Разъездной характер работы

Полезный материал в статье: "Разъездной характер работы" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Разъездной характер работы (Л.В. Куревина, «Отдел кадров коммерческой организации», N 5, май 2012 г.)

Разъездной характер работы

В штате практически каждой организации есть должность водителя, которая изначально предусматривает, что сотрудник свой рабочий день проводит в дороге. Но зачастую работодатель не задумывается, что работа и водителей, и, возможно, иных сотрудников организации носит особый, разъездной характер, который обязательно отражается как условие трудового договора, — и оформляет сотрудникам командировки. А ведь за работу в таких условиях ТК РФ предусмотрена надбавка к заработной плате. О том, чья работа может носить разъездной характер и по каких основаниям это определяется, в каких локальных документах организации нужно его отразить, чем такая работа отличается от служебных командировок и какие расходы должен компенсировать такому работнику работодатель, вы узнаете, прочитав статью.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ различают следующие виды постоянной работы, при которых работник не сидит на месте, а постоянно совершает служебные поездки:

— работа в полевых условиях;

— работа в экспедиционных условиях;

Чем отличается последняя разновидность от работы в пути, в полевых и экспедиционных условиях? Поскольку ТК РФ не дает определений указанных понятий, обратимся к другим нормативным актам.

Понятие «полевые условия» раскрывается в ранее действовавшем Положении о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах, утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 15.07.1994 N 56. Согласно этому документу полевыми являются особые условия производства геологоразведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. Кроме указанных работ, в таких условиях могут производиться работы по возведению магистральных газопроводов и дорог, линий электропередач и т.д.

Чтобы понять, какие работы подразумеваются под экспедиционными, обратимся к гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. По их нормами под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению документов, необходимых для осуществления перевозок. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент — юридические или физические лица. При этом экспедитором признается лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Таким лицом может быть водитель транспортного средства или лицо, сопровождающее груз. Основным признаком экспедиционных работ является то, что они связаны с постоянными служебными поездками.

Что касается работы в пути, под ней подразумевается работа, выполняемая на движущемся транспорте. Для примера можно обратиться к Постановлению Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579*(1) (далее — Перечень профессий). Согласно утвержденному ими перечню к осуществляющим работу в пути относятся работники речного и автомобильного транспорта, а именно капитан, лоцман, контролер пассажирского транспорта и другие работники речного транспорта, а также водители и кондукторы автобусов, водители такси, работающие на междугородных линиях.

К работе в пути можно отнести и работу на междугородных или международных железнодорожных, морских и воздушных перевозках.

Примечание. Под междугородными перевозками понимаются перевозки, осуществляемые между населенными пунктами, расстояние между границами которых составляет более 50 км*(2).

Чтобы дать определение разъездному характеру работы, обратимся к Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ на территории РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 05.10.2006 N 780. В ее п. 2 сказано, что разъездной характер имеют работы, при выполнении которых осуществляются регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории (участков), при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.

В Перечне профессий помимо лиц, работа которых осуществляется в пути, также перечислены лица, имеющие разъездной характер работы: монтеры и техники судоходной обстановки пути, рабочие разъездных бригад судоходной обстановки пути, водолазы, инструкторы взрывных работ, водители автомобилей, рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, и др. Кроме указанных работников, разъездной характер носит работа курьеров, страховых и торговых агентов, сотрудников сервисных служб, корреспондентов СМИ и др.

Отметим, что на работников, исполняющих трудовые функции в разъездах, действуют общие нормы ТК РФ, касающиеся режима и норм рабочего времени, времени отдыха, оплаты сверхурочных и ночных и т.д.

Командировка или поездка?

Не следует путать разъездной характер работы со служебными командировками — поездками работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В статье 166 ТК РФ прямо указано, что служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Напомним, что за сотрудником, направленным в служебную командировку, сохраняются место работы и средний заработок. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение). Согласно Положению средний заработок за период нахождения работника в командировке и за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации. Также работнику возмещаются:

— расходы на проезд;

— расходы на наем жилого помещения (оплату гостиницы);

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации (мобильная связь, медицинская страховка и др.).

Обратите внимание! При командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются (п. 11 Положения).

