Найм на работу гражданина белоруссии

Полезный материал в статье: "Найм на работу гражданина белоруссии" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан в 2019 году

Изменения законодательства, касающиеся трудоустройства граждан сторонних государств на территории РФ, добавили немало хлопот компаниям-работодателям и самим соискателям. Игнорирование процедуры приема на работу граждан иностранных государств сулит нанимателю малоприятные последствия.

Нюансы трудоустройства напрямую связаны со статусом иностранца.

Обязательная проверка

На что обратить внимание, принимая на работу иностранца:

  • наличие вида на жительство и срок действия документа (актуален 5 лет и дает возможность работать в любом регионе РФ);
  • разрешение на работу или патент у временно проживающих в РФ (указанная на патенте информация территориально ограничивает рабочие места иностранных граждан);
  • если работник имеет гражданство Беларуси, Казахстана, Армении – разрешение на работу необязательно, необходим стандартный пакет документов прием на работу, как и для граждан РФ (граждане этих государств подлежат учету миграционной службой как все иностранцы).

Оформить трудовое соглашение

Контроль миграционного учета граждан иностранных государств обязывает работодателя информировать ФМС России в семидневный срок об их трудоустройстве. Уведомление представляет собой заполнение специальной формы с указанием персональных данных иностранца.

Прием на работу осуществляется на основании подготовленных документов:

  • удостоверение личности;
  • документ, разрешающий трудоустройство в данном регионе;
  • книга о трудовой деятельности и учете рабочего стажа (трудовая книжка), если отсутствует, работодатель ее оформит;
  • свидетельство страхования ГПС (при отсутствии обязанность по оформлению переходит к работодателю);
  • свидетельство об образовании, о присвоенной квалификации и прочие документы, выданные системой образования.

О прекращении трудовых отношений с иностранцем следует проинформировать ФМС в 3-дневный срок.

Трудоустройство иностранцев, приравнивающихся к гражданам РФ

Данное определение касается иностранных граждан двух категорий:

  • гражданам Казахстана, Беларуси не нужны разрешительные документы на ведение трудовой деятельности в РФ, их работодатель не должен информировать государственные органы об их найме или прекращении трудовых отношений (на граждан указанных государств не распространяются ограничения, защищающие национальный рынок труда);
  • граждане прочих стран, получившие вид на жительство в России, которые в течение 7 дней после прибытия встали на миграционный учет (иначе эта обязанность накладывается на работодателя).

Иностранным гражданам, приравнивающимся к этим категориям, достаточно представить документы:

  • документ, удостоверяющий персональные данные и личность заявителя;
  • свидетельство о страховании;
  • документ, выданный образовательным учреждением.

Иностранцы без визы

Для граждан стран СНГ (Туркмения – исключение) и иных государств установлен безвизовый режим въезда. Прием на работу иностранца, прибывшего в страну без визы, обязывает работодателя информировать ФМС и службу занятости в 3-дневный срок после подписания договора. Также необходимо сообщить в налоговую инстанцию во избежание неприятных сюрпризов.

Можно продлить период действия разрешения на ведение рабочей деятельности иностранному гражданину, прибывшему без визы при условии:

  • заключения нового срочного или бессрочного договора;
  • получения официального документа, разрешающего кратковременное проживание в РФ.

С 2015 г граждан других государств, посетивших РФ без визы, трудоустраивают на основании патента. Документ выдается сроком 1-12 месяцев и оформляется в 30-дневный период ото дня въезда.

Иностранный гражданин должен обратиться в ФМС и представить:

  1. Заявление.
  2. Документы, удостоверяющие персональные данные и личность заявителя.
  3. Сертификат, подтверждающий знания заявителя:
    • владение русским языком;
    • история развития и формирования РФ;
    • основы законодательной базы РФ.

Действие патента носит региональный характер.

Разрешение на работу, выданное до 2019, действительно до окончания их периода действия.

Иностранцы с визой

Прием на работу иностранца, оформившего визу для въезда в РФ, проводят по другим правилам. Законодательство обязывает работодателя при найме иностранных граждан отправить запрос на разрешение в региональный МФС. Разрешение выдают при выполнении следующих условий:

  • прием заявления на квотирование иностранных сотрудников проводят до конца апреля текущего года;
  • на вакантную должность в течение 35 дней Центр занятости не предоставил специалистов, имеющих гражданство России (заявление в ЦЗ подается минимум за 45 дней до обращения в миграционную службу).

