Повторная камеральная проверка

Полезный материал в статье: "Повторная камеральная проверка" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Как проходит камеральная налоговая проверка: сроки, что проверяют

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о камеральных налоговых проверках.

Сегодня вы узнаете:

  1. Как и когда проводится камеральная налоговая проверка;
  2. Что проверяется в процессе ее проведения;
  3. Как проходит процедура с ИП и юридическими лицами.

Содержание

Сегодня дадим ответы на вопросы, которые возникают в отношении этого вида контролирующих мероприятий. Выясним подробности процедуры и зачем вообще налоговые структуры проводят такие проверки.

Камеральная проверка: что это значит

Разъяснять значение этого термина будем опираясь на законодательство РФ.

Под термином «камеральная» подразумевается такая проверка, которую проводят на основании данных, внесенных в декларацию, предоставленную плательщиком налога. При этом другую проверку не проводят.

Кто может осуществлять проверку

Камеральная проверка не является прерогативой налоговой службы, проводить ее также могут:

  • Таможенные органы;
  • Внебюджетные фонды.

Где проводится процедура проверки

Для проверки налоговые декларации и прочую документацию налогоплательщик предоставляет непосредственно в отдел ФНС. Процедуру проводит уполномоченное лицо налоговой инспекции.

Цели проведения проверки

Основные цели состоят в следующем:

  • Осуществлять контроль за тем, чтобы налогоплательщики соблюдали законодательство;
  • Выявлять средства, которые плательщик не внес в качестве налога;
  • Взыскивать неуплаченные налоги полностью или частично;
  • Если есть необходимость, привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушение;
  • Подготовить информацию к выездной проверке (если есть такая необходимость).

Чем регламентируются вопросы КНП

Все вопросы, связанные с проведением камеральных проверок, регламентирует Налоговый кодекс РФ. В нем зафиксированы методы проверки, а также вопросы, связанные с проведением экспертиз и предоставлением необходимой документации.

Сроки проведения проверки

Проверка осуществляется в течение 90 дней с того момента, как вы подали в отдел ФНС декларацию или расчет. Но на практике часто возникают проблемы с определением срока начала проверки.

Пример. Если вы отправляете декларацию по почте, то тогда дата предоставления – это дата по почтовому штемпелю. Но проблема в том, что письмо может затеряться. И если оно будет идти дольше, чем три месяца, то специалисты налоговой получат его, когда срок проверки уже истечет.

ФНС по данному поводу опубликовала пояснения, из которых следует, что до того, как проверяющий получит декларацию, проверка не начнется. Получается, что дата отправления – дата по штемпелю, а дата начала проверки – день, когда налоговый инспектор получил декларацию.

Особенности КНП

По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.

Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.

В частности, инспектор может:

  • Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
  • Осмотреть имущество только с вашего согласия;
  • Проводить экспертную оценку;
  • Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.

Помимо этого, у вас могут запросить дополнительную документацию в следующих случаях:

  • Если в декларации указан размер НДС, который подлежит возмещению;
  • Если указаны какие-либо льготы;
  • Если проверка осуществляется в отношении использования природных ресурсов.

Отметим, что если вы показываете в декларации наличие убытка, то в течение пяти дней с момента требования инспектора вы должны объяснить этот факт.

Процедура в отношении ИП

Камеральная проверка в отношении ИП и юрлиц практически не имеет серьезных отличий.

Суть процедуры состоит в следующем: вы, как предприниматель, сдаете необходимую отчетность, а инспектор ФНС проверяет ее на правильность расчетов и достоверность отраженной информации.

Если никаких нарушений специалист не выявит, то вы даже и не узнаете, что проверка проходила.

Если же в отчетности, которую вы предоставили будут найдены нарушения или несоответствия, вам направят уведомление, в котором укажут, что в отношении вас проводится камеральная проверка, также перечислят все нарушения и дадут время, чтобы их устранить.

Вы в данной ситуации можете либо доказать свою правоту, подтвердив ее документами, либо заняться устранением указанных нарушений.

