Проверка контрагента на добросовестность

Полезный материал в статье: "Проверка контрагента на добросовестность" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Проверка контрагента — рекомендации и полезные ссылки

Налоговые органы уделяют большое внимание тому, проявляет ли организация должную осмотрительность при выборе контрагента. Добросовестность делового партнера важна и для самой организации. Как проверить контрагента, подскажут материалы в системе КонсультантПлюс.

В частности, пошаговые рекомендации с пояснениями и ссылками на полезные сервисы вы найдете в типовой ситуации «Как проявить должную осмотрительность и проверить добросовестность контрагента». Из материала вы узнаете:

— о существующих электронных сервисах по проверке фирмы на сайте ФНС России;

— о том, как получить выписку из ЕГРЮЛ;

— какой список документов можно запросить у контрагента;

— как оформить справку с результатами проверки;

— полезные советы, на что нужно обратить внимание.

Из типовой ситуации можно перейти к более подробным разъяснениям в «Путеводитель по налогам».

Поиск материала в системе КонсультантПлюс — по запросу «проверка контрагента».

Проверка добросовестности контрагента

«Современный предприниматель», 2010, N 5

Налоговый кодекс не определяет критериев оценки добросовестности организаций и предпринимателей. Вместе с тем предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное (п. 6 ст. 108 НК РФ).

[1]

Факт нарушения вашим контрагентом своих налоговых обязанностей (неуплата налога, непредставление деклараций и др.) сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды, то есть не говорит о том, что вы тоже являетесь недобросовестным. Инспекторы должны доказать, что вы не проявили осторожности и осмотрительности в выборе партнера, что вам не было известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Претензии возможны только, когда проверяющие докажут, что бизнесмен действовал без должной осмотрительности. Существенное значение при этом имеет взаимозависимость с недобросовестным партнером (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53).

Судебная практика указывает, что наличие необоснованной налоговой выгоды подтвердит, в частности, отсутствие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), регистрация контрагента по адресу массовой регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке, непредставление контрагентом в инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности либо представление отчетности с нулевыми показателями.

Минфин России предлагает коммерсантам собирать доказательства своей осмотрительности и осторожности. А именно: получать от партнеров копии свидетельства о постановке на учет в инспекции, проверять наличие сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получать доверенности или иные документы, которыми то или иное лицо уполномочено подписывать документы от лица контрагента, использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента (Письма от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177, от 6 июля 2009 г. N 03-02-07/1-340). Данной позиции обычно придерживаются и арбитражные суды (таблица).

Таблица. Некоторые обстоятельства, указывающие на получение коммерсантом налоговой выгоды в судебной практике

Критерии добросовестности

Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] (в ред. Приказа ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/[email protected]) определены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков.

В группу риска попадают компании, убыточные на протяжении двух и более календарных лет. Здесь же окажутся и нерентабельные фирмы. Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики должно превышать 10 процентов. Показатели рентабельности по видам деятельности приводятся в Приложении к Приказу.

Контрагенты — перекупщики или посредники также нежелательные партнеры. Стоит задуматься, если у контрагента доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 процентов за год, а также, если темп роста расходов организации опережает темп роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг). Под подозрение ставятся компании с низким уровнем заработной платы, компании, неоднократно меняющие место нахождения, а соответственно, и инспекции.

Сведения о партнере

Для проверки контрагента рекомендуется использовать официальные источники информации.

Зачастую, чтобы обезопасить себя от доначислений, коммерсанты пытаются получить в инспекции информацию о том, исполняют ли их контрагенты свои налоговые обязанности. И практически всегда проверяющие отказывают налогоплательщикам в предоставлении подобных сведений, ссылаясь на режим налоговой тайны.

С этим нельзя согласиться. Сведения о соблюдении налогового законодательства к налоговой тайне отнесены быть не могут, так как, по сути, сводятся к информации об отсутствии нарушений налогового законодательства (п. 9 ст. 84, пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, Письмо МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252). На этом основании суды иногда признают отказы инспекций незаконными и препятствующими реализации налогоплательщиками права на получение обоснованной налоговой выгоды (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф04-8404/2007(40773-А67-32)).

Возможна и иная позиция по данному вопросу. Подобные сведения не являются составной частью информации, которую налогоплательщик вправе запросить в инспекции и предоставление сведений не входит в компетенцию проверяющих. А значит, представлять сведения о нарушении налогового законодательства налогоплательщиком или об отсутствии таких нарушений инспекторы не обязаны (пп. 1 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Такая точка зрения нашла отражение в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 сентября 2007 г., 06 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3620.