При выполнении этих требований выдается разрешение на эксплуатирование иностранных рабочих на основании представленных документов (копий):

  • свидетельства регистрации ЕГРЮЛ;
  • учетной записи в налоговой инстанции;
  • образец трудового соглашения.

Полученное разрешение дает право на привлечение и наем иностранных граждан. В этом случае приглашение является основанием для выдачи визы иностранцу.

С 2017 года при направлении приглашения на въезд в РФ и последующего трудоустройства иностранных соискателей работодателю нужно подготовить следующую документацию для передачи в ФМС:

  • заявление;
  • фотография 3×4 (цветная);
  • копия документа удостоверяющего персональные данные заявителя;
  • ксерокопия свидетельства, выданного органом образования;
  • справки из медучреждений (отсутствие инфекционных заболеваний, наркозависимости);
  • кассовый чек об уплате госпошлины.

Также в 10-дневный период работодатель оповещает налоговую инстанцию о следующем:

  • оформление приглашения;
  • приезд иностранца;
  • составление трудового соглашения.

Специалисты высокой квалификации

Законодательство РФ выделяет группу иностранцев (независимо от наличия визы) – специалисты с высоким уровнем квалификации и опытом работы в обозначенной сфере деятельности и определенном объеме годичной заработной платы.

Процесс трудоустройства граждан, составляющих эту группу, отличается от стандартной процедуры. При приеме на вакантную должность специалиста из-за границы, нужно знать:

  • квоты на рабочую деятельность и приглашение не требуются;
  • иностранцы этой группы, независимо от профессиональной принадлежности могут быть трудоустроены в любом месте РФ;
  • наем специалиста высокой квалификации не требует от нанимателя оформления разрешительной документации для использования сторонней рабочей силы;
  • ограничения для иностранцев распространяются на проведение и организацию религиозной деятельности;
  • наниматель должен информировать ФМС об изменениях и особенностях трудового соглашения с иностранцем;
  • в 30-дневный срок наниматель направляет в Федеральную службу миграционного контроля письмо, подтверждающее регистрацию иностранца в налоговой инстанции;
  • специалисты, имеющие высокий уровень квалификации, не могут оформить пенсионное страхование в РФ.

Обязательные государственные взносы

Расчет выплат обязательных взносов в процентном соотношении от заработной платы иностранцев происходит на основании его статуса:

  • проживающие чужестранные граждане в России (постоянно или временно) – обязательные страховые выплаты ПФР, ФСС, ФФОМС;
  • временно прибывшие иностранные граждане – 1,8% в ФСС (бланк временной нетрудоспособности), по тарифу в ПФР;
  • лица, имеющие гражданство Беларуси, Казахстана, Армении оплачивают взносы страхования, по общему тарифу организации.
  • резидент РФ – 13% (общий период нахождения на территории РФ за год составил более 183 дней);
  • нерезидент РФ – 30% (общий период нахождения на территории РФ за год составил менее 183 дней);
  • лица, имеющие гражданство Беларуси, Казахстана, Армении – 13% (с первых рабочих часов в России).

Что грозит за игнорирование тонкостей найма иностранцев

С 2017 года условия трудоустройства иностранцев подлежат более ужесточенному контролю. Принятые изменения и выделение специальных подпунктов, направленных на защиту национального рынка труда. Игнорирование общепринятых правил (неуведомление государственных инстанций) повлечет серьезные осложнения для нанимателя. За каждого нелегально трудоустроенного гражданина чужого государства компания-наниматель обязана оплатить административный штраф (400-500 тыс. рублей).

Подобные особенности приглашения на вакантную должность иностранца смущают нанимателей, некоторые даже отказываются от очевидно выгодного сотрудничества. На самом деле, все не так сложно. Соблюдение установленных правил и сроков их выполнения избавят работодателя и соискателя от ненужных хлопот и затрат.

