Сверка с налоговой инспекцией

Полезный материал в статье: "Сверка с налоговой инспекцией" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Сверка с налоговой инспекцией

Здравствуйте) не подскажете откуда берутся суммы в сверке расчетов с налоговой по НДФЛ в разделе 2.2 Начислено/ доначислено; и в разделе 2.3 Уменьшено

Начислено(доначислено) — из отчетов 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а уменьшено — это оплаты, или возврат налога. На остатке должен стоять 0 или положительное сальдо (переплата), если недоплата — то пени начисляются

[3]

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой ответ

У вас еще нет аккаунта? Регистрация

Похожие вопросы по этой теме:

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Сверка расчетов с налоговой: образец заявления

Как составить заявление о сверке расчетов с налоговой? Образец этого документа для ИФНС, подготовленный нашими специалистами, поможет бухгалтеру не тратить время на разработку нужного бланка.

Как это работает

Проведение сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам регламентировано действующим законодательством (п. 3 регламента , утв. приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). Проводит сверку инспекция, в которой организация состоит на учете. Сверка может проводиться, как по инициативе налогового органа, так и по заявлению о сверке расчетов с налоговой (образец 2019 см. в конце статьи).

Отметим, что отказать компании, решившей провести сверку и обратившейся с такой просьбой в налоговую инспекцию, не могут. Законодательство относит сверки по инициативе налогоплательщика к обязательным.

Поэтому на инспекцию, отказывающуюся сверяться с налогоплательщиком, можно пожаловаться в вышестоящий налоговый орган. Это, как правило, управление по региону, где находится компания. Также в обязательном порядке сверка проводится с коммерческими организациями, признанными крупнейшими налогоплательщиками. Делается это ежеквартально.

Также сверка может быть проведена при зачете или возврате излишне уплаченных налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Обычно такие мероприятия проводятся по инициативе налоговиков, заявление о сверке расчетов с налоговой, написанное налогоплательщиком, не нужно.

Пишем заявление

Начать сверку с компанией ИФНС должна в ответ на поступившее в ее адрес обращение налогоплательщика. Это обязанность для налогового органа установлена Налоговым кодексом (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Заявление о сверке расчетов по налогам можно подать в инспекцию следующими способами:

  • лично или через представителя. В этом случае нужно подготовить два экземпляра заявления. Один останется в ИФНС, второй – с отметкой о принятии документа вернут налогоплательщику (п. 3.4.1 регламента, утв. приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444);
  • по почте. Заявление о сверке расчетов направляют ценным письмом с описью вложения;
  • через сервис Отчеты.

Получив заявление, инспекторы должны инициировать сверку. В течение 5 рабочих дней со дня получения заявления должен быть составлен акт сверки. Этот документ подписывается представителями налогового органа и представителями организации. На следующий день акт направляется организации по почте заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

[2]

Если в ходе сверки налоговики обнаружили ошибки, возникшие по вине компании, то об этом факте они сообщат организации в специальном уведомлении (п. 3.4.3-3.4.6 регламента, утв. приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444).

При составлении заявления нужно указать:

  • организационно-правовую форму организации;
  • период, за который проводится сверка;
  • налоги, по которым проводится сверка;
  • код бюджетной классификации.

Специально для читателей мы подготовили заявление о сверке расчетов с налоговой. Скачать образец можно на сайте по прямой ссылке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сверки с налоговой

Получайте важную информацию из налоговой инспекции с помощью сервиса «Информационное обслуживание налогоплательщиков» (ИОН). Сервис доступен всем пользователям системы Экстерн, кроме абонентов с тарифом «Пенсионный».

ИОН дает возможность получать в электронном виде:

  • справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • выписки операций по расчету с бюджетом;
  • перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, предоставленной в отчетном году;
  • акты сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Подойдет действующий сертификат любого удостоверяющего центра

Укажите имя и телефон, чтобы мы связались
c вами, если что-то пойдет не так.

Вам выдадут сертификат для бесплатного доступа, просто заполните заявку

Сверка расчетов с налоговой инспекцией

Сверка расчетов с налоговой инспекцией может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Порядок этой процедуры регламентирован приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/[email protected]

Сверку расчетов налоговая инспекция проводит в обязательном порядке в случаях:

  • отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Такие сверки проводятся ежеквартально. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
  • если налогоплательщик снимается с учета и переходит из одной инспекции в другую;
  • если налогоплательщик снимается с учета при ликвидации, реорганизации.

