Трансфертное ценообразование

Полезный материал в статье: "Трансфертное ценообразование" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Трансфертное ценообразование (подборка материалов)

Трансфертное ценообразование (подборка материалов) — сборник материалов, статей, терминов, примеров и разъяснений.

Трансфертное ценообразование — 1) установление цены по сделкам внутри группы взаимозависимых лиц; 2) специальные правила налогообложения таких сделок

Анализируемая сделка — сделка между взаимозависимыми лицами, которая подлежит проверке налоговым органом по вопросу трансфертного ценообразования. Налоговый орган вправе провести сопоставление условий анализируемой сделки со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

Ассоциированные предприятия — иностранное и российское предприятия признаются ассоциированными, если одно из них прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого, или одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия обоих предприятий.

Аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Взаимозависимость по суду — признание лиц взаимозависимыми на основании решения суда.

Взаимозависимые лица — лица особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Внутренние сопоставимые сделки — сопоставимые с анализируемой сделки налогоплательщика с лицами, не признаваемые взаимозависимыми.

Группа однородных сделок — группировка сделок, признаваемых однородными, допускаемая НК РФ. Применяется по отношению к контролируемым сделкам.

Добровольная взаимозависимость — признание лиц взаимозависимыми самостоятельно, при отсутствии прямых признаков, указанных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Документация в целях налогового контроля — так называют документацию, которая представляется налогоплательщиком по контролируемым сделкам, по требованию налогового органа. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля регулируется статьей 105.15 НК РФ.

Доля участия в организации — доля, выраженная в процентах, от 100% голосующих акций или долей в уставном (складочном) капитале организации, принадлежащая лицу.

Затратный метод — метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Идентичные товары (работы, услуги) — товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

Извещение о контролируемых сделках — документ, которым налоговый орган, осуществляющий проверку информирует орган ФНС РФ, осуществлящий налоговые проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, о выявленных контролируемых сделках, которые не были заявлены налогоплательщиком в Уведомлении о контролируемых сделках.

Интервал рентабельности — интервал значений рентабельности (между минимальным и максимальным значением), который используется для определения рыночной цены для целей налогообложения по сделкам с взаимозависимыми лицами (контролируемым сделкам). Расчет интервала рентабельнсти используется при некоторых методах определения рыночной цены для целей налогообложения.

Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (Источники информации о рыночных ценах) — перечень источников информации, которые допускается использовать налоговым органам при налоговых проверках сделок между взаимозависимые лицами, а также самими налогоплательщиками для представления документации о контролируемых сделках.

Квартиль — в статистике три точки выборки, которые делят ее на четыре равные группы значений.

Контролируемые сделки — сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (указаны в п. 1 ст. 105.14 НК РФ), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) — предусмотренные налоговым кодексом России методы, применяемые для определения рыночной цены (для целей налогообложения) по контролируемым сделкам.

Метод распределения прибыли — метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Метод сопоставимой рентабельности — метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Метод сопоставимых рыночных цен — метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Метод цены последующей реализации — метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

[1]

Налоговые проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами — особый вид налоговых проверок, которыми налоговый орган проверяет уплату налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Регулируются ст. 105.17 Налогового кодекса России.

Обратная корректировка — корректировка цены для налогообложения другой стороной контролируемой сделки, если первая сторона сделки, после проведения корректировки ее цены сделки для целей налогообложения налоговым органом или самостоятельно, впоследствии изменила первоначальную корректировку цены.

Однородные сделки — сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные товары) (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. Термин применяется в области трансфертного ценообразования.

Однородные товары (работы, услуги) — товары (работы, услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми.

Операционная рентабельность — вид рентабельности, который включает в себя: Рентабельность продаж; Рентабельность затрат; Рентабельность коммерческих и управленческих расходов; Рентабельность активов.

Офшор (Оффшор) — государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Правило вытянутой руки (arm’s length principle) — цена сделки считается соответствующей правилу (принципу) вытянутой руки, если эта цена рыночная.

Презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен — принцип, означающий, что цена сделки для целей налогообложения признается рыночной, если налоговым органом не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога.

Разовая сделка — сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

Рентабельность — показатель прибыльности (сделки, проекта, организации). Определяется как отношение, выраженное в процентах прбыли к выручке (себестоимости и т.д.).

Рынок товаров (работ, услуг) — сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории

Рыночная цена — цена, применяемая в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

Самостоятельная корректировка цены по контролируемой сделке — самостоятельный учет цены для налогообложения по контролируемой сделке исходя из рыночного уровня, а не фактической суммы сделки

Сделка — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами — сделки, указанные в п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса России (Сделки через технических посредников, Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, Сделки с офшорами).Сопоставимые сделки — сделки сопоставляемые с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.

