Особенности таможенного оформления подакцизных товаров

Полезный материал в статье: "Особенности таможенного оформления подакцизных товаров" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Особенности таможенного оформления подакцизных товаров

Перемещение товаров через границу РФ требует обязательного таможенного оформления в соответствии с правилами таможенного законодательства. Данная процедура проводится в отношении любых грузов, ввозимых из зарубежных стран. Особый порядок оформления действует в отношении товаров, относящихся к категории подакцизных.

Список подакцизных товаров

Перечень товаров, признаваемых на территории РФ акцизными, установлен ст. 181 Налогового кодекса РФ и включает следующие группы товаров:

  • Алкогольная продукция разной степени крепости;
  • Спирт и спиртосодержащая продукция;
  • Табачные изделия;
  • Нефть и продукты ее переработки;
  • Автотранспортные средства.

Все эти товары в целях таможенного оформления делят на две категории:

  • подлежащие маркировке – т.е. они должны иметь специальные марки, фиксирующие факт уплаты акцизного сбора;
  • товары, маркировка для которых не предусмотрена.

Для маркированных товаров заинтересованное лицо (российская или иностранная компания), должно обратиться в специальное подразделение ФТС России – Центральную акцизную таможню, на которую возложена обязанность осуществлять таможенный контроль подакцизных товаров. Это подразделение осуществляет выдачу акцизных марок согласно заявлению, к которому должны быть приложены документы по сделке, а также лицензия Минтпромторга – при ввозе ряда товаров. Для ввоза алкогольной продукции импортер должен дополнительно предоставить документы, подтверждающие его подключение к ЕГАИС.

В 2019 году стоимость акцизных марок составляет (без учета НДС):

  • алкогольная продукция – 1690 руб. за 1 тыс. штук (Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 № 775 в ред. от 27.09.2018);
  • табачная продукция – 200 руб. за 1 тыс. штук (Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 в ред. от 07.02.2019).

Вместе с акцизными марками выдается временная декларация и разрешение на ввоз товара. Заявитель должен обеспечить маркировку товара до пересечения границы.

Пересечение границы акцизным товаром

Особенности таможенного оформления подакцизных товаров предусматривают и особый порядок их ввоза в Россию. В отличие от иных товаров, подакцизная продукция, ввозится через ограниченное число таможенных постов, входящих в структуру Центральной акцизной таможни. Данные подразделения имеют отдельные склады временного хранения (СВХ), на которых весь товар проходит таможенный контроль на соответствие документации, в том числе проверяется наличие на товаре акцизных марок РФ.

При перемещении товара импортер должен уплатить акцизный сбор, уменьшаемый на стоимость акцизных марок. Таможенные органы проверяют рассчитанную сумму налога и размер оплаты и при отсутствии замечаний выдают документ по оплате косвенных налогов, а также разрешают выпуск товара на территорию РФ.

Таможенный контроль подакцизных товаров предусматривает обязательное получение от импортера обязательства по ввозу товара в определенном количестве. Данный документ оформляется после получение акцизных марок. Срок ввоза товара по данному обязательству не должен превышать восьми месяцев. Если импортер не успевает в этот срок, то он обязан вернуть полученные марки. Аналогичная обязанность возникает и в случае, если фактическое число ввезенного товара окажется менее заявленного.

Ввоз немаркируемых акцизных товаров

В отношении подакцизной продукции, не подлежащей маркировке, действует аналогичный порядок ввоза на территорию таможенного пространства России, как и для маркированных, за исключением необходимости приобретать акцизные марки. Для таких подакцизных товаров как продукты нефтехимической промышленности, транспортные средства, акцизный сбор оплачивается авансом в сумме процентов от таможенной стоимости ввозимого товара.

Импортер данной категории товаров при его помещении на СВХ должен предоставить декларацию соответствия требованиям безопасности Таможенного союза. В отношении транспортных средств обязательным является предоставление сертификата соответствия экологическому классу Евро-4 и выше, а также документов, подтверждающих его оснащение системой вызова экстренных служб. Процедура таможенного оформления данной категории товара завершается выдачей Паспорта транспортных средств.

