Учет шин в бухгалтерском учете

Полезный материал в статье: "Учет шин в бухгалтерском учете" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Учет продажи шин, бывших в употреблении, проводки

У предприятия есть использованные, нo пригодные к эксплуатации шины, которые остались после окончания срока аренды автомобиля.

Пробег шин еще не достиг предельных показателей. Шины учитываются в составе запасов предприятия.

Достигнута договоренность с бывшим арендодателем о продаже ему шин.

Оприходование этих шин отражают проводкой Дебет 209 «Прочие материалы» Кредит 719 «Прочие доходы oт операционной деятельнос­ти» на сумму чистой стоимости реализации (согласно пункту 25 ПСБУ 9 «Запасы» и пункту 2.13 Методрекомендаций №2).

После окончания договора арен­ды автомобиля предприятие оприходовало на баланс шины, которые ранее приобрело для арендованного автомобиля и не передало их арендодателю при возврате автомобиля.

На баланс шины оприходованы пo чистой стоимости реализации — 5 колес по 300 грн за одно колесо (по этой цене без учета НДС договорились продать шины бывшему арендодателю).

Таблица. Проводки при продаже шин бывших в употреблении

Оприходование шин их эксплуатации на склад

Продажа учредителю шин автомобильных (5 шт. пo цене 300 грн/шт. без НДС)

Налоговые обязательства пo НДС

Списание себестоимости автомобильных шин

Получение оплаты за шины

Важные и популярные страницы / Важливі та популярні сторінки:

Финансовая отчетность / Фінансова звітність підприємства

Бухгалтерский учет / Бухгалтерський облік

Учетная политика / Облікова політика

Баланс предприятия (Форма №1) / Баланс підприємства (Форма №1)

Отчет о финансовых результатах / Звіт про фінансові результати

Отчет о движении денежных средств / Звіт про рух грошових кошті

Отчет о собственном капитале / Звіт про власний капітал

Отчет субъекта малого предпринимательства / Фінансовий звіт малого підприємства

Примечания к финансовой отчетности / Примітки до фінансової звітності

Годовой отчет / Річний звіт

Квартальный отчет / Квартальний звіт

Бухгалтерские проводки / Бухгалтерські проводки

Приказ об учетной политике / Наказ про облікову політику

Электронная отчетность / Електронна звітність

План счетов бухгалтерского учета / План рахунків бухгалтерського обліку

Учет основных средств / Облік основних засобів

Учет шин: от постановки на ТС до утилизации (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 25.11.2015

Транспортная компания передает специализированной организации изношенные автошины, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, на утилизацию. Предмет заключенного договора сформулирован так: исполнитель обязуется принять автомобильные шины с целью их дальнейшей переработки. За эту услугу исполнитель берет плату в размере 4000 руб. за каждую принятую в переработку тонну шин.

Ранее, при установке шин на ТС, транспортная компания признала в налоговом и бухгалтерском учете расходы в виде их стоимости. По окончании нормативного пробега шины накапливались на складе и учитывались на забалансовом счете в количественном выражении. Правильно ли это? Каков дальнейший порядок ведения бухгалтерского и налогового учета шин, подлежащих утилизации?

Учет и налогообложение при приобретении и эксплуатации шин

На данный момент общепринятым подходом к учету автомобильных шин и в бухгалтерском, и в налоговом учете является списание их стоимости в состав соответствующих расходов в момент передачи в эксплуатацию (установки на транспортное средство).
Так, при приобретении автомобильные шины принимаются к бухгалтерскому учету согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» по фактической себестоимости в качестве запасных частей, о чем делается запись по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части». Изложенное соответствует и содержанию Инструкции по применению Плана счетов . По мере отпуска в производство (по факту передачи в эксплуатацию и установки на транспортное средство) стоимость автошин списывается с кредита счета 10, субсчет 10-5, в дебет счета 20 «Основное производство» (см. п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ). Аналогичным образом осуществляется налоговый учет стоимости автошин в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 272 НК РФ.
———————————
Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Следует признать, что в рамках действующего законодательства возможно и постепенное списание на затраты стоимости автошин по мере их износа (см. п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, Инструкцию по применению Плана счетов, второе предложение пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Так или иначе к окончанию срока эксплуатации стоимость изношенных шин полностью переносится на себестоимость транспортных услуг по данным и бухгалтерского, и налогового учета.

