Налогообложение контролируемой сделки

Полезный материал в статье: "Налогообложение контролируемой сделки" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Важные изменения в налогообложении контролируемых сделок с 2019 года

С 2019 года вступили в силу важные поправки в налогообложение контролируемых сделок. Соответствующие изменения внесены в ст. 105.14 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Прежде всего отмечу, что ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ устанавливает порядок вступления в силу новых изменений:

Положения статьи 105.14 НК РФ (в новой редакции) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Соответственно, если, к примеру, договор заключен в 2017 году, но поставка товара по такому договору происходит с 2019 года, то к реализации товара 2019 года применяются новые правила.

Суть новых правил:

Для сделок с иностранными взаимозависимыми лицами установлен суммовой порог в 60 млн. рублей

До 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признавались контролируемыми вне зависимости от суммы (суммовой порог 0).

С 2019 года такие сделки признаются контролируемыми только если сумма сделок (доходов и расходов) с иностранным взаимозависимым лицом превысит 60 млн. рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Большинство сделок между российскими налогоплательщиками не признается контролируемыми

До 2019 года был установлен общий суммовой порог для сделок между российскими взаимозависимыми лицами — 1 млрд. рублей за календарный год. Соответственно, если сумма сделок, к примеру, по приобретению товаров торговым домом у взаимозависимого завода превышала эту сумму, то все такие сделки признавались контролируемыми.

С 2019 года общий суммовой порог отменен. И (при отсутствии особых обстоятельств) сделки между российскими взаимозависимыми лицами, контролируемыми не признаются (вне зависимости от суммы).

Но в некоторых ситуациях сделки между российскими взаимозависимыми могут признаваться контролируемыми. До 2019 года для таких сделок суммовой порог устанавливался либо 60 млн. рублей, либо 100 млн. рублей. С 2019 года для таких особых ситуаций суммовой порог установлен в 1 млрд. рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Перечень таких особых ситуаций, когда сделки между российскими взаимозависимыми могут признаваться контролируемыми, указан в п. 2 ст. 105.14 НК РФ:

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

[3]

— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса.

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

По сделкам через технических посредников установлен суммовой порог в 60 млн. рублей

Сделки могут признаваться контролируемыми, если они совершаются взаимозависимыми лицами через технических посредников (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Эта норма введена, по сути, против возможного злоупотребления налогоплательщиками, когда, чтобы уйти от контролируемых сделок, их совершают не напрямую, а через технических посредников.

До 2019 года НК РФ прямо не указывал суммовой порог для таких сделок. Налоговые органы и Минфин РФ считали, что суммовой порог таких сделок 0 рублей (то есть, контролируется вне зависимости от суммы сделок).

С 2019 года прямо установлен суммовой порог для таких сделок в 60 млн. рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Дополнительно

Контролируемые сделки — сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (указаны в п. 1 ст. 105.14 НК РФ), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Взаимозависимые лица — лица особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

17. Контролируемые сделки и налогообложение

(НК в ред. 01.05.2012)

Контролируемые сделки — это те сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным.

К ним относятся следующие сделки:

Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

С 1 января 2012 г. перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, значительно расширен (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Напомним, что до 1 января 2012 г. этот вопрос регулировался ст. 20 НК РФ. Теперь она, как и ст. 40 НК РФ, применяется в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях исчисления налога на прибыль признаны до 1 января 2012 г. (п. п. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Если доходы и расходы учтены начиная с указанной даты, в отношении этих сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми (ст. ст. 105.1, 105.2 НК РФ).

[1]

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ содержится закрытый перечень оснований, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Таких оснований 11. Перечислим некоторые из них.

Читайте так же:  Код услуги в счет-фактуре

Итак, взаимозависимыми признаются:

1) организации, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой. Доля такого участия должна составлять более 25 процентов;

2) физлицо и организация, если физлицо прямо и (или) косвенно участвует в данной организации. Доля участия также должна составлять более 25 процентов;

3) организации, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях. Доля участия в каждой организации должна составлять более 25 процентов;

4) организация и лицо, которое уполномочено назначать или избирать единоличный исполнительный орган этой организации (не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой организации).

Порядок определения доли прямого и косвенного участия организаций и физлиц в других организациях регулируется ст. 105.2НК РФ.

