Порядок возврата излишне уплаченных налогов

Полезный материал в статье: "Порядок возврата излишне уплаченных налогов" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1, п. 3 ст. 21 НК РФ).

В свою очередь, в обязанности налоговых органов входит осуществление мероприятий по возврату и зачету указанных сумм налогоплательщику (плательщику сбора, страховых взносов, налоговому агенту) (пп. 7 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога установлен ст. 78 НК РФ.

Положения указанной статьи применяются также в отношении авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на:

— налоговых агентов (п. 2 ст. 24, п. 14 ст. 78 НК РФ);

— плательщиков сборов (п. 14 ст. 78 НК РФ);

— плательщиков страховых взносов (п. 14 ст. 78 НК РФ);

— ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (в части суммы налога на прибыль организаций) (п. 3 ст. 25.1, пп. 7 п. 2 ст. 25.5, абз. 3 п. 9, п. 14 ст. 78 НК РФ);

— иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме физическим лицам, местом реализации которых является территория РФ (п. 3 ст. 174.2, п. 16 ст. 78 НК РФ).

Переплата сумм налога, возникшая у налогоплательщика — физического лица в результате действий налогового агента, — с учетом приоритета действия специальных норм над общими — подлежит возврату в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 231 НК РФ (определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 262-О).

Важно различать, какие суммы переплаченного налога являются излишне уплаченными, а какие — излишне взысканными.

Сумма налога должна расцениваться как излишне уплаченная или как излишне взысканная в зависимости от того, на каком основании была исполнена налоговая обязанность. То есть важно внесен налог на основании декларации, в которой спорная сумма была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо из-за решения, принятого налоговым органом по результатам проверки.

Способ исполнения этой обязанности (добровольно или принудительно) значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляет подлежащую внесению в бюджет сумму самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине (в т.ч. из-за незнания или заблуждения) ошибается в расчетах.

Если же уплата налога сверх рассчитанных по закону сумм производится в принудительном порядке (например, во исполнение решения налогового органа, впоследствии признанного судом неправомерным), то имеют место излишне взысканные суммы налога.

В общем случае зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму (если возврат осуществлен в установленный срок) (п. 2 ст. 78 НК РФ).

О факте излишней уплаты налога налогоплательщик должен быть извещен налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ).

Извещение составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

При этом налоговое законодательство не устанавливает правовых последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом такой обязанности.

Основанием для зачета и возврата налога служит письменное заявление налогоплательщика либо заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет и соответствующее решение налогового органа (п.п. 4, 6, 8 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-03-06/1/6022).

Положения ст. 78 НК РФ определяют момент, с которого подлежит исчислению трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом переплаты в налоговый орган.

Оговорка «если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах» означает, что законодательством могут быть установлены иные сроки представления заявления либо иная «точка отсчета», т.е. момента, с которого начинает исчисляться трехлетний срок.

Например, возврат (зачет) суммы транспортного налога, излишняя уплата которого произошла в связи с перерасчетом, осуществляется за период такого перерасчета (п. 3 ст. 363 НК РФ). Соответственно, заявление о зачете (возврате) транспортного налога в этом случае может быть подано в течение 3 лет со дня такого перерасчета.

Зачет суммы излишне уплаченного налога может быть произведен как в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, так и в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам за налоговые правонарушения. В последнем случае зачет производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ). Однако это не лишает налогоплательщика права на представление в налоговый орган заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

Как уже было отмечено выше, процедура зачета сумм страховых взносов, которые подлежат уплате в налоговые органы после 01.01.2017, осуществляется по тем же правилам, что и для налогов.

Отличие в том, что осуществить зачет излишне уплаченных страховых взносов можно только в счет предстоящих платежей по этому взносу, пеням, штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ). Это означает следующее:

— переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование можно зачесть только в счет предстоящих платежей по взносам на пенсионное страхование;

— переплату по взносам на обязательное медицинское страхование — в счет предстоящих платежей по медицинским взносам;

— переплату по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — взносы на ВНиМ) — в счет предстоящих платежей по взносам на ВНиМ.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации (п. 13 ст. 78 НК РФ).

Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных налогов (страховых взносов) (2 часть)

Ошибки при перечислении налоговых и страховых платежей

При заполнении платежных поручений на уплату налогов (взносов) налогоплательщики (плательщики страховых взносов) могут допускать ошибки, в результате которых платеж поступает «не в тот бюджет». Каковы последствия данных ошибок: нужно ли повторно перечислять налог (взнос) и оплачивать пени за допущенную недоимку?

Для разрешения данной проблемы, нужно решить вопрос о том, исполнена обязанность по уплате налога (взноса) или нет.

Читайте так же:  Ндс на электронные услуги иностранных компаний

Систематизируем в таблице перечень «критичных» ошибок, допустив которые налог (страховой взнос) будут считаться не уплаченными (платеж в бюджет, либо внебюджетный фонд не поступил):

Обязанность по уплате не признается исполненной
в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы

номера счета Федерального казначейства

номера счета Федерального казначейства

п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ

наименования банка получателя

код бюджетной классификации

наименование банка получателя

Неверное указание КБК относится к реквизитам, ошибка в которых может привести к возникновению недоимки и начислению пени. Однако подобные последствия наступят в случае, если платеж не поступил в бюджет фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Таким образом, остальные ошибки (назовем их «некритичные») в перечислении налоговых (страховых) платежей не должны приводить к возникновению недоимки (с возможной блокировкой расчетных счетов), начислению пени.

Порядок исправления «критичных» ошибок

Алгоритм действия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в случае «критичной» ошибки представим в виде схемы.

Таким образом, первоначальная сумма налога (страхового взноса) возвращается в порядке возврата излишне уплаченного налога (страхового взноса). В аналогичном порядке может быть проведен зачет этой суммы.

Определяющим фактором для начисления пени является наличие либо отсутствие потерь бюджета. В том случае если денежные средства все-таки поступили в бюджет, то пени не начисляются. Иная возникает картина, если вместо «пенсионного» КБК денежные средства перечисляются на «налоговый» КБК. В этой ситуации плательщику начислят пени (при наличии недоимки).

При перечислении страховых взносов 17.03.2014 г. организация неверно указала КБК — вместо территориального отделения ПФР указан КБК налогового органа.

Организация 28.03.2014 г. в адрес ПФР направила заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа.

Поскольку платежные поручения от 17.03.2014 г. содержали неправильное указание КБК, обязанность общества по уплате платежей не признается исполненной. Между тем КБК верно был указан 28.03.2014 г., именно эта дата является моментом соблюдения обществом требований, установленных законодательством о страховых взносах. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов организации будут начислены пени за период с 18.03.2014 г. по 28.03.2014 г. (дата зачисления страховых взносов в бюджет ПФР).

Данный подход нашел свое отражение в Письме Минфина РФ от 04.03.2011 г. № 03-02-07/1-64 и подтверждается судебной практикой (Определение ВАС РФ от 16.09.2013 г. №ВАС-12475/13, Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2011 г. №КА-А40/2273-11).

Порядок исправления «некритичных» ошибок

Алгоритм действия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в случае «некритичной» ошибки представим в виде схемы.

Для уточнения платежа в адрес ФСС РФ на законодательном уровне форма заявления не установлена. На практике территориальные отделения ФСС РФ используют рекомендованную в ПФ РФ форму заявления об уточнении платежа.

В заявлении об уточнении платежа налогоплательщик (плательщик страховых взносов) указывает характер допущенной ошибки и прикладывает платежные документы на перечисление налога (страхового взноса). Налоговый орган (фонд) обязан пересчитать пени, которые были начислены им за период со дня уплаты налога до дня принятия решения об уточнении платежа (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ, п.11 ст.18 ФЗ №212).

Однако на практике даже некритичные ошибки приводят к налоговым спорам.

