Муп на упрощенке

Полезный материал в статье: "Муп на упрощенке" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Муниципальные унитарные предприятия вправе применять УСН

Вопрос:

Муниципальное унитарное предприятие (кинотеатр) осуществляет вид деятельности — кинопоказ.

Учредителем кинотеатра является муниципальное образование.

Муниципальное унитарное предприятие (кинотеатр) было создано в 1992 г. в результате реорганизации городской и районной киносети по решению трудового коллектива.

Имеет ли право муниципальное унитарное предприятие (кинотеатр) применять УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 апреля 2012 г. N 03-11-06/2/54

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения муниципальным предприятием упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Согласно ст. 11 Кодекса под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование.

Согласно п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) к организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества.

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Аналогичная норма содержится в ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ.

Поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 Кодекса, а также в связи с тем, что имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не распространяются.

В связи с этим муниципальные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований гл. 26.2 Кодекса.

Может ли МУП перейти с общей системы налогообложения на УСН? Какие критерии существуют для перехода на УСН?

1. Может ли МУП перейти с общей системы налогообложения на УСН?

2. Какие критерии существуют для перехода на УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Не существует препятствий для перехода МУП на упрощенную систему налогообложения (УСН).

2. В рассматриваемой ситуации имеют значение такие критерии, как средняя численность работников (100 человек), величина доходов за 9 месяцев предшествующего года (112,5 млн. руб.) и лимит стоимости основных средств (150 млн. руб.).

1. Не существует препятствий для перехода МУП на упрощенную систему налогообложения (УСН).

Сомнения могут возникнуть оттого, что согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСНО организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Однако следует вспомнить положения законодательства. На основании ст. 11 НК РФ под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ. В силу п. 1 ст. 66 ГК РФ к организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и, следовательно, не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Об этом же говорит ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В письме Минфина России от 24.03.2014 N 03-11-06/2/12708 указано, что, поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 НК РФ, а также в связи с тем, что имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяются. В связи с этим муниципальные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 09.04.2012 N 03-11-06/2/54, письмо Минфина России от 31.10.2007 N 03-11-04/2/267, письмо МНС России от 18.08.2004 N 14-1-04/[email protected], решение ВАС РФ от 19.11.2003 N 12358/03).

2. Существуют следующие критерии, позволяющие применять специальный налоговый режим в виде УСН.

1) Величина доходов.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Таким образом, предельный размер доходов 112,5 млн. рублей учитывается за 9 месяцев 2017 года для перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 2018 года (письмо Минфина России от 24.01.2017 N 03-11-06/2/3269).

2) Численность работников.

В силу пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не имеют право применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (смотрите также письма Минфина России от 07.12.2016 N 03-11-06/2/72772, от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248).

Таким образом, налогоплательщик имеет право перейти на УСН, если критерий численности, предусмотренный пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, соблюдается на 1 января года, с которого планируется применение УСН. В дальнейшем, уже применяя УСН, нужно каждый отчетный период (квартал) следить, чтобы средняя численность не превышала 100 человек.

3) Лимит стоимости основных средств.

Организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей, не могут перейти на УСН (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Организации указывают в уведомлении о переходе на УСН остаточную стоимость основных средств по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. Форма уведомления (N 26.2-1) утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/[email protected]

4) Доля участия других организаций.

Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (в совокупности).

Как было показано выше, данный критерий не распространяется на унитарные предприятия.

Отметим, что согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе перейти на УСН (даже если показатели величины доходов, численности, стоимости ОС и доли участия других организаций соответствуют установленным для перехода требованиям):

— организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

— негосударственные пенсионные фонды;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

— организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

Читайте так же:  Ответственность работодателя за непредоставление отпуска

— нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

— организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

— организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

— казенные и бюджетные учреждения;

Кроме того, согласно пп. 19 п. 3 ст. 346.12 на УСН не вправе перейти организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

УСН: если учредитель — муниципальное образование (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 05.06.2015

Упрощенная система налогообложения считается наиболее привлекательной для многих компаний. Но, к сожалению, далеко не каждая организация вправе ее применять. Например, если доля в уставном капитале, составляющая более 25 процентов, принадлежит другой организации, то фирма лишена возможности применять этот режим налогообложения. А если владельцем такой доли является муниципальное образование? О том, может ли подобная компания быть плательщиком по УСН, пойдет речь в данной статье.

