения ТЗР в стоимости материалов п. 88 Указаний допускает применение следующих упрощенных вариантов.

2.3. Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

Расходы на хранение материалов

Расходы на содержание заготовительно-складского аппарата

Вознаграждения, уплаченные посредническим организациям, через которые приобретены материалы.

Недостачи и потери от порчи материалов пути в пределах нормы естественной убыли.

Прочие расходы, связанные с приобретением материалов

Способы учета ТЗР определены п. 83-89 методических указаний по МПЗ.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость МПЗ (учитывать эти расходы на тех же субсчетах к 10, что и сами материалы)

целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Отражения на отдельных субсчетах счета 10 (10 – учет ТЗР) При отпуске в производство надо делать запись Д 20 К 10-ТЗР. Расчет записи – аналогично расчету отклонений. Сначала рассчитывается коэффициент = (Cн10-«ТЗР»+ОбД10-«ТЗР»)/(Сн10+ОбД10).

Учета на счете 15.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

2.4. Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок

Если по условиям договора право собственности на приобретенные МПЗ перешло к организации, но сами МПЗ не поступили, они должны приниматься организацией к учету независимо от их местонахождения, то есть независимо от факта поступления на склад.

П. 26 ПБУ 5 – МПЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, учитываются в БУ в оценке, предусмотренной в договоре с последующим уточнением фактической себестоимости. Выделять НДС по таким материалам можно только при наличии счета-фактуры.

По общему правилу, установленному статье 224 ГК РФ, передачей признаётся вручение вещи приобретателю либо сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей.

При импортных операциях порядок перехода права собственности определяется контрактом. В мировой практике передача права собственности обычно увязывается с переходом риска случайной гибели или утраты товаров от продавца к покупателю. Т.о., если право собственности на материалы уже перешло к организации, необходимо отражать эти материалы на балансе покупателя записью Д 10 К 60, при этом в аналитическом учете необходимо открыть субсчета для отдельного учета таких материалов: 10-«Материалы в пути».

Неотфактурованными поставками считаются материалы, поступившие в организацию, но на которые нет документов. При этом, неотфактурованные поставки возможны только при наличии договора между продавцом и покупателем, в соответствии с которым был отгружен товар.

Ст. 484, 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять товар вне зависимости от поступления документов.

Если МПЗ поступили в организацию ошибочно, и с поставщиком этих МПЗ договорных отношений нет, то оснований для учета таких МПЗ на балансе нет. Такие ценности принимаются на забалансовый учет до момента их возврата поставщику.

Нельзя учесть в качестве неотфактурованных поставок и те ценности, которые поступили в соответствии с договором, но право собственности на которые ещё не перешло к покупателю. Правила БУ неотфактурованных поставок регламентируются пунктами 36-41 методических указаний.

Читайте так же:  Правильный счет-фактура

Поступление на склад неотфактурованных поставок оформляется актом о приемке. Для торговых организаций утверждена унифицированная форма ТОРГ-4 – акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика.

Неотфактурованые поставки материалов приходуются на счета учета материалов: либо на счет 10, либо на другие, в зависимости от принятой учетной политики в области учета МПЗ.

После получения расчетных документов по неотфактурованым поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком. Обычно старая сумма сторнируется, а новая отражается по документам.

При получении расчетных документов поставщика бухгалтер обязан:

1. Проверить, не списывались ли неотфактурованые МПЗ на себестоимость в текущем периоде;

2. В случае списания части неотфактурованых МПЗ определить процентную долю материалов, списанных по себестоимости в производство и оставшихся на складе;

3. Скорректировать оценку МПЗ, оставшихся на складе;

4. Отнести на счет 91 сумму дооценки МПЗ, списанных на себестоимость производства.

Если расчетные документы поступили в след. отчетном году после составления отчетности, то учетная стоимость МПЗ не меняется, уточняются расчеты с поставщиком, при этом разница между учетной стоимостью оприходованных МПЗ и их фактической себестоимостью списывается в том месяце, в котором поступили расчетные документы. Уменьшение стоимости МПЗ отражается по дебету счета расчетов и кредиту счета финансовых результатов. Увеличение стоимости МПЗ отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов.