В этих случаях налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок.

Если налогоплательщик не явится для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.

Если налогоплательщик сообщает в инспекцию о снятии с учета, его приглашают уведомлением с указанием даты проведения сверки расчетов. Если налогоплательщик не явится, и уведомление с пометкой «адресат не найден по данному адресу» вернется в налоговую,
акт сверки расчетов налогоплательщика подписывает должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке.

Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет. Этого требует пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Что такое межрегиональный зачет сумм страховых взносов

Если налогоплательщик сам запраши­вает такую сверку, инспекция также обязана ее провести (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Чаще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета – для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом.

Подача заявления о сверке расчетов

Заявление (запрос) о сверке расчетов требуется только в случае, когда инициатором выступает налогоплательщик. Оно пода­ется в произвольной форме.

Заявление о сверке расчетов можно подать тремя способами:

  • непосредственно в инспекцию – в двух экземплярах: один для инспекции, второй (с отметкой о дате принятия) – для налогоплательщика;
  • по почте – ценным письмом с описью вложения;
  • по текоммуникационным каналам связи (заверить документ следует усиленной квалифицированной электронной подписью).

В запросе укажите полное наименование, ИНН, адрес организации и дату, на которую вы запрашиваете сведения о расчетах.

Имейте в виду, что на запрос в электронной форме инспекция выдаст справку в электронной форме. Вносить в нее данные налогоплательщика и информацию о расхождениях нельзя, поэтому если вы их обнаружите, то придется оформлять заявление на бумаге и получать бумажный вариант документа.

Подготовка акта сверки

Акт сверки формирует налоговая инспекция. Если это делается по заявлению
налого­плательщика, то инспекция не позднее пяти рабочих дней по своим данным должна сформировать акт сверки. После того, как акт сформирован, представитель организации приглашается в инспекцию для получения акта, либо акт сверки направляется ценным письмом по почте, либо направляется по ТКС. Организация сверяет его со своими данными.

Если расхождений не обнаружено, сверка считается законченной. Акт в бумажном варианте подписывают налогоплательщик и должностное лицо ИФНС:

  • в двух экземплярах, если сверка проходит по инициативе налогоплательщика или при
    его ликвидации. Первый экземпляр акта сверки в течение трех рабочих дней вручается налогоплательщику или отправляется ему по почте. Второй – остается в инспекции;
  • в трех экземплярах, если налогоплательщик снимается с учета и переходит в другую налоговую инспекцию. Первый экземпляр акта предназначен для налогоплательщика, второй – для налоговой инспекции, подготовившей акт, третий включают в пакет документов, который передается в ИФНС по новому месту учета налогоплательщика.

Если расхождения обнаружены, выявляются их причины. Это могут быть:

  • ошибки, допущенные организацией при отражении начисления налогов (взносов, пеней, штрафов) в учете или при оформ­лении платежных поручений. В этой ситуации следует устранить расхождения путем корректировки данных учета или подачи заявления в инспекцию об уточнении платежа;
  • ошибки в информационной базе инспекции, если в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика по вине инспекции не внесены какие-то данные. Расхождения налогоплательщик указывает в разделе 1 акта сверки. В разделе 2 акта указываются сведения о переплатах или недоимках по данным организации.

Заполненный акт передается в инспекцию.

Обычной практикой для устранения расхождений является предоставление налогоплательщиком документов, подтверж­дающих данные его учета (копий платежных поручений, выписок банка). При обнаружении ошибки, допущенной налоговой инспекцией,
в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок исправления – не более пяти рабочих дней.

Срок процедуры сверки при отсутствии расхождений не должен превышать 10 дней, а при наличии расхождений – 15 дней без учета дней доставки актов сверки по почте.

После того, как служебные записки «пройдут» по отделам налоговой, на основании уточненных данных в течение трех рабочих дней формируется новый акт сверки расчетов с учетом внесения изменений на текущую дату. После этого представитель организации приглашается в инспекцию для подписания и получения акта (с указанием даты вручения), либо акт направля­ется ему ценным письмом по почте.

Если расхождения не устранены и ИФНС отразила в акте сверки задолженность, с которой налогоплательщик не согласен, он должен указать на это в акте, и лишь после этого подписать документ. Без такого указания в случае спора суд может квалифицировать это как признание задолженности (абз. 3 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).