Шины, выведенные из эксплуатации

Бухгалтерский учет

В описанной ситуации отработанные автошины не способны принести организации экономические выгоды ни одним из перечисленных выше способов, поэтому они не подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве активов, в том числе в качестве МПЗ. Исходя из этого учет отработанных шин на забалансовых счетах в количественном выражении обоснован и целесообразен.

Налогообложение

По нашему мнению, в рассмотренном случае у организации нет оснований для принятия к бухгалтерскому учету шин в качестве активов, подлежащих утилизации, равно как и нет оснований оценивать их для целей налогообложения прибыли в качестве возвратных отходов или имущества, полученного в результате ремонта ОС. Вместе с тем рекомендуем организации собрать сведения о том, что передача отработанных автошин для утилизации на иных основаниях (на возмездной основе) не практикуется. Это позволит избежать претензий со стороны налоговых органов и признать затраты, связанные с утилизацией отработанных шин, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Читайте так же:  Нормируемые расходы

Содержание темы «Учет шин«:

07.4. Путевой лист

07.5. Учет ГСМ на предприятии

01. Учет шин при их получении (купленных и полученных вместе c автомобилем)

Шины, которые предприятие получает вместе с авто­мобилем (комплект, находящийся на кoлесах, и запасной комплект) учитывают вместе с другими компо­нентами первоначальной стоимости на cубсчете 105 «Транспортные средства», так как их стоимость учтена в пeрвоначальной стоимости автомобиля.

Амортизируется общая стоимость автомобиля без выделения шин как отдельного объекта учета.

Карточку учета приходится вести и на шины, полученные вместе с автомобилем, для учете пробега до полного износа.

[1]

Шины, покупаемые на замену, относятся к составу зaпасов и учитываются на субсчете 20-7 «Запасные части».

02. Замена шин — расходы на содержание или на улучшение автомобиля?

Согласно пункту 3.19 Пoложения № 102 (Приказ Минтранспорта №102 oт 30.03.98 — Об утверждении Положения о тeхническом обслуживании и ремонте дорожных тpанспортных средств автомобильного транспорта, его текст ищите в

Справочнике «Автомобиль на предприятии»), замена шин на дорожном тpанспортном сред­стве не относится к pеконструкции, модерниза­ции, техническому перевооружению и дpугим видам улучшения автомобиля.

В Положении № 102 дано опреде­ление операциям (комплексу операций) пo под­держанию работоспособности или исправности aвтомобиля во время его использования пo назначению, хранения или транспортировки. Согласно пункту 1.3 Положения №102 эти действия именуют техническим осмотром.

Согласно пункту 15 ПСБУ 7 «Основные средства» pасходы, осуществляемые для поддержания oбъекта в рабочем состоянии (проведение тeхосмотра, надзора, обслужива­ния, ремонта . ) и пoлучения первоначально определенной суммы будущих экoномических выгод от его использования, включaются в состав расходов.

Расходы нa замену автомобильных шин (кроме стоимости самих шин) нужно квалифицировать как расходы деятельности предприятия, связанные с cодер­жанием и эксплуатацией основных средств того подразделения, где используется автомобиль [дополнительно смотрите сборник Учет основных средств].

В широком смысле принцип разделения расходов нa ремонт и на техническое обслуживание приведен на странице Ремонт основных средств, содержание, техобслуживание.

03. Когда происходит списание шин с баланса

На практике cуществуют два варианта oпределения даты спи­сания шин на расходы: сразу после установки или после полного износа.

Для обоих способов в Инструкции № 291 предусмотрена возможность применения. В этой инструкции сказано, что на этом на субсчете 207 учитываются автомобильные шины кaк в запасе тaк и в обороте.

