Специальные режимы налогообложения

Полезный материал в статье: "Специальные режимы налогообложения" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Специальные налоговые режимы разработаны в качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса, чтобы снизить налоговую нагрузку и упростить подготовку отчетности.

[2]

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Заменяет налоги Ставка налога Условия применения Дополнительные льготы
  • налог на прибыль организаций (за исключением налога с доходов по дивидендам и некоторым видам долговых обязательств),
  • налог на добавленную стоимость (НДС),
  • налог на имущество организаций (за исключением налога на имущество в отношении некоторых объектов недвижимости).

В отношении налога на имущество освобождение не действует в отношении объектов недвижимости, налоговая базой по которым служит кадастровая стоимость.

6% — если налогоплательщик выбирает объектом налогообложения доходы предприятия.

[1]

15% — если налогоплательщик выбирает объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом законами субъектов Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

  • годовой доход не более 60 миллионов рублей,
  • штат сотрудников не более 100 человек,
  • остаточная стоимость основных средств не более 100 миллионов рублей,
  • доля участия в организации других юридических лиц не более 25%.

Любые предприятия, которые применяют режим УСН, могут вычесть из суммы налога расходы на обязательные страховые взносы за работников в социальные фонды — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Но снижать сумму налог за счет вычета страховых взносов можно не больше, чем на 50%.

Кроме того, для предприятий некоторых видов деятельности предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов в ФСС и ФФОМС, а также снижение тарифа по взносам в ПФР.

Видео (кликните для воспроизведения).

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Для расчета единого налога базовая доходность умножается на два корректирующих коэффициента.

Базовая доходность по каждому виду деятельности установлена как фиксированная сумма Налоговым кодексом РФ. Значение коэффициентов может меняться в зависимости от экономической ситуации в стране или регионе. Коэффициент-дефлятор устанавливает Правительство РФ, он применяется на всей территории страны. Корректирующий коэффициент базовой доходности учитывает особенности ведения бизнеса, его устанавливают власти муниципальных образований (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ).

ЕНВД разрешается использовать только для определенных видов деятельности:

  • розничная торговля;
  • общественное питание;
  • бытовые, ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • распространение и (или) размещение рекламы;
  • услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;
  • услуги по временному размещению и проживанию;
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;
  • услуги стоянок.

Если предприятие занимается другими видами деятельности, то по ним необходимо вести отдельный учет, чтобы иметь возможность отдельно рассчитывать налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и налог на имущество организации.

Помимо ограничения по виду деятельности, для применения режима ЕНВД существует еще два ограничения. Поскольку это льготный режим, предназначенный для поддержки малого и среднего бизнеса, его могут использовать предприятия, на которых работает не более 100 человек. Кроме того, если речь идет об организации, то доля участия других юридических лиц у нее не должна превышать 25%.

Помимо ограничения по виду деятельности, для применения режима ЕНВД существует еще два ограничения. Поскольку это льготный режим, предназначенный для поддержки малого и среднего бизнеса, его могут использовать предприятия, на которых работает не более 100 человек. Кроме того, если речь идет об организации, то доля участия других юридических лиц у нее не должна превышать 25%.

ЕНВД можно использовать одновременно с другими специальными налоговыми режимами: упрощенной системой налогообложения и единым сельскохозяйственным налогом.

Разрешается вычитать из суммы налога расходы на обязательные страховые взносы за работников в социальные фонды — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). При этом учитывать можно только страховые взносы за работников, занятых видом деятельности, который подпадает под режим ЕВНД.

Снижать сумму ЕНВД за счет вычета страховых взносов можно не больше, чем на 50%.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Заменяет налоги Ставка налога Условия применения Дополнительные льготы
  • Налог на прибыль организаций,
  • налог на добавленную стоимость (НДС),
  • налог на имущество организаций.

Для расчета единого налога ставка умножается на налоговую базу. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, уменьшенное на величину произведенных расходов.

ЕСХН не могут применять организации, если они занимаются только переработкой сельскохозяйственной продукции, но не занимаются ее производством. Также не вправе применять ЕСХН организации, которые производят подакцизные товары.

