Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Полезный материал в статье: "Ответственность за нарушение кассовой дисциплины" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Кассовая дисциплина в 2017 году предусматривает строгое соблюдение правил ведения кассовых операций, установленных для фирм и ИП, имеющих дело с наличными расчетами. Рассмотрим, каковы эти правила и какая ответственность возникает за их нарушение.

Контрольно-кассовая дисциплина в 2017 году

Контрольно-кассовая (или кассовая) дисциплина — это соблюдение юрлицами и ИП законодательно установленных в РФ правил осуществления наличных денежных расчетов. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.

Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.

Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение:

  • Юрлицами и ИП, применяющими бланки строгой отчетности (БСО) при оказании услуг населению (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
  • Юрлицами и ИП, находящимися на ЕНВД, и ИП, применяющими ПСН. Им достаточно оформить для покупателя любой документ, подтверждающий прием денег. По содержанию он схож с обычным товарным чеком. Однако с 01.07.2018 эти лица утратят возможность таким образом оформлять получение денежных средств и будут обязаны применять онлайн-кассы (п. 7 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ).
  • Юрлицами и ИП при осуществлении некоторых видов деятельности или ведении этой деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Количество используемых кассовых аппаратов или иных пунктов получения денег способами, допускающими неприменение ККТ, не ограничено. Но в конце рабочего дня поступившая выручка должна быть оприходована в кассу фирмы или ИП.

Таким образом, соблюдение кассовой дисциплины в 2017 году предполагает выполнение правил ведения приходно-расходных операций, проводимых по кассе юрлица или ИП, и правил работы с ККТ или документами, которые оформляются при неприменении ККТ.

Кассовая дисциплина обязательна для всех.

В чем состоит соблюдение кассовой дисциплины

Соблюдение кассовой дисциплины сводится к исполнению правил, установленных следующими документами:

  • Указанием Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которое определяет правила ведения кассовых операций для юрлиц и ИП.
  • Указанием ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У, которое содержит условия расчетов наличными деньгами.
  • Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470, определяющим порядок регистрации ККТ.
  • Законом РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, устанавливающим правила применения ККТ.
  • Законом РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ или законом об онлайн-кассах, внесшим существенные изменения в правила закона № 54-ФЗ, основные этапы внедрения которых приходятся на 2017–2018 годы.

В отношении операционной кассы основные правила таковы:

Что надо знать о работе с ККТ

К ККТ предъявляется ряд требований, без выполнения которых ее применение невозможно:

  • Внесение в Госреестр. В случае исключения из него ККТ может использоваться до окончания срока службы, который установлен ее производителем, но не больше 10 лет.
  • Постановка на учет в ИФНС.
  • Наличие фискальной памяти, защищенной от постороннего доступа.
  • Исправность и правильность используемых настроек.
  • Возможность печати всех предусмотренных кассовых документов.
  • Наличие всех необходимых пломб и знаков.
  • Техническое обслуживание у поставщика или в специализированном ЦТО.

На чем базируется знание порядка оформления кассовых документов

Применение ККТ обязывает к ведению ряда документов (постановление Госкомстата от 25.12.1998 № 132). Наиболее часто используемые из них:

  • журнал кассира-операциониста КМ-4;
  • акт возврата денег покупателям КМ-3;
  • журнал регистрации показаний контрольных счетчиков КМ-5 для кассы, работающей без кассира;
  • справка-отчет кассира-операциониста КМ-6.

Ежедневно в конце рабочего дня формируется Z-отчет с показаниями выручки за день, которые заносятся в журнал КМ-4 или КМ-5. В соответствии с показаниями Z-отчета составляется справка-отчет КМ-6, по которой выручка в конце дня сдается в операционную кассу.

Форму бланков БСО, применяемых при оказании услуг населению, фирма или ИП вправе разработать самостоятельно, если такой бланк не утвержден на законодательном уровне. Обязательные реквизиты БСО приведены в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Корешки бланков БСО, подтверждающих сумму полученной за день выручки, сдаются вместе с деньгами в операционную кассу в конце рабочего дня.

