Положение о внутреннем финансовом контроле

Полезный материал в статье: "Положение о внутреннем финансовом контроле" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Приложение N 5. Положение о внутреннем финансовом контроле

Приложение N 5
к приказу Управления ветеринарии
и племенного животноводства
Амурской области
от 31 декабря 2015 г. N 634-од

Положение
о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством России (включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Положением управления. Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля учреждения.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:

— создание системы соблюдения законодательства России в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджетной сметы;

— повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

— повышение результативности использования средств областного бюджета.

1.3. Внутренний контроль в управлении могут осуществлять:

— созданная приказом начальника комиссия;

— консультант отдела бюджетного учета, контроля и отчетности.

1.4. Целями внутреннего финансового контроля управления являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности управления и соблюдение действующего законодательства России, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

— установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бюджетном учете и отчетности требованиям законодательства;

— установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

— соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении деятельности;

— анализ системы внутреннего контроля управления, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.6. Принципы внутреннего финансового контроля управления:

— принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством России;

— принцип объективности. Внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством России, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

— принцип независимости. Субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;

— принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;

— принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством России.

2. Система внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

— точность и полноту документации бюджетного учета;

— соблюдение требований законодательства;

— своевременность подготовки достоверной бюджетной отчетности;

— предотвращение ошибок и искажений;

— исполнение приказов и распоряжений начальника управления;

— выполнение утвержденных показателей бюджетной сметы;

— сохранность имущества управления.

2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

3. Организация внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль в управлении подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция.

Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров. Предварительный контроль осуществляют начальник управления, его заместители, главный бухгалтер и ведущий консультант юридической и кадровой службы.

Основными формами предварительного внутреннего финансового контроля являются:

— проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в денежных средствах, смет доходов и расходов и др.) главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера);

— их визирование, согласование и урегулирование разногласий;

— проверка и визирование проектов договоров ведущим консультантом юридической и кадровой службы и главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера);

— предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств, осуществляемая главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера); экспертами и другими уполномоченными должностными лицами.

3.1.2. Текущий контроль производится путем:

— проведения повседневного анализа соблюдения процедур исполнения показателей бюджетной сметы;

— ведения бюджетного учета;

— осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования.

Формами текущего внутреннего финансового контроля являются:

— проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;

— проверка наличия денежных средств в кассе;

— проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;

— проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных денежных средств и (или) оправдательных документов;

— контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;

— сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);

— проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отдела бюджетного учета, контроля и отчетности.

3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций.

Осуществляется путем анализа и проверки бюджетной документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.

Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.

Формами последующего внутреннего финансового контроля являются:

— внезапная проверка кассы;

— проверка поступления, наличия и использования денежных средств в управлении;

— документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности управления и его обособленных структурных подразделений.

Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:

— период, за который проводится проверка;

— срок проведения проверки;

Объектами плановой проверки являются:

— соблюдение законодательства России, регулирующего порядок ведения бюджетного учета и норм учетной политики;

— правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;

— полнота и правильность документального оформления операций;

— своевременность и полнота проведения инвентаризаций;

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Читайте так же:  Правила заполнения счетов-фактур

3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

— программа проверки (утверждается руководителем учреждения);

— характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности, виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;

— анализ соблюдения законодательства России, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

— выводы о результатах проведения контроля;

— описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют начальнику управления объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

3.4. По результатам проведения проверки главным бухгалтером управления (лицом, уполномоченным начальником управления) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается начальником учреждения. По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует начальника управления о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

4. Субъекты внутреннего контроля

4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

— начальник управления и его заместители;

— комиссия по внутреннему контролю;

4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами управления, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами управления и должностными инструкциями работников.