Систематизируем в таблице перечень «проблемных» реквизитов, вызывающих споры с региональными инспекциями и фондами:

Реквизиты платежного поручения

Арбитражная практика, письма контролирующих органов

Суть разъяснений, судебных Постановлений

Письма Минфина РФ от 17.07.2013 г. №03-02-07/2/27977, от 29.03.2012 г. №03-02-08/31, Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 г. №784/13, Постановление ФАС Центрального округа от 08.10.2013 г. №А14-18051/2012

В случае неправильного указания КБК, не повлекшего неперечисление налога в бюджетную систему РФ, налог считается уплаченным и пени «обнуляются»

ОКАТО (с 01.01.2014 г. — ОКТМО)

Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 г. №СА-4-7/23263, Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 г. №784/13

Неправильное указание ОКАТО не свидетельствует о неуплате налога

Прочие (ИНН, КПП, статус плательщика)

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2010 г. №3758-19, Определение ВАС РФ от 05.09.2011 г. № ВАС-11626/11, Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2009 г. № КА-А41/10427-09

Неправильное указание КПП и ИНН получателя не влекут за собой неперечисление сумм страховых взносов, налогов

Рассмотрим часто встречающиеся на практике ситуации, когда ошибка в реквизитах платежного поручения может быть уточнена без начисления пеней.

При перечислении авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал 2014 г. в 14-м разряде КБК была допущена ошибка — вместо КБК 18210602010021000110 указан код 18210602010023000110, который соответствует уплате штрафов по соответствующему налогу, но единый казначейский счет Челябинской области и банк указаны верно.

При выявлении ошибки организация направила заявление в налоговую инспекцию на уточнение платежа. В данной ситуации после уточнения налоговым органом платежа, начисления пеней не будет.

При перечислении авансовых платежей по налогу на прибыль в части регионального бюджета была допущена ошибка — вместо КБК 18210101012021000110 указан несуществующий (неверный) КБК 18410101012021000110. В результате допущенной ошибки платежный документ был зачислен в УФК на «невыясненные поступления» и денежные средства не нашли отражения в карточке лицевого счета по «правильному» КБК.

При выявлении ошибки организация направила заявление в налоговую инспекцию на уточнение платежа. В данной ситуации после уточнения налоговым органом платежа, начисления пеней не будет.

К сожалению, очень часто бухгалтер узнает об ошибке в перечислении налоговых (страховых) платежей только в момент выставления требования об уплате налога (взноса).

Как вернуть переплату налога, если прошло больше трех лет (Кузьменко С.)

Дата размещения статьи: 09.06.2015

С ситуацией, когда необходимо вернуть излишне уплаченный налог, может столкнуться любой индивидуальный предприниматель. Переплата возникает не только вследствие ошибки, допущенной самим налогоплательщиком при формировании налоговой базы. Нередко причиной становятся действия налоговых органов, которые взыскивают с ИП в рамках проводимых контрольных мероприятий излишнюю сумму. Рассмотрим, как порядок действий предпринимателя по возврату налога зависит от причины возникновения переплаты, а также можно ли вернуть налог по истечении трехлетнего периода.

Алгоритм, прописанный в НК РФ

Чтобы разобраться в алгоритме действий с выявленной переплатой налога, необходимо обратиться к ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Эти нормы регламентируют порядок возврата и зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Вариант 1. Предприниматель сам переплатил налог

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ устанавливают возможные решения в отношении излишне уплаченного налога в случаях, когда налогоплательщик допустил переплату по своей вине.

Фрагмент документа. Пункт 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ (извлечение)
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей .

По общим правилам предприниматель, допустивший переплату, вправе самостоятельно выбрать между зачетом излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей и их возвратом. При этом возврат излишне уплаченных денежных средств производится за счет средств бюджета или внебюджетного фонда, в который произошла переплата.
Срок, в течение которого коммерсант может воспользоваться своим правом на зачет или возврат сумм налога, ограничен тремя годами с момента поступления излишней суммы в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Читайте так же:  Бухгалтерский учет разработки программного обеспечения

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Вариант 2. Налоговый орган взыскал с ИП больше положенного

Статья 79 Налогового кодекса РФ посвящена порядку возврата налога в случае, если переплата возникла по вине налогового органа.
В такой ситуации срок возврата денежных средств составляет всего один месяц, который начинает исчисляться со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Особые условия

Возврат либо зачет излишне уплаченных денежных средств в полном объеме возможен только в отношении налогоплательщика, не имеющего какой-либо задолженности перед бюджетом. При наличии недоимки зачет или возврат производится лишь после того, как часть переплаты будет направлена в счет погашения недоимки или иной имеющейся задолженности (п. 6 ст. 78 НК РФ).
При этом зачет излишка в счет имеющейся недоимки производится налоговиками самостоятельно при его обнаружении, тогда как для зачета переплаты в счет предстоящих платежей или для его возврата необходимо письменное заявление налогоплательщика.
Срок рассмотрения заявления предпринимателя составляет 10 дней, по истечении которых налоговый орган выносит соответствующее решение. Форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) налога является свободной.