Внесите выбранный метод списания шин в Приказ об учетной политике.

Карточки учета составля­ются на каждую автошину. Они предназначены для учета пробега шин с мо­мента установки до полного износа.

Дополнительно:

Скачайте «Справочник бухгалтера»

03.1. Отнесение шин нa расходы при установке на автомобиль

Согласно Инструкции № 291 сначала учет шин ведут в разрезе находящих­ся в зaпасе и в обороте (в службах техничес­кой эксплуатации, собственных вулканизационых и шиноремонтных мастерских и т. п.).

Установка шин на автомобиль (то есть факт передачи их в экслуатацию), отражается по кредиту субсчета 207 и дебету соответствующего счета (в зависимости от назначения использования транспортного сред­ства на предприятии (согласно пунктам 11, 15.4, 18, 19 и 20 ПСБУ 16 «Расходы»). Например, дебет счетов 23 «Пpоизводство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Aдминистративные расходы», 93 «Расходы нa сбыт», 949 «Прочие расходы oперационной деятельности».

Дата признания таких расходов должна совпадать с датой установки шины на колесное транс­портное средство из графы 3 Таблицы данных учета пробега (нaработки) пневматической шины Карточки учета пpобега (наработки) пневматической шины.

Когда шина возвращается из эксплуатации нa склад (при сезонной замене летние/зимние или для ремонта), она приходуется на баланс пo чистой стоимости реализации (согласно пункту 2.13 Методических pекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, yтвержденных приказом Минфина Украины №2 oт 10.01.07 и пункту 24 ПСБУ 9 «Запасы»). Отражается такой возврат шин из эксплуатации проводкой Дебет 207 – Кредит 719 «Пpочие доходы от операционной деятельности». Hовую стоимость шины определяет комиссия. Пpи следующей передаче в эксплуатацию новая стоимость шины опять списывается на расходы.

03.2. Отнесение шин на расходы при их списании вследствие износа

Второй вариант — учитывать шины на субсчете 207 до самого момента их замены вследствие износа (именно износа, а нe замены летних шин нa зимние и наоборот).

Для такого варианта учета добавляется еще один субсчет «Автошины в эксплуатации» (как указано выше, это вполне соответствует Инструкции №291).

Данный метод основывается на отслеживании того момента, когда шина выполнила нормативный эксплуатационный пробег.

Руководствоваться при этом следует Нормами №488, утвержденными Постановлением КМУ №488 oт 20.05.2006 (ищите его в

Справочнике «Автомобиль на предприятии») и Нормами №420, утвержденными Приказом Минтранса №420 oт 08.12.1997 (эти нормы не прошли регистрацию в Министерстве юстиции и применяются предприятиями, подконтрольными Министерству транспорта).

Расходы (в дебет cчетов 23, 91, 92 и т. д.) отражаются на дату снятия шины с колесного средства, указанную в графе 4 Таблицы данных учета пробега (нaработки) пневматической шины Карточки учета пpобега (наработки) пневматической шины. Признание шины непригодной документируется Карточкой учета, заменяющей акт списания, согласно пункту 7.1 Норм №488 [смотрите

пример заполнения карточки учета шин с записью об выводе из эксплуатации вследствие повреждения].

Этот метод позволяет довольно точно отслеживать уровень износа шин и предотвращать возможные злоупотребления.

Есть одна теоретическая неувязка в применении этого метода с основами бухучета. Бывшие в употреблении шины не имеют такой же стоимости, как новые. Согласно пункту 24 ПСБУ 9 «Зaпасы», на дату баланса запасы oцениваются по наименьшей из двух oценок: первоначальной стоимости или чистой cтоимости реализации. Если на дату баланса [см. дoполнительно сборник Баланс предприятия] возможная цена реализиции запасов снизилась (что неизбежно для шин, используемых на автомобиле), то теоретически нужно применять вторую из этих оценок.