Независимо от решения инспекции коммерсантам стоит обратиться в налоговую. Запрос необходимо отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. И если даже бизнесмен получит отказ в предоставлении интересующих его сведений, у него будет доказательство того, что, изъявив намерение получить информацию о своем контрагенте, он проявил должную осмотрительность и осторожность при его выборе.

Отметим, судебная практика во многом поддерживает налогоплательщиков. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16 октября 2003 г. N 329-О, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Этого подхода придерживается и Федеральный арбитражный суд Московского округа. В Постановлении от 24 марта 2010 г. N КА-А40/2107-10 арбитры пришли к следующим выводам. Законодательство не устанавливает зависимости между правом на возмещение НДС и фактом уплаты налога в бюджет контрагентом. Кроме того, не предусматриваются последствия, в частности, отказ в возмещении НДС добросовестному налогоплательщику, если невозможно проверить отчетность партнера и отражение в ней выручки и уплаты НДС в бюджет. Ненадлежащее исполнение контрагентами своих налоговых обязательств само по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. При этом обязанность доказывания факта нарушения налогового законодательства лежит на инспекции. Аналогичные выводы сделаны и в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2009 г. N КА-А41/8112-09, от 14 мая 2008 г. N КА-А40/4150-08.

Читайте так же:  Отбор проб продуктов

Коммерсанту в любом случае стоит удостовериться в благонадежности партнера. Хотя бремя доказывания вины налогоплательщика лежит на налоговом органе, стоит себя обезопасить.

Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента?

Master1305 / Shutterstock.com

Проблема недобросовестности контрагентов занимает одно из лидирующих мест в рейтинге аспектов, принимаемых во внимание налоговыми органами при администрировании налогообложения. Как отмечают эксперты, это связано с тем, что в последнее время участились случаи, когда налоговые службы привлекают предпринимателей к ответственности, выявляя у них договоры с так называемыми «фирмами-однодневками». Для того, чтобы не столкнуться с претензиями налоговых органов о необоснованности получения налоговой выгоды, налогоплательщикам следует учесть ряд правил при выборе контрагента. О некоторых из них рассказал руководитель налоговой практики IPT Group Дмитрий Мануйлов на состоявшейся вчера пресс-конференции.

Так, в первую очередь, необходимо собрать значительный объем информации о контрагенте. Основной способ ее получения – запрос копий документов, подтверждающих правоспособность деятельности компании, у самого партнера. В частности, к ним можно отнести свидетельство о регистрации юрлица, о постановке на учет в налоговом органе, сведения из ЕГРЮЛ и учредительные документы. «Согласно результатам опроса, проведенного нами среди 109 компаний, 97% из них пользуются информацией, полученной непосредственно от контрагентов», – отметил эксперт.

Вместе с тем напомним, что, по мнению налоговой службы, наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента (письмо Федеральной налоговой службы от 16 марта 2015 г. № ЕД-4-2/4124 «О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения принятия мер должной осмотрительности при выборе контрагента»).

Быстро оценить благонадежность контрагента, проанализировать перспективы сотрудничества и свести к минимуму финансовые, налоговые и репутационные риски поможет «Экспресс проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ

Кроме того, сведения, подтверждающие добросовестность стороны сделки, возможно получить также из открытых источников. Например, на официальном сайте ФНС России есть информационные ресурсы, позволяющие проверить партнера. Это сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» – с его помощью налогоплательщик может получить информацию о том, является ли поставщик «фирмой-однодневкой», зарегистрированной по адресу массовой регистрации.Также буквально на этой неделе должен заработать новый сервис ФНС России «Прозрачный бизнес», на котором планируется размещать в том числе сведения о налоговых правонарушениях организаций и мерах ответственности за их совершение (приказ ФНС России от 29 декабря 2016 года № ММВ-7-14/[email protected] «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Однако, как показывает судебная практика, при заключении сделки налогоплательщик должен не только затребовать учредительные документы контрагента и убедиться в наличии статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лица, действующего от имени данного юридического лица, а также о наличии у него соответствующих полномочий (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского АО — Югры от 7 июня 2017 г. по делу № А75-15497/2016, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 января
2017 г. по делу № А27-7957/2016).

