Специальный инвестиционный контракт

Полезный материал в статье: "Специальный инвестиционный контракт" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Новые правила для инвестиционных контрактов

Изменения в закон о промышленной политике

Изменения в Федеральный закон о промышленной политике нужны, чтобы усовершенствовать механизм СПИК и обеспечить максимальную конкуренцию по ходу реализации этого инструмента. Так привлекут долгосрочные инвестиции не от государства в высокотехнологичные проекты.

Законопроект предусматривает 13 новых правил:

Изменения в Налоговой кодекс

Законопроект предусматривает, что:

  • применят льготы по налогу на прибыль для организаций, которые получили статус налогоплательщика — участника СПИК, на протяжении всего срока его действия;
  • введут раздельный учет доходов (расходов), которые получены (понесены) от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключен спецконтракт, и доходов (расходов), которые получены (понесены) в ходе другой деятельности, чтобы получить льготы по налогу на прибыль организаций;
  • регулировать будут раздельно региональные инвестиционные проекты и специальные инвестиционные контракты, в том числе включат в Налоговый кодекс специальные статьи: «Налогоплательщики — участники СПИК», «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, которая определяется организациями, в статус налогоплательщика — участника СПИК».

Изменения в Бюджетный кодекс

Законопроектом изменят ст. 78 Бюджетного кодекса. Предоставят субсидии юрлицам, которые участвуют в СПИК. В частности, позволят принимать обязательства по предоставлению бюджетных субсидий на долгосрочной основе (более чем на один бюджетный период) по аналогии с таким же преференциальным режимом в отношении институтов, которые предусмотрены законодательством о государственно-частном партнерстве и законодательством о концессионных соглашениях.

Специальный инвестиционный контракт

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – это инструмент не прямой финансовой поддержки инвесторов (субъектов деятельности в сфере промышленности), реализующих инвестиционные проекты.

С 13 августа 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» согласно которым субъекты Российской Федерации утратили право на заключение СПИКов регионального уровня.

С учетом нового порядка СПИКи заключаются при условии, что инвестиционные проекты направленны на освоение серийного производства промышленной продукции на основе современных технологий, и, при условии, что сторонами контракта одновременно будут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

Дополнительную информацию можно получить по тел. (342) 217 68 25

СПИК 2.0. Как изменятся предмет, порядок заключения и льготы по специальным инвестиционным контрактам?

На рассмотрение Госдумы внесен пакет правительственных законопроектов с поправками регулирования специальных инвестиционных контрактов. По условиям таких контрактов компании вкладывают собственные или заемные деньги в производство промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, а государство обязано предоставить определенные льготы для ведения такого бизнеса. Пакет законопроектов уже прозвали СПИК 2.0. Его цель — привлечь долгосрочные негосударственные инвестиции в высокотехнологичные проекты. Изменения коснулись порядка заключения специальных инвестиционных контрактов, сроков, предмета, а также льгот для инвесторов. Некоторые из них ухудшают условия работы по специальным инвестиционным контрактам, другие, наоборот, улучшают.

Механизм специальных инвестиционных контрактов (далее — СПИК) был введен Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». В 2017 г. Президент РФ дал поручение подготовить поправки в законодательство для регулирования специальных инвестиционных контрактов (поручение по итогам Петербургского международного экономического форума, состоявшегося 01—03.06.2017, № Пр-1132 от 14.06.2017). Правительство РФ подготовило эти изменения. Затем поправки долго обсуждали. А 16.04.2019 их наконец-то внесли на рассмотрение Госдумы. Уже в мае Госдума планирует рассмотреть в первом чтении весь пакет законопроектов (далее — СПИК 2.0):

№ 689101-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»;

№ 689130-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части совершенствования налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов)»;

№ 689133-7 «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части предоставления субсидий юридическим лицам в рамках специального инвестиционного контракта).

В целом смысл специальных инвестиционных контрактов не поменяется: компания будет вкладывать деньги в производство, а другая сторона должна будет обеспечить стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. В то же время появятся важные нюансы.

Сейчас специальные инвестиционные контракты можно заключать только в отношении производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ. В законопроекте № 689101-7 предлагается распространить предмет этих контрактов на разработку технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанных технологий. Перечень таких технологий будет утверждать Правительство РФ. Предполагается, что это будут уникальные технологии, которые конкурентоспособны на мировом рынке. То есть специальный инвестиционный контракт можно будет заключить в отношении не любой промышленной продукции.

