Новые ставки экологического сбора

Полезный материал в статье: "Новые ставки экологического сбора" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

С 10 ноября применяются новые ставки экологического сбора для предприятий, которые не обеспечивают утилизацию отходов

KateNovikova / Depositphotos.com

Утверждены новые ставки экологического сбора по каждой группе товаров (упаковки), отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями и импортерами, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1293).

На каком счете Минфин России рекомендовал учитывать сумму экологического сбора, начисляемую по мере выпуска в обращение соответствующих товаров, узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Обновленный документ (в отличие от предыдущей редакции) ссылается на действующий Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

[3]

Документы по теме:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Новые ставки экологического сбора

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

[1]

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284 “Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров”

В соответствии со статьей 24.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 сентября, представлять в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о ставках, утвержденных настоящим постановлением, на очередной календарный год.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Ставки
экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284)

Наименование групп товаров, предусмотренных перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 1886-р Ставка экологического сбора (рублей за 1 тонну)
Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» 16304
Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия» 16304
Группа № 3 «Спецодежда» 11791
Группа № 4 «Одежда верхняя прочая» 11791
Группа № 5 «Белье нательное» 11791
Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары» 11791
Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие» 11791
Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие» 3066
Группа № 9 «Тара деревянная» 3066
Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная» 2378
Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности» 2378
Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные» 2378
Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие» 2378
Группа № 14 «Нефтепродукты» 3431
Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые, восстановление протекторов и резиновых шин» 7109
Группа № 16 «Изделия из резины прочие» 8965
Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные» 3844
Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные» 4701
Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие» 4156
Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное» 2858
Группа № 21 «Стекло полое» 2564
Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов» 2423
Группа № 23 «Тара металлическая легкая» 2423
Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование» 26469
Группа № 25 «Оборудование коммуникационное» 26469
Группа № 26 «Техника бытовая электронная» 26469
Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование» 26469
Группа № 28 «Аккумуляторы» 2025
Группа № 29 «Батареи аккумуляторные» 33476
Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное» 9956
Группа № 31 «Приборы бытовые электрические» 26469
Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические» 26469
Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом» 26469
Группа № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное» 26469
Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» 3037
Группа № 36 «Услуги по изданию газет» 2378

Обзор документа

24.09.2015 Правительство РФ установило перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В него входят товары, которые составляют основную часть твердых коммунальных отходов (бумага и картон, полимеры, стекло, текстиль и швейные изделия, кожа и резина, металлы, элементы питания). Утверждены ставки экологического сбора по каждой группе таких товаров.

Сбор уплачивается производителями, импортерами, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. Его размер колеблется от 2 025 руб. (аккумуляторы) до 33 476 руб. (батареи аккумуляторные) за тонну.

Минприроды повысит ставки экологического сбора для производителей. Рост цен неминуем?

Уже со следующего года цены на большинство российских товаров поднимутся. Причина — повышение экологического сбора, утверждают опрошенные «360» эксперты. Проект по увеличению налоговой нагрузки для российского бизнеса уже подготовило Минприроды. С ним можно познакомиться на сайте правовой информации.

Согласно документу, повышение ставки коснется всех 54 групп товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств. Размер новых ставок составит 3055 — 40 650 рублей. Сейчас экологический сбор взимается только с 36 групп изделий и ставки варьируются от трех до 36 тысяч рублей.

Читайте так же:  Пенсия военнослужащих

В среднем налоговая нагрузка увеличится на 11%, однако по некоторым группам товаров повышение будет более серьезным. К примеру, сбор за бумажную тару предлагается увеличить на 28,46%, за пластмассовую упаковку — почти в три раза, за металлическую легкую тару — в 8,2 раза, до 20 000 рублей. Стоимость утилизации свинцовых аккумуляторов увеличится в 13,5 раза.

Подмосковье переходит на раздельный сбор мусора. Как это будет работать?