Следует отметить, что организации и физлица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно из следующих обстоятельств или на их совокупность (п. 6 ст. 105.1 НК РФ):

— условия заключенных ими сделок;

— результаты заключенных ими сделок;

— экономические результаты их деятельности;

— экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

При этом в целях взаимозависимости учитывается такое влияние, которое заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. п. 1, 6 ст. 105.1 НК РФ). По этим же основаниям признать лиц взаимозависимыми может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Напомним, что ранее аналогичное правило также предусматривалось п. 2 ст. 20 НК РФ.

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются также сделки по перепродаже товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников, если последние (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

(По ЕНВД и ЕСХН применяется с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе совершенных через посредников, выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых:

зарегистрированы в России,

являются налоговыми резидентами РФ.

Эти сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает (в 2012 г. — 3 млрд руб., в 2013 г. — 2 млрд руб., а с 2014 г. — 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).;

одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по процентной налоговой ставке + предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое + сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) + сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

хотя бы одна из сторон сделки — участник проекта «Сколково», применяющий освобождение от налога на прибыль или нулевую ставку согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ, а одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль или не применяющее нулевую ставку (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) + сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, а другая сторона сделки не является резидентом такой ОЭЗ (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) + сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ) (применяются с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

— нефть и товары, выработанные из нефти;

— драгоценные металлы и драгоценные камни.

Для данной категории сделок также установлена сумма доходов более 60 млн руб. за календарный год, при превышении которой сделки, совершенные с одним лицом, считаются контролируемыми. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Кроме того, есть еще одно условие, необходимое для признания всех указанных сделок контролируемыми. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, п. п. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Обратите внимание, что полнота уплаты только этих налогов контролируется в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

Следует отметить, что Минфин России в Письмах от 11.03.2012 N 03-01-18/1-25 и от 14.03.2012 N 03-01-18/2-31 пояснил, что в целях определения лимитов доходов, при превышении которых сделки признаются контролируемыми (подп. 1 п. 2, п. 3, п. 7 ст. 105.14 НК РФ), следует суммировать доходы, полученные сторонами по сделкам, совершенным за календарный год. При расчете лимита по сделкам, предусмотренным подп. 1 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, принимаются во внимание сделки, совершенные налогоплательщиком со всеми взаимозависимыми лицами. А в отношении сделок, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, учитываются сделки, совершенные налогоплательщиком с одним лицом.

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

Читайте так же:  Налоговая база по транспортному налогу

1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. Такой группой признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности (ст. 25.1 НК РФ). Порядок создания, права и обязанности участников консолидированной группы и прекращение ее действия регулируется гл. 3.1 НК РФ;

2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

— стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;

— у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;

— они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;

— у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;

Видео (кликните для воспроизведения).

— отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми в соответствии с подп. 2 — 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Контролируемые сделки (налогообложение)

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами. При этом надо учитывать, что не все сделки с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми. С другой стороны, есть сделки, которые приравниваются к контролируемым, хотя и не являются сделками между взаимозависимыми лицами. В статье расскажем про контролируемые сделки, рассмотрим их основные особенности.

Сделки, являющиеся контролируемыми

Сделки, являющиеся контролируемыми, и приравниваемые к ним сделки, определены в разделе V.1 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Раздел посвящен взаимозависимым лицам, ценообразованию и налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами. Контролируемые признаются сделки между следующими взаимозависимыми лицами.

  • Если сделки между ними превышают 1 млрд. руб. в год
  • Если одна из таких организаций находится на УСН и сделки между ними превышают 60 млн. руб. в год
  • Если одна из организаций является плательщиком ЕСХН или ЕНВД и сделки между ними превышают 100 млн. руб. в год

Российской и иностранной компанией, в том числе являющейся офшорной, или нерезидентом РФ. Такие сделки являются контролируемыми вне зависимости от величины дохода по ним. Читайте также статью: → «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях. Уведомление о контролируемых сделках».

Сделки, приравниваемые к контролируемым

К контролируемым приравниваются следующие сделки.

  • Сделки с участием посредников при соблюдении следующих условий:
  1. Посредники только организуют сделки, не выполняя более никаких функций
  2. Риски по таким сделкам посредники не несут
  3. Никакие активы для организации таких сделок посредники не используют
  • Внешнеторговые сделки в области мировой биржевой торговли. Но не по всем товарам, а по товарам, входящим в товарные группы, перечисленные в статье 105.14 НК РФ.
  • Сделки, одной из сторон которых является иностранное лицо, связанной с офшорными зонами местом регистрации, местом жительства или являющееся налоговым резидентом такой зоны.