В рамках контракта должна разрабатываться технология, причем из правительственного перечня.

В настоящее время специальные инвестиционные контракты заключаются с РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. По законопроекту № 689101-7 другой стороной контракта будет выступать РФ совместно с субъектом РФ и муниципальным образованием. То есть в обязательном порядке будет участвовать несколько уровней власти.

Сроки и объем инвестиций

В законопроекте № 689101-7 предлагается предусмотреть, что специальный инвестиционный контракт заключается на срок не более 15 лет для проектов, объем инвестиций по которым составляет до 50 млрд руб. включительно (без учета НДС), или не более 20 лет для проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС). Сейчас специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет с учетом срока выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с финансовой моделью инвестиционного проекта, увеличенного на пять лет.

Также в законопроекте исключено ограничение срока предоставления налоговых льгот — до 2025 г. Специальные инвестиционные контракты можно будет заключать в редакции СПИК 2.0 до 31.12.2030.

Порядок заключения

Еще одно предлагаемое нововведение — заключать специальные инвестиционные контракты по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Без такого отбора заключение контрактов будет возможно только по решению Президента РФ или если была подана одна заявка. Сейчас пока предусмотрен заявительный порядок для заключения специального инвестиционного контракта. Инвестор представляет в уполномоченный орган заявление о заключении специального инвестиционного контракта по определенной форме, а также пакет необходимых документов.

В законопроекте № 689101-7 указано, что открытый конкурсный отбор на право заключения специального инвестиционного контракта будут проводить по инициативе РФ, РФ совместно с субъектом РФ и муниципальным образованием либо инвестора. Закрытый конкурсный отбор проведут, если это инициатива РФ и нужно реализовать проекты по разработке или внедрению технологий военного, специального или двойного назначения в целях освоения на их основе производства промышленной продукции, необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Читайте так же:  Госпошлина за закрытие ип

В проекте предусмотрено, какие критерии должны быть указаны для участия в отборе. Например, при проведении конкурсного отбора на право заключения специального инвестиционного контракта по инициативе РФ в конкурсной документации будут указывать вид промышленной продукции, производство которой должно быть освоено в ходе реализации, а также могут определяться результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат РФ и которые подлежат внедрению в ходе реализации проекта. Участники конкурсного отбора обязаны до подачи заявок согласовать с субъектом РФ и муниципальным образованием место производства промышленной продукции и представить сведения о согласовании места производства промышленной продукции в составе заявки на участие в конкурсном отборе.

Победителями конкурсного отбора на право заключения специального инвестиционного контракта могут быть признаны один или несколько участников конкурсного отбора, чьи заявки были признаны комиссией лучшими в результате оценки заявок по определенной методике на основании следующих критериев:

срок внедрения современной технологии, который определяется как период с момента заключения специального инвестиционного контракта до момента производства первой партии продукции на основе современной технологии;

объем продукции, произведенной в течение срока действия контракта;

технологический уровень локализации производства промышленной продукции с применением технологии, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень современных технологий.

Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов будут вносить в реестр специальных инвестиционных контрактов. А те специальные инвестиционные контракты, которые уже действуют на момент вступления в силу предлагаемых поправок, сохранят свое действие и автоматически попадут в реестр специальных инвестиционных контрактов.

Участники специальных инвестиционных контрактов получат возможность вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключен контракт, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, для целей получения льготы по налогу на прибыль организаций. В проекте указано, что участники специальных инвестиционных контрактов смогут применять налоговые ставки:

ко всей налоговой базе в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль,

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Таким образом, если компания не может выполнить критерий о 90% выручки, то она сможет воспользоваться условием о раздельном учете доходов (расходов) и претендовать на льготу по налогу на прибыль в соответствующей части.

Участники специальных инвестиционных контрактов получат льготы по налогу на прибыль на весь срок реализации проекта. Это позволит гарантировать спрос на продукцию при госзакупках товаров, работ и услуг, а также при закупках отдельными видами юридических лиц.

Сейчас «дедушкина оговорка», защищающая от ухудшающих положение инвесторов налоговых условий, не распространяется на НДС и акцизы. То есть при изменении размера и порядка уплаты НДС и акцизов новые правила придется применять и инвесторам по специальным инвестиционным контрактам. В проекте № 689130-7 предлагается дополнить этот перечень еще и социальными взносами.