Можно уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущих годах.

Разрешается вычитать из суммы налога расходы на обязательные страховые взносы за работников в социальные фонды — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы: понятие и общая характеристика

Статья 23 НК устанавливает обязанность каждого налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. Перечень подлежащих уплате федеральных, региональных и местных налогов содержится в ст. 13–15 НК РФ. Совокупность предусмотренных законодательством о налогах и сборах обязательных платежей составляет так называемый общий режим налогообложения. Наряду с общим налоговым режимом НК РФ предоставляет налогоплательщику право перейти на систему налогообложения в виде специального налогового режима.

Специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии со ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13–15 НК РФ.

К числу специальных налоговых режимов относятся:

  • 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • 2) упрощенная система налогообложения;
  • 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • 5) патентная система налогообложения.

Данный перечень специальных налоговых режимов также закреплен в ст. 18 НК РФ. Кроме того, в части второй НК РФ содержится самостоятельный раздел, посвященный юридическому составу каждого вида специальных налоговых режимов.

Установление специальных налоговых режимов в законодательстве о налогах и сборах является важным направлением налоговой политики государства. Специальные налоговые режимы упрощают налоговую отчетность для налогоплательщиков, стимулируют приоритетные направления хозяйственной деятельности, поддерживают малый и средний бизнес, снижают налоговую нагрузку в отношении налогоплательщиков, увеличивают предпринимательскую активность и оптимизируют налоговое администрирование.

Законодательство о налогах и сборах по общему правилу устанавливает альтернативу для налогоплательщика в отношении применения общего режима налогообложения или специального налогового режима. Однако применять конкретный специальный налоговый режим могут только те субъекты, которые признаются налогоплательщиками данных налоговых режимов в соответствии с НК РФ.

Традиционная система налогообложения зачастую может быть сложной для мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей и требует привлечения дополнительных кадров для ведения бухгалтерского и налогового учета. Специальные налоговые режимы преследуют цель упростить порядок уплаты налогов путем сокращения числа налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет. Так, при заключении соглашения о разделе продукции налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций, а при уплате единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход налогоплательщик имеет право не платить налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц (за некоторыми исключениями, предусмотренными НК РФ).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать понятие и виды специальных налоговых режимов; особенности применения и круг плательщиков системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога); особенности перехода на упрощенную систему налогообложения; особенности специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; особенности применения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • уметь использовать теоретические положения о специальных налоговых режимах для самостоятельного формулирования своей правовой позиции по налогово-правовым вопросам;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом в части специальных налоговых режимов, совокупностью методологических приемов анализа правовой сущности налогово-правовых актов, касающихся применения специальных налоговых режимов, а также навыками самостоятельной работы с юридической литературой по этой тематике.

Понятие и виды специальных налоговых режимов

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах и иными актами законодательства о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой НК (ст. 18 НК). При установлении законодателем специальных налоговых режимов в особом порядке могут определяться обязательные элементы налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, ведь установление данных режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано мотивами стимулирования и улучшения регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов (например, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и т.д.).

В соответствии с положениями НК к специальным налоговым режимам отнесены:

  • • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • • упрощенная система налогообложения;
  • • патентная система налогообложения;
  • • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (применительно до 31 декабря 2017 г.);
  • • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) установлена гл. 26.1 части второй НК, вступившей в силу с 1 января 2002 г. Она ранее вводилась в действие на территории конкретного субъекта законом этого субъекта РФ об едином сельскохозяйственном налоге. Однако установленный правовой режим единого сельскохозяйственного налога не отвечал интересам организаций агропромышленного комплекса, не предоставляя реальных существенных послаблений налогового бремени по сравнению с общей системой налогообложения. Вопреки имевшимся первоначальным прогнозам аналитиков, этот налоговый режим не получил распространения в регионах, поэтому зимой 2003 г. рассматриваемая глава части второй НК была принята в новой редакции, которая действует с 1 января 2004 г.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) применяется наряду с иными режимами налогообложения. Переход па уплату единого сельскохозяйственно- го налога или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в уведомительном порядке, предусмотренном НК.

