Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров

Полезный материал в статье: "Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Примирительные процедуры по разрешению коллективных трудовых споров.

Возникновение трудового коллективного спора и применение примирительных процедур по его разрешению зависит от ответа работодателя по удовлетворению требований работников. Если работодатель не удовлетворяет все или часть требований работников, то с этого момента возникает трудовой коллектив­ный спор, который разрешается в порядке требований главы 61 ТК РФ и ФЗ от 23.11.1995 г № 175-Ф «О порядке разреше­ния коллективных трудовых споров».

Работодатель, принявший от работников требования, обязан рассмотреть их и в течение 3-х рабочих дней дать письменный ответ по результатам рассмотрения.

Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом реше­нии в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров состоит из следующих последовательных двух или трех примирительных процедур, проходящих методом мирных коллективных переговоров:

• рассмотрение спора примирительной комиссией;

[3]

• рассмотрение спора с участием посредника;

• рассмотрение спора в трудовом арбитраже, который может быть как после участия посредника, так и минуя второй этап, если стороны решили передать спор в трудовой арбитраж.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Любая из них может с начала коллективного трудового спора обра­титься для уведомительной регистрации спора в Службу по урегулированию коллективного трудового спора, которая при­звана помогать сторонам в мирном урегулировании спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия создается в срок до 3-х рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Реше­ние о создании комиссии оформляется приказом (распоряже­нием) работодателя и решением представителя работников. Она формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

[1]

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до 5-ти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Пятидневный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, но этот факт оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по согла­шению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом. Решение примирительной комиссии имеет обяза­тельную силу для сторон трудового коллективного договора. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами кол­лективного трудового спора.

Представители сторон, примирительная комиссия, посред­ник, трудовой арбитраж, Служба по урегулированию трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодатель­ством возможности для разрешения возникшего коллективно­го трудового спора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров.

Порядок разрешения кол трудового спора предполагает проведение след примирительн процедур:

 рассмотрение кол трудового спора примирительной комиссией (обязательный этап);

 рассмотрение кол трудового спора с участием посредника;

 рассмотрение кол трудового спора в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия создается в 3дневный срок с момента начала кол трудового спора из представителей сторон на равноправной основе.

Кол трудовой спор должен быть рассм примирит комиссией в течение 5 дней с момента ее создания. Решение примирит комиссии принимается по соглаш сторон, оформляется протоколом, исполняется в порядке и сроки, кот установлены решением.При не достижении согласия в примирит комиссии стороны продолжают примирит процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

При несогласии с предложениями примирит комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику, кот после консультаций (в том числе конфиденциальных) со сторонами вносит не позднее чем в 5дневный срок предложение по разрешению кол трудового спора. Рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письм форме или составлением протокола разногласий. Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами.

Органами гос управления, другими нанимателями и представительными органами раб-ков могут создаваться службы посредничества. При согласии сторон с предложениями посредника кол трудовой спор прекращается.

При несогласии одной из сторон с предложениями примирит комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в 5дневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж. Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами гос управления, другими нанимателями. Решение трудового арбитража в письм форме не позднее чем в 5-дневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер.

Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязат силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязат решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудит исполнения.

Количественный состав трудового арбитража, порядок рассмотрения в нем кол трудовых споров, правила принятия решений и иные вопросы его деят-ти, за исключ вопросов, предусм зак-вом определяются в кол договоре, соглашении либо по соглаш сторон. Расходы, связанные с рассмотр кол трудового спора в трудовом арбитраже, возмещ сторонами в порядке, устан зак-вом.

Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9648 —

| 7592 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров

Определение понятия «примирительные процедуры» дано в статье 398 ТК РФ. По существу, она устанавливает этапы разрешения коллективного трудового спора, очередность использования примирительных процедур.