Как только все исправите, нужно будет предоставить в ФНС исправленную документацию либо документ, который подтвердит, что нарушения вы устранили.

Если же говорить о физических лицах, то в отношении них также проводятся камеральные проверки.


Ситуации здесь могут быть следующие:

  • Декларацию физлица проверяют, если был поднят вопрос о предоставлении налогового вычета. Если нарушений нет, плательщика уведомят о проверке и вычет предоставят.
  • Также подлежат проверке сведения и документы, подтверждающие льготы по налоговым платежам.
  • Работодатель не выплачивает НДФЛ за работника с почасовой оплатой. Бывает, что к ответственности за это привлекают самого гражданина, что неправомерно. Наказан должен быть работодатель.

Процедура в отношении юр. лиц

Данное мероприятие охватывает всю деятельность компании, которую она вела за последние три года. Документы за более ранние периоды не проверяют, поскольку по ним в любом случае наступил срок исковой давности.

Саму процедуру могут провести сотрудники ФНС без участия налогоплательщика. Часто руководство компании узнает о том, что проводится проверка после того, как будет затребована дополнительная документация или уже запрашиваются объяснения по какому-либо поводу.

С другой стороны, налогоплательщик тоже может принимать участие в процедуре, в том случае, если проверка ведется углубленно.

Для того чтобы процедура камерального контроля была запущена, приказ руководителя ФНС не нужен, также не требуется и ваше согласие на проведение проверки.

Сам процесс выглядит следующим образом: сначала документы проверяют на правильность оформления, затем специалисты просчитывают все цифры. Если в процессе будут выявлены явные несоответствия между данными в декларации и в других документах, у вас затребуют дополнительные данные.

Также во время проверки будет производиться сравнение декларации поданной недавно, с теми декларациями, которые были поданы за последние три года. Кроме этого, специалисты ФНС проведут общий анализ всех данных.

Читайте так же:  Как рассчитать порог рентабельности

Актом камеральной налоговой проверки оформляются результаты

Если в результате мероприятий выяснится, что компания нарушала действующее законодательство, а именно:

  • Не уплачивала налоги;
  • Занижала расходы;
  • Необоснованно оформляла вычет;
  • Несвоевременно предоставляла декларации и так далее.

Во всех этих случаях будет составлен акт проверки. На его составление отводится десять рабочих дней, подписывается он всеми проверяющими, а также тем человеком или представителем компании, в отношении которой осуществлялась проверка.

[3]

Акт содержит такие данные:

  • Дату и нумерацию;
  • Указание должностей и инициалов специалистов, которые осуществляли проверку;
  • Наименование компании, которую проверяли;
  • Дату начала и окончания проверки;
  • Перечень всех мероприятий, которые проводились;
  • Все выявленные правонарушения или ошибки;
  • Итоги проверки;
  • Рекомендации по устранению всех нарушений;
  • Мера ответственности для виновных лиц.

В пятидневный срок этот акт налогоплательщик должен получить либо лично в руки, либо посредством почтового отправления. Если вы откажетесь лично посетить отдел ФНС для получения акта, вам его отправят заказным письмом.

В соответствии с законодательством РФ датой после отправки документа почтой считается шестой день, когда правонарушитель получил акт. Но учитывая скорость работы почты, отсчет нужно начинать с того дня, когда ФНС было получено уведомление о вручении письма адресату.

КНП углубленного характера

Декларации и отчетность, сданные вами, изначально проходят проверку в автоматическом режиме.

Если противоречий не выявлено, на этом этапе проверка заканчивается. Если же вопросы у налоговиков возникли, тогда проводят углубленные проверочные мероприятия.

Основания для проведения углубленной проверки могут быть формальными, например, льготы по НДС. На этих основаниях у вас будет запрошена дополнительная документация.

Если же в качестве основания для проверки будут выступать ошибки либо несостыковки в финансовых показателях, у вас запросят пояснения, либо потребуют внести исправления.

