Снижение налоговой нагрузки

Полезный материал в статье: "Снижение налоговой нагрузки" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Статьи — Налоговая нагрузка

При наличии любых отклонений инспекторы обязательно заинтересуются причинами. Особенно если в динамике за три года нагрузка падает. Падение или любое отклонение в низшую сторону всегда можно обосновать. Например, тем, что компания открыла долгоокупаемые проекты, расходы по ним большие, а прибыли пока нет или она невысокая. Другие причины — закрытие некоторых направлений бизнеса, секвестирование производства, снижение цен для удержания клиентов, падение покупательского спроса.

Поскольку речь идет об экономии на налогах, объяснить, какую выгоду принесут те или иные методы оптимизации, легче всего на цифрах. Предположим, компания на общем режиме налогообложения выполняет некие работы, в том числе и для заказчиков, не нуждающихся в вычетах по НДС, например для госорганов. Выручка компании составляет 236 млн руб. за год (с НДС). На выполнение работ по заказу госорганов приходится 20% выручки — 47,2 млн руб. Затраты на приобретение материалов — 118 млн руб. с НДС. Зарплата и страховые взносы с нее — 80 млн руб. Других затрат у компании нет. Прежде всего, напомним основное условие легальной оптимизации НДС — у вас есть покупатели, которым не нужны счета-фактуры с НДС, или вы можете добраться до таких покупателей с помощью посреднических договоров.

Прибыль — это разница между доходами и расходами. Соответственно все, что снижает доход, снижает и налоговую нагрузку на предприятие. По сути, даже убытки идут во благо.

Описанный ниже способ снижения налоговой нагрузки не сработает в холдингах или просто между аффилированными компаниями, т.к. они сразу подпадают под внимание налоговиков по причине взаимозависимости.

Налоговое планирование неотвратимо появляется в жизни любого предпринимателя или бизнесмена, как только он понимает, что на свете существуют не только выручка и доход, но и налоговое бремя, зачастую в лице налогового инспектора. Сущность налогового планирования сводится не только к минимизации налоговой нагрузки, но и к недопущению возникновения проблем со стороны налоговых органов и штрафных санкций. Налоговое планирование и налоговая оптимизация не имеют ничего общего ни с уклонением от уплаты налогов, ни с прямым сокращением налоговых выплат.

Налоговая нагрузка, по мнению налоговых органов, рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Проще говоря, налоговая нагрузка — это налоговое бремя, наложенное на организацию (предпринимателя), т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую он должен заплатить.

Деятельность любого субъекта хозяйствования начиная с момента его создания, будучи связанная с получением тех или иных материальных благ, обусловлена неизменным стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путем увеличения доходов, так и путем сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет. Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота.

Изменения, происходящие в налоговом законодательстве, оказывают влияние на порядок отражения учетных процессов в системе бухгалтерского учета и диктуют необходимость совершенствования подходов к формированию и анализу информации, содержащейся в договорах, заключаемых между экономическими субъектами. На первом этапе оценивается возможность реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки и принимается решение о заключении договора с экономическим субъектом посредством моделирования отдельных условий договорной конструкции.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельного анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности для оценки риска возможного налогового контроля. В статье рассмотрены отдельные приемы и методы анализа налоговых показателей.

Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в бизнесе любого масштаба. В статье дана краткая характеристика некоторых способов оптимизации налоговых платежей в рамках действующих систем налогообложения. Предложена система коэффициентов, характеризующих уровень налоговой нагрузки и эффективности налогового планирования.

Основные положения оптимизации налогообложения (снижения налоговой нагрузки предприятия)

В литературе и деловом обороте методики оптимизации и минимизации налогообложения часто считаются равноценными, однако, ставить знак равенства между ними не совсем корректно, поскольку они имеют принципиальное отличие.

Минимизация налогообложения подразумевает простое уменьшение количества и объема уплачиваемых налогов. Пример демонстрации такой «механической минимизации» выглядит следующим образом: уменьшается прибыль предприятия и, следовательно, уменьшается размер налога на прибыль, уменьшаются обороты по реализации и, следовательно, уменьшается размер налога на добавленную стоимость, продается часть основных средств и, следовательно, уменьшается размер налога на имущество.

