Письма правовых норм не содержат

Полезный материал в статье: "Письма правовых норм не содержат" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Письма правовых норм не содержат

Вопрос: О применении писем федеральных органов исполнительной власти, в которых содержатся разъяснения по отдельным вопросам применения законодательства РФ, в частности Письма ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19716.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 августа 2011 г. N Д02-5952

В Правовом департаменте обращение по вопросу разъяснения порядка применения Письма ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19716 о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — обращение) рассмотрено.

Обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по решению вопросов, поднятых в обращении.

Кроме того, отмечаем, что исходя из определений понятий нормативного правового акта и правовой нормы, данных в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», рекомендованном для использования при подготовке нормативных правовых актов Минюстом России, обязательным для правоприменителя является лишь изданный в установленном порядке нормативный правовой акт.

При этом согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, письма федеральных органов исполнительной власти по существу носят рекомендательный характер и не являются обязательными для правоприменителя.

Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение — найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим «обидчикам» с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Письма правовых норм не содержат

Проблемная ситуация: Являются ли письма Минфина России нормативными правовыми актами? Подлежат ли письма Минфина России официальному опубликованию? Можно ли трактовать в суде письма Минфина России как официальный комментарий к НК РФ?

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 мая 2009 г. N 03-02-08/43

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.

Согласно п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Указанные письменные разъяснения Минфина России не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания. Письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Такие письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Эти письма не имеют статуса официального комментария к Кодексу.

Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

и таможенно-тарифной политики

Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение — найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим «обидчикам» с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Письма правовых норм не содержат

Вопрос: О статусе разъяснений Минэкономразвития России, ФАС России по вопросам применения законодательства РФ в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 сентября 2011 г. N 21395-ЛА/Д28

Минэкономразвития России рассмотрело обращение о разъяснении законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и сообщает свое мнение.

[2]

Юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного разъяснения Минэкономразвития России по отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд являются позицией Министерства и носят исключительно рекомендательный характер.

Читайте так же:  Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

В то же время в соответствии с п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России наделена полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Вместе с тем такие разъяснения не являются нормативно-правовыми актами, не подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию исходя из положений Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.1997 N 1009, и, следовательно, не содержат норм, обязательных для правоприменителя.

Следует отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) Правительство Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, регламентирующие основные вопросы размещения заказов.

Минэкономразвития России размещает ответы на отдельные вопросы применения законодательства Российской Федерации в области размещения заказов в общем доступе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт). В случае издания совместных писем с федеральными органами исполнительной власти указанные письма также размещаются на официальном сайте и копии направляются в соответствующие органы исполнительной власти, а также подведомственные организации и учреждения.

Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение — найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим «обидчикам» с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

prednalog.ru

Just another WordPress site

Свежие записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Покупка товаров у физического лица: бухгалтерский учет, документы, налоги
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • Письма Минфина имеют рекомендательный характер или обязательны к исполнению

    Письма Минфина имеют рекомендательный характер или обязательны к исполнению? Эти вопросы часто задают бухгалтера, поскольку на практике часто возникают противоречия в связи с разнообразной трактовкой закона и разъяснительных к нему документов (писем Минфина или ФНС). Так что же главнее: письмо Минфина или решение суда, основанное на законодательных актах?

    Минфин рассмотрел данный вопрос в письме N 03-01-13/01/47571 от 07.11.2013г. «О формировании единой правоприменительной практики», и выразил свое мнение по этому поводу.

    На основании п.1 ст. 34.2 НК РФ Минфин разъясняет инспекциям отдельные положения применения Законодательства, касающиеся налогов и сборов.

    Со своей стороны в обязанность налоговиков входит применение этих разъяснений на практике (пп.5 п.1 ст.32).

    Имеют ли письма Минфина обязательный или все-таки рекомендательный характер?

    Как объясняют сами чиновники, письма Минфина не являются обязательными, поскольку не содержат правовых норм и не являются нормативными правовыми актами. К тому же, в них нет четких нормативных предписаний. Эти письма имеют лишь разъяснительный характер при применении налогового законодательства, но не обязательный.

