Сроки проведения внеплановой выездной проверки

Полезный материал в статье: "Сроки проведения внеплановой выездной проверки" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

О проведении проверок

О проведении проверок

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, 2006-2017 г.

Что необходимо знать предпринимателю при проведении плановой (внеплановой) проверки его деятельности органами государственного контроля (надзора)

Что необходимо знать предпринимателю при проведении плановой (внеплановой) проверки его деятельности органами государственного контроля (надзора)

Читайте так же:  Пояснительная записка в налоговую по убыткам образец

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок проведения плановых (внеплановых) проверок органами государственного контроля (надзора), является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

В соответствии с ч.1 чт. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся согласно ежегодным планам проведения проверок. По общему правилу ежегодные планы проверок размещаются на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) и на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».

О проведении плановой проверки орган государственного контроля (надзора) должен уведомить организацию, индивидуального предпринимателя не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения. Для этого он направляет копию распоряжения/приказа руководителя или его заместителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, по общему правилу юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Данная процедура может не соблюдаться, если существует угроза или причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушены права потребителей.

Проверки могут проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст.ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ.

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).

[2]

В ходе проверки орган государственного контроля направляет мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

[3]

Документы, указанные в запросе, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должен представить в течение десяти рабочих дней в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Иногда проверяющие требуют нотариального удостоверения копий документов. Обратите внимание Закон № 294-ФЗ такого права им не дает.

При выявлении ошибок или противоречий в копиях документов проверяемое лицо может дать пояснения, а также предъявить дополнительные материалы и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, проводившее проверку, обязано рассмотреть их.

Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности проверяемого.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя:

— с распоряжением о назначении и проведении и проверки;

— полномочиями лиц, проводящих выездную проверку;

— целями и задачами проверки;

— основаниями для проведения выездной проверки;

— видами и объемом мероприятий по контролю;

— составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

— сроками и с условиями ее проведения.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

При проведении проверки необходимо в полном объеме пользоваться правом непосредственного присутствия (участия) при проверке и правом давать компетентные и взвешенные объяснения, относящиеся к предмету ее проведения.

По общему правилу, сразу по завершению проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями ч. 1 и 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ обязаны составить акт проверки в двух экземплярах.

Один из них с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

При получении акта следует проверить его содержание. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Необходимо, чтобы дата, время и место проведения проверки, ее вид, дата и номер распоряжения о проведении проверки, ее продолжительность, сведения о результатах, выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших нарушения, соответствовали действительности.

При наличии расхождений в акте проверки, несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте предприниматель вправе представить в соответствующий орган контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Законом № 294-ФЗ для этого установлен пятнадцатидневный срок, исчисляемый с даты получения акта.

Сведения о проводимых проверках вносятся в журнал учета проверок, который в обязательном порядке должен вестись на любом предприятии. Запись о проведении проверки делает проверяющее должностное лицо (ч.ч. 8, 9 ст.16 Закона № 294-ФЗ).

Проверяемые организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение их прав.

Если проверка проведена с грубым нарушением требований к процедуре, то ее результаты могут быть признаны недействительными и отменены вышестоящим органом или судом (ч.ч. 1, 2 ст.20 Закона N 294-ФЗ).

– превышены установленные сроки проведения проверок;

– отсутствуют основания для проведения плановой или внеплановой выездной проверки;

– не соблюдены сроки уведомления о проведении проверки;

– проверка проведена без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) контролирующего органа;

– к проверке привлечены не аккредитованные в установленном порядке граждане и организации;

– проведена плановая проверка, не включенная в ежегодный план;

– внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя не согласована с органами прокуратуры;

– затребованы документы, не относящиеся к предмету проверки;

– не представлен акт проверки;

– выездная проверка проведена с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

Следует обратить внимание, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

Читайте так же:  Рентабельность продаж по чистой прибыли – формула

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе и в количестве, превышающем установленные нормы;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

О внеплановых проверках и требованиях к ним

Организация и проведение внеплановых проверок Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее – Управление), регламентируется нормами статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Исходя из совокупности норм части 1 статьи 10 и части 2 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарноэ-пидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, выполнение предписаний Управления, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда, которые указаны в распоряжении о проведении проверки, кроме того, распоряжение о проведении внеплановой проверки содержит перечень мероприятий по контролю и перечень необходимых документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок Управлением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в частности к ним относятся:

•истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

•мотивированное представление должностного лица на имя руководителя (заместителя руководителя) Управления;

•выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;

•приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

•требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Мотивированное представление должностного лица может быть внесено руководителю (заместителю руководителя) Управления в случае, если по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации усматривается:

•возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•нарушение прав потребителей при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены;

•нарушение требований к маркировке товаров.