Предоставление мер стимулирования будет прекращено, если объем расходов бюджетов всех уровней в отношении проекта превысит 50% объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен специальным инвестиционным контрактом. Методика расчета совокупного объема расходов бюджетов всех уровней, осуществленных в целях поддержки инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, утверждается Минфином России.

Специальные инвестиционные контракты

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 11

Модернизация действующих, внедрение новых производств являются неотъемлемым элементом деятельности предприятий в нынешних реалиях технического прогресса и высокой конкуренции. А чтобы названные мероприятия были проведены в полном объеме, Правительство РФ во исполнение законодательства о промышленной политике своим Постановлением от 16.07.2015 N 708 уточнило оформление заказчиками и исполнителями договорных отношений по специальному инвестиционному контракту. В чем же его сущность и что еще нужно знать бухгалтеру?

Что считается специальным инвестиционным контрактом?

За ответом на вопрос обратимся к Закону о промышленной политике в РФ , в котором такому контракту посвящена отдельная ст. 16. По названному контракту инвестор в предусмотренный срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ. Другая сторона контракта — государственный заказчик в лице Российской Федерации или субъекта РФ — в течение предусмотренного контрактом срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности.

Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ.

На заметку. Специальный инвестиционный контракт заключается в отраслях промышленности, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты.

Наряду с Российской Федерацией, от имени которой стороной специального инвестиционного контракта выступает Министерство промышленности и торговли, сторонами контракта могут быть субъект РФ или муниципальное образование в случае осуществления в отношении инвестора мер стимулирования промышленной деятельности, предусмотренных региональным или местным законодательством. Государственный заказчик устанавливает порядок мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам.

Такой контракт является долговременным и заключается на срок до десяти лет в порядке и по типовым формам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708. В данном документе, в свою очередь, уточняется, что срок контракта выбирается исходя из времени выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль согласно бизнес-плану этого проекта.

Минимальный состав сведений, указываемых в специальном инвестиционном контракте, обозначен в п. 3 ст. 16 Закона о промышленной политике в РФ. Для бухгалтера важен объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции. Обратите внимание: этот экономический показатель является приблизительным (ориентировочным), так как точная оценка финансирования возможна только после реализации инвестиционного проекта.

К сведению. К специальному инвестиционному контракту применяются положения Закона об инвестиционной деятельности , если это не противоречит сущности такого контракта.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ.

Что нужно для заключения контракта?

Очевидно, инвестору нужно предоставить определенные гарантии того, что он выполнит контракт и доведет инвестиционный проект до завершения. В составе подтверждающих документов выделим:

  • копии документов, подтверждающих вложение инвестиций в инвестиционный проект в размере не менее 750 млн руб. (кредитный договор, предварительный кредитный договор с финансированием инвестиционного проекта либо иные документы, подтверждающие размер привлекаемых инвестиций);
  • предлагаемый перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности (финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности).
Читайте так же:  Анкета работника для личного дела — бланк

Для заключения специального инвестиционного контракта, в ходе которого внедряются наилучшие доступные технологии, инвестор к заявлению прикладывает документы, подтверждающие внедрение таких технологий, — план мероприятий по охране окружающей среды и программу повышения экологической эффективности.

Плюс нужно сообщить сведения о самом инвестиционном проекте:

  1. о характеристиках промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается в ходе исполнения контракта;
  2. о перечне мероприятий проекта и объеме инвестиций в него;
  3. о результатах (показателях), которые планируется достигнуть в ходе реализации проекта (ежегодные и итоговые показатели), включая:

а) объем (в денежном выражении) произведенной и реализованной продукции (ежегодно на конец года и к окончанию срока специального инвестиционного контракта);

б) перечень планируемых к внедрению наилучших доступных технологий, предусмотренных Законом об охране окружающей среды (при их внедрении);

в) объем налогов, планируемых к уплате по окончании срока специального инвестиционного контракта;

г) долю стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене промышленной продукции, выпускаемой к окончанию срока контракта;

д) количество рабочих мест, создаваемых при реализации проекта.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Отметим, что все это планируемые показатели, которые просчитывают экономисты. Бухгалтер отвечает за фактические показатели реализации инвестиционного проекта. Тем не менее между планом и «фактом» должно быть определенное соответствие, а точнее, сопоставимость, как и в финансовой отчетности за несколько периодов. Поэтому бухгалтеру стоит изучить названные документы, чтобы планировать будущие экономические выгоды и финансовые потоки и эффективно ими управлять.

