Прогрессивная налоговая система

Полезный материал в статье: "Прогрессивная налоговая система" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Прогрессивная ставка налога: понятие, особенности, место в налоговой системе РФ

Понятие и виды тарификации фискальных платежей

Ставка налога — один из основных элементов фискального платежа. Ее устанавливают для каждого налогового сбора на законодательном уровне.

Тариф налога или сбора характеризует величину, уплачиваемую в бюджет, по отношению к налогооблагаемой базе. Они могут устанавливаться в абсолютном или процентном выражении. В абсолютном размере уплачиваемая сумма налога может устанавливаться, как правило, если неприменимо понятие налогооблагаемой базы. Примером такого платежа является госпошлина за регистрацию юридически значимого действия при обращении в госорганы.

Процентные, в свою очередь, делятся на:

  • пропорциональные: тариф устанавливается в едином размере и не изменяется при росте или снижении базы налогообложения;
  • регрессивные: тариф снижается при росте базы налогообложения;
  • прогрессивные: тарификация предусматривает рост уплачиваемых сборов при росте налоговой базы.

Прогрессивная налоговая система

При применении прогрессивной ставки налога чем больше налогооблагаемая база, тем больший объем налоговых сборов уплачивает налогоплательщик. В практике может применяться одноступенчатая или многоступенчатая прогрессия.

Одноступенчатая прогрессия предусматривает установление одной налоговой ставки. При этом устанавливается необлагаемый размер дохода, до достижения которого налогоплательщик не уплачивает налоговый сбор вовсе.

[2]

Многоступенчатая прогрессия — более сложный метод. Он предусматривает деление налогооблагаемой базы на части. В границах каждой части устанавливается свой размер тарифа. Чем выше доход, тем больше сумма уплачиваемых фискальных сборов.

Использование прогрессивного налогообложения в мире

Фискальный сбор, для которого наиболее часто устанавливается прогрессивная налоговая ставка, — это подоходный налог. Прогрессирующий в зависимости от роста доходов тариф при налогообложении доходов физических лиц установлен во многих государствах, например в США, странах Евросоюза, Китайской Народной Республике. Национальные системы налогообложения используют и многоступенчатую, и одноступенчатую прогрессии.

Так, например, в Чехии используется одноступенчатый тариф в размере 15 %. При этом установлен необлагаемый минимум в размере 24 840 крон.

Многоступенчатые тарифы могут иметь достаточно много градаций. При этом также могут устанавливаться необлагаемые минимумы. Так, в Австрии установлено всего три ступени налогообложения со ставками 36,5; 43,2 и 50 % и необлагаемый минимум 11 000 евро. А, например, в Герцогстве Люксембург подоходный налог 18-ступенчатый с диапазоном ставок от 8 до 40 %.

История применения прогрессивной ставки в России

В современной системе налогообложения не используется прогрессивная тарификация ни в одном фискальном платеже. Но в истории взимания подоходного налога практика применения прогрессии имела место быть не так давно. До 2001 года в РФ применялся тариф с прогрессией при обложении доходов физических лиц. С 01.01.1998 была установлена многоступенчатая прогрессия тарифа НДФЛ:

НДФЛ с 01.01.1998

Доход, руб. Ставка До 20 000 12 % 20 001–40 000 15 % 40 001–60 000 20 % 60 001–80 000 25 % 80 001–100 000 30 % Свыше 100 001 35 %

С 2000 года тарификация была значительна упрощена (до трех ступеней), а с 2001 года установлена единая, не зависящая от получаемого дохода величина уплачиваемого НДФЛ в размере 13 %, которая применяется по настоящее время.

Разговоры о переходе не прогрессивную модель периодически возникают. Но Министерство финансов РФ неоднократно высказывалось о нецелесообразности в данный момент такого изменения налоговой системы (Письма от 24.07.2018 № 03-04-05/47745; от 26.09.2017 № 03-04-05/62106). Основными аргументами при этом являются простота исчисления, уплаты и администрирования, а также инвестиционная привлекательность РФ при существующей системе.

