Плата за негативное воздействие на окружающую среду проводки

Полезный материал в статье: "Плата за негативное воздействие на окружающую среду проводки" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Выпуск от 17 декабря 2010 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Как в 2010 г. рассчитать сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду и отразить ее уплату в учете организации, имеющей передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферу (автомобили)?

Организация, поставившая принадлежащие ей автомобили на учет в г. Москве (Центральный экономический район РФ), в течение III квартала 2010 г. в связи с их эксплуатацией израсходовала 920 л бензина АИ-92 и 1050 л бензина АИ-95.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является платным (ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, п. 9 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух РД-19-02-2007, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — это индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории РФ (абз. 1 Приложения к Методическим рекомендациям).

Юридические лица — плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду производят ее исчисление и перечисление самостоятельно отдельно по передвижным источникам (объектам) негативного воздействия, зарегистрированным на территории одного объекта административно- территориального деления (муниципального образования) (п. п. 8, 10, 13 Методических рекомендаций, см. также Письмо Ростехнадзора от 11.12.2008 N 14-05/6488).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом) (см. п. п. 1, 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»). В этот же срок организация подает расчет платы в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) (п. п. 32, 33, 34 Методических рекомендаций).

Расчет размера платы за загрязнение окружающей природной среды

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников негативного воздействия определяется путем умножения соответствующих нормативов платы по конкретному виду используемого топлива на количество такого топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, и суммирования полученных результатов (абз. 3 пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций). Количество израсходованного топлива определяется на основании первичных документов бухгалтерского учета (путевых листов) (Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-09/1037).

Норматив платы для передвижных источников загрязнения устанавливается за тонну израсходованного топлива в зависимости от его вида (абз. 2 пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций). Норматив платы при использовании 1 т неэтилированного бензина был установлен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 «О внесении изменений в Приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344» в 2005 г. в размере 1,3 (см. также Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»). Указанный норматив платы корректируется в данном случае путем умножения на следующие поправочные коэффициенты (п. 18, формула (4) пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций):

— коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) (п. 19 Методических рекомендаций). Постановлением Правительства РФ N 344 значение данного коэффициента для Центрального экономического района РФ установлено равным 1,9;

— коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов (п. 25 Методических рекомендаций). Постановлением Правительства РФ N 344 значение данного коэффициента установлено равным 1,2;

— коэффициент к нормативу платы, установленный п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (п. 23 Методических рекомендаций). Выше было отмечено, что норматив платы при использовании неэтилированного бензина был установлен в 2005 г., поэтому к нему применяется поправочный коэффициент 1,46.

Напомним, что норматив платы установлен за 1 т топлива. Так как расход бензина измеряется в литрах, его переводят в тонны. Для этого используется показатель плотности топлива. В соответствии с разъяснениями налоговых органов в зависимости от марки автомобильного бензина можно использовать следующие средние значения плотности: для АИ-92 — 0,735 г/куб. см (т.е. 0,735 кг/л), для АИ-95 — 0,750 г/куб. см (т.е. 0,750 кг/л) (Письмо ФНС России от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/[email protected]).

Следовательно, расход бензина АИ-92 за III квартал равен 0,6762 т (920 л x 0,735 кг/л / 1000 кг), расход бензина АИ-95 составит 0,7875 т (1050 л x 0,750 кг/л / 1000 кг).

Таким образом, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, использующими бензин АИ-92, равна 2,93 руб. (1,3 x 1,9 x 1,2 x 1,46 x 0,6762 т). Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, использующими бензин АИ-95, составляет 3,41 руб. (1,3 x 1,9 x 1,2 x 1,46 x 0,7875 т).

В результате общая сумма платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения в III квартале 2010 г. составит 6,34 руб. (2,93 руб. + 3,41 руб.).

Бухгалтерский учет

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включается в состав расходов организации по обычным видам деятельности на дату ее начисления (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Данный вид обязательных платежей не является налогом (сбором), так как он не предусмотрен ст. ст. 13 — 15 Налогового кодекса РФ. Поэтому начисление платы за загрязнение окружающей природной среды может отражаться записью по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

[2]

Налог на прибыль организаций

Читайте так же:  Пенсия военнослужащих

В общем случае в состав материальных расходов включается плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п. 7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). ПДВ устанавливаются в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которое выдается территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ, п. п. 4.1, 6 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 N 288).