Оценивает возможность заключения специальных инвестиционных контрактов специальная комиссия, регламент деятельности которой есть в Приложении к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708. В комиссию входят компетентные лица, представители Минэкономразвития, Минфина, Минэнерго, промышленных, кредитных и научных организаций. Для оценки возможности (невозможности) заключения специальных инвестиционных контрактов комиссия взаимодействует с органами власти всех уровней, а также привлекает экспертов (специалистов инженерно-технического профиля и членов научных организаций).

О бухгалтерском учете

Порядок бухгалтерского учета определяется тем, какие операции предстоит осуществить предприятию в рамках заключенного договора. Здесь уместно вспомнить о п. 5 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов , обязывающем инвестора представить документы, подтверждающие создание или модернизацию промышленного производства и несение расходов инвестиционного характера:

  • на приобретение или долгосрочную аренду земельных участков под создание новых производственных мощностей (за исключением случаев, когда земельный участок, на котором реализуется инвестиционный проект, находится в собственности инвестора или привлеченных лиц);
  • на разработку проектной документации;
  • на строительство или реконструкцию производственных зданий и сооружений;
  • на приобретение, сооружение, изготовление, доставку, расконсервацию и модернизацию основных средств , в том числе на таможенные пошлины и таможенные сборы, а также на строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708.
Минимальная доля приобретаемого в ходе реализации инвестиционного проекта оборудования составляет не менее 25% стоимости модернизируемого и (или) расконсервируемого оборудования.

Названные затраты должны найти отражение в бизнес-плане инвестиционного проекта, копии инвестиционного соглашения (соглашений) или предварительного договора (договоров) о реализации такого проекта. Задача бухгалтера состоит в правильной квалификации названных затрат для их последующего объективного учета.

Если внимательно присмотреться к списку затрат, то большинство из них являются не чем иным, как долгосрочными инвестициями, связанными с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов. Для учета таких затрат есть Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций . Принятое более трех десятков лет назад, оно остается действующим документом, применяемым в части, не противоречащей более поздним актам.

Утверждено Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160.

Одной из целей бухучета долгосрочных инвестиций является правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования. Логично, что инвестиционные расходы приводят к изменению сущности объектов, на которых производятся работы, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по содержанию данных объектов. Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам в целом по строительству и по отдельным объектам ОС, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам. Иными словами, формировать единый объект учета по всему специальному инвестиционному контракту не нужно, следует выделить объекты бухгалтерского учета, которые в большинстве своем будут объектами ОС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратим внимание еще на один момент. Специальный инвестиционный контракт предполагает не только создание (модернизацию), но и освоение производства промышленной продукции. Поэтому в итоге все затраты либо через амортизационные отчисления, либо через единовременное списание в периоде осуществления должны быть включены в себестоимость осваиваемой продукции. Сказанное отчасти подтверждается п. 8 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях . Затраты на подготовку производства (поиск, разведку и подготовку к использованию природных ресурсов, подготовительные работы в добывающих отраслях промышленности, освоение производства новых видов продукции и т.п.) включаются в себестоимость продукции.

Утверждены Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970.

Пример. Предприятие-инвестор заключило специальный инвестиционный контракт с органом региональной власти на строительство завода по производству современных строительных материалов. В процессе его осуществления были понесены следующие фактические расходы: на приобретение земельного участка — 10 млн руб., на разработку проектной документации — 1 млн руб., на строительство зданий — 49 млн руб., на приобретение оборудования для производства — 9 млн руб., на пуск и наладку — 1 млн руб. В целях упрощения все данные об инвестиционных затратах представлены без НДС.

Согласно условиям примера выделим объекты долгосрочных инвестиций. Это земля, здания, оборудование, которые при полной готовности для эксплуатации по предназначению являются объектами ОС. Затраты на приобретение земли признаются раньше всех, потому что с течением времени этот актив не меняет своих потребительских свойств и не амортизируется (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Все иные объекты отражаются в составе ОС после выполнения условий п. 4 ПБУ 6/01.