Прогрессивная налоговая система

Прогрессивное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика. По английски: Graduated taxation См. также: Прогрессивное налогообложение Налоговые системы Финансовый… … Финансовый словарь

Прогрессивное налогообложение — Прогрессивное налогообложение система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются. В финансовой практике существует два вида прогрессии:… … Википедия

Прогрессивное налогообложение — (англ progressive taxation) налогообложение, при котором с ростом облагаемого дохода или имущества (налоговой базы) последовательно возрастает и налоговая ставка … Энциклопедия права

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр.… … Экономический словарь

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — (progressive taxation) Система налогообложения, устанавливающая пропорционально более высокие налоговые ставки для лиц с более высоким доходом. Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл … Политология. Словарь.

Прогрессивное налогообложение — налогообложение, предусматривающее повышение ставки налога по мере роста налоговой базы … Экономика: глоссарий

[3]

прогрессивное налогообложение — порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц. * * * (англ progressive taxation) налогообложение, при котором … Большой юридический словарь

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. При П.н. ставка налога возрастаете ростом налоговой базы. В настоящее время выбор П.н. в большой… … Энциклопедический словарь экономики и права

Прогрессивное налогообложение — PROGRESSIVE TAXATION Система налогообложения, при которой налоговые ставки увеличиваются в зависимости от величины дохода. Чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Существуют минимальные, средние и максимальные налоговые… … Словарь-справочник по экономике

прогрессивное налогообложение — Система взимания подоходного налога, согласно которой лица, имеющие более высокий доход, платят налоги по более высокой ставке, чем лица с более низким доходом; также наз. graduated tax (дифференцированный налог). В США действует система… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Прогрессивная налоговая система

Прогрессивное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика. По английски: Graduated taxation См. также: Прогрессивное налогообложение Налоговые системы Финансовый… … Финансовый словарь

Читайте так же:  Дубликат больничного листа

Прогрессивное налогообложение — (англ progressive taxation) налогообложение, при котором с ростом облагаемого дохода или имущества (налоговой базы) последовательно возрастает и налоговая ставка … Энциклопедия права

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц … Юридический словарь

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр.… … Экономический словарь

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — (progressive taxation) Система налогообложения, устанавливающая пропорционально более высокие налоговые ставки для лиц с более высоким доходом. Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл … Политология. Словарь.

Прогрессивное налогообложение — налогообложение, предусматривающее повышение ставки налога по мере роста налоговой базы … Экономика: глоссарий

прогрессивное налогообложение — порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц. * * * (англ progressive taxation) налогообложение, при котором … Большой юридический словарь

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. При П.н. ставка налога возрастаете ростом налоговой базы. В настоящее время выбор П.н. в большой… … Энциклопедический словарь экономики и права

Прогрессивное налогообложение — PROGRESSIVE TAXATION Система налогообложения, при которой налоговые ставки увеличиваются в зависимости от величины дохода. Чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Существуют минимальные, средние и максимальные налоговые… … Словарь-справочник по экономике

прогрессивное налогообложение — Система взимания подоходного налога, согласно которой лица, имеющие более высокий доход, платят налоги по более высокой ставке, чем лица с более низким доходом; также наз. graduated tax (дифференцированный налог). В США действует система… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

студент, Институт прокуратуры РФ СГЮА,

студент, Институт прокуратуры РФ СГЮА,

канд. юрид. наук, доц. кафедры финансового, банковского и таможенного права СГЮА,

В последнее время периодически возникают дискуссии по вопросу введения прогрессивной шкалы налогообложения в налоговую систему РФ. Так, в августе 2016 года депутаты Государственной Думы от фракции ЛДПР подготовили законопроект о введении данной системы налогообложения на доходы граждан. По их мнению, данная реформа позволит существенно «изменить имущественное неравенство среди населения» [2]. Однако Министерство финансов РФ до сих пор выступала противником данной инициативы.