В связи с чем очередным обязательным действием, направленным на качественную проверку добросовестности партнера, является организация личных встреч с руководством компании-контрагента до подписания договора. При этом, как отметил эксперт, переговоры с партнером также необходимо фиксировать. Так, документами, подтверждающими должную осмотрительность и осторожность налогоплательщика при выборе контрагента, могут являться копии паспортов представителей компании, протоколы встреч, фотография с партнерами, журнал посещения компании.

Согласно материалам, имеющимся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, 33% респондентов собранную информацию о партнере оценивают в дальнейшем в соответствии с утвержденной в компании модели принятия решения о выборе контрагента. «Во многих крупных компаниях утверждены регламенты, меморандумы, инструкции и прочие локальные акты, в которых подробно прописаны действия по проверке добросовестности, в том числе перечень необходимых для запроса у контрагентов документов, – рассказал Дмитрий Мануйлов. – Так, после сбора документов они оценивают их по собственной бальной системе и принимают для себя решение – можно ли с этим контрагентом вступать в гражданские правоотношения, заключать сделку».

Добавим, что в целях качественной проверки контрагента необходимо осуществление мониторинга финансового состояния контрагента, его репутационных рисков и рынка соответствующих товаров (работ, услуг) не только при заключении договора, но и на протяжении его срока действия.

Проверка Контрагента бесплатно на ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

При принятии решения о сотрудничестве с компанией или ИП, постоянно возникает вопрос о надежности и честности Контрагента. Это касается ситуации, когда Физическое лицо заказывает товар или услугу, так и ситуации, когда Юридическое лицо начинает сотрудничество с новым Поставщиком / Партнером / Клиентом.

При проведении платежа (предоплаты) за товары или услуги нужно четко понимать, что Поставщик выполнит все свои обязательства, поставит товар или окажет услугу четко и в срок.

Важно проверять Контрагента и выбирать надежные компании для устранения возможных рисков поставки некачественного товара, отсутствия гарантийного обслуживания.

Для Юридических лиц, проверка Контрагента является основным действием для предотвращения финансовых и налоговых рисков. Федеральная налоговая служба настоятельно рекомендует проверять Контрагентов и проявлять Должную Осмотрительность, используя все доступные открытые и законные источники информации. Самый простой способ Проверки Контрагента — получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте налоговой. Для получения более полной информации рекомендуется пользоваться сервисом проверки контрагентов ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно проверить Контрагента ЮЛ или ИП по информации из официальных открытых источников (ФНС, РОССТАТ и д.р.)

Данные на портале ежедневно обновляются и синхронизируются с сервисом nalog.ru ФНС РФ*.

Для бесплатной проверки Контрагента по ИНН / ОГРН / ФИО / Наименованию воспользуйтесь поисковой строкой:

Для этого введите в поисковой строке ИНН или ОГРН компании.

Если у вас нет точных реквизитов, достаточно будет ввести название компании. В случае если название является распространенным и по Вашему запросу выходит список, желательно уточнить запрос:
• ввести название компании + фамилию директора (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ)
• или: название компании + ее место нахождения (например: ТЕХПРОМ МОСКВА)
• или сразу все параметры (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ МОСКВА)
Как искать подробнее.

[3]

Краткий алгоритм Проверки Контрагента (как определить надежного Контрагента с помощью ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ):

Читайте так же:  Как срочный трудовой договор перевести в бессрочный

Для Вашего удобства, Вы можете сохранить ссылку на Карточку компании в любой соц. сети на своей странице (нажав на соответствующий значок, справа на экране) и периодически возвращаться к ней, для отслеживания изменений.

Желаем Вам работать с благонадежными, честными Контрагентами!
Удобной, комфортной работы при проверке Контрагентов на портале!
Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

* Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП являются открытыми и предоставляются на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, а именно сведения о документах, удостоверяющих личность физического лица. На сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ Вы можете бесплатно проверить Контрагента и проявить Должную Осмотрительность. Все указания и требования, представленные на сайте ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ не являются обязательными к исполнению и носят рекомендательный характер. Рекомендации даны для возможного снижения экономических рисков. При заключении сделок налогоплательщикам, в первую очередь, необходимо учитывать положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск. Администрация сайта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ не несет ответственности за возможные экономические потери/случаи недополученного дохода и не дает каких-либо гарантий или заверений третьим лицам.

Проверка контрагента на «добросовестность»

«Все для бухгалтера», 2010, N 4

В последние годы налоговые органы активизировали борьбу с так называемыми фирмами-однодневками. Налоговые органы и суды считают «фирмами-однодневками» те организации, которые отсутствуют по юридическому или по иному адресу, указанному в расчетных документах, не сдают налоговую и бухгалтерскую отчетность либо сдают ее с нулевыми показателями, имеют «номинальных» директоров и учредителей (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3439, Северо-Западного округа от 13.01.2006 N А56-3237/2005, Поволжского округа от 17.02.2005 N А55-7866/04-44).

