Отчисления в государственные внебюджетные фонды

Полезный материал в статье: "Отчисления в государственные внебюджетные фонды" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Размер отчислений во внебюджетные фонды планируется сохранить до конца 2019 года

Минтруд России подготовил проект 1 закона, в котором срок окончания действующих тарифов в фонды социального страхования переносится на год – с конца 2018 года на конец 2019 года. При этом порядок взаимодействия страхователей с ФСС России планируется сохранить до 31 декабря 2020 года включительно.

Размер отчислений в государственные внебюджетные фонды сейчас составляет:

  • ПФР – 22% (10% – свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов);
  • ФСС России – 2,9%;
  • ФФОМС – 5,1%.

Напомним также, что со следующего года изменится порядок администрирования отчислений в государственные внебюджетные фонды – полномочия в этой сфере будут переданы ФНС России. Для этого в НК РФ была добавлена глава 34 «Страховые взносы», вступающая в силу с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Какой штраф нужно будет заплатить за нарушение срока предоставление отчетности по страховым взносам за каждый не представленный (несвоевременно представленный) документ? Узнайте из материала «Ответственность за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Однако ряд функций планируется сохранить за ФСС России вплоть до конца 2020 года. В рассматриваемом законопроекте предполагается, что правила взаимодействия этого фонда со страхователями останутся неизменными в ближайшие четыре года. Речь идет о том, что сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ) плательщикам страховых взносов можно будет по-прежнему уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения, а переплату зачесть в будущих периодах. Проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения на ОСС на случай ВНиМ будут проводиться также территориальными органами ФСС России. Единственное изменение (от текущей практики) будет заключаться в том, что расчеты по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на ОСС на случай ВНиМ и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения ФСС России будут направляться в ФНС России не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее 10 дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган ФСС России (п. 2,8–9,16 ст. 431 НК РФ).

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды являются обязанностью для всех организаций и индивидуальных предпринимателей. Их уплата регулируется главой 34 Налогового кодекса, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ. До этого действовал Федеральный закон № 212-ФЗ.

Изменение законодательства связано с передачей полномочий по сбору взносов в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Федеральной налоговой службе. Фонд социального страхования платежи принимает сам.

Что такое внебюджетные фонды

Это учреждения, действующие независимо от бюджетов любого уровня. Их назначение — удовлетворение социально-экономических нужд граждан, таких как:

[3]

  • обеспечение пенсионеров;
  • охрана здоровья;
  • поддержка материнства и детства.

Они помогают реализовывать конституционные права населения. Перечисление взносов является обязательным для работодателей. ИП также уплачивают их за себя.

В соответствии со статьей 419 НК РФ, физические лица тоже могут быть плательщиками. Относится это к самозанятым гражданам, которые официально нигде не работают, но хотят иметь социальные гарантии.

Объект обложения, база исчисления, сроки отчетности

Объектом выступают доходы трудящихся, которые выплачивают по трудовым, гражданско-правовым договорам, договорам отчуждения интеллектуальной собственности и авторского права. Доходы, связанные с имущественными сделками, сюда не входят.

Индивидуальные предприниматели делают отчисления в фиксированном размере (см. статью 430 НК РФ). Он ежегодно пересматривается и до нынешнего года привязывался к МРОТ.

Порядок заполнения и форма предоставления расчета по страховым взносам (РСВ) утверждены Приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected] Работодатель ведет исчисление по каждому сотруднику по истечении календарного месяца. Отчетные периоды — квартал, полугодие, девять месяцев и год. В 2019 году отчетность предоставляют:

  • до 3 мая (с учетом переноса, обычно — до 30 апреля);
  • до 30 июля;
  • до 30 октября;
  • до 30 января.

Расчетный период — календарный год.

Актуальные ставки можно узнать на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Устанавливаются они статьей 425 НК РФ:

  • на ОПС — 26 %;
  • на ОМС — 5,1 %;
  • на ОСС в связи с материнством или временной нетрудоспособностью — 2,9 %;
  • на ОСС, но для иностранцев и лиц без гражданства — 1,8 %.

Для ряда плательщиков (в том числе ИП на УСН) установлены пониженные ставки. Для трудящихся во вредных или опасных условиях применяется повышенный тариф. Размер увеличения зависит от подкласса условий труда (от 2 до 8 %). Это прописано в статье 428 НК РФ.

