Отмена льгот по налогу на прибыль

Полезный материал в статье: "Отмена льгот по налогу на прибыль" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Отмена льгот по налогу на прибыль: что ждет бизнес

Новый 2019 год начался с таких неприятных для предпринимателей новостей, как увеличение ставки НДС и отмена региональной льготы по налогу на прибыль. Очевидно, что налоговый гнет на бизнес продолжает усиливаться. Что делать, чтобы он не раздавил ваше предприятие?

С августа прошлого года внесены поправки в налоговый кодекс, согласно которым законодательные органы субъектов РФ больше не вправе давать преференции по налогу на прибыль. Напомним, ставка его составляет 20%. При этом она распределяется между бюджетами так, что 2% от налога идет федеральным властям, а 18% остается в регионе.

Ранее каждый субъект Федерации был вправе установить льготную ставку по налогу на прибыль в своей части. Мог снизить, например, с 18% до 13,5%. Это давало возможность поддержать определенные отрасли бизнеса, установить благоприятный налоговый климат, привлечь инвестиции, пополнить бюджет.

Самый яркий пример — поддержка бизнеса с участием инвалидов в Тамбовской области. Там организации, в которых люди с ОВЗ составляли не менее 80% работников, могли применять ставку 13,5%. Другой пример — Татарстан, где был льготирован налог на прибыль для субъектов, связанных с реализацией инвестпроектов. За счет этого республика привлекала дополнительные инвестиции со всей России. Аналогичные варианты снижения ставки можно встретить почти во всех субъектах РФ, благодаря чему регионы могли корректировать свои поступления бюджет.

Новый год – новые налоговые правила

Однако, с января 2019 года правила изменились. Причем изменения касаются только резидентов особых экономических зон, но также участников бизнеса территорий опережающего экономического развития (ТОСЭР). Добавим, что установленные пониженные ставки регионы смогут сохранить до начала 2023 года. Если действие льготы закончится ранее этого срока, субъекты РФ вправе продлить ее. Таким образом, они могут сохранить свою налоговую ставку, но не могут установить новую.
При этом у регионов остается право повысить ее. И если они решат этим правом воспользоваться, то для бизнеса наступят не лучшие времена.

Но все ли так мрачно? К счастью, нет! Есть отрасли, в отношении которых ставка по налогу на прибыль никак не изменится, поскольку по-прежнему законодательно закреплена на уровне 0%. Перечислим случаи, когда организация вправе ее применять:

  • — если она занимается оказанием медицинских или образовательных услуг. Важно понимать, что теперь надзорные органы будут ужесточать контроль за выполнением условий получения льгот. Потому что льгота — это ущерб для бюджета. И если вдруг выяснится, что компания не соответствует требованиям, она получит доначисление в виде 13% за все годы, в течение которых было выявлено нарушение;
  • — если предприятие реализует акции российских организаций. Условие: ценные бумаги должны принадлежать фирме более пяти лет;
  • — если организация является участником регионального инвестиционного проекта. При этом свой статус она должна подтверждать. В частности, компания должна быть включена в официальный реестр участников инвестпроектов;
  • — в регионах ТОСЭР также будет сохраняться нулевая ставка для налогообложения прибыли предприятий, занятых в сельском хозяйстве, рыбохозяйстве и занимающихся производством продукции на основе своего сельскохозсырья;
  • — нововведения не коснутся организаций, оказывающих социальные услуги населению. У них по-прежнему остается возможность применения нулевой ставки налогообложения ко всем своим доходам в рамках уставной деятельности.

Для всех вышеперечисленных организаций обязательным является выполнение требования к структуре доходов: виды деятельности, по которым закреплена данная налоговая преференция, должны приносить предприятию 90% от его выручки.
Вы все еще не знаете, как выстроить собственную стратегию по получению льгот? Как максимально эффективно организовать налогообложение своего предприятия?

Для того чтобы выстроить грамотную стратегию в области налогообложения необходимо учитывать множество факторов. Если у вас есть вопросы, вы можете обратиться к нашим экспертам, и получить бесплатную профессиональную консультацию по налогам и налогообложению прямо сейчас

Статья 5. Отмена льгот по региональным налогам и (или) пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет

Статья 5. Отмена льгот по региональным налогам и (или) пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет

В случае отсутствия экономической, социальной и бюджетной эффективности в результате применения налогоплательщиками льгот по региональным налогам и (или) пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, в установленном порядке принимается решение об отмене таких льгот.