Читайте так же:  Уведомление о непрохождении испытательного срока (образец)

Порядок исчисления НДФЛ с доходов дистанционного работника из Белоруссии

В последнее время наиболее распространенными являются случаи использования работы дистанционных сотрудников. При этом дистанционные сотрудники могут исполнять свои трудовые обязанности, как на территории РФ, так и за ее пределами. Является ли российская организация – работодатель налоговым агентом в части НДФЛ, если работник является гражданином Республики Беларусь и удаленно работает с территории своего государства?

Начнем с того, что уже более двух лет действует глава 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников» ТК РФ, регламентирующая труд дистанционных работников.

На дистанционных работников согласно ст. 312.1 ТК РФ распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных гл. 49.1 ТК РФ.

В практике российских работодателей нередки случае использования труда дистанционных иностранных специалистов. Например, работодатель заключает трудовые договоры о дистанционной работе с гражданами Республики Беларусь. При этом работа, обусловленная трудовым договором, выполняется работниками на территории Республики Беларусь.

Какой порядок налогообложения НДФЛ с выплаченных доходов такому работнику?

Базовым документом, определяющим отношения между Россией и Белоруссией, является Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (далее по тексту – ТС). В настоящее время к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза (далее по тексту – ЕАЭС) присоединились Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия (с 12 августа 2015 г.). Уплата налогов в пределах ТС государствами-участниками ТС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее по тексту — Договор);

Доходы иностранных работников из Белоруссии облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (ст.73 Договора). При этом количество дней пребывания на территории РФ такого работника не имеет значения. То есть НДФЛ по ставке 13 процентов удерживается с первого дня работы работников государств-членов ТС на территории России.

В Письме Минфина РФ от 17.07.2015 г. №03-08-05/41341 разъяснено, что к работе по найму относится деятельность по трудовому и гражданско-правовому договору. Это означает, что если с физическим лицом страны ЕАЭС заключен договор гражданско-правового характера (договор подряда или возмездного выполнения работ, оказания услуг), вознаграждение по нему облагается НДФЛ с применением ставки 13 процентов.

А если дистанционный иностранный работник из Белоруссии выполняет работы на территории своего государства?

Напомним, что объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ (п.2 ст.209 НК РФ).

Выплаченное вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам от источников за пределами РФ (пп.6 п.3 ст.208 НК РФ).

Как отмечено в Письмах Минфина РФ, к доходам от источников за пределами РФ относятся также такие непосредственно связанные с выполнением трудовых обязанностей, но не являющиеся вознаграждением за выполнение этих обязанностей доходы, как средний заработок, сохраняемый за работником на период очередного отпуска, а также компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении работника (Письма от 04.08.2015 г. №03-04-06/44857, от 15.07.2015 г. №03-04-06/40525).

А на основании п. 2 ст. 226 НК начисление и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).

Следовательно , если дистанционный работник, не являющийся налоговым резидентом РФ (а налоговое резидентство не зависит от гражданства физического лица) получает доходы в виде заработной платы от российского работодателя на территории Республики Беларусь, то организация-работодатель не признается налоговым агентом для целей исчисления и уплаты НДФЛ, поскольку попадает под действие ст. 226 НК РФ.

Однако если физические лица являются налоговыми резидентами РФ, то к ним применяется нормы пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ. И в этом случае физические лица, получающие доходы от источников за пределами РФ, исчисление, уплату и декларирование НДФЛ производят самостоятельно по истечении налогового периода.

Таким образом, если работник является гражданином Республики Беларусь и выполняет свои трудовые обязанности удаленно с территории своего государства, то независимо от налогового статуса физического лица организация-работодатель не является налоговым агентом в отношении исчисления и уплаты НДФЛ.

Аналогичные разъяснения в отношении доходов физических лиц (вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей), не являющихся налоговыми резидентами РФ, за пределами РФ (на Украине), приводил Минфин РФ в Письме от 05.03.2015 г. №03-04-06/11830. В этом случае организация-работодатель также не является налоговым агентом в части НДФЛ.

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: трудоустройство граждан Белоруссии на территории Москвы

#1 17.10.2006 19:37:27

трудоустройство граждан Белоруссии на территории Москвы

помогите с таким вопросом: нужно ли разрешение на работу на территории Москвы гражданам Белоруссии? По договору между РФ и Белоруссией от 1999 года граждане Белоруссии на равных правах с гражданами РФ. Не было ли каких-то изменений?