Читайте так же:  Накопительные взносы в пенсионный фонд

Использование примирительных процедур для разрешения коллектив­ного трудового спора получило практически всемирное признание. Наимено­вание стадий может быть различным, однако сущность их всегда сводится к трем основным формам:

— спора самими сторонами без участия посторонних лиц (переговоры, примирение и т.п.). В России это создание примирительной комиссии и по­пытка сторон урегулировать спор самостоятельно;

— примирение с участием посредника;

Эти формы сочетаются различным образом. В одних государствах сто­роны вынуждены сразу обратиться к посреднику, в других они обязаны про­вести предварительные переговоры по примирению без участия посредников и арбитров.

Особенностью российской системы примирительных процедур являет­ся использование всех трех форм, причем на каждой стадии у сторон есть выбор. Лишь создание примирительной комиссии и рассмотрение коллек­тивного трудового спора этим органом являются обязательными.

После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они могут пригласить посред­ника или приступить к созданию трудового арбитража.

Если стороны выбрали посредничество, но оно не принесло желаемых результатов, у сторон опять появляется выбор — создать трудовой арбитраж или приступить к проведению забастовки.

Установленный законом примирительный порядок разрешения коллек­тивного трудового спора соответствует международным актам о труде. Так, Рекомендация МОТ «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) предписывает для разрешения трудовых конфликтов между предпринимате­лями и трудящимися создавать органы по добровольному примирению, ори­ентируя тем самым как стороны трудовых отношений, так и государства- члены организации на использование примирительных процедур.

В соответствии с Рекомендацией МОТ в органы по добровольному примирению, создаваемые на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся. Это положение учтено при определении принципов и порядка формирования примиритель­ной комиссии, что отражено в статье 402 ТК РФ.

Рекомендация советует воздержаться от забастовок и локаутов в тече­ние всего времени переговоров о примирении, что также закреплено в ТК РФ: правом на забастовку работники могут воспользоваться лишь после за­вершения примирительных процедур.

Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обя­зательная примирительная процедура, которую стороны в любом случае должны использовать.

Если в комиссии согласия не достигнуто, стороны переходят к сле­дующей примирительной процедуре. Они обладают правом выбора и могут предпочесть посредничество или трудовой арбитраж.

В том случае, когда стороны выбрали посредничество, после этой про­цедуры они вправе создать и трудовой арбитраж.

Таким образом, существуют три возможные схемы использования при­мирительных процедур: 1) примирительная комиссия — посредничество; 2) примирительная комиссия — трудовой арбитраж; 3) примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

Как работники, так и работодатели вправе в любое время обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, в частности, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в услугах государственного органа, т.е. методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочно- сти представителей другой стороны.

Стороны коллективного трудового спора не могут уклоняться от уча­стия в примирительных процедурах. Представители работодателя, уклоняю­щиеся от участия в примирительных процедурах, несут дисциплинарную или административную ответственность (статья 416 ТК).

Для представителей работников юридическая ответственность за укло­нение от участия в примирительных процедурах не установлена. Это сделано неслучайно. Предполагается, что работники являются инициаторами коллек­тивного трудового спора и не в их интересах уклоняться от создания прими­рительных органов и разрешения спора. Кроме того, нежелание представите­лей работников участвовать в разрешении спора может рассматриваться как отказ от своих требований.

Участники спора, примирительные органы и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) должны стремиться к достижению взаимопри­емлемого компромисса. ТК предусматривает широкие возможности для раз­решения коллективного трудового спора. Прежде всего, это закрепление де­мократических принципов формирования и деятельности примирительных органов. Устанавливаются также специальные гарантии, обеспечивающие работникам реальную возможность участия в разрешении коллективного трудового спора. Речь идет об освобождении членов примирительной комис­сии от основной работы во время участия в разрешении коллективного тру­дового спора (статья 405 ТК).

Сроки проведения примирительных процедур установлены статьями 402 — 404 ТК. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 ра­бочих дней с момента ее создания; рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней; тру­довой арбитраж функционирует в течение 5 рабочих дней.

5. Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров

Определение понятия «примирительные процедуры» дано в статье 398 ТК РФ. По существу, она устанавливает этапы разрешения коллективного трудового спора, очередность использования примирительных процедур. Выделяется три этапа: примирительная комиссия, посредничество (рассмотрение спора с участием посредника), трудовой арбитраж.