>
Заключительные положения
Содержание
Закон Томской области от 13 июня 2007 г. N 109-ОЗ «О льготном налогообложении на территории Томской области» (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ликвидация либерального наследия

На сегодня запланировано очередное пленарное заседание краевого Законодательного собрания, в предварительной повестке которого значатся всего двадцать пять вопросов при обычной норме в сорок-пятьдесят. Но это только кажется, что депутаты решили себе облегчить жизнь перед парламентскими каникулами, ибо сложных документов, провоцирующих дискуссии, хватает.

Законопроект, привлекший наибольшее внимание, — это инициатива губернатора Решетникова о полной отмене льготы по налогу на прибыль, что свидетельствует об окончательной ликвидации наследия его предшественника Олега Чиркунова.

А бизнес не пришёл

Предоставление прикамскому бизнесу льготы по налогу на прибыль было одним из главных нововведений в губернаторство Чиркунова. В его представлении снижение ставки этого налога с 18 процентов до минимальных 13,5 должно было простимулировать, во-первых, приход в Пермский край крупных налогоплательщиков, заинтересованных, соответственно, в повышенной прибыли. А во-вторых, должно было мотивировать собственников вкладывать средства в развитие бизнеса за счёт предоставленных льгот. Именно поэтому с 1 января 2006 года поблажки были предоставлены организациям, где численность работников превышает 10 человек и у которых доход в совокупности превышает 100 тысяч рублей. То есть, по сути, льгота была для всех.

Читайте так же:  Буквенные обозначения в табеле учета рабочего времени

Однако широко разрекламированный проект — а плакаты и растяжки с цифрами 18 и 13,5 украшали даже дорогу в Большое Савино, — что называется, «не пошёл». Оппоненты упрекали Олега Анатольевича в том, что за время действия льготы из Прикамья ушло множество крупных налогоплательщиков. А чаемые олигархические структуры не приехали.

Разве что торговый дом «Метафракс», который сделал это скорее ради демонстрации лояльности. А доля инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту снизилась с 25,1 процента в 2008 году до 21,3 процента в 2015-м. При этом недополученные доходы краевой казны, как указано в недавнем заключении Конт­рольно-счётной палаты, с 2006-го по 2016 год составили около 95 миллиардов рублей.
Справедливости ради заметим, что родоначальник этих льгот уже тогда признавал, что переоценил мобильность российского бизнеса. Он полагал, что коммерция идёт туда, где ей выгодно. Но в отечественных реалиях это оказалось не так.

Однако про «бегство» оппоненты явно перегнули. Ведь те же «АВИСМА» и «Уралсвязьинформ» ушли задолго до новации. Что до остальных, то, возможно, именно льгота удержала многие бизнесы от разорения: удельный вес убыточных организаций в Прикамье снизился с 35 процентов в 2005 году до 30,5 процента в 2016-м. А уж прогнозировать, сколько недополучил бюджет, вообще дело бесплодное, ибо крупный бизнес давно платит налоги по соглашениям и пользуется массой других льгот, которые дают российские законодатели.

Плоды нерешительности

Следующий губернатор, Виктор Басаргин, был нерешительным. Хоть он и прислушивался к многочисленным оппонентам предыдущего главы региона и даже в чём-то на них опирался, но к настойчивой просьбе ликвидировать чиркуновское наследие подошёл лишь во второй половине своего срока, в конце 2015 года. Но поскольку в регионе он был чужой и опасался лишний раз ссориться с крупным бизнесом, его законопроект оказался половинчатым. То есть декларировалось, что льготы отменяются, но на самом деле они оставались, только в другом виде.