А теперь предлагаем рассмотреть вопрос о том, в какой срок и как правильно предоставить пояснительную записку в ФНС.

Пояснительная записка

На ее предоставление вам отводится пятидневный срок с момента получения требования. В ваших интересах не игнорировать данное требование, а предоставить пояснения в полном объеме.

За отказ от предоставления пояснений предусмотрена административная ответственность, а в случае грубых нарушений – принудительный привод к инспектору. Но если вся ваша деятельность прозрачна и законна, проблем с объяснениями возникнуть не должно.

Если пояснение требуется из-за декларации по налогу на прибыль, в которой показан убыток, то вам следует поступить следующим образом:

  • Покажите на цифрах, почему образовался убыток. Предоставьте анализ ваших расходов и доходов;
  • Объясните, какие причины к нему привели;
  • Все подтверждайте документально, чтобы предотвратить возникновение дальнейших вопросов к себе.

Пояснение предоставляется в свободной форме, по каждому требуемому пункту. Стандартного бланка для его оформления нет.

Если вы не сдали 6-НДФЛ.

Подавайте пояснение, если этот отчет вы не предоставляете на законных основаниях. Это лучше сделать, чтобы избежать различных недоразумений, а также излишней нервотрепки.

Если же, согласно данным ИФНС, вы должны были предоставлять эту отчетность, вам грозит не только привлечение к ответственности за нарушение, но и блокировка расчетного счета.

Если вы не согласны с результатами проверки

В том случае, если вы не согласны с тем, какие выводы сделали специалисты ФНС, направляйте в инспекцию свои возражения.

Ваше право высказать несогласие, как с отдельными замечаниями, так и со всем актом в целом.

От вас требуется все свои возражения изложить письменно и предоставить их в инспекцию в течение одного месяца с того момента, как вы получили акт и ознакомились с ним.

Эти возражения будут рассмотрены, и по результатам рассмотрения вынесено окончательное решение. Если в апелляционном порядке вы это решение не обжалуете, оно вступает в силу.

Заключение

Уважаемые читатели! Налоговая проверка – мероприятие, которое может проводиться не один раз, поэтому к нему нужно быть готовым. Соблюдайте требования законодательства, не игнорируйте требования ФНС и никаких проблем с контролирующими органами у вас не возникнет.

Сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ в 2019 году

От реального срока камеральной проверки 3-НДФЛ зависит, как быстро инспекция сможет вернуть в виде вычета подоходный налог (его часть) и/или насколько правильно физическое лицо (ИП) заявило о своих доходах в минувшем году. Ввиду важности этого вопроса рассмотрим его подробнее – сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в 2019 году?

Длительность по закону

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко установлено, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ – максимум 3 месяца со дня сдачи этой декларации. Исключений из данного правила нет. Причем этот срок актуален не только для формы 3-НДФЛ, а для любой налоговой отчетности.

Если подаёте декларацию почтовым отправлением, то срок камеральной проверки этой 3-НДФЛ стартует не с дня, когда документ считается поданным, а с даты получения налоговиками соответствующего почтового отправления с описью вложения. Логика здесь простая: инспекция не может начать проверку до получения на руки пакета документов. Это подтверждают разъяснения Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52.

Инспектор начинает ревизию и сопоставление всего сданного пакета документов автоматически: какого-либо специального разрешения руководства ИФНС ему на это не нужно.

На установленные законом сроки камеральной проверки декларации 3-НДФЛ не влияет, что именно заявил плательщик в этом отчете:

  • только доходы за прошедший календарный год;
  • только положенные ему вычеты;
  • и доходы, и вычеты.

И только в одном случае сроки камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ подлежат аннулированию. Это когда инспектор еще не закончил проверять первичный отчет, а физлицо уже сдало исправленный (уточненный) вариант этой декларации. Значит, 3 месяца стартуют заново. Об этом сказано в тоже пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Также учтите, что инспекции разрешено анализировать только тот период, за который сдан отчетный документ. При этом, если вы хотите вернуть подоходный налог за 2 или 3 года сразу, то придется подать по одной декларации за каждый из них. Поэтому сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в целом зависит еще и от количества:

  • поданных деклараций 3-НДФЛ;
  • заявленных вычетов.

