Реально-виртуальная отмена ккт

Полезный материал в статье: "Реально-виртуальная отмена ккт" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Порядок перерегистрации и снятия с учета ККТ

  • История вопроса
  • Новый порядок применения контрольно-кассовой техники
  • Современные требования
  • Требования к фискальным документам
  • Порядок регистрации
  • Порядок использования ККТ
  • Порядок перерегистрации и снятия с учета ККТ
    • Порядок перерегистрации ККТ
    • Порядок снятия с учета ККТ
  • Кто освобожден от применения ККТ
Photographee.eu / Shutterstock.com

Порядок перерегистрации ККТ

Для того, чтобы внести необходимые изменения в сведения, которые пользователь ранее передал в налоговую инспекцию при регистрации ККТ, он должен подать в налоговый орган лично или через кабинет ККТ на сайте nalog.ru заявление о перерегистрации ККТ. Причем заявление на бумажном носителе при необходимости теперь можно подать в любую налоговую инспекцию, а не только по месту регистрации пользователя, как это было раньше (п. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Заявление о перерегистрации подается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации ККТ. При этом в заявлении должны быть указаны сведения, которые пользователь сообщил при регистрации ККТ, в которые вносятся изменения (п. 4 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В случае замены старого ФН на новый, например, в связи с истечением срока действия ключа фискального признака, потребуется перерегистрация ККТ. При этом необходимо будет сформировать и направить в налоговую инспекцию отчет о закрытии ФН (абз. 2 п. 4, п. 8 ст. 4.2 закона о ККТ).

После проверки представленных сведений в завершение регистрационных действий с ККТ налоговый орган направит в адрес пользователя электронную карточку регистрации ККТ. Этот документ формируется в виде подписанного электронной подписью документа и направляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней с даты завершения перерегистрации через кабинет ККТ или посредством ОФД (п. 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

При перерегистрации в связи с заменой ФН и снятии с регистрационного учета ККТ, которая применялась в режиме без передачи фискальных документов в налоговые органы, пользователи обязаны осуществить считывание фискальных данных всех фискальных документов, содержащихся в ФН, и представить эти фискальные данные в налоговую инспекцию вместе с заявлением о перерегистрации или о снятии ККТ с регистрационного учета на бумажном носителе или через кабинет ККТ. Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ (п. 14 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Пользователь, которому карточка регистрации ККТ напралена в форме электронного документа, вправе получить в налоговом органе соответствующую карточку на бумажном носителе (абз. 2 п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Порядок снятия ККТ с регистрационного учета

Заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается в порядке, аналогичном постановке кассового аппарата на учет или его перерегистрации (п. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

При этом, снятию с учета подлежит ККТ в случаях:

  • ее передачи другому пользователю;
  • хищения;
  • потери;
  • истечения срока действия ключа фискального признака.

Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

После передачи ККТ другому пользователю, заявление о ее снятии с регистрационного учета подается в любой территориальный налоговый орган лично или через кабинет ККТ на сайте nalog.ru не позднее одного рабочего дня после передачи. В случае хищения или потери – не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери.

Однако в случае истечения срока действия ключа фискального признака в ФН, ККТ снимается с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя. При этом в течение одного месяца с этой даты пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в ФН, применявшемся в ККТ на момент ее снятия с регистрационного учета (п. 5, п. 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

ККТ, поставленная на учет до 1 февраля 2017 года применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в прежнем порядке до 1 июля 2017 г. А после 1 июля, когда старую технику использовать будет уже нельзя, она будет сниматься с учета без оповещения собственников (письмо ФНС России от 30 декабря 2016 г. № ЕД-4-20/25616 «О рассмотрении обращения»).

В заявлении о снятии ККТ с регистрации указываются следующие сведения:

  • полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество ИП-пользователя;
  • ИНН пользователя;
  • наименование модели и заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов) (п. 6 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Отменить поправки в ФЗ-54 о введении новых кассовых аппаратов

Согласно последней редакции Федерального закона №54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», теперь передача бизнесом данных обо всех продажах в налоговую службу будет осуществляться через специальный облачный сервер (оператора фискальных данных) в режиме реального времени, а не раз в год, как было раньше.