Важно обратить внимание, что анонимные (не позволяющие установить лицо) обращения, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеперечисленных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, также могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона № 294-ФЗ.

Часть 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры, если основаниями их проведения служит мотивированное представление должностного лица Управления, внесенное в случаях возникновения угрозы либо непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушения требований к маркировке, а также выявления при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

Ограничение в предмете внеплановой проверки вводится частью 21 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ, которое предусматривает, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного Управлением предписания.

Необходимо отметить, что о проведении внеплановых проверок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Однако и из этого правила законодателем вводятся исключения:

•не требуется уведомление о начале проведения внеплановой проверки, если ее основанием служит мотивированное представление должностного лица Управления, внесенное по вышеуказанным основаниям;

•в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не требуется уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания о начале проведения внеплановой выездной проверки при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.

Федеральным законом от 03.07.2016 №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» введен новый вид мероприятия по контролю – контрольная закупка. Основные положения ее проведения регламентированы статьей 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данный вид мероприятий по контролю отнесен к полномочиям Управления Федеральным законом от 18.04.2018 №81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время ожидается принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок ее проведения, а также учета информации о ней в едином реестре проверок.

ЕКАТЕРИНА КОРЕНЕВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЮРИДИЧЕСКОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 06 (188) дата выхода от 25.06.2018.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юриди­ческим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осу­ществления деятельности обязательных требований и требований, ус­тановленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде по обеспечению безопасности госу­дарства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидация последствий причинения такого вреда.

Читайте так же:  Какие доходы не облагаются налогом на прибыль

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устра­нении выявленного нарушения обязательных требований и (ели) тре­бований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора)^ органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасно­сти государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных выше, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая проверка может доводиться в форме документарной или (и) выездной проверки.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или средне­го предпринимательства, может быть проведена по основаниям, ука­занным выше в подпунктах «а» и «б», после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Порядок согласованна выездной внеплановой проверки органами прокуратуры.

Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, а также утверждения органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной прочер­ки устанавливается приказом Генерального Федерации.

В день подписания распоряжения и приказа о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора) представляет либо направляет почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа о проведе­нии внеплановой выездной проверки и документа, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются с органом прокура­туры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведе­ния внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласова­нии проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в со­гласовании ее проведения.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласова­нии проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Феде­ральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым ак­там Президента Российской Федерации, нормативным правовым ак­там Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных мушщипальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной провер­ки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда жи­вотным, растениям, окружающей среде, безопасности государства,’ а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, обнаружение нарушений обязательных требова­ний и требований, установленных муниципальными правовыми акта­ми, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимо­стью принятия неотложных мер органы государственного кон­троля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с из­вещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по кон­тролю, посредством направления документов (заявление и приложе­ния к заявлению) в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает реше­ние о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведе­ния внеплановой выездной проверки либо об отказе в, согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо на­правляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вру­чении или в форме электронного документа, подписанного электрон­ной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзо­ра), орган муниципального контроля.

В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплано­вой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния:, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасно­сти государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), орга­ном муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности юридического лица, ин­дивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возник­нуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной про­верки не требуется.

В случае проведения внеплановой выездной проверки членов са­морегулируемой организации орган государственного контроля (над­зора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной провер­ки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

Читайте так же:  Возврат денежных средств по договору займа

В случае выявления нарушений членами саморегулируемой ор­ганизации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа госу­дарственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

Существует ли в фз-294 регламенты проведения конкретной проверки, сроки принятия решений, сроки направления документов и информации?