Проблемными считаются также те продавцы, которые не уплачивают налоги или уплачивают мизерные суммы, не отвечают на запросы налоговых органов, учредитель или руководитель организации-продавца либо отказывается от руководства организаций либо физически не может его осуществлять (умер, сидит в тюрьме, служит в армии, психически болен, находится на принудительном лечении и т.д.), у продавца нет помещений, нужного оборудования, нет соответствующего кадрового состава.

Под особым надзором у налоговых органов находятся «экспортные операции» по поставке оборудования, торговля металлоломом, грузоперевозки, строительство и ремонтные работы, посреднические операции, консалтинговые и маркетинговые услуги.

Особый интерес применительно к рассматриваемой проблеме представляет обмен информацией между налоговыми органами и подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации. С 17.03.2004 действует Приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Так, по запросам налоговых органов МВД России осуществляет розыск лиц, являющихся участниками и представителями организаций, участвующих в сделках, ведет учет потерянных паспортов и регулярно информирует об этом налоговые органы.

Эти меры направлены на то, чтобы сократить число «фирм-однодневок», оформленных на подставные лица без постоянного места жительства или по подложным либо утерянным документам. Кроме того, следует учитывать, что Федеральным законом от 26.12.2008 N 293-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» в части, касающейся права сотрудников органов внутренних дел самостоятельно проводить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах. В соответствии с Законом РФ «О милиции» сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право участвовать в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, в налоговых проверках по запросам налоговых органов.

Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2006 N А19-9507/06-52-Ф02-5282/06-С1 налоговым органам с помощью органов внутренних дел удалось доказать, что гражданка, указанная в документах организации-поставщика в качестве ее руководителя, на самом деле таковой не являлась. Суд не смог ее допросить, так как по месту прописки она не проживала и, по словам родственников, вела антиобщественный образ жизни, и употребляла наркотические средства.

Или еще один пример.

Налоговый орган в суде доказал, что предприниматель-поставщик не мог в тот период времени, когда совершались сделки, вести предпринимательскую деятельность, так как находился под стражей, а затем был осужден и отбывал наказание (см. Постановление от 13.11.2006 N А19-14658/06-33-Ф02-5490/06-С1, А19-14658/06-33-Ф02-6262/06-С1).

Для выявления «фирм-однодневок» и доказательств получения необоснованной налоговой выгоды налоговые органы вооружены целым рядом инструментов:

  • оценка экономической оправданности расходов (ст. 252 НК РФ);
  • контроль цен (ст. 40 НК РФ);
  • переквалификация сделки (вытекает из положений пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • признание сделки недействительной (ст. 166 ГК РФ);
  • оценка добросовестности действий налогоплательщика.

Следует отметить, что если раньше налоговые органы применяли понятие «недобросовестность» по делу и без дела, определяя недобросовестность налогоплательщика «на глазок», то с выходом в свет Постановления ВАС РФ N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» оценивали уже не самого налогоплательщика (добросовестный он или недобросовестный), а его действия, т.е. те хозяйственные сделки, которые он совершает. С выходом этого документа налоговые органы и суды получили инструмент, позволяющий выявлять незаконные налоговые схемы и привлекать бизнес к ответственности. Именно ВАС РФ в Постановлении N 53 обязал суды выяснять причины и цели совершения налогоплательщиком «подозрительных» операций. ВАС РФ считает, что о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком соответствующих операций с учетом времени, места нахождения имущества;
  • отсутствие объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В марте 2009 г. Конституционный Суд РФ принял важное решение и обязал покупателей проверять своих продавцов (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 468-О-О). Арбитражная практика большинства округов следует этому же курсу. Итак, хотите быть спокойны за вычет или расходы — проверять продавцов надо. Но как? Попробуем разобраться.