5. Права комиссии по проведению внутренних проверок

5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право:

— проверять соответствие финансово-хозяйственных операций действующему законодательству;

— проверять правильность составления бухгалтерских документов и своевременного их отражения в учете;

— входить в помещение проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей, компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях;

— проверять наличие денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности в кассе учреждения и подразделений, использующих наличные расчеты с населением и проверять правильность применения ККМ. При этом исключить из сроков, в которые такая проверка может быть проведена, период выплаты заработной платы; проверять все учетные бухгалтерские регистры;

— проверять планово-сметные документы;

— ознакомляться со всеми учредительными и распорядительными документами (приказами, распоряжениями, указаниями руководства учреждения), регулирующими финансово-хозяйственную деятельность;

— ознакомляться с перепиской подразделения с вышестоящими организациями, деловыми партнерами, другими юридическими, а также физическими лицами (жалобы и заявления);

— обследовать производственные и служебные помещения (при этом могут преследоваться цели, не связанные напрямую с финансовым состоянием подразделения, например, проверка противопожарного состояния помещений или оценка рациональности используемых технологических схем);

— проводить мероприятия научной организации труда (хронометраж, фотография

рабочего времени, метод моментальных фотографий и т. п.) с целью оценки напряженности норм времени и норм выработки;

— проверять состояние и сохранность товарно-материальных ценностей у материально ответственных и подотчетных лиц;

— проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов основных средств;

— проверять правильность оформления бухгалтерских операций, а также правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджетные фонды;

— требовать от руководителей структурных подразделений справки, расчеты и объяснения по проверяемым фактам хозяйственной деятельности;

— на иные действия, обусловленные спецификой деятельности комиссии и иными факторами.

6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

6.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на Мелешкину Светлану Николаевну.

6.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

7. Оценка состояния системы финансового контроля

7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых начальником управления.

7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

8. Заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются начальником управления.

8.2. Если в результате изменения действующего законодательства России отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства России.

График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности

Приложение N 1. Положение о внутреннем финансовом контроле

от 14 марта 2017 г. N 318

Положение
о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации (включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Положением о Министерстве образования, науки и по делам молодежи КБР (далее — Министерство). Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля Министерства.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:

— Соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством и подведомственными ему получателями средств республиканского бюджета;

Подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета.

1.3. Внутренний контроль в Министерстве могут осуществлять:

— созданная приказом министра комиссия;

— сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства.

1.4. Целями внутреннего финансового контроля Министерства являются подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности Министерства и соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Читайте так же:  Камеральная проверка 6-ндфл

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

— установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности требованиям законодательства;

— установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

— соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении деятельности;

— анализ системы внутреннего контроля Министерства, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.6. Принципы внутреннего финансового контроля Министерства:

— принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации;

— принцип объективности. Внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

— принцип независимости. Субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;

— принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;

— принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Система внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

— точность и полноту документации бухгалтерского учета;

— соблюдение требований законодательства;

— своевременность подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— предотвращение ошибок и искажений;

— исполнение приказов и распоряжений министра образования, науки и по делам молодежи;

— сохранность имущества Министерства.

2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

3. Организация внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль в Министерстве подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция.

Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Предварительный контроль осуществляют министр образования, науки и по делам молодежи, его заместители, главный бухгалтер, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования, начальник контрактной службы и материально-технического обеспечения, сотрудники отдела правового обеспечения. Основными формами предварительного внутреннего финансового контроля являются:

— проверка финансово-плановых документов Министерства отделом экономического анализа и прогнозирования, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;

— проверка и визирование проектов договоров, заключаемых Министерством начальником контрактной службы;

— предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств, осуществляемая главным бухгалтером (бухгалтером), экспертами и другими уполномоченными должностными лицами.

3.1.2. Текущий контроль производится путем:

— проведения повседневного анализа соблюдения процедур исполнения договоров;

— ведения бухгалтерского учета;

— осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования.

Формами текущего внутреннего финансового контроля являются:

— проверка расходных денежных документов до их оплаты Министерством.

Фактом контроля является разрешение документов к оплате;

— проверка наличия денежных средств в кассе;

— проверка полноты оприходования полученных наличных денежных средств и денежных документов;

— проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных денежных средств и (или) оправдательных документов, денежных документов;

— контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;

— сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);

— проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства.

3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.

Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.

