Продажа сигаретного набора законно или нет

Полезный материал в статье: "Продажа сигаретного набора законно или нет" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Установить возраст покупателя табачной продукции можно будет на основании широкого перечня документов, удостоверяющих личность

Перечень утвержден в соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В него включены следующие документы:

паспорт гражданина РФ;

временное удостоверение личности гражданина РФ;

паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

удостоверение личности военнослужащего или военный билет;

паспорт иностранного гражданина;

[3]

вид на жительство в РФ;

[1]

разрешение на временное проживание в РФ;

свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ;

оцените изящество бизнес- идеи или «табачный набор»

Вылетаю я вчера из краснодара.
около аэропорта ларек.
подхожу «сигареты давыдофф есть?»
«нет»- разочарованный, отворачиваюсь, взгляд скользит по витрине- ба! квадратный метр сигарет, в тоом числе и давыдофф.
— а это что.
— табачный набор.
-.
к пачке сигарет намертво- не отдерешь- прискотчена самая говенная зажигалка стоимостью от 5 до 10 (в самом жадном супермаркете) рублей.
на самом скотче тоже надпись- табачный набор.
максимально разрешенная стоимость давыдоффа, пропечатанная на пачке -60 руб.
за набор попросили скромно.. 85 рублей всего.

но и это еще не все..
я сдуру купил два «набора»
и на контроле в аэропорту у меня, естественно, вторую зажигалку отняли.

quote: и на контроле в аэропорту у меня, естественно, вторую зажигалку отняли.

Угу, вернут в ларек, опять скотчем к очередной пачке примотают.

Такую тему видел в питерских забегалвоках лет . назад.
Когда там был последний раз. Года три, наверное.

К примеру:
«Табачный набор Мальборо». Пачка сигарет + зажигалка (или пачка «Дирола») или коробок спичек (хорошо, если не бумажных) по двойной цене от цены самих сигарет.

Так что, Вас еще скромно «отоварили».

quote: а вот с Примой есть табачные наборы?

quote: Originally posted by paradox:
за набор попросили скромно.. 85 рублей всего.

А что, 2 зажигалки в самолет уже низзя?

quote: А что, 2 зажигалки в самолет уже низзя?

quote: неужели бы не воспользовались ? И что, правда не воспользовались бы .

А ларек просто другим куревом торговал?
За 50 р с блока я б его вообще не завозил, убытки с недостачи одной пачки
прибылью с продажи блока не покрываются

А можт Давыдофф сейчас чем то другим, вместо табака забивают?

вот и вроде как законно цену подняли.

quote: А можт Давыдофф сейчас чем то другим, вместо табака забивают?

Кто продает деревянные коробочки, кто-то сигареты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это торговля.
Если дорого — не покупай.

Я никак не пойму в чем вина торговца сигаретами?

[2]

quote: Я никак не пойму в чем вина торговца сигаретами?

..такая ересь практиковалась в начале 90х и конце 80х.. в нагрузку впендюривалось эдакое..2 пачки масла ? Нет проблем.Вот «в нагрузку» Сельд иваси пряного посола..размером с диск пулемета..Маталыжок вам взвесить?Нет проблем.3 пачки маргарина в нагрузку.. Все новое-хорошо забытое старое..)

quote: Originally posted by Тилль:

такая ересь практиковалась в начале 90х и конце 80х..

Странно. У нас в Е-бурге наоборот — при цене Честерфильд 42р за пачку, продаются за 60 с чем-то наборы «2 пачки и зажигалка»

В Москве на Курском вокзале видел «табачный набор» пачка сигарет и. нет не зажигалка!, нет, не спички. зубочистка! Цена набора 100руб, на пачке напечатано 72руб. Зубочистка (1шт) за 28руб — это сильно. Так что с зажигалкой это таки весьма щедрое предложение

я тож на давыдоф перешёл

а в чем фишка того что на пачке указана цена, рекомендованная производителем? Она продавцу не закон и не указ. Это как в баре ссылаться на ценник оптовой базы.

quote: Я никак не пойму в чем вина торговца сигаретами?

quote: а в чем фишка того что на пачке указана цена, рекомендованная производителем? Она продавцу не закон и не указ

quote: А ларек просто другим куревом торговал?

По моему уже несколько лет как цена на пачке стала для продавцов законом так продают во всех барах. Чему удивляетесь?