Поскольку законодательные органы, указав на необходимость проверки, не обозначили, что именно и как нужно проверять, для начала следует закрепить в отдельном документе критерии проверки и порядок ее проведения. Это может быть как приложение к учетной политике предприятия, так и любой локальный акт, назвать его можно как угодно: «Порядок проверки продавцов товаров (работ, услуг)», «Положение о проверке контрагентов», «Список документов, необходимых для заключения договоров купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг)», утвержденный на предприятии приказом руководителя. Уже одно то, что такой документ в организации будет, прибавит шансы в споре с налоговыми органами. Рассмотрим, какие документы предлагает запрашивать у контрагента Минфин России в своем Письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177. Это прежде всего копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента. Все эти меры будут свидетельствовать о вашей осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Читайте так же:  Классификация гостиниц в россии

Наряду с этим можно также предпринять еще ряд действий:

  • проверка продавца через Интернет (с помощью сайта ФНС России или сайта самого продавца);
  • запрос в инспекцию продавца (например, о нарушениях налогового законодательства продавцом; необходимо отметить, что информация о налоговых правонарушениях продавца не относится к налоговой тайне в силу пп. 2 п. 8 и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, а также пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ);
  • запрос дополнительных сведений у продавца (решение общего собрания учредителей о назначении руководителя, копии паспортов руководителя и работников, уполномоченных подписывать расчетные и отгрузочные документы: счета, счета-фактуры, товарные накладные и т.д.).

На основании всех собранных документов необходимо принять решение — стоит или нет заключать сделку. Иначе проблем с вычетом НДС (налоговым учетом расходов) не избежать.

Проверка контрагента на добросовестность

Посмотрите его сайт и поищите в интернете любую информацию о нем.

Проверьте на сайте ФНС:

зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ egrul.nalog.ru/. Здесь же можно бесплатно скачать выписку

есть ли у нее налоговая задолженность и сдает ли она отчетность service.nalog.ru/zd.do

привлекалась ли к ответственности за налоговые правонарушения nalog.ru/opendata/7707329152-taxoffence/

величину ее доходов и расходов по бухотчетности nalog.ru/opendata/7707329152-revexp/

есть ли работники и их среднесписочную численность nalog.ru/opendata/7707329152-sshr/

не заявлял ли директор о том, что не имеет к фирме отношения service.nalog.ru/svl.do

Видео (кликните для воспроизведения).

Комплексную информацию о контрагенте можно получить с помощью сервиса «Прозрачный бизнес» — pb.nalog.ru/. Пока сервис работает в тестовом режиме.

Воспользуйтесь другими официальными ресурсами и узнайте:

насколько часто она судится и по каким вопросам kad.arbitr.ru/

есть ли у фирмы долги по исполнительным документам fssprus.ru/iss/ip/

Если сделка крупная, можете запросить у контрагента заверенные копии Письмо ФНС от 11.02.2010 N 3-7-07/84 :

устава, свидетельств о госрегистрации и о постановке на налоговый учет

решения о назначении руководителя, второй и третьей страниц его паспорта. Паспорт можно проверить на сайте МВД сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?s >

последней бухотчетности. Годовой отчет по запросу бесплатно выдадут в Росстате

Как проверить добросовестность контрагента?

Понятие «должная осмотрительность» не закреплено в действующем законодательстве РФ. В этой связи для подтверждения добросовестности выбираемых контрагентов конкретного перечня действий, которого стоит придерживаться, нет.

[2]

Однако, согласно указаниям ФНС России, выраженным в Письме от 23.03.2017 № ЕД-5-9/[email protected], налоговые органы должны оценивать обоснованность выбора контрагента, достаточность и разумность мер, принятых для его проверки. Это требуется, чтобы исключить получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, выражаемой в уменьшении размера налоговой обязанности вследствие более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета 1 .

Если налоговый орган докажет, что организация при выборе контрагента действовала без должной осмотрительности и осторожности, а также она была в курсе нарушений, допущенных контрагентом, это может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды.

Этот факт позволит налоговому органу определить реальные налоговые обязательства налогоплательщика, используя данные о самом налогоплательщике и (или) об аналогичных налогоплательщиках в порядке ст. 31 НК РФ. В подобных случаях суды нередко поддерживают позицию налоговых органов.

Чтобы избежать подобных ситуаций, учесть расходы для целей налогообложения прибыли и предъявить к вычету НДС, налогоплательщикам следует проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Итак, как было сказано, законодательство не содержит понятия должной осмотрительности. В настоящее время критерии и проводимые действия, в соответствии с которыми осмотрительность может признаваться должной, выработаны на уровне арбитражной практики и позиции официальных органов. Эти структуры отмечают, что проверка контрагентов на добросовестность должна включать в себя ряд мероприятий, проводимых до заключения сделки.

Главное действие при проявлении должной осмотрительности — проверка правоспособности контрагента.