    В случае спорных ситуаций, которые решаются в суде и по которым выносится решение, противоречащее разъяснениям Минфина, налоговики обязаны руководствоваться именно решениями, письмами или актами судов (ВАС (Высшего Арбитражного Суда), Верховного Суда) с момента размещения данных решений на их официальных сайтах или со дня их официального опубликования в СМИ.

    Таким образом, если перед вами встала дилемма, что главнее: письмо Минфина или решение суда, следует четко понимать важность данных законодательных актов. В России это: Конституция – Кодекс – Федеральный закон – решение суда – письма Минфина, ФНС и пр.разъяснительные документы других органов.

    Бесплатная книга

    Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.

    Скорее в отпуск!

    Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».

    Статус и юридическая сила разъяснений и писем налоговых органов — Федеральной налоговой службы (ФНС) и региональных инспекций

    Права налогоплательщиков на получение информации

    Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

    о действующих налогах и сборах;

    о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

    о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

    о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

    о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

    Информирование — доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

  • Минфин России в письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/[email protected] «О полномочиях налоговых и финансовых органов» высказал следующую позицию: «Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности».

    Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

    Мнение Федеральной налоговой службы РФ

    По мнению Минфина России, его письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

    Читайте так же:  Анализ субконто

    Мнение налоговых консультантов

    На наш взгляд, письменные разъяснения Минфина России следует разделить на две группы:

    письма по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций — представляют собой акты казуального толкования налогово-правовых норм — официальные консультации в форме ответа на запрос налогоплательщика, не обязательные для участников налоговых правоотношений и судов; их неисполнение не является основанием для привлечения частного лица к налоговой ответственности; следовательно, эти акты не должны и не могут носить нормативный характер.

    Такие письма, как правило, используются формулировки: «Минфин России просит довести настоящие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе»; «доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов».

    письма, адресованные налоговым органам, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах — являются обязательными для публичных субъектов налогового права, поэтому фактически воспринимаются в качестве обязательных налогоплательщиками. Каждое такое письмо может быть признано нормативным либо ненормативным лишь путем тщательного анализа предписаний, которые в нем содержатся. Несмотря на свой внутриведомственный характер, будучи обязательными для налоговых органов, они автоматически воспринимаются таковыми и налогоплательщиками, приобретая (пусть не де-юре, но де-факто) силу своеобразных административных прецедентов. Ни о каком информационно-разъяснительном характере правового акта здесь речи быть не может. >>>

    Таким образом, при оценке правовой природы подзаконных актов в сфере налогов и сборов следует руководствоваться принципом «существо над формой», который в данном случае означает, что не формальные признаки (наименование, обязательные реквизиты, государственная регистрация, официальное опубликование и проч.), а смысловое содержание акта должно приниматься за основу при установлении его нормативного либо ненормативного характера.

    Данный вывод подтверждает Минфин и ФНС — Письмами Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097 «О формировании единой правоприменительной практики» разъяснено, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети «Интернет» либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

    Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами

    Своим Письмом от 23 сентября 2011 года N ЕД-4-3/[email protected] ФНС проинформировала о размещении на сайте ФНС России www.nalog.ru раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» (формирование и правила его организации регламентированы Приказом ФНС от 14.11.2012 N ММВ-7-3/[email protected]), содержащего информационные письма ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, адресованные налоговым органам, а также налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК.

    Согласно этому разъяснению в Базе данных разъяснений ФНС России подлежат размещению разъяснительные письма ФНС России, согласованные с Минфином России, либо содержащие правовую позицию, аналогичную изложенной в изданных Минфином России, адресованных налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

    ФНС России обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России, и информирует, что в отношении изложенной в данных письмах правовой позиции положения абзацев 9, 10 письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716 не применяются.

    С помощью этого сервиса налогоплательщики могут сообщить о несогласии с действиями налоговых органов, противоречащими содержащимся там разъяснениям.

    Статья написана и размещена 27 октября 2012 года. Дополнена — 19.11.2012, 14.12.2013.

