Содержание
Этапы проведения аудиторской проверки
Проведение аудиторской проверки включает в себя следующие этапы:
I этап — предварительного планирования. На данном этапе аудитором собирается и анализируется информация о видах деятельности экономического субъекта их особенностях; оценивается возможность проведения аудита, и в зависимости от принятого решения в адрес экономического субъекта направляется письмо с согласием на проведение аудита (письмо-обязательство) или отказ от его проведения.
II этап — планирование аудита: оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности); анализ учетной политики; составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.
III этап — проведение аудита по существу. Этап проведения аудита по существу включает в себя: — проведение аудиторских процедур:
- — детальное тестирование;
- — аналитические процедуры;
- — сбор аудиторских доказательств;
- — оформление рабочих документов.
IV этап — завершение аудита. Обобщение и оценка результатов аудита, документальное оформление результатов аудита.
На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита (таблица 1).
Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание.
Для успешного планирования аудита учета затрат на производство продукции (работ, услуг) аудитору необходимо:
- — четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (для аудиторского заключения в рамках общих результатов по аудиту финансовой отчетности или для составления отчета по специальному заданию);
- — обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
- — дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры, необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
- — определить ключевые по значимости области проверки;
- — рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
- — составить детальную программу по проверке учета затрат на производство и калькуляции себестоимости, которая будет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.
Таблица 1 — Общий план аудита учета затрат и калькуляции себестоимости
Планируемые виды работ
Выявление и распределение прямых затрат
Учет и распределение косвенных расходов
Сводный учет затрат на производство
Калькулирование себестоимости продукции
- 28.02.2005 —
- 01.03.2005
При проведении аудиторской проверки аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска не обнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.
В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку операций по учету затрат так, чтобы снизить насколько возможно величину риска не обнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.
Следующим шагом аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого субъекта, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе. Для этого аудитором разрабатывается тест по оценке системы учета и организации внутреннего контроля в организации. Тест поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля.
В случае если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе.
В случае если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки. Аудитор корректирует порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита операций по учету затрат.
Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения. При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений.
К качественному аспекту искажения относятся:
- — несоблюдение учетной политики;
- — недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации необходимой для правильного организации учета затрат на производство, калькуляцию себестоимости продукции (работ, услуг), о налоге на прибыль в финансовой отчетности.
При определении количественного аспекта искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на бухгалтерскую отчетность.
В случае если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые ошибки больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности и (или) имеются расхождения в ведении налогового учета и подготовке отчетности аудируемого лица с требованиями соответствующих нормативных документов, однако расхождения однозначно не могут быть признаны существенными, аудитор, используя свое профессиональное суждение, берет на себя ответственность и принимает решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных ошибках и нарушениях либо сделать вывод о включении соответствующих оговорок о невозможности выражения мнения.
Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться.
В случае изменения уровня существенности после подведения итогов аудиторских процедур в рабочих документах должно быть отражено новое значение уровня существенности и приведена аргументация.
Полученное значение уровня существенности должно быть зафиксировано в программе аудита.
Если представители аудируемого лица заинтересуются порядком установления уровня существенности, аудиторская фирма обязана предоставить эту информацию.
Для эффективного подхода к проведению аудита в области учета затрат, калькуляции себестоимости продукции аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета.
В ходе планирования аудита в области учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции необходимо определить «ключевые по риску области», вероятность ошибок в которых высока. Такие области, как правило, подлежат сплошной проверке.
При проведении аудита операций по учету затрат к ним могут быть отнесены:
- — операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу;
- — операции с различными методами учета, определенных бухгалтерским и налоговым законодательством или учетной политикой;
- — операции, ранее не встречаемые в хозяйственной практике аудируемого лица;
- — операции, учет по которым ведется менее квалифицированным или малоопытным работником;
- — операции, учитываемые с нарушением методики отражения на счетах учета.
Источники получения информации о «ключевых по риску областях»:
- — результаты оценок внутреннего и контрольного рисков;
- — результаты проведения опросов работников и анализ учетной политики;
- — результаты прошлых проверок;
- — результаты анализа законодательно-нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Процедура проведения обязательного аудита
Аудиторская проверка начинается с оценки нашими специалистами документооборота проверяемой организации.