[1]

Длительность на практике

Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.

Читайте так же:  Егаис – что это такое и как работает

По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.

Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:

  • качества заполнения этой декларации;
  • отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.

В связи с этим советуем заполнять 3-НДФЛ в 2017 году двумя способами:

  1. Онлайн в личном кабинете физлица на официальном сайте ФНС.
  2. С помощью программы ФНС «Декларация 2017»:

Как отслеживать

Имейте в виду, что мониторить ход и срок камеральной проверки 3-НДФЛ можно на официальном сайте ФНС в личном кабинете физического лица. Там система показывает процент проверки сданной декларации. С каждым днем он становится больше. Однако это не значит, что инспекция анализирует ваш отчет по несколько строчек в день.

Дело в том, что в личном кабинете ход проверки 3-НДФЛ отражается в виде расчетного процента от 3-х месяцев – со дня старта камеральной ревизии до текущей даты.

Влияние срока на вычет НДФЛ

От того, сколько проходит камеральная проверка 3-НДФЛ, также напрямую зависит, как быстро заявителю вернуть рассчитанную им сумму подоходного налога. Например, при покупке квартиры.

При этом назвать конкретные сроки возврата налога невозможно. Максимально они могут составить 4 месяца, которые складываются:

  • из того, сколько идет камеральная проверка декларации 3-НДФЛ (максимум – 3 месяца);
  • плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Повторная камеральная проверка спустя год

Добрый день! Какие основания могут быть для проведения повторной камеральной проверки? Сдал 3-НДФЛ по имущественному вычету за 2013 год с увеличением суммы вычета относительно декларации 2012 года(строительство квартиры по ДДУ).

В увеличении суммы отказали, но мало того, почему-то влезли в декларацию прошлого года, по которой камеральная проверка была произведена год назад и сумма вычета подтверждена в полном объеме и изменили сумму вычета по ней.

Законны ли такие действия? Ведь в налоговом кодексе нет понятия повторная камеральная проверка или проверка по вновь открывшимся обстоятельствам.Мало того, все эти действия вписали в акт камеральной проверки за этот год и требуют его подписать.

Никакой возможности корректировать декларацию 2012 года нет, так как после положительного ответа по камеральной проверке все чеки и квитанции того периода были уничтожены.Что предпринять в таком случае? Посоветуйте, пожалуйста.

Ответы юристов ( 1 )

Налоговая инспекция вправе проводить налоговую проверку в случае представления вами уточненной налоговой декларации. Не совсем понятно, что значит изменилась сумма вычета. Если Вы не изменяли основания исчисления вычета и не увеличивали размер, основываясь на одних и тех же расходах, то по сути повторной проверки проводить не должны. Также непонятно, была ли камеральная налоговая проверка по декларации 2012 г. У вас есть акт этой проверки? При подаче налоговой декларации Вы снимали копии документов, которые уничтожили? Вообще уничтожение документов налоговой отчетности явно ваша ошибка, т.к. у вас теперь нет доказательств, обосновывающих ваши данные в декларации 2012 г., а также есть нарушение НК РФ, т.к. налогоплательщик обязан хранить документы налоговой отчетности в течение 4 лет.

Никакой уточненной декларации за 2012 год я не подавал. Подал декларацию за 2013 год. Акт камеральной проверки за 2012 год есть в моём личном кабинете и в нем написано :» Налоговым органом подтверждена сумма вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объёме». А сумма была заявлена в 998 тыс. рублей. В этом году к указанной сумме добавил 2 тысячи за ремонт т.к. квартира строилась по ДДУ и отделка входит в вычет 1 млн.руб (1/2 доли). В этом году камералка проводилась по декларации прошлого года. Почему стали смотреть позапрошлый — не знаю. Но что-то там убрали почти на 150 тыс.руб. Если бы претензии были в прошлом году, то была возможность внести корректировку и всё исправить. А сегодня, в связи с переездом документы потерялись(их специально никто не уничтожал).

