Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Полезный материал в статье: "Отраслевые стандарты бухгалтерского учета" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Лекции по бухучету / 02 Нормативное регулирование бухучета в РФ

02. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Структура учетных регуляторов

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет структуру за­конодательства РФ о бухгалтерском учете.

Статья 4 Закона устанавливает, что «законо­дательство Российской Федерации о бухгалтерском уче­те состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов».

При этом, статья 21 определяет структуру и соподчиненность именно документов, регу­лирующих учетную практику и не относящихся при этом к федеральным законам, указам Президента или Поста­новлениям Правительства, включая в их число и нормативные акты самих организаций.

Итак, статья 21 нового Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ, выделяет четыре уровня документов «в облас­ти регулирования бухгалтерского учета:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта».

Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету

Пункты 3 и 4 статьи 21 Закона 2011 года очерчивают сферу регулирования федеральных стандартов по бухгал­терскому учету.

Функцию федеральных стандар­тов в области финансового учета выполняют:

План счетов финансово-хозяйственной де­ятельности организаций и Инструкция по его примене­нию, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время приказами Минфина принято 24 таких ПБУ. Важнейшими из них являются:

ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»

ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»

ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»

ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам»

ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций»

ПБУ 22/10 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»

К федеральным стандартам относятся и Методические указания Минфина, например, по учету основных средств, материальных запасов, специнструмента и спецодежды.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Закон 2011 года определяет, что «отрасле­вые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономичес­кой деятельности» (п. 5 ст. 21).

В настоящее время нормативные правовые акты в об­ласти бухгалтерского учета продолжают разрабатываться и приниматься отраслевыми министерствами, опреде­ленным образом влияя на учетную практику.

Пункта 6 статьи 21 Закона указывает, что «план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Рос­сийской Федерации».

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Согласно пункту 7 статьи 21 Закона 2011 года, «реко­мендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отрасле­вых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передо­вого опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бух­галтерского учета».

Пунктом 8 указанной статьи устанавливается, что «ре­комендации в области бухгалтерского учета применяют­ся на добровольной основе».

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ устанавли­вает, что они «могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, организационных форм ведения бухгалтерского учета, ор­ганизации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета».

Стандарты экономического субъекта

Федеральный закон, в частности, устанавливает пра­вило, согласно которому «формы первичных учетных до­кументов утверждает руководитель экономического субъ­екта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета» (п. 4 ст. 9).

Стандарты экономического субъекта носят локальный характер и обязательны для применения работниками в силу действия норм гражданского и трудово­го законодательства.

[2]

Их содержание определяется положениями федераль­ных, отраслевых стандартов и рекомендаций в области бухгалтерского учета. Их действие не выходит за рамки ведения бухгалтерского учета конкретным экономичес­ким субъектом.

Согласно пункту 11 статьи 21 Закона, «стан­дарты экономического субъекта предназначены для упо­рядочения организации и ведения им бухгалтерского уче­та». Пунктом 12 указанной статьи устанавливается, что «необходимость и порядок разработки, утверждения, из­менения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно». Эта норма подчеркивает отличие стандартов экономическо­го субъекта в области бухгалтерского учета от его учетной политики, формирование которой является обязатель­ной для организации процедурой.

Согласно пункту 13 статьи 21 Закона, стан­дарты экономического субъекта должны применяться «равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и предс­тавительства, независимо от их места нахождения».

Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета

Согласно пункту 15 статьи 21 Закона, «фе­деральные и отраслевые стандарты не должны противо­речить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стан­дартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не долж­ны противоречить федеральным и отраслевым стандар­там».

Таким образом, можно представить структуру нор­мативных правовых актов, определяющих практику бух­галтерского учета в современной России следующим образом:

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.

8. Рекомендации в области бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Выкуп предмета лизинга проводки

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Внимание! Банк России принял решение об изменении даты начала применения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и

Внимание! Банк России принял решение об изменении даты начала применения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и переносе ее с 01.01.2017 года на 01.01.2018 года, подробнее см. Информацию Банка России от 18.12.2015 и от 25.01.2016

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 339 | Нарушение авторских прав

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета — элементы механизма регулирования бухучета наряду с федеральными и внутрифирменными стандартами. В чем их отличительные признаки и что они собой представляют, расскажет наш материал.