Если принимать к учету здания и оборудование в составе объектов ОС, как только они будут готовы к применению по назначению, может получиться так, что амортизация по объектам есть, а собственно производственного процесса еще нет. Можно, конечно, отнести эти затраты на расходы будущих периодов, но куда более рационально включить здания и оборудование в состав ОС перед тем, как они будут введены в эксплуатацию и начнут участвовать в производстве продукции.

Читайте так же:  Можно ли вернуть товар, купленный со скидкой

Напомним, затраты на разработку проектной документации увеличивают стоимость объекта, с возведением которого связана эта документация. По условиям примера — здания. Аналогичным образом затраты на пуск и наладку производственного оборудования увеличат его стоимость, которая затем будет амортизироваться.

В бухгалтерском учете предприятия-инвестора надо сделать такие проводки:

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

С 13 августа 2019 г. статья 16 настоящего Федерального закона применяется только к отношениям, возникающим при заключении, изменении, расторжении специальных инвестиционных контрактов, указанных в частях 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

2. В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

3. Специальный инвестиционный контракт может содержать:

1) срок действия специального инвестиционного контракта, установленный в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;

3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;

7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

6. Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта.

7. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных настоящей статьей совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

8. В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в результате применения инвестором или инвесторами положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.

9. К специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК)

Правительство России в нестоящее время проводит политику стимулирования отечественной промышленности. Для этого введены запреты на поставку в государственные учреждения отдельных товаров иностранного производства. Однако российские производители не всегда могут самостоятельно изготовить требуемые объемы продукции должного качества. Выходом из этой ситуации может быть заключение инвестиционных контрактов.

Что это такое

Инвестиционным контрактом называют соглашение, по которому инвестор передает собственные средства заказчику. Последний в свою очередь должен использовать эти средства для извлечения дохода. Такие взаимоотношения регулируются нормами 39-ФЗ от 25 февраля 1999 года.

Подобные контракты больше всего распространены в строительстве. Одна сторона передает денежные средства компании-застройщику. Та в свою очередь проводит все необходимые работы по строительству объекта недвижимости. Инвестор в итоге получает готовые помещения в свою собственность.

Взаимоотношения между сторонами оформляются в письменной форме. Устный договор не признается действительным. Денежные средства, оговоренные в контракте, могут передаваться единоразовым платежом или частичными выплатами.

Согласно нормам действующего 44-ФЗ выделяются два основных вида инвестиционных контрактов:

[1]

  • Специальный. Он подразумевает соглашение, заключенное между Правительством России и компанией, которая берет на себя обязательства по созданию или модернизации производства на территории нашей страны. Возможность оформления такого контракта предусмотрена 488-ФЗ.
  • Договор со встречными инвестиционными обязательствами. Он предусматривает взаимные обязанности сторон по созданию производства на территории страны с целью обеспечения ее нужд.

В инвестиционном контракте обязательно прописываются полные реквизиты обеих сторон, предмет сделки, строки исполнения обязательств, сумма инвестиций, права и обязанности контрагентов. Документ визируется печатями и подписями.

Особенности заключения специального инвестиционного контракта

Нормами статьи 111.3 44-ФЗ установлена возможность заключения специального инвестиционного контракта (СПИК). Одной стороной в нем выступает Правительство России или отдельный муниципалитет. Такой договор предусматривает выполнение инвестором работ по освоению производства на территории России в установленные сроки. В свою очередь заказчик обязуется создавать все условия для полноценного ведения бизнеса. Для этого применяется льготная система налогообложения и оказывается необходимая поддержка.

[2]

Выделяют три типа специальных инвестиционных контрактов:

  1. Модернизация или создание «с нуля» производства определенных промышленных товаров.
  2. Разработка и последующее внедрение технологий, которые позволили бы улучшить существующее производство.
  3. Формирование производства, не имеющего аналогов в Российской Федерации.
Читайте так же:  Налог на животных в россии

При выполнении всех взятых на себя обязательств точно в срок инвестор может выступать в роли единственного поставщика при заключении государственных контрактов. Но для этого объем вложенных инвестиций должен превышать 3 миллиарда рублей, за производство должна отвечать компания, зарегистрированная на территории России, а также страной происхождения товара должна выступать Российская Федерация.