Переход организации па уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает освобождение от обязанности по уплате трех налогов: налога па прибыль организаций (за исключением некоторых доходов); налога па имущество организаций; НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (далее – «таможенный НДС»), и др.).

Переход индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену следующих налогов: налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением некоторых доходов); НДС (за исключением «таможенного НДС» и др.); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Другие налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются перешедшие на уплату этого налога сельскохозяйственные товаропроизводители:

  • – организации;
  • – индивидуальные предприниматели.

Кроме того, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

  • 1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • 2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:
    • а) если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;
    • б) если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
    • в) если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
  • 3) сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, указанным выше в подп. «б» и «в» п. 2.

Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • 1) производители подакцизных товаров;
  • 2) организации игорного бизнеса;
  • 3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый период – календарный год (до 1 января 2004 г. налоговым периодом был квартал). Отчетным периодом является полугодие.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по нему производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если плательщик единого сельскохозяйственного налога в установленном порядке, до окончания календарного года уведомил налоговые органы о прекращении им предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, то налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого уведомления о сложении с себя рассматриваемого специального налогового режима.

Налогоплательщики также обязаны по истечении налогового периода подавать в налоговые органы налоговые декларации. Организации представляют их по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели – но месту своего жительства.

Глава 2. Специальные налоговые режимы

2.1. Общий и специальные режимы налогообложения

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных НК и подлежащих уплате всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, считают общим режимом налогообложения (традиционной системой налогообложения).

В то же время наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных или местных налогов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.

В соответствии со ст.18 НКспециальные налоговые режимымогут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом.

К специальным налоговым режимам относятся:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН) – Глава 26.1 НК;

упрощенная система налогообложения (УСН) – Глава 26.2 НК;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – Глава 26.3 НК;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – Глава 26.4 НК.

Первый специальный налоговый режим могут добровольно выбрать организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 346.2 НК.

Второй режим также добровольно применяют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие на это право в соответствии со ст. 346.12 НК.

Третий режим применяется налогоплательщиками, осуществляющими на территории субъекта Российской Федерации отдельные виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 346.28 НКи облагаемые ЕНВД в соответствии с актами представительных органов местного самоуправления по месту осуществления деятельности.

Четвертый режим применяется организациями, являющимися инвесторами соглашений в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Сущность основных специальных режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД) состоит в замене уплаты 3 налогов (из которых два – федеральные и один – региональный или местный), уплатой одного «единого» налога.

Рис. 4. Алгоритм выбора налогового режима

2.2. Единый налог на вмененный доход (енвд)

(Глава 26.3 НК, Решение Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 25.09.2008 N 34/5)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК, но вводится в действие на территории муниципальных образований нормативными правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований. Данные органы также определяют конкретный перечень видов деятельности, подлежащий переводу на ЕНВД (из указанных в ст. 346.26 НК), и устанавливают значение корректирующего коэффициента К2.

Налогоплательщики – предприятия и организации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

оказания бытовых услуг (их групп, подгрупп, видов или отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению).

оказания ветеринарных услуг;

оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, и осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, и осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

распространения рекламы с использованием рекламных конструкций и ее размещения на транспортных средствах;

оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;

Заменяет налоги Ставка налога Условия применения Дополнительные льготы
  • Налог на прибыль организаций (за исключением налога с доходов по дивидендам и некоторым видам долговых обязательств),
  • налог на имущество организаций,
  • налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, который уплачивается при ввозе товаров на таможне).
Видео (кликните для воспроизведения).

оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Применение ЕНВД предусматривает замену следующих налогов единым налогом.

Налоги и сборы, не исчисляемые при уплате ЕНВД

Налог на прибыль организаций

(в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД)

Налог на доходы физических лиц

(в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД)

НДС (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД)

Налог на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД)

Остальные налоги и сборы, в том числе транспортный и земельный, а также предусмотренные законодательством обязательные страховые взносы уплачиваются в общеустановленном порядке.