Между тем, данный законопроект весьма небезынтересен. Представляется необходимым его тщательный анализ и аргументирование позиций как за, так и против его введения.

Суть прогрессивной шкалы состоит в том, что при ней используется прогрессивная налоговая ставка, размер которой возрастает по мере роста налоговой базы [3, с. 56].

В России с 2001 года действует адвалорная ставка налога на доходы физических лиц, которая установлена на уровне 13 % независимо от доходов физического лица [4, п. 1, ст. 224], что по замыслу законодателей способствует упрощению сбора налогов и легализации заработных плат, выдаваемых «в конвертах». По сведениям Министерства по налогам и сборам РФ, после введения твердой ставки налога на доходы физических лиц, его поступления в бюджет за финансовый год возросли в 1,5 раза [5]. Однако данный факт не стоит связывать полностью с изменением налогообложения, так как экономика в тот период переживала кризисные явления и фактически не показывала роста, также стоит упомянуть о существовании криминальных капиталов в обороте, к тому же органы налогового администрирования и фискальные органы находились на стадии формирования. Бесспорен и тот факт, что налогоплательщиков, готовых отдать налог в размере 13% от своего дохода, гораздо больше, нежели их будет при установлении ставки в размере из диапазона 35-45%.

Однако факт формирования налоговой системы большинства западных стран на основе прогрессивной шкалы говорит о ее действенности и успешности применения. В этих странах разница между минимальной и максимальной ставкой налога может отличаться в 6-8 раз. Например, во Франции налог возрастает в геометрической прогрессии в зависимости заработка от 5,5% до 45%, а люди с низкой заработной платой освобождены от уплаты налога. Налоговые ставки в зависимости от размера годового дохода установлены в границах от 5,5% до 45%. В США предельная ставка налога равна 39,6 %, кроме этого около половины федерального бюджета формируются за счет налогов, уплачиваемых наиболее обеспеченными слоями населения, процентная доля которых составляет одну пятую часть от общего числа граждан. Российская Федерация, имея более мягкие налоговые условия, собирает налоговых платежей в бюджет значительно меньше: примерно 10% [7].

За введение прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц выступают ряд высокопоставленных государственных деятелей. По мнению вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец данная реформа позволит освободить наименее обеспеченных граждан от уплаты налога, вследствие чего это способствует уменьшению бедности в стране, а также увеличить налоговую нагрузку на состоятельных [1].

Что касается упомянутой законодательной инициативы, то депутаты в своем законопроекте предлагают освободить от уплаты налога россиян с месячной заработной платы менее 15 тыс. руб. или годовой в размере менее 180 тыс. руб. Кроме этого, для людей с годовым доходом более до 2,4 млн. руб. или 200 тыс. руб. в месяц законодатель предлагает вести ставку налога в размере 13%. А для состоятельных граждан с годовым заработком от 2,4 млн. руб. до 100 млн. руб. депутаты предлагают установить фиксированный налог в размере 289 тыс. руб. плюс 30% от суммы, превышающей 2,4 млн. рублей [6].

На основании всего вышесказанного можно прийти к выводу, что прогрессивное налогообложение весьма привлекательно и гораздо более эффективно выполняет свою фискальную роль. Важным является и то, что оно способно очень эффективно способствовать перераспределению общественного продукта, что обеспечит серьезный уровень стабильности в обществе, в значительной степени остановит социальное расслоение. Но также следует понимать и учитывать и те издержки, которые сопровождают реализацию данной идеи. Только когда государству будет под силу, прежде всего в экономическом плане, полностью контролировать процесс перехода от твердой ставки на НДФЛ к прогрессивной, когда будет выработана последовательная политика, чёткая стратегия осуществления данной реформы, только тогда можно будет серьезно поднимать вопрос в стенах законодательного органа государственной власти.