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Письма правовых норм не содержат, но в споре бывают нужны (Е. Власов, «Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу», N 9, сентябрь 2009 г.)

    Письма правовых норм не содержат, но в споре бывают нужны

    Как определить, кому адресованы разъяснения Минфина?

    Можно ли ссылаться на письма официальных ведомств в налоговом споре?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Что делать, если у Минфина и ФНС противоположные точки зрения?

    Коммерсант освобождается от штрафа, если в своих действиях руководствовался письменными разъяснениями Минфина России. В подобной ситуации отсутствуют основания для начисления пени и привлечения к ответственности, — говорится в Определении Высшего арбитражного суда РФ от 15 июня 2009 г. N ВАС-7502/09 (далее — Определение). К таким выводам судьи приходили и раньше. Безусловно, они на руку бизнесмену.

    Защита от пени и штрафа

    Основной документ, которым следует руководствоваться при решении всех налоговых вопросов — Налоговый кодекс. Но содержание многих норм, порою, не дает ясности, а наоборот, еще больше запутывает ситуацию. Тогда можно воспользоваться официальными разъяснениями. Одним из обстоятельств, исключающих вину предпринимателя в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Об этом прямо говорится в пункте 3 статьи 111 Налогового кодекса. То есть, если недоимка по налогу возникла из-за того, что вы выполняли письменные рекомендации чиновников, то названная статья позволяет избежать штрафа. Аналогичная норма существует в отношении пеней, начисленных на недоимку, возникшую из-за письменных разъяснений — пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса. А вот саму недоимку придется перечислить.

    Не каждое письмо чиновников станет аргументом против пеней и штрафа. Ссылаться можно на разъяснения, которые даны компетентным ведомством, адресованы самому бизнесмену или неопределенному кругу лиц, не имеют явно противоречащих закону выводов, по смыслу относятся к периоду, в котором образовалась недоимка. Рассмотрим эти условия.

    Давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства могут Минфин, ФНС, ФТС (Таможенная служба). Каждое из ведомств действует в пределах своих полномочий.

    Налоговая и таможенная службы обязаны информировать коммерсантов в устной и письменной форме о налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях бизнесменов. В компетенции ФНС все, что связано с действующими налогами и сборами (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ), ФТС — налогами, взимаемыми при перемещении товаров через таможенную границу (п. 2 ст. 34 НК РФ). Эти службы могут браться за вопросы, не требующие толкования законодательства, к примеру, в какой срок нужно уплачивать налоги, какими документами руководствоваться при заполнении какого-либо бланка, можно ли включить в расходы те или иные суммы. Прерогатива Минфина — анализировать нормы законов, давать им правовую оценку и предоставлять налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам применения законодательства (ст. 34.2 НК РФ). То есть не просто информировать, а разрешать спорные, противоречивые ситуации.

    Читайте так же:  Ндс на электронные услуги иностранных компаний

    Форма и содержание

    Поправки в Налоговый кодекс вносятся постоянно. Иногда изменения уточняют нормы, в других случаях кардинально их меняют. Обращаясь к официальным письмам, не забывайте посмотреть на дату. Возможно, сейчас документ уже неактуален. Разъяснение по смыслу должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Не обязательно документ должен быть датирован прошедшим периодом. Иногда в своих новых письмах Минфин поясняет вопросы, возникающие до внесения изменений в кодекс. Бывает, что разъяснения финансистами одной и той же ситуации прямо противоположно. В этом случае логичнее опираться на последнее по времени письмо. Хотя коммерсант может выбрать разъяснение, которое ему больше подходит, тем более если предыдущее письмо не отменено.

    Важно, чтобы разъяснение давалось в письменном виде. Если ответ давался на запрос коммерсанта, то в качестве доказательства у ИП должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. Когда вы основываетесь на письмах, адресованных неопределенному кругу лиц, понадобится распечатка письма, опубликованного на официальном сайте ведомства (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138) либо в СМИ, правовой базе. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма с датой и номером (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций по статьям 111 и 75 Налогового кодекса вряд ли освободят.