На первый взгляд цель достигнута – сократился размер налоговых обязательств, однако, при этом, пострадало предприятие. В некоторых случаях после реализации таких мероприятий предприятие может совсем прекратить свою дальнейшую деятельность.

Таким образом, минимизацией налогообложения можно считать такое уменьшение количества и (или) размера уплачиваемых налогов, но при котором значения основных финансово-экономических и технологических показателей деятельности предприятия не должны уменьшаться, а оставаться строго постоянными. К таким показателям могут относиться:

– объем производства, выраженный как в денежной, так и в натуральной формах;

– состав и стоимость основных производственных фондов

Оптимизация же предполагает получение некоего оптимального соотношения между размером уплачиваемых налогов и значениями основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия (поскольку второстепенными приходится пренебрегать).

Математическим выражением такого соотношения служит показатель налоговой нагрузки. Помимо термина «налоговая нагрузка» могут использоваться также «налоговое бремя», «налоговое давление», «налоговый гнет», и т.д., но все они означают одно и тоже экономическое понятие – степень влияния налогов на результаты деятельности предприятия.

В общем смысле, показатель налоговой нагрузки можно определить, как отношение суммы уплаченных налогов к результату деятельности предприятия в разных его формах.

Необходимым условием минимизации налогообложения является то, что уменьшение размера налоговых обязательств, не должно сопровождаться причинением ущерба стратегическим целям предприятия, поскольку налоговые обязательства всегда соотносятся с результатами деятельности предприятия. Следовательно, говоря о методиках минимизации налогообложения, точнее будет говорить о методиках изменения налоговой нагрузки, причем, это изменение всегда направлено в сторону ее снижения.

Кроме того, такой подход дает и определенные преимущества, поскольку показатель налоговой нагрузки является относительным и его снижение может быть связано не только с уменьшением суммы налогов (числитель), что представляет собой минимизацию налогообложения, но и с увеличением результата деятельности предприятия (знаменатель), что может являться оптимизацией налогообложения.

Читайте так же:  Может ли ип платить ндс на усн

Следует также отметить, что оптимизация налогообложения представляет собой сочетание интересов государства в виде суммы налогов (числитель) и интересов предприятия в виде результатов финансово-хозяйственной деятельности (знаменатель). При этом снижение налоговой нагрузки за счет более быстрого роста знаменателя будет способствовать развитию экономики страны.

Желание предприятий снизить величину налоговой нагрузки обусловлено естественным стремлением налогоплательщика защитить свою собственность. Дело в том, что на деловую активность предприятий оказывают влияние многие внешние факторы общеэкономического характера, одним из которых является налоговая система государства.

Можно выделить три типа негативного влияния налоговой нагрузки на экономику предприятия:

o во-первых, налог по своей сущности, заключается в безвозмездном изъятии части вновь созданного на предприятии продукта, подразумевает отчуждение части собственности предприятия;

o во-вторых, в соответствии с российским законодательством, уплата налогов происходит исключительно в денежной форме, следовательно, происходит периодическое изъятие части оборотных средств, причем в самой ее ликвидной форме – в денежных средствах;

o в-третьих, для обеспечения своевременности исполнения налоговых обязательств предприятия должны периодически затрачивать определенные силы и средства на организацию налогового производства, найм квалифицированного персонала и др.

В случае неэффективного функционирования налоговой системы степень налогового влияния вышеперечисленных факторов гораздо выше. Причем, чем менее эффективна налоговая система, тем больше сил и средств необходимо затратить предприятию для исполнения налоговых обязательств. неэффективность налоговой системы может обусловливаться, как высоким уровнем налоговой нагрузки, так и чисто административной усложненностью самих процедур исполнения налоговых обязательств, что свойственно налоговой системе России.

Помимо экономической мотивации снижения налоговой нагрузки можно выделить еще три ее типа:

1. Моральная (нравственно-психологическая), порождающаяся характером налоговых законов. Закон по своей природе обязателен для всех без исключения. Однако налоговый закон не является единым для всех, в том числе и в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Это приводит к тому, что отдельные группы налогоплательщиков оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими. Данное обстоятельство, естественно, вызывает у последних чувство несправедливости по отношению к ним и порождает стремление уравнять себя с льготниками. С другой стороны, постоянство закона должно означать неизменность его положения на протяжении длительного периода времени. Однако в нашей стране налоговые законы далеко не постоянны. Например, изменения и дополнения в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» с момента его принятия в 1991 году вносились ___ раз, в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» – _____ раз. Такие «колебания» налогового законодательства снижают авторитет налоговых законов, что, в свою очередь, вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности его исполнения.