В операционной кассе оформляются 2 вида действий:

  1. Приходные с использованием приходного кассового ордера (ПКО) формы КО-1, к которому, по возможности, прилагаются документы, подтверждающие величину поступающей суммы. Отрывная часть ПКО (квитанция), содержащая подписи уполномоченных лиц и печать, передается вносителю.
  2. Расходные с использованием расходного кассового ордера (РКО) формы КО-2, к которому, как правило, прилагаются документы, подтверждающие величину выдаваемой суммы (платежные ведомости, служебные записки, копии приказов, чеки, квитанции). В РКО отражаются реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя. Если получение осуществляется по доверенности, то к РКО прилагается ее оригинал (если доверенность разовая) или копия (если доверенность не является однократной).

Формы ПКО и РКО установлены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 и обязательны к применению в РФ при оформлении приходно-расходных операций. На каждую операцию оформляется свой отдельный документ.

Все ПКО и РКО, выписанные в течение дня, фиксируются в кассовой книге формы КО-4, в которой подводятся итоги работы за день (обороты по приходу и расходу) и выводится сумма остатка на конец дня.

ПКО, РКО и кассовая книга содержат отсылку к счетам бухучета, указание которых обязательно для фирм и необязательно для ИП, которые не должны вести бухучет (подп. 1 п. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Дополнительно могут также заполняться такие формы кассовых документов, как журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов формы КО-3 и книга учета принятых и выданных другим кассирам денежных средств формы КО-5.

Порядок заполнения кассовых документов приведен в постановлении Госкомстата № 88 и указании Банка РФ № 3210-У.

Кто осуществляет контроль за соблюдением кассовой дисциплины

Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.

Проверку кассовой дисциплины в 2017 году, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-1).

Читайте так же:  Ставки акцизов (таблица)

Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:

  • неполноты и несвоевременности оприходования выручки;
  • превышения лимита расчетов наличными;
  • превышения лимита остатка кассы;
  • использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;
  • невыдачи кассовых чеков или БСО;
  • несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;
  • выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.

Как проводится проверка кассовой дисциплины

Проверка кассовой дисциплины в 2017 году проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:

  • Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.
  • Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ.
  • Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.
  • Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО.
  • Учетные регистры бухгалтерских или хозопераций.
  • Приказ на лимит кассового остатка.
  • Авансовые отчеты.

При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

Ответственность за ведение кассовых операций с нарушениями

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной. До 15.07.2016 она наступала в 2 случаях:

  1. При нарушении правил работы с наличными деньгами (превышение лимитов, неоприходование выручки) следовал штраф для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб., а для юрлиц – от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).
  2. При неприменении ККТ (к которому приравнивалось применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям) или невыдаче подтверждающего оплату документа, что в зависимости от тяжести проступка вело к предупреждению или штрафу. Штраф составлял для граждан от 1 500 до 2 000 руб., для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб., для юрлиц – от 30 000 до 40 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Сейчас она может быть применена за нарушения, совершенные до 15.07.2016.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ с 2016 года штрафы за нарушение кассовой дисциплины, а точнее ответственность за неприменение ККТ, серьезно увеличены. И теперь с 15.07.2016 административная ответственность за неприменение ККТ влечет за собой:

  • штраф для должностных лиц в размере от 25 до 50% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • штраф для юрлиц в размере от 75 до 100% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в ред. федерального закона № 290-ФЗ).

Если организация попадется вторично на неприменении ККТ, то в случае, когда сумма расчетов без применения ККТ составит (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более, это повлечет:

  • дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
  • приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ в ред. федерального закона № 290-ФЗ).

Ответственность за нарушения в ведении кассовой дисциплины в 2017 году в виде применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям; применения контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения до 1 февраля 2017 года, оставили без изменений (п. 15 ст. 7 федерального закона № 290-ФЗ).

Однако с 01.02.2017 за эти нарушения, а также за нарушение порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ предусматривается ответственность в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере от 1500 руб. до 3 000 руб. для должностных лиц;
  • предупреждения или штрафа в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. для юрлиц (ст. 14.5 КоАП РФ, п. 15 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ внес и другие основания для привлечения к ответственности за нарушения в применении ККТ. Например:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронном виде или за непередачу этих документов на бумажном носителе по требованию покупателя;
  • введена ответственность фискальных операторов, изготовителей ККТ, экспертных организаций.