Российские стандарты бухучета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета включены законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в общую группу регулирующих вопросы бухучета НПА наряду с:

  • федеральными стандартами;
  • рекомендациями в области бухучета;
  • стандартами компании.

Отраслевой стандарт бухучета (исходя из общего определения стандарта) устанавливает требования 2 видов:

  • минимально необходимые — в отношении требований к бухучету;
  • допустимые — касающиеся применяемых учетных способов.

Отличительные признаки отраслевых стандартов бухгалтерского учета:

  • обязательность — их необходимо применять всем организациям, если иное условие не предусмотрено в их тексте;
  • специфичность — они регламентируют нюансы применения федеральных стандартов с учетом специфики отдельных видов деятельности;
  • подконтрольность — они допускаются к применению после прохождения спецэкспертизы, проводимой Советом по стандартам бухучета.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета имеют как сходства, так и различия с федеральными стандартами бухучета, обладающими следующими признаками:

  • универсальность — они подлежат применению вне зависимости от вида деятельности (если в их тексте не указано иное);
  • выборочная детализация — они могут уточнять отдельные требования бухучета (в бюджетном учете, по отдельным видам деятельности);
  • подконтрольность — проходят экспертизу Совета по стандартам бухучета.

Каждая организация вправе разрабатывать свои внутренние учетные стандарты:

  • основывающиеся на нормах действующего бухгалтерского законодательства;
  • дополняющие существующие федеральные и отраслевые стандарты;
  • являющиеся частью внутрифирменной учетной политики.

Как разработать учетную политику, регламентирующую формы и способы налогового учета, расскажут следующие материалы:

Отраслевые и внутрифирменные стандарты бухучета также имеют сходства и различия. Основные характеристики внутрифирменных стандартов (ВФС):

  • ВФС носят добровольный характер — потребность в их разработке, изменении и отмене устанавливается самими компаниями;
  • ВФС создаются экономическим субъектом с целью упорядочения ведения своего бухучета;
  • ВФС применяются в одинаковом объеме всеми подразделениями субъекта.

Изучайте разнообразные стандарты с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:

Примеры отраслевых стандартов бухучета

На сайте Банка России размещены отраслевые стандарты (ОСБУ) для хозяйствующих субъектов финансового сектора экономики — они разработаны специально для регламентации учетных процессов специализирующихся на отдельных видах деятельности хозяйствующих субъектов данного сектора.

Многие из них разработаны относительно недавно и будут внедряться в «учетную» жизнь организаций поэтапно. Их появление связано:

  • С планами государства и ЦБ России сблизить отечественный учет с МСФО;
  • планируемым переходом на общий для КФО (кредитных) и НФО (некредитных финансовых организаций) план счетов;
  • стремлением добиться единообразия и информативности отчетных форм;
  • иными задачами.

ОСБУ можно разделить на группы:

  • общие — регламентирующие учетные требования по операциям, свойственным и для КФО, и для НФО;
  • специфические— устанавливающие требования к бухучету объектов и операций, характерных для определенного вида финансовой деятельности.

Среди недавно появившихся ОСБУ можно назвать:

  • для страховых компаний — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета “Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования”» от 28.12.2015 № 526-П;
  • для кредитных организаций — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях» от 15.04.2015 № 465-П;
  • для профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и других НФО — положение Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета “Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров”» от 03.02.2016 № 532-П.

Подробнее о действующих отраслевых отчетных нюансах НПФ см. материал «Финансовая отчетность НПФ по стандартам МСФО (нюансы)».

Отраслевые стандарты применяются наряду с федеральными и внутрифирменными стандартами. Они устанавливают требования к ведению бухучета предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в определенной сфере экономики.

Знакомьтесь с организационными и методологическими аспектами бухучета с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Отправить по почте

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 4 декабря 2018 г. № 248н

Дата публикации: 05.02.2019

Приказ Минфина России

от 16.10.2018 № 208н

Приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет арен.

Зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2018 № 53162

Дата публикации: 27.12.2018

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 20 ноября 2018 г. № 236н

Дата публикации: 18.12.2018

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) в редакции, действующей с 1 января 2019 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

(утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.20.