    Ссылаться можно на письменные разъяснения, адресованные либо самому предпринимателю, либо неопределенному кругу лиц. С первым вариантом все просто: направив запрос с описанием своей ситуации, коммерсант получает ответ — официальное разъяснение ведомства по конкретному вопросу. Если в дальнейшем возникнет спор относительно уплаты налогов, бизнесмен вполне может в качестве аргумента использовать полученное разъяснение. Заметим, что письма любого ведомства, в том числе Минфина, не являются нормативными правовыми актами, а носят лишь информационно-разъяснительный характер. Это значит, что документы не являются обязательными для исполнения. Даже если вы получили ответ на запрос, вы не обязаны следовать рекомендациям, данным в ответе.

    Остальные предприниматели могут ссылаться на письма, размещаемые в СМИ и правовых базах, адресованные неопределенному кругу лиц. Четкого определения, какие именно документы считаются таковыми, нет. Ориентироваться придется на содержание. К примеру, фразы «Доведите изложенное разъяснение до сведения налогоплательщиков/территориальных налоговых органов», «В связи с поступающими запросами налогоплательщиков сообщаем» явно указывают на широкую аудиторию. В последнее время письма ведомства часто начинаются со слов «Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу. » и далее без указаний на конкретную ситуацию «. по вопросу применения положений гл. 26.2» или «по вопросам применения налога на добавленную стоимость». Подобные письма тоже можно расценить, как адресованные неопределенному кругу лиц. Но когда разъяснение дано «исходя из содержащейся в письме/запросе информации» использовать его в качестве аргумента довольно рискованно. Описанная «методика», конечно, субъективна, но иного метода классифицировать разъяснения не существует.

    Отдельно следует указать на письма, размещенные на официальных сайтах ведомств. Их вполне можно отнести к документам, адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того письма, которые направляются ФНС своим региональным управлениям с требованием довести до нижестоящих инспекций и налогоплательщиков. То есть, когда ФНС в своем письме приводит текст письма Минфина и направляет его своим управлениям для работы. Именно такими разъяснениями станут руководствоваться контролеры. Такие разъяснения тоже адресованы неопределенному кругу лиц.

    Так нужно ли руководствоваться письменными разъяснениями ведомств? Как и в отношении многих налоговых вопросов, однозначно ответить на этот вопрос сложно. Существуют нормы Налогового кодекса, опираясь на которые можно попытаться доказать свою правоту. Есть определенные признаки в отношении официальных разъяснений, которые позволяют считать их адресованными неопределенному кругу лиц и, соответственно, ссылаться на них в споре. Статьи 75 и 111 Налогового кодекса могут помочь только в судебном разбирательстве.

    «Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу», N 9, сентябрь 2009 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Журнал «Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу»

    Учредитель и издатель ООО «Издательский дом «В-Медиа»

    [3]

    Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25680 от 22 сентября 2006 г.

    Адрес: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 9

    Юридическая сила информационных писем федеральных органов государственной власти

    Страницы в журнале: 42-43

    А.Е. БЕЛКИН,

    юрист общественной организации «СпАРТ» (г. Саратов)

    Анализируя правовые акты органов федеральной власти, автор делает вывод о необходимости введения в законодательство четкого понятия ненормативного правового акта

    Analyzing the legal acts of the federal government, the author concludes that the need to introduce legislation clearer notion of non-normative legal act.

    Известно, что постановления и определения Конституционного суда РФ и постановления пленумов высших судебных инстанций страны по вопросам законодательства выполняют определенную роль в правовом регулировании. Конституционный суд РФ дает конституционное толкование проверяемых норм законов или их отдельных положений, а в актах пленумов высших судебных инстанций содержатся разъяснения по вопросу применения федерального законодательства, которые являются обязательными для судов. Именно в указанных актах реализуется принцип единообразного применения судами норм права и определенного подхода при разрешении, например, экономических споров, защиты имущественных прав.

    Однако выясняется, что и органы государственной власти, в частности Минфин России, взяли на себя роль толкования норм права.