Читайте так же:  Сколько хранить документы после ликвидации ооо

Симметричные корректировки — корректировка (как правило, уменьшение) налоговой базы другой стороной контролируемой сделки, если налоговый орган произвел доначисление налогов по контролируемой сделке, исходя из рыночной цены.

Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения — соглашение, которое заключает российская организация с Федеральной налоговой службой России по поводу ценообразования для целей налогообложения.

Сопоставимые сделки — сделки сопоставляемые с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.

Сопоставляемые сделки — сделки, сторонами которых не являются взаимозависимые лица, которые применяются для определения рыночной цены анализируемой сделки

Тестируемая сторона — сторона сделки (налогоплательщик) рентабельность которой сопоставляется с рыночным интервалом рентабельности при применении метода сопоставимой рентабельности

Товары мировой биржевой торговли — перечень товаров, определенный п. 5 ст. 105.14 НК РФ. Сделки с товарами мировой биржевой торговли приравниваются к контролируемым сделкам, если их сумма превышает предел, установленный п. 7 ст. 105.14 НК РФ.

Трансфертная цена — цена, установленная по сделке между взаимозависимыми лицами.

Трехуровневая документация ТЦО — документация по трансфертному ценообразованию, которая представляется международными группами компаний.

Уведомление о контролируемых сделках — форма налоговой отчетности, которой налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Предусмотрена ст. 105.16 НК РФ.

Функциональный анализ — анализ функций, рисков, распределение ответственности между сторонами сделки, который проводится в целях определения интервала рыночной цены для целей налогообложения (Трансфертное ценообразование)

Экономическая взаимозависимость — признание лиц взаимозависимыми на основании экономической зависимости одного лица от другого или на основании явно нерыночных условий сделок между ними.

Country-by-country reporting — отчетность транснациональной компании, который раскрывает информацию о результатах ее деятельности во всех странах, где она оперирует.

Трансфертное ценообразование

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — (англ. Transfer Pricing) термин налогового законодательства ряда государств и международного налогового планирования, означающий использование трансфертных цен в сделках между взаимозависимыми лицами или при поставках товаров, услуг или… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Дело ЮКОСа — Дело ЮКОСа часто употребляющееся название начавшихся в 2003 г. событий, связанных с уголовным преследованием основных совладельцев российской нефтяной компании «ЮКОС» М. Ходорковского и П. Лебедева, ряда сотрудников компании и… … Википедия

Европейская организация налоговых администраций — (анг. The Intra European Organization of Tax Administration, IOTA) межправительственная международная организация, основанная на членстве налоговых администраций. Содержание 1 История 2 Членство 3 … Википедия

Morison International — Тип Международная ассоциация компаний партнеров Год основания 1990 … Википедия

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налоговое планирование — (Tax planning) — установление отношений между компанией или отдельными ее подразделениями с партнерами и контрагентами, которые позволяют наиболее полно использовать налоговые льготы (напр., переводить максимум прибыли в регионы с… … Экономико-математический словарь

Народная бухгалтерская энциклопедия — Добро пожаловать в НАРОДНУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ на КЛЕРК.РУ энциклопедию, в создании и развитии которой может участвовать каждый пользователь сайта Клерк.Ру. Здесь размещается справочная информация для бухгалтеров и предпринимателей,… … Бухгалтерская энциклопедия

Народная бухгалтерская энциклопедия — Добро пожаловать в НАРОДНУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ на КЛЕРК.РУ энциклопедию, в создании и развитии которой может участвовать каждый пользователь сайта Клерк.Ру. Здесь размещается справочная информация для бухгалтеров и предпринимателей,… … Бухгалтерская энциклопедия

налоговое планирование — Широкий спектр мер и выбор способа учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия, включая мониторинг законодательства, создание новых организационно правовых структур, переоценку основных средств и т.п.… … Справочник технического переводчика

ТЦ — технический центр техн. ТЦ телевизионный центр Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ТЦ Топкинский цемент ООО г. Топки … Словарь сокращений и аббревиатур

Что такое трансфертное ценообразование?

Трансфертная цена – это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Деятельность по установлению цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2012) Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен Разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», предусматривающим полномочия ФНС России по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

Положения Раздела V.1 Кодекса находятся в тесной взаимосвязи с подходами, заложенными в Руководстве ОЭСР (OECD Transfer Pricing guidelines 2010), которые широко используются в практике работы ведущих зарубежных налоговых администраций.

Трансфертное ценообразование

Область применения (контролируемые сделки)

Изменения, внесённые в Налоговый Кодекс, существенно сокращают перечень сделок, к которым применяются правила трансфертного ценообразования. Новые правила трансфертного ценообразования, по сути, применяются к сделкам между взаимозависимыми лицами. В список контролируемых сделок также включены внешнеторговые сделки с природными ресурсами, такими, как нефть, металлы, и минеральные удобрения, и сделки с лицами, местом регистрации или местом налогового резидентства которых являются государства, включённые в так называемый «чёрный список» (согласно перечню Министерства Финансов России), если общая сумма доходов по таким сделкам за год превышает 60 млн. руб.