Конкретные нормы возмещения командировочных расходов, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729*(3), распространяются только на работников бюджетных организаций. В коммерческих организациях расходы, связанные с командировкой, определяются коллективным договором или иным локальным актом организации.

Порядок оформления командировок установлен Положением. Прежде всего руководитель организации издает приказ по унифицированной форме Т-9 (Т-9а). Кроме этого, работнику оформляются служебное задание (унифицированная форма Т-10а) и командировочное удостоверение (Т-10). Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1).

Читайте так же:  Расчет точки безубыточности

В командировочном удостоверении проставляются отметки о датах прибытия и отбытия с места командировки. Также работнику авансом выдаются денежные средства на оплату расходов на проезд, наем жилого помещения и суточные.

В течение трех рабочих дней после возвращения работник обязан представить отчет о выполненной работе и авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах, а также произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд и иных расходах, связанных с командировкой (п. 26 Положения).

В чем же состоит основное отличие командировки от служебной поездки? В статье 57 ТК РФ установлено, что условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), должны в обязательном порядке включаться в трудовой договор с работником. Таким образом, разъездная работа — составная часть трудовой функции работника. Оговорка в ст. 57 «в необходимых случаях» означает, что работодатель обязан отметить особый характер работы в трудовом договоре, если это не предусмотрено законодательными нормативными актами, например Перечнем профессий. Кроме этого, трудовая деятельность должна постоянно носить характер разъездов.

Насчет командировок в п. 2 Положения лишь указано, что в командировки могут направляться только лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. Направление в командировки носит, как правило, периодический характер, производится по мере необходимости. При этом работодатель может указать в трудовом договоре, что работник периодически направляется в командировки, но обязанность закреплять в договоре это условие ТК РФ не установлена.

Обратите внимание! Не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины (ч. 1 ст. 259 ТК РФ), работники в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ), лица в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ), а направить в командировку работников, перечисленных в ч. 2 ст. 259, можно только с их письменного согласия.

Исходя из вышесказанного, а также разъяснений, представленных в Письме Минфина РФ от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168, даже если поездки водителей грузовых автомобилей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, данные поездки следует рассматривать как служебные командировки. Если же согласно Перечню профессий водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки не признаются служебными командировками. Особое внимание обратите на слово «регулярных» — перевозки осуществляются согласно действующему расписанию и по конкретным маршрутам. Если же водитель осуществляет междугородные (международные) перевозки в различные города и страны по индивидуальным маршрутам, такие поездки будут считаться командировками, что подтверждается судебной практикой.

Таким образом, если сотрудник с разъездным характером работы, например, работающий в пределах города, будет направлен в другой город в служебную поездку, то ее следует оформлять как командировку.

Документальное оформление служебных разъездов

Итак, в силу ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы должно быть указано в трудовом договоре с работником. А если такой характер работы был установлен в течение трудовой деятельности, по соглашению с работником к трудовому договору заключается дополнительное соглашение. Кроме этого, разъездной характер работы также нужно отметить в должностной инструкции работника.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ перечень профессий, должностей с разъездным характером работы устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, такими как Положение о разъездном характере работы. В нем приводится перечень работ, профессий и должностей разъездного характера, регламентируются порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками, а также порядок оформления поездок и формы документов. Положение утверждается и вводится в действие приказом работодателя.

В течение деятельности организации перечень должностей, имеющих разъездной характер работы, может изменяться. Чтобы не вносить изменения в положение, можно изначально установить такой перечень отдельным приказом руководителя. Приведем образец.

Общество с ограниченной ответственностью «МАК»

Приказ N 11
об утверждении перечня должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер

Руководствуясь ст. 168.1 ТК РФ,

установить разъездной характер работы работникам, имеющим следующие должности:

А если таких работников несколько, все условия разъездной работы можно прописать в трудовом договоре.

Довольно часто возникает вопрос: нужно ли указывать разъездной характер работы водителя в трудовом договоре, ведь и так понятно, что он все время в разъездах? Отвечаем — нужно, поскольку в зависимости от трудовых обязанностей водителя работодатель может по-разному определить характер данной работы: в пути, в экспедиционных условиях или разъездной. Это имеет значение для получения определенных надбавок и для возмещения расходов, понесенных работником.