не курю уже лет 8, не знал. Впрочем и тогда не считал оверпрайс на табак и алкоголь чем то плохим. На ВДНХ, например, пиво и табак всегда стоили во много раз дороже чем в городе.

quote: Впрочем и тогда не считал оверпрайс на табак и алкоголь чем то плохим

quote: Originally posted by paradox:

я собственно, тоже.
но закон есть закон.

Ну так закон и не нарушен отдельно сигареты нужно продавать по указанной цене.
На зажигалки спички и т.д. фиксированной цены нет.
можно спички продавать по 100р? по закону можно.
Значит зажигалка + сигареты может стоить и 85 и 185 и 1850? в чём проблема то? Меня если не устраивает цена я иду мимо что возмущаться то?

quote: Ну так закон и не нарушен отдельно сигареты нужно продавать по указанной цене.

Ну этой изящьной бизнес идее уже не один год


А продажу в нагрузку помойму ещё при СССР практиковали

quote: А продажу в нагрузку помойму ещё при СССР практиковали

типа бэк ин юэсэса?

Бросайте как я бросил.
Плохие нынче сигареты. Раньше куришь-куришь и ничего. А теперича здоровье плохеть начало

Задумался. А как у идеи «продажи в нагрузку» с законностью?

С одной стороны — похоже на притворную сделку, поскольку продажа «табачного набора» позволяет обойти запрет на торговлю сигаретами (если нет лицнезии) или запрет на превышение максимальной розничной цены.
Примерно как в случае с «продажей авто по доверенности». Деньги получены, авто передано (вроде как — купля-продажа), но вместо переоформления выписана доверенность.

С другой стороны — навязывание услуг недопустимо. А навязывание товара? Парадоксу вторая зажмгалка была не нужна — а он ее получил отдав за нее свои денежки.

quote: А теперича здоровье плохеть начало

Особенно с бодунца

quote: Originally posted by blackbox:

Раньше куришь-куришь и ничего. А теперича здоровье плохеть начало

quote: Originally posted by blackbox:

Плохие нынче сигареты. Раньше куришь-куришь и ничего. А теперича здоровье плохеть начало

странно жаловаться на цирк, в котором вы можете не учавствовать. Бросайте курить, садитесь на диету (чтобы не располнеть). Сэкономите кучу денег, и получите +1 к здоровью.
Вдумайтесь, кто-то зарабатывает огромные бабки на том, что вы умираете, ежедневно, по чуть-чуть. А вы сами! Добровольно! Несете ИМ деньги. Это абсурдная ситуация. А чтобы не бегать по кругу, надо сделать шаг в сторону. И вы это можете сделать.

quote: Originally posted by Ivan_Medvedev:

Примерно как в случае с «продажей авто по доверенности». Деньги получены, авто передано (вроде как — купля-продажа), но вместо переоформления выписана доверенность.

quote: Originally posted by Gwaihir:

Вдумайтесь, кто-то зарабатывает огромные бабки на том, что вы умираете, ежедневно, по чуть-чуть. А вы сами! Добровольно! Несете ИМ деньги. Это абсурдная ситуация. А чтобы не бегать по кругу, надо сделать шаг в сторону. И вы это можете сделать.

С самого подписания закона по ценникам на пачках сигарет, у нас в регионе это не соблюдалось практически никем. На вопрос почему завышают цену — утверждают, что на пачке рекомендованная. )

Читайте так же:  Выход на пенсию родителей детей-инвалидов

боян.
в кабаках уже пару лет запрещено продавать сигареты.
потому продают курительные наборы.

quote: Originally posted by Тилль:
. Маталыжок вам взвесить.

Видео (кликните для воспроизведения).