Формами последующего внутреннего финансового контроля являются:

— внезапная проверка кассы;

— проверка поступления, наличия и использования денежных средств и денежных документов в Министерстве;

— документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства.

Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:

— период, за который проводится проверка;

— срок проведения проверки;

— период проведения проверки;

Объектами плановой проверки являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

— соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;

— правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

— полнота и правильность документального оформления операций;

— своевременность и полнота проведения инвентаризаций;

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

[2]

3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта.

Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

— программа проверки (утверждается министром образования, науки и по делам молодежи КБР);

— характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;

— виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;

— анализ соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

— выводы о результатах проведения контроля;

— описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Служащие Министерства, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют министру образования, науки и по делам молодежи КБР объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

3.4. По результатам проведения проверки разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается министром образования, науки и по делам молодежи КБР.

По истечении установленного срока незамедлительно информирует министра образования, науки и по делам молодежи КБР о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

Читайте так же:  Подписание первичных документов факсимиле

4. Субъекты внутреннего контроля

4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

— министр образования, науки и по делам молодежи КБР и его заместители;

— комиссия по внутреннему контролю;

— служащие Министерства на всех уровнях.

4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами Министерства.

5. Права комиссии по проведению внутренних проверок.

5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право:

— проверять соответствие финансово-хозяйственных операций действующему законодательству;

— проверять правильность составления бухгалтерских документов и своевременного их отражения в учете;

— входить в помещение проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей, компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях;

— проверять наличие денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности в кассе Министерства;

— проверять все учетные бухгалтерские регистры;

— проверять планово-сметные документы;

— ознакомляться со всеми учредительными и распорядительными документами (приказами, распоряжениями, указаниями министра сельского хозяйства), регулирующими финансово-хозяйственную деятельность;

— ознакомляться с перепиской подразделения с вышестоящими организациями, другими юридическими, а также физическими лицами (жалобы и заявления);

— проверять состояние и сохранность товарно-материальных ценностей у материально ответственных и подотчетных лиц;

— проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов основных средств;

— проверять правильность оформления бухгалтерских операций, а также правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджетные фонды;

— требовать от руководителей структурных подразделений справки, расчеты и объяснения по проверяемым фактам хозяйственной деятельности;

— на иные действия, обусловленные спецификой деятельности комиссии и иными факторами.

6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

6.2. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

7. Оценка состояния системы финансового контроля

7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в Министерстве осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых министром.

7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет министру результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

8. Заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются министром образования, науки и по делам молодежи.

8.2. Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства Российской Федерации.

График
проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности

Организуем внутренний контроль в учреждении

Фисенко Т. И., главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Положению о внутреннем контроле в нормативных актах уделяется не много внимания. Данный материал поможет грамотно составить этот важный документ.

Внутренний контроль – что это такое?

Одним из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения является повышение действенности и результативности финансового и хозяйственного контроля.

Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в учреждении включает:

– нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;

– субъекты, то есть должностных лиц, осуществляющих контроль;

– объекты контрольной деятельности;

– виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля;

– целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем;

– планирование деятельности в области внутреннего контроля.

При организации внутреннего контроля в учреждении следует руководствоваться нормами:

– Бюджетного кодекса РФ;

– Налогового кодекса РФ;

– Трудового кодекса РФ;

– Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– локальными нормативными актами.

Также надо обратить внимание на отраслевые и ведомственные инструкции и проанализировать сложившуюся практику.

Основные задачи

К основным задачам внутреннего контроля относятся:

– контроль (проверка) за соблюдением в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов;

– исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;

– законность совершения кассовых операций в учреждении;

– организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении;

– установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

– выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения деятельности учреждения;

– установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете;

– точность и полнота документации бухгалтерского учета;

– своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

– предотвращение ошибок и искажений в учете;

– изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного ответственными лицами материального ущерба;

– изучение опыта практического применения в учреждении действующих положений, инструкций и иных правовых актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования.

Разделы Положения о внутреннем контроле

Организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние определяются в Положении о внутреннем контроле в учреждении.

В этот документ можно включить следующие разделы.

1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках указанных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.