Новый ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ пересмотрел позиции в отношении сроков, предусмотрев не только иные сроки проведения конкретной проверки, но и сроки принятия соответствующих решений и сроки направления определенных документов и информации. Так, в законе определяются следующие сроки:

Сроки, предусмотренные законом

Срок направления уведомления о начале осуществления отд. Видов предприним деят-сти

После гос.регистрации, но до факт. осущ-ния деят-сти

Срок сообщения об изменениях места нахождения и места факт осуществления деятельности, реорганизации

В течении 10 дней с даты внесения записей в госреестр

Срок, определяющий периодичность проведения плановых проверок

Не чаще, чем 1 раз в три года, кроме искл. В сфере здравоохр., сфере образов., соц. сфере

Срок, в течении которого уведомляется о проведении плановой проверки

Не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала проведения

Срок в течение которого членам СРО сообщается о выявленных нарущениях

В течение 5 раб. Дней со дня окончания проведения проверки

Срок направления в органы прокуратуры в проектов ежегодных планов проведения плановых проверок

До 1 ноября года, предшествующему году проведения плановых проверок

Срок направления в органы прокупратуры заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки

В день подписания распоряжения руководителя (зам) органа гос. контроля, органа муниципального контроля по месту осуществления деятельности проверяемого

Срок рассмотрения органами прокуратуры заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки

В день поступления в целях законности проведения внеплановой выездной проверки

Срок принятия органами прокуратуры решения по результатам рассмотрения заявления о согласования проведения внеплановой выездной проверки

Не позднее, чем в течении рабочего дня, следующего за днем их поступления.

Существуют исключения: напр. Вред жизни, ЧС и т.д. – в течении 24 часа с момента поступления

Срок направления проверяемым документов по мотивированным запросам

В течении 10 раб. дней

Срок предоставления пояснений при выявления ошибок и противоречий (документарная проверка)

В течении 10 раб. дней

Срок проведения проверки (все виды проверок)

Не более 20 раб. Дней: Искл. только для плановых

1. 50 часов- для малого предприятия, 15 часов – микропредприятие в год.

2. при необходимости исслед, испытаний, экспертиз

Возможно продление а) на 20 раб дней для малых

б) на 15 часов для микропредприятий

Срок оформления акта по результатам проверки

Сразу после завершения проверки

Искл. При необходимости заключения по спец. расследованиям продление на 3 раб. Дня. В случае выездной внеплановой копия в прокупратуру в теч. 5 раб. дней

Срок предоставление возражений в отношении акта проверки

Не более 15 дней с даты получения акта проверки

Срок, в течении которого контролир. Орган сообщает о мерах по отн. К виновным

Внеплановые налоговые проверки

Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Хуже выездной проверки может быть только внеплановая выездная проверка. Такую проверку спрогнозировать сложнее, а значит, время на подготовку к ней очень ограничено. Выездные проверки, как правило, проводятся в отношении компаний, заранее включенных в план выездных проверок на текущий период.

Подробнее о том, по каким критериям отбирают компании для включения в план выездных проверок, можно почитать в статье «Основания для выездной налоговой проверки»

Но отсутствие организации в графике, утвержденном территориальными ИФНС, не означает, что налоговики не могут прийти без предупреждения. По каким причинам проводится внеплановая выездная проверка и как избежать ее назначения – читайте в нашей публикации.

В каких случаях проводится внеплановая выездная проверка

Основания для проведения выездных проверок закреплены в нескольких официальных источниках.

В Налоговом кодексе в качестве поводов для проведения внеплановой проверки упоминается только реорганизация и ликвидация предприятия. В этом случае инспекторы могут обрадовать своим визитом независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая налоговая проверка, но проверять они могут период не более 3-х лет.

[1]

Специалисты 1С-WiseAdvice помогут подготовиться к процедуре реорганизации / ликвидации так, чтобы у налоговой не осталось возможности напоследок доначислить компании налоги, пени и штрафы. Размер подобного ущерба несопоставим со стоимостью консалтинговых услуг.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не называет напрямую основания, которые непосредственно касаются деятельности ФНС. Перечисленные ситуации относятся к функциям других контролирующих органов – технических, санитарных, трудовых инспекций, Роспотребнадзора и пр. Однако некоторые пункты можно косвенно отнести к зоне ответственности инспекторов в качестве дополнительного контроля в компании с другими ведомствами. Их ключевой посыл: поводом для налоговой внеплановой проверки предпринимателя могут послужить сведения, поступившие от физических или юридических лиц, предписания прокуратуры.