Заметим, что незаверенную распечатку данных о начисленных налогах и поступивших платежах можно получить без предварительного запроса, в день обращения в ИФНС.

Срок проведения сверки

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать десяти рабочих дней.

Если расхождения выявлены, срок сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать пятнадцати рабочих дней.

Основные этапы прохождения процедуры сверки расчетов по налогам
(пеням, штрафам)

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Сверка расчетов с налоговой инспекцией

Сверку с налоговой инспекцией лучше производить один раз в год. Это поможет избежать некоторых проблем, например, приостановление операций по расчетному счету без акцептного снятия денежных средств по недоплатам или пеням. Кроме того, сверка необходима для получения справки об отсутствии задолженности при участии организации в тендере, получении какой-либо лицензии, получении кредитов или субсидий и пр.

В результате внесения поправки Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ права налогоплательщиков дополнились правом на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 5.1 ст. 21 НК РФ).

Правда, такая сверка проводилась и ранее. И если до сих пор право на нее не было закреплено в соответствующей статье кодекса, то фактически другими нормами сверка все же предполагалась. Например, для выверки уплаченных сумм (п. 7 ст. 45 НК РФ), при проведении зачета или возврата суммы переплаты (п. 3, 8 ст. 78 НК РФ) и пр.

Основные нормы, которыми руководствуются налоговые органы при проведении совместных сверок, это пункт 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и налоговыми агентами (утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). В обязательном порядке сверка расчетов проводится в следующих случаях:

[1]

  • с крупнейшими налогоплательщиками – ежеквартально;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации.
Читайте так же:  Возраст выхода на пенсию

Разумеется, налоговики не смогут отказать в сверке, если она инициирована по желанию налогоплательщика.

По результатам сверки должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками сформирует акт сверки расчетов налогоплательщика либо справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

Прочитаем акт

Форма акта совместной сверки утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494 (код налогового документа КНД 1160070). Поможем разобраться в этом документе.

Акт состоит из двух разделов и имеет титульный лист. Первый раздел аналогичен ранее действующей краткой форме акта сверки. В нем отражаются итоговые данные по налогу, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на дату сверки. Если плательщик не согласен с данными налогового органа, он должен указать в этом разделе, по какой позиции у него возникли разногласия. Для этого в графе «Отметка налогоплательщика о расхождениях» надо указать «свою» сумму.

Второй раздел более развернутый, он похож на ранее действующую полную форму акта сверки. Информация во втором разделе детализирована по показателям. Она отражается в таком виде:

  • сальдо на начало сверяемого периода;
  • расчеты за сверяемый период;
  • сальдо на конец сверяемого периода.

Расчеты за период включают в себя начисленные/уменьшенные суммы налогов (сборов, пеней, санкций и процентов), уплаченные/возвращенные средства, списанные задолженности, а также принятые/переданные суммы реорганизованного юридического лица.

Во втором разделе выделены графы, в которых раздельно отражаются данные налогоплательщика (сверяемого лица) и данные налогового органа. Кроме того, предусмотрена графа для сведений о расхождениях и для указания результатов совместной сверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

В конце второго раздела предусмотрено место для объяснения причин разногласий, а также предложений по устранению их. Предложения может дать как налоговый орган, так и налогоплательщик. Если разногласия не устранены, необходимо указать причину.

Оба раздела формируются отдельно по каждому виду налога и КБК. К примеру, если сверка будет проводиться только по одному налогу на прибыль организаций, то фактически разделов 1 и 2 будет по две штуки, так как данный налог зачисляется в два уровня бюджета – федеральный (КБК 18210101011020000110) и региональный (КБК 18210101012010000110).

Алгоритм сверки «на бумаге»

Запрос или заявление на проведение сверки поступает от компании или физического лица в отдел работы с налогоплательщиками. Срок проведения сверки (включая формирование и оформление акта) при отсутствии расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. Акт с выявленными расхождениями должен быть составлен не позднее 15 рабочих дней. Дни доставки по почте не учитываются. Срок проведения сверки с крупнейшими налогоплательщиками можно продлить.

Если сверка осуществляется по инициативе плательщика, то сроки сокращаются. Первый раздел акта подготавливается в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления налоговым органом.