Читайте так же:  Муп на упрощенке

Дата публикации: 03.08.2017

Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)

Дата публикации: 21.07.2016

Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)

Дата публикации: 21.07.2016

Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)

Дата публикации: 21.07.2016

Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02)

Дата публикации: 21.07.2016

Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02)

(утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 18.09.2006 № 116н, от 08.11.

Дата публикации: 02.06.2015

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02

(утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.

Дата публикации: 20.05.2015

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02

(утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 11.02.2008 № 23н, от 25.10.2.

Дата публикации: 20.05.2015

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)

(утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 25.10.2010 № 132н, от 08.1.

Дата публикации: 20.05.2015

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)

(утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н, с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 20.05.2015

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)

(утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.

ПБУ приравнены к федеральным стандартам бухгалтерского учета

Минфин РФ в своем сообщении от 26.07.2017 № ИС-учет-8 уточнил статус положений по бухгалтерскому учету в связи с принятием поправок Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Напомним, Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ установил, что Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином с 1 октября 1998 года до 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Таким образом, федеральными стандартами бухгалтерского учета считаются:

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»,
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»,
  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»,
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,
  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»,
  • ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»,
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»,
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»,
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»,
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»,
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»,
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»,
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»,
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,
  • ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»,
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»,
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»,
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»,
  • ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»,
  • ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»,
  • ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»,
  • ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».

Кроме того, закон о бухучете предусматривает, что отраслевые стандарты бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным стандартам бухгалтерского учета.

Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ предусмотрено исключение из данного правила. Оно не действует в отношении положений по бухучету, признанных федеральными стандартами, а также в отношении утвержденных ЦБ РФ отраслевых стандартов бухучета и иных нормативных актов, регулирующих учет в финансовых организациях.

6.3.2. Отраслевые стандарты

Про отраслевые стандарты в новом Законе сказано довольно мало. Уточняется лишь, что они:

— должны устанавливать особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности;

— будут обязательны к применению (за исключением случаев, предусмотренных самим стандартом);

— не должны противоречить федеральным стандартам;

— наряду с федеральными стандартами должны являться основой для разработки собственных стандартов конкретным экономическим субъектом, которые не могут противоречить стандартам обеих категорий.

На практике, к сожалению, не все министерства и ведомства «завершили» эту работу. Поэтому многим «отраслевикам» приходится формировать учетную политику, ориентируясь на общие требования ПБУ и собственное понимание отраслевой специфики, которое они могут подкреплять разъяснениями, данными в «старых» отраслевых методичках. Однако статус таких отраслевых документов фактически оказался неопределенным.

Появлялись отраслевые «методички» и после 1 января 2002 г. Например, Методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса (утв. Минпромнаукой России 26.12.2002), а также Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности (согласована Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 25.11.2002).

Но, пожалуй, наиболее последовательным оказалось Министерство сельского хозяйства РФ, снабдившее своих «подопечных» значительным количеством специализированных отраслевых документов. К ним, в частности, относятся:

1) Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах (утв. Минсельхозом России 25.01.2001), а также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса с Методическими рекомендациями по его применению (утв. Приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654);

Читайте так же:  Изменения в пенсионном законодательстве

2) Методические рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза России от 29.01.2002 N 68);

3) Методические рекомендации по бухгалтерскому учету:

— материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 26);

— доходов, расходов и финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций (утв. Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 28);

— затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 N 792);

4) Методические рекомендации по бухгалтерскому учету:

— животных на выращивании и откорме в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом Минсельхоза России от 02.02.2004 N 73);

— займов и кредитов в организациях агропромышленного комплекса (утв. Приказом Минсельхоза России от 02.02.2004 N 74);

— государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом Минсельхоза России от 02.02.2004 N 75);

5) Методические рекомендации:

— по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях (утв. Минсельхозом России 16.05.2005);

— по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях (утв. Минсельхозом России 16.05.2005);

6) Методические рекомендации:

— по бухгалтерскому учету затрат и исчислению себестоимости продукции овцеводства (утв. Минсельхозом России 22.10.2008);

— по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве (утв. Минсельхозом России 22.10.2008);

7) Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве и другие отраслевые документы.