Вернуть через суд

В п. 3 ст. 79 НК РФ определено, что в случае пропуска налогоплательщиком сроков для обращения в налоговый орган о возврате переплаты возврат денежных средств возможен только в судебном порядке. Напомним, что этот срок составляет три года с момента, когда налогоплательщик самостоятельно допустил переплату, и один месяц при принудительном взыскании излишней суммы налоговыми органами. Вместе с тем иск в судебный орган налогоплательщик может подать в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте переплаты.

Судебная практика. Правило о подаче иска в трехлетний срок со дня, когда предприниматель узнал или должен был узнать о факте переплаты, действует вне зависимости от того, была она допущена им самостоятельно либо была взыскана с него налоговиками (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06).

Спорные вопросы о сроке исковой давности

Как показывает практика, наибольшее количество споров между предпринимателями и контролерами по этой, казалось бы, несложной процедуре возврата переплаты касается определения момента, когда ИП должен был узнать о факте перечисления денежных средств в бюджет в размере, превышающем его реальные обязательства.

События, после которых о переплате известно

На законодательном уровне невозможно закрепить исчерпывающий перечень фактов, которые могут считаться моментом, когда налогоплательщик должен был узнать об излишней уплате налога. В связи с этим вопрос определения данного момента решается в судебном порядке в каждом случае индивидуально с учетом оценки причины, по которой была допущена переплата, изменения налогового законодательства в данный период времени и пр. При этом бремя доказывания ложится на налогоплательщика.

Судебная практика. В Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 Президиум ВАС РФ указал, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, необходимо установить:
— причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога;
— наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
— изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
— другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.12.2012 по делу N А12-1283/2012).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ доказывать в суде эти обстоятельства будет именно налогоплательщик, а не инспекция (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010).

Исходя из анализа арбитражной практики можно выделить факты, которые наиболее часто становятся предметом рассмотрения арбитрами в качестве событий, после которых налогоплательщику должно было стать известно о наличии переплаты или после которых он не мог достоверно узнать об этом.

Факт, свидетельствующий о том, что предприниматель знал о переплате

Предприниматель должен был узнать о переплате из акта налогового органа, составленного по итогам налоговой проверки. Правом на обращение в суд предприниматель может воспользоваться в течение трехлетнего срока с момента вынесения решения контролеров, а не с момента окончания проверяемого периода.

Судебная практика. Об излишней уплате ЕНВД налогоплательщик узнал только из акта выездной налоговой проверки и ранее указанной даты не мог узнать о наличии у него этой переплаты, так как осуществлял предпринимательскую деятельность, подпадающую, по его мнению, под специальный режим налогообложения. Право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы ЕНВД у налогоплательщика возникло после составления инспекцией акта выездной налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 3972/10 по делу N А09-9907/08-30).

Факт, не подтверждающий знание о переплате

Подача предпринимателем первоначальной налоговой декларации не является моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога.

Неуважительные причины пропуска исковой давности

Анализ судебной практики позволяет выявить причины пропуска исковой давности, которые налогоплательщики приводят в свое оправдание, но не признаются арбитрами уважительными:
— некомпетентность сотрудников, ответственных за формирование отчетности (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32);
— налоговый орган не сообщил налогоплательщику о факте переплаты, хотя обязан это делать в силу п. 3 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010);
— налоговый орган не предоставил официальный ответ в десятидневный срок, ведь подать документы в суд можно, только получив отказ налогового органа вернуть переплату (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Что делать, если три года истекли

Обратиться в суд

Исходя из вышеизложенного предпринимателю, решившему вернуть излишне уплаченный налог, обнаруженный по истечении трех лет с момента его уплаты, нужно соблюдать следующий алгоритм действий:
Шаг 1. Собрать доказательства, подтверждающие дату обнаружения им переплаты.
Шаг 2. Подать в налоговый орган мотивированное заявление о возврате или зачете переплаченной суммы налога.
Шаг 3. Подать исковое заявление в суд в течение трех месяцев:
— после получения отказа налоговиков вернуть или зачесть переплату;
— с момента окончания 10-дневного срока со дня подачи соответствующего заявления при отсутствии официального отказа вернуть или зачесть переплаченную сумму налога.
Алгоритм действий налогоплательщика при возврате излишне удержанных налоговиками сумм является аналогичным порядку действий, применяемому при самостоятельной переплате.