Особенности уплаты для ИП

Кроме уже упомянутого фиксированного размера, индивидуальным предпринимателям следует знать следующее:

  • отчисления в ФСС они делают добровольно, если заключат соответствующий договор;
  • при расчете декретных выплат принимаются во внимание платежи за предшествующий год, а не за два года, как в случае работы по найму;
  • если сумма годового дохода ИП превысит 300 000 рублей, придется дополнительно заплатить в ПФР 1 % от разницы;
  • если у ИП нет сотрудников, он может уменьшить налогооблагаемую базу по УСН на полную величину взносов во внебюджетные фонды (если есть, то только на ее половину).

Несвоевременность отчислений ведет к невозможности уменьшить налогооблагаемую базу в отчетном квартале.

20. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид — пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид — медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид — взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Читайте так же:  Имущественный вычет при совместной собственности

Четвертый вид — взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название — взносы «на травматизм».

В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:

— Государственный фонд социального страхования;

— Пенсионный фонд РФ;

— Государственный фонд занятости;

— Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.

Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:

— юридические лица по российскому законодательству;

— филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);

— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— граждане, использующие труд наемных работников;

— работающие граждане ( в части взносов в Пенсионный фонд РФ).

Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.

Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.

Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.

За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.

Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.

Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.

Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях — гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей — работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Читайте так же:  Раздельный учет усн и енвд

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

• субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика);

• объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);

• ставка (т.е. тариф — размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

• льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начис­ляются);

• сроки и порядок уплаты;

• ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически «парализу­ют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

Ставки (тарифы) взносов в государственные внебюджетные фонды, установленные на 2015 год

В этом документе в наглядной форме представлена информация о тарифах страховых и дополнительных взносов, действующих в 2015 году, а также предельной базе для их начисления и фиксированном размере страхового взноса.

Кроме того приведены сведения необходимые для работы бухгалтера в 2015 году: об установленном размере МРОТ, индексации пособий и другая важная информация.

Взносы в государственные внебюджетные фонды в 2015 г.

плательщики, тарифы (ставки), сроки представления отчетности

См. тарифы прежних лет:
2014, 2013, 2012 и 2011 годах

Тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС, установленные на 2015 г.

для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (пп.1 ч.1 ст.5 Закона 212-ФЗ).

Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей на 2015 г.

1. Для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона 167-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии:

Период Дополнительный тариф страхового взноса
2015 год и последующие годы 9,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов.

2. Для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии:

Период Дополнительный тариф страхового взноса
2015 год и последующие годы 6,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в зависимости от установленного класса условий труда (по результатам специальной оценки)

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
Вредный 3.4 7,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
3.3 6,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
3.2 4,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
3.1 2,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
Допустимый 2 0,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
Оптимальный 1 0,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
Читайте так же:  Уклонение от погашения кредиторской задолженности

См. Письмо ПФР от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 «О дополнительных тарифах страховых взносов», разъясняются вопросы связанные с исчислением страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное и медицинское страхование

В 2015 году фиксированный размер страхового взноса в ПФР и ФОМС самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы фермерских хозяйств) определяется как:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей:
произведение МРОТ и тарифа взносов в ПФР (п.1 ч. 2 ст. 12 Закона 212-ФЗ), увеличенное в 12 раз;

В 2015 году сумма взноса в Пенсионный фонд, составит:

5 965 рублей х 26% х 12 = 18 610 рублей 80 копеек

2) если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей:
произведение МРОТ и тарифа взносов в ПФР (п.1 ч. 2 ст. 12 Закона 212-ФЗ), увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, но не более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, и тарифа взносов в ПФР (п.1 ч. 2 ст. 12 Закона 212-ФЗ), увеличенное в 12 раз.

МРОТ x 26% x 12 + 1% (от суммы превышения 300 000 руб, но не более 148 886, 40 руб)

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение МРОТ, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В 2015 году сумма взноса в Пенсионный фонд, составит:

5 965 рублей х 5.1% х 12 = 3 650 рублей 58 копеек

См. постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 57 «О стоимости страхового года на 2014 год» (на 2015 год — ожидается)
См. также методические материалы Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы: страховые взносы «за самих себя».

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

С 1 января 2015 года МРОТ равен 5 965 рублей в сесяц (Федеральный закон от 01 декабря 2014 N 408-ФЗ).

МРОТ применяется при исчислении:

  • пособия по временной нетрудоспособности,
  • пособия по беременности и родам,
  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком работнику, у которого:
    — не было заработка в расчетном периоде (два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая),
    — средний заработок был ниже величины МРОТ (определяется за два предыдущих года, в расчете за полный календарный месяц в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ),
  • сумм страховых взносов плательщикам и, не производящими выплат физическим лицам:
    — индивидуальными предпринимателями,
    — адвокатами,
    — нотариусами
    — иными лицами, занимающимися частной практикой

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

Предельная база для начисления страховых взносов:

С 1 января 2015 года коэффициент индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен в размере 1,073.

