Реорганизация юридического лица в форме преобразования

Полезный материал в статье: "Реорганизация юридического лица в форме преобразования" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Прекращаются ли обязательства юридического лица в связи с его реорганизацией в форме преобразования, или они переходят к юридическому лицу, созданному в результате преобразования?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Энциклопедия решений. Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица

Реорганизация — особый способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц, может осуществляться в следующих формах:

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (абз. второй п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, возможна реорганизация хозяйственных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (см. ст. 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), постановление Восьмого ААС от 17.10.2016 N 08АП-11989/16).

Также допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абз. третий п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, возможно слияние АО и ООО.

Реорганизация может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами — добровольная реорганизация (п. 1 ст. 57 ГК РФ). В случаях, установленных законом, реорганизация в форме слияния, присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции).

Пунктом 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрена также возможность принудительной реорганизации в форме разделения или выделения по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см., например, ст. 38 Закона о защите конкуренции). Если при принудительной ликвидации учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, то такой государственный орган вправе обратиться с иском в суд. Суд назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию (абз. второй п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Общие вопросы реорганизации регулируются нормами ГК РФ. Особенности реорганизации обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ регулируются, соответственно, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Законом об АО. Кроме того, особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций (абз. пятый п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Реорганизация связана с переходом к вновь образующимся или существующим (при присоединении) юридическим лицам прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица (ст.cт. 129, 387 ГК РФ).

Законодательством установлен ряд гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. К ним относятся (ст. 60 ГК РФ):

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Порядок государственной регистрации установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законодательство не содержит запрета на отмену ранее принятого решения о реорганизации. До завершения реорганизации соответствующее решение может быть принято его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного учредительными документами, в том же порядке, что и решение о реорганизации. Об отмене ранее принятого решения о реорганизации уведомляется регистрирующий орган.

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Кредиторы реорганизуемого юридического лица не вправе заявлять требование о признании решения о реорганизации юридического лица недействительным (постановления АС Московского округа от 30.05.2017 N Ф05-6874/17, от 20.10.2016 N Ф05-15654/16, АС Поволжского округа от 07.10.2016 N Ф06-13176/16).

Признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Читайте так же:  Имущественный вычет в 6-ндфл

В случае признания решения о реорганизации недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п. 3 ст. 60.1 ГК РФ).

По требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать суд реорганизацию несостоявшейся в случае (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ):

— если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации;

— представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет правовые последствия, указанные в п. 2 ст. 60.2 ГК РФ, в том числе:

— восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в ЕГРЮЛ

— участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования

Нередко для того чтобы успешно развить бизнес, предприниматели принимают решение об изменении организационно-правовой формы юридического лица при помощи реорганизации, при которой происходит изменение статуса организации и переход прав и обязанностей от одного юридического лица к юридическому лицу другого вида.

Преобразование

Отличительной чертой наиболее популярной формы реорганизации — преобразования является наличие одного правопреемника и одного правопредшественника. Причиной преобразования может выступать, например, смена фирменного наименования организации с переименованием ее отдельных органов. Однако при преобразовании происходит полная смена внутренней структуры юридического лица, и происходит его перерождение, посредством устранения одного участника гражданского оборота и появлением совершенно нового. Сам же процесс изменения организационно-правовой формы юридического лица посредством преобразования совершается на основании действующего гражданского законодательства РФ и подчиняется нормам о реорганизации юридических лиц.

Особенности преобразования

Закон накладывает определенные ограничения на хозяйственные общества, которые могут быть преобразованы в довольно ограниченный круг юридических лиц, например, общества с ограниченной ответственностью могут быть преобразованы в Акционерные Общества (АО) и Общества с Дополнительной Ответственностью, в хозяйственные товарищества и производственные кооперативы (ПК). В свою очередь АО могут быть преобразованы в ООО, ПК и Некоммерческие Партнерства. Поскольку Акционерные Общества подразделяются на Открытые и Закрытые, то преобразование ЗАО и ОАО также следует отличать друг от друга. Закрытые Акционерные Общества могут свободно преобразоваться в АО работников, т.е. речь идет о народных предприятиях, а ОАО такая трансформация недоступна в силу закона, если их работникам принадлежит менее 49% Уставного капитала.