Отметим, что по правилам ввоза подакцизных товаров на территорию РФ ввозят и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, которые не являются акцизным товаром, но ряд межправительственных соглашений в рамках ЕАЭС, например, Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.15 г. (ред. от 16.10.2018) № 30 «О мерах нетарифного регулирования», и внутренние регламенты ФТС России, предусматривают для них такой же порядок, за исключением ювелирных изделий, предназначенных для личного использования.

Статьи — Таможенное оформление подакцизных товаров

В статье анализируется современное правовое регулирование взимания акциза на табачную продукцию при ввозе в Россию. Основное внимание уделяется особенностям взимания акциза на ввозимый табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, а также выявлению пробелов в нормах права, регулирующих данную деятельность.

До сих пор п. 2 ст. 184 НК РФ допускал возможность освобождения от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ только при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без нее в случаях, которые оговорены в п. 2.1 названной статьи. В 2017 году обозначенное освобождение экспортеры смогут получить, если представят договор поручительства под обеспечение обязанности по уплате налогов. Такую возможность им даст новый п. 2.2 названной статьи.

Обнародовано Постановление, в котором Пленум ВАС разъясняет, как должны применяться те или иные положения «алкогольного» Закона. Остановимся на выводах, которые могут быть интересны тем, кто занимается розничной продажей спиртных напитков.

От того, подлежит ли уплате при ввозе этилового спирта в РФ авансовый платеж акциза, зависит размер налоговой ставки. Напомним, что согласно пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения акцизами. При ввозе в РФ с территорий государств — членов Таможенного союза этилового спирта, являющегося товаром Таможенного союза, налогообложение с 1 июля 2014 г. следует производить по ставке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Эта ставка применяется при условии представления в налоговый орган по месту учета извещения об уплате авансового платежа акциза. Поскольку правила, касающиеся обязанности представления указанного извещения, вступают в силу с 1 июля 2014 г., нулевую ставку фактически можно будет применить в отношении этилового спирта, ввозимого в РФ с 1 августа 2014 г.

В п. 2 ст. 118 ТК законодатель закрепляет презумпцию, в соответствии с которой отсутствие на товарах, подлежащих обязательной маркировке, специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами означает, что данные товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза без совершения таможенных операций и выпуска товаров. На лицо, у которого были обнаружены немаркированные товары, возлагается бремя доказывания факта легального ввоза таких товаров.

Читайте так же:  Программа переобучения людей предпенсионного возраста

В статье освещаются основные направления, особенности, а также вопросы гармонизации акцизного законодательства государств — членов Таможенного союза ввиду существования множества различий в акцизных политиках стран Союза, снижающих активность взаимовыгодных торговых отношений. Изучен также опыт международных экономических объединений в области акцизной политики в условиях углубления мировой интеграции. В своих налоговых реформах государства — участники Таможенного союза, как правило, придерживаются международных принципов регулирования отношений в налоговой сфере. Вместе с тем существуют некоторые различия в налоговых законодательствах стран ТС, которые снижают активность взаимовыгодных торговых отношений.

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 26.01.2011 г. № 25 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 785». Приобретенные марки могут использоваться полностью, могут быть частично запорчены либо остаться не использованными в нужные сроки. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» предусматривает уничтожение неиспользованных и поврежденных марок. Опубликованный документ внес в него поправки.

Комментарий к письму ФНС России от 16 декабря 2010 г. № ШС-37-3/[email protected] «О порядке заполнения налоговых деклараций по акцизам в отношении подакцизных товаров, вывозимых в государства — члены Таможенного союза».

Приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 N 59н (далее — Приказ N 59н) были утверждены Технические условия, касающиеся хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару. Документ вступил в силу с 09.01.2011. Какие требования должны соблюдать предприятия общепита, реализующие алкогольную продукцию? Об этом — в настоящей статье.