Читайте так же:  Кбк 18210101011011000110 – какой налог

Системы налогообложения

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (систем налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (табл. 1).

Таблица 1. Пропорциональный налог

Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста (табл. 2).

Таблица 2. Прогрессивный налог

Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог 1 . Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается (табл. 3).

Таблица 3. Регрессивный налог

Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко 1 . Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог — это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., — лишь 0,05%.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Влияние налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2 на рис. 1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 на рис. 1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до Р2) и объема выпуска (от Y1 до *). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

а) Снижение налогов б) Рост налогов

Видео (кликните для воспроизведения).

Рис. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

Прогрессивная система налогообложения

Что имеют в виду, когда говорят о прогрессивной налоговой системе? В редких случаях под ней подразумевается передовая система налогообложения, принятая в той или иной стране или предлагаемая для введения и которая может рассматриваться как образец дальнейшего развития налоговых систем. Как правило все же, прогрессивная система предполагает лишь особый порядок исчисления налогов и сборов, а именно, рост налоговой нагрузки по мере увеличения облагаемой налогом базы.

Прогрессивная ставка налога это…

В основе прогрессивного налогообложения положен принцип, согласно которому чем выше облагаемый доход, тем по более высокой ставке он должен облагаться.

[1]

Соответственно, прогрессивная налоговая ставка – это такая ставка налога, которая возрастает по мере увеличения облагаемой базы.

К примеру, до введения в действие с 01.01.2001 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ вопросы исчисления и уплаты налога с доходов физлиц регулировались Законом РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Указанным Законом предусматривалось удержание НДФЛ с применением прогрессивной ставки. Так, ст. 6 последней действовавшей редакции указанного Закона предусматривала такие ставки НДФЛ:

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Ставка налога
до 50 000 руб. 12% от 50 001 руб. до 150 000 руб. 6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000 руб. от 150 001 руб. и выше 26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

Прогрессивное налогообложение в России

В России вопрос о возвращении к прогрессивной шкале налогообложения доходов физлиц периодически возникает. Необходимость введения прогрессивной ставки объясняется потребностью пополнения доходной части бюджета. Противники говорят о риске ухода доходов «в тень».

Читайте так же:  Удержание излишне выплаченной заработной платы

В любом случае, Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов не предусматривают введение в ближайшее время прогрессивной ставки налогообложения доходов физлиц (Письмо Минфина от 25.01.2016 № 03-04-05/2540 ).

Элементы прогрессивного налогообложения можно усмотреть, к примеру, в транспортном налоге, по которому налоговая ставка растет по мере увеличения физического показателя объекта налогообложения (к примеру, по мере увеличения мощности двигателя). Но это не прогрессивное налогообложение в чистом виде. Прогрессивная ставка должна предусматривать увеличение налоговой нагрузки при росте показателей в отношении одного и того же объекта.

В целом прогрессивное налогообложение в РФ не применяется. А по отдельным видам обязательных платежей в бюджет усматриваются скорее даже регрессивные ставки. К примеру, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2017 году в общем случае исчисляются по ставке 22%, а с суммы облагаемых выплат, которая превышает 876 000 рублей, страховые взносы исчисляются уже по ставке 10% (ст. 426 НК РФ, Постановление Правительства от 29.11.2016 № 1255).

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги

Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Такое деление базируется на соотношении между налоговой ставкой и доходом (или другим объектом налогообложения):

— прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения;

— регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения;

— пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения.

При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном и пропорциональном — тяжелее ударяет по бедным. Именно поэтому многие экономисты выступают против введённой в России единой ставки налога на доходы с физических лиц.

Совокупность взимаемых государством налогов, платежей, а также формы и методы их построения образуют все элементы налоговой системы. Как правило, она строится по формуле: ядро плюс специальные и целевые налоги. Ядро представляет собой несколько наиболее крупных налогов на те объекты, которые выражают конечные финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности. Оно обеспечивает основную массу денежных доходов государства. Специальные налоги учитывают наличие разнообразных второстепенных доходных объектов, они дополняют функциональные возможности ядра налоговой системы.