Кроме того, вырастут экологические налоги для производителей текстильной продукции. По ней ставка сбора вместо 16 304 рублей за тонну составит 18 163 рубля. Производители алюминиевой упаковки также останутся в минусе: для них ставка взлетит сразу в восемь раз. Увеличенные нормы сбора ожидают и производителей стекол, нефтепродуктов, электронной бытовой техники, автомобильных шин и покрышек.

Как утверждают в ведомстве, цель повышения тарифов — стимулирование самостоятельной утилизации отходов предприятиями. Согласно действующему законодательству, заводы могут уничтожать упаковку и сопутствующие отходы двумя путями: избавляться от мусора самостоятельно или оплачивать экологический сбор, перекладывая утилизацию на плечи государства.

Программа активно заработала еще пару лет назад, отметила в разговоре с «360» член экологического движения «РазДельный сбор» Екатерина Шалунова. «Начиная с 2016 года производители чаще платили взнос, нежели сами занимались переработкой отходов. Это было выгоднее, чем создавать соответствующую инфраструктуру. Новый размер ставки послужит стимулом для предприятий для самостоятельной утилизации», — отметила эколог.

На плечи покупателей

По подсчетам Минприроды, повышение ставок может принести бюджету дополнительные доходы в 20 миллиардов рублей до 2020 года. Такую сумму казна получит, если все, кто сейчас платит сбор, продолжат переводить платежи. Все полученные средства будут направлены на строительство современных объектов по сортировке, обработке и утилизации отходов. К примеру, в 2019 году планируется построить 39 высокотехнологичных предприятий по уничтожению отработанной продукции. Они появятся в 22 регионах России.

Впрочем, российские предприниматели не разделяют энтузиазм сотрудников ведомства. Опрошенные «360» участники рынка уверены, что новый налог нанесет серьезный урон бизнесу. Чтобы сократить возросшие издержки, предприятия либо повысят цены на товары, либо начнут экономить на производстве, что негативно отразится на качестве продукции. По мнению представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, новая сетка тарифов направлена против тех производителей, которые исправно платят налоги.

Мы считаем новые расчеты от Минприроды совершенно необоснованными. Средняя цена сбора и утилизации бытовой техники составляет от 15 до 18 тысяч рублей за тонну, в то время как ведомство предлагает взимать с производителей на порядок большую сумму

Если сборы будут повышены, то пострадают от них легальные производители, которые вынуждены будут переложить новые затраты на потребителей, подчеркнул в разговоре с «360» Гуськов.

«Мусорный» туризм, воздуховод и разделение: как европейцы избавляются от отходов

Не поддерживают инициативу Минприроды и представители общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». По словам руководителя комитета по промышленности организации Николая Дунаева, увеличение ставок противоречит указу президента РФ, который гарантировал неповышение неналоговых сборов для предприятий.

«Инициатива ведомства непонятна для предпринимателей. Нет ни одного отчета, где было бы написано, как расходуются полученные средства. В результате производства переложат уплату эконалога на покупателей, которые вынуждены будут платить непонятно за что и куда», — прокомментировал ситуацию собеседник «360». Дунаев приводит в пример опыт Германии. «В стране действует возврат пластиковой тары для потребителей, благодаря чему они могут вернуть часть расходов. Лучше бы власти перенимали зарубежный опыт, а не усиливали налоговую нагрузку для бизнеса», — резюмировал он.

Разъяснены особенности уплаты экологического сбора в 2019 году

Сообщается, в частности, что в 2019 году за отчетный 2018 год отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год.

В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления в 2017 году, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».

Новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории РФ за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и тех же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождает производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.

Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического собора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р.

С 4 сентября порядок уплаты экологического сбора изменится

Организации и предприниматели должны будут уплачивать экологический сбор по-новому. Изменения в действующие правила взимания экологического сбора внесены постановлением Правительства РФ от 23.08.18 № 986. Новый порядок начнет действовать с 4 сентября.

Кто платит экологический сбор

По действующим правилам, экологический сбор уплачивают производители и импортеры товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации. Подробнее об этом см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации» и «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

В комментируемом постановлении уточняется, что плательщиками экологического сбора являются производители и импортеры, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. (Перечень таких товаров, включая упаковку, утвержден постановлением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р).