значит так. Этой «идее» лет 10 уже как. По крайней мере у нас.
Далее — распостранение этой идеи связано не с законами, коих, насколько я знаю небыло и нет, а с тем, что продавцы сигарет(оптовики) дают рекомендуемую для розницы цену. Например на парламент она щас 72 рубля, что и обозначено на пачке. При этом — розничным продавцам достается весьма хорошая наценка. Если ты хочешь продавать по цене выше чем указаная на пачке, то цена закупа оптовая будет для тебя выше. И смысла нет уже торговать. Посему и нашли выход розничые продавцы, будь то кабаки или нечто похожее — продавать табачные наборы с копеешной зажигалкой, например по 100 руб. Тобишь договор не нарушают, и наценку лупят.. Но это тока в кабаках и прокатывает.
Про запрет на продажу курева в кабаках — слышу первый раз. Нет такого.

quote: Originally posted by BaZZiL:

Мне тоже интересно что это такое.

quote: Originally posted by Добрый человек:

Мне тоже интересно что это такое.

quote: Originally posted by vadja2:

Да нету в них нифига интересного, так, одна грусть-печаль сплошная-из них кроме как холодец не сваришь нихрена. И из них одних тоже холодец говённый получиццо.

На прошлой неделе был в Краснодарском аэропорту, так сразу тему вспомнил))), хочу фотами подкрепить.

quote: Originally posted by paradox:

как правило, нет.
где пропускают, где нет..

Разве в правилах авиаперевозок есть запрет на провоз более одной зажигалки?

Недавно обсуждали здесь, по-моему в МР, как обойти запрет продажи крепких напитков по ночам. Одни из идей была соединение бутылки и зажигалки в набор и продажи как зажигалки с подарком.
Подробно расписывалось также как налоговые органы могут это легко опрокинуть.

Встречал такие наборы в дорогих клубах/ресторанах. Но там это было от производителя. Например, в красивой картонной коробке сигареты и зажигалка Данхилл.

Вспомните! В советское время кто за бугор ездил, там к блоку сигарет шла зажигалка.

quote: Originally posted by брянск:

значит так. Этой «идее» лет 10 уже как. По крайней мере у нас.

Кстати в сов. время, нормативами или законом ( не помню), продажа любого товара в нагрузку была запрещена, что правда ничуть не мешало его нарушать.

Рядом газетный киоск, там все как обычно.

Помню был я в конце 80х в славном городе Бухаре. Там практиковался изящный способ продажи дефицита по повышеной цене — гравировка. Например на балончике дезодоранта накалякают что-то типа «Из Бухары с любовью» и продают получившияся сувенир на рубль-два дороже.

quote: Originally posted by Boland:

в набор и продажи как зажигалки с подарком.

Еще раз — пять шагов вправо — киоск Союзпечати. Не кормите троллей

Как правильно подготовиться к торговле табаком и сигаретами с 1 июля 2019 года?

Как правильно подготовиться к торговле табаком и сигаретами с 1 июля 2019 года?

Этапы перехода розницы на маркировку табачной продукции

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.02.2019 г. № 224 утверждены Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы (ГИС) маркировки и мониторинга оборота табачной продукции (МОТП).

Документом определено, что производители и импортеры табака, а также розничные продавцы должны зарегистрировать свою продукцию, подлежащую обязательной маркировке, в информационной системе в срок с 1 марта 2019 года по 30 июня 2019 года (включительно). При начале деятельности после 30 июня 2019 года — в течение 7 календарных дней.

Вносить в информационную систему сведения в отношении табачной продукции и всех операций, производимых с ней, указанные субъекты обязаны с 1 июля 2019 года.

С этой же даты на территории России запрещается производство, а также ввоз в страну сигарет (код по ОКПД 2 12.00.11.130, код по ТН ВЭД 2402 20) и папирос (код по ОКПД 2 12.00.11.140) без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему соответствующих сведений, а также розничная продажа указанных видов табачной продукции, произведенных (ввезенных) после 1 июля 2019 года, без передачи в информационную систему мониторинга сведений об их продаже.

С 1 июля 2020 года на территории России полностью запрещается оборот немаркированных сигарет и папирос, а с 1 июля 2021 года — прочих видов табачной продукции.

Порядок регистрации в ГИС мониторинга

Как зарегистрироваться в ГИС мониторинга?

Для регистрации в ГИС мониторинга необходимо:

  1. Заполнить заявку на регистрацию в Национальной системе цифровой маркировки Честный ЗНАК.
  2. Зарегистрировать торговую точку в личном кабинете участника оборота.

Инструкция по регистрации и ссылка на личный кабинет участника оборота будут направлены на указанную при заполнении заявки электронную почту.

При регистрации и реализации табачной продукции, а также для подписания электронных универсальных передаточных документов (УПД) потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), которую можно получить в специальных удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязью России.