Списать сумму долга

Если предприниматель, имеющий устаревшую переплату, примет решение не затевать судебный спор с налоговиками по поводу ее возврата либо в отношении данной переплаты вступит в законную силу судебное решение об отказе в восстановлении срока давности для ее возврата, налогоплательщик вправе списать сумму излишне уплаченного налога. Списание возможно только при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе отмененных налогов.
При отсутствии такого обращения налоговики не вправе самостоятельно осуществить списание переплаты даже в отношении предпринимателей, своевременно представляющих в налоговый орган отчетность (Письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/[email protected]).

Читайте так же:  Рыночная стоимость акций в балансе строка

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов.

Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

[1]

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим налоговым законодательством. Переплата налогов, сборов или пеней может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставке рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Исключение приводится в п.9 ст.78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченной суммы. налоговый право судебный

Факт переплаты может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные в течение 10 дней.

Практика финансовой деятельности показывает, что налоговые органы не всегда могут достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.

При установлении факта переплаты зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух способов — по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюджетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению перечисленной суммой, поскольку п.5 с.78 НК РФ устанавливает направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, она может направляться на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении, куда направить средства, образовавшиеся за счет переплаты.

Читайте так же:  Как получить аттестат аудитора

Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов).

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика. Налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления: три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора). В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.

Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебные способы. Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей. Установленный срок является пресекательным, поскольку по истечении одного месяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административном порядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. По результатам рассмотрения заявления начальником (его заместителем) налогового органа выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

Зачет (возврат) излишне уплаченных налогов

Даже при беспрекословном соблюдении налогоплательщиком норм налогового права суммы налога, пени и штрафов могут оказаться излишне уплаченными или взысканными. Переплата может возникнуть не только у налогоплательщика, но и у налогового агента, а также плательщика сбора. Данную ситуацию призваны разрешить нормы главы 12 НК РФ, которая как раз регулирует отношения по возврату и зачету излишне уплаченных или взысканных сумм. Однако, при применении норм указанной главы Кодекса возникают некоторые проблемы, которым и посвящена работа.

Сначала разберемся с ситуациями, при которых возникает переплата

1. Совершение ошибочных действий самим налогоплательщиком (излишняя уплата), либо налоговым органом (излишнее взыскание). Этому в основном и посвящена упомянутая глава Кодекса;

2. Переплата может возникнуть и без ошибочных действий. Такая ситуации может возникнуть при признании нормативного акта, устанавливающего налог, недействительным, отмены нормативного акта принявшим его органом, либо изменении системы налогообложения. В этом случае тоже возникает возможность для возврата (зачета) со ссылкой на нормы общей части налогового кодекса (Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А 42 2832 / 01 25 ) если только законодатель не устанавливает специальные правила по поводу переплаченных таким образом сумм. Например, при отмене ЕСН для предпринимателей, перешедших на систему налогообложения в виде ЕНВД, переплаченные суммы налогов возможно было только зачесть, но не возместить из бюджета.

Переплачены могут быть суммы налога, сбора, пени или штрафов.

Налоговое право содержит два пути разрешения ситуации, в которой возникла переплата:

  • зачет
  • возврат излишне уплаченного либо взысканного налога.

Зачет представляет собой способ исполнения обязанности по уплате налога или сбора при котором суммы, уплаченные изначально в счет одного налогового обязательства считаются уплаченными в счет иного обязательства. Зачет по общему правилу осуществляется налоговым органом (ст. 45 , п. 2 ст. 78 НК РФ), но в некоторых случаях (отказ налогового органа в зачете, зачет штрафа) может быть осуществлен в судебном порядке. Налоговый орган может провести зачет самостоятельно либо по заявлению налогоплательщика. Причем по собственной инициативе налоговый орган вправе зачесть излишне уплаченную сумму только в отношении налоговых платежей, по которым имеется недоимка. В счет уплаты пени переплата по налогу может быть зачтена только по заявлению налогоплательщика (п. 5 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А 42 — 2832 / 01 — 25 ).