Поправки в 54-ФЗ вступили в силу в июле 2016 года (приняты 14 июня 2016 года в третьем чтении), и на все изменения – модернизацию существующей контрольно-кассовой техники (ККТ) или приобретение новой, уже оснащенной функцией передачи данных в режиме онлайн, обучение персонала, перерегистрацию новой техники в налоговых органах и другие оргвопросы, связанные с выполнением нового закона, у ретейла фактически осталось 9,5 месяцев. Однако 70% бизнеса России очень слабо осведомлено об обязательном внедрении онлайн-касс, а 40% вообще ничего не знают о реформе, проводимой Федеральной налоговой службой Росси, и новых требованиях законодательства.

Конечно, когда бедному индивидуальному предпринимателю следить за изменениями в законе , если иногда он сутками не спит , чтобы выжить в столь тяжёлой ситуации и прокормить свою семью? На какие средства ему закупить новые ККМ , опять влезть в кредит ? Кому нужны эти кассы , покупателям ?, конечно же нет! Этот закон очередное обдиралово населения .

Разве нашему государству будет легче , если масса ипэшников останется без средств к существованию и ещё сократят своих работников? Или это очень выгодно крупному ритейлу?! Установка новых ККМ так же приведет к дополнительным расходам : оплата за интернет , оплата техцентру за обслуживание ККМ , приобретение никому не нужных голограмм ! Розничную торговую сеть загнали в угол бешеными арендами , налогами , проверками , травлей покупателей , что их постоянно обманывают и т.д. Только в нашей стране приходят мерить вещи в розничный магазин , а заказывают эти же вещи в Совместных закупках у частных лиц , которые не зарегистрированы в налоговых органах и не несут никакой ответственности перед покупателями !

Читайте так же:  Торговый сбор сроки уплаты

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ (ВСТУПАЙТЕ) В ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ПЕТИЦИЙ:

  1. Вконтакте: https://vk.com/peticiy_prez >Там же можно прочитать анонсы к другим популярным петициям.
    ВСТУПАЙТЕ! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ! ЛАЙКАЙТЕ! РЕПОСТИТЕ! РЕТВИТТЕ! КОММЕНТИРУЙТЕ!

Оставьте малый и средний бизнес в покое ! Хватит нам » помогать» по первому каналу ТВ!

Возможна ли отмена применения онлайн-касс?

Внедрение онлайн-касс: трудности переходного периода

Онлайн-кассы — горячая тема нескольких последних лет. Практика их введения свидетельствует о том, что связанные с этим расходы (как их виды, так и величина) растут как снежный ком. Среди проблем можно назвать следующее:

  • Сложность при регистрации ККТ в личном кабинете на сайте ФНС.
  • Несовместимость отдельных моделей касс с программой «1С:Предприятие» и иными специализированными учетными программами.
  • Превышение запланированных на первоначальном этапе расходов на приобретение современных моделей касс.

[2]

О ценах на онлайн-кассы в начале 2019 года узнайте из материала «Где и по какой цене можно купить онлайн-кассу?».

Возможно ли отменить или отсрочить переход на онлайн-кассы для ИП и компаний?

Предусмотренная законом о кассовой технике от 22.05.2003 № 54-ФЗ процедура перехода на применение онлайн-касс уже предусматривает:

  • возможность неприменения онлайн-касс отдельными категориями налогоплательщиков в зависимости от вида деятельности или местонахождения (ст. 2 закона № 54-ФЗ);
  • «отсроченный» режим внедрения онлайн-касс — в основной массе с 01.07.2019, а для некоторых продавцов (ИП на ЕНВД и ПСН, не имеющих работников) с 01.07.2021.

Подробнее см.:

Массовой отмены онлайн-касс не предвидится.

Несмотря на трудности, современные кассовые аппараты активно внедряются в расчетные процессы. Полный отказ от применения онлайн-касс теперь уже маловероятен. Последними, кто получил отсрочку внедрения онлайн-касс до 01.07.2021, стали предприниматели на ЕНВД и ПСН без наемных работников.

Что делать, если онлайн кассы перестали работать

Сбои в работе онлайн-кассы могут произойти по самым разным причинам: неполадки с сетью, электричеством, ошибки обновления, вирусные атаки, сбой фискального накопителя и так далее. При возникновении неполадки не стоит паниковать. Сначала нужно выяснить, неполадки коснулись только конкретного пользователя, или же они носят массовый характер. В зависимости от этого будут различаться и действия, которые необходимо предпринять.

Если онлайн-касса не работает только у Вас

В первом случае после возобновления работы ККТ необходимо провести на бланке строгой отчетности кассовые чеки коррекции по каждой неучтенной операции. После этого в ФНС подается подробная информация о ситуации и реквизиты всех операций коррекции (согласно письму ФНС от 07.12.2017 N ЕД-4-20/24899). В противном случае пользователя ККТ могут оштрафовать отдельно за каждую операцию.