Объект налогообложения – вмененный доход. Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога.

Налоговая база – величина вмененного дохода:

где ВД – вмененный доход,

БД– значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности (ст. 346.29 НК);

N1, N2, N3 –физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце квартала (ст. 346.29 НК);

К1, К2 – корректирующие коэффициенты базовой доходности;

К1 – устанавливаемый на календарный год коэффициент–дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Начиная с 2010 года значение К1 определяется с учетом коэффициента действовавшего в предыдущем календарном году и индекса, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.

Системы налогообложения России в 2019 году

По состоянию на 2019 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСН) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН).

Рассмотрим каждый из них более подробно:

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСН является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) – специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД является то, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя из размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством.

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ.

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) – специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России.

Совмещение систем налогообложения

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения (каких именно вы можете посмотреть в этой таблице).

Особенности специальных налоговых режимов

В Казахстане на сегодняшний день созданы все условия для развития бизнеса, а главное большое внимание уделяется для развития малого бизнеса. Для этого ежегодно усовершенствуются нормы налогового законодательства. В целях упрощения и составления налоговой отчетности налогоплательщиками в налоговом законодательстве предусмотрены несколько видов специальных налоговых режимов для разных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым кодексом специальные налоговые режимы подразделяются на следующие виды:

1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, включающий в себя:

специальный налоговый режим на основе патента;

специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

2) специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с)

3) специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов.

Так как наиболее часто возникают вопросы по применению специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса, более детально расскажем о них.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налогов, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, указанных в пункте 4 статьи 427 Налогового кодекса, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами, с учетом корректировок, производимых в соответствии с пунктом 8 статьи 427 Налогового кодекса.

Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим на основе патента;

3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Необходимо знать, что при переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через один календарный год применения общеустановленного порядка.

Специальный налоговый режим на основе патента.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, которые не являются лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 428 Налогового кодекса, а также не используют труд работников, осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства , предельный доход которых за налоговый период не превышает 300-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Налоговым периодом является календарный год.

Для применения специального налогового режима на основе патента в налоговый орган по месту нахождения представляется расчет стоимости патента (далее — Расчет).

Расчет представляется на бумажном носителе или в электронной форме, в том числе посредством веб-портала «электронное правительство».

Во избежание административных штрафов необходимо знать о сроках представления Расчета.

Вновь образованные индивидуальные предприниматели (далее –ИП) представляют Расчет одновременно с налоговым заявлением о регистрационном учете в качестве ИП.

ИП осуществляющие переход с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима, представляют Расчет до 1 числа месяца применения специального налогового режима на основе патента.

ИП применяющие специальный налоговый режим на основе патента для получения очередного патента, представляют Расчет до истечения срока действия предыдущего патента или срока приостановления представления налоговой отчетности.

Расчет является налоговой отчетностью для исчисления стоимости патента. Уплата стоимости патента производится налогоплательщиком до представления расчета.

В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Исчисление сумм индивидуального подоходного налога и социального налога, включаемых в стоимость патента, производится в размере 2% к объекту налогообложения, исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет в размере ½ части индивидуального подоходного налога и ½ части социального налога за минусом социальных отчислений. Исчисление включаемых в стоимость патента обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений производится в соответствии с законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном страховании». А в случае превышения суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме указанных в пунктах 3 и 4 статьи 428 Налогового кодекса и соответствуют следующим условиям:

1) для индивидуальных предпринимателей:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;

предельный доход за налоговый период составляет 1400-кратный минимальный размер заработной платы , установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

2) для юридических лиц:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Налоговым периодом является полугодие.

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки 3%.

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

А уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог — в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

В упрощенной декларации отражаются исчисленные суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Субъектам бизнеса необходимо знать, что согласно статьи 272 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, влечет административный штраф.

Источники


  1. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

  2. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  3. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
  4. /oli>

    Специальные режимы налогообложения
    Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Протокол заседания комиссии по охране труда