Кроме того, если обратиться к Федеральному Закону «Об акционерных обществах», то в статье 7 мы увидим, что АО, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть реорганизованы в форме преобразования в юридические лица иной организационно-правовой формы, нежели Акционерные Общества. Определенные ограничения закон устанавливает на ООО, которые, как и ЗАО не могут быть преобразованы в ОАО, если размер Уставного капитала вновь созданного общества будет меньше размера минимального уровня, установленного для Открытого Акционерного Общества законом. Однако реорганизация в форме преобразования будет возможна, если акционеры увеличат до необходимого уровня размер Уставного капитала компании.

Количественные ограничения установлены законом в отношении числа участников новых юридических лиц для хозяйственных обществ, желающих провести реорганизацию в форме преобразования. Так, например, при преобразовании АО в ООО, число участников не должно превышать пятидесяти. В то время, как при преобразовании хозяйственного общества в производственный кооператив численность участников – физических лиц не может быть менее пяти человек. Кроме того, действующий Гражданский Кодекс РФ, в статье 88 устанавливает и те случаи, когда реорганизация проводится в обязательном порядке в отношении ООО. В связи с тем, что количество участников Общества с Ограниченной Ответственностью не может быть более пятидесяти юридических и или физических лиц, при превышении данного минимума, у ООО возникает обязанность по проведению его преобразования в ОАО в течение одного года с момента превышения.

Если же установленное законом требование о проведении преобразования будет проигнорировано, а количество участников – физических и или юридических лиц не будет снижено до необходимого порога, то по истечению одного года, т.е. речь идет об установленном для преобразования сроке, ООО подлежит ликвидации в судебном порядке. Аналогичная ситуация может иметь место и для Акционерных Обществ закрытого типа, когда количество его участников также превысит пятьдесят. В этом случае ЗАО также подлежит преобразовано в ОАО, на основании статьи 7 ФЗ «Об акционерных обществах», путем внесения соответствующих изменений в Учредительные документы компании, а не при помощи реорганизации. И это главнее отличие от превышения количества участников в ООО. Кроме того, преобразование ЗАО в ОАО не требует оформления передаточного акта и уведомления кредиторов компании, а также не предоставит акционерам Закрытого Акционерного Общества права на выкуп акций.

Если говорить о возможностях для преобразования Хозяйственных Товариществ, Хозяйственных Обществ и Производственных Кооперативов в иную организационно – правовую форму, то ГК РФ относится к ним довольно либерально, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку данный вопрос предоставляет теоретическую и практическую сложность.

Недостатки и признаки преобразования

Одним из главных недостатков реорганизации юридических лиц в форме преобразования является отсутствие на уровне закона четких указаний относительно правоспособности юридического лица в период, от принятия решения о преобразовании и до проведения государственной регистрации нового хозяйственного субъекта. Однако если проанализировать нормы ГК РФ можно выделить следующие отличительные особенности преобразования, как формы реорганизации юридического лица:

В соответствии со статьей 58 ГК РФ, с изменениями еще не вступившими в законную силу, в отношении проведения реорганизации в форме преобразования творцы законов намериваются исключить фразу «переход прав и обязанностей от правопредшественника к правопреемнику», указывая также, что права и обязанности в отношении третьих лиц не изменяются. Однако, в общем и целом, действующее гражданское законодательство РФ относит преобразование к простой форме реорганизации, поскольку в нем участвует только одно юридическое лицо, в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения, а значит, в ходе правопреемства также возникает только одна новая организация. Теоретики – правоведы, напротив, полагают, что при преобразовании, нового юридического лица не возникает, поскольку реорганизуемое юридическое лицо сохраняется. Меняется только его организационно-правовая форма. Еще одной особенностью преобразования является то, что его проведение не изменяет имущественную базу реорганизуемой организации, которая должна позаботиться об обеспечении защиты прав кредиторов и всех участников преобразуемого юридического лица.