Использование примирительных процедур для разрешения коллективного трудового спора получило практически всемирное признание. Наименование стадий может быть различным, однако сущность их всегда сводится к трем основным формам:

— спора самими сторонами без участия посторонних лиц (переговоры, примирение и т.п.). В России это создание примирительной комиссии и попытка сторон урегулировать спор самостоятельно;

— примирение с участием посредника;

Эти формы сочетаются различным образом. В одних государствах стороны вынуждены сразу обратиться к посреднику, в других они обязаны провести предварительные переговоры по примирению без участия посредников и арбитров.

Особенностью российской системы примирительных процедур является использование всех трех форм, причем на каждой стадии у сторон есть выбор. Лишь создание примирительной комиссии и рассмотрение коллективного трудового спора этим органом являются обязательными.

После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они могут пригласить посредника или приступить к созданию трудового арбитража.

Если стороны выбрали посредничество, но оно не принесло желаемых результатов, у сторон опять появляется выбор — создать трудовой арбитраж или приступить к проведению забастовки.

Установленный законом примирительный порядок разрешения коллективного трудового спора соответствует международным актам о труде. Так, Рекомендация МОТ «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) предписывает для разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися создавать органы по добровольному примирению, ориентируя тем самым как стороны трудовых отношений, так и государства- члены организации на использование примирительных процедур.

Читайте так же:  Р12003 уведомление о начале процедуры реорганизации

В соответствии с Рекомендацией МОТ в органы по добровольному примирению, создаваемые на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся. Это положение учтено при определении принципов и порядка формирования примирительной комиссии, что отражено в статье 402 ТК РФ.

Рекомендация советует воздержаться от забастовок и локаутов в течение всего времени переговоров о примирении, что также закреплено в ТК РФ: правом на забастовку работники могут воспользоваться лишь после завершения примирительных процедур.

Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная примирительная процедура, которую стороны в любом случае должны использовать.

Если в комиссии согласия не достигнуто, стороны переходят к следующей примирительной процедуре. Они обладают правом выбора и могут предпочесть посредничество или трудовой арбитраж.

В том случае, когда стороны выбрали посредничество, после этой процедуры они вправе создать и трудовой арбитраж.

Таким образом, существуют три возможные схемы использования примирительных процедур: 1) примирительная комиссия — посредничество; 2) примирительная комиссия — трудовой арбитраж; 3) примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

Как работники, так и работодатели вправе в любое время обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, в частности, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в услугах государственного органа, т.е. методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности представителей другой стороны.

Стороны коллективного трудового спора не могут уклоняться от участия в примирительных процедурах. Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в примирительных процедурах, несут дисциплинарную или административную ответственность (статья 416 ТК).

Для представителей работников юридическая ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах не установлена. Это сделано неслучайно. Предполагается, что работники являются инициаторами коллективного трудового спора и не в их интересах уклоняться от создания примирительных органов и разрешения спора. Кроме того, нежелание представителей работников участвовать в разрешении спора может рассматриваться как отказ от своих требований.

Участники спора, примирительные органы и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) должны стремиться к достижению взаимоприемлемого компромисса. ТК предусматривает широкие возможности для разрешения коллективного трудового спора. Прежде всего, это закрепление демократических принципов формирования и деятельности примирительных органов. Устанавливаются также специальные гарантии, обеспечивающие работникам реальную возможность участия в разрешении коллективного трудового спора. Речь идет об освобождении членов примирительной комиссии от основной работы во время участия в разрешении коллективного трудового спора (статья 405 ТК).

Сроки проведения примирительных процедур установлены статьями 402 — 404 ТК. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 рабочих дней с момента ее создания; рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней; трудовой арбитраж функционирует в течение 5 рабочих дней.