Если декларация ЕГАИС сдается через Контур.Маркет, можно ли при реализации и регистрации табака использовать имеющуюся ЭЦП или необходимо приобрести новую?

В данный момент на стороне разработчика ГИС мониторинга идут доработки, чтобы ЭЦП для ЕГАИС подходила и работы с маркировкой табака. Поэтому, при работе с ГИС мониторинга можно использовать ранее приобретенную электронную подпись для ЕГАИС.

Приемка продукции

Как происходит процесс движения маркированной продукции от регистрации и заказа кодов для маркировки остатков до реализации товара физлицу в рознице?

Производитель описывает продукт, запрашивает партию 2D кодов маркировки в ИС МОТП, которая осуществляет их генерацию. После получения готовых DataMatrix-кодов производитель с помощью лазерного или каплеструйного принтера наносит их на упаковки вместе с кодом проверки. Далее фабрика отправляет данные о том, какие коды были использованы или не использованы, например, из-за брака, в ИС. Копировать коды запрещено так как при сканировании онлайн-касса определит копию как подделку.

Далее производитель при реализации каждой упаковки сигарет с цифровой маркировкой формирует первичный УПД, в который заносит данные обо всех средствах идентификации. Затем продавец передает его в электронном виде покупателю, в роли которого выступает дистрибьютор. Он проверяет документы, принимает поставку, становится собственником товара. Данные об этом попадают в Национальную систему цифровой маркировки Честный ЗНАК. Аналогичные действия выполняют все участники цепи.

При реализации продукта конечному потребителю используется контрольно-кассовая техника, в которую вносится информация по уникальному коду с помощью 2D-сканера. Далее формируется чек, который информирует ОФД о выбытии контрольно-идентификационного знака (КиЗ) маркировки сигарет. Оператор в свою очередь передает данные в ГИС мониторинга, и DataMatrix-код выходит из оборота.

Чтобы обезопасить себя нужно каждую пачку или блоком? И при продаже необходимо считывать каждую пачку или весь блок?

В случае, если торговля осуществляется только лишь блоками, то принимать можно блоками. А если принимаете блок, но реализовываете по пачке, то советуем принимать также пачки. По причине несовершенства оборудования на производстве, имеются все шансы для возникновения ошибок при нанесении кода Data Matrix на упаковку. Есть риск, что вы можете получить пачку с одним кодом, а в универсальном передаточном документе будет отмечен другой. Несоответствие между документом и фактом невозможно выявить, если не сканировать пачки во время приема товара от поставщика.

Перемещение и возврат товара

Можно ли перемещать табачную продукцию из одной торговой точки в другую? Какими специальными документами нужно это оформить?

ГИС мониторинга фиксирует движение табачной продукции по ИНН, а не по связке ИНН-КПП. Из этого следует, что система знает только какие маркированные товары, находятся у организации, но не знает в каких торговых точках. Поэтому, чтобы переместить товары между торговыми точками в рамках одной организации, специальные документы не требуются. Перемещение товара оформляется так же, как и делали это раньше.

Как можно узнать, какие марки были проданы? Нужно ли будет сканировать товар, если необходимо вернуть его поставщику?

С 1 июля 2020 года в универсальном передаточном документе в обязательном порядке с упаковок табака должны указываться контрольно-идентификационные знаки. Как они там появятся — не важно.

Создайте возвратный документ, если будете возвращать всю партию товара. Его можно сформировать на основе исходного универсального передаточного документа.

Если будете возвращать только часть партии товара, то тут есть варианты:

  • автоматический — учетная система, через которую вы работаете с ГИС мониторинга, может вернуть по этой накладной все, что не было продано;
  • ручной — чтобы у поставщика не было претензий, необходимо будет отсканировать всю продукцию.

Розничная продажа

Можно ИП на ЕНВД продавать сигареты и не указывать полное наименование товара в чеке. Например, указать просто «сигареты»?

ИП на ЕНВД имеют право не указывать наименование товара в чеке до 1 февраля 2021 года лишь при условии, что они не продают подакцизный товар (п.1. ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ). Так как табак является подакцизным товаром, данная отсрочка на ИП не распространяется. Норма в законе сформулирована таким образом, что отсрочка не распространяется на продавцов подакцизных товаров (а не на указание самих подакцизных товаров), таким образом в чеке нужно указывать не только подакциз, а все товары, реализуемые в рамках ИП.