При этом сумма годового дохода для посреднических сделок не лимитируется, а для сделок, перечисленных в пунктах 2 и 3, составляет более 60 млн. руб.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сделки, не являющиеся контролируемыми

Не являются контролируемыми следующие сделки:

  1. Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
  2. Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
  3. Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
  • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
  • они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
  • отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми

Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.

Правила определения годовой суммы дохода в контролируемых сделках

  1. При расчете берется календарный год.
  2. Доходы от сделок определяются по правилам главы 25 НК РФ (Налог на прибыль). При этом не берутся в расчет доходы, полученные по другим основаниям, вне рамок контролируемых сделок. Например, курсовые разницы, дивиденды, доходы, относящиеся к необлагаемым в целях главы 25 НК РФ.
  3. Если лица являлись взаимозависимыми не полный календарный год, при расчете берутся только доходы, полученные за период, когда такая взаимозависимость имела место.
  4. Доходы по сделкам с взаимозависимыми лицами стран ЕАЭС определяются по общим правилам.
  5. Если иностранная организация, зарегистрированная в офшорной зоне, осуществляет свою деятельность через постоянно представительство в РФ, доходы по ним определяются совокупно. Читайте также статью: → «Расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов».

Требования к налогоплательщикам, осуществляющим контролируемые сделки

О совершении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения. Срок уведомления – не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки.

При нарушении указанного срока, а также при представлении недостоверных сведений, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5000 руб. согласно статье 105.16 НК РФ.

Проверка контролируемых сделок осуществляется ФНС России. Уведомления о контролируемых сделках, а также извещения территориальных налоговых органов, выявивших контролируемые сделки в ходе камеральных или выездных проверок, служат основаниями для проведения проверок ФНС РФ. Также информация по контролируемым сделкам может быть получена непосредственно ФНС РФ в рамках контроля за деятельностью региональных инспекций.

Решение о проверке цен должно быть вынесено не позднее двух лет со дня получения таких уведомлений или извещений. Количество проверок – не более одной проверки по одной сделке за один и тот же год. Срок проверки – не более шести месяцев.

Симметричные корректировки сделок

Это достаточно новое понятие в НК РФ, связанное исключительно с контролируемыми сделками. Суть его в следующем. Если в результате проверки контролируемой сделки произошло доначисление налогов по одной организации, вторая организация имеет право на проведение симметричной корректировки налоговой базы. Иными словами, вторая сторона может отразить сделку не по ценам, указанным в договоре, а по рыночным ценам, выявленным в результате проверки.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Обе организации являются российскими и применяют общую систему налогообложения.
  2. Организация, по которой проводилась проверка, и которой доначислили налоги, возникшую задолженность по налогам погасила.
  3. Расходы, которые по рыночным ценам симметрично отражает второй участник сделки, не относятся к нормированным расходам в рамках главы 25 НК РФ. Читайте также статью: → «Платежное поручение по торговому сбору 2019. Образец + сроки уплаты».

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Может ли ИФНС при проведении камеральной или выездной проверки проверять сделки между взаимозависимыми лицами, если такие сделки не являются контролируемыми?

Читайте так же:  3-ндфл покупка земельного участка

Да, такое право у региональных инспекций есть.

Вопрос №2. Признаются ли сделки между организаций и ИП контролируемыми, если организация и ИП являются взаимозависимыми и ИП применяет ЕНВД?

Да, такие сделки могут быть признаны контролируемыми при достижении стоимостного критерия – годовой доход более 100 млн. руб.

Вопрос №3. Должен ли филиал иностранной компании, действующий на территории России, подавать уведомление о контролируемых сделках?

Уведомления о контролируемых сделках должны подавать обе стороны таких сделок. В данном случае филиалу иностранной компании уведомление о контролируемых сделках (если таковые имели место) подавать необходимо.

Контролируемые сделки

Что это такое?

2017 год – это пятый год, когда предприниматели доказывают, что цены были рыночными в сделках, заключенных со своими дочерними предприятиями.

Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, например участниками одного холдинга при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ. Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган по месту учета. Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафных санкций. Контролируются данные сделки с целью недопущения занижения цен, налогооблагаемой базы, и соответственно налогов.