    Разберем один лишь пример. Письмом от 21.04.2008 № 03-05-04-01/191 в адрес ФНС России Минфин России разъяснил порядок исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности и (или) общей совместной собственности, и одновременно обратил внимание на следующее. В связи с тем что Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон) не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество (ст. 2), в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения). Следовательно, по мнению Минфина России, ставки налога на имущество физических лиц, имеющих долевую собственность, устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона. Таким образом, тысячи российских граждан, имеющих долевую собственность, были поставлены в неравные условия с единоличными собственниками, так как сумма налога для дольщиков повысилась.

    Читайте так же:  Регистры синтетического учета

    Необходимо отметить, что в период 1991—2008 гг. налоговые органы при расчете налога без каких-либо проблем распределяли между собственниками налоговую базу в соответствии с их долями, так как всем было ясно, что согласно п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Налоговая база выражает прежде всего стоимостную характеристику объекта налогообложения. То есть речь идет о стоимости имущества налогоплательщика, а также о его прибыли, доходах, получаемых им от этого имущества. Однако, оплачивая налоги в зависимости от налоговой базы всего, к примеру, жилого дома, владеть, пользоваться и распоряжаться собственник может только своей долей. Налицо экономическое несоответствие объекта налогообложения и реальной налоговой базы.

    В настоящее время в Госдуме находится законопроект № 252632-5, зарегистрированный 11.09.2009[2], о внесении изменений в ст. 2 Закона в части установления в качестве объекта налогообложения доли в налогооблагаемых объектах.

    Так мог или нет Минфин России изменить налоговые правоотношения своим ненормативным актом? В юридической практике известны случаи, когда ненормативные правовые акты (письма, разъяснения, комментарии) играют очень существенную роль в определенных вопросах. Попробуем разобраться, насколько это правомерно.

    Например, в арбитражной практике не признаются ненормативными правовыми актами письма ФНС России и Минфина России (носящие разъяснительный характер). В силу ст. 1 НК РФ такие акты к законодательству России не относятся и нормативного характера не имеют. Не имеют они и ненормативного характера, так как не содержат всех признаков ненормативного акта, в частности — обязательных для исполнения общества предписаний (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2002 по делу № Ф04/649-43/А75-2002)[3].

    В российском законодательстве вообще не содержится определения понятия «ненормативный правовой акт». Такое определение можно найти только в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»[4], согласно которому под актом ненормативного характера понимается документ любого наименования (в том числе и письмо), подписанный руководителем налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

    Арбитражные суды по-разному формулируют определение ненормативного правового акта:

    — к ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение (постановление ФАС ВосточноСибирского округа от 22.07.2004 по делу № АЗЗ-1597/04-С6-Ф02-2479/04-С1)[5];

    — ненормативным правовым актом признается акт, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие за собой юридические последствия (постановление ФАС Московского округа от 15.12.2003 по делу № КА-А40/9965-03)[6];

    — признаками ненормативного характера любого правового акта являются принятие его полномочным органом либо должностным лицом, адресованность конкретному субъекту правоотношения, наличие обязательных для исполнения предписаний, неисполнение которых влечет за собой применение предусмотренной законом ответственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2001 по делу № Ф04/2605-423/А75-2001)[7];

    — ненормативным является акт, носящий индивидуальный характер, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и порождающий правовые последствия в виде возложения каких-либо правовых обязанностей, изъятия денежных сумм и т. д. Для признания акта ненормативным необходимо наличие всех перечисленных признаков (постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2003 по делу № А23-1186/03А-5-126)[8].

    К.Е. Коробкова, анализируя судебную практику, выделила признаки ненормативного акта. В частности, требование, содержащееся в таком акте, должно быть:

    — индивидуально-правовым, нести в себе индивидуальное предписание;

    — адресовано конкретному лицу (лицам);

    — закреплено на материальном носителе и содержать все необходимые реквизиты;

    — направлено на порождение конкретных прав и обязанностей у конкретного круга лиц.