На территории России правила трансфертного ценообразования применяются только к сделкам между взаимозависимыми лицами. По общему правилу, действие правил трансфертного ценообразования распространяется на сделки между взаимозависимыми лицами на внутреннем рынке только в том случае, если общая сумма таких сделок превышает 3 млрд. руб. (2 млрд. руб. в 2013 г.; 1 млрд. руб. в 2014 г.). К некоторым сделкам между взаимозависимыми лицами на внутреннем рынке применяются более низкие пороговые значения, например, к таким как сделки с лицами, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход. Правила трансфертного ценообразования применяются к таким сделкам, если общая сумма доходов по сделке за год превышает 100 млн. руб.

Правила трансфертного ценообразования вообще не применяются к определённым сделкам, таким, как сделки на внутреннем рынке между участниками одной консолидированной группы (после того как будут приняты изменения к Налоговому Кодексу, вводящие понятие консолидированной группы).

Таким образом, правила трансфертного ценообразования всегда применяются к международным сделкам между взаимозависимыми лицами, тогда как к сделкам между взаимозависимыми лицами на внутреннем рынке они применяются только в том случае, если общая сумма сделок превышает вышеуказанные пороговые значения.

Взаимозависимые лица

По сравнению с ранее действовавшими новые правила трансфертного ценообразования расширяют перечень взаимозависимых лиц. Согласно ранее действовавшим правилам, сделка признавалась сделкой между взаимозависимыми лицами, если доля участия одной стороны в другой составляла более 20%, или если стороны являлись физическими лицами, подчиненными одно другому по должностному положению, или состоящими в родственных или брачных отношениях.

Читайте так же:  Списание кредиторской задолженности при ликвидации кредитора

Согласно новым правилам, нижеуказанные сделки признаются сделками между взаимозависимыми лицами:

  • сделки между сторонами, доля участия одной из которых в другой составляет более 25%;
  • сделки между сестринскими компаниями, если доля участия в них их общей материнской компании составляет более 25%;
  • сделки между компанией и лицом, имеющим полномочия по назначению её генерального директора или по меньшей мере 50% состава её совета директоров (наблюдательного совета);
  • сделки между компаниями, в которых их генеральный директор или по меньшей мере 50% состава их совета директоров (наблюдательного совета) были назначены по решению одного и того же лица;
  • сделки между компаниями, в которых более 50% состава их совета директоров (наблюдательного совета) составляют один и те же физические лица или их близкие родственники;
  • сделки между компанией и её генеральным директором;
  • сделки между компаниями, в которых полномочия генерального директора осуществляет одно и то же лицо;
  • сделки внутри цепочки компаний (включая физических лиц), где доля участия каждого предыдущего лица в каждой последующей компании составляет более 50%.

Как и прежде, суды имеют право признавать стороны взаимосвязанными по иным основаниям, если отношения между ними являются такими, что одна из сторон может оказывать влияние на решения, принимаемые другой стороной.

Рыночные цены

Ранее действовавшие правила трансфертного ценообразования определяли ценовой интервал, в пределах которого применяемые цены признавались рыночными (своего рода «зона безопасности»). Цены признавались рыночными до тех пор, пока они не отклонялись более чем на 20% от цен, применяемых независимыми лицами на рынке («рыночная цена»). Новые правила отменяют действие такого интервала и, по общему правилу, требуют, чтобы цены, применяемые в контролируемых сделках, соответствовали уровню цен, применяемых независимыми лицами на рынке в отношении сопоставимых сделок. Новые правила также вводят порядок расчёта такого уровня цен (ценового интервала), в пределах которого следует устанавливать цены на товары и услуги.

Для выявления сопоставимых сделок и определения уровня рыночных цен следует проводить так называемый функциональный анализ и применять определённые методы трансфертного ценообразования.

Источники информации

В новых правилах трансфертного ценообразования указываются источники информации, которые могут использоваться при анализе соответствия применяемых цен рыночным ценам. К таким источникам информации относятся:

  • сведения о ценах и котировках российских и иностранных фондовых и товарных бирж;
  • таможенная статистика;
  • сведения, содержащиеся в официальных источниках информации государственных органов, сведения из официальных источников, подготовленных иностранными государствами или международными организациями, а также сведения о ценах из иных аналогичных общедоступных информационных систем;
  • данные информационно-ценовых агентств;
  • сведения о сопоставимых сделках компании;
  • финансовая и статистическая отчётность компаний;
  • сведения от независимых оценщиков.

В дополнение к вышеуказанному, компании вправе использовать иные сведения, необходимые для определения рыночной цены в соответствии с требованиями применяемого метода трансфертного ценообразования.