Источником инноваций в западных странах наряду с государством выступают транснациональные корпорации. Так, например, совокупная величина научных расходов ТНК — мировых лидеров составляет: «Дженерал Моторс» — USD 8,2, «Форд» — 6,3, «Сименс» — 4,47, ИБМ — 4,3, «Хитачи» — 3,65, а в расчете на одного занятого — «Майкрософт» — 87 тыс., «Интел» — более 35 тыс.

К сожалению, как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации. Экономическая специфика научных и инновационных организаций определяется следующими признаками.

Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН).

Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.
Очевидно, что довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

В мировой практике инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему мер, таких, как прямое бюджетное финансирование, гранты государственные и частные, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ.
Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще, инновационному в частности наблюдается прямая зависимость.
Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

С этих позиций налоговое стимулирование инновационной деятельности будет рассмотрено как с точки зрения непосредственных участников инновационного процесса, так и с точки зрения компаний, формирующих «среду» для инновационного развития: к последним, в частности, относятся кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

НДС

Не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

— разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

— создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и непредназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т.п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности.

Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника — вне зависимости от страны регистрации получателя роялти.

Читайте так же:  Очередность кредиторов при банкротстве

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Прогрессивная налоговая система

В настоящее время в России широко обсуждается введение прогрессивной системы налогообложения. В Государственную Думу РФ уже несколько лет поступает законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», который предусматривает введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц. «Система налогообложения должна представлять собой такую систему, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок» [5]. Данная тема является актуальной, так как в текущих реалиях проблема перераспределения доходов стоит как никогда остро. Кроме того, в условиях тяжелой экономической ситуации в стране необходимы дополнительные поступления в государственный бюджет.

Прогрессивное налогообложение – это повышение эффективной ставки при увеличении налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение применяется в основном при налогообложении физических лиц (подоходный налог) [3].

Его впервые ввели в Великобритании. Это сделал премьер-министр Уильям Питт Младший в декабре 1798 года. В нашем государстве впервые попытались внедрить подоходное прогрессивное обложение в1810 г. При проведении военных действий с французскими войсками. Государственный бюджет при Наполеоне обеднел и произошел обвал курса бумажного рубля, по этой причине правительство обложило помещиков этим налогом; обложение применялось с пятисот рублей дохода и прогрессивно поднималось до 10 % чистой прибыли. Когда война с французскими войсками была окончена, поступления быстро уменьшились, затем в 1820 году этот налог отменили. Но это был далеко не единственный случай внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в истории нашего государства.

Применить в силу закон о подоходном налоге хотели еще в Советской России в годы гражданской войны и НЭПа. По прусскому образцу в России 6 апреля 1916 года был создан документ, начало действия которого было запланировано на 1917 год. Но в связи с революцией закон о подоходном налоге не заработал. После принятия определенного количества указов, целью которых было развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге», 23 ноября1922 года был принят декрет и налогообложение реформировано.

В наши дни, согласно статье 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц составляет 13% [1]. Часть вторая функционирующего и по сей день Налогового кодекса Российской Федерации начала действовать с 01.01.2001 г. Авторы данного кодекса считали, что при вводе плоской шкалы налогообложения, будет упрощен сбор налогов, будут «белые» зарплаты, увеличится привлекательность нашего государства для частных инвесторов. Планировалась данная мера на десять лет. Но как мы видим сейчас, данная система не изменилась. Увеличение собираемости налога сегодня происходит в основном за счет граждан с менее высоким уровнем дохода, что ведет к возрастанию разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения.