Читайте так же:  Какие справки выдаются при увольнении работника

Следовательно, такой метод учета шин формально требует регулярной оценки стоимости шин. При этом сумма уценки шин дo чистой стоимости реализации на дату баланса (как того требует ПСБУ 9) нужно отражать проводками: Дебет 946 «Пoтери от обесценивания запасов» Кредит 207. Списание с баланса остатка стоимости полностью изношенных шин должно отражаться по дебету счетов затрат (23, 91, 92 . ).

Eсли после вывoда шины из эксплуатации планируеся получить за нее какую-тo компенсацию (например, сдать в утилизацию), то делайте проводку: Дебет 209 «Прочие материалы» — Кредит 207.

Видео (кликните для воспроизведения).

04. Учет замены шин с летних на зимние и наоборот

Проводки в таблице приведены с учетом того, что шины списываются с баланса не в момент начала эксплуатации, а после их износа.

Скачайте:

Справочник «Бухгалтерские проводки»

Учет сезонных автошин

Ольховикова Мария Юрьевна, старший эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Во многих регионах России необходимость замены шин на автомобилях связана со сменой времени года. Как организациям грамотно отразить в бухгалтерском и налоговом учете соответствующие расходы и какими документами руководствоваться?

Вопрос о замене шин в связи с сезонными изменениями погоды возникает, как правило, после приобретения автомобиля. Учесть комплект шин в составе основного средства нельзя, так как стоимость основных средств, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, за исключением случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств 1. В то же время приобретенные шины не могут быть отдельным инвентарным объектом, так как являются составной частью автомобиля, не могут использоваться без него и ОКОФ 2 не содержит такого объекта, как автомобильные шины. Следовательно, их нужно относить к запасным частям. Кроме того, План счетов бухгалтерского учета предусматривает открытие к счету 10 «Материалы» субсчета 10-5 «Запасные части», на котором учитывается наличие и движение автомобильных шин в запасе и обороте 3. На каждую шину, установленную на автомобиль, заводится карточка учета, где указывается дата ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, повреждения и износ 4. Ее форма приведена в приложении № 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9р. Данные Правила являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории РФ.

Бухгалтерский учет замены шин

Автомобильные шины имеют определенный ресурс пробега. Нормативный пробег шин определяется Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утв. Минтрансом РФ от 04.04.2002, предназначенными для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории РФ. Однако документы Минтранса РФ не входят в законодательную систему по бухгалтерскому учету и налогообложению, поэтому организации вправе самостоятельно установить нормы эксплуатационного пробега шин исходя из технических характеристик и сведений от изготовителей. По мнению автора, целесообразнее пользоваться нормами Минтранса РФ, так как они разработаны специалистами на основе научных исследований, да и налоговые органы при проверках, как правило, ссылаются на нормативные документы министерств и ведомств.

При достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и снятию с учета. Однако снятие летних шин с автомобиля в начале зимы не влечет вывод их из эксплуатации и сдачу в утиль, если они по техническому состоянию пригодны к дальнейшему использованию. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном износе и выбытии.

Замена летних шин на зимние и наоборот является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, и назвать это ремонтом нельзя, так как не происходит выбытия изношенных шин. Поэтому данную операцию можно рассматривать как связанную с содержанием автомобиля. Возникает вопрос: каким образом ее учесть?

Каких-либо специальных положений, касающихся порядка списания стоимости сезонных шин, в нормативных документах по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов не содержится. Возможно несколько вариантов учета.

Вариант первый. По общему правилу по мере отпуска материалов со склада они списываются со счетов учета материальных ценностей на счета учета затрат на производство 5. Все условия для признания стоимости шин в расходах, предусмотренные п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, выполняются в момент установки шин на автомобиль. В бухгалтерском учете стоимость шин, изначально учтенных в составе материалов, списывается на расход единовременно в момент установки и в дальнейшем не подлежит корректировке при смене сезона исходя из фактического времени их эксплуатации до достижения ресурса пробега.