Также оговаривается, что в отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивают те плательщики, которые производят или импортируют товары в этой упаковке. Если товары в упаковке не готовы к употреблению, то сбор уплачивается только в отношении самой упаковки.

Куда платить сбор

Производители товаров должны будут перечислять сбор на счет территориального органа Росприроднадзора, а импортеры — на счет Федерального Росприроднадзора. Если юрлицо или ИП одновременно является производителем товаров и импортером, то сбор нужно перечислять на счет центрального аппарата ведомства. Напомним, что по действующим правилам сбор уплачивается в территориальные органы службы.

Читайте так же:  Уведомление о расторжении срочного трудового договора образец

Как будут проверять правильность исчисления суммы экологического сбора

Если экологический сбор не уплачен, внесен не в полном объеме или несвоевременно уплачен, а также если в расчете суммы экологического сбора будут выявлены ошибки или противоречия, проверяющие составят акт контроля. В этом документе будут указаны:

  • ошибки, допущенных при выполнении расчетов, и противоречия (несоответствия);
  • факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;
  • факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;
  • требование о представлении пояснений или внесения в расчет уточнений.

Акт контроля должен быть направлен плательщику в течение 3 рабочих дней после его подписания. Если плательщик не согласен с требованием, указанным в акте, он может представить копии документов, подтверждающих обоснованность расчета, уплату экологического сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений. На это ему отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

На добровольное погашении задолженности отводится 15 дней (сейчас 30 дней). Если долг в установленный срок не будет погашен, экологический сбор взыщут в судебном порядке.

Экологический сбор: кто, сколько, когда и как должен заплатить за 2017 год

Экологический сбор — относительно новый вид платежа, в этом году компании и предприниматели будут перечислять его во второй раз. В сегодняшней статье мы напомним о том, кто должен его платить, как по нему отчитываться, а также о правилах расчета экологического сбора и сроках его уплаты. Кроме того, мы ответим на часто задаваемые вопросы об уплате сбора в отношении упаковки.

Кто обязан платить экологический сбор за 2017 год

Экологический сбор за 2017 год должны заплатить организации и ИП, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Список таких товаров (включая упаковку) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. В отношении продукции, не упомянутой в данном перечне, сбор платить не нужно.

Обратите внимание: с начала 2018 года действует другой перечень товаров (включая упаковку) подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. Но применять новый перечень плательщики будут только в 2019 году при расчете экосбора за 2018 год. Что же касается 2017-го года, то в этот период действовал прежний список, поэтому именно его следует использовать сейчас.

Экологический сбор в отношении упаковки

Практика показала, что производителям и импортерам очень сложно разобраться, нужно ли платить в той или иной ситуации сбор в отношении упаковки (здесь и далее речь идет об упаковке, включенной в перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств). Например, когда компания приобретает упаковку, и частично использует ее для собственных нужд, а частично — для продажи своей продукции. Или когда импортер получает детали в коробках, собирает готовые изделия, упаковывает в те же коробки и продает покупателям. Вопросы также возникают у организаций и ИП, которые продают пустую тару в качестве самостоятельного товара.

Чиновники пока не дали по этим вопросам исчерпывающих разъяснений. Единственный случай, прокомментированный Росприроднадзором, касается упаковки, которая использована для собственных нужд. В письме от 20.02.17 № ОД-06-02-32/3380 ясно сказано, что такая упаковка под экологический сбор не подпадает.

При решении прочих вопросов, на наш взгляд, нужно руководствоваться пунктом 10 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства). Там говорится, что обязанность по выполнению нормативов утилизации в отношении упаковки лежит на тех, кто производит и импортирует товары в этой упаковке. Значит, платить экологический сбор должны организации и ИП, которые используют тару для упаковывания и продажи своей продукции.

Из приведенной выше нормы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, продажа пустой тары в качестве самостоятельного товара не влечет обязанности по уплате экологического сбора.