Срок привлечения к административной ответственности ограничен 2 месяцами со дня совершения правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), так что разовое нарушение кассовой дисциплины в 2017 году может остаться безнаказанным. Однако оно послужит поводом для более пристального внимания к налогоплательщику и при выявлении еще каких-либо проблем в его работе может привести к досрочной выездной проверке. Однозначный интерес налоговиков вызовут неполнота и несвоевременность оприходования выручки, а также выявление несоответствий документальных и фактических остатков денег в кассе.

Факт выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки может привести к доначислению НДФЛ с этих сумм (постановление президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12).

Кассовая дисциплина

Все предприятия на территории РФ независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ). Таким образом, за наличным оборотом предприятия устанавливается особый контроль. Все предприятия при работе с наличными денежными средствами обязаны соблюдать кассовую дисциплину, которая устанавливает следующий порядок:

Органы, контролирующие соблюдение кассовой дисциплины

В соответствии с требованиями ч. IV «Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины» Порядка, обязанность контроля за соблюдением кассовой дисциплины в коммерческих организациях возложена на банки.

Техническую укрепленность помещений касс и обеспечение условий сохранности денег на предприятиях проверяют органы внутренних дел.

Ответственность за соблюдение кассовой дисциплины и создание условий сохранности денег в помещении кассы несут руководитель, главный бухгалтер и кассиры организации.

Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Нарушение кассовой дисциплины является административным правонарушением в области финансов. Мера ответственности за нарушение кассовой дисциплины устанавливается ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций». Согласно данной статье кодекса административное наказание устанавливается за следующие правонарушения:

  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности;
  • превышение лимита остатка кассы.

Нарушение перечисленных пунктов кассовой дисциплины влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как правило, при выявлении подобных нарушений кассовой дисциплины, штраф налагается на директора и на предприятие.

Как отбиться от штрафов за нарушение кассовой дисциплины

Инспекторы насчитали штрафы по просроченному нарушению

Срок, в течение которого организацию можно привлечь к ответственности за нарушения кассовой дисциплины, составляет два месяца, согласно статье 4.5 КоАП. При разовом нарушении этот срок отсчитывается с момента его совершения. По нарушению, которое продолжается или повторяется в течение определенного времени (длящееся нарушение), двухмесячный срок исчисляется с того дня, когда нарушение выявлено.

Читайте так же:  Учет материальных активов

Как правило, налоговики считают нарушения кассовой дисциплины длящимися. И срок, в течение которого организацию можно привлечь к ответственности, они отсчитывают с того дня, когда нарушение выявлено. Таким днем инспекции считают либо день составления акта выездной налоговой проверки, либо день составления справки о результатах проверки, проведенной банком.

Компания может поспорить с проверяющими, сославшись на судебную практику. По мнению арбитров, инспекции не соблюдают допустимые сроки привлечения нарушителей к ответственности. Например, такое нарушение, как хранение в кассе наличных денег сверх установленного лимита, не может считаться длящимся. Поэтому привлечь компанию к ответственности можно лишь в течение двух месяцев со дня его совершения.

К примеру, за превышение лимита, которое было допущено 6 декабря 2007 года, оштрафовать предприятие можно только до 6 февраля 2008 года. Если же налоговая инспекция зафиксирует нарушение в акте проверки от 20 февраля 2008 года, а постановление о привлечении предприятия к ответственности вынесет 5 марта 2008 г., то срок давности по этому нарушению будет считаться пропущенным. А решение инспекции является недействительным. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 15 мая 2002 г. № КА-А41/3157-02.

Кроме того, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2003 г. № А19-20799/02-36-Ф02-1615/03-С1 суд отметил, что превышение лимита является разовым нарушением, поскольку остаток денег в кассе определяется в конце каждого рабочего дня. Превышение лимита на следующий день является новым правонарушением, а не продолжением предыдущего. В этом случае исчисление срока привлечения к ответственности должно начинаться со дня совершения каждого нарушения, а не с того момента, когда оно было обнаружено.