Обратите внимание: в соответствии с Регламентом работы с налогоплательщиками для непосредственной передачи акта заявителю предусматривается три рабочих дня. Налоговый кодекс не содержал каких-либо сроков подготовки или передачи акта плательщику. Однако с 2011 года с введением обязанности формирования акта в электронном виде установлено, что акт должен передаваться плательщику в течение следующего дня после дня его составления.

Первоначально формируется первый раздел акта – его краткая часть. Если налогоплательщик полностью согласен с данными, предоставленными ему налоговым органом, то акт подписывается обеими сторонами, и сверка считается законченной. При личном посещении инспекции на втором экземпляре документа нужно будет поставить свою подпись и дату получения. Если вы не придете за актом, он будет направлен вам по почте.

А вот если расхождения выявлены, то окончание сверки может затянуться. Налоговики начнут выверку своего информационного ресурса, содержащего данные по налогоплательщику, и попытаются найти собственные ошибки. Для этого формируется второй раздел акта сверки – полная форма акта. Данные информационных ресурсов налоговой будут сверяться с первичными документами плательщика. К примеру, организация посчитала, что в акте сверки отражена уплата по налогу на доходы физических лиц в меньшей сумме. Неучтенная разница складывается из двух платежных поручений фирмы. Поэтому инспектор, удостоверившись в правильности заполнения первичных документов об уплате, должен будет принять меры для устранения ошибок.

В идеале выявленную ошибку надо сразу исправить, но работа в налоговых органах структуризирована по функциональным обязанностям отделов. Поэтому проверить и исправить ошибку должен соответствующий отдел инспекции. Как рекомендовано в письме ФНС России от 8 мая 2007 г. № СК-6-25/375, при поступлении в отдел работы с налогоплательщиками от налогоплательщика акта сверки с отметкой «согласовано с разногласиями» должностное лицо этого отдела не позднее следующего рабочего дня направляет служебные записки в те отделы инспекции, к компетенции которых относятся вопросы ввода и обработки данных, урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, учета налоговых поступлений, начислений по камеральным или выездным проверкам. В служебной записке указывается вид налога и КБК, по которым налогоплательщиком заявлены разногласия.

Если расхождение явное (в лицевом счете налогоплательщика не отражен какой-либо платеж, сумма по какой-либо декларации разнесена в другом размере и пр.), то служебную записку направят в соответствующий отдел. Если же установить причину расхождения невозможно, запросы направляются во все перечисленные выше отделы инспекции. В этих подразделениях инспекции в срок не более пяти рабочих дней проверяют данные, и по результатам проверки подготавливают служебные записки об отсутствии либо устранении ошибок и возвращают их в отдел работы с налогоплательщиками.

После этого отдел работы с налогоплательщиками формирует обновленный раздел 1 акта сверки с учетом исправленных ошибок. Как правило, акт передается налогоплательщику в двух экземплярах. Второй надо будет вернуть в инспекцию со своей подписью. Налоговики рекомендуют сделать это в течение пяти рабочих дней.

Итак, результаты сверки должны быть задокументированы. Этой цели и служит акт совместной сверки расчетов налогоплательщика.

Читайте так же:  4-фсс за 4 квартал

Сверка с электронной скоростью

Как отмечено ранее, совместную сверку проводили всегда, а вот такую обязанность для налоговых органов в нормативно-правовом акте закрепили только что. Она введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ. Теперь если сверка осуществляется по заявлению плательщика, то результаты совместной сверки, оформленные актом, вручаются (направляются по почте заказным письмом) или передаются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Для проведения совместной сверки в электронном виде налоговая служба разработала соответствующий порядок (приказ ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781). Разумеется, электронную сверку могут проводить только те организации и физические лица, которые «подключены» к специализированным операторам связи, наделенным полномочиями посредников между налоговиками и налогоплательщиками.

Предполагается, что участники информационного обмена в процессе электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи обмениваются актом совместной сверки расчетов и извещением о получении электронного документа по форме и утвержденному формату. Все отправленные документы обязательно должны быть защищены электронной цифровой подписью.

Обратите внимание: извещение о получении документа является важным документом. Акт считается принятым налогоплательщиком, если в налоговый орган поступило извещение о его получении. При этом датой принятия акта совместной сверки в электронном виде будет дата, указанная в этом извещении.

Электронные документы аналогичны их бумажным вариантам, но их применение сокращает сроки документооборота и позволяет осуществлять взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками более оперативно.