Выезд аудитора к Заказчику для оценки объема работ и стоимости услуг БЕСПЛАТНЫЙ.
Далее, следуя принципу разумной достаточности (соотношение затрат и результатов), составляется техническое задание, в котором оговаривается содержание, характер и объем необходимых аудиторских процедур, а также форма представления результатов работы.
Техническое задание является неотъемлемой частью договора на оказание услуг и может предусматривать:
- проверку отдельных статей финансово-бухгалтерской отчетности
- осуществление ревизии имущества и обязательств
- экспертизу хозяйственных договоров
- экспертизу состояния дебиторской и кредиторской задолженности
Аудиторская проверка проводится выборочным методом, при котором аудиторами подвергается анализу определенная часть операций, отраженных в бухгалтерском учете, а затем, на основании полученной выборки, делается соответствующий вывод в отношении всего имеющегося объема операций.
Объем аудиторской выборки определяется аудиторами с учетом требований федеральных и внутренних стандартов, а также с учетом условий аудиторского задания и программы проверки.
По итогам проведения аудита Заказчику предоставляются аудиторское заключение, аудиторский отчет и пакет с отчетностью аудируемого лица. Все эти документы готовятся в двух экземплярах — для Заказчика и для аудитора.
Аудиторское заключение представляет собой перечень общих сведений об аудиторе и аудируемом лице, а также мнение аудитора о достоверности отчетности и финансовых результатах предприятия. Аудиторское заключение предназначено для неограниченного круга лиц.
Аудиторский отчет представляет собой письменную информацию, содержащую сведения об объектах проверки, о выявленных нарушениях, о рекомендациях по устранению нарушений.
Вся информация, содержащаяся в аудиторском отчете является строго конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Список необходимых документов для проведения аудиторской проверки
После подписания договора на проведение аудита Заказчику предоставляются план проведения проверки и перечень необходимых документов. В каждом отдельном случае этот перечень может меняться, но, как правило, он выглядит следующим образом:
Проверка может проводиться как на территории Заказчика, так и в нашем офисе.
Аудиторская проверка
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» — далее Федеральный закон N 307-ФЗ).
Виды аудита
Аудит подразделяется на:
- внешний аудит, который в свою очередь может быть обязательным и инициативным;
- внутренний аудит.
Кто может проводить аудиторские проверки
Аудиторские проверки могут проводится индивидуальными аудиторами (только инициативный аудит) и аудиторскими компаниями (обязательный аудит и инициативный аудит).
Внутренний аудит в большинстве случаев осуществляется штатными сотрудниками организации (аттестованными аудиторами).
Аудиторы и аудиторские компании с 01.01.10г. обязаны быть членами саморегулируемых организациях аудиторов (СРО) в связи с отменой лицензирования аудиторской деятельности. С 01.01.10г. аудиторская фирма (аудиторы) не вступившие в СРО не имеют права проводить аудиторские проверки.
Количество аудиторских организаций — членов саморегулируемых организаций аудиторов приведено в таблице:
год
АПР
ИПАР
МоАП
Гильдия аудиторов
РКА
ААС
ВСЕГО
(данные из ежегодного доклада Минфина России о состоянии рынка аудиторских услуг в 2010г.)
Основная масса аудиторских услуг в Москве
Аттестованные аудиторы обязаны проходить ежегодное 40-ка часовое повышение квалификации. Аудиторы с 01.01.10г. также обязаны быть членом саморегулируемой организации аудиторов.
Проверить является ли аудиторская компания или аудитор членом того или иного СРО, можно на сайте такого СРО в опубликованных списках его членов.
Порядок и особенности проведения аудиторской проверки подробно описаны на следующих страницах нашего сайта: аудиторские услуги, аудиторская проверка предприятия
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Аудиторские услуги в Москве
Стоимость аудиторских услуг (обязательный аудит)
Показатели выручки и активов баланса | Стоимость аудиторской проверки, по видам деятельности | |
---|---|---|
Услуги | Торговля, производство, строительство, общепит | |
Стоимость | |
---|---|
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
После проведения аудита предприятия получат следующие результаты:
- Определение «узких мест» в работе персонала.
- Оптимизация затрат на содержание персонала.