Критерии контролируемых сделок

Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за соответствующий календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ. Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Итак, сделки между российскими взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. Сумма сделок между лицами за календарный год больше 1 млрд. руб.;
  2. Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а вторая не применяет;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ставку 0% по налогу на прибыль, а другая не освобождена от уплаты данного налога в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником льготного налогообложения по налогу на прибыль, а вторая нет
  6. Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Кодекса, а вторая сторона не является таковым налогоплательщиком
    или является, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии с указанной статьей.
  7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет.

Наиболее привлекательны для налоговых органов являются сделки, которые имеют много посредников, а также сделки с нерезидентами РФ. Попасть под пристальное внимание налоговой службы могут как российские, так и иностранные компании.

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) между значительным количеством посредников, не являющихся взаимозависимыми, но не выполняющие при этом никакие дополнительные функции, не несущие риски в своей деятельности, не применяющие никакие активы, одним словом формальные посредники.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых МинФином РФ в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки, не признаваемые контролируемыми

Все исключения неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами указаны в п.4 ст.105.14 НК РФ.

  1. Если сделка осуществляется между участниками одной и той же консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок по НДПИ;
  2. Сторонами которых являются лица, удовлетворяющие -одновременно следующим требованиям:
    — данные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    — данные лица, не имеют ОП на территории других субъектов РФ, и за пределами России;
    — данные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    — данные лица не имеют никаких убытков принимаемых при исчислении налога на прибыль;
    — отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ;
  3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  5. В области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами

Данные сделки между взаимозависимыми лицами описаны в п.2 ст.105.14 НК РФ. Для них предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.

Более 1 млрд. руб.
Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Более 100 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД.

Более 60 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп.2,4,5, п.2 ст. 105.14 НК РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон

[2]

Внешнеэкономические сделки

Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами независимо от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год. Внешнеэкономические сделки – это сделки, где одной из сторон является иностранная организация.

Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки, указанные в пп.2,3 п.1 ст.105.14 НК РФ. Это сделки с конкретной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями.

Уведомление о контролируемых сделках

Если налогоплательщик подпадает под критерии совершения контролируемых сделок, то ему нужно об этом сообщить в налоговый орган. Для этого подается Уведомление о контролируемых сделках, совершенных например в 2016 году в срок до 20 мая 2017 года. Уведомление можно подать либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в налоговый орган по месту учета. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

Читайте так же:  Новая форма 4-ндфл

Если налоговый орган установит факт недостоверных сведений в Уведомлении, то неминуемо привлечение к административ-ной ответственности.
За непредставление Уведомления или за недостоверные сведения в нем, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст.129.4 НК РФ в размере 5000 руб.

Уведомление состоит из титульного листа и 4- разделов:

Если уведомление подается в отношении сделок с юрлицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.
Приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected], утвержден порядок заполнения формы Уведомления о контролируемых сделках. Для качественного заполнения Уведомления можно воспользоваться услугами специалистов в этой области.

Изменения по контролируемым сделкам в 2017 году

С 1 января 2017 года увеличен перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Данное изменение введено ФЗ от 30.11.2016 №401-ФЗ.

Теперь не будут признаваться контролируемыми сделки:

  1. По предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  2. По предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Это, значит, что участники данных сделок с 1 января 2017 года не должны уведомлять об их совершении налоговые органы и ФНС России не сможет контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения.

Коды контролируемых сделок

В разделе 1А Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке в отчетный период или по совокупности однотипных сделок, кроме того указывается информация о финансовых условиях данных сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупности однотипных сделок). При заполнении Уведомления применяются различные коды, которые приведены в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 @.

Так в пунктах 121 – 124 и в пунктах 131 – 135 в каждом поле Уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 10514 НК РФ в соответствии с приложением № 1

Код основания отнесения сделки к контролируемой

Как и когда проводится налоговая проверка контролируемых сделок

В соответствии со ст. 105.17 НК РФ правильность применения цен для целей налогообложения контролируют сотрудники ФНС в ходе так называемых специальных проверок.

Специальные проверки могут проводиться на основании:

  1. уведомлений о контролируемых сделках, направленные организациями и ФЛ в налоговые инспекции;
  2. извещений налоговых инспекций, проводящих выездные и камеральные проверки, налоговый мониторинг;
  3. при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС РФ повторных выездных налоговых проверок.