Документация по трансфертному ценообразованию

Согласно новым правилам, налогоплательщики обязаны вести так называемую документацию по трансфертному ценообразованию, но только в том случае, если общая сумма доходов от контролируемых сделок, заключённых с одним и тем же лицом, превышает 100 млн. руб. (80 млн. руб. в 2013 г.; пороговое значение отменяется с 1 января 2014 г.).

Правилами не устанавливается конкретная форма такой документации, но регулируется её содержание. Документация по трансфертному ценообразованию должна, среди прочего, содержать следующие сведения:

  • сведения о деятельности сторон контролируемых сделок;
  • перечень лиц, с которыми совершены контролируемые сделки;
  • описание сделки, включая её условия, описание методики ценообразования, условия и сроки осуществления платежей и иные сведения;
  • функциональный анализ сведений о лицах, являющихся сторонами сделки, с указанием осуществляемых функций и принимаемых ими рисках;
  • обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;
  • указание на используемые источники информации;
  • сведения о сумме полученных доходов / сумме произведённых расходов в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности; расчёт интервала рыночных цен; а также
  • сведения о произведённых налогоплательщиком корректировках суммы налога (в случае их осуществления).
Видео (кликните для воспроизведения).

Документация по трансфертному ценообразованию должна также содержать иные сведения, которые оказали влияние на цену, применённую в сделке.

Налоговые органы вправе требовать у налогоплательщиков предоставления соответствующей документации по трансфертному ценообразованию. Налогоплательщики обязаны предоставлять такую документацию в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования. Однако налоговые органы не вправе требовать предоставления такой документации ранее 1 июня следующего года.

Отчётность по трансфертному ценообразованию

Согласно новым правилам, налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы отчётность по контролируемым сделкам, заключённым с одним и тем же лицом, если годовой доход по таким сделкам превышает 100 млн. руб. (80 млн. руб. в 2013 г.; пороговое значение отменяется с 1 января 2014 г.) не позднее 20 мая следующего года. В такой отчётности следует указывать календарный год, к которому она относится, предмет сделки, сведения о сторонах сделки, а также сведения о доходах, полученных от сделок.

Проверка трансфертного ценообразования

Новый закон предоставляет налоговым органам право проводить специальные проверки трансфертного ценообразования в целях контроля за надлежащей уплатой налогов. Как правило, срок проведения таких проверок не может превышать шести месяцев, однако в исключительных случаях налоговые органы вправе продлить его до 21 месяца.

Бремя доказывания

Хотя налогоплательщики обязаны вести документацию и составлять отчётность, бремя доказывания лежит на налоговых органах, и именно налоговые органы обязаны доказать, что применяемая цена не соответствует рыночной.

Симметричные корректировки

В случае доначисления налоговым органом налога в отношении стороны сделки в связи с неприменением рыночных цен, другая сторона сделки вправе осуществить соответствующую корректировку своей суммы налога, т.е. на практике уменьшить сумму налога. Тем не менее, такие симметричные корректировки применяются только к сделкам на внутреннем рынке.

Соглашения о ценообразовании

Новый закон о трансфертном ценообразовании также вводит понятие соглашения о ценообразовании. Соглашение о ценообразовании заключается между налогоплательщиком и налоговыми органами. Предметом соглашения о ценообразовании является порядок определения цен, применяемых в контролируемых сделках. Возможность заключения соглашений о ценообразовании предоставлена только так называемым крупнейшим налогоплательщикам. Налогоплательщик обязан уплатить государственную пошлину в размере 1,5 млн. руб. за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании.

Штрафы

В случае несоответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам налоговые органы вправе включить в налогооблагаемый доход налогоплательщика доход, который он получил бы в случае применения рыночных цен.

С 2014 г. штраф в размере 20% неуплаченного налога взимается с налогоплательщиков, не применяющих рыночные цены. С 2017 г. размер штрафа составить 40%; однако если нарушение относится к 2014-2016 финансовым годам, то применяется штраф в размере 20%.

Постоянное представительство

Новые правила также касаются налогообложения постоянных представительств и предусматривают, что доход постоянного представительства должен определяться с учётом выполняемых им функций, принимаемых рисков и используемых активов.

Читайте так же:  Как составить опись документов

В случае возникновения вопросов, касающихся новых правил трансфертного ценообразования, мы будем рады на них ответить, а также оказать Вам содействие в применении новых правил трансфертного ценообразования.

Трансфертное ценообразование

Оглавление журнала

      В экономике России доминируют крупные холдинговые структуры (финансово-промышленные группы), которые создают большую часть внутреннего продукта, обеспечивают налоговые поступления в бюджет и формируют мнение о российской экономике за рубежом. Построение эффективной системы управления — важнейшая задача для отечественных холдингов, от решения которой в конечном счете зависит их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Понимание задач и методов трансфертного ценообразования как одного из инструментов системы управления в холдингах представляется важным звеном в этом процессе.

Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одного предприятия, входящего в холдинг, потребляется другим предприятием холдинга, и в первую очередь характерно для вертикально интегрированных холдинговых структур.
Трансфертное ценообразование должно быть направлено на решение следующих задач:

  • предоставлять информацию руководителям предприятий для принятия обоснованных экономических решений;
  • обеспечивать согласованность целей предприятий и группы в целом;
  • предоставлять предприятиям автономность в принятии решений;
  • проводить справедливую оценку деятельности предприятий;
  • целенаправленно перераспределять часть прибыли между предприятиями;
  • служить целям налоговой оптимизации.

На практике ни одна из трансфертных цен, скорее всего, не сможет в равной степени успешно обеспечить достижение всех указанных выше целей. Поэтому очень часто имеет место конфликт целей, в результате которого менеджеры корпоративного центра вынуждены искать компромиссные варианты решения задач. Например, задача автономности предприятий может вступать в противоречие с обеспечением согласованности целей предприятий и группы. Справедливая оценка деятельности предприятий может противоречить цели перераспределения прибыли. Задачи перераспределения прибыли и налоговой оптимизации могут нарушать автономность предприятий.
Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий. Система трансфертных цен в холдинге определяет типы центров ответственности: является ли предприятие центром затрат, центром доходов или центром прибыли. Трансфертные цены влияют на принятие решений «make-or-buy» — производить промежуточный продукт самостоятельно или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

Зависимость надбавки на покрытие постоянных затрат от объема реализуемой продукции
Показатель Объем реализации = 100 единиц Объем реализации = 150 единиц
Переменные затраты 150 руб./ед. 150 руб./ед.
Объем реализации 100 ед. 150 ед.
Постоянные затраты 3000 руб. 3000 руб.
Полные затраты 150 · 100 + 3000 = 18000 руб. 150 . 150 + 3000 = 25500 руб.
Трансфертная цена на основе полных затрат 18000/100 = 180 руб./ед. 25500/150 = 170 руб./ед.
Надбавка по сравнению с маржинальным ценообразованием (180 — 150)/150 = 20% (170-150)/150= 13%
  • предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве;
  • предприятия обладают одинаковой переговорной силой;
  • существует разница между реализационными расходами при продаже товара на внешний рынок или внутри группы.
  • Заключение
    К сожалению, в большинстве российских холдингов основной задачей трансфертного ценообразования до сих пор остается оптимизация налогообложения. Задачи принятия обоснованных экономических решений, повышения автономности и справедливая оценка деятельности предприятий либо отходят на второй план, либо вообще не принимаются во внимание. Это сразу же сказывается на эффективности и конкурентоспособности наших холдингов.

    Трансфертное ценообразование

    ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — (англ. Transfer Pricing) термин налогового законодательства ряда государств и международного налогового планирования, означающий использование трансфертных цен в сделках между взаимозависимыми лицами или при поставках товаров, услуг или… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Дело ЮКОСа — Дело ЮКОСа часто употребляющееся название начавшихся в 2003 г. событий, связанных с уголовным преследованием основных совладельцев российской нефтяной компании «ЮКОС» М. Ходорковского и П. Лебедева, ряда сотрудников компании и… … Википедия

    Европейская организация налоговых администраций — (анг. The Intra European Organization of Tax Administration, IOTA) межправительственная международная организация, основанная на членстве налоговых администраций. Содержание 1 История 2 Членство 3 … Википедия

    Morison International — Тип Международная ассоциация компаний партнеров Год основания 1990 … Википедия

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Налоговое планирование — (Tax planning) — установление отношений между компанией или отдельными ее подразделениями с партнерами и контрагентами, которые позволяют наиболее полно использовать налоговые льготы (напр., переводить максимум прибыли в регионы с… … Экономико-математический словарь

    Народная бухгалтерская энциклопедия — Добро пожаловать в НАРОДНУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ на КЛЕРК.РУ энциклопедию, в создании и развитии которой может участвовать каждый пользователь сайта Клерк.Ру. Здесь размещается справочная информация для бухгалтеров и предпринимателей,… … Бухгалтерская энциклопедия

    Народная бухгалтерская энциклопедия — Добро пожаловать в НАРОДНУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ на КЛЕРК.РУ энциклопедию, в создании и развитии которой может участвовать каждый пользователь сайта Клерк.Ру. Здесь размещается справочная информация для бухгалтеров и предпринимателей,… … Бухгалтерская энциклопедия

    налоговое планирование — Широкий спектр мер и выбор способа учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия, включая мониторинг законодательства, создание новых организационно правовых структур, переоценку основных средств и т.п.… … Справочник технического переводчика

    ТЦ — технический центр техн. ТЦ телевизионный центр Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ТЦ Топкинский цемент ООО г. Топки … Словарь сокращений и аббревиатур

    трансфертное ценообразование

    В НК оперативно протащили вкусные поправки по налогам для избранных

    Госдума приняла в третьем чтении масштабные поправки в Налоговый кодекс. Про часть из них мы уже писали в статье «Внимание! Очень-очень много поправок в НК: обзор принятого закона».