Таким образом, с учетом индексации предельная величина базы составит 670 000 рублей.

А предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанная с учетом размера средней заработной платы в РФ и повышающего коэффициента в размере 1,7, составит 711 000 рублей.

[1]

(Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2015 г.»).

Округление: сумма 500 руб. и более округляется до тысячи, а менее 500 руб. отбрасывается.

Базовая сумма, установленная Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ в размере 415 000 рублей, проиндексирована с учетом роста средней заработной платы в России.

2014 году предельная база для начисления страховых взносов составляла 624 000 рублей.

2013 году предельная база для начисления страховых взносов составляла 568 000 рублей.

2012 году предельная база для начисления страховых взносов составляла 512 000 рублей.

2011 году предельная база для начисления страховых взносов составляла 463 000 рублей.

Сроки представления отчетности плательщиками страховых взносов в 2015 году

Отчетный период I квартал полугодие 9 месяцев год
Форма бумажная электрон. бумажная электрон. бумажная электрон. бумажная электрон.
в ПФР
(РСВ-1
15 мая 20 мая 15 августа 20 августа 15 ноября 20 ноября 16.02.2015
(за 2014 г.)
15.02.2016
(за 2015 г.)
20.02.2015
(за 2014 г.)
20.02.2016
(за 2015 г.)
Требования Закона 212-ФЗ: отчетность представляется на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. (ч. 9 п. 1 ст. 15 закона 212-ФЗ)
в ФСС
(4-ФСС)
20 апреля 27 апреля 20 июля 27 июля 20 октября 25 октября 20.01.2015
(за 2014 г.)
20.01.2016
(за 2015 г.)
26.01.2015
(за 2014 г.)
25.01.2016
(за 2015 г.)
Требования Закона 212-ФЗ: отчетность представляется на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом
ч. 9 п. 2 ст. 15 закона 212-ФЗ.

Ежемесячный обязательный платеж

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. ч. 5 п. 2 ст. 15 закона 212-ФЗ.

Индексация пособий на 2015 год для граждан, имеющих детей

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ с 1 января 2014 г. коэффициент индексации пособий гражданам, имеющим детей равен 1,55.

Читайте так же:  Характеристика на сотрудника с места работы образец

В 2015 году размер пособий гражданам, имеющим детей будет составляет:

  1. единовременное пособие при рождении ребенка:
    13 741,99 × 1,055 = 14 497 руб. 80 коп.;
  2. пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности:
    515,33 × 1,055 = 543 руб. 67 коп.;
  3. минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет:
    • за первым ребенком:
      2 576,63 × 1,055 = 2718 руб. 34 коп;
    • за вторым и последующими детьми:
      5 153,24 × 1,055 = 5436 руб. 67 коп.

Базовые суммы выплат установлены Федеральным законом от 19.05.95 N 81-ФЗ. Чтобы определить размер пособия на очередной год, размер каждого пособия необходимо перемножить на все коэффициенты предыдущих лет.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, определяются с применением районных коэффициентов к заработной плате.

Об округлении сумм пособий ФСС России дало разъяснение в письме от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244:
«сумма пособия не округляется до целых рублей; его величину с учетом прошлогодней индексации необходимо! умножить на новый коэффициент.»

Тарифы страховых взносов в ФСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Тарифы и порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, которые были установлены на 2006 г. (Федеральный закон от 22.12.2005 N 179-ФЗ) и применяются в настоящее время, будут использоваться в 2013 — 2015 гг. (Федеральный закон от 03.12.2012 N 228-ФЗ).

Тарифы определелены в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленых в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления взносов на травматизм (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 228-ФЗ).
Размер страхового взноса зависит от того, к какому классу профессионального риска отнесен основной вид деятельности страхователя (подтверждается ежегодно в срок не позднее 15 апреля, согласно п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55).

С 2013 года льгота на страховые взносы с выплат и вознаграждений в пользу работников — инвалидов I, II и III групп в размере 60 процентов от общеустановленных тарифов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ), распространена на индивидуальных предпринимателей (ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 228-ФЗ).

Страховые взносы, зачисляемые в государственные внебюджетные фонды

С 1 января 2010 г. вступили в действие новые законоположе- ния, внесшие существенные изменения в систему социального страхования и в частности в систему пенсионного страхования1.