Читайте так же:  Журнал по технике безопасности и охране труда

Государственная регистрация

Особого внимания заслуживает момент проведения государственной регистрации созданного при преобразовании юридического лица, который рождает немало споров в связи с отсутствием должного уточнения в законе. К примеру, статья 15 Федерального Закона «Об акционерных обществах» содержит указание на то, что государственная регистрация проводится при наличии доказательств уведомления кредиторов, которая установлена статей 60 ГК РФ, а также нормами статьи 13.1 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако ни в одном из законодательных актов не установлен срок, по истечению которого Общество может обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Предполагается, что его можно установить как, не ранее 30-дневного срока со дня направления уведомления всем кредиторам юридического лица и опубликования сообщения о реорганизации в СМИ. Подобная формулировка нужна в связи с необходимостью обеспечения кредиторам права представления письменных требований о досрочном прекращении или о досрочном исполнении обязательств, взятых на себя реорганизуемым юридических лицом в отношении последних и возмещении убытков.

Учитывая изложенные отличительные черты и особенности реорганизации юридических лиц в форме преобразования, теоретики относят ее, пусть к «искусственной», но довольно простой форме реорганизации, которая сохраняет сущность юридического лица — правопредшественника в случае неизменности его капитала (или его незначительного изменения) и внутренней структуры органов.

Реорганизация путем преобразования

Содержание статьи

Под реорганизацией в форме преобразования в соответствии гл. 4 ГК РФ подразумевается смена компанией своей организационно-правовой формы. Прежняя фирма прекращает свою деятельность, и создаётся новое юридическое лицо.

Одновременно в процессе реорганизации юридического лица путём преобразования меняются устав и иные учредительные документы. Все права и обязанности от старой компании переходят к новой.

В отличии от иных видов реорганизации (присоединения, выделения, слияния) начинает этот процесс одно юридическое лицо, но в итоге создаётся совершенно другое.

Налоговые последствия реорганизации в форме преобразования

Ст. 50 НК РФ гарантирует юридическим лицам со стороны государства соблюдение прав и законных интересов. При реорганизации компании новые налоговые обязательства не появляются, но ранее возникшие также не отменяются. В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ бремя уплаты налогов переходит к правопреемнику. Исключением могут быть случаи, которые связаны с проведением реорганизации в форме выделения с учётом некоторых оговорок.

Налоги, в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ, правопреемник должен будет уплачивать независимо от того, информирован ли он о наличии задолженности перед бюджетом у старой компании, или нет.

Обратите внимание! Все обязанности, которые были у первоначального предприятия, переходят к преемнику, поэтому осуществлять эту процедуру сознательно для того, чтобы уменьшить налоговые выплаты, нецелесообразно.

Сотрудники налоговой не смогут оштрафовать правопреемника за ошибки предшественника в случае, если до процесса реорганизации у него не были обнаружены какие-либо нарушения.

Компания, которая подлежит ликвидации, обязана составить заключительную бухгалтерскую отчётность на ту дату, которая будет предшествовать дате внесения записи о проведении реорганизации. Вновь созданное юридическое лицо обязано предоставить вступительную отчётность, то есть перенести бухгалтерские показатели из заключительной отчётности компании-предшественника.

После проведения преобразования режим упрощенного налогообложения или единого налога на вмененный доход может использоваться только в том случае, если правопреемник подаст соответствующее заявление в налоговую. Это нужно сделать в пятидневный срок с момента создания компании.

Особенности реорганизации в форме преобразования

После проведения реорганизации путём преобразования деятельность старого юридического лица прекращается, и создаётся новая компания. Происходит смена реквизитов фирмы. Из единого госреестра исключается присвоенный индивидуальный номер налогоплательщика преобразуемой компании, после чего правопреемник получает свой ИНН. Если изменяется правовая форма компании без осуществления реорганизации, то ИНН не меняется. К примеру, если из ОАО образуется ЗАО, то изменения в реестр не вносятся.