Во-вторых, продажа готовых изделий в той же упаковке, в которой ранее поступили детали, также не влечет обязанности по уплате сбора. Дело в том, что по закону экосбор в отношении данной тары должен был заплатить тот, кто упаковал и продал детали. Правда, это справедливо только в случае, когда упакованные детали были приобретены у российского поставщика. Если же продавцом является иностранное лицо, то, по логике, заплатить сбор придется российскому покупателю.

В-третьих, компании и предприниматели, купившие пустую тару, упаковавшие свою продукцию и продавшие ее, должны заплатить экологический сбор.

Расчет экологического сбора

Сумма экологического сбора за 2017 год рассчитывается как произведение трех величин: массы товара и (или) упаковки, соответствующего норматива утилизации и ставки сбора.

Нормативы утилизации на 2015-2017 годы утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.12.15 № 2491-р. Обратите внимание: с начала 2018 года действуют другие нормативы (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р). Но они рассчитаны на период с 2018 по 2020 год, поэтому применить их впервые нужно в 2019 году при расчете сбора за 2018 год.

Ставки экологического сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284.

Издательство выпускает глянцевые журналы, утилизация своими силами не производится. В 2017 году было выпущено 10 тонн журналов. Норматив утилизации составляет 10%, ставка равна 2 378 руб. за тонну.

Величина экосбора за 2017 год равна 2 378 руб.(10 тонн × 10% × 2 378 руб./тонну).

Отчетность в Росприроднадзор по экологическому сбору

Росприроднадзор в письме от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721 напомнил, что не позднее 1 апреля 2018 года плательщики экологического сбора должны заполнить и представить два отчета:

  • декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (форма и положение о декларировании утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417);
  • отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (форма и правила представления утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342).

Также в письме № ВС-06-02-32/721 говорится, что не позднее 15 апреля 2018 года плательщики экосбора должны представить еще один документ:
расчет суммы экологического сбора (форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488).

Добавим, что все указанные виды отчетности составляются в электронной форме, подписываются электронной подписью и направляются в Росприроднадзор через интернет. На официальном сайте этого ведомства размещены бесплатные сервисы для составления отчетности. Датой представления считается день, когда отчет отправлен через интернет. Дополнительно сдавать отчетность на бумажном носителе не нужно.
При этом существует два способа сдать электронную отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, в которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров. Заполнить и проверить, а потом отправить его на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два больших преимущества.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетности в РПН, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче отчета через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.
Читайте так же:  02 счет – активный или пассивный

Однако если у плательщика нет технической возможности использовать интернет, он вправе сдать отчетность на бумаге. Тогда декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров и отчет о выполнении норматива утилизации производители должны подать в территориальное управление Росприроднадзора, а импортеры — в центральный аппарат этого ведомства. Что касается «бумажного» расчета суммы экосбора, то все без исключения плательщики должны представить его в свое территориальное управление.

Отчетность на бумаге составляется в одном экземпляре и либо направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдается лично. К «бумажной» декларации о количестве выпущенных в обращение товаров нужно приложить копию на электронном носителе. Датой представления считается дата почтового отправления или дата, когда Росприроднадзор сделал отметку о получении отчета на бумажном носителе.

Сроки уплаты экологического сбора

Согласно пункту 2 статьи 24.5 Закона об отходах производства, экологический сбор необходимо перечислить не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Соответственно, сбор за 2017 год нужно перечислить не позднее 15 апреля 2018 года. Эта дата названа в письме Росприроднадзора от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721.

Образец платежного поручения со всеми необходимыми реквизитами, включая код бюджетной классификации, приведен на сайте Росприроднадзора. Копию платежного поручения следует приложить к расчету суммы экологического сбора.

Штрафы за неуплату и непредставление отчетности

Организация или предприниматель, не уплативший, либо не полностью уплативший экологический сбор, получит требование Росприроднадзора о погашении задолженности. Если истечении 30 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.15 № 1073). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.

А вот если плательщик сбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.

Сколько и кто платит экологический сбор с 2017 года?

Видео (кликните для воспроизведения).