Для платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников негативного воздействия аналогом ПДВ являются технические нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух по каждому виду топлива, которые отражают максимально допустимую массу выброса в расчете на единицу мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели (абз. 10 ст. 1, п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ, см. также Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 N А33-1722/2007- 03АП-64/2007 по делу N А33-1722/2007). Указанные технические нормативы устанавливаются техническими регламентами (п. 3 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183) . В случае превышения технических нормативов выбросов эксплуатация транспортного средства запрещается (п. 2 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847, п. 1 ст. 17 Федерального закона N 96-ФЗ).

На сегодняшний день разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников не выдается, поэтому в качестве такого разрешения следует рассматривать талон о прохождении государственного технического осмотра (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.03.2003 N Ф08-663/2003-309А, от 22.01.2004 N Ф08-5421/2003-2090А).

В рассматриваемой ситуации исходим из предположения, что транспортные средства организации прошли техосмотр. Следовательно, сумма платы за загрязнение окружающей природной среды полностью включается в состав материальных расходов и в качестве косвенных расходов уменьшает налоговую базу текущего отчетного периода (п. п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
30.09.2010
Начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду 20 (26, 44 и др.) 76 6,34 Бухгалтерская справка-расчет
Не позднее 20.10.2010
Перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду 76 51 6,34 Выписка банка по расчетному счету

Отметим, что транспортные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов (п. 4 ст. 17 Федерального закона N 96-ФЗ). Такая проверка осуществляется в ходе государственного технического осмотра транспортных средств, который проводится по месту их регистрации (временной регистрации) (пп. «а» п. 2, п. 3 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880).

Энциклопедия решений. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Плата за НВОС взимается (ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, кроме осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (абз. 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I, II, III и IV категориям, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Лица, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.

Само по себе образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. В случае если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354).

Офисные помещения относятся к IV категории объектов HBOC при соответствии пп. «б» п. 6 ч. IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) (письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054). Соответственно, в большинстве случаев в отношении офисов вносить плату за НВОС не требуется.

Лицами, обязанными вносить плату за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. То есть платит за НВОС при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099).

Правила исчисления и взимания платы за НВОС утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Плата исчисляется лицами, обязанными ее вносить, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913) с применением коэффициентов (ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV кв.) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 суммы, уплаченной за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, в органы Росприроднадзора по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Форма и порядок заполнения декларации утверждены приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3.

Читайте так же:  Кбк усн «доходы минус расходы»

Суммы платы за НВОС учитываются в составе материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом материальные расходы в виде платы за НВОС (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся (см. письмо Минфина России от 08.08.2016 N 03-03-06/1/46432).

Если в процессе деятельности организации образуются исключительно ТКО, то она не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС и представлять соответствующую отчетность. Плательщиком в этом случае будет выступать специализированная организация, соответствующая статусу оператора по обращению с ТКО.

При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками платы за НВОС являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО (абз. 26 ст. 1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), осуществляющие деятельность по их размещению: сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, части 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, письмо Минприроды России от 26.12.2017 N 12-50/11744-ОГ). Таким образом, в случае, когда у компании имеется договор со специализированной организацией на сбор, транспортировку и удаление ТКО, то за размещение такого вида отходов (бытового мусора) плата не вносится (смотрите постановления Седьмого ААС от 12.01.2018 N 07АП-10888/17, Десятого ААС от 17.11.2017 N 10АП-15470/17).

Примечание

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (ст. 9 Закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ, ч. 10 ст. 23 Закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) ввиду существовавшей неопределенности в вопросе платы за размещение ТКО в случае, когда контрагент, с которым заключен договор на вывоз и размещение таких отходов, не получил статус регионального оператора по обращению с ТКО.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: проводки

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

На каком счете отражается плата за негативное воздействие на окружающую среду?
Какая ответственность предусмотрена за неуплату платежей за загрязнение окружающей среды?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: проводки

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

На каком счете в бюджетном учреждении учитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду отражается в бюджетном учреждении с применением счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». При этом если учреждение учитывает плату за негативное воздействие на окружающую среду при формировании себестоимости готовой продукции, работ, услуг, то для начисления данной платы применяются соответствующие аналитические счета счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». В случае, если указанные расходы не формируют себестоимость, применяется счет 0 401 20 290 «Прочие расходы».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

19 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Видео (кликните для воспроизведения).