Порядок заключения

Заключение таких договоров носит заявительный характер. Фирма, которая хочет выступить в роли инвестора, должна пройти следующие этапы:

  1. Обратиться со своим предложением в Министерство промышленности и торговли России или иной уполномоченный орган исполнительной власти. К заявлению прикладывается определенный пакет документов, в котором излагается суть предложения.
  2. В течение месяца после получения обращения орган формирует свое заключение о соответствии компании-заявителя требованиям к инвесторам. Это решение передается в специальную комиссию для дальнейшего рассмотрения.
  3. В течение двух месяцев комиссия рассматривает все документы и выносит свое решение относительно возможности или невозможности заключения инвестиционного контракта.
  4. Ответ заявителю отправляется в течение 10 дней с момента принятия решения. Если заключение контракта одобрено, то прикладывается его проект.
  5. Заявителю дается 10 суток на подписание инвестиционного контракта. Если имеются какие-либо разногласия, он может отправить соответствующий протокол. Если заявитель не отправляет заказчику никаких документов, он признается отказавшимся от заключения договора.

Орган исполнительной власти может отказать заявителю в заключении контракта в случае, если инвестиционный проект не подходит для достижения поставленных государством целей и показателей. Причиной отказа может стать также предоставление не соответствующих требованиям документов.

Преференции

В последнее время Правительство России пытается проводить политику импотрозамещения. В такой обстановке заключение СПИК является наиболее выгодным способом ведения бизнеса. Их участники обладают следующими преференциями:

  1. Налоговая годовая нагрузка гарантированно не будет увеличиваться в течение всего срока действия контракта.
  2. Предусмотрены льготы при оплате налогов на прибыль. В большинстве случаев на федеральном уровне ставка снижается до 0%. На региональном уровне предоставляются значительные послабления по транспортным и имущественным налогам. Муниципалитеты имеют возможность предоставлять скидки на земельные налоги.
  3. Значительно упрощается процесс получения земельных участков для осуществления деятельности. Для этого не нужно участвовать в торгах.
  4. В отношении выпускаемой продукции можно получить статус российского производства в упрощенном порядке.
  5. Участники СПИК получают возможность выступать в роли единственных поставщиков при закупках, проводимых государственными учреждениями.
  6. Получить статус крупнейшего производителя промышленной продукции можно в упрощенном порядке. Это по большей части качается изготовителей крупной техники.

В дополнение ко всему участникам СПИК проще получать отраслевые субсидии. Государство будет делать все возможное для поддержки таких производителей.

[3]

Договора со встречными обязательствами

Особенности заключения таких контрактов регламентируются нормами статьи 111.4 44-ФЗ. Субъект Российской Федерации имеет право проводить конкурс на право выступить контрагентом по такому договору.

Государственный орган должен заранее определить наименование товаров, производство которых нужно будет создать или модернизировать. Срок действия такого инвестиционного контракта не может превышать 10 лет. Минимальный объем инвестиций при этом составляет 1 миллиард рублей.

Извещение о проведении конкурса на заключение инвестиционного контракта должно быть опубликовано не менее чем за 60 дней до момента проведения процедуры. При этом победителю придется внести обеспечение исполнения контракта в размере от 2% до 5% от его НМЦК. Заказчику нужно будет отразить в своем план-графике минимальный объем инвестиций.

На сегодняшний день заключено не так много инвестиционных контрактов. При этом такой механизм работы считается наиболее удобным как для государства так и для инвесторов.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) (ПП РФ № 708) (ПП ЧО № 215-П)

СПИК — соглашение между инвестором и РФ и/или субъектом РФ и/или муниципальным образованием, в котором фиксируются:

  1. Создание или модернизация промышленного производства
  2. Освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ
  3. Внедрение наилучших доступных технологий

Меры стимулирования:

Возможность являться поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИК на внеконкурсной основе.

Неухудшение налоговых условий + возможность снижения до 0% федеральной и до 13,5% региональной части ставки налога на прибыль + 0% налог на имущество + ускоренная амортизация для основных средств.

Ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя.

Специальный инвестиционный контракт

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) — это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инициатора проекта по освоению производства промышленной продукции в предусмотренный срок, а также обязательства РФ и (или) её субъекта в части гарантий стабильности налоговых и регуляторных условий и предоставления мер поддержки.

Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК, регулируемых Федеральным законом «О промышленной политике в РФ».

Цель поддержки — привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка реализации крупных производственных проектов, реализуемых в России.