Организаций, имеющих в составе участников муниципальные образования и желающих перейти на УСН, не так уж и мало. Положения гл. 26.2 Налогового кодекса РФ прямо не регулируют возможность применения спецрежима такими компаниями, но также и не устанавливают запрета на это. Хотя, с другой стороны, есть нормы, из буквального толкования которых можно сделать вывод, что подобная организация не вправе применять УСН. И для того, чтобы разобраться в данной ситуации, необходимо проанализировать нормы налогового, гражданского законодательства, а также позиции официальных органов и судебную практику.

УСН: применять или нет?

Определимся с понятиями

Обратите внимание! Организации, в состав которых входят муниципальные образования с долей в уставном капитале более 25 процентов, имеют право применять УСН.

Позиции ведомств и судов

Такой же точки зрения по данному вопросу придерживается финансовое ведомство. Например, в Письме Минфина России от 02.06.2014 N 03-11-06/2/26211 разъясняется, что для целей применения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ участие муниципальных образований в организациях не является основанием, препятствующим применению такими организациями упрощенной системы налогообложения.
В Письме Минфина России от 17.06.2010 N 03-11-06/2/94 указывается, что Российская Федерация, ее субъекты не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в ст. 11 Налогового кодекса РФ определение организации в целях применения законодательства о налогах и сборах.
Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 03-11-06/2/43 разъясняет, что открытое ОАО, в котором 100 процентов уставного капитала принадлежит РФ в лице уполномоченного органа, вправе применять УСН.
Также следует отметить, что к аналогичному выводу пришли и арбитражные суды (Определение ВАС РФ от 08.10.2008 N 13056/08 и другие).

Государственные унитарные предприятия могут применять УСН

Как известно, у государственного унитарного предприятия является может быть только один учредитель — муниципальное образование, которое является организацией. Соответственно, доля участия сторонней организации в ГУПе равна 100 процентам. Но это совсем не означает, что ГУПы не могут применять упрощенную систему налогообложения. Разъяснения — в письме Минфина России от 25.09.09 № 03-11-06/2/194.

Суть проблемы кроется в норме, зафиксированной в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Там сказано, что упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Организация — это юридическое лицо, а к юридическим лицам относятся и муниципальные образования. В то же время в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» говорится, что единственным учредителем государственного унитарного предприятия является муниципальное образование. То есть формально получается, что ГУПы применять «упрощенку» не могут. Ведь доля участия сторонней организации в случае с ГУПом составляет 100 процентов.

Но специалисты Минфина опровергают этот подход с помощью положений Гражданского кодекса. В пункте 1 статьи 113 ГК РФ сказано, что имущество государственного унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям. Именно поэтому положение подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ в отношение ГУПов не применимо — в уставном капитале таких организаций нет и не может быть никаких долей. В связи с этим государственные унитарные предприятия имеют право применять упрощенную систему налогообложения.

МУП на упрощенке

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. N 03-11-06/2/163 Об определении доходов, подлежащих налогообложению, муниципальным казенным унитарным предприятием, применяющим УСН

Вопрос: Муниципальное унитарное казенное предприятие применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Предприятие создано постановлением главы администрации муниципального образования города в целях выполнения работ по текущему содержанию городских дорог. Учредитель — администрация муниципального образования города.

По муниципальной целевой программе «Приобретение спецтехники в лизинг для обслуживания автодорог города» предприятие получает дорожную технику для уборки улиц по договору лизинга. Договор лизинга заключен между МКУП и лизинговой компанией. Имущество учитывается на балансе у лизингодателя. Ежемесячно от уполномоченного лица собственника поступают на расчетный счет нашего предприятия денежные средства для оплаты лизинговых платежей, которые перечисляются предприятием лизингодателю.