В любом случае наличие подобных отраслевых «методичек» не освобождает сельскохозяйственные организации от необходимости разрабатывать и утверждать свою учетную политику. Причем в ее основу должны быть положены «общие» ПБУ, а затем рекомендации Минсельхоза России. Главное, что с 2013 г. отраслевые стандарты получили официальный статус, они будут обязательными к применению всеми экономическими субъектами исходя из их вида деятельности. Однако, безусловно, вряд ли можно ожидать шквала новых отраслевых стандартов в ближайшие месяцы: их разработка также потребует определенного времени.

В то же время не вполне ясен статус «старых» отраслевых «методичек». В ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ, с одной стороны, указывается, что «старые» нормативные документы должны применяться до утверждения как федеральных, так и отраслевых стандартов, т.е. по идее в «переходном периоде» сохраняют свое действие не только ПБУ, но и отраслевые «методички». С другой стороны, применяться до появления новых стандартов должны только правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 г. уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России. При этом Законом N 402-ФЗ не уточняется, какие именно федеральные органы исполнительной власти являются «уполномоченными». Конечно, к таковым относится Минфин России. Именно он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). Минфин России уполномочен принимать нормативные акты, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 5.2.21 Положения N 329).

Однако в ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти упоминаются во множественном числе. Следовательно, подразумевается, что речь идет не только об одном Минфине России, но и о других министерствах. Если говорить о наиболее последовательном в вопросе отраслевого регулирования учета Минсельхозе России, приходится констатировать: в полномочия данного министерства не входит принятие нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность (Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450). Так что остается неясным, можно ли считать нормативные акты (приказы) Минсельхоза России документами, устанавливающими правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти», и, соответственно, подлежащими обязательному применению после 1 января 2013 г.

Стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности в коммерческом банке

Понятие бухгалтерского учета определено в ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года как: «Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Документами в области регулирования бухгалтерского учета признаются стандарты.

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

2.1) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации);

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

Читайте так же:  Договор о материальной ответственности (образец)

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (Минфин) и Центральный банк Российской Федерации.

Концепция развития бухгалтерского учета в России, принятая в 2004 году, определила ряд целей развития бухгалтерского учета, среди которых – разработка необходимой инфраструктуры применения МСФО, а также процедуры их одобрения, перевода на русский язык и их периодического обновления и др.

Понятие международный стандарт определяет ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года: «Международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

Стандарты международной финансовой отчетности – это комплексно устанавливающие требования к составлению и представлению финансовой отчетности.

Общие принципы подготовки и представлению финансовой отчетности для внешних пользователей определяют Концептуальные основы финансовой отчетности.

Концептуальные основы рассматривают следующее:

(a) цель финансовой отчетности;

(b) качественные характеристики полезной финансовой информации;

(c) определения, принципы признания и подходы к оценке элементов, из которых составляется финансовая отчетность; и

(d) концепции капитала и поддержания величины капитала.

Цель финансовой отчетности общего назначения заключается в предоставлении финансовой информации об отчитывающейся организации, которая является полезной для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов. Эти решения касаются покупки, продажи или удержания долевых и долговых инструментов, а также предоставления или погашения займов и прочих форм кредитования.

Качественные характеристики полезной финансовой информации, определяют те виды информации, которые, скорее всего, будут наиболее полезны для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии решений об отчитывающейся организации на основании информации, представленной в ее финансовых отчетах (финансовой информации).

Фундаментальными качественными характеристиками являются уместность и правдивое представление.

Качественные характеристики, повышающие полезность информации:

На первых порах подготовки кредитными организациями отчетности по МСФО возникало большое количество вопросов, связанных с методологией постановки учета и составления отчетности по международным стандартам. Многие крупные российские кредитные организации и раньше составляли отчетность в соответствии с МСФО, но для большинства это стало новой задачей, с которой ранее не приходилось сталкиваться. Возникли проблемы, связанные с отсутствием достаточного количества персонала, знающего МСФО и способного подготовить качественную и достоверную отчетность в соответствии с международными стандартами. Многие кредитные организации прибегли к помощи аудиторских фирм для проведения трансформации данных российского учета и подготовки пакетов отчетности по МСФО. В дальнейшем процесс обучения персонала кредитных организаций, который был занят ведением учета и составлением отчетности, правилам МСФО налаживался, но до сих пор нельзя сказать, что данный процесс близок к завершению, а подготовка отчетности по международным стандартам стала для кредитных организаций такой же рутинной процедурой, как составление отчетности по РСБУ.