Если неполадки носят массовый характер

В случае массовых сбоев коррекция проводится на общую сумму, и заявление в налоговую службу подавать не требуется. Также не предусмотрено и штрафа за подобное нарушение кассовой дисциплины, так как вина за него лежит не на пользователе ККТ (согласно письму ФНС от 20.12.2017 № ЕД-4-20/[email protected]).

Однако, следует приложить все силы для восстановления работоспособности онлайн-кассы: своевременно обновить прошивку, антивирус, и т.п. В противном случае долгий простой ККТ будет расцениваться как частные неполадки.

Что делать, если возникли проблемы с фискальным накопителем?

При некорректной работе фискального накопителя (ФН) следует в срочном порядке обратиться к производителю ФН для получения отчета о том, какие операции приняты оператором ФН, и какие не были переданы в ФНС.

После этого следует сформировать чеки коррекции на неучтенные операции и передать их в налоговые органы на электронном носителе вместе с заявлением о форс-мажорной ситуации от пользователя ККТ.

Можно ли продолжать работу при неполадках с ККТ?

Не так давно политика ФНС относительно продолжения работы при неисправной кассе была резко негативной. При возникновении неполадок предписывалось приостановить работу до полного восстановления работоспособности ККТ. При обнаружении факта работы без ККТ пользователям грозили штрафы и санкции.

Но после массовых сбоев онлайн-касс 20 декабря 2017 года ФНС пересмотрела свою политику. В случае массовых сбоев аппаратуры теперь разрешается продолжить деятельность с последующим отражением неучтенной выручки единым чеком коррекции на БСО. При реализации алкоголя допустимо составить приходный кассовый ордер, на основе которого будут вноситься данные при восстановлении работоспособности ККТ.

Следует отметить, что 20.12/2017 пользователи онлайн-касс потерпели убыток на сумму почти 10 миллиардов рублей прибыли.

Ответственность при ведении учета без работоспособной онлайн кассы

При ведении торговли без ККТ предусмотрены санкции, затрагивающие как должностные лица, так и организацию в целом. Так, при первичном нарушении индивидуальные предприниматели и руководители организаций облагаются штрафом от четверти до половины суммы выручки, отпущенной без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей. ООО штрафуется на сумму от 75 до 100% выручки, не менее 30 тысяч рублей.

При повторном нарушении должностное лицо отстраняется от должности на срок до двух лет, а ООО и ИП могут принудить останосить деятельность на срок до трех месяцев. Однако в том случае, если сумма выручки, заработанной без использования ККТ, менее одного миллиона рублей, отстранение возможно заменить штрафом.

Санкции при ведении учета ККТ с нарушениями

В случае, если операции проводятся через ККТ, но не полностью соответствуют букве закона, также предусмотрены штрафы:

для должностных лиц и ИП от полутора до трех тысяч;

для ООО — от пяти до десяти тысяч рублей.

[1]

Однако при наличии смягчающих обстоятельств ФНС может заменить штраф на предупреждение. В частности, к таким факторам относится своевременное уведомление налоговой службы о вынужденной работе с неисправной ККТ, с указанием причин, повлекших нарушение и составлением чеков коррекции.

Стоит отметить, что штрафа можно избежать лишь в том случае, когда налоговая еще не знает о правонарушении. В противном случае приходить с повинной будет уже поздно.

Подводим итоги

Если онлайн касса перестала работать не по вине пользователя, допускается продолжение работы с последующем оформлением сделок чеком корректировки на БСО при восстановлении работоспособности кассы. При массовых сбоях дополнительно уведомлять ФНС не нужно. Если же сбой имеет частный характер, в налоговую службу следует подать объяснительную о причинах нарушения режима работы и реквизиты чеков коррекции по каждой проведенной операции.

Читайте так же:  Уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой

Онлайн-кассы и штрафы: виды, размер и порядок освобождения от ответственности

Неприменение ККТ, использование кассового аппарата, не отвечающего установленным требованиям, нарушение порядка постановки на учет, перерегистрации или снятия с учета онлайн-кассы грозит ее владельцу штрафами, приостановлением деятельности или дисквалификацией.

Виды санкций по закону № 54-ФЗ с расшифровкой

В соответствии с новыми изменениями, внесенными в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003, неприменение онлайн кассы с июля 2017 (в отдельных случаях – с июля 2018 года), а также нарушение порядка регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ грозит ИП или организации существенными штрафами.