Нужно уточнить в ИФНС причину снижения суммы вычета, а потом анализировать обоснованность такого действия.

Спасибо за ответ. Налоговая ведет себя минимум странно. При сдаче первой декларации в 2012 году «подсказали», что сдавайте декларацию на сумму, которая есть на сегодняшний день, а в следующем году добавите до предельно возможной. А в этом году всё отрицают. По камеральной проверке ни разу даже не позвонили, а сразу — акт камеральной проверки. Декларацию 2012 года подтвердили полностью, но сегодня выяснилось, что что-то всё же было вычеркнуто и заявленная первоначально сумма была изменена, а на сайте висит — подтверждена в полном объеме. При проверке декларации этого года опять сократили вычет по прошлому году. И всё это молча, пока не получил письмо и не увидел акт камеральной проверки. Подал 5 дней назад уточнённую декларацию, по сумме вычета равной 2012 году. Теперь понимаю, что снова не угадал — сумма ведь изменена и я даже не знаю, какая она. Инспектор ушла в отпуск и похоже навсегда. И это всё при том, что я ожидал возможных подвохов в таких структурах и у них же консультировался, чтобы не «попасть». Теперь крайних нет. Создается впечатление, что я сам себе хотел устроить головную боль.

Читайте так же:  Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА (ПО СТ. 88 НК РФ)

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

1.1. Подлежит ли отмене решение налогового органа, вынесенное по результатам камеральной проверки, если декларацию налогоплательщик не представлял (п. 1 ст. 88 НК РФ)? >>>

1.2. Правомерно ли доначисление налога по результатам камеральной проверки по другому налогу (ст. 88 НК РФ)? >>>

1.3. Можно ли доначислить налог и привлечь налогоплательщика к ответственности на основании решения налогового органа, вынесенного при повторной проверке одной и той же декларации (ст. 88 НК РФ)? >>>

1.4. Должен ли налоговый орган проводить одновременную камеральную проверку нескольких уточненных деклараций за разные налоговые периоды, поданных в одно и то же время, в которых налог заявлен и к уплате, и к уменьшению (вычету) (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ)? >>>

1.1. Подлежит ли отмене решение налогового органа, вынесенное по результатам камеральной проверки, если декларацию налогоплательщик не представлял (п. 1 ст. 88 НК РФ)?

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа. Однако из данной нормы неясно, правомерно ли проводить камеральную проверку без декларации на основе других документов, имеющихся у инспекции.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов. Некоторые суды выражают такую же позицию. Аналогичное мнение есть в авторских работах.

В то же время есть судебное решение, в котором указано, что налоговый орган вправе проводить камеральную проверку и без декларации, используя при этом другие документы.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Решение, принятое по результатам камеральной проверки без подачи декларации, подлежит отмене

Письмо Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28

Минфин России, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07, разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки на основании справки о среднесписочной численности работников без представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07 по делу N А19-5641/06-10

Суд пришел к выводу, что налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов. Если нет декларации, то должны быть использованы иные формы налогового контроля. Поэтому суд отменил решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности и о доначислении налога и пеней.

Аналогичные выводы содержит:

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07 по делу N А19-5644/06-31

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу N А82-11768/2007-20

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2007 по делу N А43-1471/2007-30-27

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2007 N А33-10760/06-Ф02-615/07-С1 по делу N А33-10760/06

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2007 N А33-14085/06-Ф02-321/07-С1 по делу N А33-14085/06

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.2007 N А78-2368/06-С2-9/142-Ф02-7091/06-С1 по делу N А78-2368/06-С2-9/142

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 по делу N А65-1368/2009

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А65-35465/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2009 по делу N А21-9761/2008

Консультация эксперта, 2012

Книга: Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение (Караханян С.Г., Баталова И.С.) (“Бератор-Паблишинг”, 2008)

Статья: Камеральная налоговая проверка (Титова С.И.) (“Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, 2008, N 9)

Консультация эксперта, 2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2011 по делу N А56-53498/2010

Суд пришел к выводу о том, что налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации, на основе иных документов. При отсутствии декларации необходимо использовать другие формы налогового контроля. Поэтому проверка исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ возможна исключительно путем проведения выездной проверки.