[1]

Поскольку с июля 2010 г. на территориях Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ начала функционировать единая таможенная территория Таможенного союза, Федеральным законом N 306-ФЗ внесены изменения в ст. 186 НК РФ. Ранее этой статьей были установлены особенности взимания акциза по подакцизным товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления.

Принципы рассчета таможенных платежей

Основные таможенные платежи, подлежащие уплате при таможенном оформлении при ввозе товара на территорию Республики Беларусь (Белоруссии) — это сбор за таможенное оформление, таможенная пошлина, акциз (для подакцизных товаров) и налог на добавленную стоимость, при вывозе (экспорте) — сбор за таможенное оформление (кроме экспорта), вывозная таможенная пошлина

Основные таможенные платежи, подлежащие уплате при таможенном оформлении при ввозе товара на территорию Республики Беларусь (Белоруссии) — это сбор за таможенное оформление, таможенная пошлина, акциз (для подакцизных товаров) и налог на добавленную стоимость, при вывозе (экспорте) — сбор за таможенное оформление (кроме экспорта), вывозная таможенная пошлина, установленная на некоторые товары, ставки и перечень которых установлены отдельными нормативными законодательными актами (Указами Президента, постановлениями Совета Министров) Республики Беларусь (Белоруссии).

Одной из составляющих при расчете таможенных платежей является таможенная стоимость — в самом простейшем случае таможенная стоимость (в зависимости от условий поставки) равна сумме стоимости товара и стоимости доставки до таможенной границы РБ (при условиях поставки группы F — ФРЗ, ФСА, ФОБ ) или стоимости товара (при условиях поставки групп C и Д — СИФ, СПТ, СИП, ДАФ, ДДУ, ДДП). Наиболее употребляемые в практике условия поставки приведены в ИНКОТЕРМС в редакции 2000 г. или в редакции 2010 г.

1 .Сбор за таможенной оформление взимается по фиксированной ставке за оформление декларации (в зависимости от кода товара по ТНВЭД ТС в размере от 20 до 50 евро).
Размеры таможенных сборов за таможенное оформление с 1 августа 2006 г. утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» .
При уплате таможенных сборов за таможенное оформление следует знать, что вышеуказанный размер сборов взимается за выдаваемое таможенными органами Республики Беларусь таможенное разрешение на использование товаров по заявленной таможенной процедуре, предусмотренной законодательством Таможенного Союза (ТС), а не за каждый из декларируемых товаров. При этом если в рамках одной грузовой таможенной декларации заявлено несколько товаров, которые отличаются установленными для них размерами таможенных сборов за таможенное оформление, то для уплаты данных сборов необходимо определить наибольший из таких размеров;

2. Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию страны (ввозная, или импортная, таможенная пошлина) и вывозе товара с ее территории (вывозная, или экспортная), который является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Один из основных элементов таможенной пошлины — ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.
В настоящее время в таможенном законодательстве ТС применяются адвалорные (устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляются в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров) и комбинированные (сочетают черты адвалорных и специфических) виды ставок.

Исчисление таможенных пошлин в зависимости от вида ставки, может быть произведено либо в процентах от таможенной стоимости ввезенного товара, либо в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров.

Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, определяется по формуле:

Стп = Н x П,

где
Стп — сумма таможенной пошлины;
Н — налоговая база (таможенная стоимость);
П — адвалорная ставка таможенной пошлины.

Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, определяется по формуле:

Стп = К x П,

где
С — сумма таможенной пошлины;
К — налоговая база (количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении);
П — специфическая ставка таможенной пошлины.

При применении комбинированной ставки таможенной пошлины «ставка в процентах от таможенной стоимости, но не менее ставки в евро за единицу измерения товаров» сумма таможенной пошлины равна наибольшей из сумм, исчисленных по адвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины. При применении комбинированной ставки таможенной пошлины «ставка в процентах от таможенной стоимости плюс ставка в евро за единицу измерения товаров» сумма таможенной пошлины равна сумме, исчисленной по адвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины;

3. Акциз взимается для подакцизных товаров в соответствии с Законом РБ «Об акцизах».