Ранее действовавшие санкции за неприменение ККТ отменены, и на смену им пришли более строгие меры ответственности – такие как штраф в увеличенном размере, предупреждение или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.

Неприменение ККТ в случаях, когда это обязательно

По данной статье налоговый орган может привлечь к ответственности в следующих случаях.

То есть деятельность в целом ведется без кассового аппарата.

Совет, как избежать ответственности: вести деятельность с применением контрольно-кассовой техники, отвечающей требованиям закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 г.

  • Касса есть, но она не зарегистрирована в ФНС по новому порядку.

[3]

К данному нарушению относится в том числе использование старой кассы, без функции передачи данных в налоговый орган.

Совет: избежать ответственности можно, если использование старой техники обусловлено задержкой поставки нового кассового оборудования или фискального накопителя. В подтверждение этому необходимо приложить договор с поставщиком с указанием сроков поставки оборудования.

  • Есть касса (в том числе и онлайн), но она не включена в реестр, ведущийся ФНС.

Если ИП или организация приобрели онлайн-кассу, не включенную в специальный реестр, работать на ней нельзя, так как это противоречит нормам закона 54-ФЗ.

Совет: определиться с моделью кассовой техники лучше до момента покупки. Необходимо проверить, входят ли касса и ее фискальный накопитель в реестры, утвержденные и ведущиеся налоговой службой.

  • Применение ККМ без фискальной памяти.

По данной статье ИП или организация будет оштрафована за использование ККТ с фискальной памятью, но в нефискальном режиме, а также за работу на кассе с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Совет: при выходе из строя фискальной памяти необходимо обратиться к специалистам технического центра для устранения неполадки. Работа на кассовом аппарате с неисправной памятью не допускается.

  • Использование ККМ с отсутствующей или поврежденной пломбой на корпусе.

Повреждение или отсутствие целостности пломбы на корпусе кассового аппарата предполагает возможность доступа к памяти, что противоречит нормам действующего законодательства о применении ККТ.

Совет: внимательно следить за пломбой на корпусе кассового аппарата и не допускать ее повреждения. Если оно произошло, необходимо обратиться в специализированный центр для замены пломбы, а также уведомить о данном факте налоговый орган.

  • Указание в чеке суммы меньшей, чем была получена от покупателя.

К данному правонарушению относится как намеренное занижение выручки, так и ошибка со стороны кассира, о которой не было сообщено в налоговый орган.

Совет: если кассир случайно пробил сумму меньшую, чем получил от покупателя или клиента, то необходимо составить служебную записку, где будет отражена причина возникновения ошибки, а затем пробить чек коррекции с реквизитами служебной записки. Все это необходимо направить в налоговый орган.

Если нарушение произведено впервые:

  • для должностных лиц (далее – ДЛ) – от 25 до 50% от суммы расчета, непроверенного по кассе, но менее 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц (далее – ЮЛ) – от 75 до 100% суммы расчета, но не менее 30 тыс. руб.

За повторное правонарушение, если сумма расчета в совокупности превысила 1 млн руб.:

  • для ДЛ – дисквалификация на срок от года до двух лет;
  • для ЮЛ и ИП – приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Применение ККТ, не отвечающей требованиям п. 1 ст. 4 закона № 54-ФЗ

По данной статье ИФНС привлечет к ответственности, если кассовый аппарат не будет соответствовать хотя бы одному из 17 условий, предъявляемых к контрольно-кассовой технике. К ним также относится:

  • отсутствие корпуса и (или) заводского номера, нанесенного на него;
  • отсутствие внутри аппарата часов реального времени и устройства, печатающего чеки, кроме случая, когда ККТ не предназначена для распечатывания бумажных кассовых документов (например, онлайн кассы для интернет-торговли);
  • отсутствие возможности установки фискального накопителя (далее – ФН) или работа без него;
  • невозможность передачи данных ОФД;
  • невозможность отправки чеков или БСО в электронной форме покупателю.

Совет: перед покупкой ККТ необходимо ознакомиться с понравившейся моделью, проверить, действительно ли она включена в реестр ККТ, имеет фискальный накопитель и отвечает требованиям, установленным п. 1 ст. 4 закона № 54-ФЗ.

  • для ДЛ – предупреждение или штраф от 1,5-3 тыс. руб.;
  • для ЮЛ – предупреждение или штраф от 5-10 тыс. руб.

Нарушение порядка регистрации (перерегистрации, снятия с учета) или применения ККТ

Видео (кликните для воспроизведения).