— минимальный объем инвестиций (капитализируемых затрат) — 750 млн. руб. (без НДС);

— учет инвестиций в проект производится с начала календарного года, в котором было подано заявление о заключении СПИК;

— к участникам СПИК также относятся привлеченные лица, являющиеся участниками технологического процесса, инжиниринговые или финансовые центры, а также дистрибьютеры продукции;

Специальные условия в зависимости от целей СПИК

— создание/модернизация промышленного производства (для модернизации: стоимость нового оборудования – не менее 25% от стоимости модернизируемого);

— внедрение наилучших доступных технологий (необходим согласованный план мероприятий по охране окружающей среды);

— освоение производства продукции, не имеющей аналогов в РФ (необходимо подтверждение Минпромторга России).

Размер и сроки поддержки

— срок выхода проекта на операционную прибыль + 5 лет (но не более 10 лет);

— размер государственной поддержки определяется исходя из параметров проекта.

— обеспечение стабильности налоговых условий;

— получение статуса «Made in Russia» на продукцию с отлагательным условием по локализации;

— доступ к госзаказу;

— создание субъектами РФ объектов инфраструктуры, особые условия аренды земельных участков.

Инвестиционный контракт

Правовые отношения в инвестиционной сфере появляются в результате обоюдного желания о сотрудничестве между собственником и инвестором. Такие отношения регулируют соответствующие документы.

Инвестиционный контракт это гражданско-правовой договор, которым регулируются условия вложения материальных ценностей в основные средства. В качестве материальных ценностей можно рассматривать ценные бумаги, деньги, имущественные права аренды или собственности.

Все инвестиционные контракты составляется в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, а именно в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 39-ФЗ.

В случае если собственник бизнеса провел успешные переговоры с инвестором, договорился обо всех условиях осуществления совместной инвестиционной деятельности и обеим сторонам необходимо закрепить их договоренности юридически, тогда и составляется инвестиционный контракт.

Согласно Российскому законодательству, совместной инвестиционной деятельностью признается деятельность, в результате которой происходит количественное изменение таких показателей, как основные средства предприятия, её нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Читайте так же:  Протокол учредителей о смене директора образец
Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из этого следует вывод, что в результате заключения инвестиционного контракта происходит изменение внеоборотных средств организации. Именно поэтому данное понятие относится больше к экономической среде, нежели гражданско-правовой.

Типовой и специальный контракт

Типовой инвестиционный договор заключается между следующими участниками:

  1. Инвесторами
    • Физическими и юридическими лицами, а также группой лиц, действующих на основании договора о ведении совместной деятельности
    • Органами государственной власти
    • Иностранными контрагентами (физлицами, юрлицами)
    • Муниципальными образованиями.
  2. Подрядчиками (юрлицами, физлицами, выполняющими конкретные задачи согласно условиям договора)
  3. Заказчиками (физлицами, юрлицами, которые будут контролировать и реализовывать проект)
  4. Пользователями (физлицами, организациями, муниципалитетами, сообществами, странами, для кого создаются объекты инвестиционного договора).

Объектами инвестиционного контракта выступает любое имущество (в том числе здания и сооружения), которое либо создается с нуля, либо модернизируется. Инвестиции идут на строительство и реконструкцию объектов, закупку техники, оборудования, расходных материалов, на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и НМА (нематериальные активы) и так далее.

Далее мы поговорим о новой инициативе/новом инструменте, который вводит правительство Российской федерации для стимулирования развития, создания и модернизации промышленного производства на территории нашей страны. Речь идёт о специальном инвестиционном контракте.

Под специальным инвестиционным контрактом (СПИК) подразумевается договор, заключенный между государством или муниципальным образованием и вкладчиком.

Со стороны государства гарантируется всесторонняя поддержка и налоговые льготы, инвестор же обязуется выполнять специальные условия. В большинстве случаев СПИК позволяют инвестору стать монополистом в своей деятельности.

Направления СПИК принято подразделять на три вида:

  1. Освоение инновационного производства, не имеющего аналогов на территории страны
  2. Производство или модернизация производства промышленных товаров
  3. Разработка инновационных технологий, а также внедрение уже имеющихся в существующее производство

В чем суть? Заключение данного контракта должно подстегнуть рост промышленного производства в стране путем предоставления инвесторам всевозможных льгот, преференций, гарантий на надежное и стабильное ведение бизнеса, при условии выполнения с их стороны заранее оговоренных обязательств.