Зачету подлежит как сумма излишне уплаченного налога (п. 1 ст. 78 ), так и сбора, пени (п. 11 ст. 78 ). Следует обратить внимание на то, что допускается зачет только сумм излишне уплаченного налога, зачет уплаченных за определенный период сумм налога при наличии недоимок по другим периодам, пусть и предшествующим, недопустим (Постановление ФАС СЗО от 23.04.2002 № А 56 — 31835 / 01 ).

Возврат – возмещение из бюджета уплаченных в счет погашения налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налоговым органом за счет средств соответствующего бюджета.

Данный способ может быть использован только при соблюдении некоторых условий. Одним из таких условий является отсутствие недоимки перед тем бюджетом, в который произошла переплата (п. 7 ст. 78 , п. 1 ст. 79 НК РФ). Здесь имеется в виду недоимка по всем налогам, подлежащим уплате в данный бюджет, а не только по тому налогу, по которому имеется переплата (Постановление ФАС ЗСО от 12.02.2001 № Ф 04 / 360 — 56 /А 45 — 2001 ). Наличие недоимки устанавливает налоговый орган и в случае решения вопроса о возврате излишне уплаченного налога в суде обязанность по доказыванию наличия недоимки ложится на налоговый орган (Постановление ФАС ЗСО от 10.04.2002 № Ф 04 / 1208 — 215 /А 46 — 2002 ).

Однако положения о том, что возврат излишне взысканных налогов возможен только после зачета рассчитан на добросовестные действия взыскателя. Если же взыскание произведено с нарушением норм НК РФ, то такие действия не могут быть обеспечены защитой, а иск о возврате оспариваемых сумм может быть удовлетворен несмотря на наличие недоимки (Постановление ФАС СКО от 16.11.2000 № Ф 08 — 3163 / 2000 ).

Помимо того, недопустим возврат виртуально уплаченных сумм. Так, для возврата из бюджета сумм налога они должны реально поступить в бюджет (Постановлением ФАС ЗСО от 24.04.2002 № Ф 04 / 1408 — 248 /А 46 — 2002 ). Уплаченным налогом, подлежащим возврату в порядке ст. 78 НК РФ можно считать только тот налог, который уплачен денежными средствами (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф 04 / 3950 — 1364 /А 45 — 2001 ), в противном случае суммы переплаты могут быть зачтены только в счет недоимки и будущих платежей (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф 04 / 3953 — 1363 /А 45 — 2001 ). Однако последнее решение вынесено с учетом местного законодательства, устанавливающего запрет на возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных векселями. Потому представляется верным, что возврат излишне уплаченных неденежным способом сумм все же допустим. Другое дело, что данный способ расчетов в налоговом праве теперь практически не используется, и данное положение не найдет практического применения.

Читайте так же:  «пальцами врозь по «едру» не ударишь»

Возврат происходит за счет того бюджета, в который произошла переплата (п. 9 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 15.04.2002 № Ф 04 / 1333 — 232 /А 46 — 2002 ) налоговым органом (п. 2 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 24.01.2001 № Ф 04 / 165 — 813 /А 70 — 2000 ). Попытки возместить излишне уплаченные налоги за счет иных органов государственной и местной власти не достигли своей цели (Постановления ФАС ЗСО от 4.10.2000 № Ф 04 / 2529 — 649 /А 46 — 2000 , от 22.11.2000 №Ф 04 / 3025 — 780 /А 27 — 2000 ). Осуществление возврата излишне уплаченных налогов и других платежей возложено на органы казначейства, которые наряду с налоговыми органами могут выступать ответчиками по спорам о возврате. Однако указанное положение хотя и нашло подтверждение в судебной практике (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф 04 / 3244 — 377 /А- 2001 , от 24.10.2001 № Ф 04 / 3219 — 367 /А 67 — 2001 ), все же было расценено судом как недостаточное основание для отмены судебного решения первой инстанции, где в иске к органу казначейства было отказано ввиду отсутствия полномочий кассационной инстанции по привлечению к участию в деле других лиц и исполнения исполнительного листа о взыскании.