А. Тульская, налоговый консультант

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Сверка расчетов с налоговым органом

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 2

В предлагаемом вниманию читателей материале проведем ликбез по совместной с налоговыми органами сверке расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Наибольший интерес вызывает ситуация, когда между налоговым органом и налогоплательщиком есть разногласия по начисленным суммам и налогоплательщик намерен отстаивать законность своей позиции.

Сверка расчетов: право налогоплательщика и обязанность налогового органа

В Налоговом кодексе декларировано право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение соответствующего акта (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Этому праву корреспондирует обязанность налогового органа проводить по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Закон никак не ограничивает организацию в частоте обращений в инспекцию для выполнения сверки расчетов. Кстати, заявление составляется в произвольной форме. Очевидно, оно должно содержать данные, позволяющие налоговикам идентифицировать контрагента.

В Налоговом кодексе не названы случаи, когда совместная сверка расчетов необходима, но приведены две ситуации, когда ее можно провести по предложению налогоплательщика или налогового органа. Во-первых, когда налогоплательщик допустил ошибку в платежном поручении о перечислении налога (п. 7 ст. 45 НК РФ). Правда, в этом случае налоговики должны уточнить платеж и без акта сверки, если она не проводилась. Во-вторых, когда были обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излишней уплате налога, сбора, пени и штрафа (п. 3 ст. 78 НК РФ). Очевидно, что это далеко не все случаи проведения сверки расчетов.

Правила работы налоговиков установлены в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, утвержденном Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/[email protected] Согласно этому документу сверку нужно проводить обязательно при снятии налогоплательщика с учета (при реорганизации, ликвидации, переходе из одной налоговой инспекции в другую), а также ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками.

Содержание акта сверки

При проведении сверки налоговый инспектор формирует акт сверки, форма утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/[email protected] и состоит из двух разделов. В разд. 1 приводятся только данные о сальдо расчетов по состоянию на конкретную дату. В нем есть графа «Отметка налогоплательщика о расхождениях (рублей)». Если данные налогоплательщика не совпадают со сведениями, представленными в акте сверки, то при получении акта из инспекции на нем следует сделать запись «Согласовано с расхождениями», заполнить эту графу (вписать сумму согласно собственным данным).

Раздел 2 содержит детальную информацию: в нем указывают сальдо на начало сверяемого периода, данные (начисления и оплаты) за сверяемый период, сальдо на конец периода, а также сведения о суммах, списанных с расчетных счетов налогоплательщика, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов на конец сверяемого периода. В акте указываются данные налогового органа и предусмотрены графы для данных налогоплательщика, выведения расхождений, а также результатов совместной сверки. Заполнив графу «Данные налогоплательщика», нужно вернуть акт сверки в инспекцию. Естественно, перед этим следует внимательно изучить данные налоговиков и поискать свои ошибки, возможно, придется заявлять об уточнении платежа в бюджет.

Как указано в п. 3.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, при выявлении расхождений инспектор сверяет расчеты по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Выходит, что организация, указавшая на расхождения, должна представить налоговикам документы, подтверждающие ее показатели. Если налоговики выявят собственные ошибки, после их исправления вновь составляется акт сверки с учетом внесенных изменений. В самом конце акта сверки описываются разногласия, поясняются их причины, а также отмечается, устранены ли расхождения в результате проведенной совместной сверки, и если нет, то почему.

Способы передачи акта сверки

Расхождения из-за несогласия налогоплательщика с недоимкой

Бывает, что расхождения не обусловлены неточностями, пропусками, техническими ошибками, которые подлежат исправлению в процессе совместной сверки расчетов, а носят, скажем так, принципиальный характер. Банальный пример — несогласие налогоплательщика с решением о доначислении налога по итогам выездной налоговой проверки.

Так, акты сверки налоговики составляют на основании своего информационного ресурса. Согласно Единым требованиям к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня», утвержденным Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/[email protected], информация по решениям налоговых органов и судов отражается в карточках «Расчеты с бюджетом» после вступления соответствующих актов в законную силу. То есть как только решение по итогам выездной налоговой проверки вступит в силу, соответствующие доначисления заносятся в информационный ресурс и будут отражены в акте сверки расчетов.