Читайте так же:  Журнал по технике безопасности и охране труда

В Беларуси действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию республики и (или) реализуемых на таможенной территории. Акцизами облагаются в основном спиртосодержащие товары, товары повышенного спроса и предметы роскоши — спирт гидролизный технический и спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, ювелирные изделия, а также микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе и переоборудованные в грузовые.

Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (специфические ставки) или в процентах (адвалорные ставки).

Налоговая база (основа исчисления) по товарам, ввозимым на таможенную территорию республики и подлежащим обложению акцизами, определяется:
1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические ставки акцизов, — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, — как сумма их таможенной стоимости и подлежащих уплате таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле:

Сакц = Н х А,

где
Сакц — сумма акцизов;
Н — объект налогообложения (таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины);
А — ставка акцизов в процентах.

[3]

При исчислении акцизов по твердым (специфическим) ставкам от объема продукции в натуральном выражении сумма акцизов определяется по формуле:

Сакц = О х Асп,

где
Сакц — сумма акцизов;
О — объем продукции в натуральном выражении;
Асп — специфическая ставка акцизов.

Отдельные товары, перечень которых установлен нормативными актами (Указами Президента) РБ (например, некоторые автомобили освобождены от уплаты акциза Указом № 546 от 24 ноября 2005 г.);

4. НДС рассчитывается согласно Закона РБ » О НДС».

На основании статьи 9 Закона налоговая база по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, определяется, с учетом положений статей 4 и 5 Закона, как сумма:

— таможенной стоимости товаров;
— подлежащей уплате таможенной пошлины;
— подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

Исчисление НДС производится по следующим налоговым ставкам:

1) 0% — для отдельных товаров, перечень которых установлен нормативными актами (Указами Президента) РБ (например, для технических средств, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним — Указ № 107 от 24 февраля 2012 г.) ;
2) 10% – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по Перечню продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь);
3) 20% – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь остальных товаров либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения в соответствии со статьей 4 Закона (подп. 1.3.2 ст. 11 Закона).

С 01.01.2010 г. ставка НДС была увеличена с 18 % до 20 %.

Сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь рассчитывается путем умножения налоговой базы на установленную ставку налога:

НДС = Бндс х СТндс,

где НДС – исчисленная сумма налога на добавленную стоимость;
Бндс – налоговая база по товарам, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость;
СТндс – ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Бндс = ТС + ТП + А,

где
ТС – таможенная стоимость ввозимого товара;
ТП – подлежащая уплате сумма ввозной таможенной пошлины;
А – подлежащая уплате сумма акцизов.

НДС уплачивается до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Т.е., если таможенная стоимость товара (в большинстве случаев — стоимость товара с доставкой до границы РБ):
— не превышает 200 евро — таможенное оформление производится без уплаты таможенных платежей;
— при превышении 200 евро — уплачиваются все три (4 — для подакцизного товара) платежа.

При перемещении через таможенную границу Республики Беларусь товаров сборы, таможенная пошлина и НДС уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации к оформлению, но не позднее выдачи свидетельства таможни на использование товара в заявленном таможенном режиме.

Акцизные товары

Импортные товары, относящиеся к категории акцизных грузов, регулярно ввозятся на территорию России для дальнейшей реализации. Стабильная доходность компаний-импортёров удерживается за счёт высокой востребованности подакцизной продукции на внутреннем рынке и неэластичного спроса на следующие её виды:

• табачные изделия;
• пиво;
• алкогольная продукция (вино, коньяк, водка, ликёры и другие напитки, крепость которых превышает 9,0%);
• дизельное топливо и бензин;
• моторные масла;
• легковые автомобили и мотоциклы;
• этиловый спирт и спиртосодержащая продукция;

Особенности таможенного оформления акцизных грузов

Таможенная очистка подакцизных материалов и товаров, ввозимых на территорию России, требует от участника ВЭД своевременных и грамотных действий на всех этапах оформления. Следует учесть, что при работе с акцизными грузами импортная очистка имеет характерные особенности:

  • Таможенное оформление происходит в Центральной Акцизной таможне или на региональных акцизных таможенных постах;
  • Уплату акциза необходимо произвести в срок по тарифу, относящемуся к ввозимому товару.
  • Необходимо правильно определить ставку акциза:
  1. адвалорная — устанавливается в процентах, исходя из таможенной стоимости товара;
  2. специфическая — устанавливается в рублях, исходя из стоимости исчисляемой единицы импортируемого товара;
  3. комбинированная — определяется как сумма налогов, рассчитанных на один и тот же товар по адвалорной акцизной ставке и специфической.
  • Акцизные грузы подвергаются более пристальному досмотру и вниманию со стороны инспекторов Таможенной Службы.
  • Импортируемый груз и полный комплект документов должны быть готовы к предъявлению и досмотру в сроки, установленные таможенным постом в отношении этого груза;
  • Некоторые виды акцизных товаров, импортируемых для дальнейшей розничной реализации (алкоголь, табачная продукция), подлежат обязательной оклейке акцизными марками, без которых ввоз и распространение таких товаров запрещены.
Читайте так же:  Неустойка по кредитному договору

Риски и потери при самостоятельной растаможке акцизных грузов

Неправильное определение категории ввозимого товара, ошибочный расчёт стоимости акциза, неверные действия или бездействие участника ВЭД на определённом этапе оформления, неполный комплект документов могут явиться причиной непредвиденных дополнительных расходов:

  • простой транспортного средства на СВХ;
  • уменьшение периода реализации продукции ввиду сокращения срока её годности на время простоя;
  • необходимость оплаты услуг таможенного брокера по срочным тарифам.

Особенности таможенного оформления подакцизных товаров

Перемещение товаров через границу РФ требует обязательного таможенного оформления в соответствии с правилами таможенного законодательства. Данная процедура проводится в отношении любых грузов, ввозимых из зарубежных стран. Особый порядок оформления действует в отношении товаров, относящихся к категории подакцизных.

Список подакцизных товаров

Перечень товаров, признаваемых на территории РФ акцизными, установлен ст. 181 Налогового кодекса РФ и включает следующие группы товаров:

  • Алкогольная продукция разной степени крепости;
  • Спирт и спиртосодержащая продукция;
  • Табачные изделия;
  • Нефть и продукты ее переработки;
  • Автотранспортные средства.

Все эти товары в целях таможенного оформления делят на две категории:

  • подлежащие маркировке – т.е. они должны иметь специальные марки, фиксирующие факт уплаты акцизного сбора;
  • товары, маркировка для которых не предусмотрена.

Для маркированных товаров заинтересованное лицо (российская или иностранная компания), должно обратиться в специальное подразделение ФТС России – Центральную акцизную таможню, на которую возложена обязанность осуществлять таможенный контроль подакцизных товаров. Это подразделение осуществляет выдачу акцизных марок согласно заявлению, к которому должны быть приложены документы по сделке, а также лицензия Минтпромторга – при ввозе ряда товаров. Для ввоза алкогольной продукции импортер должен дополнительно предоставить документы, подтверждающие его подключение к ЕГАИС.

В 2019 году стоимость акцизных марок составляет (без учета НДС):

  • алкогольная продукция – 1690 руб. за 1 тыс. штук (Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 № 775 в ред. от 27.09.2018);
  • табачная продукция – 200 руб. за 1 тыс. штук (Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 в ред. от 07.02.2019).

Вместе с акцизными марками выдается временная декларация и разрешение на ввоз товара. Заявитель должен обеспечить маркировку товара до пересечения границы.

Пересечение границы акцизным товаром

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности таможенного оформления подакцизных товаров предусматривают и особый порядок их ввоза в Россию. В отличие от иных товаров, подакцизная продукция, ввозится через ограниченное число таможенных постов, входящих в структуру Центральной акцизной таможни. Данные подразделения имеют отдельные склады временного хранения (СВХ), на которых весь товар проходит таможенный контроль на соответствие документации, в том числе проверяется наличие на товаре акцизных марок РФ.