На запрос ЭкоПромЦентра, кто должен платить экологический сбор в 2017 году, было получено официальное пояснение, о том, что производители и импортеры товаров обязаны уплачивать экологический сбор в случае, если ими самостоятельно не обеспечивается утилизация отходов от использования этих товаров. При этом:

  1. Согласно п. 1 ст. 24.2 ФЗ- 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» производители и импортеры товаров обязаны утилизировать отходы от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации (см. распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 N 2491-р).
  2. Сбор осуществляется для готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (см. распоряжение от 24.09.2015 N 1886-р) и включенных в официальный Перечень (утвержден ПРФ от 24.09.2015 N 1886-р).

Сроки уплаты экологического сбора

Срок сдачи декларации и отчетности до 1 апреля 2017 года!

Перечень товаров, по которым производится экологический сбор

Приводим официальный перечень товаров, по которым производится уплата экологического сбора (постановление Правительства N 1886-р от 24.09.2015):

Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (ч. 10 ст. 24.2 Закона 89).

При этом за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от наличия/отсутствия видов товаров, которые они выпускают в обращение, в Перечне.

В случае, если готовые товары, упаковка товаров импортируются не в целях реализации потребителям, а для собственных нужд, то в отношении таких готовых товаров и упаковки импортеры не выплачивают экологический сбор и не представляют соответствующую отчетность.

В случае, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

При выполнении нормативов утилизации экологический сбор платить НЕ НУЖНО

Распоряжение ПРФ от 04.12.2015 года №2491-р определяет нормативы утилизации отходов по каждой группе товаров, согласно указанному перечню на 2015 — 2017 годы.

По некоторым группам товаров при условии выполнения норматива утилизации отходов по ним организации освобождаются от уплаты экологического сбора.

Ознакомиться с нормативами утилизации на 2017 год можно в файле №2491-р:

Как организация самостоятельно может обеспечить выполнения нормативов утилизации?

  1. Самостоятельно путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров
  2. Путем заключения договоров с: 1) оператором ТКО, 2) региональным оператором по обращению с ТКО, 3) ИП или ЮЛ, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (кроме ТКО)
  1. Путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров

Пример экологического сбора на печатные издания

К сожалению, сами органы власти не могут точно сказать, кому и когда платить экологический сбор в определенных случаях. Нами был направлен такой запрос в адрес Департамента РПН по СПб:

К категории товаров, подлежащих утилизации, относятся и Газеты печатные 58.13.10.000 из 4902 Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал (группа №36 «Услуги по изданию газет» из 58.13).

В связи с необходимостью уплаты экологического сбора просим вас разъяснить, на кого возлагается обязанность выплаты данного сбора: наредакцию бесплатной газеты или на типографию?

На что последовал вот такой ответ:

Ответ можно трактовать так, что если вы являетесь производителем.импортером и используете для своего товара упаковку, которой требуется утилизация, то вы обязаны оплачивать экологический сбор.

Уплата экологического сбора

При подаче экологического сбора необходимо представлять три вида документов – Декларацию, Отчетность и Расчет сбора.

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств (в соответствии с постановлением ПРФ от 24.12.2015 N 1417).

Отчетность о выполнении нормативов утилизации (в соответствии с постановлением ПРФ от 08.12.2015 N 1342).

Расчет суммы экологического сбора (приказ РПН от 22.08.2016 № 488).

Экологический сбор можно подать через ЛК природопользователя на lk.fsrpn.ru/#/ или в бумажном виде.

Читайте так же:  Коды в форме реорганизации (ликвидации) в декларации усн

Пакет документов по экологическому сбору следует предоставлять в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте РФ. Для импортера товаров — в центральный аппарат РПН в Москве (ул. Бол. Грузинская, 4/6). Если организация одновременно и производит, и импортирует продукцию – ей надо подавать два комплекта документов раздельно для произведенной и импортированной продукции.

Ставки экологического сбора

Не требуется отдельно вычислять ставки за каждый вид отходов по произведенной продукции/упаковке. В Личном кабинете Природопользователя при заполнении Декларации нужно просто вбить коды ТН ВЭД и/или ОКПД товара, и сумма будет вычислена автоматически.