    Также требование должно носить властно-обязывающий характер, но не должно обладать характеристикой нормативности (т. е. устанавливать общеобязательные правила поведения для неограниченного числа лиц)[9].

    Поскольку законодательного определения ненормативного правового акта нет, на практике гражданин может столкнуться со сложностями при оспаривании некоторых актов федеральных органов государственной власти, так как судом данные акты в качестве ненормативных правовых не рассматриваются.

    Анализируя сказанное выше, можно сделать вывод, что законодатель не дал четкого определения понятия ненормативного правового акта. Пользуясь несовершенством этого механизма, государственные органы берут на себя роль толкователей норм права, что противоречит российской судебной практике. Следовательно, необходимо на законодательном уровне запретить федеральным органам государственной власти истолковывать нормы права в свою пользу.

    1 Письмо не прошло государственную регистрацию и не опубликовано для всеобщего сведения.

    2 Электронная регистрационная карта на законопроект № 252632-5 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka% 29?OpenAgent&RN=252632-5&02. 29.06.2010).

    3 КонсультантПлюс (раздел «Судебная практика»).

    4 Вестн. ВАС РФ. 2001. № 7.

    5 КонсультантПлюс (раздел «Судебная практика»).

    9 См.: Коробкова К.Е. Как обжаловать ненормативный правовой акт налогового органа // Ваш налоговый адвокат. 2006. № 5.

    Письма правовых норм не содержат

    Евгений Власов, эксперт журнала

    Письма правовых норм не содержат,

    но в споре бывают нужны

    Опубликовано в журнале «Современный предприниматель», № 9 (сентябрь 2009 года)

    Коммерсант освобождается от штрафа, если в своих действиях руководствовался письменными разъяснениями Минфина России. В подобной ситуации отсутствуют основания для начисления пени и привлечения к ответственности, – говорится в Определении Высшего арбитражного суда РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7502/09 (далее – Определение). К таким выводам судьи приходили и раньше. Безусловно, они на руку бизнесмену.

    Защита от пени и штрафа

    Основной документ, которым следует руководствоваться при решении всех налоговых вопросов – Налоговый кодекс. Но содержание многих норм, порою, не дает ясности, а наоборот, еще больше запутывает ситуацию. Тогда можно воспользоваться официальными разъяснениями. Одним из обстоятельств, исключающих вину предпринимателя в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Об этом прямо говорится в пункте 3 статьи 111 Налогового кодекса. То есть, если недоимка по налогу возникла из-за того, что вы выполняли письменные рекомендации чиновников, то названная статья позволяет избежать штрафа. Аналогичная норма существует в отношении пеней, начисленных на недоимку, возникшую из-за письменных разъяснений – пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса. А вот саму недоимку придется перечислить.

    Читайте так же:  Паспорт сделки с 1 марта

    Не каждое письмо чиновников станет аргументом против пеней и штрафа. Ссылаться можно на разъяснения, которые даны компетентным ведомством, адресованы самому бизнесмену или неопределенному кругу лиц, не имеют явно противоречащих закону выводов, по смыслу относятся к периоду, в котором образовалась недоимка. Рассмотрим эти условия.

    Компетентное ведомство

    Давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства могут Минфин, ФНС, ФТС (Таможенная служба). Каждое из ведомств действует в пределах своих полномочий.

    Налоговая и таможенная службы обязаны информировать коммерсантов в устной и письменной форме о налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях бизнесменов. В компетенции ФНС все, что связано с действующими налогами и сборами (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ), ФТС – налогами, взимаемыми при перемещении товаров через таможенную границу (п. 2 ст. 34 НК РФ). Эти службы могут браться за вопросы, не требующие толкования законодательства, к примеру, в какой срок нужно уплачивать налоги, какими документами руководствоваться при заполнении какого-либо бланка, можно ли включить в расходы те или иные суммы. Прерогатива Минфина – анализировать нормы законов, давать им правовую оценку и предоставлять налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам применения законодательства (ст. 34.2 НК РФ). То есть не просто информировать, а разрешать спорные, противоречивые ситуации.