Реорганизация компании, проводимая в форме преобразования, рассматривается с юридической, экономической и макроэкономической точки зрения.

С юридической точки зрения после проведения реорганизации образуется новая фирма, наследующая все активы и пассивы старой.

С экономической точки зрения меняется внутренняя структура, менеджмент и организационно-правовая структура созданной компании, а все иные сферы деятельности остаются прежними.

С макроэкономической точки зрения баланс компании не меняется, поэтому преобразование будет для неё нейтральным процессом.

Для владельцев бизнеса, которые хотели бы расширить свою деятельность и достигли максимума участников, изменение организационно правовой-формы будет полезным. Но не во всех случаях преобразование компании будет свидетельствовать о грядущем укрупнении компании.

Причины реорганизации

Чаще всего присоединение применяют для того, чтобы компании могли, объединив уставные цели, достичь наиболее эффективного результата по использованию активов.

Юридическое лицо обычно планирует проведение реорганизации, исходя из нескольких причин:

  • падение спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги. При помощи реорганизации можно будет модернизировать производства и оборудования. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции;
  • поглощение бизнеса. Более сильная компания с целью увеличения конкурентоспособности поглощает другую;
  • разделение бизнеса. В случае, если учредители не могут между собой договориться, то они вправе разделить свои активы;
  • вывод активов из оборота юридического лица. Сделать это без нарушения закона нелегко. Но при создании нового юридического лица можно передать ему часть активов;
  • передача активов третьим лицам. Этот вариант целесообразен в случае запрета на совершение сделок первоначально созданному юридическому лицу;
  • использование специальных режимов налогообложения или применение налоговых льгот. Это приводит к увеличению объёмов производства и общей прибыли компании.

Порядок реорганизации путем преобразования

Процедура реорганизации в порядке преобразования включает в себя в несколько этапов.

Прекращение деятельности компании подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. После его получения осуществляются действия в следующем порядке:

  • снятие с учёта в налоговой инспекции, во внебюджетных фондах, органе статистики;
  • закрытие всех счетов;
  • уничтожение печати.

После этого вновь созданным юридическим лицом совершаются следующие действия:

  • повторная постановка на учёт во всех учреждениях в качестве нового юридического лица;
  • изготовление печати;
  • открытие счёта.
Читайте так же:  Забалансовые счета, их назначение и порядок применения

Необходимый перечень документов

Регистрация преобразования после ликвидации предприятия производится после передачи в налоговую службу следующих документов:

[3]

  • заявления установленной формы (Р12001) с подписью заявителя. Такое заявление должно представляться для каждой вновь созданной компании;
  • в комплекте документов реорганизуемого предприятия необходимо наличие:
    • ИНН;
    • кодов статистики;
    • устава;
    • выписки из реестра юрлиц;
    • свидетельства ОГРН.

Обратите внимание! В налоговую нужно передавать оригиналы или копии, заверенные нотариусом.

Необходимо предоставить два экземпляра следующих документов.

  • решения учредителей о реорганизации предприятия;
  • квитанции (чека) для подтверждения уплаты госпошлины;
  • передаточного акта, содержащего всю необходимую информацию;
  • справки, подтверждающей отсутствие задолженности перед пенсионным фондом;
  • бухгалтерского баланса (копии) за последний период отчётности;
  • сведений о кредиторской задолженности;
  • контактных данных.

Для вновь созданной компании необходимо наличие следующих сведений:

  • полного и сокращённого наименования;
  • кодов видов деятельности;
  • юридического адреса;
  • размера уставного капитала с указанной формой уплаты;
  • сведений о руководителе с указанием наименования его должности;
  • сведений о главном бухгалтере;
  • сведений об учредителях и их долях в уставном капитале;
  • информации о банке, в котором планируется открытие счёта;
  • контактных данных.

После предоставления вышеперечисленных документов и необходимой информации производится регистрация реорганизации предприятия налоговыми органами.