Часть реквизитов в кассовых документах отсутствует

На момент проверки может оказаться, что в каком-нибудь приходном или расходном кассовом ордере не проставлен порядковый номер. Или же бухгалтер-кассир забыл внести соответствующую запись в кассовую книгу. В таких случаях инспекция считает, что документы составлены с нарушениями. В итоге сумму наличных, фактически оприходованных или выданных, они могут не признать. И выпишут штрафы за ведение кассы с нарушениями законодательства.

Действия налоговиков здесь считаются незаконными. Можно смело обжаловать их решение в суде. В такой ситуации предприятию может помочь ссылка на решение арбитров в пользу компаний.

Отдельные недостатки документа не опровергают факт его составления. И, соответственно, оприходование или списание денежной наличности через кассу предприятия не могут считаться неправомерными. К тому же предприятие может привести налоговикам показания контрольно-кассовой ленты ККТ на день поступления выручки. Это еще раз докажет, что сумма была оприходована своевременно. Такой вывод следует из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 7 сентября 2004 г. № А79-1904/2004-СК1-1835.

Нумерация приходных кассовых ордеров ведется с использованием дробных чисел

Инспекторы могут придраться к такой нумерации документов и обвинить организацию в неправильном оформлении кассовой «первички». Это опять же приведет к начислению административных штрафов.

Компания может обосновать дробную нумерацию тем, что в ее структуре имеется много подразделений, которые принимают наличные деньги. В связи с этим применить сквозную нумерацию сложно. Оправдать нестандартную нумерацию можно, издав приказ по организации, в котором каждому подразделению будет присвоен свой индекс. Составляя документы, каждое подразделение будет указывать этот индекс в дробной части их номеров.

[2]

Помимо этого подобную нумерацию и порядок оборота наличных можно закрепить в учетной политике. Тогда инспекторы не смогут обвинить организацию в неправильном оформлении документов и привлечь к ответственности.

Отсутствуют авансовые отчеты, а денежные средства продолжают выдаваться

Налоговики посчитают нарушением, если отчеты по ранее полученным авансам подотчетным лицом не сдавались, но между тем сотрудник продолжает получать денежные средства под отчет. Ревизоры ссылаются на противоречие пункту 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ от 22 сентября 1993 г. (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18). В данном случае они пытаются привлечь предприятие к ответственности за нарушение порядка выдачи наличных средств под отчет уполномоченным лицам.

За такое нарушение штраф не предусмотрен. Если же инспекторы все-таки насчитали санкции, то их решение является незаконным. Судебная практика это подтверждает (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2005 г. № А21-8287/04-С1). Суд обратил внимание на то, что после выдачи денежных средств под отчет на хозяйственно-операционные расходы указанные денежные средства теряют статус «свободных денежных средств». Нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет не может быть квалифицировано как нарушение порядка их хранения. Административная ответственность за указанное правонарушение КоАП не предусмотрена.

Отсутствует чек ККТ к авансовому отчету

Одна из наиболее часто встречающихся проблем с «первичкой» при авансовых отчетах — когда в комплекте какой-нибудь вид кассового документа отсутствует. Например, товарный чек или квитанция приходного кассового ордера есть, а чека кассового аппарата нет. Налоговики считают наличие кассового чека обязательным. В противном случае они стараются привлечь к ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций. А также могут не признать расходы, понесенные подотчетным лицом, и включить сумму в налогооблагаемый доход сотрудника.

В такой ситуации с инспектором можно поспорить и доказать свою правоту, сославшись на судебные решения. Форма приходного кассового ордера утверждена постановлением Госкомитета России по статистике от 18 августа 1998 г. № 88, поэтому квитанция к приходному кассовому ордеру будет являться оправдательным документом, подтверждающим расход подотчетных денежных средств. С товарным чеком дело обстоит немного сложнее. Для него унифицированной формы нет, но если этот чек составлен согласно требованиям статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», то и он является документом первичной учетной документации. С этим согласны и судьи. С их точки зрения, мнение инспекторов о том, что без чека ККМ расходы нельзя считать подтвержденными, необоснованно и противоречит действующему, в том числе налоговому, законодательству (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2007 г. № Ф04-2603/2007(38159-А81-7)).