Если организация совершает контролируемые сделки, то у нее может быть проведена специальная проверка представителями ФНС РФ.

Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке должностные лица, проводившие проверку, должны составить Акт проверки, подписать налогоплательщиком и вручить. Далее порядок реализации материалов проверки тот же, что и при проведении выездных налоговых проверок. Возражение налогоплательщика, рассмотрение материалов, принятие решения по результатам проверки.

Критерии признания сделок контролируемыми в целях налогообложения

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
  • нефть (товары, выработанные из нефти) 4 ;
  • черные металлы;
  • цветные металлы 4 ;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы 4 ;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее, и убытки, приравненные к внереализационным расходам)
    (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-01-18/31694)
  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
  • нефть (товары, выработанные из нефти) 4 ;
  • черные металлы;
  • цветные металлы 4 ;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы 4 ;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)

1 Контролируемыми не являются сделки, которые не приводят к увеличению или уменьшению налоговой базы по НДС, налогу на прибыль, НДПИ и НДФЛ (у предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой). Положения раздела V.1 Налогового кодекса РФ на такие сделки не распространяются (п. 13 ст. 105.3 НК РФ).

2 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

  • в качестве года принимается один календарный год;
  • в совокупном годовом доходе учитываются доходы от сделки, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. Доходы, полученные вне сделки, например курсовые разницы, дивиденды, в расчет не включайте. Также не учитывайте доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса РФ;
  • учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2014 года.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и писем Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-01-18/349, от 9 июля 2013 г. № 03-01-18/26448, от 17 июля 2013 г. № 03-01-18/28094.

Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).

3 Сделки с взаимозависимыми лицами из стран, входящих в ЕАЭС , признаются контролируемыми на общих основаниях, независимо от объема доходов (письмо Минфина России от 4 сентября 2015 г. № 03-01-11/51070).

4 Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки по которым признаются контролируемыми, утвержден приказом Минпромторга России от 30 октября 2012 г. № 1598.

Какую сделку признают контролируемой?

Кампания по представлению в ИФНС уведомлений о контролируемых сделках, совершенных в 2012 г., уже прошл Но к нам в редакцию продолжают поступать вопросы от читателей. «Не сочтут ли нас с деловым партнером взаимозависимыми лицами? — спрашивают читатели

, приводя примеры конкретных ситуаций. — И может ли наша сделка быть признана контролируемой?» Мы попросили специалиста Федеральной налоговой службы ответить на пришедшие в редакцию вопросы.

Евгения Викторовна, при какой сумме доходов будет признана контролируемой сделка между двумя взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет общую систему налогообложения, а другая — УСНО?

Е.В. Демина: Для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе УСНО, предусмотрено освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль (за исключением доходов по процентам и дивидендам А сделка признается контролируемой, если хотя бы одна ее сторона освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет по нему нулевую ставку как участник проекта «Сколково а другая сторона или стороны —

Значит, сделки между взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет УСНО, а вторая — общий режим, могут быть признаны контролируемыми, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн

Читайте так же:  Уведомление о прекращении есхн (форма 26.1-7)

Но для подачи уведомлений установлены переходные положения. Так, уведомление о сделках за 2013 г. надо будет подать в ИФНС, если сумма доходов по сделкам между организациями на ОСНО и УСНО превысит 80 млн

Наш читатель приводит такую ситуацию: ООО находится на упрощенке «доходы минус расходы». Единственный учредитель и директор этого ООО продает здание своему сыну — предпринимателю. Предприниматель применяет общую систему налогообложения. Будут ли ООО и предприниматель взаимозависимыми лицами на основании подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ?

Е.В. Демина: ООО и его единственный учредитель, являющийся одновременно директором, — это взаимозависимые лица, поскольку доля участия директора более Как учредитель, он имеет полномочия назначать единоличный исполнительный орган и сам же полномочия этого единоличного исполнительного органа выполняе Отец-директор и его сын-предприниматель совместно могут оказывать влияние на организаци

Директор и его сын — тоже взаимозависимые лица. А долей участия физлица в организации признается совокупная доля его самого и его взаимозависимых Таким образом, доля участия директора-родителя в организации будет являться также и долей участия сына-предпринимателя в этой организации. Поэтому предприниматель и ООО признаются взаимозависимыми.