Даже самое законопослушное население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих же интересах. Иначе говоря, государство воспринимается по отношению к налогоплательщикам как большой кредитор, который устанавливает свои «правила игры», а не как справедливый законодатель.

Однако моральные причины порождаются не только существом и характером налоговых законов, но еще и налоговой системой в целом. В случае значительной величины налоговой нагрузки у предприятий рождается, так называемое, «чувство подавления его государством».

2. Политическая, подталкивающая налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством как инструмент социальной или экономической политики. Налоги, как инструмент социальной политики, используются довольно часто и проявляются в том, что класс, стоящий у власти использует их для подавления другого класса или классов. Снижение налоговой нагрузки выступает здесь как форма сопротивления такому подавлению;

3. Технико-юридическая, обусловленная юридическим несовершенством налогового законодательства. Технико-юридические причины кроются в сложности налоговой системы. Зачастую, само налоговое законодательство прямо или косвенно предоставляет предприятиям пути снижения налоговой нагрузки, в частности наличием пробелом в налоговых законах.

С другой стороны, государство вынуждено защищать свои интересы и противодействовать предприятиям, стремящимся самостоятельно снижать налоговую нагрузку, поскольку в таком случае оно недополучит часть средств, и, следовательно, будет вынуждено ограничить свои расходы, и, прежде всего на реализацию социальных программ.

Кроме того, единичные случаи уклонения от уплаты налогов могут иметь серьезные экономические последствия в виде нарушения конкуренции. Два предприятия, занимающихся, например, производством одинаковых товаров, будут находиться в неравных условиях, если в результате оптимизации налогообложения одним их них, размер его налоговых обязательств значительно снизится.

Таким образом, можно выделить пять основных способов, при помощи которых государство противостоит предприятиям в их стремлении снизить налоговую нагрузку:

1. во-первых, заполнение пробелов в налоговом законодательстве, сводящихся к тому, что законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные «лазейки», дающие возможность уклониться от уплаты налогов;

2. во-вторых, это право на обжалование сделок налоговыми и иными государственными органами, использование которого является одним из основных способов борьбы с уклонением от уплаты налогов. В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ, налоговые органы вправе обжаловать в суде сделки, совершенные юридическими и физическими лицами. Поскольку заключение фиктивных договоров является основным способом обналичивания средств;

3. в-третьих, эта презумпция облагаемости, предполагающая, что налогом должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Причем, если в уголовном праве действует презумпция невиновности, в силу которой обвиняемый не должен доказывать свою невиновность – доказывать вину обязаны следственные органы, то принцип «презумпции облагаемости», напротив, подразумевает то, что налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность в том, что он не заплатил налог на законных основаниях;

4. в-четвертых, это доктрина «деловая цель», заключающаяся в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, признается недействительной, если она не достигает деловой цели;

5. в-пятых, это доктрина «существо над формой», сводящаяся к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой. Иными словами, решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате или неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора.

В общем смысле роль государства по вопросам снижения налоговой нагрузки сводится к определению правовых границ, в пределах которых предприятия без ущерба для себя могут принимать любые действия по снижению налоговых обязательств. В случае выхода за установленные границы, к предприятию должны применяться меры административной, финансовой и уголовной ответственности со стороны соответствующих налоговых и правоохранительных органов.

Читайте так же:  163-фз миграционный учет

В связи с этим, все способы снижения налоговой нагрузки принято делить на две самостоятельные категории:

Действующее российское уголовное законодательство трактует незаконное уменьшение налоговой нагрузки как уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ). Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или по неосторожности уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. В качестве примера, в данном случае можно назвать осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без постановки на учет в налоговых органах и т.д.

Законные способы уменьшения налоговой нагрузки подразумевают получение определенного экономического эффекта в виде уменьшения размера обязательств путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов. Именно эти способы будут рассматриваться в дипломной работе.