По данной статье ИП или компания может быть наказана за несоблюдение порядка постановки и снятия с учета ККМ, а также при нарушении порядка применения ККТ.

  • для ДЛ – предупреждение или штраф от 1,5-3 тыс. руб.;
  • для ЮЛ – предупреждение или штраф от 5-10 тыс. руб.

Отказ в представлении информации и документов

Отказ в представлении по требованию налогового органа информации и документов, связанных с применением ККТ, а также нарушение сроков, установленных для сдачи указанных документов и представления информации.

По указанной статье ИП или компания будет наказана, если откажется предоставить информацию, в том числе в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС, по требованию налогового органа.

Совет: подробно о случаях, порядке и сроках представления необходимых данных ИФНС можно узнать из Приказа Федеральной налоговой службы от 29.05.2017 N ММВ-7-20/[email protected].

  • для ДЛ – предупреждение или штраф от 1,5-3 тыс. руб.;
  • для ЮЛ – предупреждение или штраф от 5-10 тыс. руб.

Непредставление покупателю кассового чека в электронной форме

Непредставление покупателю или клиенту кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме (в случаях, когда это предусмотрено законом).

Совет: передать чек или БСО покупателю в электронной форме продавец обязан только в виде смс на номер телефона. Если покупатель требует направить чек на email и отказывается предоставить номер телефона для отправки его в виде сообщения, при этом у продавца нет возможности направить чек на электронную почту, привлечению к ответственности в данном случае пользователь ККТ не подлежит.

  • для ДЛ – штраф 2 тыс. руб.;
  • для ЮЛ – предупреждение или штраф 10 тыс. руб.
Читайте так же:  Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. когда допускается

Невыдача покупателю чека в бумажной форме

Предоставление чека на бумажном носителе обязательно вне зависимости от того, просит ли его покупатель. Исключением является ситуация, когда чек на бумаге выдан быть не может – при расчете в сети Интернет и т. д.

Совет: если чек на бумаге не может быть выдан в данный момент по техническим причинам (например, сломалось устройство, обеспечивающее печать кассовых документов), необходимо составить служебную записку о поломке устройства и вызвать технического специалиста, который устранит поломку и документально подтвердит факт неисправности аппарата.

  • для ДЛ – штраф 2 тыс. руб.;
  • для ЮЛ – предупреждение или штраф 10 тыс. руб.

Как избежать штрафа

Если организация или ИП самостоятельно сообщит в налоговый орган о неприменении кассы или о ее применении, но с нарушением установленных требований, а также о нарушении порядка регистрации (перерегистрации, снятия с учета) и применения ККТ до того момента, когда об этом узнает налоговая, то к ответственности данное лицо привлечено не будет.

Нужен ли z-отчет при использовании онлайн-кассы?

Какова роль зет-отчета в ККТ?

Зет-отчет (или отчет с гашением) — такое название имеет итоговый отчет по применявшимся ранее кассам, оснащенным ЭКЛЗ (электронной контрольной лентой защищенной). Предназначен он:

  • для обнуления данных по продажам за смену;
  • подведения итогов по выручке за смену;
  • фиксации данных об итоге продаж в фискальной памяти;
  • отражения возвратов денег и скидок, аннулирования чеков;
  • обоснования сведений, вносимых в отчетность кассира по кассовому аппарату для оприходования в операционную кассу (справку-отчет и журнал кассира-операциониста).

Z-отчет на кассах старого образца требовалось формировать не реже чем каждые 24 часа (в противном случае работа кассы блокировалась) и обязательно нужно было распечатывать.

О том, какие унифицированные формы могут быть использованы для формирования кассовой отчетности, читайте в материалах:

Нужен ли Z-отчет при онлайн-кассе?

Отчет, являющийся аналогом Z-отчета, предусмотрен и в онлайн-кассах. Называется он отчетом о закрытии смены и, по существу, так же, как и Z-отчет, привязан к временному промежутку, равному 24 часам. Наличие такого ограничения вытекает из запрета на возможность формирования кассовых чеков (или БСО) по истечении этого количества часов с момента формирования другого отчета — об открытии смены (п. 2 ст. 4.2 закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

При формировании отчета о закрытии смены в онлайн-кассе не происходит:

  • обнуления данных;
  • фиксации итогового результата в фискальной памяти.

Однако все остальные задачи (подведение итогов и формирование документов, необходимых для составления отчетности, нужной для оприходования выручки в операционную кассу) этот отчет по-прежнему решает.