    Среди поправок есть и измененные нормы в интересах соверешенно конкретных налогоплательщиков. Внесены они были Правительством и должны нивелировать налоговые риски при расчетах «Транснефти», нефтяных компаний с контрагентами после инцидента с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба».

    Новый риск будет учитывать возможность «потери деловой репутации вследствие утраты товарами качества и иных потребительских свойств по причинам, не зависящим от сторон сделки». Такой подпункт добавлен в статью 105.5 НК «Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ».

    Налоговые органы контролируют внешние сделки между взаимозависимыми компаниями, операции с биржевыми товарами, а также сделки, одна из сторон которой платит НДПИ или пользуется налоговыми льготами. При анализе сделок налоговики проверяют, правильно ли рассчитана цена в сделке, но также учитывают риски — например, изменения рыночных цен, риск нанесения ущерба окружающей среде и т.д.

    Трансфертное ценообразование

    КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    Трансфертные цены – цены отличные от тех, которые имели бы место в сделках, соответствующих рыночным условиям, прибыль, от осуществления которых могла бы быть получена лицами, являющимися сторонами сделки, но вследствие указанного отличия не была получена.

    Читайте так же:  В каких первичных документах не допускаются исправления

    Налоговые органы вправе проверять соответствие цен, примененных плательщиком, уровню рыночных цен с 1 января 2012 года.

    С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового Кодекса Республики Беларусь (глава 11), согласно которой:

    Если между сторонами анализируемой сделки устанавливаются коммерческие и (или) финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках, и это повлекло занижение суммы налога на прибыль (завышение суммы убытка), то для целей налогообложения соответственно:

    • выручка (доход, прибыль) по такой сделке принимается в размере суммы выручки (дохода, прибыли), которая могла бы быть получена плательщиком в анализируемой сделке, но вследствие указанного отличия не была им получена;
    • затраты (расходы) по такой сделке принимаются в размере суммы затрат (расходов), которые должны были быть понесены плательщиком в анализируемой сделке, но вследствие указанного отличия были им понесены в ином размере.

    При выявлении занижения суммы налога на прибыль или завышения суммы убытка производится корректировка соответственно налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка. При этом плательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка и доплатить налог на прибыль.

    Трансфертное ценообразование

    ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — (англ. Transfer Pricing) термин налогового законодательства ряда государств и международного налогового планирования, означающий использование трансфертных цен в сделках между взаимозависимыми лицами или при поставках товаров, услуг или… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Дело ЮКОСа — Дело ЮКОСа часто употребляющееся название начавшихся в 2003 г. событий, связанных с уголовным преследованием основных совладельцев российской нефтяной компании «ЮКОС» М. Ходорковского и П. Лебедева, ряда сотрудников компании и… … Википедия

    Европейская организация налоговых администраций — (анг. The Intra European Organization of Tax Administration, IOTA) межправительственная международная организация, основанная на членстве налоговых администраций. Содержание 1 История 2 Членство 3 … Википедия

    Morison International — Тип Международная ассоциация компаний партнеров Год основания 1990 … Википедия

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Налоговое планирование — (Tax planning) — установление отношений между компанией или отдельными ее подразделениями с партнерами и контрагентами, которые позволяют наиболее полно использовать налоговые льготы (напр., переводить максимум прибыли в регионы с… … Экономико-математический словарь

    Народная бухгалтерская энциклопедия — Добро пожаловать в НАРОДНУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ на КЛЕРК.РУ энциклопедию, в создании и развитии которой может участвовать каждый пользователь сайта Клерк.Ру. Здесь размещается справочная информация для бухгалтеров и предпринимателей,… … Бухгалтерская энциклопедия

    Народная бухгалтерская энциклопедия — Добро пожаловать в НАРОДНУЮ БУХГАЛТЕРСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ на КЛЕРК.РУ энциклопедию, в создании и развитии которой может участвовать каждый пользователь сайта Клерк.Ру. Здесь размещается справочная информация для бухгалтеров и предпринимателей,… … Бухгалтерская энциклопедия

    налоговое планирование — Широкий спектр мер и выбор способа учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия, включая мониторинг законодательства, создание новых организационно правовых структур, переоценку основных средств и т.п.… … Справочник технического переводчика

    ТЦ — технический центр техн. ТЦ телевизионный центр Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ТЦ Топкинский цемент ООО г. Топки … Словарь сокращений и аббревиатур

    Трансферное ценообразование в России

    Компании, работающие на международных рынках, сталкиваются с таким явлением, как трансфертное ценообразование, и Россия здесь не является исключением. Поскольку Закон о Трансфертном Ценообразовании в России претерпел изменения и вступил в силу с 1 января 2012 г., компаниям с дочерними предприятиями в России настоятельно рекомендуется принять во внимание данные изменения. В целом основанные на Модели Конвенции ОЭСР, новые положения трансфертного ценообразования значительно отличаются от предшествующей практики.