Деятельность кредитных организаций носит очень специфический характер и значительно отличается от организаций других отраслей. Это связано в первую очередь с большим числом финансовых инструментов, с которыми им приходится иметь дело. Соответственно, и отчетность кредитных организаций имеет мало общего с отчетностью, например, строительных компаний. В России для кредитных организаций разработан специальный план счетов, который значительно отличается от счетов других организаций.

В МСФО до недавнего времени существовал отдельный стандарт для кредитных организаций — МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов». Начиная с отчетности за 2007 г. этот стандарт утратил силу, но зато вступил в действие стандарт МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты — раскрытия». Этот стандарт дает указания о том, как информация о финансовых инструментах должна быть представлена в отчетности, составляемой в соответствии с МСФО.

Читайте так же:  Онлайн-касса для ип без работников

Финансовая отчетность представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках организации, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству организации ее собственниками. Для достижения указанной цели финансовая отчетность организации содержит информацию:

(b) о ее обязательствах;

(c) о собственном капитале;

(d) о ее доходах и расходах, включая прибыли и убытки;

(e) о вкладах, полученных от собственников, действующих в этом качестве, и о суммах, распределенных собственникам, действующим в этом качестве; и

(f) о ее денежных потоках.

Полный комплект финансовой отчетности

[1]

Полный комплект финансовой отчетности включает в себя:

(a) отчет о финансовом положении по состоянию на дату окончания периода;

(b) отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе за период;

(c) отчет об изменениях в собственном капитале за период;

(d) отчет о движении денежных средств за период;

(e) примечания, состоящие из краткого обзора значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации;

(еа) сравнительную информацию за предшествующий период; и

(f) отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода в случае, если организация применяет какое-либо положение учетной политики ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности или если она реклассифицирует статьи в своей финансовой.

Организация может использовать для этих отчетов наименования, отличные от принятых в настоящем стандарте. Например, организация может использовать название «Отчет о совокупном доходе» вместо названия «Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе».

Организация может представлять единый отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, в котором прибыль или убыток и прочий совокупный доход представляются в двух разделах. Эти разделы должны быть представлены вместе, при этом первым представляется раздел о прибыли или убытке, за которым сразу следует раздел о прочем совокупном доходе. Организация может представлять раздел о прибыли или убытке в форме отдельного отчета о прибыли или убытке за период. В таком случае этот отдельный отчет о прибыли или убытке следует расположить непосредственно перед отчетом, в котором представляется совокупный доход и который должен начинаться с показателя прибыли или убытка.

В полном комплекте финансовой отчетности организация должна представлять все финансовые отчеты как равные по степени значимости.

Основным документом, регулирующим порядок составления финансовой отчетности в кредитных организация, является ФЗ от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «Консолидированной финансовой отчетности».

[3]

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 110 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Отправить по почте

Совет по стандартам бухгалтерского учета

Совет по стандартам бухгалтерского учета создан при Министерстве финансов Российской Федерации.

Основной функцией Совета является проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета на предмет:

1) соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете, в частности:

а) непротиворечия проектов стандартов Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;
б) непротиворечия проектов отраслевых стандартов федеральным стандартам;

2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
4) обеспечения условий для единообразного применения стандартов бухгалтерского учета.

По поручению Министерства финансов Российской Федерации Совет также проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета.

Совет по стандартам бухгалтерского учета состоит из 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года, двух представителей Банка России и трех представителей Минфина России.

Заседания Совета по стандартам бухгалтерского учета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Члены Совета по стандартам бухгалтерского учета принимают участие в его работе на общественных началах.

Обращения в Совет по стандартам бухгалтерского учета могут быть направлены:

почтовым отправлением по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9;
в электронной форме, которая расположена на официальном сайте Минфина России в сети Интернет www.minfin.ru в рубрике «Обращения граждан – Подать электронное обращение»;

лично через ответственное за прием документов подразделение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, подъезд 5.

Контактная информация:
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности
тел.: Тел.: 8 (495) 647-11-38
Факс: 8 (495) 748-67-98

Видео (кликните для воспроизведения).

Адрес проведения заседаний:
109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9

Источники


  1. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

  2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

  3. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
  4. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
  5. /oli>

    Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here