Зачастую собственник даже не задумывается, у какого числа потенциальных недоброжелателей есть возможность организовать незапланированный визит инспекторов. Учитывая, что заинтересованная в проверке сторона должна подтвердить предоставленную информацию – документально или другим способом, – лучше доверить ведение налогового учета специалистам и лишить оппонента шанса обосновать свое обращение.

В Письме ФНС от 30.05.17 № ЕД-2-15/[email protected] говорится, что основанием для визита налоговиков могут послужить «полученные от граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами». Нужно учитывать, что сведения недоброжелатель может передать в налоговую не напрямую, а через прокуратуру, ОВД, ФСБ или ОБЭП.

На подозрительные финансовые операции, связанные с фирмами-однодневками, может также указать АСК-НДС 3.

Наличие взаимодополняющих нормативных актов свидетельствует о том, что налоговики не ограничены по возможностям назначения внеплановой ревизии настолько, насколько этого хотелось бы собственникам бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice всегда учитывают возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности. Мы точно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять. Наши специалисты, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, ведут бухгалтерский учет по правилам налогового – поэтому инспекторы попросту не захотят тратить свое время, чтобы искать несуществующие расхождения. Интересы и безопасность бизнеса, необходимость реорганизации и ликвидации предприятий, не будут зависеть от внешних угроз.

Отличие внеплановой ВНП от обычной выездной проверки

Порядок проведения внеплановой выездной проверки и ее особенности следуют из оснований для проведения данной проверки.

Целесообразность внеплановой проверки юридического лица в случае ликвидации и реорганизации инспекторы определяют, исходя из имеющейся у них информации о данном предприятии, в том числе данных ликвидационного баланса или передаточного акта. Если у сотрудников ФНС нет поводов усомниться в добросовестности компании, вряд ли они будут тратить время на «бесперспективную» ревизию.

Читайте так же:  Штрафы за нарушение требований охраны труда

Когда инспекторы получают «сигнал» на компанию от недоброжелателя, запрос прокуратуры или другого ведомства, проводится предварительная проверка: запрашиваются документы и пояснения. В интересах собственника не упустить шанс убедить налоговиков в необоснованности поступивших к ним сведениям. От того, как поведет себя компания, какие документы и пояснения будет давать, может зависеть итоговое решения ФНС о назначении выездной проверки. Распоряжение о визите налоговиков вы не получите – согласно письму ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected]), НК не устанавливает сроки уведомления о проведения проверки.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают около сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности клиента, на которые опираются инспекторы, принимая решение о более тщательной камеральной проверке или назначении выездной ревизии. В зоне налогового учета, которому наши эксперты уделяют первостепенное внимание, основные риски клиента. Благодаря такому подходу снижается риск проведения внеплановой выездной проверки.

Параллельно инспекторы могут попросить пояснения, а также доказательства нарушения и у инициировавшего проверку ведомства или «оппонента». Если им удастся бросить тень на какие-то сделки или процессы, связанные с бизнесом, налоговики могут истребовать у компании дополнительные документы, а потом еще и еще. Главный способ «насытить» налоговиков в этом случае – своевременно предоставлять корректные подтверждающие документы. Тогда ИФНС поймет, что никаких секретов от нее у компании нет и искать у нее нечего.

Уникальная технология обработки «первички», разработанная специалистами 1С-WiseAdvice, позволяет в режиме реального времени отслеживать наличие, полноту, качество этих документов, а соответственно, максимально быстро подготавливать запрашиваемые инспекцией документы.

Результаты предварительной проверки не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. Но если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удалось подтвердить факты нарушения или преступления, значит, вскоре руководитель ИФНС получит на подпись мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. Поэтому правильнее разубедить налоговиков выезжать к вам с ревизией на этапе предварительной проверки, а еще лучше – на стадии формирования отчетности.