Сроки проведения реорганизации путем преобразования

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ государственная регистрация компании, созданной в процессе реорганизации путём преобразования, происходит после внесения записи в единый госреестр юридических лиц.

Заявление формы Р12003 рассматривается в течение трёх рабочих дней, и в этот же срок вносится изменение в госреестр. Заявление формы Р12001 о госрегистрации юридических лиц, созданных при помощи реорганизации путём преобразования, рассматривается в течение пяти рабочих дней.

Обратите внимание! Минимальный срок процедуры составит 3,5 месяца, не считая периода для подготовки собрания акционеров или участников компании.

Проведение реорганизации путём преобразования, слияния, разделения, выделения имеет отличительные особенности. Поэтому для осуществления данной процедуры лучше воспользоваться помощью наших юристов. В таком случае профессиональные специалисты окажут перечень необходимых услуг и проведут реорганизацию в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Это позволит исключить возможные риски, связанные с нарушением порядка проведения процедуры и отказом в регистрации преобразования компании.

Реорганизация в форме преобразования

Изменение организационно-правовой формы юридического лица может происходить в разных видах. Реорганизация в форме преобразования – один из часто используемых вариантов. Важно то, что обязанности юридического лица касательно других лиц остаются неизменными, меняется корпоративное устройство, правовое регулирование и некоторые другие моменты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно! Порядок и условия реорганизации в виде преобразования определяется на общем собрании учредителей. Подкрепляется это соответствующим решением.

Реорганизация в форме преобразования: случаи использования

Случаи, когда нужна реорганизация в форме преобразования:

  1. Для ЗАО, если количество акционеров превысило 50 человек. По закону подобная реорганизация нужна, и трансформируется ЗАО в ОАО.
  2. Для ООО. Также в случае превышения численности акционеров 50 человек. Форма может быть изменена на ОАО или производственный кооператив.
  3. Юридическое лицо государственной формы собственности. Трансформируется из унитарного в акционерное общество.

В процессе реорганизации не происходит увеличение или уменьшение объема имущества. Не нужны полные взаиморасчеты с акционерами, так как размер обязательств остается таким же. Основаниями для этого является передаточный акт, который передается от одного юридического лица ко второму.

Этапы реорганизации

Преобразование происходит в несколько этапов, каждый из них имеет свои особенности. Необходимые шаги:

После завершения всех указанных этапов можно считать, что реорганизация в форме преобразования успешно завершена.

Так как необходимых процедур при преобразовании много, то и сроки в большей мере определяются планом необходимых действий. Если компании повезло, и кредиторов у нее нет, то период, который длиться реорганизация уменьшается. По закону для реализации такого пути реорганизации отводится 3 месяца. Это позволит провести все действия без спешки согласно закону.

Важно! На этапе принятия решения должен быть составлен план с указанием сроков проведения всех необходимых юридических процедур.

[2]

Документы для подачи в ИФНС

Для информирования налоговой об использовании такого пути реорганизации необходимо подать следующий пакет документов:

  • Заявление по форме Р12001.
  • Учредительные документы.
  • Решение о процедуре преобразования и создании юридического лица правопреемника.
  • Доказательство публикации информации о таком пути в СМИ.
  • Передаточный акт.
  • Квитанция про оплату госпошлины за регистрацию.
  • Справка, подтверждающая отсутствие долга перед ПФ.
  • Запрос на выдачу устава.

Изменение названия

Важный момент – смена наименования. Полное название состоит не только из «имени» компании, но и из организационно-правовой формы юридического лица. Если ранее это было ООО «ДойПак», то после реорганизации в акционерное общество в документах должно значиться АО «ДойПак». Соответствующие изменения при реорганизации обязательно вносятся во все документы. Важные моменты:

  • Название не должно вводить в заблуждение. Так ООО «СтройТех» обязано заниматься строительными работами, а не продавать ткани.
  • В полном названии нельзя использовать следующую формулировку ООО «Строительный кооператив».
  • Нельзя использовать аббревиатуры, иностранного происхождения, то есть всевозможных ЛТД и т.п.
  • Если реорганизуется через преобразования некоммерческая организация, то в ее названии следует указывать конкретные цели деятельности.

Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме преобразования

Реорганизация АО в форме преобразования

Реорганизация акционерного общества в форме преобразования представляет собой смену организационно-правовой формы общества.

Порядок реорганизации акционерного общества в форме преобразования предусмотрен п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Порядок представления документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

Акционерное общество вправе преобразоваться в ООО, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (п. 2 ст. 104 ГК РФ). С 1 сентября 2014 г. возможно сочетание различных форм реорганизации, а также одновременное участие в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться АО или которые могут быть преобразованы в АО (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).

[1]

До 01.09.2014 допускалось преобразование АО в некоммерческое партнерство по единогласному решению акционеров (п. 2 ст. 104 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2014, абз. второй п. 1 ст. 20 Закона об АО). В настоящее время ГК РФ исключает возможность преобразования АО в некоммерческую организацию (п. 3 ст. 68 ГК РФ), Закон об АО до сих пор содержит данную норму, но может применяться только в части, не противоречащей ГК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Читайте так же:  В каких случаях проводится внеплановый инструктаж

Реорганизацию в форме преобразования необходимо отличать от преобразования типа акционерного общества. До 01.09.2014 существовало деление АО на закрытые и открытые, с возможностью в случае соблюдения требований законодательства (о численности акционеров, минимальном размере уставного капитала, требований к организационно-правовым формам обществ в отдельных отраслях) преобразовать ЗАО в ОАО и наоборот. В случае превышения лимита в 50 акционеров ЗАО обязано было преобразоваться в ОАО (абз. третий п. 3 ст. 7 Закона об АО).

В таких случаях изменение типа акционерного общества не считалось реорганизацией юридического лица (абз. второй п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»).

С 01.09.2014 упразднено деление акционерных обществ на открытые и закрытые, введено понятие публичных и непубличных обществ (п. 66.3 ГК РФ). При этом проведения перерегистрации или реорганизации ЗАО и ОАО не требуется (п.п. 7, 10 Закона N 99-ФЗ).

Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров в соответствии с положениями п.п. 3, 3.1 ст. 20 Закона об АО.

Особенности реорганизации АО в форме преобразования с 01.09.2014

При реорганизации АО в форме преобразования, в отличие от порядка, предусмотренного для иных форм реорганизации, не нужно совершать действия, предусмотренные ст. 60 ГК РФ (абз. второй п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением из этого правила является положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», далее — Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).

Уведомление о начале процедуры реорганизации предоставляется в течение трех рабочих дней по форме N Р12003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]) в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту нахождения общества (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).

При реорганизации АО в форме преобразования не требуется:

— опубликовывать уведомление о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» (см. также разъяснения ФНС);

— уведомлять в письменной форме каждого из кредиторов о начале реорганизации АО;

— досрочно исполнять обязательства перед кредиторами общества, предъявившими соответствующее требование.

Ряд федеральных законов по-прежнему предусматривают необходимость исполнения этих обязанностей реорганизуемым юридическим лицом (ст. 13.1 Закона о госрегистрации, ст. 15 Закона об АО). Но с 01.09.2014 правила, установленные данными федеральными законами, могут применяться только в части, не противоречащей ГК РФ (п.п. 1, 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

С 01.01.2015 АО также не обязано уведомлять о реорганизации органы контроля за уплатой страховых взносов (пп. «в» п. 17 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).

Государственная регистрация реорганизации АО в форме преобразования

В связи с созданием ООО, производственного кооператива или хозяйственного товарищества в результате преобразования АО в регистрирующий орган представляются документы (п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации):

— заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]);

— устав ООО, устав производственного кооператива либо учредительный договор хозяйственного товарищества (в двух экземплярах, а в случае, если устав представляется в виде электронного документа, — в одном экземпляре)*(1);

— передаточный акт (в случае необходимости)*(2);

— документ об уплате государственной пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган ПФР определенных законом сведений о лицах, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, а также о застрахованных лицах и о перечисляемых в отношении них работодателем дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (взносах работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); заявитель вправе не представлять этот документ, в этом случае регистрирующий орган получает упомянутые сведения от территориального органа ПФР в порядке межведомственного запроса;

— если реорганизуемое общество является эмитентом облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг, представляется документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг в части замены эмитента (требования к форме документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

Сроки представления указанных документов в регистрирующий орган закон не устанавливает (см. также разъяснения ФНС). Таким образом, предполагается, что АО вправе представить их непосредственно после принятия решения о реорганизации в форме преобразования.