И, наоборот, в наличии только чек ККМ

Иногда случается обратная ситуация, когда есть лишь кассовый чек, а другие оправдательные документы (квитанции, товарные чеки и т. п.) отсутствуют. Это также может спровоцировать инспекторов на предъявление штрафов и непризнание расходов. Кроме того, полученные сотрудником средства налоговики включат в доход, облагаемый НДФЛ.

В этом случае компаниям можно посоветовать составлять акт о приемке материалов по форме М-7 (утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а). Это и будет необходимым первичным документом, наличие которого лишний раз подтвердит, что подотчетные средства были расходованы для производственной деятельности компании, а не для личных нужд сотрудника (постановление ФАС Московского округа от 19 июня 2006 г. № КА-А40/5456-06).

Читайте так же:  Возврат товара – книга продаж или покупок

Кассовый аппарат не исправен

За принятие наличных денежных средств без применения кассового аппарата, безусловно, грозит штраф согласно статье 14.5 КоАП. А ситуация, когда контрольно-кассовая техника сломалась и находится в ремонте, может возникнуть на любом предприятии.

Неожиданное решение преподнес компаниям ФАС Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 6 сентября 2007 г. № Ф04-6028/2007(37715-А03-29). Теперь организация может свободно использовать вместо кассового аппарата торговый автомат (терминал) по приему платежей, как, например, автомат системы «Мультикасса». Вместо чека данное устройство выдает распечатку с индивидуальным номером, в котором указаны дата и сумма платежа. Налоговики не смогут предъявить штрафы за неприменение ККТ. Судьи указали на то, что статья 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ при расчетах помимо кассовых аппаратов позволяет использовать ЭВМ и программно-технические комплексы, включенные в госреестр электронно-вычислительных машин, разрешенных к применению наравне с ККТ. Такой реестр обязано вести Федеральное агентство по промышленности (постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 285). Однако в настоящее время названного реестра не существует. А поскольку нормативно-правового документа нет, то и нарушить его невозможно.

В кассе выявлены излишки

Не исключено, что в ходе проверки инспекция может выявить неучтенные излишки. К примеру, это могут быть разменные деньги, выданные кассиру в начале дня. Налоговики же могут расценить это как неоприходованную сумму налички. После чего составят протокол об административном правонарушении.

Предприятие может объяснить наличие излишка в контрольно-кассовой машине выдачей разменного фонда кассиру в начале рабочего дня. Подтвердить это можно данными книги и журнала кассира-операциониста (формы КО-5, КМ-4). Кроме того, можно составить приказ администрации, в котором установить сумму разменного фонда по конкретной контрольно-кассовой машине. В пределах такой суммы можно будет хранить излишки в кассе. Таким образом, при наличии подтверждающих документов компания обеспечит себе беспроигрышное доказательство в суде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 декабря 2006 г. № А56-2665/2006).

Дробную нумерацию приходных кассовых ордеров можно обосновать большим количеством подразделений, работающих с денежной наличностью, и присвоением каждому из них отдельного индекса из практики

Когда наказание за неприменение ККТ можно оспорить

Сергей Кудряшов, аудитор консалтинговой группы «АЮДАР»

Если налогоплательщика привлекают к ответственности за неприменение ККТ, выявленное по результатам контрольной закупки, совершаемой налоговиками в одиночку, либо при оформлении результатов проверки была нарушена процедура привлечения налогоплательщика к ответственности, то решения налоговиков считаются неправомерными и их следует обжаловать в суде.

Право налоговиков на проведение контрольной закупки с целью выявления факта невыдачи кассового чека можно оспорить. Инспекторы не уполномочены проводить подобные мероприятия в одиночку. Совершение проверочных закупок допускается только в рамках оперативно-розыскных мероприятий или борьбы с незаконным оборотом наркотиков 1 . И в доказательство этого многие организации смогли избежать административной ответственности за неприменение ККТ, сославшись на отсутствие у налоговиков полномочий на совершение контрольной закупки (постановление ФАС ЗСО от 23 марта 2006 г. № Ф04-1217/2006(20918-А67-19)).