В каких случает необходимо отчитываться в ГИС мониторинга?

Отчитываться пока необходимо только в двух случаях:

  • с 1 июля 2019 года при выводе табачной продукции из оборота. Для этого необходимо на кассе отсканировать контрольное идентификационное значение (КИЗ);
  • с 1 июля 2020 года отправлять и получать универсальные передаточные документы, чтобы зафиксировать в системе мониторинга смену собственника товара.

DataMatrix на блоке или коробке содержит информацию о КИЗах на пачках, которые внутри? Можно ли при приемке сканировать только блоки/коробки, а вывод производить каждой пачки?

Да, при приеме вы можете сканировать только блоки или коробки. ИС мониторинга знает, какие именно коды указаны на пачках внутри блока или коробки. Чтобы их узнать, нужно отправить идентификатор блока в систему мониторинга с запросом сообщить идентификаторы, находящиеся внутри. Система мониторинга отправляет вам коды каждой пачки, и вы сканируете каждую, сверяя фактический код с кодом в документе.

Нужно ли прекращать продажи сигарет при выключении света?

Да, нужно. Если покупателю или клиенту не выдается кассовый чек, то это является серьезным нарушением и не зависит от того продаете табак или любой другой товар.

Обычный штрихкод (EAN) у маркированных пачек остается?

Да, линейный штрихкод останется, но он будет отличаться на маркированных и немаркированных упаковках.

Нужно ли сверять остатки в магазине с остатками ГИС мониторинга?

Ведение остатков подразумевает, что вы отчитываетесь об изменении баланса. Однако понятие «баланс» пока отсутствует в нормативных актах о маркировке.

Нужно ли ставить на баланс ГИС немаркированные остатки сигарет?

Нет, не нужно. Но к 1 июля 2020 года розница обязана будет распродать все немаркированные остатки сигарет. С этого момента оборот табачных изделий без маркировки будет окончательно прекращен

Электронный документооборот и универсальные передаточные документы

Будет ли маркированный табак в накладной отмечаться отдельно от немаркированного?

В бумажной накладной маркированный и немаркированный табак будет указываться одинаково. Когда наступят требования по передаче УПД, начнет действовать требование указывать контрольно-идентификационных знаки (КИЗ) с упаковок. В УПД предусмотрено отдельное поле для КИЗ. Если оно заполнено, значит продукция маркированная, если поля пустые, то продукция должна быть немаркированная. Если вам пришел маркированный табак, но в УПД нет КИЗ, то регулятор это расценит как продажу продукции, которая не принята по УПД.

Передача УПД еще не определена, так как еще не выработан формат документа, верно?

Формат УПД для табака выработан и обязателен к применению с 1 июля 2020 года. Для остальных товаров, подлежащих маркировке, возможно, появится специальный формат.

Работа с оператором фискальных данных

Если касса работает в автономном режиме без передачи данных ОФД, как в этом случае работать с системой мониторинга?

Не отправлять данные ОФД онлайн имеют право те, кто применяет кассу в автономном режиме. Таким категориям налогоплательщиков нужно самостоятельно отправлять данные о продажах маркированного табака в ИС мониторинга (п. 72 в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Как именно подавать сведения, пока не ясно. Ожидается, что на этот счет регулятор выпустит разъяснения.

Как быть, если касса работает в местности, удаленной от сетей связи?

Если работаете в местности, где можно не применять ОФД, вы должны самостоятельно направить в ИС мониторинга уведомление о выводе из оборота табачной продукции. (п. 72 Правил в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Данное уведомление должно содержать сведения, предусмотренные пунктом 69 Правил:

  • ИНН организации розничной торговли;
  • вид документа;
  • порядковый номер фискального документа;
  • дата и временя фискального документа;
  • признак расчета — приход (получение средств от покупателя), возврат прихода (возврат покупателю средств, полученных от него), расход (выдача средств покупателю), возврат расхода (получение средств от покупателя, выданных ему);
  • код идентификации упаковки табачной продукции и (или) коде идентификации групповой упаковки;
  • цена за единицу табачной продукции;
  • регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
  • адрес регистрации контрольно-кассовой техники.

Можно ли использовать одного ОФД для передачи сведений в ФНС и для работы с ГИС мониторинга?