- Оценить функциональную схему персонала на предприятии.
- Риски в деятельности персонала.
- Оценка функциональных возможностей персонала для осуществления миссии предприятия.
- Риски и угрозы, работы персонала.
- Пути преодоления конфликтных ситуаций.
- Рекомендации по оптимизации работы сотрудников.
Таким образом, после проведения кадрового аудита возможно построение сильной и эффективной компании. Данная фирма будет готова к различным кризисным ситуациям как внутри компании, так и во внешней среде.
Налоговый аудит
Важно подчеркнуть, что аудит налогов или налоговая экспертиза – это превентивная мера, а не обязательная процедура. Она необходима, если руководство компании решает определить возможные налоговые убытки и обязательства.
По сути, добровольный налоговый аудит – это комплексная проверка, подобная той, с которой приходит налоговая инспекция. Однако «обратная связь» в случае, если у компании обнаружатся финансово-хозяйственные нестыковки, будет получена не в виде штрафа, а в форме экспертного заключения.
Цена вопроса
К слову, налоговый аудит – услуга платная: стоимость работ начинается от 30 тысяч рублей. Многие собственники бизнеса готовы заплатить и больше, поскольку видят в этой процедуре экономический эффект – прозрачность работы бухгалтерии позволяет оптимизировать многие статьи расходов.
Налоговую экспертизу имеет смысл проводить и в том случае, если в компании произошли структурные изменения (например, смена собственника); налоговая экспертиза не будет лишней, если в перспективе планируется расширения бизнеса с привлечением инвесторов.
Комплексный подход
Общепринятого стандарта проведения налогового аудита нет. Многие фирмы, предлагающие услуги аудита, имеют свои оригинальные разработки и методики в этой области. Тем не менее, в основе аудита налогов – комплексный подход, состоящий из 3х этапов.
- Первый – подготовительный, в ходе которого осуществляется предварительная оценка используемой системы налогообложения с целью определить её «слабые места»;
- В рамках второго – промежуточного этапа, проверяется налоговая документация, следование срокам уплаты, точность расчета налоговой базы, обоснованность использования налоговых льгот;
- Третий – заключительный этап – получение аудиторского заключения. В этом документе эксперты дают свою оценку относительно достоверности финансовой отчетности, законности финансово — хозяйственных операций и рекомендации по доработке недочетов, выявленных в ходе проверки.
Пожарный аудит
Понятие аудита пожарной безопасности и его основные требованияутверждены в Техническом регламенте (федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), а также в постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 304 (ред. от 15.08.2014) «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Пожарный аудит делится на обязательный и добровольный.
Обязательный пожарный аудит проводится один раз в 3 года. Пожарный аудит подлежит проведению для проведения исследования объектов, на которых есть отступления от требований Технического регламента. Начальным этапом проведения этой процедуры является заключение договора с аккредитованной организацией, включенной в Реестр аккредитованных организаций на проведении аудита пожарной безопасности.
Указанная выше организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты если ею проводятся или проводились другие виды услуг в области пожарной безопасности, а также если она находится у нее в собственности (владение, пользование, распоряжение на других законных основаниях).
Пожарный аудит включает в себя следующие обязательные этапы:
- анализ документации, относящейся к пожарной безопасности объекта;
- пожрано-техническое обследование предприятия или иного объекта пожарной безопасности;
- проведение экспертиз, испытаний и расчетов;
- формирование итогов о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям Технического регламента либо в случае их невыполнения разработка мер по их устранению.
По окончанию проведения пожарного аудита формируется заключение, которое содержит все ключевые выводы об оценке пожарного риска исследуемого объекта. Заключение может быть оформлено и направлено как в письменном, так и электронном виде. В течение 5 рабочих дней после утверждения указанного выше заключения данные результатов независимой оценки пожарного риска направляют в территориальные органы МЧС.
В случае выявления нарушений разрабатывается специальный план по их устранению и направляется вместе с заключением о противопожарном состоянии объекта. Контроль за выполнением указанного плана осуществляется организацией, осуществлявшей пожарный аудит.
- Плюсами пожарного аудита являются то, что его проведение позволяет снизить затраты на обязательное страхование имущества от пожара.