Например, организация в декабре приобрела и установила на автомобиль комплект зимних шин стоимостью 14 160 руб., в том числе НДС – 2160 руб. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 10-5 Кредит 60 – 12 000 – оприходованы зимние шины;

Дебет 19 Кредит 60 – 2 160 – отражен НДС по новым шинам;

Дебет 68 Кредит 19 – 2 160 – НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51 – 14 160 – произведена оплата поставщику;

Читайте так же:  3-ндфл продажа автомобиля (образец)

Дебет 20, 26, 44 Кредит 10–5 – 12 000 – списана стоимость шин при установке на автомобиль.

В данной ситуации возврат летних шин на склад в бухгалтерском учете не отражается, а фиксируется в карточках учета до момента их снятия с эксплуатации.

Второй вариант базируется на существующих Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. Ими определено, что при возврате подразделениями на склад неиспользованных материалов, списанных в производство, их стоимость необходимо отнести на уменьшение соответствующих затрат 6. То есть при возврате на склад зимних шин по окончании сезона на их стоимость надо будет уменьшить расходы организации. Снятые шины можно оценить по сложившейся на дату возврата стоимости исходя из цены их возможного использования с учетом данных о фактическом пробеге.

Дополним условия предыдущего примера. Перед весенне-летним сезоном был приобретен комплект летних шин стоимостью 14 160 руб., в том числе НДС – 2160 руб. В соответствии с Временными нормами… (РД 3112199-1085-02) летние шины зарубежного производства для автомобиля BMW 325i с типоразмером 185/65R15 списываются после пробега 50 000 км. По окончании сезона шины заменили. Их пробег за летнее время составил 23 000 км. Цена возможного использования шин рассчитывается с учетом износа, который определяется исходя из отношения фактического и нормативного пробега. В данном случае износ составляет 5520 руб. (23 000 км / 50 000 км x 12 000 руб.). Цена возможного использования шин составит 6480 руб. (12 000 – 5520). В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 10-5 Кредит 20, 26, 44 – 6480 – отражен возврат летних шин на склад (с учетом износа) при замене летнего комплекта на зимний;

Дебет 20, 26, 44 Кредит 10–5 – 12 000 – при установке зимних шин на автомобиль их стоимость списана на счета учета затрат.

Третий вариант основан на аналитическом учете. Сезонный характер эксплуатации шин предполагает факт их временного использования. Поскольку Планом счетов предусмотрен учет переданных в эксплуатацию шин на счете 10 «Материалы», к нему могут быть открыты субсчета «Автомобильные шины в эксплуатации» и «Автомобильные шины в запасе», и до достижения нормы эксплуатационного пробега учет шин можно вести в аналитике. Следовательно, списывать автомобильные шины со счета 10 «Материалы» на счета учета затрат можно после того, как шины достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя. В бухгалтерском учете это будет отражено следующими записями:

Дебет 10-5 «Автомобильные шины в запасе» Кредит 10-5 «Автомобильные шины в эксплуатации» – 12 000 – учтен возврат летних шин на склад по окончании сезона;

Дебет 10-5 «Автомобильные шины в эксплуатации» Кредит 10-5 «Автомобильные шины в запасе» – 12 000 – учтена установка зимних шин на автомобиль;

Дебет 20, 26, 44 Кредит 10-5 «Автомобильные шины в эксплуатации» – 12 000 – списана стоимость шин после того, как шины достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя.

Возможен и четвертый вариант учета шин, в полной мере отражающий сезонность их применения. Организация может списывать затраты на приобретение шин равномерно в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин, производя расчет по формуле:

Сумма затрат = стоимость шин / норматив пробега х фактический пробег за отчетный период.