    Форма и содержание

    Поправки в Налоговый кодекс вносятся постоянно. Иногда изменения уточняют нормы, в других случаях кардинально их меняют. Обращаясь к официальным письмам, не забывайте посмотреть на дату. Возможно, сейчас документ уже неактуален. Разъяснение по смыслу должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Не обязательно документ должен быть датирован прошедшим периодом. Иногда в своих новых письмах Минфин поясняет вопросы, возникающие до внесения изменений в кодекс. Бывает, что разъяснения финансистами одной и той же ситуации прямо противоположно. В этом случае логичнее опираться на последнее по времени письмо. Хотя коммерсант может выбрать разъяснение, которое ему больше подходит, тем более если предыдущее письмо не отменено.

    Важно, чтобы разъяснение давалось в письменном виде. Если ответ давался на запрос коммерсанта, то в качестве доказательства у ИП должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. Когда вы основываетесь на письмах, адресованных неопределенному кругу лиц, понадобится распечатка письма, опубликованного на официальном сайте ведомства (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138) либо в СМИ, правовой базе. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма с датой и номером (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций по статьям 111 и 75 Налогового кодекса вряд ли освободят.

    Адресат разъяснений

    Ссылаться можно на письменные разъяснения, адресованные либо самому предпринимателю, либо неопределенному кругу лиц. С первым вариантом все просто: направив запрос с описанием своей ситуации, коммерсант получает ответ – официальное разъяснение ведомства по конкретному вопросу. Если в дальнейшем возникнет спор относительно уплаты налогов, бизнесмен вполне может в качестве аргумента использовать полученное разъяснение. Заметим, что письма любого ведомства, в том числе Минфина, не являются нормативными правовыми актами, а носят лишь информационно-разъяснительный характер. Это значит, что документы не являются обязательными для исполнения. Даже если вы получили ответ на запрос, вы не обязаны следовать рекомендациям, данным в ответе.

    Остальные предприниматели могут ссылаться на письма, размещаемые в СМИ и правовых базах, адресованные неопределенному кругу лиц. Четкого определения, какие именно документы считаются таковыми, нет. Ориентироваться придется на содержание. К примеру, фразы «Доведите изложенное разъяснение до сведения налогоплательщиков/территориальных налоговых органов», «В связи с поступающими запросами налогоплательщиков сообщаем» явно указывают на широкую аудиторию. В последнее время письма ведомства часто начинаются со слов «Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу. » и далее без указаний на конкретную ситуацию «. по вопросу применения положений гл. 26.2» или «по вопросам применения налога на добавленную стоимость». Подобные письма тоже можно расценить, как адресованные неопределенному кругу лиц. Но когда разъяснение дано «исходя из содержащейся в письме/запросе информации» использовать его в качестве аргумента довольно рискованно. Описанная «методика», конечно, субъективна, но иного метода классифицировать разъяснения не существует.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отдельно следует указать на письма, размещенные на официальных сайтах ведомств. Их вполне можно отнести к документам, адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того письма, которые направляются ФНС своим региональным управлениям с требованием довести до нижестоящих инспекций и налогоплательщиков. То есть, когда ФНС в своем письме приводит текст письма Минфина и направляет его своим управлениям для работы. Именно такими разъяснениями станут руководствоваться контролеры. Такие разъяснения тоже адресованы неопределенному кругу лиц.

    На практике.

    Так нужно ли руководствоваться письменными разъяснениями ведомств? Как и в отношении многих налоговых вопросов, однозначно ответить на этот вопрос сложно. Существуют нормы Налогового кодекса, опираясь на которые можно попытаться доказать свою правоту. Есть определенные признаки в отношении официальных разъяснений, которые позволяют считать их адресованными неопределенному кругу лиц и, соответственно, ссылаться на них в споре. Статьи 75 и 111 Налогового кодекса могут помочь только в судебном разбирательстве.

    [1]

    Источники


    1. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

    2. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.

    3. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
    4. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
    5. /oli>

      Письма правовых норм не содержат
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here