Порядок уплаты экологического сбора

Расчетный период – год. Сумму сбора необходимо рассчитать и оплатить в сроки:

  • в 2015 году — до 15 октября 2015 (за 9 месяцев 2015 года);
  • в 2016 году — до 1 февраля 2016 (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.);
  • начиная с 2017 года ежегодно – до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Сбор не уплачивается в отношении товаров подлежащих утилизации и вывозу из России.

Ответственность за непредоставление отчетности

Также за непредставление (несвоевременное представление) Отчетности и за представление недостоверных сведений в Отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за непредставление данных документов установлена действующим законодательством, привлечение к административной ответственности по ст. 8.2 или 8.5 КоАП РФ.

8 октября 2015 Правительство РФ утвердило закон № 1073-ФЗ об уплате экологического сбора производителями товаров и продукции.

Теперь производители товаров обязаны уплачивать сбор, если они не утилизируют свою упаковку и продукцию, утратившую потребительские свойства самостоятельно.

Новые требования к плательщикам экологического сбора уже действуют

В правила взимания экологического сбора внесены изменения. Теперь законодательно закреплен порядок уплаты сбора за упаковку. Так, если товары в упаковке не являются готовыми к употреблению изделиями, то экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки. Если при проверке будут выявлены несоответствия, противоречия, ошибки в отчетности или факт несвоевременной уплаты сбора, то контролеры составят акт и запросят у плательщика дополнительные пояснения. Подробнее о новшествах — в комментарии экспертов 1С.

Некоторые виды товаров и упаковки нужно утилизировать после того, как они утратят свои потребительские свойства. Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.

Если производитель и (или) импортер таких товаров и (или) упаковки не обеспечивает утилизацию либо утилизирует их не полностью, он должен перечислить сумму экологического сбора в бюджет (п. 2, 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Его уплата регулируется статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.

Кроме того, отдельные особенности исчисления и уплаты экологического сбора, а также представления отчетности по нему установлены нормативными актами Правительства РФ.

В декабре 2017 года в Закон № 89-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ были внесены поправки, которые действуют с 01.01.2018.

В связи с этим подзаконные нормативные акты также приведены в соответствие с новыми положениями Закона № 89-ФЗ. В частности, изменены Правила взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.

Поправки внесены Постановлением Правительства РФ от 23.08.2018 № 986 и действуют с 04.09.2018.

Что же изменилось? Рассказываем.

Уплата экологического сбора отдельно за товары и упаковку

Из Закона № 89-ФЗ и Правил теперь следует, что экологический сбор должны платить (п. 2 Правил):

  • в отношении товаров и упаковки как готового товара — производители и импортеры товаров;
  • в отношении упаковки как сырья (для упаковки иных товаров) — производители и импортеры товаров в этой упаковке.

Ранее из нормативных актов это четко не следовало. Однако Росприроднадзор в письме от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380 дал пояснения, которые теперь закреплены законодательно.

На практике сложности могут возникнуть при уплате сбора в отношении упаковки товара. Например, производитель стеклянной тары может поставлять ее магазинам розничной сети, производителям напитков.

В подобной ситуации нужно вести раздельной учет тары, поскольку:

  • в первом случае такая тара является готовым товаром, и ответственность за ее утилизацию и уплату сбора (если утилизация не проводится) несет производитель стеклотары,
  • во втором случае эта ответственность возлагается на производителя напитков в указанной таре.

В Правилах появилась новая норма. Она касается производителей товаров, которые затем реализуются лицам, изготавливающим специальные колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним. Перечень таких транспортных средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. Производители указанных товаров экологический сбор должны платить только в отношении их упаковки (п. 2.1 Правил).

Неизменным осталось положение о том, что не нужно платить экологический сбор по товарам и упаковке, которые вывозятся из России (п. 9 Правил).