При перемещении товара импортер должен уплатить акцизный сбор, уменьшаемый на стоимость акцизных марок. Таможенные органы проверяют рассчитанную сумму налога и размер оплаты и при отсутствии замечаний выдают документ по оплате косвенных налогов, а также разрешают выпуск товара на территорию РФ.

Таможенный контроль подакцизных товаров предусматривает обязательное получение от импортера обязательства по ввозу товара в определенном количестве. Данный документ оформляется после получение акцизных марок. Срок ввоза товара по данному обязательству не должен превышать восьми месяцев. Если импортер не успевает в этот срок, то он обязан вернуть полученные марки. Аналогичная обязанность возникает и в случае, если фактическое число ввезенного товара окажется менее заявленного.

Ввоз немаркируемых акцизных товаров

В отношении подакцизной продукции, не подлежащей маркировке, действует аналогичный порядок ввоза на территорию таможенного пространства России, как и для маркированных, за исключением необходимости приобретать акцизные марки. Для таких подакцизных товаров как продукты нефтехимической промышленности, транспортные средства, акцизный сбор оплачивается авансом в сумме процентов от таможенной стоимости ввозимого товара.

Импортер данной категории товаров при его помещении на СВХ должен предоставить декларацию соответствия требованиям безопасности Таможенного союза. В отношении транспортных средств обязательным является предоставление сертификата соответствия экологическому классу Евро-4 и выше, а также документов, подтверждающих его оснащение системой вызова экстренных служб. Процедура таможенного оформления данной категории товара завершается выдачей Паспорта транспортных средств.

Отметим, что по правилам ввоза подакцизных товаров на территорию РФ ввозят и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, которые не являются акцизным товаром, но ряд межправительственных соглашений в рамках ЕАЭС, например, Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.15 г. (ред. от 16.10.2018) № 30 «О мерах нетарифного регулирования», и внутренние регламенты ФТС России, предусматривают для них такой же порядок, за исключением ювелирных изделий, предназначенных для личного использования.

Общие принципы таможенного оформления товаров

Таможенное оформление подакцизных товаров.

Категорию подакцизных товаров составляют:

— товары, подлежащие маркировке акцизными марками;
— иные товары, в отношении которых при их ввозе на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах уплачивается акциз.

В соответствии со статьей 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами признаются:

Маркировка отдельных подакцизных товаров акцизными марками осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.1999 № 1008 «Об акцизных марках». Перечень таких товаров (алкогольная продукция, табак и табачные изделия) установлен приказом ГТК России от 28.12.2000 № 1230 «О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками».

Ввоз на таможенную территорию РФ товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, но немаркированных ими, запрещен.

В этой связи акцизные марки подлежат приобретению и наклеиванию до ввоза товаров на таможенную территорию РФ. Порядок маркировки подакцизных товаров акцизными марками установлен Инструкцией о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, утвержденной приказом ГТК России от 28.12.2000 № 1230.

Денежные средства за марки плательщик вносит в качестве авансового платежа в размере, установленном Правительством РФ:

— 0,075 рубля за одну акцизную марку для маркировки табака и табачных изделий;
— 0,75 рубля за одну акцизную марку для маркировки алкогольной продукции.

При этом сумма авансового платежа, внесенная при покупке акцизной марки, подлежит вычету при окончательном расчете суммы акциза при таможенном оформлении маркированного товара.

Читайте так же:  Коэффициент выбытия основных фондов

Акцизная марка установленного образца, изготавливается уполномоченными организациями-изготовителями и выдается согласно установленному порядку уполномоченными таможенными органами в целях подтверждения легальности ввоза на таможенную территорию РФ товара и его оборота на данной территории (далее — марка). Марка является документом государственной отчетности.