Проверяя правоспособность, следует удостовериться, что контрагент официально зарегистрирован в качестве юридического лица. Если действие выполнено, то информация об этом присутствует в ЕГРЮЛ 2 .

Актуальные данные можно проверить, используя для этого официальный сайт ФНС России по адресу http://www.nalog.ru. Еще один вариант — запрос выписки в налоговой инспекции.

Если деятельность контрагента по исполнению договора подлежит лицензированию, то следует получить копию лицензии 3 .

Следует отметить, что выполнение некоторых видов работ и услуг в настоящее время не лицензируется. Речь идет о строительстве, проектировании, аудиторских услугах и услугах по оценке. Для выполнения таких работ и оказания услуг необходимо членство в саморегулируемых организациях (СРО) и наличие свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В связи с этим перед подписанием договора необходимо запросить у контрагента документы, свидетельствующие о его членстве в СРО, или свидетельство о допуске к работе.

Удостовериться в действительности таких документов можно, используя информацию, размещенную на сайте саморегулируемой организации, либо запросив выписку из реестра членов такой организации 4 .

При заключении сделки необходимо проверить полномочия лиц, которые представляют интересы контрагента 5 .

Перечень документов, подтверждающих полномочия представителя контрагента, может состоять из:

  • копии приказа о приеме на работу либо о вступлении руководителя в должность;
  • копии протокола общего собрания участников (акционеров) либо заседания совета директоров (наблюдательного совета) с решением о назначении;
  • копии устава контрагента;
  • копии доверенности, если документы подписывает не руководитель контрагента, а иное лицо;
  • копии банковской карточки, в которой приведен образец подписи руководителя или иных лиц, наделенных правом подписи;
  • копии паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) лица, подписывающего договор 6 .

Целесообразно, чтобы копии были заверены печатью контрагента, если она есть у предпринимателя или организации 7 . Также необходимо проверить, наличие подписи соответствующего должностного лица с расшифровкой. В последующем при получении от контрагента первичной документации и счетов-фактур подписи на данных документах необходимо сличать с образцами подписей (например, с копией банковской карточки), которые получены от контрагента, визуально контролировать их соответствие.

Читайте так же:  Счет 46 в бухгалтерском учете

Получение доказательств реальной предпринимательской деятельности — одно из важных действий при проявлении должной осмотрительности. Чтобы собрать базу, которая будет служить основанием для положительного решения в пользу сотрудничества, необходимо запросить у контрагента:

  • среднесписочную численность официально трудоустроенных работников;
  • данные об уплаченных контрагентом суммах налогов;
  • информацию о суммах доходов и расходов контрагента по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как следует из пп. 9–11 п. 1, п. 1.1 ст. 102 НК РФ, указанные сведения об организациях подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России в сети Интернет. Периодичность и сроки их размещения установлены п. п. 4, 5 Приложения к Приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/[email protected]

В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой 8 следует оформить запрос на предоставление дополнительного пакета документов, в частности:

  • письма от организаций, сотрудничающих с контрагентом;
  • справку о материально-технических ресурсах, подтверждающую право собственности на офисное помещение;
  • справку о наличии квалифицированных специалистов;
  • справку о годовых объемах выполнения аналогичных договоров;
  • справку банка о положительной кредитной истории контрагента.

Одним из критериев проявления должной осмотрительности является получение и анализ сведений о контрагентах путем использования официальных источников информации (СМИ и сеть Интернет) 9 .

Следующий перечень интернет-сервисов поможет получить требуемую информацию:

  • Банк данных исполнительных производств (http://www.fssprus.ru/iss/ip/). Данный сервис Федеральной службы судебных приставов позволяет получать данные о должниках;
  • Реестр недобросовестных поставщиков (http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html);
  • Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных лиц (www.fedresurs.ru 10 ).

В силу абзаца 9 п. 12 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] отсутствие в общедоступных источниках информации о контрагенте налогоплательщика выступает для налоговых органов одним из признаков фирмы-«однодневки».

Все перечисленные действия для проверки контрагентов на добросовестность являются наиболее значимыми. В большинстве случаев их обычно достаточно для того, чтобы контролирующие органы признали, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.

Но, учитывая, что понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, приведенный перечень необходимых действий и документов не может быть исчерпывающим. Следовательно, чем больше документов представлено для подтверждения должной осмотрительности, тем меньше вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов.

1 Определение необоснованной налоговой выгоды дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53).

2 Письмо Минфина России от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340, Постановления Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 10230/10, от 19.04.2011 № 17648/10 по делу № А26-11225/2009.