Итак, по инициативе Виктора Фёдоровича с 1 января 2016 года было введено поэтапное снижение ставки по налогу на прибыль. К тому времени федералы уже изъяли у регионов один процент от этого налога в свою пользу, поэтому переходный период устанавливался на три года. С 1 января 2016 года для всего бизнеса ставка по налогу на прибыль повысилась с 13,5 до 15 процентов, в январе 2017-го — до 16,5 процента и в январе 2018-го — до максимальных 17 процентов, что предусмотрено статьёй 284 Налогового кодекса РФ. Однако при этом благодаря поправкам от промышленников были оставлены льготы для тех предприятий, которые инвестируют в развитие производства или занимаются благотворительностью на ниве физкультуры и спорта.

Этого бы вполне хватило, потому что крупные производства и так постоянно модернизируются, а помощь спортивным обществам – устоявшаяся традиция. В небольших объёмах, но спорту помогают многие.
Однако набрали силу общероссийские тренды. Появились налоговые льготы для тех, кто заключил специнвестконтракты, для бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития, для реализующих приоритетные инвестиционные проекты. И весь эффект был смазан.

Ради субсидий

Ну а теперь пришёл черед Максима Решетникова заняться ликвидацией послаблений. На майском заседании ЗС он заявил, что в Пермском крае-де самый большой объём налоговых льгот, центральному правительству это очень не нравится и это может сказаться на объёмах субсидирования от государства. Плюс на пятки наступает новый майский «суперуказ» 2018 года. В связи с чем Максим Геннадьевич и объявил, что необходимо избавляться от неэффективных налоговых льгот и первой будет отменена льгота по уплате налога на прибыль.

Многие тогда вообще не поняли, о чём речь. Ведь эту льготу отменили ещё при Басаргине и с января 2018 года платят в размере 17 процентов все субъекты бизнеса в Прикамье. А если и есть льготы, то они адресные, то есть всё как и завещали Путин и Медведев. Однако следом в ЗС поступил законопроект о внесении изменений в закон «О налогообложении в Пермском крае». Оказывается, предлагается ликвидировать льготы в отношении тех, для кого они были сохранены, – инвесторов и благотворителей. Если для тех, кто инвестирует в физкультуру и спорт, они будут полностью отменены с 1 января будущего года, то для инвестирующих в производство введён переходный период: в 2018 году минимальный размер налога составит 13,5 процента, в 2019-м — 14,75, в 2020-м — 15,75, в 2021-м — 17 процентов.

К губернаторской инициативе есть ряд вопросов со стороны аналитических служб и депутатов. Ведь глава региона хоть и предлагает провести поэтапную отмену даже адресных льгот, но её всё равно придётся обосновывать. Законопроект подразумевает, что бизнес будет предоставлять в правительство сведения для оценки эффективности льгот и, соответственно, последующего получения или непредоставления пониженной ставки. В связи с этим депутатам хотелось бы понимать, о каких сведениях идёт речь и насколько объективной будет оценка. Хотя сомнений в том, что законопроект будет принят сегодня в первом чтении, ни у кого нет.

В краевой парламент внесен закон об отмене льгот по налогу на прибыль

Губернатор Пермского края Максим Решетников внес в законодательное собрание изменения в закон «О налогообложении в Пермском крае». Как сообщается в пояснительной записке к документу, изменения направлены на пересмотр неэффективных пониженных ставок по налогу на прибыль организаций. В результате применения этих льгот в 2010-2016 годах, краевой бюджет недополучил 65,6 млрд руб. При этом отмечается, что «указанная преференция не в полной мере достигла своих целей, связанных с обеспечением высоких темпов экономического роста».

Читайте так же:  Карточка учета нематериальных активов форма нма-1

Отметим, что с 2007 года в Пермском крае действовала пониженная от федеральной ставка налога на прибыль (13,5%). Однако правительство губернатора Виктора Басаргина поэтапно вернуло эту безадресную льготу к установленному для субъектов РФ уровню в 17% для всех предприятий, кроме занимающихся инвестированием, благотворительной деятельностью и работающим в сфере физической культуры и спорта. За счет федеральных 3% сейчас в Пермском крае налог на прибыль составляет 20%.

Согласно тексту закона, льготная налоговая ставка, для предприятий сохранивших льготу, будет повышаться постепенно с 13,5% в 2018 году до 14,75% в 2019 году и 15,75% в 2020 году. К 2021 году все налоговые льготы на прибыль будут отменены.