Сориентировавшись в ситуации, часть инспекторов в рамках проверок применения ККТ на местах стали проводить не контрольные закупки, а покупку товаров (как правило, дешевых) силами своих сотрудников в их личное пользование. То есть после проверки они не возвращают товар и не требуют возврата денег. Право на осуществление подобного рода проверочных закупок товара (заказа услуг) подтвердили и чиновники Минфина России в письме от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23, доведенном до всех территориальных налоговых органов.

В том случае, если по результатам закупки протокол составляется в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, действия контролеров можно обжаловать в судебном порядке и признать постановление об административном правонарушении недействительным (например, постановление ФАС ВСО от 15 ноября 2007 г. № А19-8150/07-Ф02-8286/07). Также если протокол или постановление не содержат точных данных о времени совершения правонарушения, то привлечение налогоплательщика к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ можно признать незаконным (постановление ФАС ПО от 5 апреля 2007 г. № А65-26215/2006-СА3-38).

1 Пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и статья 49 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Контроль организаций по выполнению ими порядка ведения кассовых операций и соблюдению правил организации наличного денежного обращения осуществляют банки, в которых данные организации обслуживаются. Центральный Банк РФ возлагает на обслуживающие банки обязанность не реже одного раза в два года проверять в организациях соблюдение порядка ведения кассовых операций и др. Поэтому банк, в котором у организации открыт расчетный счет, вправе истребовать кассовые документы на проверку. О выявленных нарушениях он обязан сообщить в налоговые органы.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Результаты такой инвентаризации отражаются в описях, составленных по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

— ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;

Видео (кликните для воспроизведения).

— ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности».

Акт инвентаризации наличных денежных средств применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.

Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй — остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

Читайте так же:  Сезонные работы тк рф

Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.

Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и помарок в описях не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.

Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными.

Опись составляется в двух экземплярах, подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию организации, второй — остается у материально ответственного лица, который принимает ценные бумаги или бланки документов строгой отчетности на ответственное хранение.

При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.

До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть инвентаризационной описи.

При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, принявшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; второй экземпляр — материально ответственному лицу, сдавшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; третий экземпляр — бухгалтерии.

На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма № ИНВ-16 выдается комиссии на бумажных и машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 10. В описи комиссия заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Учредители предприятий, вышестоящие организации, а также аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины.

Контроль за соблюдением правил использования ККТ и полнотой учета выручки осуществляют налоговые органы. Проверки проводятся следующими методами:

— визуального наблюдения проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам);

— приобретения проверяющими товаров в личное пользование;

— приобретения товаров сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки, участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего акта;

— выявления нарушений закона в ходе выездных налоговых проверок и проверок полноты оприходования денежной наличности (в случае, если с момента нарушения до момента проверки прошло менее двух месяцев). Однократного нарушения достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а в случае установления факта неприменения ККТ — акта и протоколов об административном правонарушении).

Проверка налоговыми органами может производиться и непосредственно на месте установки ККТ:

— Фактическое место установки ККТ сверяется с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ;

— производится осмотр внешнего состояния ККТ;

— устанавливаются тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, наличие голограмм, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и др.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций

возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. «Порядок ведения кассовых операций в РФ»

Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях по данному разделу предусмотрены следующие виды санкции:

— Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Ст. 14.5 п. 2 «Кодекс РФ об АП»

— Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей Ст. 15.1. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.01 N 195-ФЗ.

Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны к выполнению предприятиями.

Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций

Контрольно-кассовая (или кассовая) дисциплина — это соблюдение юрлицами и ИП законодательно установленных в РФ правил осуществления наличных денежных расчетов. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.

Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.

Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение.

Таким образом, соблюдение кассовой дисциплины в 2017 году предполагает выполнение правил ведения приходно-расходных операций, проводимых по кассе юрлица или ИП, и правил работы с ККТ или документами, которые оформляются при неприменении ККТ.

Кассовая дисциплина обязательна для всех.

Соблюдение кассовой дисциплины сводится к исполнению правил, установленных следующими документами:

· Указанием Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которое определяет правила ведения кассовых операций для юрлиц и ИП.