3 Постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5337/11 по делу № А76-22275/10, Московского округа от 08.06.2012 по делу № А41-2153/11.

4 Письмо Минфина России от 05.05.2012 № 03-02-07/1-113.

5 Письма Минфина России от 06.07.2009 03-02-07/1-340, ФНС России от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104, Постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 17648/10 по делу № А26-11225/2009, ФАС Центрального округа от 05.03.2012 по делу № А64-3327/2010.

6 Действительность паспорта можно проверить, воспользовавшись специальным сервисом Федеральной миграционной службы РФ (services.fms.gov.ru).

7 По общему правилу АО и ООО не обязаны иметь печать.

8 Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09.

9 Постановления ФАС Уральского округа от 13.06.2012 № Ф09-4458/12 по делу № А76-14102/11, Московского округа от 30.05.2011 № КА-А40/4929-11 по делу № А40-68516/10-76-325, Письма Минфина России от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340, от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177.

10 С помощью данного сервиса можно более подробно изучить контрагента, так как, кроме сведений, содержащихся на сайте ФНС России, здесь может быть размещена информация об уставном капитале, о чистых активах, наличии лицензий и т.д.

Как проверить контрагента и обезопасить свою компанию при выборе поставщиков, подрядчиков

Екатерина Гостева
налоговый консультант

В свете последних изменений, касающихся представления в составе декларации по НДС данных из книг покупок и продаж, как никогда актуален вопрос проявления так называемой «должной осмотрительности» (см. ниже) при взаимодействии с контрагентами – поставщиками и подрядчиками. Поэтому проверка ООО, которое является вашим потенциальным контрагентом, просто необходима до заключения договора.

По замыслу налоговых органов отныне данные из книг покупок и продаж компании должны сверяться с аналогичными данными, поступившими в составе отчета от всех указанных поставщиков и покупателей (см. наш материал о встречных проверках).
Всегда существует вероятность, что кто-то из Ваших деловых партнеров не проведет нужный счет-фактуру, либо не справится с объемом документов и представит «приблизительную» отчетность. А кто-то вовсе прекратит существование, не отчитавшись за квартал. Недобросовестные поставщики очень часто становятся источником проблем, т.к. все это может дать повод налоговикам признать заявленные Вами налоговые вычеты по НДС неправомерными и, как следствие, – привести к доначислениям НДС.

Также выявленные расхождения в Вашей отчетности и отчетности недобросовестного поставщика могут послужить основанием для назначения выездной налоговой проверки.

Выявленные расхождения в Вашей отчетности и отчетности контрагента могут послужить основанием для назначения выездной налоговой проверки

При выездных проверках налоговики тщательно изучают взаимоотношения с контрагентами: кому из поставщиков и в каком размере перечислялись денежные средства (это видно из банковской выписки, доступ к которой налоговые органы могут получить самостоятельно), а также — от кого были приняты к учету расходы, что видно из документов (актов, накладных, счетов-фактур).

Важно!

Если будет выявлено, что расходы необоснованно приняты к учету, это приведет к большим доначислениям: примерно 20% от суммы неправомерно учтенных расходов. Доначисления делаются по всем контрагентам, по которым обнаружились расхождения, за весь период проверки (как правило, это 3 года).

Доначисления грозят и тем, кто применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы».

Оспаривать доначисления из-за недобросовестных поставщиков придется в суде, где будут иметь значение любые доказательства того, что сделки действительно были, а компания при выборе своего поставщика проявила «должную осмотрительность».

Что значит «должная осмотрительность»?

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и он мог знать о нарушениях, допускаемых контрагентом.

К сведению, Налоговый кодекс РФ и законодательство о налогах и сборах не устанавливают такого понятия как «должная осмотрительность».

Оно впервые появилось в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. В нем суд разъяснил, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Читайте так же:  Мсфо 10 «консолидированная финансовая отчетность»

Какие контрагенты привлекают внимание налоговиков?

В первую очередь под пристальное внимание инспекторов подпадают контрагенты, при взаимоотношении с которыми выявлено:

  1. отсутствие у Вас личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  2. отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  3. отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  4. отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных или торговых площадей;
  5. отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта и т. п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (СМИ, наружная реклама, сайты и т. д.) о других участниках рынка идентичных или аналогичных товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  6. отсутствие информации о государственной регистрации контрагента (узнать о том, был ли зарегистрирован Ваш контрагент в ЕГРЮЛ на дату сделки, можно на сайте ФНС России npchk.nalog.ru ).