    Скачайте брошюру по Трансфертному ценообразованию в России

    Трансферное ценообразование в России

    Компании, работающие на международных рынках, сталкиваются с таким явлением, как трансфертное ценообразование, и Россия здесь не является исключением. Поскольку Закон о Трансфертном Ценообразовании в России претерпел изменения и вступил в силу с 1 января 2012 г., компаниям с дочерними предприятиями в России настоятельно рекомендуется принять во внимание данные изменения. В целом основанные на Модели Конвенции ОЭСР, новые положения трансфертного ценообразования значительно отличаются от предшествующей практики.

    [3]

    Пожалуйста, обратите внимание: Новые нормы, регулирующие трансфертное ценообразование, еще не полностью сформулированы как для российского бизнеса, так и для налоговых органов. В последние годы Министерство финансов и Федеральные налоговые органы выпустили несколько разъяснений и инструкций. Среди наиболее известных из них можно выделить Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/[email protected] «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме». Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ. Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган.

    Еще одним важным документом является ФНС России от 30.08.2012 N ОА-4-13/[email protected] «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля».

    Основные положения закона о Трансфертном Ценообразовании

    Связанные стороны

    Для того чтобы понять, может ли закон о трансфертном ценообразовании (ТЦ) затронуть каждую конкретную компанию, необходимо для начала определить, что конкретно рассматривается как «связанные стороны» в контексте правил ТЦ.

    ТЦ законодательство имеет большой перечень критериев для определения того, в каких случаях стороны считаются связанными. На практике наиболее важными из них являются следующие:

    • Две стороны считаются связанными, если организация или физическое лицо прямо или косвенно участвует в деятельности другой компании, и их интерес превышает 25%. Поэтому если иностранная компания-учредитель имеет более чем 25% акций российской дочерней компании, эти две компании рассматриваются как связанные стороны;
    • Две стороны считаются связанными, если одно и то же лицо участвует в таких организациях, прямо или косвенно, и такое участие в каждой организации составляет более 25%. Таким образом, две дочерние компании считаются связанными сторонами, если тот же человек имеет более чем 25% капитала в каждой компании;
    • Считается, что две стороны связаны, если у них один и тот же Генеральный директор. Поэтому если Генеральный директор российского филиала также Генерального директора в другой компании, эти две компании рассматриваются как связанных стороны.

    Есть некоторые другие критерии, такие как членство в Совете Директоров компании, и т.д. В соответствии с данными критериями рекомендуется сделать анализ каждой конкретной ситуации.

    Пожалуйста, обратите внимание: суды также имеют право признавать стороны связанными по причинам, которые непосредственно не предусмотрены Налоговым кодексом, в случае если отношения между сторонами могут влиять на условия выполняемых транзакций. Важно отметить, что даже если компании никак не связаны друг с другом и не подвергаются рискам с которыми могут сталкиваться связанные стороны, однако включены в цепи поставок между связанными сторонами, транзакции между ними будут рассматриваться как сделки между связанными сторонами и будут подпадать под контроль ТЦ. Следовательно, ТЦ будет применяться, если «посредник» учувствует в сделке между материнской компанией и ее Российская дочерней компанией.

    Читайте так же:  Счет 41 – проводки

    Контролируемые сделки

    Следующие операции рассматриваются как «контролируемые сделки» и подпадают под правила Трансфертного ценообразования:

    Все трансграничные сделки между связанными сторонами: применимые пороговые значения для трансграничных сделок между связанными сторонами существенно изменилась с 2012 года, когда они составляли 100 млн руб. В 2013 году этот порог был сокращен до 80 м руб. С 2014 данный порог было полностью отменен, в связи с чем все трансграничные сделки между связанными сторонами теперь контролируются правилами ТЦ, а уведомления ТЦ должны быть подготовлены и могут быть запрошены в налоговые органы для всех подобных операций. Это касается даже небольших сделок.

    Сделки на территории России: внутренние сделки между связанными сторонами будет контролироваться налоговыми органами, если их сумма превышает 1 млрд руб (начиная с 2014 года).

    Исключение: Внутренние сделки не будут предметом налогового контроля, если они выполняются между членами же консолидированной группы налогоплательщиков, а также в случае выполнения одного все из следующих критериев:

    • Обе стороны зарегистрированы в пределах одного и того же региона России;
    • Ни одна из сторон не имеет автономных подразделений в других регионах России, и не платит подоходный налог в бюджеты других регионов;
    • Ни одна из сторон не имеет налоговых убытков;
    • Стороны не платят налогов от добычи полезных ископаемых или других специальных налогов.