Выше говорилось о том, что снижение налоговой нагрузки имеет положительное значение для предприятия, но при этом наносит ущерб государству, в виде недополученных сумм налогов. Но это верно лишь отчасти. Так, американский экономист А. Лаффер, исследуя зависимость величины налоговой нагрузки и поступлений налоговых платежей в государственный бюджет, доказал, что не всегда снижение налоговой нагрузки ведет к снижению налоговых доходов. Если, к примеру, налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Это утверждение А. Лаффера графически проиллюстрировано на рисунке 1.

Рисунок 1. – Зависимость налоговых поступлений от уровня налоговой ставки

Где: Х – уровень налоговой ставки в процентах;

Y – среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет;

Xо – оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума – Уо.

А Лаффер показал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высоких, и при низких налоговых ставках, где равенство бюджетных поступлений (Y1 = Y2) достигается при разных уровнях налоговых ставок (X1

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Методы оптимизации налоговой нагрузки

экономические науки

  • Ефимов Олег Николаевич , кандидат наук, доцент кафедры экономики и управления
  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • Тагирова Наталья Романовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • НАЛОГИ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ
  • НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Похожие материалы

Экономическая деятельность современных предприятий всегда направлена на максимизацию прибыли, именно поэтому снижение налоговой нагрузки – одна из основных задачи бизнес-единиц. Но нельзя не учесть, что достаточно часто предприниматели пытаются минимизировать налоговую нагрузку незаконным путем, в результате чего на налогоплательщика накладываются высокие штрафы, пени, также он может понести ответственность по УК РФ.

Для определения уровня налоговой нагрузки хозяйствующие субъекты должны регулярно проводить анализ хозяйственной деятельности, который позволяет оценить налоговые обязательства и уровень бремени существующей налоговой системы для предприятия, а также какова доля ресурсов, приходящаяся на платежи в бюджет, то есть таким образом им определяется налоговая нагрузка предприятия.

Единая методика расчета налоговой нагрузки отсутствует. Оценку налоговой нагрузки можно проводить, используя различные методики и подходы. Главный источник информации при определении уровня налоговой нагрузки – это, как правило, данные налогового и бухгалтерского учета.

Расчет налоговой нагрузки может также использоваться для прогнозирования налогового бремени на перспективу. Так, важной является оценка объема налогообложения организации в том случае, если планируется расширение ее деятельности [2].

Рассмотрим способы и методики расчета налоговой нагрузки с целью ее оптимизации.

1. Общепринятая методика определения налогового бремени для предприятия — порядок расчета, который разработал Минфин РФ. Согласно ему, уровнем налоговой нагрузки является отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, сюда также включается выручка от прочей реализации:

НН = (НП / (В + ВД)) × 100 %, (1)

где НН — налоговая нагрузка на предприятие;

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

Но нужно учесть, что при помощи данного расчета невозможно определение влияния изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Налоговая нагрузка, которая будет рассчитана по указанной методике, дает характеристику только налогоемкости продукции, работ или услуг, произведенных предприятием, при этом реальная картина налогового бремени налогоплательщика отсутствует.

2. Согласно методике Е. А. Кировой, сумму уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды возможно увеличить на сумму недоимки по налоговым платежам [5]. Таким образом, в налоговую нагрузку включаются не уплаченные организацией налоги, а сумма налогов, которая должна быть уплачена, то есть сумма начисленных платежей. При этом, из состава исключается НДФЛ, так как его уплачивают работники организации, а в функции организации входит только перечисление платежей. Сумма косвенных налогов, которые подлежат перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, так как они в значительной степени влияют на финансовую устойчивость организации. Так же необходимо соотнести сумму налогов с вновь созданной организацией стоимостью продукции, определяющейся в качестве разности добавленной стоимости и амортизации.

Исследователь Кирова подразделяет налоговую нагрузку на относительную и абсолютную. В понятие абсолютной налоговой нагрузки включается сумма налоговых платежей, а также платежи, подлежащие к перечислению организацией. Расчет производится следующим образом [5]:

АНН = НП + ВП + НД (2),

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

[2]

НД — недоимка по платежам.

Однако в абсолютную налоговую нагрузку включается лишь сумма налоговых обязательств предприятия и не учитывается вся тяжесть налогового бремени. Чтобы определить уровень налоговой нагрузки, по мнению Кировой, можно использовать показатель относительной налоговой нагрузки. Он рассчитывается делением абсолютной налоговой нагрузки на вновь созданную стоимость. Иными словами, производится соотношение суммы налоговых платежей с источниками их уплаты.