- К минусам можно отнести тот факт, что проверок объекта со стороны органов МЧС избежать не получится. Пожарный аудит может помочь лишь отсрочить данные проверки, так как в случае проведения пожарного аудита органы МЧС не имеют права осуществлять надзор на рассматриваемом объекте.
Экологический аудит
Особенности эко аудита позволяют:
- проконтролировать предоставляемую заказчиком информацию,
- соответствие к экологическим требованиям объекта, её стандартам нормативным актам сертификатам,
- оценить систему управления не угрожающей на экологическую среду здоровью работника,
- оценить риск воздействий на среду регулируемых и не регулируемых субъектов.
Экологический аудит может быть:
- По запросу предприятия (Добровольный),
- По решению государственных органов (Обязательный).
Разделяют эко аудит на три вида:
- внутренний (проверяют конкретное предприятие),
- отраслевой (деятельность отдельной отросли),
- территориальный (обследуют конкретную территорию).
Проводится экологический аудит в том случае, если заказчик или государственные органы решат:
- обосновать стратегию экологической политики предприятия;
- оценить текущую деятельность предприятия с точки зрения экологии;
- определить дальнейшее развитие экологии и его приоритетов на предприятии;
- выявить для осуществления приоритетов предприятия для его существования;
- проверить охраняемую законом природу, о соблюдении деятельности хозяйства;
- повысить действия предприятия с экологической средой;
- снизить риск непредвиденных ситуаций.
В плане проведении экологического аудита требуется порядок проведения, т.е определить источник финансирования, определить какова позиция, направления аудита, заключить договор в области оказания экологической проверки.
Проведение аудита
FinExpertiza снова в десятке крупнейших аудиторских групп и сетей по версии RAEX.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ АУДИТОР БАНКА РОССИИ
С 2017 г. компания ФинЭкспертиза является аудитором годовой отчетности Банка России.
СЕТЬ ФИНЭКСПЕРТИЗА ПРОДОЛЖАЕТ РАСШИРЯТЬСЯ
К международной сети FinExpertiza присоединилась компания из Нидерландов.
FINEXPERTIZA.COM
Для своих клиентов в разных уголках мира мы запустили глобальный сайт международной сети FinЕxpertiza.
Ильгиз
Баймуратов
Партнёр
Заместитель генерального директора
Наталья
Борзова
Партнёр,
заместитель генерального директора по работе с кредитными организациями
Наталия
Тарабарина
Партнёр
Заместитель генерального директора
Руководитель Департамента международной отчетности
26 Сентября 2019
«Банки еще летом закладывали в свои условия по ипотеке очередное сентябрьское снижение ключевой ставки»: комментарий Нины Козловой Forbes
25 Сентября 2019
«Полмиллиона, расходуемые на создание одного «ребенко-места» в яслях, можно использовать иначе»: комментарий Агвана Микаеляна РБК ТВ
25 Сентября 2019
«Действия регулятора жестче всего сказываются на рынке водки и ликероводочных изделий»: комментарий Елены Трубниковой Российской газете
25 Сентября 2019
Полусухой закон: с 2010 года розничные продажи алкоголя сократились на четверть
24 Сентября 2019
7 градусов и 42 километра: поздравляем Игоря Шестакова с отличным забегом в Московском марафоне
17 Сентября 2019
Тюльпаны и глобальные коммуникации: конференция FinExpertiza Network пройдет в Амстердаме
Свяжитесь
с нами!
Баймуратов Ильгиз Юсупович
Партнёр
Заместитель генерального директора
Образование
- Российский Университет Дружбы народов, специальность — экономика;
- Высшая школа экономики. Специальность — бухгалтерский учет и аудит;
- Кандидат экономических наук;
- Квалификационный аттестат аудитора;
- Сертифицированный общественный бухгалтер США (CPA).
Профессиональный опыт
- В ФинЭкспертизе – с 2015 года. До этого в течение последних трех лет успешно осуществлял руководство финансовой службой крупнейшего машиностроительного холдинга, принимал активное участие в его формировании с начального этапа как в части привлечения и структурирования внешнего финансирования, проведения сделок, так и в области постановки функций финансового, бухгалтерского, налогового учета, казначейства и контроллинга;
- Опыт руководства проектами по оказанию аудиторских и сопутствующих услуг для предприятий энергетики, металлургии, машиностроения и нефтегазовой отрасли в компаниях Большой Четверки составляет более 14 лет;
- Осуществлял сопровождение сделок крупнейших российских производственных холдингов по размещению долговых и долевых ценных бумаг на российском и зарубежных рынках капиталов.