#2 18.10.2006 13:03:45

Re: трудоустройство граждан Белоруссии на территории Москвы

Уведомлять МВД о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии не нужно

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года – вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки – уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Читайте так же:  Схема расчетов платежными поручениями

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Прием на работу белоруса в 2019 году: основные правила

Допустим, вам нужно принять на работу высококлассного специалиста-иностранца. Процедура оформления иностранного физического лица значительно упрощается, если он гражданин Беларуси. Многим может казаться, что прием на работу граждан с близлежащих государств – единичный случай, но это не так.
Читайте так же:  Общий индекс производительности труда формула

Исходя из официальной статистики, на сегодняшний день в России официально работает более полумиллиона белорусов. Интересно, что большинство из занимаемых ими должностей связаны с интеллектуальной деятельностью, также прослеживается тенденция создания белорусами в России собственного бизнеса.

Почему в 2019 году гражданина Беларуси рады принять на работу в РФ? Прежде всего, это связано с особым привилегированным статусом рабочей силы из Беларуси. На работодателя не распространяется множество миграционных особенностей, которым он должен следовать, сотрудничая с другими иностранцами.

Правила приема на работу в отношении белорусов следующие:

  1. Прием на работу иностранца из Беларуси не требует от нанимателя получения соответствующего разрешения в госинстанциях, которое подтверждает привлечение сотрудников, изначально проживающих и зарегистрированных за границей.
  2. Гражданина Беларуси не касается норма закона, ограничивающая прием на работу физических лиц, которые прибыли в страну на временной основе, даже если осуществление ими профессиональной деятельности подразумевает розничную куплю-продажу. Сюда же подпадает торговля алкогольными напитками и лекарственными медицинскими препаратами.
  3. Прием на работу гражданина соседствующего государства разрешает не уведомлять учреждения ФМС и занятости об оформлении и, наоборот, расторжении трудового соглашения с жителем Беларуси, а также о предоставлении отпускных дней без подсчета за это время заработной платы, если отпуск длится более 30-31 календарного дня на протяжении 1 года.

Именно из-за этих привилегий, которые предоставило правительство России, гражданина Беларуси считают «своим» иностранцем и не боятся брать на работу. Более того, многие начальники и предприниматели уверены в том, что прием на работу белоруса – практически то же самое, что нанять россиянина. Хотя если покопаться в законах, можно увидеть, что это не совсем так.

Как заключается трудовой договор

Если рассматривать пошаговый порядок оформления гражданина Республики Беларусь на работу в 2019 году, он не имеет особенных отличий, но все же существуют отличительные признаки, и заключаются они в нескольких важных моментах:

  1. В случае когда белорус в качестве трудовой книжки представляет документ советского образца, проблем при фиксации записей возникнуть не должно. По закону такие книжки до сих пор действительны на территории РФ.
  2. Если же трудовая книжка заменена на книжку образца, который утвержден в Беларуси, нужно иметь в виду, что такой документ по праву является иностранным, а значит признать действие свидетельства в России нельзя. Чтобы позже не пришлось нести ответ за нарушение действующего отечественного законодательства, требуется завести и сделать соответствующие записи в новой трудовой книжке, причем нет необходимости переносить и дублировать в обновленный образец ранее сделанные пометки.

Прием на работу: порядок

Итак, трудовой договор между работодателем и наемным работником, где в качестве последнего выступает гражданин Беларуси, в 2019 году составляется в следующем порядке:

  1. Не верьте вашему будущему сотруднику на слово. Не стесняйтесь попросить его ознакомиться с документом, подтверждающим гражданство. Для этого достаточно оригинала паспорта или другой официально зарегистрированной бумаги, которая отражает принадлежность к тому или иному гражданству.
  2. Возьмите у гражданина Беларуси трудовую книжку. Если же оформляется гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна.
  3. Если у белоруса на руках есть страховое свидетельство относительно государственного страхования по пенсии, и, кроме этого, он получил статус временно или постоянно проживающего на территории России гражданина, наемного работника следует застраховать по статье обязательного пенсионного страхования. Если свидетельства нет в наличии, и до этого белорус никогда не работал в РФ, вам придется побеспокоиться и оформить этот вид документа самостоятельно, в местных органах ПФР.
  4. Также понадобится диплом о получении образования или выписка из соответствующего учебного учреждения. Поинтересуйтесь, нет ли у специалиста дополнительной бумаги о присвоении определенной квалификации или специальных знаний для осуществления своей профессиональной деятельности.