С момента государственной регистрации юридического лица, которое создается в результате реорганизации (п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации):

— реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной;

— преобразованное АО считается прекратившим свою деятельность.

*(1) С 29 декабря 2015 г. не требуется представлять в регистрирующий орган учредительные документы, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом (пп. «б» п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации). Однако формы типовых уставов до сих пор не утверждены, изменения в законодательство в части возможности использования типовых уставов для АО, в отличии от ООО, также не вносились.

*(2) После вступления в силу Закона N 99-ФЗ с 01.09.2014 остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации АО в форме преобразования. П. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации по-прежнему предусматривает обязанность предоставления в регистрирующий орган передаточного акта. Как разъяснил Верховный Суд РФ по смыслу положений ст. 58 ГК РФ составление передаточного акта не требуется при реорганизации в форме слияния и присоединения (см. п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25), однако вопрос о передаточном акте при реорганизации в форме преобразования остался без внимания.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования: образец приказа

Опубликовал: admin в Бизнес и финансы 24.11.2018 0 446 Просмотров

Реорганизация в форме преобразования — шаг за шагом

В жизни бывают перемены. Они касаются всех сфер жизни и существование компании не является исключением. Это заключается в изменении работы фирмы, переделывании штатного расписания или в реорганизации, процедуры, которая может затронуть компанию целиком.

Читайте так же:  Учет скидок в бухучете

Каждая компания, промышленное предприятие или небольшая фирма – это определенная совокупность прав и обязанностей, который должны быть установлены в соответствующих внутренних документах. При решении провести реорганизацию следует понимать, что данная процедура предполагает передач прав иной организации. Этот процесс предпринимается в большинстве случаев при необходимости прекратить существование одного юридического лица или, проще говоря, уничтожении компании или фирмы.

Различается несколько форм реорганизации:

  • слияние, когда происходит объединение нескольких существующих мелких компании в более крупный конгломерат;
  • присоединение, когда происходит простое присовокупление мелкой фирмы к более крупной компании;
  • разделение, когда происходит выделение более мелкой структуры из состава крупного концерна или предприятия;
  • выделения, когда выделяется самостоятельная структура;
  • преобразования.

Реорганизация путем преобразования заключается не просто в прекращении существования организации, а изменение существующей организационной и правовой формы.

Данный процесс может быть организован только по решению собственников или учредителей компании. Он влет за собой возникновения такого понятия, как универсальное правопреемство, что предполагает формальное прекращение деятельности одного юридического лица и перехода всех имущественных и прочих прав последнего вновь организованной структуре (организационно-правовой форме).

Необходимость в реорганизации может возникать в силу различных причин, но при проведении данной процедуры обязательно соблюдение норм действующего законодательства. Следует отметить, что прямого раскрытия понятия «реорганизация юридического лица» в законе не предусмотрено, хотя подобное определение встречается в Гражданском Кодексе.

Сбор документов для проведения реорганизации

Существует большое количество подведомственных и нормативных актов, которые регламентируют процесс проведения реорганизации. Действующее разнообразие документов можно представить в следующем виде:

  • Указ Президента №1108, в котором прописываются методы совершенствования ГК РФ;
  • Постановление Правительства РФ № 110, регламентирующее процедуры регистрации и оформления учета юридических лиц;
  • Приказы Минфина РФ;
  • Федеральные законы;
  • методические указания органов регистрации юридических и физических лиц.