Вновь созданную стоимость продукции организации можно определить следующим образом [5]:

ВСС = В – МЗ – А + ВД – ВР (3)

ВСС = ОТ + НП + ВП + П, (4)

где ВСС — вновь созданная стоимость;

Читайте так же:  Трудовой договор с уборщицей

В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ — материальные затраты;

ВД — внереализационные доходы;

ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ — оплата труда;

НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

П — прибыль организации.

При этом относительную налоговую нагрузку можно определить при помощи следующей формулы [5]:

[3]

ОНН = (АНН / ВСС) × 100 %. (5)

Положительным моментом здесь является то, что величина вновь созданной стоимости не находится под влиянием уплачиваемых налогов. Также, в расчет включены все налоговые платежи, которые непосредственно уплачивает организация. На объективность расчета, при этом, не влияет ни отраслевая специфика, ни размер компании.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, использую указанный метод, не всегда возможно выполнить качественный прогноз изменений показателя в зависимости от изменений количества, ставок и льгот по налогам.

3. Другой способ расчета налоговой нагрузки предлагается исследователем М. И. Литвиным [6]. Методика основана на количестве, структуре и механизме взимания налоговых платежей. В состав налоговых платежей входят все налоги, которые уплачивает организация, в том числе и НДФЛ [3]:

НН = (SUM (НП + ВП) / SUM ИС) × 100 % (6),

где SUM (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

[1]

Литвиным предлагается расчет налоговой нагрузки на основе вышеперечисленных групп налогов, соотнося их с определенным источником уплаты. Общий показатель для всех налогов — это добавленная стоимость (ДС), которая рассчитывается по формуле [6]:

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А. (8)

Данной методике расчета налогового бремени присуща значительная практическая значимость, поскольку с ее помощью возможно определение доли налогов, которую включает выручка организации, прибыль и заработная плата, амортизация, а также долю налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной предприятием продукции или оказанных услуг. Отрицательный момент методики следующий: в состав налогов входит НДФЛ, хотя организация является налоговым агентом.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

Налоговым законодательством предоставляется налогоплательщику большое количество возможностей снизить размеры налоговых платежей посредством внутреннего планирования, в связи с чем выделяются общие и специальные методы. К общим методам относят: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. К специальным методам относятся: методы замены отношений, методы разделения отклонений, методы отсрочки налогового платежа и методы прямого сокращения объекта налогообложения.

Часто используемый метод налоговой оптимизации является – снизить налогооблагаемую прибыль, применив ускоренную амортизацию и/или переоценку основных средств. За счет контрактной схемы возможна оптимизация налогового режима в процессе осуществления конкретной сделки. Так, налогоплательщик может использовать в контрактах четкие и ясные формулировки, а не принятые типовые, а также использовать несколько договоров, которые обеспечивают одну сделку.

Также используется разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения. Формирование учетной политики предприятия следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. При разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и другие[1].

Льготы являются важнейших деталью внутреннего и внешнего налогового планирования. Налоговым законодательством предусматриваются различные льготы, касающиеся необлагаемого минимума объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта; освобождения от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижения ставок налогов; целевых налоговых льгот и т.д.

Таким образом, оптимизация налоговой нагрузки организации – это основная задача каждого хозяйствующего субъекта, а расчет налоговой нагрузки должен производиться на предприятии не реже, чем один раз в полгода. Определив объем налоговой нагрузки, организацией может быть принято решение, например, оптимизировать налогообложение путем использования льгот, предусмотренных законодательством.

Список литературы

  1. Беспалов, М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления (окончание следует) [Текст] / М.В. Беспалов // Бухгалтерский учёт. – 2013. — № 23. – с. 36.
  2. Бутов Д.В. Налоговая нагрузка: расчет и налоговое снижение // Планово-экономический отдел. 2011.- № 5. – С. 13.
  3. Ефимов О.Н. Несколько тезисов по поводу определения объекта и предмета страхования// Управление экономикой: методы, модели, технологии: Одиннадцатая международная конференция с элементами научной школы для молодежи: сб. науч. тр. / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2011. – 373 с.
  4. Ефимов О.Н. Страхование как фактор инновационной и инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителя// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение инновационного развития АПК» (в рамках ХХ-ой Юбилейной специализированной выставки «Агрокомплекс-2010 (2-4 марта 2010г.) –Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2010. – 442 с.
  5. Кирова Е.А. Налоговая нагрузка: как ее определять? // Финансы. — 2009. — № 4. – С. 21.
  6. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы.- 2008. — № 5.- С. 29.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Причины низкой налоговой нагрузки

Образец пояснения налоговому органу по факту снижения налоговой нагрузки налогоплательщика

Руководителю
ИФНС России N 55 по г. Москве
Строгову Я.Х.