2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть указать объекты контроля, график проведения мероприятий, порядок их оформления.

3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссии по осуществлению внутреннего контроля, разграничение полномочий и т. п.

4. Ответственность сторон по соблюдению положения о внутреннем контроле.

5. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

Читайте так же:  Минимальная заработная плата

6. Иные необходимые разделы.

Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, должны рассматривать материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по ее улучшению. Также следует принимать необходимые меры к укреплению кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

Проверка финансовой деятельности

Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, должны быть взаимозависимыми и последовательными.

[1]

Вначале должна быть проведена проверка:

– финансово-плановых документов (составление смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.);

– порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличие положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.);

– других локальных документов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

А позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

Одно из важных направлений – проверка документов

В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать:

– создать график документооборота учреждения (возможно, как приложения к учетной политике);

– последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов);

– гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);

– брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода;

– сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации;

– своевременно составлять первичные документы.

В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении должны:

– оформляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться неотраженной в учете;

– содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухгалтерском учете;

– соответствовать типовым унифицированным формам, если таковые установлены;

– соответствовать формам документов, описанным в учетной политике организации (в случае когда формы документов установлены учетной политикой учреждения);

– кроме того, бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях, когда в бухгалтерский учет вносятся исправления, специальные расчеты, должны быть изложены просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

Оформление ревизий и проверок

По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:

– программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения;

– характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;

– виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки;

– анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;

– выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;

– размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;

– описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

Внутренний финансовый контроль

к приказу от 29 декабря 2017 № 333

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством России (включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Уставом учреждения. Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля учреждения.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:

1.3. Внутренний контроль в учреждении осуществляют:

1.4. Целями внутреннего финансового контроля учреждения являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения и соответствия порядка ведения учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
  • соблюдение другого действующего законодательства России, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

1.6. Принципы внутреннего финансового контроля учреждения:

2. Система внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

2.3. Методы проведения внутреннего контроля:

3. Организация внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной является операция.

Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела.

При проведении предварительного внутреннего финансового контроля проводится:

  • контроль за принятием обязательств учреждения в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • проверка проектов приказов руководителя учреждения;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания;
Читайте так же:  Маркировка обуви порядок проведения

3.1.2. При проведении текущего внутреннего финансового контроля проводится:

  • мониторинг расходования лимитов бюджетных обязательств (и других целевых средств) по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;
  • анализ главным бухгалтером (бухгалтером) конкретных журналов операций, в том числе в обособленных подразделениях, на соответствие методологии учета и положениям учетной политики учреждения;

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами финансового отдела и бухгалтерии, сотрудниками планового отдела.

Проверку первичных учетных документов проводят сотрудники бухгалтерии, которые принимают документы к учету. В каждом документе проверяют:

  • соответствие формы документа и хозяйственной операции;
  • наличие обязательных реквизитов, если документ составлен не по унифицированной форме;
  • правильность заполнения и наличие подписей.

3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.

Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.

При проведении последующего внутреннего финансового контроля проводятся:

  • проверка наличия имущества учреждения, в том числе: инвентаризация, внезапная проверка кассы;
  • анализ исполнения плановых документов;
  • проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;
  • соблюдение норм расхода материальных запасов;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности учреждения.

Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:

Объектами плановой проверки являются:

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

3.4. По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков, и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

4. Субъекты внутреннего контроля

4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

5. Права комиссии по проведению внутренних проверок.

5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право:

6. Ответственность

6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

6.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на директора по общим вопросам С.В. Ефремова

6.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

7. Оценка состояния системы финансового контроля

7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости, разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

8. Заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются руководителем учреждения.

8.2. Если в результате изменения действующего законодательства России отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства России.

График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности

Срок проведения
проверки

Период, за
который
проводится
проверка

Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций

Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности

Ежемесячно на последний день отчетного месяца

Проверка соблюдения лимита денежных средств в кассе

[3]

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверка правильности расчетов с Казначейством
России, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями

Источники


  1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

  2. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  3. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
  4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
  5. /oli>

    Положение о внутреннем финансовом контроле
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here