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы — расходы, связанные с приобретением МПЗ, — доставка, страховка, таможенные пошлины, вознаграждение посреднику п. 70 Методических указаний по учету МПЗ, п. 2 ст. 254, ст. 320 НК РФ .

ТЗР по сырью и материалам в налоговом учете включают в их стоимость. В бухучете обычно применяют этот же способ, хотя есть и другие варианты.

Расходы, которые относятся к нескольким видам материалов, распределяют пропорционально их стоимости или количеству.

Организация закупила шурупы на 9 000 руб. и гвозди на 5 000 руб. Стоимость перевозки на одном автомобиле — 3 000 руб.

Распределяем ее между видами материалов пропорционально сумме покупки. В стоимость шурупов включаем 1 929 руб. (3 000 руб. x 9 000 руб. / (9 000 руб. + 5 000 руб.)). В стоимость гвоздей — 1 071 руб. (3 000 руб. — 1 929 руб.).

Д 10 — К 60 Расходы на доставку включены в стоимость шурупов 1 929 руб.
Д 10 — К 60 Расходы на доставку включены в стоимость гвоздей 1 071 руб.

Для ТЗР по товарам есть два основных способа учета. Первый — их включают в стоимость товаров, то есть учитывают так же, как ТЗР по материалам.

Второй способ — в течение месяца все ТЗР учитывают на счете 44 отдельно от других затрат. А по окончании месяца определяют их часть, которая относится к проданным товарам, и списывают ее в расходы Письмо Минфина от 28.10.2015 N 03-03-06/61957 . Бухгалтерские программы делают это автоматически.

Сальдо по субконто «транспортные расходы» к субсчету 44-1 на начало месяца — 300 000 руб., дебетовый оборот за месяц — 700 000 руб. Кредитовый оборот по счету 41 за месяц — 1 500 000 руб., сальдо на конец месяца — 500 000 руб.

Считаем, сколько транспортных расходов приходится на каждый рубль стоимости товаров. Получаем 0,5 руб. ((300 000 руб. + 700 000 руб.) / (1 500 000 руб. + 500 000 руб.)). Значит, на реализованные товары приходится 750 000 руб. (1 500 000, руб. x 0,5 руб.). Включаем эту сумму в расходы. Сальдо по субконто «транспортные расходы» к субсчету 44-1 на конец месяца — 250 000 руб. (300 000 руб. + 700 000 руб. — 750 000 руб.).

IV. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

83. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

  • а) отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
  • б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
  • в) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

84. Транспортно-заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов. Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов приведена в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям. Если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в случаях невозможности их отнесения непосредственно по конкретным видам и (или) группам материалов (например, по расходам, связанным с содержанием заготовительно-складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций и т.п.) допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету «Материалы» или в целом по счету «Заготовление и приобретение материалов».

85. При применении метода учета ТЗР путем присоединения указанных расходов к счету «Заготовление и приобретение материалов» в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сумма отклонений по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме списывается на счет «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

В остатке по счету «Заготовление и приобретение материалов» у организации-покупателя может числиться только стоимость материалов, указанная в расчетных документах поставщика (счет, счет-фактура, платежное требование-поручение и т.п.), на которые от последнего к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили.

Читайте так же:  Добровольные взносы в соцстрах

86. Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.).

87. Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

88. Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:

89. Условный расчет распределения отклонений и транспортно-заготовительных расходов приведен в приложении 3 к настоящим Методическим указаниям.

Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?

ТЗР в бухучете — тема, требующая внимания для большинства коммерческих организаций, поскольку эти затраты могут быть существенны, а способы их учета могут значительно влиять на финансовый результат. В нашей статье вы найдете структурированную информацию по способам учета ТЗР и их распределения.

Что такое ТЗР?

Что такое транспортно-заготовительные расходы? На этот вопрос каждая организация должна ответить для себя самостоятельно, закрепив перечень таких расходов в учетной политике. На помощь в этом вопросе могут прийти некоторые НПА:

  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н) — п. 6;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н) (далее — Методические указания) — п. 70;
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) — раздел «Транспортировка и хранение».