Примирительные процедуры при трудовых спорах. Забастовка

Читайте также:

  1. II. Выполнение процедуры
  2. II. Выполнение процедуры
  3. II. Выполнение процедуры.
  4. II. Выполнение процедуры.
  5. II. Выполнение процедуры.
  6. II. Выполнение процедуры.
  7. II. Выполнение процедуры.
  8. II. Выполнение процедуры.
  9. II. Выполнение процедуры.
  10. II. Выполнение процедуры.
  11. II. Выполнение процедуры.
  12. II. Выполнение процедуры.

При осуществлении примирительных процедур необходимо иметь четкое представление о причинах и границах конфликта, задействован­ных в нем силах и средствах, степени заинтересованности сторон в разрешении спорной проблемы. Важно также использовать социально-психологические ме­тоды преодоления конфликтного противостояния.

Примирительные процедуры крайне необходимы при разрешении любых (индивидуальных или коллективных) трудовых споров, обязательны как цивилизованный выход из социально-трудового конфликта, как средство предотвра­щения крайней меры его разрешения — забастовки.

КЗОТ РФ, регламентируя порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, предусматривает организацию комиссий по трудо­вым спорам, избираемых общим собранием (конференцией) трудового коллектива с числом работающих не менее 15 человек. Решение комиссии может быть обжаловано в народный суд.

Рас­смотрение коллективного трудового спора в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» осуществляется примирительной комиссией, сторонами с участием посредника или в трудовом арбитраже.

В ходе примирительных процедур, имеющих целью разре­шение коллективного трудового спора, работники в соответствии с законодательством Российской Федерации могут воспользоваться правом проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.Крайней формой социального протеста выступает забастовка.

Законы большинства развитых стран с рыночной экономикой принимают во внимание рекомендации таких международных уч­реждений как ООН, Международная организация труда (МОТ) и др. Они устанавливают определенные ограничения на перечень отраслей, в которых запрещены забастовки. Обычно это касается вооруженных сил, по­лиции, пожарной службы, скорой медицинской помощи, газо- и электроснабжения, некоторых других жизнеобеспечивающих систем.

Консти­туция РФ (ст. 37) гласит: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».

Статьи главы «Осуще­ствление права на забастовку» Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20 октября 1995 г. конкретизируют и регламентируют основы реализации этого права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законом определено, что забастовка— временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Решение об объявлении забастовки в установленном законом порядке принимается собранием (конференцией) работников органи­зации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Забастовки в современных условиях фактически всегда имеют организованный характер, проводятся согласно действующему в стране трудовому законодатель­ству.

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 202 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров.

Используется «примирение» в праве в широком (это виды урегулирования спора заинтересованными сторонами самостоятельно или с помощью нейтральных органов) и узком (это часть указанного процесса, представляющая собой деятельность третьего (нейтрального) лица в целях оказания помощи сторонам спора в уменьшении разногласий и достижении соглашения) смыслах.

В РБ процессы разрешения кол. трудового спора могут пройти следующие стадии:

· примирительная комиссия
в 3дневный срок создается примирительная комиссия на основании ч.1 ст. 380 ТК. Формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. В состав комиссии избирается нейтральный член. Основным актом, определяющим правовое положение нейтрального члена является Положение о нейтральном члене примирительной комиссии, утв. пост. Минюста от 03.10.2003 №23.

Читайте так же:  Камеральная проверка 6-ндфл

· посредник

· трудовой арбитраж (в том числе и РТА)

· исполнение решения забастовка

Решение комиссии принимается большинством голосов в пятидневный срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена. При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии коллективный трудовой спор прекращается (ст. 381 ТК). При несогласии стороны могут пригласить посредника.

Посредник, если стороны обратились, после консультаций со сторонами не позднее чес в 5дневный срок вносит предложение по разрешению коллективного трудового спора. При согласии сторон с предложениями посредсника коллективный трудовой спор прекращается. При несогласии могут обратиться в арбитраж.

Существует 2 вида арбитража:

· трудовой (ст. 383 ТК)

· РТА (ст. 385, 386 ТК)

Инструкция о порядке создания и работы трудовых арбитражей, утв. пост. Минюста от 23.08.2004 №29

Решение трудового арбитража, принятое большинством голосов арбитров в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер.

Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения.

При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного исполнения (ч.4 ст. 383 ТК).

На основании ст. 387 ТК и п.2 ст. 9.18 КоАП предусматривается административная ответственность.

Республиканский трудовой арбитраж (РТА) – это постоянно действующий трудовой арбитраж.

Его правовой статус определен в ТК и в пост. СМ от 27.08.1999 № 1340 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров РТА».

К исключительной компетенции РТА относятся коллективные трудовые споры, указанные в ч.2 ст. 385 ТК.

По соглашению сторон стороны могут и в других случаях обратиться в РТА. Срок рассмотрения коллективного спора 2 недели. Срок может быть продлен но не более, чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов арбитров.

Решение по коллективным трудовым спорам предусмотренным пп. 2 и 3 ч.2 ст. 385 ТК, обязательны для сторон коллективного трудового спора.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 214 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Примирительные процедуры при трудовых спорах. Забастовка

При осуществлении примирительных процедур необходимо иметь четкое представление о причинах и границах конфликта, задействован­ных в нем силах и средствах, степени заинтересованности сторон в разрешении спорной проблемы. Важно также использовать социально-психологические ме­тоды преодоления конфликтного противостояния.

Примирительные процедуры крайне необходимы при разрешении любых (индивидуальных или коллективных) трудовых споров, обязательны как цивилизованный выход из социально-трудового конфликта, как средство предотвра­щения крайней меры его разрешения — забастовки.

КЗОТ РФ, регламентируя порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, предусматривает организацию комиссий по трудо­вым спорам, избираемых общим собранием (конференцией) трудового коллектива с числом работающих не менее 15 человек. Решение комиссии может быть обжаловано в народный суд.

Рас­смотрение коллективного трудового спора в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» осуществляется примирительной комиссией, сторонами с участием посредника или в трудовом арбитраже.

В ходе примирительных процедур, имеющих целью разре­шение коллективного трудового спора, работники в соответствии с законодательством Российской Федерации могут воспользоваться правом проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.Крайней формой социального протеста выступает забастовка.

Законы большинства развитых стран с рыночной экономикой принимают во внимание рекомендации таких международных уч­реждений как ООН, Международная организация труда (МОТ) и др. Они устанавливают определенные ограничения на перечень отраслей, в которых запрещены забастовки. Обычно это касается вооруженных сил, по­лиции, пожарной службы, скорой медицинской помощи, газо- и электроснабжения, некоторых других жизнеобеспечивающих систем.

Консти­туция РФ (ст. 37) гласит: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».

Статьи главы «Осуще­ствление права на забастовку» Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20 октября 1995 г. конкретизируют и регламентируют основы реализации этого права.

Законом определено, что забастовка— временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Решение об объявлении забастовки в установленном законом порядке принимается собранием (конференцией) работников органи­зации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Забастовки в современных условиях фактически всегда имеют организованный характер, проводятся согласно действующему в стране трудовому законодатель­ству.

Дата добавления: 2015-05-21 ; просмотров: 507 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Коллективные трудовые споры: понятие, стороны, примирительные процедуры. Гарантии лицам, участвующим в разрешении коллективных трудовых споров.

Порядок разрешения КТС наделяет работников и их представителей правом выдвижения тех или иных требований. Эти требования выдвигаются на общем собрании (конференции) работников большинством голосов. Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении КТС. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения этих требований.

Порядок разрешения коллективного спора состоит из следующих этапов: рассмотрение спора примирительной комиссией, рассмотрение спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Рассмотрение спора примирительной комиссией является обязательным. Комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала КТС и формируется из представителей сторон на равноправной основе. Коллективный спор должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.