Да, можно. Например, Контур.ОФД может работать и с ФНС и с маркировкой.

Оптовые организации

Какие действия требуются произвести оптовым организациям до июля 2020?

Необходимо зарегистрироваться в ГИС мониторинга до 30 июня 2019 года включительно, если занимаетесь только оптовой торговлей. Работать с УПД нужно будет только 1 июля 2020 года. Возможно, что сама ситуация на рынке потребует перейти на ЭДО раньше этого срока. К примеру, если крупнейшие игроки табачного рынка скажут, что будут отправлять документы на маркированный табак только в электронном виде.

Курительные наборы

Огниво с 1999 года выпускает коллекционные и рекламные спички. Не отказываясь от главной специализации, директор компании Сергей Рюмин искал возможности развития бизнеса. И, возможно, он нашел идею бизнеса, которая может дать доход на сдобренной противоречивыми российскими законами почве. Сергей соединил спичечный коробок с сигаретной пачкой в нескольких комбинациях и запатентовал полученную полезную модель. По информации от Делового Петербурга в изобретение и патентование он вложил около 70 тыс. рублей.

Пока покупателей продукта немного — в Петербурге его приобретают около 15 клиентов. Распространению мешает мнение, что это противоречит закону «О защите прав потребителей», согласно которому запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). «По сути, у нас изделие третьего типа — не спички, не сигареты», — утверждает Сергей Рюмин.

Однако все в том же законе «Об ограничении курения табака» сказано, что розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления запрещается. Как это полезная модель Рюмина обходит, будучи хоть и изделием третьего типа, но все равно упаковкой, непонятно.

Владелец компании предвидит, что юридических проблем быть не должно и спрос на его изобретение увеличится. По его словам, особенность патента — возможность закреплять коробок или зажигалку на несколько мест поверхности пачки — даст дополнительный толчок для продвижения разработки. В общем время покажет состоятельность этой чисто российской бизнес-идеи.

Помимо реализации продукта компания надеется наладить продажу лицензионного соглашения на создание курительного набора. Его стоимость ООО «Огниво» намерено рассчитать исходя из планируемых объемов производства наборов покупателем.

PS. Курение – зло!

Реклама:
Новый бизнес, – нанесение изображений на цветы.
Создание и раскрутка сайтов в Одессе. Будь первым в городе!
Фотостудия SoPhoto — рекламная фотосъемка, создание образов.

Ваше мнение о бизнес-идее «Курительные наборы»?

Продажа сигаретного набора. Законно или нет?

«Современный предприниматель», 2011, N 9

В местах общественного питания (кафе, бары, рестораны и т.д.) потребителям предлагается широкий спектр товаров и услуг. Во многих из них продаются сигареты. Действующим законодательством РФ предусмотрено, что на табачные изделия устанавливаются их изготовителями фиксированные цены. Они указываются на пачках сигарет. Реализация табачной продукции по ценам выше установленных изготовителями не допускается. За неисполнение такого запрета предусмотрена административная ответственность.

Для обхода данного запрета владельцы мест общественного питания предлагают потребителям не сигареты, а так называемые сигаретные наборы, в которые помимо пачки сигарет входят также зажигалки. Так как запрет применяется лишь в отношении сигаретной продукции, а на реализацию таких комплексных товаров он не действует, подобные наборы и предлагаются потребителям. Причем цены на подобные товары устанавливаются владельцами мест общественного питания произвольно.

Формально действия рестораторов выглядят вполне легитимными, но соответствуют ли они в действительности закону?

Что сказал суд?

В практике Рязанского областного суда рассматривалось дело о привлечении к административной ответственности организации общественного питания, которая реализовывала потребителям сигаретные наборы.

Роспотребнадзор, заявивший иск в защиту интересов неопределенного круга лиц, права и интересы которых затрагивались действиями организации, ссылался на то, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров необходимостью приобретения других. Продажа сигаретного набора потребителям является не чем иным, как навязыванием дополнительной услуги с целью обхода установленного законом запрета.