· Указанием ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У, которое содержит условия расчетов наличными деньгами.

· Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470, определяющим порядок регистрации ККТ.

· Законом РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, устанавливающим правила применения ККТ.

· Законом РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ или законом об онлайн-кассах, внесшим существенные изменения в правила закона № 54-ФЗ, основные этапы внедрения которых приходятся на 2017–2018 годы.

[1]

Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.

Читайте так же:  Возраст выхода на пенсию мужчин в россии

Проверку кассовой дисциплины в 2017 году, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-1).

Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:

· неполноты и несвоевременности оприходования выручки;

· превышения лимита расчетов наличными;

· превышения лимита остатка кассы;

· использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;

· невыдачи кассовых чеков или БСО;

· несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;

· выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.

Проверка кассовой дисциплины в 2017 году проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:

· Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.

· Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ.

· Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.

· Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО.

· Учетные регистры бухгалтерских или хозопераций.

· Приказ на лимит кассового остатка.

При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

Ответственность за ведение кассовых операций с нарушениями

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной. До 15.07.2016 она наступала в 2 случаях:

1. При нарушении правил работы с наличными деньгами (превышение лимитов, неоприходование выручки) следовал штраф для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб., а для юрлиц – от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

2. При неприменении ККТ (к которому приравнивалось применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям) или невыдаче подтверждающего оплату документа, что в зависимости от тяжести проступка вело к предупреждению или штрафу. Штраф составлял для граждан от 1 500 до 2 000 руб., для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб., для юрлиц – от 30 000 до 40 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Сейчас она может быть применена за нарушения, совершенные до 15.07.2016.

[3]

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ с 2016 года штрафы за нарушение кассовой дисциплины, а точнее ответственность за неприменение ККТ, серьезно увеличены. И теперь с 15.07.2016 административная ответственность за неприменение ККТ влечет за собой:

· штраф для должностных лиц в размере от 25 до 50% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

· штраф для юрлиц в размере от 75 до 100% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в ред. федерального закона № 290-ФЗ).

Если организация попадется вторично на неприменении ККТ, то в случае, когда сумма расчетов без применения ККТ составит (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более, это повлечет:

· дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;

· приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ в ред. федерального закона № 290-ФЗ).

Ответственность за нарушения в ведении кассовой дисциплины в 2017 году в виде применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям; применения контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения до 1 февраля 2017 года, оставили без изменений (п. 15 ст. 7 федерального закона № 290-ФЗ).

Однако с 01.02.2017 за эти нарушения, а также за нарушение порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ предусматривается ответственность в виде:

· предупреждения или штрафа в размере от 1500 руб. до 3 000 руб. для должностных лиц;

· предупреждения или штрафа в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. для юрлиц (ст. 14.5 КоАП РФ, п. 15 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ внес и другие основания для привлечения к ответственности за нарушения в применении ККТ. Например:

· за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронном виде или за непередачу этих документов на бумажном носителе по требованию покупателя;

· введена ответственность фискальных операторов, изготовителей ККТ, экспертных организаций.

Срок привлечения к административной ответственности ограничен 2 месяцами со дня совершения правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), так что разовое нарушение кассовой дисциплины в 2017 году может остаться безнаказанным. Однако оно послужит поводом для более пристального внимания к налогоплательщику и при выявлении еще каких-либо проблем в его работе может привести к досрочной выездной проверке. Однозначный интерес налоговиков вызовут неполнота и несвоевременность оприходования выручки, а также выявление несоответствий документальных и фактических остатков денег в кассе.

Факт выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки может привести к доначислению НДФЛ с этих сумм (постановление президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12).

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие ревизии кассы

2. Этапы ревизии кассы

3. Кто имеет право контролировать соблюдение кассовой дисциплины

4. Порядок ревизии кассы

5. Основные правила ревизора при ревизии кассы

6. Содержание проверки соблюдения кассовой дисциплины

7. Содержание формы ИНВ-15

Видео (кликните для воспроизведения).

8. Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
  4. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
  5. /oli>

    Ответственность за нарушение кассовой дисциплины
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here