Возвращает сумму излишне уплаченного налога инспекция по месту учета налогоплательщика. В случае если налогоплательщик подал заявление о возврате излишне уплаченного налога в одну инспекцию, но потом перешел на учет в другую инспекцию, то вопрос о том, какая инспекция будет осуществлять возврат разрешается судами по разному: «первой» (Постановление ФАС МО от 12.10.2001 № КА-А 40 / 5712 — 01 ), либо «второй» (Постановление АС НСО от 03.02.2003 № А 45 — 11648 / 02 -СА 12 / 91 ) инспекциями. Таким образом, не так уж и важно какой налоговый орган будет осуществлять возврат.

Применение к возмещению НДС. Отношения по зачету и возмещению НДС до 1 января 2001 г . регулируемые Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», а после 1.01.2001 главой 26 НК РФ имеют иную природу. Суммы возникают не в результате ошибочных действий налогоплательщика (излишняя уплата налога) или налогового органа (неправомерное взыскание излишней суммы), а в результате самой организации налога на добавленную стоимость, предполагающей, при определенных обстоятельствах, возмещение правильно уплаченных сумм налога. Таким образом, оснований для применения к указанным отношениям положений ст. 78 НК РФ нет (Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2001 №Ф 04 / 1190 — 327 /А 46 — 2001 ).

Порядок зачета и возврата

Зачет налоговым органом . Налоговый орган по заявлению налогоплательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей выносит решение в течение 5 дней. В любом случае, налогоплательщик должен быть проинформирован о принятом по его заявлению решении в течение двух недель с момента подачи заявления.

Возврат налоговым органом . Возврат налоговым органом может быть осуществлен при соблюдении ранее рассмотренных условий. Необходимо также иметь в виду, что не всякие суммы может вернуть налоговый орган. Так, вернуть суммы уплаченных (взысканных) штрафов возможно только в судебном порядке. В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в месячный срок со дня подачи заявления о возврате. В данном пункте речь идет о сроке для возврата, а не сроке принятия решения налоговым органом о возврате, направляемом в казначейство (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф 04 / 3244 — 377 /А- 2001 , от 24.10.2001 № Ф 04 / 3219 — 367 /А 67 — 2001 ). Проведением налоговой проверки (выездной или камеральной) налоговый орган также не вправе оттянуть момент возврата (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2001 № Ф 04 / 3239 — 980 — 981 — 982 /А 27 — 2001 ). В случае просрочки возврата средств на них начисляются проценты по ставке рефинансирования.

Обращение в суд . Ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщику предоставлена возможность подать заявление в налоговый орган о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога. Также законодательство установило обязанность налогового органа рассмотреть указанное заявление и принять по нему решение. Потому обращение в суд с требованием о возврате (зачете) указанных сумм допустимо только в том случае, когда налоговый орган отказал в возврате (зачете) указанных сумм, либо налогоплательщик не получил ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 ). Поскольку ст. 79 досудебный порядок урегулирования спора о возврате излишне взысканных сумм не предусмотрен, заявление о возврате указанных сумм рассматривается арбитражным судом без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган (Постановление ФАС СЗО от 08.04.2002 № А 44 — 2778 / 01 -С 3 -к, от 01.04.2002 № А 44 — 2779 / 01 -С 3 -к и др.).

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает несколько процедур возмещения излишне уплаченных в бюджет средств в счет погашения налоговых обязательств. Практика правоприменения по данному вопросу пусть и недостаточно большая и порой противоречивая, но уже есть. Радует, что налогоплательщики имеют некие гарантии ответственности государства за деятельность своих органов (налоговых) в форме возмещения убытков причиняемых при невозврате, либо несвоевременном возврате излишне уплаченных средств. Ранее мер по начислению процентов за просрочку возврата законодательство не предусматривало, а сейчас при должном усердии юристов организации и граждане в состоянии защитить свои права в налоговой сфере.

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.

  3. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
  4. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
  5. /oli>

    Порядок возврата излишне уплаченных налогов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here