С точки зрения действующего права, процесс реорганизации подчиняется нормам существующих законодательных актов, при этом основа проведения процедуры закладывается соответствующими статьями ГК РФ. (57-60). При этом наблюдается постоянное совершенствование правового регулирования.

Пошаговая схема проведения процедуры реорганизации

Проведение процедуры реорганизации осуществляется в соответствии с определенной последовательностью действий, включающей в себя определенную последовательность действий:

При проведении процедуры в форме преобразования данный пакет документов будет включать в себя:

  • заявление по форме 12001;
  • пакет учредительных документов в количестве двух экземпляров;
  • договор о слиянии;
  • передаточный акт;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины;
  • документ, который подтверждает информирование территориального органа Пенсионного фонда.

Сдача документов в ФНС и получение пакета документов, подтверждающих регистрацию процедуры реорганизации. На 6 день после подачи требуемого пакета документов заявитель может обратиться в регистрирующий орган для получения:

  • свидетельства о регистрации процедуры реорганизации;
  • один экземпляр учредительных документов с отметкой органа регистрации;
  • листок записи сведении в ЕГРЮЛ.

При соответствующем заявлении данный пакет документов может быть выслан заявителю почтовым переводом.

Проверка ошибок в полученных документах. Обязательным этапом при проведении процедуры реорганизации является тщательная проверка полученных документов на предмет ошибок. Скорость исправления ошибки, которая может быть следствием простой невнимательности работника регистрирующего органа или программного сбоя зависит от времени ее выявления. Также следует учитывать, что согласно федеральному закону №129-ФЗ государственные реестры обязательно ведутся на бумажном носителе, которые имеют приоритет перед электронными.

Что такое балансовая прибыль предприятия и как ее рассчитать? Об этом написано в нашем материале.

Здесь вы узнаете, как проводится аудиторская проверка на предприятии и что для этого нужно.

Что такое унитарное предприятие и как оно ведет свою работу? Об этом написано тут.

Одной из особенностей проведения реорганизации в виде преобразования является изменение ИНН, что относится к общему правилу. Согласно норме, прописанной в Порядке и условиях об индивидуальном номере налогоплательщика, в результате прекращения деятельности юрлица, вызванного реорганизацией в форме преобразования, действующий ИНН признается недействительным.

Датой постановки на учет в налоговый орган является дата подача сведений в ЕГРЮЛ. Процесс снятия юрлица с учета из ЕГРН совершается на основании получения выписки из ЕГРЮЛ, где содержаться данные о прекращении деятельности организации или предприятия. Приказ МНС РФ регламентирует порядок оповещения налоговой организации, на учете в которой состоит юрлицо, проходящее процесс реорганизации. В соответствии с принятым порядком, при снятии организации с учета в налоговом органе регулятор обязан направить соответствующие сведения не позднее рабочего дня с момента осуществления завершения процедуры снятия с учета.

При осуществлении процедуры реорганизации в форме преобразования существует несколько налоговых тонкостей, которые регламентируются законодательством. В частности, организация, прекращающая свою деятельность в форме преобразования, имеет право самостоятельно подавать налоговые декларации на последний день налогового периода, определяемый правилами статьи 55 НК РФ.

Если говорить о возможностях получения льгот по уплате ЕСН, то законодательство не предусматривает подобного. Но суды имеют другое видение и существует немало решении Арбитражного Суда РФ, где допускается возможность сохранения имеющихся льготных прав.

При передаче имущественных и иных прав при реорганизации компании данная сделка не признается объектом налогообложения, и НДС не начисляется.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Для всех регионов!

Видео (кликните для воспроизведения).

Реорганизация организации или предприятия в форме преобразования — очень длительный и сложный процесс, требующий от учредителей или лиц, занимающихся непосредственно осуществлением процедуры знания законодательства и бухгалтерии. Этот процесс касается не только простого правопреемства, но также затрагивает все сферы деятельности компании, включая налоги, прибыль, документооборот и всевозможные изменения в штатной структуре.

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  3. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
  4. /oli>

    Реорганизация юридического лица в форме преобразования
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here