Консультация эксперта, 2012

[2]

По мнению автора, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено проведение камеральной проверки без представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Консультация эксперта, 2011

По мнению автора, налоговым законодательством не предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки без представления налогоплательщиком налоговой декларации на основании информации, полученной от органов внутренних дел.

Позиция 2. Решение, принятое по результатам камеральной проверки без подачи декларации, отмене не подлежит

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 по делу N А65-14145/07 (Определением ВАС РФ от 15.09.2008 N 11342/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

По мнению суда, отсутствие декларации не препятствует налоговому органу осуществлять налоговый контроль. Инспекция правомерно провела камеральную проверку на основе сведений, предоставленных МВД.

1.2. Правомерно ли доначисление налога по результатам камеральной проверки по другому налогу (ст. 88 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым нельзя доначислить налог на основании декларации по другому налогу. Аналогичная точка зрения выражена в авторской публикации.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2010 N Ф09-6826/10-С2 по делу N А60-54140/2009-С10

Суд отметил, что при камеральной проверке декларации предпринимателя по НДФЛ инспекция вышла за пределы предоставленных ей ст. 88 НК РФ полномочий. Фактически она провела проверку правильности уплаты единого налога по УСН, доначислив предпринимателю налоги по общей системе налогообложения.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2006 N Ф08-5788/2006-2418А по делу N А63-3019/2006-С4 (Определением ВАС РФ от 21.03.2007 N 2407/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд пришел к выводу, что налог на прибыль нельзя доначислить на основании уточненной декларации по НДПИ.

Статья: Усовершенствование процедуры камеральной проверки (Неляпина Ю.В.) (“Налоги” (газета), 2008, N 40)

По мнению автора, налоговый орган не должен выходить за рамки контрольных мероприятий. Если проверяется декларация по налогу на имущество, то выносить решение о доначислении налога на прибыль нельзя.

Читайте так же:  Инструкция по заполнению формы п-4 (нз)

1.3. Можно ли доначислить налог и привлечь налогоплательщика к ответственности на основании решения налогового органа, вынесенного при повторной проверке одной и той же декларации (ст. 88 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции проведение камеральной проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно при подаче уточненной декларации. Иных оснований для повторной камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Есть судебные решения и работа автора, в которых указано, что проведение двух камеральных проверок по одной и той же декларации неправомерно.

Однако имеются и судебные акты с противоположным выводом.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Проведение повторной камеральной проверки неправомерно

Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267

Финансовое ведомство разъясняет, что Налоговый кодекс РФ не содержит такого понятия, как “повторная камеральная проверка”. Проведение повторной камеральной проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно при подаче налогоплательщиком уточненной декларации.

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А12-10597/2009

Суд отметил, что ст. ст. 87 и 88 НК РФ не разрешают налоговым органам неоднократно проводить камеральные проверки одной и той же декларации.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 по делу N А66-594/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2007 по делу N А26-1048/2007

Консультация эксперта, 2011

Постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 N КА-А40/12492-08 по делу N А40-18461/08-142-56

Суд пришел к выводу о том, что проведение повторной камеральной налоговой проверки на основе той же налоговой декларации как тем же налоговым органом, так и иным в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено.

Позиция 2. Проведение повторной камеральной проверки правомерно

Постановление ФАС Уральского округа от 11.04.2007 N Ф09-1533/07-С3 по делу N А76-16845/06 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 N 9663/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на проведение повторных камеральных проверок.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.02.2007 N А19-19531/06-20-Ф02-65/07-С1 по делу N А19-19531/06-20 (Определением ВАС РФ от 09.04.2007 N 3402/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

1.4. Должен ли налоговый орган проводить одновременную камеральную проверку нескольких уточненных деклараций за разные налоговые периоды, поданных в одно и то же время, в которых налог заявлен и к уплате, и к уменьшению (вычету) (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ)?