Вместе с тем, сохранятся налоговые льготы по специнвестконтрактам, приоритетным ивестпроектам, а также для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Еще одно нововведение – если в результате применения льготы, за год сумма недополученных краевой казной доходов составит 10 млн руб. и более , то налогоплательщик должен будет предоставить в минэкономразвития региона сведения для оценки эффективности этих льгот.

Предполагается, что законопроект будет рассмотрен краевым парламентом в июне.

Льготы по налогу на прибыль: ищем выгоду

Минимизировать затраты на хозяйственную деятельность – основная задача большинства предприятий. Ее успешное решение позволяет привлечь новых клиентов и выделиться среди конкурентов. Экономия средств возможна и при использовании льгот по налогу на прибыль. Расскажем, на что можно рассчитывать.

Что говорит закон

В Трудовом кодексе отсутствует информация о как таковых льготах для плательщиков налога на прибыль. Но для некоторых организаций предусмотрены привилегии:

  • пониженные налоговые ставки;
  • выведение объекта обложения из налоговой базы;
  • новогодние каникулы и т. п.

Все вышеперечисленное относятся к льготам по налогу на прибыль. Они позволяют сократить производственные затраты и повысить рентабельность. Предоставляют их при соблюдении определенных условий. Более того, при прохождении камеральной ревизии инспекторы могут потребовать документацию, подтверждающую право на использование послаблений по налогу на прибыль.

Сниженные ставки: кому положены

Предприятия обязаны вносить в казну налог на прибыль по ставке 20 процентов, из которого большая часть суммы идет в общий бюджет страны. Именно за счет нее возможно снижение платежа до 13,5%. Например, такая льгота по налогу на прибыль одним московским законом предусмотрена для организаций, в которых основную часть персонала составляют инвалиды. Условие – среднесписочное число таких работников составляет не меньше половины, а их доля в ФОТ – от 25 процентов.

Как получить преференции

Налогоплательщик должен подать соответствующее заявление в местную ИФНС. Срок – не позднее, чем за месяц до начала нового отчетного периода. Потребуется также приложить:

  • документы, которые подтверждают право на предоставление льготы по налогу на прибыль;
  • справки, доказывающие соблюдение всех условий.

Также обычно нужно приложить отчет с рассчитанной долей расходов, на которые распространяется льгота по налогу на прибыль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

С 2019 года отменяются льготы по налогу на прибыль

С 1 января 2019 года часть компаний утратят право на пониженную ставку налога на прибыль. Об этом предупреждает Минфин РФ в своем письме от 29.10.2018 № 03-03-10/77793.

Ведомство напоминает, что Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес поправку в пункт 1 статьи 284 НК РФ. Теперь регионы могут устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль только для категорий налогоплательщиков, прямо предусмотренных главой 25 НК РФ. Так, НК РФ разрешает установить пониженную ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов, резидентов ОЭЗ и территорий опережающего развития.

Для остальных налогоплательщиков регионы не могут устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль.

При этом если пониженные налоговые ставки для таких налогоплательщиков были установлены региональными законами до 1 января 2018 года, то их можно применять до окончания срока действия льготы по закону субъекта РФ, но не позднее 1 января 2023 года.

Если пониженные ставки были установлены для них уже после 1 января 2018 года (в том числе имеющие обратную силу), то применять их можно только до конца 2018 года.

Отмена льгот по налогу на прибыль

Департамент налоговой и таможенной политики в своем письме №03-03-10/77793 от 29 октября 2018 года, предупредил налогоплательщиков, что часть компаний теряют право на применение пониженной ставки налога на прибыль.

В письме ведомство ссылается на Федеральный закон №302-ФЗ от 03 августа 2018 года “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, которым внесены поправки в п.1 ст.284 НК РФ, согласно которых законодательные органы субъектов Российской Федерации с 2019 года не вправе устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных главой 25 НК РФ.

Соответственно регионы более не могу устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль за исключением участников региональных инвестиционных проектов, резидентов особых экономических зон и территорий опережающего развития.

Вместе с тем пониженные налоговые ставки, установленные региональными законами до 01 января 2018 года, сохраняют свою силу до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. Если же пониженные ставки были установлены после 01 января 2018 года, то их применение возможно лишь в текущем году.