    Другие сделки: Трансграничные сделки между не связанными сторонами, включая операции с биржевыми товарами (сырая нефть, нефтепродукты, черные и цветные металлы, драгоценные металлы и драгоценные камни) и сделки с иностранными организациями, зарегистрированными в низконалоговых (“оффшорных”) странах, находящихся в черном списке Министерства Финансов Российской Федерации, подлежат контролю в случаях, если доход, полученный в рамках таких сделок превышает 60 м руб в год. Сделки в России подлежат контролю ТЦ, если совокупный доход от таких сделок превышает 60 м руб за календарный год, и если одна из сторон сделки является:

    • Налогоплательщиком с добычи полезных ископаемых и сделки, включающие в себя товары, которые подлежат налогообложению с добычи полезных ископаемых по процентной ставке;
    • Освобожденной от налога на прибыль или имеет налоговую ставку 0%, в то время как другая сторона является плательщиком налога на прибыль в России и не имеет налоговую ставку 0%;
    • Резидентом особой экономической зоны, в то время как другая сторона не является резидентом в этой особой экономической зоне.
    • Сделки в России подлежат контролю ТЦ, если совокупный доход от таких сделок превышает 100 м руб за календарный год, и если одна сторона применяет единый сельскохозяйственный налог или условно исчисленный доход, в то время как другая сторона платит налог на прибыль по Общим правилам.

    [2]

    Методы трансфертного ценообразования

    Несмотря на то, что Россия не является государством-членом ОЭСР, ее недавние правила ТЦ во многом основаны на принципах ОЭСР. В Налоговом Кодексе РФ предусмотрены следующие методы для определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, «ценам коммерческих сделок»:

    • Метод сопоставления рыночных цен
    • Метод перепродажных цен
    • Метод «издержек плюс»
    • Метод чистой прибыли от сделки
    • Метод разделения прибылей

    Если вы хотите узнать больше о методах трансфертного ценообразования, прочитайте наш обзор.

    Пожалуйста, обратите внимание: правила российского ТЦ предусматривают, что метод сопоставимых рыночных цен, имеет приоритет перед другими методами и должен применяться в первую очередь. Однако, на практике наиболее применимым методом ТЦ в России является метод перепродажных цен. Для выполнения анализа ТЦ могут использоваться следующие источники информации:

    • Информация о ценах и котировки российских и иностранных товарных бирж;
    • Таможенная статистика по трансграничной торговле Российской Федерации, которая публикуется или предоставляется по запросу Федеральным налоговым органом;
    • Информация о ценах (или диапазон колебания цены) и биржевые котировки, содержащихся в официальных источниках информации;
    • Информация из учреждений ценообразования;
    • Информацию о сделках осуществляемых налогоплательщиком.

    Пожалуйста, обратите внимание: вышеперечисленный перечень информации, которая может быть использована для определения рыночных цен не является исчерпывающим. Однако, данные в первую очередь для анализа необходимо использовать данные по Российским юридическим лицам и только в том случае, если информация не доступна, налогоплательщикам разрешается попользовать иностранного информационных источников.

    Местные налоговые органы не имеют полномочий для выполнения проверок цен, применяемых налогоплательщиком, поскольку такая проверка осуществляется отдельным государственным органом. Для этих целей федеральными налоговыми органами был создан специальный Департамент ответственный за проверку ТЦ.

    Местный налоговый орган, получивший уведомление от налогоплательщика относительно контролируемых сделок должен представить данное уведомление в Федеральные налоговые органы в течение 10 дней с момента его получения.

    На основании положений Налогового кодекса можно сделать вывод, что процедура аудита ТЦ может занимать достаточно длительное время,

    В стандартных ситуациях этот период занимает около шести месяцев.

    Однако, налоговые органы могут продлить продолжительность аудита в исключительных случаях еще на шесть месяцев, в случае если потребуется информация от иностранных налоговых органов, экспертов, перевод документов и т.д.

    В случае если запрошенная информация от иностранных налоговых органов не была получена в эти дополнительные шесть месяцев, аудит может быть продлен еще на три месяца.

    Если налоговые органы выявили отклонения между ценой сделки и рыночной ценой, что привело к занижению налога, у них есть два месяца для подготовки акта, содержащего результаты аудита.

    Если налоговые органы выявили отклонения между ценой сделки и рыночной ценой, что привело к занижению налога, у них есть два месяца для подготовки акта, содержащего результаты аудита.

    Пожалуйста, обратите внимание: налогоплательщик имеет право обжаловать результаты аудита в течение 20 рабочих дней с момента получения акта. После этого налоговые органы обязаны рассмотреть и ответить на данную жалобу в период от десяти дней до месяца. Таким образом, общая продолжительность аудита ТЦ может занимать до двух лет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для 2014-2016 годах сумма штрафа составляла 20%, а начиная с 2017 года — 40% от суммы налоговых обязательств.

    Источники


    1. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

    2. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

    3. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
    4. /oli>

      Трансфертное ценообразование
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here