В отличие от командировок порядок документооборота и учета служебных поездок работодатель утверждает самостоятельно. Для оформления служебных поездок можно использовать форму служебного задания, утвержденную Постановлением N 1. А на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутный лист.

Маршрутный лист служебных поездок работника ООО «МАК» на «10» апреля 2012 года

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

#1 12.10.2013 17:57:14

Разъездной характер труда

Помогите разобраться! Руководство предприятия пытается перевести доп. соглашением водителей на разъездной характер труда. За это добавляет к окладу порядка 1500 р. и все. При этом у водителей суммированный учет рабочего времени и в этом случае, при осуществлении междугороднего рейса, смена может быть продлена до 12 часов. Руководство обещает, если заранее будет ясно, что водитель не укладывается в 12 часов, ему будет оформляться командировка. В чем собственно вопрос? 1. За чей счет водитель, как минимум, должен покушать один, а то и два раза за рейс? 2. За чей счет водитель, как минимум, должен покушать один, а то и два раза за рейс, где то заночевать (отдых между сменами 12 часов), позавтракать — если по каким-либо причинам он не успел вернуться на базу за смену? 3. Как соотносятся утверждения руководства об оформлении командировки работникам с разъездным характером труда со ст. 166 ТК РФ в той части, где говориться, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Читайте так же:  Регистрационный номер фсс по инн

#2 14.10.2013 10:19:21

Re: Разъездной характер труда

«Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте», 2012, N N 2, 3

ВОДИТЕЛЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ, ОПЛАТЫ ТРУДА И РАСХОДОВ,
СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
.
Разъездной характер работы

Не все служебные поездки могут признаваться командировками. Служебные поездки работника, работа которого имеет разъездной характер, не признаются служебными командировками (ч. 1 ст. 166 ТК РФ). Документы, издаваемые при направлении в командировку (служебное задание, приказ о направлении в командировку, командировочное удостоверение), в таком случае не оформляются. Несмотря на это, работодатель на основании ст. 168.1 ТК РФ обязан возместить расходы, связанные со служебными поездками работника, работа которого имеет разъездной характер.
ТК РФ не содержит ни определения работ, которые носят разъездной характер, ни перечня (категорий) работников, выполняющих такие работы.
Частью 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что если работа носит особый характер, то определяющие ее условия указываются в трудовом договоре в качестве обязательных.
В локальном нормативном акте (коллективном договоре, соглашении) работодатель должен установить перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ).

[2]

Примечание. При суммированном учете рабочего времени водителей продолжительность учетного периода составляет один месяц.

Примечание. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Сам себе адвокат

защита прав в суде без адвоката

Компенсация за разъездной характер работы

Компенсация за разъездной характер работы

Работнику за работу связанную с работодатели должны компенсировать расходы на поездки на основании авансового отчета, чеков и билетов. Однако анализ судебной практики показывает, что это не единственный способ возместить работнику его расходы. Работодатели не желающие упрощать документооборот, выплачивают работнику фиксированную надбавку за разъездной характер работы. Размер такой надбавки устанавливают в локальном нормативном акте. Впрочем, контролеры не стремятся признавать надбавки компенсацией в смысле ст. 168.1 ТК РФ. Без документов, которые подтверждают расходы работника, работодателя могут обязать доначислить взносы. Помощь в этом окажет позиция Верховного суда РФ, которая обозначена в Обзоре судебной практики от 21.10.2015. В этом Обзоре разъяснено, что для налогообложения важно не название выплаты, а ее назначение.

Возмещение расходов на поезди по документам

В данном случае работодатель возмещает работнику расходы по факту. То есть работнику выплачивается ровно столько, сколько он потратил в поездках. Данный вариант чаще всего используют организации, где работники ездят в длительные служебные поездки по регионам и за границу. Работодатель компенсирует им стоимость билетов и аренду жилья. Основная проблема работодателя в таких случаях в вопросе : нужно ли удерживать с суммы компенсации НДФЛ и страховые взносы.