При недостижении согласия стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Рассмотрение спора с участием посредника осущ-ется в срок до семи календарных дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Читайте так же:  Изменения по усн

Трудовой арбитраж представляет собой временный орган, создаваемый в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Он формируется из трех человек, и в его состав не могут входить представители спорящих сторон. Рассматривается спор в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению КТС либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения этого спора, работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, вплоть до забастовки.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Этапы и порядок примирительных процедур решения коллективных трудовых споров

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Ведь трудовые споры – это неурегулированные разногласия, рассматриваемые юрисдикционными органами в установленном Законом порядке. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Работодатели такого права не имеют. Требования работников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих (ст.399 ТК РФ). Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Закон не оговаривает, тайное или открытое голосование по требованиям. Это решает само собрание (конференция). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению и в течение трех рабочих дней сообщить представителю работников о своем решении. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного спора. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства (ст.399 ТК РФ). Кодекс, закрепляя положение, не указывает, какой орган профсоюзов их выдвигает. Это – пробел.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов – в течение месяца со дня получения требований работодателем (ст.400 ТК РФ).

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия гасятся и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора является день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение им в указанный трехдневный (месячный) срок своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

1) рассмотрение спора примирительной комиссией;

2) рассмотрение спора с участием посредника;

3) рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Обязательным первым этапом является примирительная комиссия, после которой при не достижении согласия стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рассмотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (посредника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, т.е. Закон ограничивает процедуру двумя этапами (п. 7 ст. 6).

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредники, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст.406 ТК РФ), то коллективный трудовой спор передается на рассмотрение трудового арбитража. Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. В этот срок она может заседать не один раз. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст.402 ТК РФ).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии законом не предусмотрена. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой. Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст.402 ТК РФ).

В протоколе комиссии должно быть записано ее решение и указаны присутствующие представители каждой стороны, дата принятия решения и подписи всех представителей сторон. В решении могут быть указаны сроки исполнения каждого требования. Закон не оговорил, указываются в протоколе все предъявляемые работодателю требования или только те, по которым стороны в комиссии достигли соглашения. Количество требований может быть уменьшено, но новые требования, которые не утверждались собранием (конференцией) и не предъявлялись до комиссии работодателю для его решения, нельзя выдвигать.

Читайте так же:  Алименты с имущественного налогового вычета

То же касается и спора, рассматриваемого примирительной комиссией по протоколу разногласий сторон, подписанному ими при коллективных переговорах. Комиссия в этом случае также ограничивается рассмотрением тех разногласий сторон, которые указаны в протоколе разногласий. В решении же комиссии указывается, по каким из этих разногласий соглашение достигнуто, а по каким – нет. В решении комиссии также указываются порядок и сроки его исполнения.

При не достижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (как они договорятся).

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров. А если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст.403 ТК РФ).

Служба – это система государственных и региональных органов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации.

Посредник– это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения) (ст.403 ТК РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обязательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласим, то стороны обращаются к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж – временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника. Он создается сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или с посредником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллективною спора заключили в письменной форме соглашение об обязательном выполнении его решения (ст.404 ТК РФ). Это новое положение Кодекса предоставляет право работникам начать забастовку, если стороны после решения спора примирительной комиссией не достигли соглашения по созданию посредника и трудового арбитража, т.е. упрощает для работников начало забастовки, что, думается, не следовало делать.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст.406 ТК РФ).

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз. Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в письменной форме. Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его решение может быть принято и по большинству голосов арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его решений, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляют стороны коллективного трудового спора (ст.408 ТК РФ).

[2]

Статья 405 ТК РФ предусмотрела определенные гарантии работникам, участвующим в примирительных процедурах разрешения коллективного трудового спора. Члены примирительной комиссии (посредники почему-то исключены), трудовые арбитры на время их участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение одного года. Закон установил специальные гарантии трудовых прав и для представителей работников, профсоюзов, их объединений. Они в период разрешения коллективного трудового спора не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительною согласия уполномочившею их на это представительство органа. Эта дополнительная специальная гарантия действует лишь на период разрешения коллективного спора, в котором они представляют сторону.

| следующая лекция ==>
Понятие и виды коллективных трудовых споров | Право на забастовку и его реализация
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 497 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  2. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.

  3. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
  4. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
  5. /oli>

    Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here