Миграционный учет гражданина Беларуси

Что касается миграционного учета белорусов, в 2019 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.

Однако жителям соседнего государства не требуется оформлять никакие документы, регламентирующие дату пересечения границы, погранслужбе нет надобности ставить штамп о заполнении миграционных карт.

Но как тогда ориентироваться работодателю? В качестве ориентира может выступить железнодорожный или авиа-, автобусный билет, сохраненный лицом, ранее проживавшим в Беларуси. Сотрудники органа ФМС, так или иначе, отталкиваются от даты составления трудового договора.

Безусловно, к белорусам, которые вовремя не встали на миграционный учет, относятся более лояльно, чем к другим иностранцам. Судебной практике практически не известны случаи, когда наказание было очень строгим и существенным.

Но работодателю все равно не следует относиться к этому правилу приема на работу халатно. Если гражданин Беларуси считает, что можно не спешить, апеллируя наличием корешка уведомления о постановке на учет, перепроверьте его действия, проконтролируйте ситуацию и можете спать спокойно, не думая о том, что вас привлекут к ответственности.

[3]

Более чем просто убедительными являются штрафы, которые предприятию придется заплатить при нарушении российского законодательства в этом вопросе в 2019 году:

  • индивидуальному предпринимателю придется пожертвовать суммой от 400 000 до 500 000 рублей;
  • личная ответственность начальника исчисляется в размере установленных 40 000 – 50 000 рублей.

Чтобы поставить гражданина Республики Беларусь на учет, произведите какое-либо из действий:

  1. Посетите ближайшее отделение почты и отправьте оттуда уведомление.
  2. Если в вашем регионе есть Центр предоставления государственных и муниципальных услуг, оформите уведомление прямо там.
  3. Составьте уведомление и передайте его компетентным сотрудникам ФМС, к отделению которой относится ваша фирма.

Заполнение формы уведомления невозможно без наличия паспорта гражданина Беларуси. Когда процедура подойдет к своему логичному завершению, иностранец получит отрывную часть документа, где будет проставлена метка почтового отделения или ФМС. Обязательно отксерокопируйте бумагу и подшейте к остальным документам, находящимся в личном деле работника.

Читайте так же:  Налог на гараж

Что с НДФЛ

В данном случае никаких премудростей не применяется. В 2019 году при заключении трудового соглашения, которое является бессрочным или предусматривает осуществление профессиональной деятельности иностранцем на вашем предприятии от полугода и дольше, доходы сотрудника исчисляются из расчета ставки НДФЛ в размере 13%.

Белорус также имеет право рассчитывать на соответствующие налоговые вычеты (если он подпадает под данную категорию). Если же до конца календарного года пребывание иностранца составит менее 183 дней, НДФЛ действует в величине 30%, о вычетах тоже можно забыть.

Суммы ежемесячных страховых взносов

Прием иностранного коллеги на работу предусматривает обязательные отчисления страховых взносов в казну России. Большое влияние здесь имеет статус мигранта:

  1. Итак, если физическое лицо имеет вид на жительство в РФ, с его заработной платы удерживаются те же суммы, что и с российского гражданина, работающего по найму.
  2. Если на руках у белоруса есть разрешение на временное проживание в стране, взносы в ПФР взимаются со страховой части, тариф 22%. Остальные суммы равны величинам, применяемым к российским работникам.
  3. Взносы не берутся, если иностранец временно пребывает в РФ, а трудовое соглашение составлено на срок до 6 месяцев включительно.
  4. Договор, действующий более полугода, начисляет взнос в ПФР по ставке 22%, оставшиеся отчисления не удерживаются.

Заработная плата, вне зависимости от статуса гражданина Беларуси, всегда облагается взносами, предусматривающими травматизм на месте работы.