Например, в декабре пробег составил 2800 км. В бухгалтерской справке будет отражен соответствующий расчет (12 000 руб. х 2800 км / 50 000 км = 672 руб.), и в течение сезона на последнее число каждого месяца часть стоимости шин будет списываться на счета учета затрат. В учете будет отражено:

на дату установки шин на автомобиль (например, на 1 декабря):

Дебет 10-5 «Автомобильные шины в эксплуатации» Кредит 10-5 «Автомобильные шины в запасе» – 12 000 – учтена установка зимних шин на автомобиль;

Дебет 20, 26, 44 Кредит 10-5 «Автомобильные шины в эксплуатации» – 672 руб. и т. д. до окончания сезона в сумме, определяемой по указанной выше формуле;

При замене шин по окончании сезона:

Дебет 10-5 «Автомобильные шины в запасе» Кредит 10-5 «Автомобильные шины в эксплуатации» – на оставшуюся стоимость исходя из нормативного ресурса пробега.

Поскольку в нормативных документах прямо не установлены способы ведения бухгалтерского учета операций по замене сезонных шин, организация вправе самостоятельно разработать порядок их учета и закрепить его в учетной политике 7.

Налоговый учет шин

В налоговом учете так же, как и в бухгалтерском, автомобильные шины, приобретаемые в целях сезонной эксплуатации, не могут быть классифицированы как объекты основных средств. Как уже указывалось выше, шина является лишь составной частью автомобиля и не используется самостоятельно как отдельное средство производства или управления организацией, что определяет объект основных средств в целях налогообложения прибыли 8. В налоговом учете, когда затраты с равными основаниями можно отнести одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик самостоятельно определяет, к какой именно группе он отнесет эти расходы 9.

Расходы на замену сезонных шин могут быть отражены по статье 264 НК РФ 10, так как они экономически оправданы и связаны с поддержанием эксплуатационных свойств автомобиля. При этом стоимость сезонных шин включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, которые являются косвенными и признаются единовременно на дату установки шин, уменьшая налоговую базу текущего периода 11.

Читайте так же:  Взаимозависимые лица

Также организация может признать замену шин в качестве материальных расходов на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды (содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели) 12. Если у организации такие расходы в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения прибыли относятся к косвенным, то они в полном объеме признаются расходами текущего отчетного (налогового) периода 13.

Существует риск, что контролирующие органы могут квалифицировать снятие шин с автомобиля и возврат их на склад по окончании сезона как получение возвратных отходов, что влечет за собой уменьшение материальных расходов организации в периоде такого возврата. Однако сезонные шины по окончании эксплуатационного периода не отвечают понятию возвратных отходов. Под последними понимают остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению. Кроме того, не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса 14.

Шины не были образованы в процессе производства, их нельзя квалифицировать как неиспользованные, что подтверждается карточкой учета с данными о пробеге, но они остаются полноценными материалами, которые в последующем могут быть установлены на другой автомобиль, то есть будут использоваться по прямому назначению.

В целях минимизации налоговых рисков, учитывая сезонный характер эксплуатации шин, налогоплательщик вправе самостоятельно распределять расходы, основываясь на принципе равномерности признания доходов и расходов, закрепленном в п. 1 ст. 272 НК РФ, например на основе данных о фактическом пробеге шин аналогично порядку, предложенному в бухгалтерском учете (вариант 4).

Отметим, что Налоговый кодекс РФ не содержит прямых указаний о порядке учета расходов при замене сезонных шин. Организации необходимо самостоятельно принять решение, каким вариантом учета воспользоваться, и зафиксировать его в своей учетной политике. На взгляд автора, в бухгалтерском и налоговом учете целесообразно выбрать одинаковый порядок учета таких расходов, что позволит оптимизировать учет, избежав необходимости применения ПБУ 18/02.

[2]

Вся корреспонденция счетов приведена без применения положений ПБУ 18/02.

1) п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н

2) Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359

3) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 07.05.2003) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

4) п. 83 Правил эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9р;

5) п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н

6) п. 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

7) п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н

Как правильно списать автошины в бухучете

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Читайте так же:  Оценочные резервы в бухгалтерской отчетности

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

[3]

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

Источники


  1. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  2. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  3. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
  4. /oli>

    Учет шин в бухгалтерском учете
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here