Расходы работодателя на компенсацию работникам включаются в состав расходов, которые учитываются при налогообложении прибыли. Удерживать НДФЛ с компенсации, которую работодатель заплатил работнику, не нужно (абз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ). Причем правило действует в отношении всей суммы, которая закреплена в соглашении, коллективном или трудовом договоре, локальном акте.

На сумму компенсации страховые взносы не начисляют. Подобный вывод следует из подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗт 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Но иногда ПФР и ФСС России занимают противоположную позицию. Они считают, что работодатель обязан начислять страховые взносы, поскольку компенсация за разъездной характер — составная часть заработной платы. При этом контролеры из этих ведомств ссылаются на определение заработной платы из ст. 129 ТК РФ. По результатам таких проверок работодателям начисляют штрафы, пени и доначисляют взносы. Такие решения можно и нужно оспорить в суде. Суды в таких случаях становятся на сторону работодателя и приводят следующие аргументы:

— компенсацию за разъездной характер выплатили с разрешения работодателя;

— она нужна, чтобы возместить работнику дополнительные расходы и затраты, связанные с исполнением трудовой функции;

— такая компенсация не входит в систему оплаты труда и не облагается страховыми взносами.

Таким образом, с компенсации расходов ни страховые взносы, ни НДФЛ удерживать не нужно.
Работодатель сам определяет размер суточных при разъездном характере работы. Никаких нормативов законе не устанавливаеь. Суточные можно установить в твердой сумме, в процентах от оклада в зависимости от дальности поездки и т. п.

Работник получит компенсацию за траты в поездке, если представит оправдательные документы. Какие именно — работодатель определяет в локальном акте. Работодателю целесообразней составить отдельный перечень документов для ближних и дальних поездок. Так работнику будут ясны требования работодателя.

В частности расходы работника на транспорт подтвердят:

— проездные билеты на автобус, троллейбус, метро, маршрутку — если работник передвигается на городском или муниципальном транспорте;

— путевой, маршрутный листы, чеки, квитанции — если работник использует личный или служебный автотранспорт.

Проживание в гостинице удостоверит кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности. Их нужно получить при оплате гостиницы .

Видео (кликните для воспроизведения).

Дополнительные вопросы контролеров об особом характере работы снимут документы, которые подтвердят разъезды работников. Для этих целей кроме перечня должностей в локальном акте и условия в трудовом договоре пригодятся журналы, служебные записки и т. п. То есть любые формы документального контроля за передвижениями работников.

Многие работники ездят не далеко и ежедневно возвращаются домой. Например, курьеры, экспедиторы, торговые представители могут обслуживать небольшие территории . Для таких работников работодатель должен определить, какие документы подтвердят служебную поездку и нужно ли согласовывать ее с руководством.

Чтобы контролировать работников с ежедневными поездками, работодатель должен завести и используют журнал учета служебных поездок. Журнал может находиться у руководителя подразделения или у ответственного работника .

Для планирования и контроля редких, единичных поездок подойдут служебные записки. Работник составляет служебную записку на имя руководителя о необходимости служебной поездки. Работодатель подтверждает свое решение визой: «Согласен», «Не согласен».

Формы журнала и служебной записки в законе не предусмотрены. Работодатель вправе разработать их самостоятельно. Чтобы утвердить и ввести бланки в действие руководитель должен издать приказ.

Читайте так же:  Сколько раз можно вернуть подоходный налог

Размер суточных

Размер суточных работодатель определяет в локальном акте . При этом не обязательно всем работникам платить одинаковые суммы. В качестве критерия можно взять регулярность поездок, сложность заданий и другие обстоятельства.

Не всем работникам в постоянных поездках удается сохранить оправдательные документы. К отчетной дате выясняется, что они потеряли часть билетов, чеков с заправок, квитанций и т. п. Но без них работодатель не сможет оправдать расходы на компенсации. Чтобы упростить документооборот, работодатель назначает работникам надбавку за разъездной характер работы. Размер надбавки определяется с учетом наличия отраслевого соглашения.

Работнику компенсируется:
— стоимость билетов на транспорт
— арендная плата за жилье
— мелкий или внеплановый ремонт автомобиля
— услуги мобильной связи.