Цель новых законоположений настроить систему социального страхования на более эффективное функционирование.

Важным нововведением в социальное страхование является точка зрения победивших противников единого Социального налога, взамен которого с 2010 г. введена система “прямых” взносов во внебюджетные фонды — пенсионного, социального и медицинского страхования.

Ставки, по которым производятся социальные платежи, будут увеличены с 2011 г. Однако уже в 2010 г. за счет отмены действо- вавшей регрессивной шкалы по единому социальному налогу, представилась возможность увеличить пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Так, в 2010 г. выплаты по больничным листам составят:

при стаже до 5 лет — 60% заработка, максимум 20 750 руб. в месяц;

при стаже 5–8 лет — 100% заработка, максимум 27 660 руб. в месяц.

при стаже более 8 лет — 100% заработка, максимум 34 583 руб. в месяц.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ “О страховых взносах. ” плательщиками страховых взносов являются:

1 Это: Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О стра- ховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территори- альные фонды обязательного медицинского страхования”, а также упомина- емый выше Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утративши- ми силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”.

[2]

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприни- матели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели1, адвокаты, нотариу- сы, занимающиеся частной практикой (лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Если плательщик страховых взносов относится одновре- менно к некоторым категориям плательщиков, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Для плательщиков страховых взносов, производящих вы- платы и иные вознаграждения физическим лицам объектом обожения страховыми взносами признаются: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведе- ния науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в

1 Индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляю- щие предпринимательскую деятельность без образования юридическо- го лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индиви- дуальных предпринимателей в нарушение требований ГК РФ, при ис- полнении обязанностей, возложенных на них Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах. ”, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для плательщи- ков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный1 период платель- щиками страховых взносов в пользу физических лиц.

При определении базы учитываются любые выплаты (за исключением выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г.

№ 212-ФЗ), начисленные работодателями работникам в денеж- ной или натуральной форме, в виде предоставленных работни- кам материальных, социальных или иных благ.

При расчете базы для начисления страховых взносов выпла- ты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государствен- ном регулировании цен (тарифов) на эти товары (услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствую- щая сумма НДС, а для подакцизных товаров — сумма акцизов.

Читайте так же:  Актуальные бланки бухгалтерских документов

Плательщики страховых взносов определяют базу для на- числения страховых взносов отдельно по каждому работнику с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

База для начисления страховых взносов в отношении каждо- го физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. настающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

С 2011 г. предусмотрены следующие тарифы страховых взносов2:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации — 26%;

1 Расчетным периодом признается календарный год.

2 Тариф страхового взноса — размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

2) Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9%;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхо- вания — 2,1%;

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3%.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г.

№ 212-ФЗ “О страховых взносах. ” не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, производящих выпла- ты и иные вознаграждения физическим лицам:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, по беременности и родам;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, ус- тановленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем; бесплатным предо- ставлением жилых помещений и коммунальных услуг; оплатой стоимости и выдачей натурального довольствия; оплатой стоимос- ти питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физ- культурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользован- ный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликви- дацией организации; выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказыва- емой работодателями в связи со стихийным бедствием, членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; работникам (родителям, усыновителям,

опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), полу- чаемые членами1семейных (родовых) общин коренных малочис- ленных народов Севера, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством РФ, а также по до- говорам добровольного личного страхования, на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками медицинс- ких расходов этих застрахованных лиц;

6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком стра- ховых взносов в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”2, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

7) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщи- ком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избиратель- ными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов лицам, зарегистрированным в качестве кандидатов на должность Президента РФ, глав исполнительной власти и депутатов всех уровней;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования обучаю- щимся работникам и госслужащим федеральных органов власти и выдаваемых бесплатно или с частичной оплатой;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законода- тельством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

1 Зарегистрированных в установленном порядке.

2 от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ.

11) суммы материальной помощи, выплачиваемые работо- дателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одно физическое лицо за расчетный период;

12) суммы платы за обучение по основным и дополнитель- ным профессиональным образовательным программам, профес- сиональную подготовку и переподготовку работников;

13) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуаль- ными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобре- тение и (или) строительство жилого помещения.

В базу для начисления страховых взносов помимо указан- ных выше выплат также не включаются:

1) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсион- ный фонд Российской Федерации, — суммы денежного содержа- ния и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, — любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по догово- рам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, изда- тельскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  2. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

  3. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
  4. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
  5. /oli>

    Отчисления в государственные внебюджетные фонды
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here