В 2017 году прием на работу белорусских граждан не предполагает экономию на отчислениях в ПФР, постоянно заключая трудовое соглашение, рассчитанное на короткий период времени. Сегодня прием на работу предусматривает страхование в ПФР любого иностранца, если с ним был составлен хотя бы один трудовой контракт (или совокупность нескольких), каждый из которых может действовать от полугода. Если же через полгода работник переходит на работу к другому работодателю, сроки службы не суммируются, и отчисления в госфонды делать не нужно.

Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как заключать с ними трудовые договоры, какие документы требовать и какие органы уведомлять

С 2015 года граждане Белоруссии, Казахстана и Армении могут получать больничные и другие виды пособий, а также бесплатную скорую медицинскую помощь (см. «Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как начислять им страховые взносы, пособия и НДФЛ в 2015 году»). Это связано со вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 24 мая 2014 года. Этот же договор упростил процедуру принятия указанных граждан на работу. Требуется ли иностранцам из названных республик получать патент или разрешение на трудовую деятельность в России? Обязаны ли работодатели уведомлять ФМС о заключении с ними трудовых договоров? Нужен ли нотариальный перевод документов об образовании таких работников? Давайте разбираться.

Трудоустройство иностранных работников: общий подход

Прежде чем обсудить главные вопросы этой статьи, остановимся на общих правилах трудоустройства иностранных работников в России. Напомним, что правовое положение иностранцев регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Российские компании вправе заключать с иностранцами трудовые договоры или выступать в качестве заказчиков работ (услуг) в рамках договоров гражданско-правового характера. Процедура оформления трудовых отношений зависит от режима нахождения иностранцев на территории России (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Режимы нахождения иностранцев в России

Режим нахождения

Подтверждающие документы

Иностранец постоянно проживает на территории РФ

Вид на жительство

Иностранец временно проживает на территории РФ

Разрешение на временное проживание

Иностранец временно пребывает в РФ

Постоянно или временно проживающим на территории России иностранцам (независимо от того, из какой страны они приехали) для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу или патент. Однако, по общему правилу, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживать (п. 4 и п. 5 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Работодателю не нужно запрашивать разрешение на наем таких работников.

Больше всего требований и ограничений предъявляется к трудоустройству временно пребывающих иностранцев. Напомним, что временно пребывать в России могут иностранцы, получившие визу, либо иностранцы, которые приехали из стран с безвизовым режимом. От этого зависит, какие действия должен совершить работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником (см. таблица).

Действия работодателя при приеме на работу временно пребывающего иностранца

Визовый режим

Безвизовый режим

Работодателю, в общем случае, требуется:

  • обратиться в службу занятости (с заявкой о потребности в специалистах);
  • получить в ФМС разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
  • получить для иностранца разрешение на работу;
  • оформить приглашение на въезд в Россию;
  • поставить иностранца на миграционный учет (после въезда).

Если иностранец уже временно пребывает в России, то для работы ему необходим патент. В таком случае работодатель может заключить с ним трудовой (или гражданско-правовой) договор, и обязан уведомить об этом миграционную службу.

Если иностранец еще пребывает в своем государстве, но желает въехать в Россию в безвизовом порядке, то от работодателя потребуется:

[2]

  • оформить приглашение на въезд;
  • поставить прибывшего иностранца на миграционный учет.

Прибывший иностранец должен будет получить патент.

Граждане республик Беларусь, Казахстан и Армения: особый порядок приема на работу

Теперь поговорим подробнее об особенностях трудоустройства граждан из республик Беларусь, Казахстан и Армения, которые временно пребывают на территории России. Граждане этих стран могут въезжать в Россию в безвизовом порядке (письмо МИД России от 27.04.12 № 19261/кд). А вступивший в силу с 1 января 2015 года договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) предусматривает для граждан из этих республик определенные преимущества при приеме на работу.

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Стороны Договора — Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. 10 октября 2014 года к данному договору присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан «Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года». Однако в настоящее время этот договор не ратифицирован и не вступил в силу.

Нормы договора о ЕАЭС имеют приоритет над российскими законами (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Обратимся к некоторым положениям Договора.

«Трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства» (п. 1 ст. 97 Договора).