Фиксированная надбавка за разъездной характер работы

Фиксированную надбавку применяют, если работник:

— большую часть рабочего дня или весь день находится в разъездах;

— передвигается по работе преимущественно в пределах одной местности;

[3]

— не несет расходов на проезд и проживание в других регионах или за границей;

— тратит деньги на проезд в предсказуемом размере.

В этом случае работник не собирает чеки и билеты. Компенсацию за расходы он получит в конце месяца в виде надбавки.

Способ компенсации затрат, связанных со служебными поездками, необходимо указать в локальном нормативном акте. Это требование ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ. Формулировка может быть такой: «Работникам с разъездным характером работы устанавливается ежемесячная надбавка за расходы в поездках. Размер надбавки — 10% от оклада».

Размер компенсационной надбавки работодатель определяет сам. Это может быть конкретная сумма или проценты от оклада, ставки работника. При этом нужно учесть:

— советские нормативные акты. Например, надбавка в 20% предусмотрена постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 № 579. Оно распространяется, в частности, на работников, которые трудятся на речном и автомобильном транспорте. Надбавка выплачивается тем, кто находится в разъездах 12 и более дней;

— отраслевые и региональные соглашения. Так, работники дорожного хозяйства за разъездную работу будут получать до 20% ставки или оклада в зависимости от дней, проведенных в поездках. Такое условие содержит п. 3.6 Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014–2016 годы.

Если ни советские нормативные акты, ни соглашения на работодателя не распространяются, то он вправе устанавливать любую надбавку исходя из экономической целесообразности.

Например, работнику с разъездным характером работы установлен оклад в размере ₽ 20 тыс. Надбавка в качестве компенсации за расходы в служебных поездках составляет 10%.

В феврале 2016 года по производственному календарю 20 рабочих дней. Из них 18 дней работник отработал, а 2 дня проболел.

Работодатель определил заработную плату по такой формуле. Окладная часть: ₽ 20 тыс. / 20 дней × 18 дней. ₽ 18 000 – ₽ 2340 (НДФЛ) = ₽ 15 660. Надбавка: ₽ 18 000 × 10% = ₽ 1800. Итого зарплата: ₽ 15 660 + ₽ 1800 = ₽ 17 460.
Когда работодатель компенсирует расходы работника надбавкой, возникают вопросы по налогообложению и взносам в фонды.

Работодатель вправе самостоятельно определить, какие должности будут иметь разъездной характер работы. Их перечень устанавливается в локальном акте

Надбавка, которую работник получает как компенсацию за траты в поездках, относится к расходам на оплату труда. Для этого нужно закрепить надбавку в коллективном, трудовом договоре.

В отношении налогообложения надбавки за разъездной характер работы сложилась устойчивая практика. Она не в пользу работодателя. Госорганы и суды не оспаривали право работодателя устанавливать надбавку. Но они считали, что фиксированная надбавка облагается НДФЛ и страховыми взносами по обязательному страхованию. Аргументация в этом случае следующая.

Есть два вида компенсаций. Первый — компенсации как элементы оплаты труда (ст. 129 ТК РФ). Они связаны с особыми условиями труда. С таких компенсаций удерживают НДФЛ и платят взносы. Второй — компенсации, которые возмещают работнику его затраты при выполнении работы. С этих сумм взносы и НДФЛ не удерживают.

Ежемесячную фиксированную сумму нельзя рассматривать как компенсацию в рамках ст. 168.1 ТК РФ. Ведь работодатель не возмещает работнику фактически понесенные расходы. Размер выплаты не зависит от его реальных затрат.

Надбавку к зарплате, которая установлена коллективным или трудовым договором, нельзя рассматривать как компенсацию в смысле ст. 164 ТК РФ. Она повышает размер заработка работников, чья работа носит разъездной характер работы.

Однако в конце 2015 года Верховный суд РФ вдруг занял сторону работодателя (Обзор, утв. Президиумом ВС РФ 21.10.2015). В этом обзоре указано, что , для целей налогообложения имеет значение характер выплаты, который позволяет отнести ее к числу компенсации из ст. 164 ТК РФ. По этой норме компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением трудовых или иных обязанностей. Суд указал, что не может иметь решающего значения наименование выплаты: надбавка, льгота или увеличение оклада.