При обнаружении в поданной декларации факта неотражения (неполноты отражения) сведений или ошибок, приводящих к занижению подлежащего уплате налога, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную декларацию. Налогоплательщик может представить уточненную декларацию, если он обнаружил недостоверные сведения или ошибки, не приводящие к занижению налога (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Инспекция проводит камеральную проверку на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также документов, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Возникает вопрос: должна ли инспекция одновременно проверять несколько уточненных деклараций за разные налоговые периоды, поданных в одно и то же время, в которых налог заявлен и к уплате, и к уменьшению (вычету)?

Официальной позиции нет.

Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 19.01.2010 N 11822/09 по делу N А05-8701/2008, из налогового законодательства не следует обязанности налогового органа одновременно осуществлять камеральную проверку уточненных деклараций за разные налоговые периоды в том случае, если они поданы в одно и то же время. Есть постановления судов кассационной инстанции с аналогичным выводом.

Подробнее см. документы

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 11822/09 по делу N А05-8701/2008

Суд не принял довод налогоплательщика о том, что в случае одновременной подачи нескольких уточненных деклараций переплата по одним декларациям засчитывается в счет недоимки по другим. Суд указал, что суммы налога, заявленные к вычету, могли быть зачтены инспекцией лишь по результатам камеральной проверки уточненных деклараций. Из налогового законодательства не вытекает обязанности инспекции одновременно осуществлять камеральную проверку уточненных деклараций за разные налоговые периоды даже в том случае, если они поданы в одно и то же время.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2011 по делу N А19-3318/2011

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2011 по делу N А56-44040/2010

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2012 по делу N А32-6110/2011 (Определением ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-10379/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.03.2011 по делу N А32-9146/2010

Постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2011 N Ф09-11147/10-С3 по делу N А47-1820/2010

Постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2013 по делу N А48-915/2012

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.08.2007 N А74-138/07-Ф02-4853/07 по делу N А74-138/07

Суд отклонил довод налогоплательщика об обязанности инспекции провести камеральную проверку одновременно по всем представленным уточненным декларациям.

Повторная камеральная проверка

Для тех, кто только планирует начать свой бизнес стоит знать, что успешная регистрация организации, набор штата сотрудников и выбор системы налогообложения – это только начало пути. В дальнейшем предстоит наладить партнерские отношения и заключить договора, найти клиентов, решить текущие проблемы, главными из которых, несомненно, станут проверки различных ведомств, доставляющие немало хлопот предпринимателям. Для того чтобы как–то облегчить свою участь, нужно знать какие организации и когда могут прийти с проверкой деятельности предприятия.

Проверки налоговой инспекции

Пожалуй, самыми распространенными и волнительными для бизнесменов становятся налоговые проверки, избежать которых не удается никому. Поэтому, чтобы быть готовым к проверке налоговой инспекции, необходимо иметь четкое представление о том, что это такое.

Виды налоговых проверок

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом РФ, налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные. При этом под камеральной проверкой подразумевается вид налоговой проверки, которая проводится по местонахождению налоговой инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных юридическим лицом, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налоговой инспекции. В свою очередь выездная проверка представляет собой вид налоговой проверки, которая обычно проводится по местонахождению организации на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Читайте так же:  Штраф за отсутствие соут

Камеральная налоговая проверка и ее причины

Основанием для проведения камеральной налоговой проверки, которую проводят сотрудники инспекции, является подача организацией декларации в налоговую инспекцию. При этом не требуется специального разрешения на проведение камеральной проверки от руководителя налоговой инспекции. Итак, основанием для проведения камеральной налоговой проверки являются:

1) Налоговые декларации (расчеты) и дополнительные документы, представленные организацией вместе с отчетностью;

2) Иные документы о деятельности проверяемого юридического лица, которые имеются у налоговой инспекции.