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Минфин разъяснил, как учесть плату за негативное воздействие на окружающую среду при расчете налога на прибыль по методу начисления

При исчислении налога на прибыль по методу начисления расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который эти платежи производятся. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 08.08.16 № 03-03-06/1/46432.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в пределах нормативов), сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод (в пределах нормативов), размещение отходов производства и потребления (в пределах лимитов) относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Платежи, превышающие установленные нормативы (лимиты), не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Читайте так же:  Идентификационный номер налогоплательщика

Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ, расходы при методе начисления учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от даты фактической оплаты. При этом пунктом 2 статьи 272 НК РФ не определена дата осуществления материальных расходов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ гласит: плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го марта года следующего года. Также плательщики (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной за предыдущий год.

Следовательно, обязательство по перечислению указанной платы и соответствующих квартальных «авансов» возникает по факту деятельности за определенные периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал, календарный год). Исходя из этого, авторы письма делают следующий вывод. Материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (квартальных авансовых платежей) признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который эти платежи производятся.

[1]

Экологические платежи: кто их должен вносить и по ним отчитываться

Среди всех платежей, отчетность по которым ложится на плечи бухгалтера, экологические платежи являются, пожалуй, самыми запутанными. При этом за неуплату и за непредставление отчетности установлены весьма внушительные штрафы. Должны ли перечислять экологические платежи организации, которые не занимаются промышленным производством, и вся деятельность которых ведется в офисе? Как таким организациям рассчитывать экологические платежи, и какую отчетность в связи с этим нужно представлять? Давайте разбираться.

Правовые основы

Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.

Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.

В то же время, изучая документы, связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду, надо учитывать, что названные полномочия переданы Росприроднадзору только в середине 2010 года. До этого данные функции выполняла другая Федеральная служба — Ростехнадзор. И именно она выпускала нормативные правовые акты, которыми утверждены действующие формы и которые регулируют порядок подготовки отчетности. Речь идет о приказе Ростехнадзора от 05.04.07 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Именно этим приказом и надо пользоваться при составлении отчетности.

За что и кому надо отчитываться

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204. Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение.

Начнем с самой распространенной ситуации — аренды офисного или иного помещения. В такой ситуации весь мусор и прочие отходы арендатор обычно выбрасывает в мусорные контейнеры арендодателя. Такая ситуация, как правило, зафиксирована в договоре аренды. Более того, часто в обязанности арендодателя входит даже самостоятельный сбор этих отходов со сданных в аренду площадей.

Для целей экологических платежей это означает, что организация никакого размещения отходов не производит, а значит, обязанности по перечислению платежей и представлению отчетности в Росприроднадзор в связи с этой деятельностью у нее не возникает. Ведь плату за размещение отходов вносит их собственник. А в данном случае на основании договора аренды отходы помещаются в контейнеры, арендатору не принадлежащие. Соответственно, и обязанности по внесению платы за такие отходы у арендатора не возникает (письмо Ростехнадзора от 12.02.07 № 04-09/169).

Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением

Рассмотрим теперь другую ситуацию — организация владеет офисным или иным помещением, где располагается сама или сдает эти помещения в аренду. И в том, и в другом случае, мусор и прочие бытовые отходы помещаются в специальные контейнеры. Затем мусор вывозит специализированная организация на основании договора. В таком случае обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от формулировок в договоре с организацией, вывозящей мусор.

Так, если по этому договору организация предоставляет собственнику помещения контейнер в пользование, а потом забирает его заполненным и вывозит на не принадлежащий собственнику помещения объект размещения (свалку, полигон и т п.), то размещением отходов занимается не собственник помещения, а специализированная организация. А значит, собственник помещения по данным отходам не должен вносить плату за негативное воздействие и представлять отчетность в Росприроднадзор. Такова позиция Высшего арбитражного суда (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 14561/08, от 20.07.10 № 4433/10, от 12.07.11 № 1752/11).

Еще лучше, если в договоре будет прямо указано, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора от 27.04.07 № 04-09/455).

Ситуация 3. Владеем транспортом

Рассмотрим еще одну весьма распространенную ситуацию — организация использует в своей деятельности автотранспорт. В таком случае у нее появляется обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом не важно, собственный транспорт использует организация, арендованный или находящийся в лизинге. Во всех этих случаях бухгалтеру нужно будет рассчитать экологические платежи. Делается это следующим образом: потребленный объем топлива умножается на ставку и на специальный коэффициент, установленный законом о бюджете.