«При прогрессивном налогообложении с увеличением налоговой базы растет ставка налога»[7]. Это дает возможность получения конкретной экономической выгоды (к примеру, увеличение налоговых поступлений в бюджет) и помогает снять социальную напряженность в стране. В нашей стране большая часть субъектов федерации дотационные, поэтому рост прибыли в региональных бюджетах (за счёт поднятия ставки налогообложения для определённой части населения) помогло бы их развитию. По поводу социального напряжения, данная тема очень злободневная для нашей страны. Прогрессивное налогообложение подразумевает поддержку населения с невысокими доходами, за счет поднятия ставки налогов для населения с большими доходами.

Рассмотрим зарубежный опыт. Прогрессивная шкала налогообложения применяется в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Китае, Люксембурге, Нидерландах, Финляндии, Франции, США, Швеции, Швейцарии, ЮАР и других странах. Как можно заметить, в списке большинство составляют развитые страны, занимающие господствующее положение в мировой экономике. Мировое сообщество уже давно стало принимать меры на законодательном уровне к тому, чтобы разработать механизм, позволяющий избежать и устранить двойное налогообложение, сократить бремя налоговых обязательств [4].

Пример Китая, в котором минимальная ставка подоходного налога составляет 3%, а максимальная ставка – 45%, демонстрирует нам, что в условиях прогрессивного налогообложения экономический рост может продолжаться даже в период мирового финансового кризиса. Более того, несмотря на то, что по численности населения эта страна почти в 10 раз превосходит Российскую Федерацию, в Китае успешно справляется с задачей налогового администрирования прогрессивного подоходного налога, имеющего 7 ступеней.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога 6-ступенчатая. Она пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физических лиц во Франции на 2014 год:

-QF до 6 011 евро в год: налог 0%

-QF от 6 012 до 11 991 евро в год: налоговая ставка 5,5%

-QF от 11 992 до 26 631 евро в год: налоговая ставка 14%

-QF от 26 632 до 71 397 евро в год: налоговая ставка 30%

-QF от 71 398 до 151 200 евро в год: налоговая ставка 41%

-QF от 151 201 евро в год и выше: налоговая ставка 45% (где к 45% подоходного налога прибавляется еще 3 % так называемого налога на высокие доходы при доходах от 250 001 до 500 000 евро, и 4% при доходах выше 500 000 евро) [4].

Но все же отношение к прогрессивной шкале налогообложения противоречиво. Чиновники ратуют за плоскую шкалу налогообложения, считая, что это позволит избежать жульничества и взяточничества, уклонения от уплаты налогов. Академики РАН, напротив, в докладе, который был посвящен «Стратегии-2020» [6] благосклонны к прогрессивному налогообложению, считая его одним из мер экономического развития нашей страны.

При рассматривании варианта о переходе на прогрессивную шкалу налогов, нужно разобраться в следующих нюансах:

1. Поднятие налогов неизбежно приведет к утаиванию доходов налогоплательщиками, что в свою очередь уменьшит поступления доходов в бюджет. Это главная причина применения плоской шкалы. Для преодоления этой проблемы нужно развить правовую культуру людей и преодолеть правовой нигилизм.

Читайте так же:  Буквенные обозначения в табеле учета рабочего времени

2. Большие налогоплательщики, как правило, получают прибыль в наиболее развитых регионах государства, это приводит к увеличению разрыва между субъектами Российской Федерации при отчислении налогов в данный зажиточный регион. Решить эту проблему можно приняв необходимые законы, которые дадут возможность для перераспределения денежных средств.

3. Прогрессивное налогообложение может быть воспринято как наказание состоятельных граждан, которые имеют большую прибыль. По моему мнению, эти высказывания не совсем корректны. Потому, что развитие среднего класса в нашей стране только происходит, и поднятие налогов не даст возможности развитию данного слоя общества. А касательно больших предприятий и лиц с большими доходами, то прогрессивный налог можно рассмотреть с социальной точки зрения, то есть как оказание помощи бедным слоям общества.