Какие документы необходимы?

В ходе камеральной налоговой проверки налоговая инспекция может потребовать, как у проверяемого юридического лица, так и у его партнеров представить необходимые документы. Например, проверяемая организация должна по требованию налоговой инспекции дать письменные пояснения о выявленных в ходе проверке ошибках (противоречиях) или устранить их; представить устные пояснения по иным интересующим вопросам.

Контрагенты проверяемой организации и иные учреждения, например, финансовые организации должны по требованию налоговиков представить имеющуюся у них информацию о проверяемой организации. При этом, документы юридические лица должны представить налоговой инспекции в десятидневный срок с момента получения требования, либо на бумаге, в виде копий или подлинников, либо в электронном виде, если необходимые документы были составлены в электронном виде по установленным форматам. Отсчет срока для предоставления необходимой информации начинается на следующий день за днем фактического вручения требования.

В ходе камеральной налоговой проверки необходимые налоговикам документы проверяемое юридическое лицо может направить следующим образом:

1) Заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес налоговой инспекции по почте;

2) Вручить требуемые документы лично инспектору, который является представителем инспекции и непосредственно проводит камеральную проверку;

3) Вручить документы сотруднику канцелярии налоговой инспекции;

4) Направить документы, составленные в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при условии, что такие документы составлены по установленным форматам.

Что касается письменных пояснений, то юридическое лицо может составить его в произвольной форме в срок пять рабочих дней, приложив к ним, выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Срок начинает идти на следующий день с момента фактического вручения сообщения о необходимости представления запрошенных пояснений. Устные объяснения даются непосредственно в налоговой инспекции руководителем юридического лица в указанный в уведомлении срок. В противном случае руководитель организации будет привлечен к административной ответственности.

Какой период деятельности проверяется?

Во время проведения камеральной налоговой проверки сотрудники инспекции могут проконтролировать только тот период деятельности организации, за который она подала декларацию или расчет, в том числе и уточненный. Другими словами, если юридическое лицо сдало в налоговую инспекцию декларацию по НДС за I квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации, сотрудники налоговой инспекция вправе произвести правильность расчета этого налога только за I квартал 2012 года. Однако при проверке этого отчетного периода налоговики могут воспользоваться сведениями других отчетных периодов.

«Повторная» камеральная проверка

В действующем налоговом законодательстве РФ отсутствует такое понятие, как «повторная» камеральная проверка, что означает, невозможность проведения повторной проверки в отношении одной и той же отчетности. Но, сложившаяся судебная практика и разъяснения Министерства финансов России, представленные в письмах, говорят о том, что инспекция имеет право дважды проверить один и тот же период, но в рамках разных камеральных проверок.

Сроки действия камеральной налоговой проверки

По общему правилу, продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало проверки приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Таким образом, истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от начала проверки.

Оформление результатов

Оформление результатов камеральной налоговой проверки напрямую зависит от результатов, к которым пришли проверяющие лица, поэтому можно говорить о следующих выводах:

1) Юридическое лицо, не допустила нарушений действующего налогового законодательства РФ. В этом случае инспекция не обязана составлять какой-либо документ по результатам камеральной налоговой проверки;

2) Если организация допустила нарушения действующего налогового законодательства России, то они оформляются соответствующим актом, по утвержденной форме, в двух экземплярах. Один экземпляр акта о выявленных нарушениях хранится в налоговой инспекции, а второй предназначен для организации – нарушителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

В течение пяти рабочих дней с момента подписания акта камеральной налоговой проверки налоговая инспекция должна вручить его проверяемой организации, которая имеет право передать в налоговую инспекцию возражения, оформленные в письменном виде. Окончательное решение по итогам камеральной проверки принимается инспекцией на основе всех имеющихся материалов налоговой проверки, среди которых могут быть сам акт камеральной проверки, письменные возражения организации, протоколы и экспертные заключения, а также иные документы.

Источники


  1. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  2. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.

  3. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  4. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
  5. /oli>

    Повторная камеральная проверка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here