Борзова Наталья Евгеньевна
Партнёр,
заместитель генерального директора по работе с кредитными организациями
Образование
- Московский Государственный Университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), специальность — экономист;
- Квалификационный аттестат аудитора № К 002167 на право осуществления деятельности в области банковского аудита;
- Единый квалификационный аттестат аудитора.
Профессиональный опыт
- Имеет двадцатилетний опыт работы в банковской сфере и шестнадцатилетний – в области аудиторской деятельности.
- Непосредственно участвовала и руководила множеством проектов в банковской области, осуществляла руководство аудиторскими проверками и консультирование в области банковской деятельности.
- Автор многочисленных статей по учетной, кредитной, инвестиционной политике, различным аспектам аудита по РСБУ и МСФО в кредитных организациях, признанный эксперт в области деятельности и развития банковского бизнеса.
Тарабарина Наталия Равильевна
Партнёр
Заместитель генерального директора
Руководитель Департамента международной отчетности
Образование
- Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, специальность — инженер-радиомеханик;
- Высшая школа экономики. Специальность — бухгалтерский учет и аудит;
- Единый квалификационный аттестат аудитора;
- Диплом АССА по международной финансовой отчетности (ДипИФР).
Профессиональный опыт
- Член Российской Коллегии Аудиторов.
- По итогам всеобщего голосования сотрудников «ФинЭкспертизы» — Персона года-1999.
- В течение последних лет успешно осуществляет руководство крупными комплексными проектами по аудиту, трансформации и обучению в области международной отчетности для ведущих компаний в различных отраслях бизнеса.
Имеет семнадцатилетний опыт работы в области бухгалтерского учета и аудита, воплотившийся во множестве успешно осуществленных проектов по следующим направлениям:
- Аудит отчетности, составленной в соответствии с РСБУ и МСФО;
- Оказание консультационных услуг по бухгалтерскому учету и налогообложению;
- Планирование аудита, руководство и участие в аудиторских проверках, консультирование клиентов.
7. Проведение аудита
Аудит проводится в 6 этапов, как показано на рисунке 7.
проверке на местах
Управление отчётом о проверке
Рис. 7. Этапы проведения аудита
Любой аудит проводится в ограниченное время и с ограниченными ресурсами. Проверки используют как время проверяющего, так и время проверяемых. Аудитор нарушает производственный процесс, отвлекая сотрудников при проведении совещаний, опросов и т.д., следовательно, для эффективного проведения проверки каждый аудит должен быть тщательно
Внутренний аудит системы менеджмента
подготовлен. Поэтому проведению проверки на местах предшествуют три подготовительных этапа: «начало аудита», «проведение анализа документов» и «подготовка к проверке на местах».
7.1 Начало аудита.
В начале конкретного аудита необходимо предпринять следующие
1. Определить цели , объём и критерии аудита,
2. Сформировать аудиторскую группу
Если компетентность членов аудиторской группы по отношению к специфике деятельности проверяемого подразделения или процесса недостаточна, то целесообразно включить в состав группы технических экспертов.
Подбор аудиторской группы должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить независимость аудиторской группы от проверяемой деятельности и исключить возможность конфликта интересов или конфликта между членами группы, при этом необходимо учесть и мнение проверяемого подразделения.
3. Согласовать с проверяемым подразделением сроки аудита.
Лица, ответственные за менеджмент программы аудита, или руководитель аудиторской группы должны заранее связаться с проверяемым подразделением для согласования сроков аудита и, при необходимости, состава аудиторской группы.
7.2 Проведение анализа документов
Проведение анализа документов – очень важный этап подготовки к аудиту, особенно на стадии внедрения и опытной апробации системы менеджмента. Поэтому при подготовке к проверке на местах внутренние аудиторы должны тщательно проанализировать документацию, имеющую отношение к критериям аудита. При анализе необходимо обращать внимание на:
• Возможные противоречия между действующими и вновь введёнными документами.