от Общества с ограниченной
ответственностью «Альфа»
ОГРН 1047712345678,
ИНН 7755134420, КПП 775501001
Адрес: 173000, г. Москва,
ул. Малахова, д. 30

Исх. N 22-04/2015 от 22.04.2015

На N 08-17/002321 от 16.04.2015

Пояснения по факту снижения налоговой нагрузки

В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности за 2014 г. в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин низкой налоговой нагрузки за указанный период сообщаем следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Альфа» проведен анализ результатов коммерческой деятельности, а также налоговой отчетности за налоговые (отчетные) периоды 2014 г. По итогам анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащих уплате сумм налога, в налоговой отчетности, представленной за налоговые (отчетные) периоды 2014 г., не выявлены.

Читайте так же:  Выплаты при усыновлении ребенка

В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций за указанные периоды.

По факту снижения налоговой нагрузки ООО «Альфа» за 2014 г. по сравнению со среднеотраслевым уровнем поясняем, что руководством организации было принято решение о снижении с 1 июля 2014 г. на 10% отпускных цен на реализуемые товары. Данная мера принята по результатам анализа ситуации, сложившейся на рынке сбыта, с целью привлечения покупателей и получения конкурентного преимущества.

Снижение цен отрицательно сказалось на размере выручки, полученной во втором полугодии 2014 г. При этом расходы организации, связанные с основной деятельностью, возросли на 3% по сравнению с первым полугодием 2014 г.

В результате указанные факторы привели к снижению сумм налога на прибыль и НДС, подлежащих уплате в бюджет.

В настоящее время ООО «Альфа» принимает меры по снижению расходов. Кроме того, во II квартале текущего года в случае стабилизации спроса планируется увеличение на 5% отпускных цен на реализуемые товары.

  1. копия приказа ООО «Альфа» от 20.06.2014 N 25-п о снижении отпускных цен на реализуемые товары;
  2. пояснительная справка по результатам анализа доходов и расходов ООО «Альфа» за первое и второе полугодия 2014 г.;
  3. копия приказа ООО «Альфа» от 14.01.2015 N 1-п об утверждении плана по снижению расходов на 2015 г.

Генеральный директор ООО «Альфа» ——— Н.П. Каменских

Скачать данные налоговой нагрузки по ФНС РФ: Налоговая нагрузка по отраслям (nalog.ru)

Если, к примеру, Вы осуществляете строительную деятельность и налоговая нагрузка у Вас составила 5% от доходов, то она существенно ниже средней налоговой нагрузки по отрасли (12%). В этом случае налоговый инспектор и может запросить Вас пояснить причину низкой налоговой нагрузки.

По сути, запрос пояснения низкой налоговой нагрузки есть разновидность проводимых налоговых комиссий. Они проводятся на основании Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» 1 .

На мой взгляд, лучше подготовить и направить ответ налоговому органу. Можно порассуждать по вопросу правомерности таких запросов, но у налоговой инспекции есть простой выход в ситуации, если Вы не представили пояснение — прийти к Вам с выездной налоговой проверкой. А если Вы поясните причины, то может и пронесет.

Проверьте код ОКВЭД

Прежде всего, проверьте свой основной код ОКВЭД. Дело в том, что налоговая инспекция обычно определяет вашу принадлежность к той или иной отрасли по основному коду ОКВЭД. Бывает так, что основной код ОКВЭД один, а по сути организация осуществляет другой вид деятельности. В такой ситуации лучше изменить основной код ОКВЭД.

Проверьте правильность расчета налоговой нагрузки

Порядок расчета налоговой нагрузки определен тем же Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». То, как рассчитывать налоговую нагрузку разъяснено в материале — Налоговая нагрузка.

Обратите внимание, что при расчете налоговой нагрузки учитывается НДФЛ. Дело в том, что ФНС РФ включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/[email protected], под знаком * указано — «Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.»