Дополнительной его функцией является незамедлительная автоматическая передача данных в контролирующую ИФНС. Причем в случае отсутствия подтверждения о получении налоговым органом этого отчета онлайн-касса отправит его повторно.

Так же, как и прочие отчеты, формируемые онлайн-кассой, отчет о закрытии смены хранится в фискальном накопителе в электронной форме в защищенном от исправлений виде не меньше 30 календарных дней (п. 4 ст. 4.1 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Для целей внесения данных в документы, предназначенные для операционной кассы, он может распечатываться на бумаге.

Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (п. 5 ст. 4.1) для отчета о закрытии смены предусматривает набор обязательных реквизитов, а приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/[email protected] — перечень обязательных дополнительных данных, которые зависят от формата используемых фискальных документов.

О том, кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года, читайте здесь.

Зет-отчет — это отчет почти уже ушедших в прошлое касс, оснащенных ЭКЛЗ. В онлайн-кассе предусмотрен аналог этого отчета — о закрытии смены, набор задач для которого откорректирован в соответствии с изменением технических характеристик кассовых аппаратов. Одной из важных новых функций отчета о закрытии смены является оперативная отправка его в контролирующую ИФНС.

ККТ для вмененщиков отменили: да здравствует свобода?

  • Пелих Н. | заместитель генерального директора ООО «Альфа-Сервис-ККМ»

К ак следует из статьи 1 закона, плательщики ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Однако плательщик ЕНВД обязан применять ККТ, если в соответствии с федеральным законом она является обязательным условием для осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности. Кроме того, ККТ следует применять в ситуации, когда налогоплательщик по месту осуществления деятельности, подлежащей переводу на ЕНВД, осуществляет иные виды деятельности, по которым контрольно-кассовая техника должна применяться в общеустановленном порядке.

При этом налоговым органам вменяется в обязанность «осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Туманные перспективы

Итак, что же выигрывает предприниматель от принятия нового закона? Практически ничего, поскольку вместо ККТ ему придется купить компьютер, принтер и другие соответствующие расходные материалы, чтобы выдавать документ, в котором следует указывать гораздо больше сведений, чем на кассовом чеке. Отказ от выдачи таких документов повлечет административную ответственность в виде штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. для граждан, 3-4 тыс. руб. – для должностных лиц, 30–40 тыс. руб. – для юридических лиц.

Читайте так же:  Пенсия чернобыльцам

Кроме того, увеличивается время обслуживания клиентов. Ведь наверняка найдутся «вредные» покупатели, которые создадут очередь в несколько десятков человек, заставив продавца оформлять на бумаге факт приобретения товара или услуги. При этом некоторые предприниматели уже придумали своеобразный метод борьбы с конкурентами, который заключается в следующем: 5-6 человек в течение дня несколько раз заходят в магазин, набирают несколько наименований дешевого товара и при этом требуют выдачи документа, который положен по закону. В результате образуется длинная очередь и, как следствие, – недовольство покупателей, которые потом плавно перемещаются в соседние павильоны или магазины, где процедура расчета через ККТ осталась прежней. Чтобы сэкономить время и избежать проблем, предприниматель будет вынужден автоматизировать процедуру – приобретать компьютер с печатающим устройством.

Свобода не для всех

Единый налог на вмененный доход вводится на основе нормативных актов местных органов представительной власти. Они обладают полномочиями самостоятельно устанавливать величину корректирующего коэффициента К2, от которой существенно зависит ставка налога, а также исключать те или иные виды деятельности перечня, подпадающего под ЕНВД (в пределах перечня, установленного НК РФ). Анализ сведений, представленных УФНС России по субъектам РФ в разрезе налогоплательщиков ЕНВД, применяющих ККТ, показал, что за последние три года:

  • количество организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, возросло с 631 тыс. до 1007 тыс. субъектов (на 40%);
  • количество ККТ у организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, возросло с 1082 тыс. до 1765 тыс. единиц (на 70%), т.е. на одного пользователя ККТ приходится 1,7 единицы ККТ;
  • количество нарушений со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, выявленных налоговыми органами по статье 14.5 КоАП РФ, увеличилось с 100,3 тыс. до 111,8 тыс. случаев (на 11%);
  • сумма штрафных санкций, применяемых налоговыми органами по случаям нарушений правил использования ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕНВД, увеличилась с 363 до 539,5 млн рублей (на 40%).