Читайте так же:  Декларация по налогу на имущество организаций

Обратите внимание: подсчет потребленного топлива ведется в тоннах. Одна тонна бензина — это примерно 1 300 литров. Данный показатель зависит от плотности бензина, которая в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха — летом ниже, зимой выше. Плотность бензина может колебаться в пределах 740-775 кг на тонну. Соответственно, количество литров в тонне определяется путем деления плотности бензина на 1 млн. и возведения получившегося частного в минус первую степень. Например, при плотности топлива 740 в одной тонне бензина будет 1 351 литр, а при плотности 775 — 1290 литров.

Ставка платы за негативное воздействие утверждена еще в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.05 № 410 и зависит от вида топлива, потребляемого автомобилем. Для бензина, например, ставка 1,3 рубля за тонну, а для дизтоплива — 2,5 рубля. Но каждый год эти ставки еще корректируются специальным коэффициентом. Например, в 2012 году он равен 2,05 (Федеральный закон от 30.11.11 № 371-ФЗ), а в 2013 — 2,2 (Федеральный закон от 03.12.12 № 216-ФЗ).

Вносить плату следует ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557).

У организаций, использующих транспорт, помимо обязанности рассчитать и внести плату, возникает обязанность и по представлению отчетности в органы Росприроднадзора. Таким организациям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, нужно направить расчет по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 (см. письмо Ростехнадзора от 02.08.07 № 04-09/1037).

Здесь же заметим, что в отношении данного вида отходов никаких лимитов организации утверждать не требуется, т.к. предельно допустимые нормы содержания отходов в выхлопе контролируются при прохождении транспортными средствами периодического государственного технического осмотра. И если данные параметры не соответствуют установленным, то эксплуатация транспортных средств просто запрещена.

Какие штрафы грозят нарушителям

В заключение нашего краткого обзора скажем несколько слов об ответственности за нарушение правил внесения платежей и представления отчетности по ним. Как и в случае с налогами, ответственность в данном случае установлена как за неуплату (несвоевременную уплату), так и за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Но, в отличие от налоговых штрафов, суммы тут куда значительнее. Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности в органы Росприроднадзора, штраф налагается по статье 8.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.10 по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ) и составляет для юридических лиц от 20 до 100 тысяч рублей!

Штраф за невнесение экологических платежей также весьма внушительный — от 50 до 100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Бухгалтерский учет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Вопрос-ответ по теме

Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Наше предприятие относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие), работаем на УСН (доходы минус расходы). Заключен договор со специализированной организацией на вывоз и размещение ТБО без перехода права собственности на мусор. Возникают вопросы по учету БУ и НУ:1) Предприятие не подавало заявление в территориальное управление Росприроднадзора на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Соответственно, все объемы ТБО будут считаться сверхлимитными объемами размещаемых отходов? Но мы, как микропредприятие, освобождены от необходимости утверждения нормативов. В связи с чем вопрос: начисление платы НВОС будет отражаться в полной сумме на счете 91-2 как сверхнормативная?2) В каких случаях применяется норматив платы за размещение отходов производства и потребления, установленный постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344? Только для расчета платы НВОС?3) Для целей УСН наш размер платы НВОС мы не можем учесть в расходах, т.к. она будет считаться как сверхнормативная в полном объеме?

1. Так как у подобных предприятий есть право не разрабатывать нормативы и лимиты выбросов, то и нет необходимости делить выбросы на сверхлимитные и нет. Все они будут считаться в пределах лимита.

2. С 1 января 2015 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:

Обратите внимание на то, что Минфин упростил бухучет при УСН. Учитывайте активы по новым правилам. Подробности читайте в журнале «Упрощенка»

  • атмосферные выбросы стационарными объектами (нормативы платы установлены вприложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты(нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от12 июня 2003 г. № 344);
  • размещение отходов производства и потребления (нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

Перечисленные нормативы применяются с поправочными коэффициентами, учитывающими экологические факторы, и с дополнительным коэффициентом 2, установленным для особо охраняемых природных территорий (п. 2 постановленияПравительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация нормативов. Раньше коэффициенты индексации определялись в законах о федеральном бюджете, а теперь – в постановлениях Правительства РФ. На период 2015–2017 гг. коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.