Читайте так же:  Что значит «акцептован счет»

Если мы рассматриваем ситуацию, когда налогоплательщик не согласен с решением налоговиков, логично предположить, что решение инспекции будет обжаловано. Прежде всего — в вышестоящий налоговый орган (без этого этапа судебное обжалование невозможно — п. 2 ст. 138 НК РФ). В этом случае решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступит в силу с момента принятия решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ). Если провести сверку расчетов по налогам после этой даты, в акте будут выявлены расхождения с данными налогоплательщика (при условии, что результаты обжалования не удовлетворят компанию).

Налогоплательщику следует обратить особое внимание на разъяснения, данные в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25. Во-первых, требования налоговиков не могут считаться доказанными только на основании справки налогового органа, содержащей данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями. Обосновать свои претензии инспекторы могут документами, в которых имеются данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, актами налоговых проверок, решениями налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

Во-вторых, в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, суд может расценить:

  • подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика;
  • требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.

Выходит, что отметка в акте сверки о расхождениях, а также действия по возражению и обжалованию позиции налоговиков в рамках предусмотренной НК РФ процедуры — это звенья одной цепи, имеющие целью доказать незаконность доначисления недоимки.

Теперь самое время обратиться к бухгалтерскому законодательству.

Отражение расчетов с бюджетом по правилам бухучета

Согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. В то же время предусмотрен особый подход к отражению в отчетности сумм по расчетам с банками и бюджетом: такие суммы должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Указание в бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается, о чем сказано в п. 74 упомянутого выше нормативного документа. Как трактовать данное правило и применять его на практике?

Вспомним, что все записи в бухгалтерском учете составляются на основании первичных документов. Организация отражает расходы в виде начисленных налогов (одновременно формируется задолженность перед бюджетом) на основании чаще всего бухгалтерских справок (налоговая декларация, определение которой дано в п. 1 ст. 80 НК РФ, не рассматривается в качестве первичного учетного документа). Операции по уплате налогов в бюджет подтверждаются банковскими документами.

Решение налогового органа по результатам налоговой проверки, требование об уплате налога не расцениваются в качестве первичных документов, на основании которых налогоплательщик обязан доначислить налог. Эти документы, исходящие от проверяющих, отражают их оценку налоговых обязательств компании. Если налогоплательщик согласен с трактовкой проверяющих, значит, его первоначальная оценка фактов хозяйственной жизни была ошибочной, соответственно, ошибку необходимо исправить в общем порядке. Если же налогоплательщик полагает, что его позиция верна, у него нет оснований вносить корректировки в учет. Акт сверки расчетов с налоговой инспекцией также не рассматривается как первичный документ, основание для составления записей в учете.

То обстоятельство, что налоговое законодательство допускает согласование акта сверки расчетов по налогам с расхождениями, дает основание сделать вывод: суммы по расчетам с бюджетом в бухгалтерской отчетности налогоплательщика могут быть не тождественны данным налогового органа. Исходя из того что подписание акта сверки без разногласий может стать доказательством против налогоплательщика, в учете начислять налог (составлять проводку по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») не нужно, если организация намерена оспаривать взыскание налога.

Одновременно организации ничто не мешает уплатить сумму начисленной инспекторами недоимки добровольно, по требованию, ведь так или иначе налог может быть взыскан в принудительном порядке, за редким исключением (п. 2 ст. 45 НК РФ). В учете перечисление налога фиксируется записью Дебет 68 Кредит 51. Поскольку налог не начислялся, в учете налогоплательщика будет отражена дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом (переплата налога). В акте сверки расхождения будут отражены по строке 2.2 «Начислено (доначислено) по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, по судебным актам)» разд. 2.

Просроченная задолженность по налогам

В лицевом счете налогоплательщика (а значит, и в актах сверки) налоговики отражают задолженность налогоплательщика в полной сумме, в том числе недоимки, которые уже невозможно взыскать. Так, решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банках может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Если такое решение не было принято в указанный срок, то у налогового органа есть время для судебного взыскания недоимки — шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налог может быть взыскан по решению инспекции за счет иного имущества налогоплательщика — оно должно быть принято в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Без такого решения у налоговиков есть два года (отсчитываются все от того же момента — даты истечения срока исполнения требования об уплате налога) для обращения в суд с заявлением о взыскании суммы налога (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Читайте так же:  Сколько действительна копия трудовой книжки