Резюмируя текст письма Департамент указывает, что по причине вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах, применение с 1 января 2019 года пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков, не предусмотренных главой 25 НК РФ, если указанная пониженная ставка была установлена законом субъекта Российской Федерации в 2018 году, неправомерно.

» title=»В 2019 году некоторым компаниям отменят льготу по налогу на прибыль» />

Читайте так же:  Ставки при усн (доходы минус расходы)

Другие новости

ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 7,5% годовых

Вклады малого бизнеса застрахуют

» title=»Министерство труда дополнило список работников, имеющих право на лечебно-профилактическое питание.» >

Могла ли отмена налоговых льгот избавить от повышения пенсионного возраста?

Экспертный центр Конфедерации труда России (КТР) провёл исследование, результатом которого стал доклад под названием «Изменение налоговых льгот как возможность увеличить социальные расходы». В нём экономисты попытались ответить на главных вопрос: могла ли отмена ряда льгот по налогам избавить от необходимости проведения с 2019 года пенсионной реформы.

Посчитано, что потенциальные доходы бюджета от отмены части налоговых льгот могли составить 1,451 трлн руб., или 4,5% от существующих доходов консолидированного бюджета.

Таблица «Потенциальные доходы бюджета от отмены налоговых льгот».

Вид налога Млрд руб.
НДПИ 341,7
Экспортная пошлина 359,6
Налог на имущество 324
НДС 300
Налог на прибыль 125
ИТОГО 1451,3

Оказалось, что в совокупности с дополнительными доходами от повышения НДС последняя сумма полностью покрывает дефицит Пенсионного фонда России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эксперты объясняют, что повышение налогов потенциально может увеличить попытки ухода от них, однако такие риски возможны только в части налога на прибыль и НДС. Например:

  • занижение налоговой базы по налогу на имущество существенно увеличивает налог на прибыль, так как уменьшаются расходы на амортизацию основных средств;
  • уход от НДПИ и экспортных пошлин в силу особенностей их администрирования и контроля практически невозможен.

На фоне низкой налоговой нагрузки в России относительно других стран, отмена льгот не приведет к существенному изменению структуры доходов в экономике. А возможный уход от налогов тоже затруднен вследствие особенностей их администрирования.

Альтернативы

Эксперты КТР отмечают, что оптимизация налоговых льгот может выступить лишь частью назревшей масштабной налоговой реформы, в рамках которой ключевыми шагами стали бы:

  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  • увеличение налогов на рентные доходы (от природных ресурсов);
  • сокращение имущественного налога на граждан со средними и низкими доходами.

Согласно годовому отчету ПФР за 2017 год, из федерального бюджета на выполнение обязательств по страховым пенсиям было направлено 2,07 трлн руб., вкл. 434 млрд руб. компенсации пониженных тарифов страховых взносов для отдельных субъектов экономической деятельности.

Эксперты полагают, что Правительство рассмотрело далеко не все возможности решения проблемы дефицита Пенсионного фонда. Одним из источников пополнения его бюджета могла бы стать отмена ряда налоговых льгот, которые неэффективны либо не несут значимого экономического эффекта для развития экономики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отмена льгот по налогу на прибыль

Депутаты заксобрания Прикамья в рамках пленарного заседания 16 августа утвердили во втором чтении законопроект об отмене льготы по налогу на прибыль. Решение принято единогласно.

Льготная налоговая ставка для предприятий, инвестирующих в основной капитал, а также занимающихся благотворительностью и спортом, будет повышаться постепенно: с 13,5% в 2018 году до 14,75% в 2019 году и 17% в 2020 году в региональной части. К 2021 году все налоговые льготы на прибыль будут отменены.

В июне 2018 года губернатор Пермского края внес в законодательное собрание Пермского края законопроект о поэтапной отмене до 2021 года льготы по налогу на прибыль для организаций. Предполагается, что эта мера позволит увеличить доходы края за три года более чем на 20 млрд рублей. Преференции по специнвестконтрактам, а также льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, сохранятся.