По мнению Дж.М. Кейнса, изложившего основные положения своей теории в книге «Общая теория занятости, процента и денег»[2], прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций, давая только положительный эффект. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

В отличие от западных ученых, наши соотечественники, такие как А.Н.Кудряшова, Казначеева Н.Л, Лапов Д.Е. понимая всю сложность введения прогрессивного налога в нашу систему налогообложения, замечали противоречивый характер и рассматривали прогрессивную шкалу, как с положительной, так и отрицательной стороны. Но все они приходили к одному знаменателю: прогрессивное налогообложение в долгосрочной перспективе нужно ввести в действие в России.

Данные новшества нужны, но они не должны быть поспешными и не продуманными и опираться только на политические недалекие цели.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в нашей стране весьма проблематично. Изучив доклад ОЭСР видим, что в ближайшем будущем увеличение налогов неизбежно во всех государствах. Но конкретно в нашей стране возможности увеличения налогов практически исчерпаны. Откладывание Министерством финансов в который раз внедрение налога на недвижимость подтверждает это. Но в то же время сейчас Минфин предлагает увеличить ставку НДФЛ с 13% до 15%. При этом 6−8 процентных пункта будут направляться в федеральный бюджет. Сейчас вся сумма остается в регионах, составляя существенную – более трети – часть их доходов. Один из вариантов Центра Кудрина предполагает еще более высокую ставку – 17%. Налоговая шкала при этом так и останется плоской. Миллионеры и те, кто живет на среднюю зарплату, будут платить одинаково.

В октябре 2013 года на рассмотрение в Госдуму поступил еще один законопроект, предусматривающий введение прогрессивной шкалы налогообложения по доходам. На этот раз с инициативой выступил депутат Государственной Думы от фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Законопроект предусматривает установление в отношении ежегодного размера доходов следующие ставки налога (рисунок 1):

Рисунок 1. Ставки налога согласно законопроекту от фракции «Справедливая Россия» [9].

В марте прошлого года в Госдуме рассматривался законопроект, согласно которому люди с зарплатой менее 40 тысяч рублей в месяц должны перечислять государству менее 13 процентов, от 40 тысяч – 13 процентов, от 100 тысяч – 16 процентов. Положительный эффект для бюджета оценивался в 400 миллиардов рублей. В октябре от партии «Справедливая Россия» поступило предложение облагать налогом в 25 процентов доходы от 25 до 100 миллионов рублей в год; 35 процентов должны были бы платить те, кто получает от 100 до 200 миллионов; 50 процентов – получающие больше 200 миллионов [9]. Ни один документ так и не был одобрен нижней палатой.

Настораживает то, что вместо отказа от простых решений мы стараемся их еще более упростить. Основываясь на мировой опыт, видим, что плоской должна быть или шкала подоходного налога, или ставка социальных взносов. В случае если мы берем подоходный налог по прогрессивной шкале, необходимо принять решение, что делать со страховыми взносами. В противном случае появится угроза разбалансировки пенсионной системы. «Необходимо заниматься не увеличением налога с физических лиц, а переходом на прогрессивную шкалу налогов» [10].

Итак, можно сделать вывод, что прогрессивная шкала налогообложения, как и любая другая система, имеет свои недостатки и положительные стороны. С одной стороны она дает толчок развитию, значительную экономическую доходность, приводит социальное неравенство к разумным пропорциям. С другой стороны велика вероятность увеличения теневых доходов, роста безработицы, снижения материального стимулирования, а так же не стоит забывать, что введение прогрессивного налога требует немалых затрат по внедрению. Возможно, предлагаемые законодателями модели налогообложения не совсем идеальны, но есть уверенность в том, что, основываясь на опыте других стран и учитывая особенности нашей экономики, в результате будет принято правильное решение, которое окажется наиболее приемлемым для граждан.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как заявил Президент РФ Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) задача налоговой системы состоит «Не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы, регионов и муниципалитетов»[8].

Источники


  1. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  2. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  3. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.
  4. /oli>

    Прогрессивная налоговая система
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here