Какие преимущества несёт заключение специальных инвестиционных контрактов для государства и для инвестора?

  • общий рост промышленного производства/сопутствующей промышленной инфраструктуры
  • развитие и модернизация стратегических отраслей промышленности
  • создание инновационных производств/производство высокотехнологичных товаров
  • локализация промышленного производства на территории страны
  • внедрение и освоение новых технологий.

Преференции и льготы, которые получают инвесторы:

  • налоговые и таможенные льготы
  • гарантии на наличие стабильных условий для ведения бизнеса/защита от неблагоприятных изменений в законодательстве страны
  • льготные условия аренды государственного имущества/сниженная арендная плата
  • иные льготы и преференции, прописанные в законодательстве.

Содержание специального инвестиционного контракта:

  • объем инвестиций со стороны инвестора
  • срок действия контракта
  • перечень и характеристики производимой продукции
  • перечень шагов по созданию производства либо модернизации действующего
  • список предусмотренных льгот и преференций для инвесторов
  • порядок контроля над исполнением инвестором взятых на себя обязательств/порядок предоставления отчетности и т.п.

Что необходимо инвестору для заключения специального инвестиционного контракта с государством или его региональным субъектом?

  • описание результатов и выгод, которые способен дать предлагаемый к реализаций (инвестиционный проект
  • обязательства, которые инвестор может на себя взять
  • льготы, которые инвестор желает получить из числа установленных законодательством
  • документарное подтверждение соответствия предлагаемого инвестиционного проекта тем критериям, которые установлены в федеральном законе и постановлении правительств РФ.

Порядок заключения

Начать стоит с того, что любой договор должен содержать стороны и условия их отношений. Так, при заключении таких договор, как правило, участвуют две стороны, а именно инвестор и собственник бизнеса (заказчик).

При заключении контракта оговариваются роли и условия действий заказчиков, подрядчиков, инвесторов, прописывается порядок передачи активов, порядок расходования инвестиций, рассчитывается размер прибыли и порядок ее распределения между участниками контракта. Договор включает подробное описание плана процесса инвестирования, а также задуманного результата. Также в договоре прописывается форма и размер компенсации ущерба инвестору, если условия контракта не будут соблюдены другими участниками.

Наиболее важным моментом здесь выступает тот факт, что роль и обязанности сторон должны быть описаны как можно подробнее и конкретнее. Это предотвратит возможные споры и снизит риски проекта. По условиям контракта инвестор передаёт денежные средства в распоряжение заказчика. Факт передачи должен быть зафиксирован документально и по действующему законодательству. Заказчик принимает средства и обязуется использовать их лишь по тем направления и в том размере, которые прописаны в инвестиционном контракте. Заказчик несёт за это полную ответственность.

Процесс реализации проекта и результаты, в которых заинтересованы обе стороны, должны быть также максимально подробно прописаны. Для удобства, часто эта часть прописывается поэтапно.

Выделим основные направления заключения инвестиционных контрактов:

  • покупка либо продажа основных средств
  • покупка либо продажа нематериальных активов
  • контракты, связанные со строительством, ремонтом либо модернизацией недвижимости производственного назначения
  • учредительные договора (только в случае инвестиции основных средств).

Необходимо разделять инвестиционные и текущие отношения для каждой из сторон. Что это значит? К примеру, в случае если заказчик (инвестор) заключил контракт с застройщиком, то для него контракт будет носить инвестиционный характер, а для застройщика текущий, другими словами он будет выполнять обычный для него вид деятельности.

Расторжение

Часто договор включает приложения, описывающие этапы создания объекта. Стороны договора могут расторгнуть контракт в силу причин, которые в обязательном порядке указываются в документе. Причиной может стать невозможность достижения результата, отсутствие возможностей для осуществления конкретной деятельности.

Расторжение инвестиционного контракта наступает, как правило, в результате не выполнения одной из сторон собственных обязательств и наступлении ущерба для другой стороны.

Потерпевшая сторона имеет право на возмещение ущерба в полном объеме, если иное не оговорено в условиях контракта либо законе.

Понесенные убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Размер понесенных убытков регламентирован статьей 15 Гражданского Кодекса. Реальный ущерб состоит как из фактически понесенных затрат так и из расходов необходимых на восстановление нарушенного права.

Источники


  1. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  3. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  4. /oli>

    Специальный инвестиционный контракт
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here