Таким образом, в ближайшее время практика может измениться в пользу работодателей. Но пока госорганы не поддержали позицию Верховного суда РФ. Так, для Минтруда оправдательные документы по-прежнему — обязательный элемент компенсации. Поэтому компаниям, которые не планируют уплачивать налог и социальные взносы с надбавок-компенсаций, нужно готовиться доказывать свою позицию в суде. В этом поможет вышеизложенная позиция ВС РФ.

Разъездной характер подразумевает, что работодатель помимо зарплаты будет компенсировать расходы в поездках. То есть, работнику нужно вернуть деньги, которые он потратит в процессе выполнения своих обязанностей. Так, для курьера основные траты — это билеты на метро или другой вид транспорта и разговоры по телефону.

Разграничить виды компенсации нужно в локальном акте. В нем нужно определить, какой категории работников устанавливается надбавка, а какой будете возмещать расходы по документам. В локальном акте необходимо прописать категории работников, а не конкретные персоналии (ФИО). Так вы избежите обвинений в дискриминации.

В некоторых случаях работодатели устанавливают такую надбавку только для компенсации суточных (так как необходимость их выплаты сложно доказать документально), а остальные расходы возмещают на основании представленных документов. Такой вариант применяется в случаях, когда расходы в связи со служебными поездками значительны. Например, выезды за границу, проживание в наемных помещениях.

Читайте так же:  Есть ли кпп у индивидуальных предпринимателей

Сам себе адвокат

защита прав в суде без адвоката

РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

Разъездной характер работы -это работа при которой работник большую часть рабочего времени проводит за пределами места расположения компании (офиса) и при этом работодателю нет необходимости оформлять работнику командировку, а достаточно закрепить в трудовом договоре или ином локальном нормативном акте, что работа носит разъездной характер.

Закрепление в трудовом договоре разъездного характера работы позволяет сократить административные издержки работодателя, а в некоторых случаях — расходы на поездки работников и оплату их труда. Конкретный перечень должностей и критерии такой работы работодатель определяет сам. Также работодатель может закрепить за работниками зоны обслуживания, на территории которых они должны исполнять основные (ключевые) трудовые обязанности. Работодателю не придется оформлять на каждую поездку работника приказ и рассчитывать ему средний заработок. Оплата рабочего времени будет производиться на основании оклада и дополнительных выплат, закрепленных в трудовом договоре.

Критерии работы с разъездным характером

Критерии разъездной работы работодатель определяет самостоятельно.

В законодательстве нет ни легального определения, ни четких критериев разъездного характера работы. Вместе с тем с учетом разъяснений государственных органов и судебной практики можно сделать вывод, что определяющими признаками разъездного характера работы являются следующие:

— исполнение основных (ключевых) обязанностей работника требует разъездов;

— значительный объем рабочего времени работник фактически проводит за пределами территории работодателя, исполняя обязанности в пределах такого времени.

Иные критерии зависят от конкретной должности работника, исполняемой им трудовой функции, частоты разъездов и могут быть определены работодателем в индивидуальном порядке. Например, в некоторых государственных органах и учреждениях показатель особого характера работы — возможность ежедневно возвращаться к месту жительства. При разработке внутренних документов компании работодатель вправе использовать формулировки из этих нормативных актов.

Также в локальном нормативном акте работодателю предстоит определить перечень должностей (профессий) с разъездным характером работы (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ). Кроме того, в трудовом договоре следует закрепить обслуживаемую территорию. Именно в ее границах работник с разъездным характером работы будет совершать служебные поездки.

Законодательно не установлено, какими пределами может ограничиваться территория обслуживания. Как правило, указывают субъект Федерации или отдельный район субъекта. Впрочем, при необходимости указывают несколько субъектов Российской Федерации или всю ее территорию.

Разъездной характер работы предполагает, что значительный объем рабочего времени работник проводит за пределами территории работодателя. Следует учитывать, что в законодательстве отсутствует запрет направлять работников, которым установлен разъездной характер работы, в служебные командировки. Это возможно в тех случаях, когда такое направление не соответствует по своим характеристикам, установленным работодателем, признакам служебной поездки при разъездном характере работы. Например, если определяющим критерием разъездного характера работы является исполнение в служебных поездках основных обязанностей работника, то направление на обучение или семинар, посещение которого не входит в типичный круг обязанностей работника, должно считаться именно служебной командировкой. Аналогичный подход должен применяться, если работник направляется за пределы установленной для него зоны обслуживания.