С 2007 года в Пермском крае действовала пониженная от федеральной ставка налога на прибыль (13,5%). Однако правительство губернатора Виктора Басаргина поэтапно вернуло эту безадресную льготу к установленному для субъектов РФ уровню в 17% для всех предприятий, кроме занимающихся инвестированием, благотворительной деятельностью и работающим в сфере физической культуры и спорта. За счет федеральных 3% сейчас в Пермском крае налог на прибыль составляет 20%.

Ранее правительство Российской федерации утвердило суммы дотаций 63 регионам России, показавшим в 2017 году положительную динамику по сбору налога на прибыль.​ Пермскому краю направлено 527,86 млн рублей. Всего регионы России получат 30,6 млрд рублей. Бюджетные ассигнования будут предоставлены из резервного фонда правительства РФ.

Минфин хочет отменить льготы по налогу на имущество для организаций

Минфин хочет передать право устанавливать часть льгот по налогу на имущество и земельному налогу региональным и местным властям. Когда изменения примут, льготы можно будет использовать, только если власти субъекта установят соответствующий закон. Законопроект есть на regulation.gov.ru.

Изменения хотят внести в пунктах 17, 22, 23 и 26 статьи 381 НК РФ. В этих пунктах установлены льготы по налогу на имущество для резидентов и управляющих компаний ОЭЗ, участников СЭЗ, имущества судостроительных организаций-резидентов промышленно-производственной ОЭЗ.

[2]

Перечисленные налогоплательщики также смогут применять льготы по земельному налогу.

Преференциями по обоим налогам можно будет воспользоваться, только если регион примет соответствующие законы. Если этого не произойдет, то компании будут уплачивать налог на имущество и земельный налог на общих основаниях. Предполагается, что новые правила по льготам начнут действовать с 1 января 2019 года.

Документы по теме:

Декларация по налогу на имущество за 2017 год: новая форма

Снижение «налогов на труд» и новые льготы по налогу на прибыль: самые хорошие новости недели

Редакция БУХ.1С традиционно в пятницу напоминает о самых ярких и позитивных новостях уходящей недели.

Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Минфин подготовит предложения, которые позволят субъектам снижать ставки налога на прибыль для средних предприятий. Глава Минфина также уверен, что необходимо упростить отчетность для среднего бизнеса.

Заместитель министра финансов РФ Илья Трунин сообщил, что для сокращения доли теневой экономики необходимо снизить налоговую нагрузку на труд, которая в России «выше среднего» в сравнении с другими странами.

Президент РФ Владимир Путин допустил возможность изменения порядка расчета фиксированных страховых взносов с целью отказа от прямой связи взносов от величины МРОТ. Глава государства пообещал дать соответствующее поручение Правительству РФ.

Читайте так же:  Упрощенная бухгалтерская отчетность кто сдает

При этом в Госдуму уже поступили поправки в НК РФ в части ограничения размера фиксированных страховых взносов. Поправки устанавливают, что фиксированные страховые взносы не могут быть более 6% от дохода плательщика.

Кроме того, депутаты Госдумы одобрили законопроект, расширяющий перечень расходов на оплату труда, учитываемых для целей налога на прибыль. Новые поправки наделяют работодателей правом учесть в налоговой базе затраты на оплату туристических путевок для своих работников.

Проблема отмены инвестиционных и социальных льгот по налогу на прибыль.

Налог на прибыль является основным в налоговой системе РФ. Соответствующим образом сформированная система налоговых льгот позволяет государству обеспечить наиболее благоприятные условия для развития приоритетных отраслей производства (причем для регионов эти приоритеты могут быть различны). Предоставление льгот также способствует осуществлению инвестиционной политики. В связи с этим в законодательстве о налоге на прибыль льготам отведено одно из основных мест.

Налоговые льготы представляют собой систему мер налогового регулирования, направленную на полное или частичное уменьшение налоговых обязательств плательщиков в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, скидок и кредитов.

Льготами по налогам в соответствии с первой частью НК РФ (ст. 56) признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.

Экономистами признано, что именно прямые налоги, а среди них налог на прибыль, содержат наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности. В сочетании с амортизационной политикой налог на прибыль определяет размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего роста, и в конечном счете формирует существенную часть инвестиционного потенциала, необходимого для развития экономики.