Уточнен порядок уплаты экологического сбора и сдачи отчетности

В соответствии с поправками экологический сбор необходимо перечислять на счет (п. 4, 4.1 Правил):

  • территориального органа Росприроднадзора по месту госрегистрации организации или предпринимателя, если плательщик сбора является производителем товара и (или) упаковки;
  • центрального аппарата Росприроднадзора, если плательщик является импортером товаров и (или) упаковки либо одновременно производителем и импортером.

Коды и реквизиты платежей, образцы платежных поручений для уплаты экологического сбора представлены:

  • производителями — на сайтах территориальных органов Росприроднадзора (например, на сайте Департамента Росприроднадзора по ЦФО в разделе «Реквизиты»);
  • импортерами и производителями-импортерами — на сайте центрального аппарата Росприроднадзора .

Экологический сбор перечисляется ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Соответственно, платеж, исчисленный по обновленным Правилам, нужно заплатить по итогам 2018 года до 15.04.2019.

Одновременно с уплатой экологического сбора в соответствующий орган ведомства (территориальное отделение либо центральный аппарат) необходимо представить расчет сбора (п. 10 Правил). Его форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Ведомство еще до внесения изменений указывало на такой алгоритм уплаты сбора и подачи расчета (несмотря на то, что Правила предусматривали единый порядок перечисления платежей и сдачи отчетности для всех категорий плательщиков — по реквизитам территориальных органов Росприродназора, см. подробнее об этом в 1С:ИТС ).

В решениях «1С:Предприятия 8» форма расчета суммы экологического сбора реализована. Отправить Расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.

Дополнены правила проведения проверок

Расчет сумм экологического сбора органы Росприроднадзора проверяют в течение трех месяцев с даты его представления (п. 14 Правил).

Правила дополнены положением о том, что теперь контролирующие органы должны составлять акт контроля по завершении проверки, если по ее итогам выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств (п. 15.2, 15.3 Правил):

  1. В расчете сумм экологического сбора допущены ошибки.
  2. Сведения, отраженные в расчете, не соответствуют или противоречат данным о плательщике, которыми располагают проверяющие.
  3. Экологический сбор не уплачен (уплачен не полностью) и (или) с нарушением сроков.
  4. Экологический сбор исчислен и (или) уплачен излишне.

Акт контроля в течение трех рабочих дней с даты его подписания орган Росприроднадзора направляет плательщику (п. 15.4 Правил). Акт направляется по почте или в форме электронного документа: это зависит от того, каким способом плательщик представил расчет (п.п. 15.5, 15.6 Правил).

Читайте так же:  Формат фискальных документов

В перечисленных выше первых трех случаях акт контроля будет содержать требование о предоставлении пояснений относительно выявленных неточностей или противоречий, внесении изменений в расчет (и представлении его повторно) либо о доплате суммы сбора. Срок для исполнения требования — 10 рабочих дней с даты получения (пп. «г» п. 15.3 Правил).

Если плательщик не согласен с таким требованием, то в течение 10 рабочих дней с момента его получения он должен представить в орган Росприроднадзора копии документов (пояснения), подтверждающих (в зависимости от вида выявленного нарушения) (п. 15.7 Правил):

  • правильность расчета сбора;
  • факт уплаты сбора;
  • причины противоречий между представленными сведениями.

В противном случае орган Росприроднадзора имеет право взыскать экологический сбор в судебном порядке (п. 15.8 Правил).

В случае обнаружения переплаты проверяющие вместе с актом контроля должны направить плательщику письмо с предложением зачесть излишне уплаченные суммы в счет предстоящих платежей (п. 15.9 Правил).

Если плательщик согласен на зачет, ему нужно направить в адрес органа Росприроднадзора следующие документы (п. 17, 18 Правил):

  • заявление о зачете суммы изменения управляющего сбора (по форме из Приложения № 3 к приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489);
  • заявление о проведении совместной сверки расчетов (по форме из Приложения № 2 к Приказу № 489).

В Правилах не прописан срок, в течение которого следует представить документы для проведения зачета.

Прежняя редакция Правил также не содержит никаких упоминаний о сроке. На наш взгляд, целесообразнее сделать это в кратчайшие сроки после получения предложения о зачете от органа Росприроднадзора.