Таким образом, при установлении работникам разъездного характера работы работодателю потребуется локальный нормативный акт с критериями такой работы и перечнем должностей, предполагающих постоянные разъезды. Зону обслуживания лучше закрепить в трудовом договоре с работником.

Работник с разъездным характером работы может выполнять обязанности в регионах, где у работодателя нет обособленных подразделений. Но создавать его специально и ставить на учет в налоговом органе не нужно. Обособленное подразделение — любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочее место считается оборудованным, когда созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия и на нем работники выполняют такие обязанности.

. Если для работника с разъездным характером работы не создается стационарное рабочее место, то оснований для постановки на учет в налоговых органах обособленного подразделения по месту осуществления таких работ не возникает (письма Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1–265 , от 01.03.2012 № 03-02-07/1–50 , от 24.05.2013 № 03-02-07/1/18634).

Разграничение разъездной работы от командировки

Если работодатель изначально пропишет, какие должности (профессии) предполагают разъездной характер работ, то ему будет легче решать конфликты с работниками по вопросу оплаты труда во время разъездов. Некоторые работники могут считать, что рабочее время во время поездок должно оплачиваться по правилам, установленным для служебных командировок, то есть по среднему заработку. Его определяют путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней, проведенных в командировке. Средний заработок может оказаться выше должностного оклада, так как в базу для его расчета помимо оклада включают стимулирующие и другие выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей. Например, премии, оплата за сверхурочную и ночную работу, надбавки и т. п. Поэтому работники, совершающие постоянные поездки, могут настаивать на оплате рабочего времени исходя из среднего заработка.

[1]

В такой ситуации работодателю достаточно объяснить работнику, что правила ст. 167 ТК РФ о сохранении среднего заработка распространяются только на служебные командировки. Но к ним согласно ч. 1 ст. 166 ТК РФ не относятся служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Поэтому все разъезды в рамках выполнения трудовой функции будут оплачены по окладу, то есть на условиях, о которых стороны договорились при заключении трудового договора.

Где должен быть закреплен разъездной характер работы

Разъездной характер работы должен быть закреплен в:

  1. Коллективном договоре
  2. Трудовом договоре
  3. Отдельном локальном нормативном акте.

Многие работодатели пользуются возможностью, предоставленной ст. 149 ТК РФ, и устанавливают работникам надбавку (доплату) за разъездной характер работы. Она является компенсационной частью заработной платы, облагаемой НДФЛ и страховыми взносами в полном объеме, и будет признаваться расходом на оплату труда в целях налогообложения прибыли. Установление надбавки является правом, а не обязанностью работодателя, за исключением случаев, когда доплата предусмотрена законодательством или отраслевым (межотраслевым) соглашением. Например, на надбавку вправе рассчитывать работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства. Эта выплата также полагается работникам, поименованным в постановлении Совмина РСФСР от 12.12.1978 № 579 .

Читайте так же:  Социальные вычеты в 2-ндфл

Преимущества установления разъездного характера работы

При установлении работодателем разъездного характера работы: сокращается администрирование поездок. Это связано с уменьшением объема документооборота в отношении служебных поездок, так как больше не нужны приказы. Отпадает необходимость в авансовых отчетах в отношении каждой поездки, облегчается расчет заработной платы и учет рабочего времени. Уменьшаются расходы на оплату труда. Вместо среднего заработка, используемого при оплате рабочего времени во время служебных командировок, работник получает должностной оклад (если договором не предусмотрено иное). Если у работодателя предусмотрены дополнительные выплаты к окладу (премии, доплаты и т. д.), то, как правило, оклад будет ниже среднего заработка. Появляется ряд налоговых преимуществ. В частности, установление работнику разъездного характера работы позволяет избежать риска признания создания обособленного подразделения на территории, где он работает. Облегчается использование труда иностранцев. Разъездной характер работы у такого работника позволяет увеличивать время его пребывания на территории субъекта, который не указан в разрешительных документах.