Как подтвердить проявление «должной осмотрительности»?

Наш опыт показывает, что очень важно наличие общедоступной информации о контрагенте (публикации в СМИ, наружная реклама, сайт в интернете и т.д.). Даже обычный сайт-визитка, который можно сделать бесплатно собственными силами, снижает риск претензий со стороны налоговой.

Даже обычный сайт-визитка, который можно сделать бесплатно собственными силами, в значительной степени снижает риск претензий со стороны налоговой

Ну и, безусловно, важно на этапе заключения договора запросить у контрагента комплект учредительных документов.
Зачастую, по тем или иным причинам, контрагенты не хотят предоставлять документы, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако, как следует из статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ, некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть хозяйствующий субъект не вправе отказывать заинтересованным лицам в предоставлении им информации, ссылаясь на режим коммерческой тайны.

К информации, не являющейся коммерческой тайной, относятся сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих факт внесения записей о компаниях и ИП в соответствующие госреестры;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за эти нарушения;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица;

Следовательно, для проверки контрагента у него можно запросить копии:

  1. Учредительных документов;
  2. Свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ;
  3. Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  4. Лицензий или документов, подтверждающих членство в СРО, если оно требуется в связи с осуществлением того или иного вида деятельности (строительная, аудиторская и т.п.);
  5. Приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы;
  6. Сведений о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности (информация об этом размещена сайте ФНС России https://service.nalog.ru/zd.do ).

Кроме того, целесообразно собирать и хранить следующую информацию:

  1. Коммерческие предложения и преддоговорную переписку с контрагентом (например, электронную переписку с контактными лицами контрагента);
  2. Информацию о том, каким образом данный контрагент был найден (например, распечатки из интернета);
  3. Информацию о сотрудниках контрагента, с которым осуществлялся контакт (менеджеры по продажам, и т.д.).

Все это поможет защитить Ваши интересы, если у налоговых органов возникнет вопрос о проявлении Вами «должной осмотрительности» при выборе контрагентов.

Также некоторые компании в целях безопасности запрашивают:

  1. копии бухгалтерской и налоговой отчетности;
  2. копии платежных поручений, подтверждающих оплату налогов в бюджет;
  3. справку об отсутствии задолженности перед бюджетом;
  4. копию паспорта Генерального директора и иную личную информацию.

Однако мы считаем, что не стоит ставить под удар возможные деловые отношения в случае, если Ваш контрагент откажется предоставить подобные сведения.

Быстро проверить контрагента позволяют сервисы 1С: «Контрагент» и «Автоматическая сверка счетов-фактур», а также это можно сделать через общедоступный реестр, который ведет ФАС России на сайте fas.gov.ru

Как быстро проверить контрагента?

Вы сможете обезопасить себя от необоснованных претензий со стороны налоговой, используя современные способы оценки добросовестности контрагента. Проверка компании-контрагента, к примеру, возможна при помощи сервиса «1С: Контрагент», который включает в себя следующие возможности:

  • проверка реквизитов контрагента по ИНН/КПП на сервере ФНС (проверка реквизитов организации позволит избежать ошибок в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, а также в журналах учета счетов-фактур).
  • автозаполнение реквизитов контрагента по ИНН на основе ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • предоставление сведений, полезных для оценки благонадежности контрагентов через «Досье контрагента» (в нем, например, указывается, является ли генеральный директор контрагента массовым директором, а адрес контрагента – адресом массовой регистрации; кроме этого, сервис позволяет поддерживать всю регистрационную информацию о контрагенте в актуальном режиме. Т. е. программа проверки контрагентов подскажет, если вдруг компания сменила налоговую или генерального директора).

Еще одним сервисом 1С, позволяющим проверить поставщика и тем самым обезопасить себя от претензий налоговиков, является «Автоматическая сверка счетов-фактур».

С помощью этого сервиса можно произвести сверку между контрагентами перед отправкой отчетности по НДС. Учитывая особенности нового требования налоговых органов, это позволит Вам добиться полного совпадения сведений по счетам-фактурам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверить компанию на добросовестность можно и через общедоступный реестр, который ведет ФАС России на сайте http://fas.gov.ru/ .

Кстати, проверка добросовестности контрагентов является стандартом нашей работы при оказании услуг бухгалтерского аутсорсинга.

Источники


  1. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  2. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.

  3. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
  4. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
  5. /oli>

    Проверка контрагента на добросовестность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here