Объяснение низкой налоговой нагрузки

Сама по себе низкая налоговая нагрузка не может повлечь каких либо санкций. Это только фактор привлечения к Вам внимания со стороны налоговиков. Максимум, что они могут сделать, это прийти к Вам с выездной налоговой проверкой.

Какой либо утвержденной формы для пояснения причин низкой налоговой нагрузки не существует. Вы можете в свободной форме пояснить те основные причины, которые привели к низкой налоговой нагрузки. Низкая налоговая нагрузка обычно связана с низкой рентабельностью или даже убыточностью деятельности налогоплательщика, у которых всегда есть причины. Их только нужно правильно выявить и описать.

Низкая налоговая нагрузка может объясняться:

Снижением объемов реализации (в сравнении с прошлыми годами);

Повышением закупочных цен на сырье;

Повышение уровня заработных плат;

Повышением административных расходов и т.д.

Осуществляемыми инвестициями. Иногда причина низкой рентабельности связана с осуществляемыми инвестициями – на развитие сети продаж, на развитие производства, нового вида деятельности и т.д. В этом случае целесообразно составить расчет этих инвестиций, из которого будут видны суммы таких инвестиций и доходы, расходы, результат без их учета.

Пример

Организация, осуществляющая строительную деятельность (подрядчик строительства), получила требование пояснить причины низкой налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка в отрасли Строительство за год, по данным ФНС РФ (в среднем по отрасли) составляет 10,9%.

Налоговая нагрузка налогоплательщика составила за год 7,3%.

Пояснение низкой налоговой нагрузки

Основным видом экономической деятельности ООО «Подрядчик» (далее – ООО) является «Строительство» (коды ОКВЭД 41, 42). Налоговая нагрузка за _____ год составила 7,3%, в то время как среднеотраслевой показатель составил 10,9%, как следует из Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

ООО в представленных налоговых декларациях за _____ год не допустило неполного отражения сведений или отражения недостоверных сведений, которые повлекли бы за собой занижение налоговой базы, и как следствие неполную уплату налога. Поэтому ООО не обязано представлять уточненные налоговые декларации за указанный период (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Более низкий, в сравнении со среднеотраслевым, уровень налоговой нагрузки ООО объясняется уменьшением ее доходов и увеличением расходов, которое произошло вследствие следующих обстоятельств:

— ООО участвовало в тендере на строительство нежилого здания, по адресу: ____. В результате проведенного тендера, ООО не получило право на заключение конракта на проведение строительно-монтажных работ по этому объекту.

— ООО участвовало в тендере на ремонт нежилого здания, по адресу: ____. В результате проведенного тендера, ООО не получило право на заключение контракта на проведение работ по этому объекту.

— в календарном году были списаны следующие суммы безнадежной дебиторской задолженности по оплате выполненных работ:

12 млн. — дебиторская задолженность ООО «Лавочка» по договору ______;

Читайте так же:  Особенности охраны труда женщин

7 млн. рублей — дебиторская задолженность ООО «Печник» по договору ______;

— в календарном году организация проинвестировала средства в сумме 15 млн. рублей в приобретение строительной техники. Сумма начисленной амортизации за год составила 2 млн. рублей.

Генеральный директор ООО «Подрядчик» _________ Строитель М.И.

Примечания

1) Документ (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722) был отменен Письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/[email protected] «О комиссии по легализации налоговой базы», но комиссии на практике продолжают работать.

Дополнительно

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

Налоговый бенчмаркинг (подборка материалов)

Материалы по теме «Налоговое планирование (Оптимизация налогообложения)»

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Об истребовании объяснений по низкой налоговой нагрузке

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы – для многих микропредприятий дело не редкое. Часто налоговые органы недовольны показателями, отраженными в налоговых декларациях «малышей».

  • Налоговая нагрузка — это величина, показывающая уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов налогоплательщиками по отчетным данным налоговых органов и оборота (выручки) субъектов экономической деятельности по данным органов государственной статистики.

Уровень налоговой нагрузки каждого налогоплательщика анализируется налоговой службой с 2007 года. При этом методика анализа совершентсвуется год от года.

ФНС России ежегодно публикует макроэкономические сведения о налоговой нагрузке по основным видам экономической деятельности и отраслям экономики. Это делается в целях планирования выездных проверок налогоплательщиков и для самих налогоплательщиков, чтобы они сами самостоятельно смогли определить свои риски.