Подробные перечни разных возможных составляющих ТЗР, содержащиеся в указанных документах, ищите в статье «Какими проводками отражаются транспортные расходы?».

Способы учета ТЗР

Как организация будет отражать расходы, сопутствующие покупке МПЗ, также обязательно зафиксировать в учетной политике. Возможен выбор учета ТЗР из следующих вариантов:

  1. С использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
  2. С использованием отдельного субсчета на счетах учета МПЗ 10 «Материалы» или 41 «Товары».
  3. Непосредственно включая в фактическую стоимость МПЗ.
  4. На счете 44 «Расходы на продажу» — только для товаров.

Первые три способа применимы как к закупке материалов, так и к закупке товаров. Они вытекают из требования п. 6 ПБУ 5/01 о том, что расходы на доставку и заготовку входят в фактическую стоимость МПЗ. Кроме того, эти 3 способа перечислены в п. 83 Методических указаний, но речь там идет только о материалах. В то же время в инструкции к Плану счетов (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) в описании 41-го счета говорится о том, что счет 15 для товаров используется так же, как для материалов. Поэтому первые три метода мы объединяем для всех материально-производственных запасов. А вот 4-й метод в силу п. 13 ПБУ 5/01 используется только для товаров. Рассмотрим на примерах применение каждого способа.

ООО «Кассиопея» производит подшипники. Бухучет материалов ведется по плановым ценам. ТЗР включаются в состав отклонений фактической стоимости от плановой. В августе ООО «Кассиопея» закупило 120 т сталепроката по 33 400 руб. за тонну, итого 4 008 000 руб. (вкл. НДС 18% — 611 390 руб.). За доставку этого сырья было заплачено 87 000 руб. (вкл. НДС 18% — 13 271 руб.). Плановая стоимость тонны сталепроката — 27 000 руб.

Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам. Бухгалтерские проводки

В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

  • отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
  • непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации

В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:

  • расходы по погрузке и транспортировке;
  • расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
  • комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);
  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы.

[2]

Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности. Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг).

Таким образом, остается два первых способа отражения ТЗР в учете организации. Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах. Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле:

Коэффициент распределения ТЗР = (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.

Читайте так же:  Можно ли открывать несколько расчетных счетов

Сумма ТЗР к списанию за отчетный период = Расход материалов за отчетный период* Коэффициент распределения /100.

При удельном весе ТЗР не превышающем 10% от учетной стоимости материалов, их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов.

Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов

Учет транспортно — заготовительных расходов

«Бухгалтерский учет», N 14, 2002

Порядок учета транспортно — заготовительных расходов (ТЗР) определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2002 N 119н.

В соответствии с п.5 ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Структура фактической себестоимости включает три составляющие:

суммы, уплачиваемые поставщикам по договору;

транспортно — заготовительные расходы;

расходы на доведение материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

В перечень расходов, включаемых в состав транспортно — заготовительных, входят:

суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

комиссионные вознаграждения посредническим организациям;

таможенные пошлины и сборы;

суммы, уплачиваемые транспортным организациям за перевозку груза;

расходы на погрузку материалов в транспортные средства;

плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях;

расходы на содержание специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;

расходы на командировки, связанные с непосредственным заготовлением материалов;

расходы на содержание заготовительно — складского аппарата организации;

стоимость потерь в пути поставленных материалов в пределах норм естественной убыли;

проценты по кредитам банков и займам, полученным на приобретение материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

иные расходы, непосредственно связанные с процессом приобретения и заготовления материалов.

К иным расходам, в частности, относится разница между учетной и договорной ценой материалов (п.80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов). В качестве учетных цен могут быть приняты: договорные цены, фактическая себестоимость материалов предыдущего отчетного периода (месяца или года), планово — расчетные цены и средняя цена как разновидность планово — расчетной. Предприятие самостоятельно определяет и отражает в учетной политике применение учетных цен и их вид.