Если в компании нет коллективного договора, то размер такой выплаты и условия ее назначения прописывают в локальном нормативном акте. Кроме того, размер надбавки фиксируют в трудовом договоре с работником, который попадает под критерии для ее получения (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Помимо этого информацию о разъездном характере работы и сумму надбавки указывают в приказе о приеме на работу.

Таким образом, на практике в большинстве случаев работодатель может сократить расходы на оплату труда при установлении разъездного характера работы. Помимо возможной экономии на среднем заработке, упрощается процесс расчета зарплаты: бухгалтеру компании не придется учитывать и проверять все выплаты, включаемые в базу для расчета среднего заработка, и проводить дополнительные операции по их расчету. Также работодатель сможет более точно оценить предстоящие расходы на оплату труда в целом.

В одних компаниях принято составлять график поездок на определенный период (неделю, месяц) или вести журнал выездов. Если в организации трудятся водители, то тут не обойтись без путевых листов, а для курьерских разъездов подойдут маршрутные листы. В любом из них целесообразно предусмотреть графы для отметок о месте назначения, цели и краткого отчета по каждой поездке, времени прибытия в офис или другое помещение работодателя.

В табеле учета рабочего времени периоды служебных поездок отмечают кодом «Я» или «01». Специально выделять время разъездов и периоды нахождения в офисе не нужно. Оба периода оплачиваются одинаково.

Разъездной характер работы для иностранного работника

По общему правилу иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта, на территории которого ему выдан разрешительный документ. Однако законодательство устанавливает исключения из этого правила.

В частности, иностранный работник, если он является ВКС, вправе трудиться вне пределов субъекта Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 3 Приложения, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н). При этом не важно, сколько времени работник — ВКС проведет в разъездах за границами субъекта, где ему выдали разрешение на работу. Такое правило действует, если у работника разъездной характер работы и это условие закреплено в трудовом договоре.

Аванс на разъезды выдают в том же порядке, который предусмотрен для командировок. За произведенные расходы работнику предстоит отчитаться, представив авансовый отчет с чеками, билетами, квитанциями и т. д. Причем делать это нужно будет в сроки, установленные работодателем, но в любом случае, с практической точки зрения, отчитываться следует не реже одного раза в месяц. На работников с разъездным характером работы не распространяется командировочное правило «о трех днях», предусмотренное п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 .

Размер и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливают в локальном нормативном акте или трудовом договоре ). Как правило, детали включают во внутренний документ и делают на него отсылку в тексте трудового договора.

В соответствии с ч.1 ст.168 ТК РФ работнику нужно оплатить проездной; кроме того, работодатель, как правило, оплачивает работнику и услуги сотовой связи. А если поездка займет несколько дней, то работник вправе рассчитывать на суточные и оплату аренды жилья.

Похожих статей пока нет.

5 комментариев на “ РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ ”

Всё очень хорошо складывается в пользу работодателя,а на самом деле для работника это просто чистейшей воды надувательство,опишу свою ситуацию- работаю инженером технического надзора в одной из публичных компаний ,в моём трудовом договоре значится (разъездной характер работ) и на основании распоряжения закреплён за строящимся объектом который находится на расстоянии 400 км. от офиса ,куда я обязан каждый день добираться и находиться на объекте с 8 до 17 часов согласно внутреннему распорядку (за чем работодатель бдительно следит ) доплата от всех щедрот 200 руб. в день .Добраться до объекта и обратно займёт 11 часов чистыми ,а если учесть,что добираюсь Ж.Д. транспортом,а он ,как известно ходит по расписан и под мой график работы подстраиваться не желает ,с учётом этих издержек в сутки получается 16 часов дорога плюс 9 часов на объекте и того 25 часов. Причём это не поездка раз в неделю ,а каждый божий день из месяца в месяц из года в год. Причём исходя из выше написанного работодатель кругом прав ,Так объясните мне пожалуйста ,как так получается ,человек находясь на работе 25 часов в сутки получает доплату в 200 руб. и всё не кто не чего не должен.

Видео (кликните для воспроизведения).

вопрос к вашему работодателю и законодателю

Источники


  1. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  2. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

  3. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
  4. /oli>

    Разъездной характер работы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here