3. Ваши выбросы будут считаться осуществленными в пределах лимита, а значит и могут быть учтены для целей исчисления налога при УСНО.

Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

О.В. Долматов, А.Ю. Кузнецов

В бухучете плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов является расходом по обычным видам деятельности. Отражайте ее с использованием счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 – в зависимости от вида деятельности организации (производственная, торговая) и принадлежности объекта загрязнения (объект производства, объект управления и т. д.). Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов является прочим расходом (счет 91-2). Об этом сказано в пунктах 5, 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления данного вида платежей (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). *

Читайте так же:  Инв-16 образец заполнения

Ситуация: в корреспонденции с каким счетом в бухучете нужно начислить сумму платы за загрязнение окружающей среды – 68 или 76

Организация вправе самостоятельно выбрать любой из этих счетов, закрепив этот вариант в учетной политике.

Платежи за загрязнение окружающей среды являются составной частью доходов бюджета, и им присвоен код бюджетной классификации. Поэтому данные платежи могут быть учтены на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В то же время платежи за загрязнение окружающей среды не относятся к налоговым платежам (ст. 13–15 НК РФ, определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О). Поэтому их начисление целесообразнее отражать в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету можно открыть соответствующий субсчет – «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды». С точки зрения бухгалтерского законодательства данный вариант представляется наиболее корректным (Инструкция к плану счетов).

Выбранный вариант учета платежей за загрязнение окружающей среды закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

В зависимости от сделанного выбора начисление платы отразите в бухучете следующими проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых норм;

Дебет 91-2 Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды сверх допустимых норм.

Перечисление платы за загрязнение окружающей среды в бюджет отразите проводкой:

Дебет 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» Кредит 51
– перечислен платеж за загрязнение окружающей среды в бюджет.

Если организация платит налог с доходов, то сумма начисленной платы за загрязнение окружающей среды на расчет единого налога не повлияет (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Если организация на упрощенке платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то плату за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов отразите в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-06-06-04/1, от 17 мая 2005 г. № 03-07-03-04/20). Плату за сверхнормативное загрязнение окружающей среды при расчете единого налога учесть нельзя (подп. 5 п. 1 ст. 316.16, подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). *

Ситуация: может ли организация на упрощенке учесть затраты на оплату услуг по разработке нормативов образования отходов и составлению расчетов платы за загрязнение окружающей среды

Проекты нормативов образования и размещения отходов обязаны разрабатывать все организации, деятельность которых приводит к загрязнению окружающей среды (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Также организации, деятельность которых связана с природопользованием, должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды и сдавать отчетность о размещении отходов.

Разработку нормативов, расчет платежей и составление отчета об образовании и размещении отходов можно поручить сторонней организации. Расходы на оплату таких услуг относятся к материальным затратам (приобретение услуг производственного характера). Они уменьшают налоговую базу по единому налогу на основании подпункта 5 пункта 1, пункта 2 статьи 346.16 и подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

О.В. Долматов, А.Ю. Кузнецов

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Форма отчета приведена в письме Ростехнадзора от 8 июня 2010 г. № 00-07-12/2968. Сдать его нужно не позднее 15 января года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. № 30).

Кроме того, необходимо будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы), утвержденную приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17. *

Пример заполнения отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов и формы 2-ТП (отходы)

ООО «Альфа» находится в г. Дзержинске Нижегородской области и является субъектом малого предпринимательства.

В течение 2015 года у компании образовалось 4,93 тонны мелкогабаритного несортированного мусора от офисных и бытовых помещений (4 класс опасности).

Все эти отходы были переданы на захоронение специальной организации – ООО «Бета» по договору от 12 мая 2013 г. № А-7984 с отчуждением права собственности.

14 января 2016 года бухгалтер «Альфы» составил и сдал в департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год.

27 января 2016 года бухгалтер «Альфы» составил и сдал в территориальную службу государственной статистики по Нижегородской области форму 2-ТП (отходы) за 2015 год.

Ответственность за превышение нормативов

Внимание: за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты предусмотрена административная ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административная ответственность установлена:

  • за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (включая превышение нормативов предельно-допустимых выбросов) – статьей 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • за нарушение правил водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в водные объекты (в т. ч. за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты) – частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления – статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

  2. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.

  3. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  4. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
  5. /oli>

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду проводки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here