Это дает нам основания предположить, что в условиях кризиса, когда недобор налогов по регионам составляет от 30 до 80%, местные власти будут вынуждены существенно сократить перечень видов деятельности, которые подпадают под «вмененку».

Конечно, Правительство преследовало благие цели, но в борьбе за отмену ККТ власти совсем забыли о более серьезных проблемах предпринимателей. Ведь на содержание ККТ уходит не более 30–50 рублей в день, в то время как аренда помещений обходится в разы дороже, не говоря уже о суммах, которые тратятся на преодоление различных административных барьеров.

И не нужно забывать, что изначально цель использования кассовой техники – учет реализации всей номенклатуры товара. Это необходимо как собственникам бизнеса в целях контроля, так и продавцам при передаче смены, для проведения инвентаризации товара и т.д.

И где же пресловутая выгода и экономия, о которой так заботится Правительство? Рискнем предположить, что эксперимент окажется неудачным и «по просьбе трудящихся» поправки будут отменены. Для этого понадобится минимум 2-3 года «вселенского бардака» в розничной торговле и сфере услуг.

Итак, по нашему мнению, которое, безусловно, многим не понравится, предпринимателям-вмененщикам в зависимости от номенклатуры товара следует продолжать использовать ККТ. В этом случае они избегают массы проблем с клиентами и налоговыми органами, УБЭП и прочими «борцами» за защиту прав потребителей 2 .

В частности, закон вносит поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Закон Российской Федерации от 21.03.1991 г. № 943-I «О налоговых органах», Кодекс об административных правонарушениях и ряд других нормативных актов. Вернуться назад

Более подробно со всеми тонкостями применения ККТ можно ознакомиться в недавно изданной книге «Кассовый аппарат: друг или враг?» Вернуться назад

Реально-виртуальная отмена ККТ

Борис Берхин, аудитор, www.prostonalogi.ru
Антон Барский, корреспондент журнала

Федеральный закон от 7 июля 2009 г. № 162-ФЗ разрешил плательщикам ЕНВД применять контрольно-кассовую технику по собственному желанию. Однако текст поправок, внесенных упомянутым законом в законодательство о применении ККТ (в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ – далее закон № 54-ФЗ), оказался сформулирован столь неудачно, что с самого начала вызвал массу вопросов: в каких случаях можно не применять ККТ, что считается неприменением, что делать с кассовыми машинами, если принято решение отказаться от их применения. Ни на один из этих вопросов новый пункт 2.1 статьи 2 закона № 54-ФЗ не дает однозначного ответа.

Официальные органы отнюдь не торопились давать разъяснения. Замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин, согласившись дать на эту тему интервью «Современному предпринимателю» (см. «Современный предприниматель» № 9 за 2009 год), был очень осторожен в формулировках.

Наконец в конце августа и начале сентября плотину прорвало (по всей видимости, просто начали истекать сроки, в течение которых Минфин обязан отвечать на запросы налогоплательщиков), и появились первые официальные разъяснения и за подписью Сергея Разгулина, и за подписью директора упомянутого департамента Ильи Трунина.

Для «Современного предпринимателя» документы Минфина и разъяснения налоговой службы прокомментировал аудитор Борис Берхин.

Борис Берхин:

– К сожалению, сама формулировка пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54−ФЗ «О применении контрольно−кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», мягко говоря, не идеальна. В результате возникает большое количество вопросов о порядке применения вновь введенной нормы.

Для того, чтобы разобраться в возникающих вопросах, для начала внимательно проанализируем, что, собственно, написано в упомянутом пункте 2.1 статьи 2 указанного закона. Позволю себе процитировать норму:

«Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности . могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно−кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Внимательно вчитайтесь в формулировку, и вы поймете, что по нормам русского языка использование оборота «при условии выдачи. » означает, что при отсутствии такой выдачи следует применять ККТ. Во всяком случае, такая трактовка вполне допустима.

С другой стороны, Минфин и ФНС России не придерживаются, по крайней мере сейчас, такого понимания этого текста.