• Возможные противоречия в распределении ответственности. Например, может оказаться, что в общесистемном Руководстве оп-
Внутренний аудит системы менеджмента
ределена ответственность за какой-то процесс, в процедуре по этому процессу в качестве ответственных названы другие лица, а в их должностных инструкциях вообще нет упоминания об этой ответственности.
• Применение «общих фраз» при описании деятельности. Такие места в тексте документа часто служат сигналом, что порядок осуществления этой деятельности не определён, или она вообще не осуществляется. В этом случае аудитор должен сделать себе пометку, что необходимо при проверке на месте проверить, как на самом деле осуществляется эта деятельность,
Если документация будет признана неадекватной, то руководитель аудиторской группы должен сообщить об этом ответственному за менеджмент программы аудита и руководителю проверяемого подразделения для принятия дальнейшего решения.
7.3 Подготовка к проведению аудита на местах.
На этом этапе необходимо предпринять следующие шаги:
1. Руководитель аудиторской группы должен подготовить план ау-
План аудита должен включать:
• цели и критерии аудита;
• объем аудита, включая указание должностных лиц, подразделений и процессов, подлежащих проверке;
• дату и место проведения аудита.
• время и место проведения мероприятий, связанных с аудитом, в том числе вступительного и заключительного совещаний.
Пример формы плана проведения внутреннего аудита приведён на
Внутренний аудит системы менеджмента
План проведения внутреннего аудита
1. Основание для проведения аудита_______________________________
2. Период аудита: с ___________ по ______________________________
4. Цели и критерии аудита: Подтверждение того, что деятельность подразделения ____________________________ и ее результаты удовле-
творяют требованиям __________________________________,
5. Объем аудита: Осуществление проверки по процессам (аспектам)
6. Руководитель аудиторской группы _____________________________
7. Ответственность за организацию аудита со стороны проверяемого подразделения несет __________________________________________
8. Отчет о результатах аудита направить:
Руководителю проверяемого подразделения_______________________
Представителю руководства ____________________________________
9. Расписание аудита
Руководитель аудиторской группы _____________________________
Рис. 8. Пример формы плана проведения внутреннего аудита.
Внутренний аудит системы менеджмента
План должен быть утверждён ответственным за менеджмент программы аудита и представлен проверяемому подразделению до начала проведения аудита на местах.
Любые возражения со стороны проверяемого подразделения должны быть разрешены совместно руководителем аудиторской группы, руководством проверяемого подразделения и ответственным за менеджмент программы аудита.
2. Руководитель аудиторской группы должен распределить обязанности между членами аудиторской группы с учётом особенностей различных областей проверки и личных качеств, знаний, умений и опыта аудиторов.
3. Члены аудиторской группы должны подготовить рабочие документы, включающие:
б) формы для регистрации информации, такой как свидетельства, наблюдения аудита и протоколы совещаний.
Ключевой частью в подготовке проверки является составление чеклиста. Чек-листы составляются с целью определить, выполняются ли должным образом те виды деятельности, которые проверяет аудитор.
Чек-лист – это контрольный перечень вопросов, которые должен проверить аудитор. Он может быть составлен и в форме вопросов к сотрудникам проверяемого подразделения, или в форме памятки для аудитора с указанием всех пунктов, по которым он планирует провести проверку.
Чек-листы можно использовать и как блокнот для заметок и/или журнал хода проверки, указывающий все детали системы, подвергнутые проверке, даже если не выявлено никаких проблем.
На рисунке 9 приведён пример формы чек-листа. Предпочтительно, чтобы в каждом чек-листе содержались ссылки на конкретный пункт применимого стандарта, общесистемного Руководства или другого документа, на соответствие которому проводится проверка, а также поле для отметок о соответствии, несоответствии и комментариев. Аудитор в ходе проверки делает свои пометки в чек-листе, что в дальнейшем облегчает работу по составлению заключений аудита.
Чек-лист, должен быть составлен таким образом, чтобы в проверку были включены:
Источники
Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.- Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
/oli>
Я Роман Петренко — юрист с 10 летним стажем работы в крупной торговой компании. Данный ресурс создан с целью личных заметок, но будет полезен широкому кругу пользователей, интересующихся или ищущим ответы на тему юридического права.