Другой вопрос от читателя Организация занимается оптовой торговлей. Все ее покупатели приобретают товар для дальнейшей перепродажи. Крупным партнерам организация устанавливает наценку 7%, а мелким — от 7 до 20%. Один из крупных партнеров — учредитель его доля в ее уставном капитале 45%. И организация, и покупатель — ее учредитель применяют ОСНО.

Может ли ФНС доначислить организации налоги по контролируемой сделке? Каким образом ФНС будет проводить расчет «правильной» цены? В данном случае ФНС будет использовать именно метод сопоставимых цен, так как он приоритетны

Е.В. Демина: ФНС России может скорректировать налоговую базу по сделке с взаимозависимым лицом, если ее коммерческие и финансовые условия отличаются от условий сопоставимых сделок между лицами, которые не являются взаимозависимыми. То есть общий принцип — сравнение условий в анализируемой и сопоставимой сделка Причем сделки могут быть признаны сопоставимыми, если их коммерческие или финансовые условия хотя и не идентичны, но различия не оказывают существенного влияния на результаты сделок или могут быть учтены с помощью корректирово Информация по сопоставимым сделкам должна быть общедоступно

Если организация совершает сопоставимые сделки с другими лицами, не являющимися взаимозависимыми (внутренние сопоставимые сделки), то при сопоставлении таких сделок с анализируемой сделкой ФНС не вправе использовать для определения интервала рыночных цен иную информаци

Налоговым кодексом установлена иерархия методов определения соответствия цен по сделкам между взаимозависимыми лицами рыночным ценам. И приоритетным является именно метод сопоставимых рыночных

Однако если товар приобретается по сделке между взаимозависимыми лицами, а потом продается без переработки лицам, не являющимся взаимозависимыми, для определения соответствия цен в анализируемой сделке рыночным ценам приоритетным будет метод цены последующей реализаци При этом методе валовая рентабельность, которую получила организация, купившая товар в анализируемой сделке, а потом перепродавшая его, сравнивается с рыночным интервалом валовой рентабельност

И если у ФНС будет достаточно информации из открытых источников о валовой рентабельности организации-перепродавца, которая является одновременно и учредителем проверяемой организации, а также информации о валовой рентабельности сопоставимых с перепродавцом компаний (для построения интервала рентабельности), в рассматриваемой ситуации будет применяться метод цены последующей реализации, а не метод сопоставимых цен.

Так что в рассматриваемой ситуации ФНС России будет исходить из имеющейся общедоступной информации. Если в открытых источниках информации отсутствуют данные о сопоставимых сделках (либо сопоставимых организациях-перепродавцах), то она обратится к методу сопоставимых рыночных цен.

Если организация продает невзаимозависимым лицам такие же (идентичные или однородные) товар что и своему учредителю, и эти сделки сопоставимы по условиям или могут быть сопоставимы с помощью корректировок (к примеру, корректировки по условиям платежа, количеству товаров), то именно они и будут сравниваться с анализируемой сделкой. Причем для применения метода сопоставимых рыночных цен достаточно всего одной полностью сопоставимой сделки.

Если ФНС доначислит организации налоги по контролируемой сделке, другие участники этой сделки могут провести симметричные корректировки. Но сделать это можно только после получения уведомления от ФНС. Она может направить такое уведомление сама или по заявлению участника сделки.

Будет ли ФНС выдавать такие уведомления, если ее решение о доначислении исполнено организацией, в отношении которой проводилась проверка, не добровольно, а по решению суда?

Е.В. Демина: Да, будет, просто в этом случае увеличится срок, в течение которого организация получит это уведомление.

Право на проведение симметричной корректировки у другой стороны контролируемой сделки возникает только после того, как проверяемый контрагент исполнил решение ФНС о доначислении налог

Если налогоплательщик добровольно заплатит в бюджет доначисленные налоги, налоговая служба направит уведомление о возможности корректировок другому участнику контролируемой сделки в течение одного месяц

Видео (кликните для воспроизведения).

Если же контрагент доначисленную сумму налогов заплатит по решению суда, ФНС все равно направит уведомление другому участнику контролируемой сделки, но позднее, поскольку срок направления уведомления в такой ситуации продлевается. К сожалению, в законодательстве не определен четкий порядок исчисления данного срока в случае обжалования решения налогового органа о доначислении налога в судебном порядке.

Источники


  1. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.

  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  3. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.
  4. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
  5. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  6. /oli>

    Налогообложение контролируемой сделки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here