Письма Минфина России от 12 августа 2009 г. № 03−01−15/8−412 и от 13 августа 2009 г. № 03−01−15/8−413, а также разъяснения, появившиеся на сайте налоговой службы в конце сентября, исходят из вполне лояльного по отношению к налогоплательщикам понимания данной нормы, а именно:

– плательщики ЕНВД вправе не применять ККТ. При этом, как сказано в указанных письмах, неприменением ККТ является, в частности, использование ККТ, не включенной в Государственный реестр, не зарегистрированной в налоговых органах, без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

– если при этом плательщик ЕНВД выдает документ, имеющий сведения, предусмотренные вновь введенной нормой, требования закона выполняются. Иначе говоря, если плательщик ЕНВД выдал покупателю чек, содержащий необходимые сведения, но созданный с помощью ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе или не подлежащей применению, то закон не нарушен;

– закон также разрешает с помощью модернизированной ККТ выдавать не чек, а любой иной документ, содержащий необходимые реквизиты;

– закон не запрещает применять ККТ для внутреннего учета;

– у плательщиков ЕНВД нет обязанности снять применяемые аппараты с налогового учета или иметь действующий договор с ЦТО на обслуживание кассовой техники. Об этом, в частности, говорится в опубликованных разъяснениях отдела контрольной работы УФНС России по Амурской области.

Но ничего из вышеперечисленного не действует, если плательщик ЕНВД в городе осуществляет розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. В этом случае действует норма пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171−ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», предписывающая в указанном случае применять ККТ.

Следует учитывать, что эта норма относится к розничной продаже только в городах. Также не относится к розничной торговле, обязывающей применять ККТ, реализация натурального вина, произведенного из виноматериалов без добавления этилового спирта, в том числе игристое вино, газированное вино, шипучее вино, шампанское.

Остается неясным один вопрос. Если плательщик ЕНВД в городе торгует в розницу алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, он обязан применять ККТ и для прочей торговли – или исключительно для алкоголя?

Исходя из того, что в статье 26 того же закона № 171−ФЗ говорится о запрете реализации именно алкогольной продукции при несоблюдении требований статьи 16 того же закона. Как раз об этом напоминается в письме ФНС России от 16 сентября 2009 г. № ШТ−17−2/[email protected] Но налоговики, скорее всего, будут исходить из того, что при наличии указанной продукции обязанность применять ККТ распространяется на всю реализацию.

При этом обязанность применять ККТ (неважно, в отношении всей торговли или только алкогольной продукции) означает обязанность налогоплательщика применять закон № 54−ФЗ в полном объеме. То есть регистрировать применяемый аппарат в налоговых органах, использовать только те контрольно−кассовые машины, которые включены в Государственный реестр и имеют фискальную память.

В общем, как мы видим, практически на все вопросы, которые возникали у предпринимателей в процессе принятия закона (можно ли будет применять ККТ в нефискальном режиме или без фискального блока, можно ли будет применять ККТ для внутреннего учета, нужно ли будет в этом случае иметь договор с ЦТО и т. д.), даны, в общем, положительные ответы. Надо признаться, что от Минфина такой щедрости никто даже не ожидал. Впрочем, лучше, наверное, еще немного потерпеть, подождать, пока разъяснений появится побольше. И посмотреть, не начнут ли чиновники сами себе противоречить в толковании этой нормы закона. Как известно, такое с Минфином вполне может случиться.

Читайте так же:  Тарифы жкх в москве с 1 июля

Хочется обратить внимание на специальную оговорку аудитора: норма о применении ККТ к продаже алкоголя относится к розничной продаже только в городах. Пункт 5 статьи 16 закона № 171-ФЗ гласит: «организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику». Из формулировки этого пункта совершенно непонятно, что следует делать при продаже алкоголя в селах и деревнях. Вполне возможно, что там необязательно применять ККТ при продаже алкоголя. Или необязательно иметь склад, сейф и охранную сигнализацию. Однако этого Минфин уже не объясняет, ссылаясь на дословную цитату из закона № 171-ФЗ.

Кроме того, законодательство вообще не содержит четкого определения понятия «город». В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть понятие «городское поселение». Это «город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». При этом сельское поселение определяется таким же образом – через форму местного самоуправления. Таким образом получается, что налоговики имеют полное право приравнять город и село в смысле контроля за продажей алкоголя и соблюдения всех предписанных требований.

В общем, что мы видим? Очередную ситуацию из серии «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Алкоголь составляет немалую долю в выручке розничных торговцев продуктами питания, большинство из которых применяют ЕНВД. Таким образом, несмотря на всю лояльность толкований понятия «неприменение ККТ», от возможности воспользоваться этим законом оказались отрезаны огромное количество предпринимателей. Поэтому последнее, что остается налогоплательщикам, – ждать, как сложится судебная практика в вопросе отказа от применения ККТ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вывод, конечно, банальный, но трудно предложить здесь что-то другое.

Источники


  1. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  2. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.

  3. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  4. /oli>

    Реально-виртуальная отмена ккт
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here