Согласно п.83 Методических указаний транспортно — заготовительные расходы могут учитываться с использованием одного из трех вариантов:

на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с последующим их отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

на субсчете «Транспортно — заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы»;

на счете 10 «Материалы», если оценка материалов при их поступлении формируется по фактическим затратам с учетом транспортно — заготовительных расходов.

При третьем варианте говорить об особом учете транспортно — заготовительных расходов по существу не представляется возможным, так как скорее это — способ оценки материалов в бухгалтерском учете без применения учетных цен, то есть по фактическим затратам. В силу того, что такой способ формирования оценки материалов является очень трудоемким и предполагает своевременное наличие достоверной информации о транспортно — заготовительных расходах по каждой отдельной партии материалов, практически он может применяться только на отдельных предприятиях с ограниченной номенклатурой материалов и небольшим количеством отдельных поставок в течение отчетного периода. Данный способ оценки материалов можно эффективно применять при организации количественного учета материалов на складах. Однако п.264 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов предусмотрено применение данной схемы учета и при количественно — суммовом складском учете. На практике при ведении количественно — суммового складского учета материалов применяются учетные цены и схемы синтетического учета по первому и второму вариантам.

Необходимость отнесения расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия на счета учета материалов или отклонений в стоимости материальных ценностей в соответствии с п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» и п.70 Методических указаний обусловливает применение специального собирательно — распределительного счета для отражения всех затрат данного подразделения и последующего отнесения на соответствующие счета учета затрат на приобретение материалов. Представляется целесообразным для этих целей применять счет 23 «Вспомогательные производства». По дебету счета отражаются все затраты, связанные с содержанием данного структурного подразделения, а по кредиту — отнесение данных расходов на субсчет «Транспортно — заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Такой порядок учета расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия позволяет распределить данные расходы по группам материалов.

Возможен и иной вариант учета расходов на содержание структурного подразделения: расходы отражаются непосредственно на счете 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае данные расходы учитываются на самостоятельном субсчете к данным счетам без их распределения по группам материальных ценностей.

[1]

Операции по заготовлению и приобретению материальных ценностей в бухгалтерском учете отражаются следующим образом (табл. 1).

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по операциям приобретения и заготовления материалов

До вступления в действие Методических указаний по учету материально — производственных запасов существовало три основных правила списания транспортно — заготовительных расходов:

списание должно производиться ежемесячно;

списание производится на те счета, на которые списаны материалы;

величина транспортно — заготовительных расходов определяется пропорционально учетной стоимости материалов.

Пунктом 88 Методических указаний определен принципиально новый порядок списания транспортно — заготовительных расходов: транспортно — заготовительные расходы могут в конце отчетного периода сразу списываться на счета учета затрат или продаж (прочих расходов).

Такой порядок учета транспортно — заготовительных расходов может применяться только в том случае, если величина данных расходов не превышает 10% учетной стоимости материалов. Предприятие в учетной политике должно указать, какой способ списания транспортно — заготовительных расходов будет применяться. В силу того, что положения учетной политики в течение одного отчетного года не могут быть изменены, в бухгалтерском учете следует применять только один из способов списания транспортно — заготовительных расходов. Если в течение года доля транспортно — заготовительных расходов увеличилась и превысила 10% учетной цены, то применять способ полного списания транспортно — заготовительных расходов согласно п.88 Методических указаний нельзя. В этом случае предприятие должно распределить сумму транспортно — заготовительных расходов с начала года между материалами, числящимися на складе, отпущенными в производство, реализованными или списанными по иным причинам.

Читайте так же:  Налог на землю и дом для пенсионеров

В Методических указаниях не уточняется возможность применения такого способа по отдельным группам материальных ценностей. Представляется, что поскольку не уточняется порядок применения данного способа, то в том случае, если транспортно — заготовительные расходы учитываются по группам и видам материальных ценностей, то и применение способа списания транспортно — заготовительных расходов единовременно без распределения возможно в том случае, если по всем группам материалов выполняется требование о непревышении величиной транспортно — заготовительных расходов 10% учетной стоимости материалов. Если хотя бы для одной группы такое условие не выполняется, то транспортно — заготовительные расходы распределяются на остаток материалов на складе.