Но и по истечении двух лет на лицевом счете числится задолженность налогоплательщика, поскольку признать ее безнадежной может только суд (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). Дело в том, что суд может восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании. Если суд укажет в решении на невозможность взыскания налога (в том числе путем вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки), налоговики в особом порядке, предусмотренном Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected], принимают решение о признании недоимки безнадежной к взысканию и после этого корректируют данные информационного ресурса. Как указано в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Если в учете налогоплательщика числится задолженность перед бюджетом, по которой пропущен срок исковой давности, встает вопрос о ее списании. Можно ли списать данную кредиторскую задолженность, не дожидаясь судебного акта, в котором было бы указано на невозможность ее взыскания? Вспомним, что в силу п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации. Применительно к налоговой задолженности понятие «срок исковой давности» не употребляется, а применяется «срок взыскания». Эти понятия, по сути, аналогичны — в течение указанного срока иск кредитора о взыскании долга может быть удовлетворен.

См. п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ N 57.
Постановления ФАС СЗО от 05.09.2014 по делу N А05-892/2014, АС МО от 09.12.2014 по делу N А40-56496/14.

Запросив или получив по инициативе самих налоговых инспекторов акт сверки, организация сравнивает данные налоговиков с собственными. При наличии расхождений соответствующая отметка проставляется в акте, к нему прилагаются подтверждающие документы и акт передается в инспекцию. Далее возможно исправление неточностей в информационном ресурсе ФНС либо подписание акта с расхождениями. Если налогоплательщик возражает против уплаты недоимки и планирует оспаривать ее в судебном порядке, подписание актов без расхождения будет доказательством его согласия с позицией налоговиков. В бухгалтерском учете данные налогового органа (из акта сверки, решений по результатам налоговой проверки) не являются основанием для внесения исправлений в учет. Если в бухучете числится просроченная задолженность по налогам, организация имеет право списать ее в доходы несмотря на то, что в лицевом счете она отражается вплоть до вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена утрата возможности принудительного взыскания недоимки.

Внимание — новая форма акта сверки с налоговой

Акты сверки с налоговиками оформляются с 2017 года по форме, утв. Приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected] В статье пойдет речь о целях изменений прежней формы, о сути корректировок и о способах получения таких документов.

Почему теперь форма называется акт сверки расчетов по налогам и сборам?

Каждый налогоплательщик вправе реализовать свое желание и свериться с ИФНС по произведенным платежам в бюджет. С 2017 года федеральной налоговой службе переданы функции администратора страховых взносов. По этой причине был изменен и акт сверки с налоговой.

Форму дополнили, чтобы сделать пригодной для сверок и по взносам. В документ теперь могут включаться сведения не только по налоговым платежам и соответствующим пеням и штрафам, но и аналогичная информация по взносам, вносимым в страховые фонды.

Образец акта сверки с налоговой приводится на нашем сайте.

А не так давно акт сверки и другие документы на зачет / возврат взносов обновил ФСС.

Как составить запрос акта сверки с налоговой

Как и прежде, акт сверки с налоговой предоставляется по запросу, направляемому в ИФНС. Несмотря на то, что документ можно составлять в произвольной форме, при его составлении следует придерживаться определенных правил оформления и последовательности изложения.

Для того чтобы налогоплательщики могли сориентироваться в правилах его составления, для письменного заявления на акт сверки с налоговой образец представлен на нашем сайте.

Скачать образец запроса для письменного обращения

Как провести сверку с налоговой через интернет

Современные программные системы позволяют общаться с налоговиками через интернет. В том числе можно провести сверку расчетов и получить в электронном виде акт сверки по налогам и сборам. Однако для этого организация должна обладать усиленной квалифицированной электронной подписью, которой и визируется запрос, посылаемый по ТКС в налоговую инспекцию, где организация стоит на учете.

Образец заявления на сверку расчетов с налоговой для такого случая немного отличается от того, который оформляется в письменном виде. Мы его тоже привели на нашем сайте.

Скачать рекомендованную форму запроса для ТКС

Рекомендуем образец заявления на сверку расчетов с налоговой, который устроил и инспекцию и компанию, сохранить как шаблон, чтобы впоследствии ускорить оформление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специалистам службы дается на обработку документа и на подготовку ответа налогоплательщику 5 рабочих дней. Если в запросе поставлена дата, которая должна служить точкой отсчета для сверки, то налоговики на нее и будут ориентироваться. Если такая дата не проставлена, расчеты будут сверяться на ту дату, когда оформлено заявление.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  2. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
  4. /oli>

    Сверка с налоговой инспекцией
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here