Если плательщик вместо зачета хочет получить возврат переплаты, в орган Росприроднадзора необходимо представить (п. 15.10, 17, 19 Правил):

  • заявление о возврате (по форме из Приложения № 5 к Приказу № 489);
  • заявление о проведении совместной сверки расчетов (по форме, приведенной в Приложении № 2 к Приказу № 489);
  • документы, подтверждающие уплату сбора в повышенном размере.

За возвратом можно обратиться в течение трех лет с момента возникновения переплаты (п. 20 Правил).

Как видно, поправками процедура зачета/возврата излишне уплаченного сбора практически не изменена. Новшеством является только направление плательщику акта контроля и предложения провести зачет.

Сокращен срок для добровольного погашения задолженности по уплате сбора

Если плательщик не уплачивает экологический сбор или уплачивает его не полностью, орган Росприроднадзора направит в его адрес требование о погашении задолженности в добровольном порядке.

Сделать это необходимо в течение 15 календарных дней. По истечении этого срока контролирующие органы будут взыскивать долг через суд (п. 25 Правил). Если суд вынесет решение в пользу Росприроднадзора, потребуется заплатить не только недоимку, но также возместить судебные расходы ведомства (ст. 110 АПК РФ).

До внесения изменений срок для добровольного погашения задолженности был продолжительнее — 30 календарных дней.

Отметим, что специальных норм, предусматривающих ответственность за неуплату сбора и непредставление отчетности, на текущий момент законодательством РФ не предусмотрено.

При этом согласно информации на сайтах региональных управлений Росприроднадзора плательщиков, не подавших расчет сумм экологического сбора, могут привлечь к административной ответственности по одной из следующих статей КоАП РФ :

  • статья 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации». Она предусматривает штраф в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 3 000 до 6 000 руб.; в отношении организаций — от 20 000 до 80 000 руб.;
  • статья 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Эта статья предусматривает штраф в отношении должностных лиц и предпринимателей в размере от 300 до 500 руб.; в отношении организаций — от 3 000 до 5 000 руб.

Что касается ответственности за неуплату (неполную уплату) экологического сбора, то штрафные санкции за это правонарушение отсутствуют.

Тем не менее, числящуюся за плательщиком задолженность орган Росприроднадзора вправе взыскать.

[2]

Новые ставки экологического сбора

Правительство РФ скорректировало ставки экологического сбора для утилизируемых товаров и упаковки (Постановление от 31.10.2018 № 1293). Ранее был дополнен перечень товаров, подлежащих утилизации (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р). Следствием этого является возникновение новых групп утилизируемых товаров и упаковки, по которым теперь установлены ставки сбора. В частности, введены группы № 37-54 со следующими ставками сбора:

  • группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов» 33 476 руб.,
  • группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые» 2 025 руб. и др.

Также изменены ставки сбора в отношении ряда товаров и упаковки (группы № 10-36). Все поправки действуют с 10.11.2018.

В «1С:Предприятии» необходимые изменения поддерживаются с выходом очередных версий. Подробнее о сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства» .

Ожидаемые изменения: экологический налог

Отметим, что Минфин России подготовил поправки в Налоговый кодекс РФ , в соответствии с которыми с 01.01.2020 планируется ввести экологический налог.

Он заменит действующие в настоящее время платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Новый экологический налог будут уплачивать организации и индивидуальные предприниматели. Объект налогообложения — виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налоговые ставки устанавливаются в фиксированном виде и зависят от вида загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Например, за тонну меди, ее оксида, сульфата или хлорида ставка налога составит 5 473 руб.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Суммы налога можно будет уменьшить на расходы, связанные с реализацией налогоплательщиками мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Актуальную информацию об экологических платежах и отчетности в Росприроднадзор можно найти на сайте в рубрике «Экологические платежи, отчетность в Росприроднадзор» .

Источники


  1. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.

  2. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.

  3. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
  4. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
  5. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  6. /oli>

    Новые ставки экологического сбора
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here