Так, анализ табл. 2 показывает, что на начало отчетного периода применять порядок учета транспортно — заготовительных расходов в целом по материалам не представляется возможным, так как колебания доли транспортно — заготовительных расходов между группами материалов составляют до 10%. В силу того, что в следующем отчетном периоде эти колебания сглаживаются, учет транспортно — заготовительных расходов можно было бы вести в целом по всем материалам. Так как доля товарно — материальных ценностей в учетной стоимости материалов составляет 8%, то есть не превышает 10%, то весь объем транспортно — заготовительных расходов можно было бы списать на счета учета расходов, продаж (прочих расходов). Однако требование о непревышении уровнем транспортно — заготовительных расходов на протяжении всего отчетного года 10% учетной стоимости материалов не соблюдалось, следовательно, данный порядок списания транспортно — заготовительных расходов не может быть применен.

Затраты предприятия на приобретение материалов

Пунктом 88 Методических указаний предусмотрено право предприятий ежемесячно полностью списывать транспортно — заготовительные расходы на увеличение стоимости израсходованных (списанных) материалов, если их удельный вес не превышает 5% учетной стоимости материалов. Однако данный абзац полностью повторяет условие полного списания без распределения ТЗР, если их доля не превышает 10%.

Предприятиям также предоставлено право в отчетном периоде (месяце) списывать транспортно — заготовительные расходы, распределив их по проценту, сложившемуся на начало отчетного периода или по нормативному, закрепленному в плановых калькуляциях. В следующем отчетном периоде бухгалтер должен определить степень соответствия фактических транспортно — заготовительных расходов, подлежащих списанию, и списанных по установленным правилам. Если колебания будут существенными, то необходимо провести корректировку транспортно — заготовительных расходов, списываемых в следующем отчетном периоде. Очевидно, что данный порядок списания транспортно — заготовительных расходов предполагает применение процента или доли транспортно — заготовительных расходов в учетной стоимости материалов в периоде, следующем за периодом определения этого процента (доли). Такой подход представляется целесообразным для формирования отчетности о себестоимости продукции (работ, услуг) в условиях, когда информация о транспортно — заготовительных расходах поступает в бухгалтерию с большим опозданием или затраты на ее определение требуют дополнительного времени (оценка расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия).

Порядок списания транспортно — заготовительных расходов рассмотрим на примере, представленном в табл. 3.

Затраты предприятия на приобретение материалов

В январе транспортно — заготовительные расходы могут быть списаны в сумме, определенной с учетом доли транспортно — заготовительных расходов на начало отчетного периода:

сырье и материалы — 10% от 900 руб. — 90 руб.;

топливо — 20% от 750 руб. — 150 руб.;

инвентарь — 30% от 170 руб. — 51 руб.

Однако с учетом транспортно — заготовительных расходов за январь фактическая их доля составила соответственно 19, 7, 11%. Поэтому в феврале 2002 г. должны быть сделаны корректировочные записи на сумму:

сырье и материалы — дополнительно списать 81 руб. (900 х 19% — 90);

топливо — сторно 97,5 руб. (750 х 7% — 150);

инвентарь — сторно 21,3 руб. (170 х 11% — 51).

Бухгалтерские записи по учету списания транспортно — заготовительных расходов представлены в табл. 4.

[3]

Бухгалтерские записи по списанию транспортно — заготовительных расходов

В соответствии с Методическими указаниями предприятия могут округлять удельный вес транспортно — заготовительных расходов до целых единиц.

Таким образом, предприятие должно внести дополнения в учетную политику по следующим элементам:

вид учетной цены материалов;

возможность учета транспортно — заготовительных расходов без распределения на группы материалов;

возможность единовременного списания транспортно — заготовительных расходов в отчетном периоде на счета учета расходов без их распределения на остаток материалов на складе;

Видео (кликните для воспроизведения).

применение процента распределения, округленного до целых единиц.

Источники


  1. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  3. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
  4. /oli>

    Учет транспортно-заготовительных расходов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here