    Налоговая нагрузка рассчитывается по формуле: НН = Н : Д * 100%, где:
  • НН — Налоговая нагрузка (в %)
  • Н — сумма налогов налогоплательщиков, начисленных за какой-то расчетный период
  • Д — Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов
  • В расчет включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы), но без учета сумм налогов, удержанных налогоплательщиком как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо) и сумм страховых взносов, начисленных налогоплательщиком в качестве страхователя работников по трудовым и гражданским договорам.

    Показатель низкой налоговой нагрузки налогоплательщика является одним из первых признаков «подозрительности» в деятельности любого налогоплательщика. В связи с этим представляется необходимым, чтобы налогоплательщик умел объяснить причины низкой налоговой нагрузки. В первую очередь — для себя и, конечно, для налогового органа.

    Низкая налоговая нагрузка может объясняться как неправильным выбором основного вида экономической деятельности налогоплательщика в случаях, когда фактически деятельность ведется по дополнительным видам, что характерно для микропредприятий, а налоговый орган берет за основу анализа и сравнения основной вид деятельности, заявленный налогоплательщиков в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, так и финансовыми затруднениями налогоплательщика.

      Мы все понимаем, что одни предприниматели могут быть более успешными, другие — менее успешными. Как следствие, причиной низкой налоговой нагрузки может быть низкая рентабельность бизнеса. В этом случае, обоснованием низкой налоговой нагрузкой могут быть:
  • снижение объемов реализации (в сравнении с предыдущими периодами);
  • повышение закупочных цен на сырье и расходные материалы, используемые в бизнесе;
  • повышение уровня заработных плат
  • и так далее — в каждом конкретном случае причин действительно может быть много.
  • С недавних пор на коммерческие банки возложены функции отслеживания налоговой нагрузки клиентов банка по их входящим и исходящим платежам. В любом случае банки ориентируются на то, что налоговые платежи должны быть не меньше 6% от сумм, поступающих на банковский счет клиента, источником которых является выручка от реализации товаров, работ, услуг и т.п.

    Налоговый кодекс РФ предоставляет право налоговым органам запрашивать у налогоплательщиков документы об исчислении и уплате налогов. В статье 23 Налогового кодекса указывается, что налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы эти документы.

    Однако, обратите внимание, там есть оговорка о «случаях, предусмотренных Кодексом», а это камеральные или выездные проверки. Поэтому очень часто, требуя объяснений, налоговая инспекция не требует от налогоплательщиков приложить документы.

    Иначе это будет нарушением закона.

    Таким образом получается, что истребование объяснений о причинах низкой налоговой нагрузки не регламентировано в действующем Налоговом кодексе. Тем не менеее, игнорировать поступивший из налоговой инспекции запрос не следует!

    Пояснения о причинах своей низкой налоговой нагрузки нам, налогоплательщикам, необходимо предоставлять в налоговый орган, поскольку именно наши грамотно составленные объяснения и правдивые показания, если у нас все в порядке с бухгалтерским учетом и налоговой отчетностью, во многом спасают нас же от камеральной или даже выездной налоговой проверки.

      В запросах, требующих объяснения причин снижения налоговой нагрузки, налоговые инспекторы ориентируют нас на:
  • уточнение данных об исчислении налоговых обязательств;
  • пояснение расхождений с отраслевыми показателями;
  • изменение кода ОКВЭД в случае несоответствия с осуществляемым компанией видом деятельности.
  • Объяснительная записка налогоплательщиком пишется в налоговый орган в произвольной форме. Налоговому органу нужна убедительная демонстрация причин несоответствия со среднеотраслевыми значениями показателей налоговой нагрузки. Налоговых инспекторов может убедить и краткий анализ конкурентной среды, если приведены конкретные цифры.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В объяснительной записке не нужно стесняться излагать конкретные обстоятельства снижения спроса, невозможности увеличения наценки, того, что наши товары или услуги могли стать менее доступными покупателям и заказчикам и в тоже время увеличиваются затраты на аренду, IT-обслуживание, внедрение онлайн-касс и так далее.

    Источники


    1. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.

    2. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

    3. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
    4. /oli>

      Снижение налоговой нагрузки
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here