Марки приобретаются юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ и имеющим постоянное место нахождения на ее территории, а также физическим лицом, имеющим постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ, заключившими с иностранными лицами внешнеторговый договор, согласно которому подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию РФ.

Марки приобретаются импортером для исполнения своего внешнеторгового договора по ввозу и выпуску товара на таможенную территорию РФ с нанесенной на него маркой. Если товар не маркирован или маркирован с нарушением установленного порядка, то такой товар считается немаркированным.

Ввозимый на таможенную территорию РФ маркированный товар ввозится через пункты пропуска через таможенную границу РФ, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа, уполномоченного допускать перемещение через таможенную границу РФ маркированного товара, и доставляется на склад временного хранения или таможенный склад, находящийся в регионе деятельности уполномоченного таможенного органа и включенный в перечень мест доставки, хранения и таможенного оформления маркированного товара.

Перечень уполномоченных таможенных органов, пунктов пропуска и складов утверждается нормативным правовым актом ГТК России (Минэкономразвития России).

Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией на совершение таможенных операций в отношении подакцизных товаров установлен приказом ГТК России от 11.06.2004 № 664 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров», положения которого были разъяснены письмом ФТС России от 29.10.2004 № 14-10/5069 «О применении отдельных положений приказа ГТК России от 11.06.2004 N 664».

Данным приказом утвержден перечень таможенных органов:

— осуществляющих обеспечение импортеров подакцизными марками;
— правомочных совершать таможенные операции в отношении подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию, маркировке акцизными марками, виноматериалов, коньячных спиртов, а также ввозимого на таможенную территорию РФ пива (в том числе безалкогольного);
— правомочных совершать таможенные операции с товарами, ввозимыми на таможенную территорию РФ, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств.

Образцы акцизных марок утверждены приказом ГТК России от 14.01.2000 № 22 «Об утверждении образцов акцизных марок для маркировки алкогольной продукции».

Приказом ГТК России от 17.03.2004 № 330 «О фиксированном размере обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров» (зарегистрирован Минюстом России 01.04.2004, регистрационный № 5701) установлен фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей при совершении отдельных таможенных операций с подакцизными товарами.

ВТТ подакцизных товаров (алкогольная продукция, табак и табачные изделия), осуществляемый с применением процедуры МДП, производится со следующими особенностями.

Такие товары оформляются для перевозки с соблюдением процедуры МДП при предъявлении книжек МДП с повышенным пределом гарантии. На обложке и на отрывных листах таких книжек должна быть проставлена четкая надпись «ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ». Кроме этого, к таким книжкам должен быть приложен дополнительный лист, в котором должны быть указаны подробные наименования перевозимых товаров и их коды по ТН ВЭД.

Дополнительный лист прикрепляется к книжке МДП и должен быть заверен штампом должностного лица таможни отправления.

Гарантия по таким книжкам МДП составляет 200000 (двести тысяч) долларов США.

Оформление перевозок таких товаров при представлении книжек МДП с пределом гарантии до 50 тыс. долларов США, а также при представлении книжек МДП «ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ», в соответствии с процедурой МДП, не допускается.

Статьи — Таможенное оформление подакцизных товаров

Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с вступлением в силу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс. Изменения в гл. 22 «Акцизы» НК РФ затронули целый ряд вопросов. Прежде всего в 2011 г. изменится порядок исчисления акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукции.

В случае, когда торговая организация ввозит подакцизные товары на территорию РФ из Республики Беларусь или Республики Казахстан, включая алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию, ему необходимо ознакомиться с нормами Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ. Данным законом внесен ряд изменений в гл. 22 «Акцизы» НК РФ. Большая часть этих изменений была включена исходя из п. 1 Комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в РФ и производства этилового спирта, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1940-р.

В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении алкогольной продукции в процессе таможенного оформления таможенные органы применяют такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений (ст. 367 ТК РФ), таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ), таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ).

Рядом Соглашениий провозглашены основополагающие принципы, применяющиеся при исчислении акцизов во взаимной торговле государств — участников Таможенного союза. Согласно Протоколу от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» освобождение от уплаты акциза осуществляется при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией определенного пакета документов или их копий.

В ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» установлена схема декларирования соответствия табачной продукции требованиям указанного Закона: такое декларирование соответствия осуществляется заявителем по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории. Как предусматривалось в Правилах проведения сертификации табака и табачных изделий, табак и табачные изделия могут быть сертифицированы по одной из установленных схем.

Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии предоставления обеспечения выполнения обязательства, указанного в п. 7 Постановления «Об акцизных марках», в соответствии с законодательством РФ. Размер обеспечения определяется таможенными органами РФ исходя из суммы таможенных платежей, уплачиваемых по подакцизным товарам, выпускаемым для свободного обращения и происходящим из государств, в торгово-политических отношениях с которыми Россия не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации и которые не являются участниками соглашений с участием России о свободной торговле и о таможенном союзе.

Фирмы перечисляют суммы обеспечения уплаты таможенных платежей на депозит таможни при ввозе на территорию России подакцизных товаров при их таможенном оформлении. Часть этого депозита идет впоследствии на уплату акциза.

Читайте так же:  Актуальные бланки бухгалтерских документов

При определении акциза для товара по комбинированным ставкам расчет ведется по всем значениям комбинированной ставки, и в качестве окончательной величины акциза выбирается наибольшее значение из всех расчетных.

В гл. 22 «Акцизы» НК РФ внесены существенные поправки, вступающие в силу со следующего года. В результате не только повышены ставки акцизов практически по всем видам подакцизных товаров, но и изменен порядок исчисления и уплаты акцизов.

В рамках совершенствования акцизного налогообложения Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2010, были внесены изменения в гл. 22 «Акцизы» НК РФ. Помимо повышения налоговых ставок акцизов, изменен порядок предъявления к вычету сумм акцизов по подакцизным товарам, использованным для производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%. Кроме того, установлены другие сроки уплаты акциза в бюджет.

Таможенное оформление акцизных товаров

Всё об акцизах, подакцизных товарах и методах их исчисления.

Уже не раз говорилось о том, чтобы успешно вести внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), необходимо не только владеть нормативно-правовой базой, но и отлично разбираться во всех таможенных процедурах. Ведь незнание законодательства и/ или намеренное его несоблюдение влечет за собой определенные санкции. Поэтому, чтобы быстро пройти все этапы таможенной очистки, в таможенные органы необходимо предоставить точную и достоверную информацию о грузах, которые ввозятся на территорию РБ.

Таможенное оформление акцизных и подакцизных товаров, которые перечислены в Налоговом Кодексе РФ, имеют ряд особенностей при налогообложении, и требует от участника ВЭД глубоких узконаправленных знаний.

Так что же такое Акциз?

Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически их плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие товары.

Согласно статье 109 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

— подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

— ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

— подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Перечень подакцизных товаров предусмотрен ст. 111 НК:

— спирт этиловый ректификованный технический;

— алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

— непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

— пиво, пивной коктейль;

— слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

— дизельное и биодизельное топливо;

— газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

[2]

— масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

— микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704);

— пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

1) при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров: как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). В настоящее время в Республике Беларусь применяются только твердые (специфические) ставки.

Ставки акцизов определены в приложении 1 к НК.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» с 01.01.2015 действуют новые ставки акцизов на подакцизные товары. Динамика ставок акцизов, действовавших во 2 полугодии 2014 года, и установленных на 2015 год, приведена в приложении к Закону.

Плательщики акцизов представляют налоговым органам по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сроки уплаты акцизов определены ст. 124 НК.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 123 НК определяет порядок осуществления налоговых вычетов. Все нормы данной статьи посвящены главным образом порядку налоговых вычетов при производстве новой продукции за счет материалов и продукции, приобретенных со стороны, которые уже облагались акцизами, а также другие подобные случаи.

Источники


  1. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.

  2. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
  4. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
  5. /oli>

    Особенности таможенного оформления подакцизных товаров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here