Совет Федерации проголосовал за принятие закона, в котором предусмотрено полное прекращение с 1 января 2004 года действия льгот по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты. Льготы устанавливались законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления.

Ставка налога на прибыль снижается для всех, а инвестиционной льготой пользовались только некоторые. Значит, и выгоды от предпринятого обмена «ставка на льготы» получат не все, а только те, кто …не инвестирует.

Упраздняя инвестиционную льготу по налогу на прибыль, власти пошли на резкое снижение ставки налога на прибыль и введение новой амортизационной политики в целях налогообложения.
Льготы, предназначенные изначально для стимулирования развития территорий, создавали благоприятные условия для ухода от налогов, ведомственных злоупотреблений, стимулировали недобросовестную конкуренцию среди регионов по “перетягиванию” налоговой базы.

Отмена инвестиционной льготы ухудшила материальное положение налогоплательщика, что нарушает один из главных принципов налогового права.

Таким образом, обсуждаемые новшества по налогу на прибыль, скорее всего, увеличат налоговую нагрузку на промышленные предприятия и могут даже привести к снижению инвестиционной активности субъектов экономики. В то же время у предприятий остается достаточно много возможностей для налогового планирования, прежде всего в части выработки новых эффективных мероприятий в области амортизационной политики, а также в части формирования финансовых затрат производства. Все это в совокупности вряд ли приведет к кардинальному решению проблемы экономической политики правительства — выводу в исторически короткий срок российских предпринимателей из теневого сектора.

В борьбе с налоговыми махинациями на почве инвалидных льгот законодатели к сегодняшнему моменту добились довольно значительных результатов. В частности, одной из самых действенных мер по нейтрализации «инвалидных» схем принято считать поправки в главу 25 Налогового Кодекса РФ, принятые в этом году. Эти поправки серьезно ограничили возможности предприятий, учредителями которых являются общественные организации инвалидов, по минимизации налога на прибыль. По новым правилам, оптимизировать выплаты по налогу позволяют только подпункты 38 и 39 пункта 1 статьи 264 НК. В соответствии с ними, предприятия, в которых более половины сотрудников являются инвалидами и при этом их зарплата составляет не менее четверти всего фонда оплаты труда компании, имеют единственную возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль, за счет расходов на социальную защиту инвалидов.

Сравнительный анализ суммарных величин амортизации и чистой прибыли в случаях применения и неприменения амортизационной премии показал, что в конечном счете каких-либо существенных преимуществ применение такой премии не даст. Эффект в случае ее применения проявляется только в первый год использования основных средств, который в последующие годы нейтрализуется увеличением налога на прибыль, вызванного уменьшением амортизации. Амортизационную премию следует рассматривать в качестве налогового инструмента стимулирования инвестиционной активности в основном тех хозяйствующих субъектов, которые воспользовались банковским кредитом и, вернув с первой же выручки от реализации товаров (работ, услуг) средства в размере не более 10% осуществленных капитальных вложений, получают возможность направить их на погашение кредита.

Следует отметить, что в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ существуют и иные новации, направленные на стимулирование инвестиций.

Первая — проценты по долговым обязательствам инвестиционного (капитального) характера стали учитываться в составе внереализационных расходов текущего периода (т. е. проценты не капитализируются). Вторая — учет убытков от реализации объектов амортизируемого имущества. Действовавший до 1 января 2002 г. порядок исчисления налога на прибыль предприятий и организаций не предусматривал уменьшение налоговой базы на суммы убытка от реализации основных средств и иного имущества (кроме ценных бумаг). С 1 января ситуация изменилась. Третья — освобождение от налогообложения прямых иностранных инвестиций на финансирование капитальных вложений. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, являются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В целях привлечения инвестиций в экономику отдельных регионов и высокотехнологичных отраслей, портового и туристско-рекреационного хозяйства власти предусмотрели введение налогового стимулирования деятельности резидентов (участников) в особых экономических зонах. На сегодня законодательно регулируется деятельность резидентов особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях; таких зон промышленно-производственного типа в г. Елабуга Республики Татарстан, г. Грязи Липецкой области; технико-внедренческого типа в г. Дубна Московской области, Зеленограде, Томске, Санкт-Петербурге; туристско-рекреационного типа в семи субъектах Федерации (7) .