Признаки того, что в компанию придет внеплановая выездная проверка

Предсказать внеплановую выездную проверку сложно, поскольку при назначении проверки данного типа не последнюю роль в ее организации играет человеческий фактор.

Если инспекторы вдруг истребовали у компании пакет документов или пояснения, значит, задумываются о целесообразности внеплановой выездной проверки. И предшествовать этому может сам факт сотрудничества с сомнительным контрагентом. Конфликт с ним или конкурентом может усугубить ситуацию и стать поводом для их обращения в прокуратуру или другое ведомство.

Эксперты 1C-WiseAdvice могут сформировать бизнес-справку, которая будет содержать всю необходимую достоверную информацию о потенциальном партнере, из Премиального Контур.Фокус. Данная справка является одним из неопровержимых доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

В случае, когда вы все-таки ошиблись с выбором партнера, и инспекторы уже требуют пояснений по конкретным сделкам, лучше не игнорировать запрос ИФНС. 1C-WiseAdvice обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Но несмотря на это, эксперты нашей компании рекомендуют изначально соблюдать должную осмотрительность при выборе партнеров: благодаря системе АСК НДС-3 сегодня прослеживается вся цепочка контрагентов, а значит, не стоит привлекать лишнее внимание к вашей компании.

В разделе 3 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] перечислены некоторые критерии, которые могут сыграть против компании, если по каким-то основаниям она все-таки попала в поле зрения налоговиков. В их числе:

  • налоговые отчисления компании меньше средних показателей по отрасли;
  • значительные отклонения финансово-хозяйственных показателей текущего периода от показателей аналогичных периодов за предыдущие года;
  • несвоевременные оплаты налоговых платежей, а также уменьшение их размера по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениям, которыми располагает налоговая;
  • ошибки, противоречия и неточности, допущенные при формировании налоговой базы.

Запатентованный 1С-WiseAdvice «Электронный аудитор» каждый день в автоматическом режиме проверяет бухгалтерские базы клиентов на предмет отклонения от стандартов учета, ошибок и подозрительных ситуаций в учете. При обнаружении таковых программой далее уже специалист получает оповещение и перепроверяет операцию вручную, правя при необходимости.

Что делать, чтобы у компании не возникало нежданных выездных проверок?

Передать бухгалтерию на аутсорсинг команде профессионалов, а самим заняться управлением бизнеса и не вникать в нюансы бухгалтерского учета, беспокоясь о возможных проблемах с налоговой.

Правила безопасного поведения, чтобы внеплановая выездная проверка прошла с наименьшими потерями

Если избежать внеплановой выездной проверки не удалось, и инспекторы уже стоят на пороге, необходимо помнить: даже во время ревизии у вас есть права, а у полномочий сотрудников ИФНС – ограничения. Поэтому с правилами проведения проверок и составления акта выездной проверки лучше ознакомиться заранее, на этапе предварительного анализа. Таким образом, в руки к налоговикам не попадут лишние документы и прочие доказательства.

Не менее внимательно следует ознакомиться и с решением о проверки, убедиться, что незваные гости действительно сотрудники ИФНС.

Проверяющих лучше максимально быстро изолировать и лишить возможности случайно получить не предназначенную для них информацию. Необходимо проинформировать сотрудников компании как себя вести в случае ВНП, а также что на рабочих местах должен соблюдаться порядок и все документы должны храниться надлежащим образом, а доступ к компьютеру должен блокироваться при отлучении от рабочего места. В офисе не должно находиться незаконных документов, предметов и бумаг, принадлежащим другим организациям.

Даже в самых угрожающих ситуациях эксперты 1С-WiseAdvice помогут чувствовать себя уверенней и свести потенциальные риски и убытки к минимуму. Экспертная поддержка наших специалистов защитит интересы клиента на всех этапах взаимоотношений с ИФНС. Мы не только подготовим аргументированные ответы на запросы и требования налоговиков, дадим пояснения, но и при необходимости будем бороться за благоприятный для вас исход по итогам проверки вплоть до суда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подробней о том, как себя вести на выездной проверке, читайте здесь >>>

Источники


  1. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.

  2. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  3. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
  4. /oli>

    Сроки проведения внеплановой выездной проверки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here