Получается, что гражданам из перечисленных республик не нужно иметь разрешение на работу или патент. А работодатель, в свою очередь, не должен оформлять для таких работников приглашение на въезд (ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

При приеме на работу граждане Белоруссии, Казахстана и Армении должны представить работодателю такой же комплект документов, что и российские граждане. Это объясняется следующим положением Договора:

«Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора» (п. 4 ст. 97 Договора).

Напомним, что перечень документов, предъявляемых при устройстве на работу, приведен в статье 65 Трудового кодекса. В частности, в этот перечень входит документ об образовании (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки). Должен ли иностранный работник позаботиться о легализации (т.е. о подтверждении) документа об образовании, выданного в одной из республик, подписавших Договор?

«В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании» (абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора).

Это означает, что представленные для трудоустройства документы об образовании не требуют легализации. Исключение составляют случаи, когда граждане названных республик претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью (абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора).

Читайте так же:  Добровольные взносы в соцстрах

Вместе с тем, работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также направлять различные запросы для проверки этих документов (абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора).

Процитируем еще одно важное положение Договора:

«Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда» (п. 1 ст. 97 Договора).

Из данного положения следует, что российские компании могут принимать на работу граждан из Белоруссии, Казахстана и Армении без учета допустимой доли иностранцев. Напомним, что на 2015 год допустимая доля иностранных работников, используемых работодателями при осуществлении определенных видов экономической деятельности, установлена постановлением Правительства РФ от 19.12.14 № 1420. Так, например, в компании, занимающейся розничной торговлей алкогольными напитками, иностранцев может быть не более 15% от общей численности работников.

Уведомление о приеме и увольнении иностранца

С 1 января 2015 года работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

[1]

Распространяется ли данное правило на работников из Белоруссии, Казахстана и Армении? В комментируемом Договоре ничего на этот счет не сказано. В связи с этим работодателям придется уведомлять миграционную службу о приеме на работу и увольнении граждан из названных республик.

Упомянем также еще один важный документ — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4. В пункте 1 этого документа сказано следующее: действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.

Но что понимать под «порядком регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы»? Есть мнение, что данная норма позволяет работодателям не сообщать в ФМС о приеме на работу белорусского гражданина. Однако официальные разъяснения по этому вопросу пока отсутствуют. В связи с этим, на наш взгляд, лучше не рисковать, и уведомлять органы ФМС о принятии на работу (или увольнении) в том числе и граждан Белоруссии. По крайней мере, это обезопасит работодателей от привлечения к довольно серьезным мерам ответственности (ч. 3 и ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для организаций — штраф от 400 000 до 800 000 рублей, либо приостановление деятельность на срок от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 50 000 рублей.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность еще более жесткая. А именно:

  • для организаций — штраф от 400 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 70 000 рублей.

Важно отметить, что указанная выше ответственность грозит не только за неуведомление ФМС о приеме на работу иностранца, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления. Поэтому обратите внимание, что с 25 мая 2015 года применяются новые формы уведомлений (утверждены приказом ФМС России от 12.03.15 № 149).

Уведомление о прибытии иностранца

Когда иностранец прибывает в Россию, он получает миграционную карту и передает ее работодателю (принимающей стороне). Работодатель, в свою очередь, обязан направить уведомление о прибытии иностранца в миграционную службу. Такое уведомление, по общему правилу, нужно представить не позднее семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»).

Однако граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе находиться на территории России без постановки на миграционный учет дольше других иностранцев. Смотрим на Договор:

«Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей этих граждан освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда» (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора).

Если же граждане из названных республик будут находиться в России свыше 30 суток, работодатель обязан уведомить миграционную службу об их прибытии (абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора). В противном случае возможно наступление административной ответственности (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • для организации — штраф от 400 000 до 500 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Срок пребывания иностранного работника в России

Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России работника из Белоруссии, Казахстана или Армении определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора).

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ, граждане названных республик вправе без выезда из России в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора). Если же гражданин не воспользуется таким правом, то он лишится статуса трудящегося-мигранта, и ему нужно будет выехать из нашей страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  2. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.

  3. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
  4. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  5. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
  6. /oli>

    Найм на работу гражданина белоруссии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here