Читайте так же:  Единый налоговый платеж физического лица

Налоговый механизм привлечения частного капитала в особые экономические зоны различного типа включает: налоговые каникулы для резидентов, в том числе освобождение от уплаты на пятилетний период налога на имущество организаций, земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также транспортного налога в соответствии с законодательством субъекта Федерации; пониженную ставку с регрессивной шкалой (с 26 до 14%) единого социального налога (только для зон технико-внедренческого типа) в соответствии с Налоговым кодексом РФ; пониженную (с 17, 5 до 13, 5%) региональную ставку налога на прибыль в соответствии с законодательством субъекта Федерации.

Анализ выявил неочевидность связи между отменой инвестиционной льготы по налогу на прибыль с 1 января 2002 г. и снижением инвестиционной активности в последующие годы. В 2001 г., предшествующему отмене инвестиционной налоговой льготы, некоторый рост инвестиций в основной капитал был обусловлен фактором «последнего шанса» в использовании льгот по налогу на прибыль (соответствующий закон был принят в июле 2001 г. и подписан Президентом РФ 6 августа 2001 г.).

На современном этапе развития экономики, когда долгосрочные банковские кредиты остаются малодоступными, а самофинансирование выступает одной из важнейших форм обеспечения инвестиций, важно стимулировать налоговыми методами активное использование собственных средств как основных резервов расширенного воспроизводства основного капитала.

Освобождение от налога на прибыль медицинских организаций станет бессрочным

Президент России подтвердил свою позицию, озвученную им ранее на форуме общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Оглашая свое Послание Федеральному собранию Владимир Путин предложил действующую до 1 января 2020 года льготу по освобождению от налога на прибыль медицинских организаций сделать бессрочной. Ранее подобную позицию он обозначил и на форуме «Деловой России».

В настоящее время особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, регулируются статьей 284.1 Налогового кодекса России (часть вторая). Согласно Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ статья 284.1 признается утратившей силу с 1 января 2020 года. Исходя из Послания данное ограничение будет снято.

По мнению главного редактора информационного портала Право-мед.ру Алексея Панова не исключено, что бессрочный характер льготы может расширить перечень тех условий, которые существуют сейчас:

— организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;

в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

Но об этих изменениях должно быть известно заранее, так что заинтересованные медицинские организации смогут к ним своевременно подготовиться.

Депутаты заксобрания поддержали отмену льготы по налогу на прибыль

На пленарном заседании депутаты краевого заксобрания рассмотрели два проекта об отмене льготы по налогу на прибыль. Первая инициатива предложена губернатором Пермского края Максимом Решетников и предполагает постепенное повышение и отмену льготной ставки по налогу на прибыль организаций. Представлял законопроект региональный министр экономического развития Максим Колесников. По его словам, сейчас Пермский край по объему выпадающих доходов бюджета находится на 1 месте в РФ. «Из-за льготной ставки по налогу на прибыль краевой бюджет недополучает порядка 11 млрд руб. ежегодно. Кроме того, эта льгота является безадресной», – отметил министр.

[3]

Сейчас льготной ставкой пользуются предприятия, занимающиеся инвестированием, благотворительной деятельностью или работающие в сфере физической культуры и спорта. По словам господина Колесникова, в случае принятия законопроекта, льготная налоговая ставка будет повышаться постепенно: с 13,5% в 2018 году до 14,75% в 2019-м и 15,75% в 2020 году. Предполагается, что к 2021 году все льготы по налогу на прибыль будут отменены.

Альтернативный проект от краевой прокуратуры, кроме отмены льготы по налогу на прибыль, предполагает отказ от ряда льгот по налогу на имущество организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, обрабатывающим производством и деятельностью, связанной с трубопроводным транспортом.

Депутат от КПРФ Илья Кузьмин спросил не приведет ли отмена налоговых льгот к оттоку бизнеса в соседние региона. Максим Колесников ответил, что такое маловероятно, «так как в других регионах таких существенных льгот нет».

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

После обсуждения парламентарии поддержали проект губернатора в первом чтении.

Источники


  1. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.

  2. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  3. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  4. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  5. /oli>

    Отмена льгот по налогу на прибыль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here