Рязанский областной суд отказал Роспотребнадзору в иске, отметив следующее. Наряду с оказанием услуг общественного питания организации вправе предложить потребителям дополнительные платные услуги, в том числе сигаретные наборы. Потребители же, пользующиеся услугами общественного питания в кафе, не лишены возможности приобретать сигаретную продукцию в ином месте. Таким образом, по мнению суда, предоставляемые организацией общественного питания дополнительные услуги не противоречат закону и не нарушают права потребителей. Кроме того, судом было отмечено, что данная организация не занимает доминирующего положения на рынке табачных услуг (Определение Рязанского областного суда от 1 июня 2011 г. N 33-1050).

Как считают юристы?

Позиция Рязанского областного суда о соответствии закону деятельности организации общественного питания, реализующей сигаретные наборы, представляется основанной на неправильном толковании и применении правовых норм в силу следующего.

В соответствии с абз. 8 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» на пачке сигарет должна быть указана максимальная розничная цена, по которой она может быть реализована потребителям.

Согласно п. 2 ст. 187.1 НК РФ максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

В силу п. 1 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям — завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц — 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Потребители в местах общественного питания вправе заказывать продукцию исходя из предложенного им прейскуранта. Естественно, было бы неразумным требование потребителя дать выбрать ему из предлагаемого салата отдельный ингредиент и продажу его в отдельности, потому что в продаже имеется лишь такой товар, как салат, а не его составляющие.

Отдельные продукты питания в совокупности образуют единое целое, новый продукт — салат, который и предлагается потребителям. Потребитель не вправе требовать продажи ему отдельных продуктов, если это не предусмотрено меню соответствующей организации общественного питания. В силу ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Иным же образом обстоит ситуация с сигаретным набором: сигареты и зажигалка между собой не связаны, являются разнородными вещами и не образуют единое целое. Следовательно, предложение потребителям сигаретных наборов является навязыванием дополнительной услуги. Не допускается ставить в зависимость приобретение сигарет необходимостью приобретения сигаретного набора.

Продажа сигаретного набора фактически приводит к тому, что сигареты реализуются не по фиксированной цене, установленной изготовителем, а по более высокой, что делается в обход предусмотренного законом запрета и делает запрет бессмысленным. Допущение на практике продажи сигаретных наборов может стимулировать недобросовестные организации общественного питания к отказу от продажи потребителям сигарет. Они начнут предлагать лишь сигаретные наборы, что позволит им в обход закона извлекать прибыль за счет нарушения прав потребителей, в то время как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2010 г. N ВАС-11680/10).

Не может быть признан убедительным довод Рязанского областного суда о том, что потребители не лишены возможности приобрести сигареты на территории города, если они не хотят покупать сигаретные наборы в организации общественного питания. Наличие у них данной возможности само по себе не свидетельствует о том, что деятельность организаций общественного питания по продаже сигаретных наборов соответствует закону. И почему потребители должны покупать товар в ином месте, если его можно приобрести у организации общественного питания?

Следуя логике Рязанского областного суда, необходимо освободить от ответственности производителей, продавцов и исполнителей при продаже ими товаров, выполнении работ и оказании услуг ненадлежащего качества, поскольку потребители не лишены возможности приобрести товары, работы или услуги в ином месте.

Ссылка на то обстоятельство, что организация общественного питания не занимает доминирующего положения на рынке табачных изделий, не имеет правового значения для рассматриваемой ситуации. Предметом рассмотрения было соблюдение организацией общественного питания требований законодательства об ограничении курения, а не антимонопольного законодательства.

Следует признать, что реализация сигаретных наборов вместо обычных пачек сигарет организациями общественного питания является незаконной, поскольку направлена на обход запрета о превышении фиксированной цены, установленной производителями табачной продукции. На это же указывает и один из случаев из нашей практики, когда Управление Роспотребнадзора по г. Москве привлекло одну из организаций общественного питания к административной ответственности за продажу сигаретных наборов.

Правила продажи табачных изделий (согласно новому «антитабачному» закону)

В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ c 1 июня 2014 года нельзя будет выкладывать пачки сигарет в магазинах. Возможно, к этому времени в закон внесут изменения касающиеся торговли табачной продукцией в специализированных магазинах.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия.
1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

часть 3 статьи 16, настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года
Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

5. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Части с 1 по 5 статьи 19 вступают в силу с 1 июня 2014 год
Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

пункт 3 части 7 статьи 19 вступает в силу с 1 июня 2014 года

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем.

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  4. /oli>

    Продажа сигаретного набора законно или нет
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here