Включаются ли денежные средства, получаемые от уполномоченного лица собственника для оплаты лизинговых платежей, в доходы при исчислении единого налога по УСН?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения доходов муниципальным казенным унитарным предприятием, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Читайте так же:  Анализ эффективности использования нематериальных активов предприятия

Статьей 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

При этом муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Вместе с тем, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа (подпункт 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса).

Учитывая вышеизложенное, в целях налогообложения не учитываются денежные средства, поступающие на расчетный счет муниципального казенного унитарного предприятия и направленные на оплату лизинговых платежей, в том случае, если указанные денежные средства получены налогоплательщиком от собственника имущества этого предприятия (органа местного самоуправления) или уполномоченного им органа.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. N 03-11-06/2/163

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы.

НК РФ определяет доходы, которые не учитываются при исчислении налоговой базы. К ним , в частности, относятся средства и иное имущество, которые получены унитарным предприятием от собственника его имущества (уполномоченного им органа).

Таким образом, МКУПы, применяющие УСН, при исчислении налоговой базы не учитывают денежные средства, поступающие на их расчетные счета и направленные на оплату лизинговых платежей, если они получены от собственника имущества предприятия (органа местного самоуправления) или уполномоченного им органа.

Применение упрощенной системы налогообложения на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

«Все для бухгалтера», 2007, N 16

В соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства одной из основных ее целей является снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг.

Повысить эффективность управления, снизить издержки возможно и с помощью использования внутренних резервов предприятия.

Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства одним из наиболее простых и доступных вариантов сокращения расходов на реализацию жилищно-коммунальных услуг является переход предприятия на упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).

Упрощенная система налогообложения была введена с 01.01.2003 Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ, в соответствии с которым вступила в силу гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога (табл. 1).

Налоги, отменяемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Организации, переходящие на УСН, могут выбрать один из двух объектов налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом объект налогообложения не меняется в течение всего срока применения УСН.

Налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уплачивают налог по ставке 6%. Если же объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка равна 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Кроме того, ст. 346.18 НК РФ предусмотрена уплата налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, минимального налога в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы. Уплата минимального налога осуществляется только в тех случаях, когда сумма исчисленного в установленном порядке единого налога оказывается меньше суммы исчисленного минимального налога.

Следует учитывать, что организации должны придерживаться перечня расходов, приведенного в ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень закрытый, поэтому не все затраты можно принимать в уменьшение налоговой базы по единому налогу.

После признания Приказом МНС России от 26.02.2004 N БГ-3-22/[email protected] «О признании утратившими силу Приказов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/706, от 17.04.2003 N БГ-3-22/191, от 28.10.2003 N БГ-3-22/573» утратившими силу Методических рекомендаций по применению главы 26.2 НК РФ, в частности п. 9, муниципальные предприятия также могут применять УСН при выполнении ими всех условий, предусмотренных ст. 346.12 НК РФ.

Таким правом по переходу на УСН воспользовалось Муниципальное унитарное предприятие в Динском районе — МУП «Коммунальник» (ст. Новотитаровская) и с 01.01.2006 перешло на данную систему налогообложения. Основной причиной таких кардинальных изменений учетной политики для целей налогообложения стала необходимость спасения социально значимого предприятия, оказывающего жилищно-коммунальные услуги 7381 абоненту, из которых: население — 7300 абонентов (20,7 тыс. человек), бюджетные учреждения — 14 абонентов и прочие абоненты — 67 (предприятия).

[3]

Задолженность предприятия перед кредиторами выросла и достигла на 01.01.2007 10 204 тыс. руб. (рост — 2,3 процентного пункта), основную сумму кредиторской задолженности составляют просроченные платежи в бюджет и внебюджетные фонды (75,6%). Дебиторская задолженность не может перекрыть кредиторскую и составляет на 01.01.2007 1428 тыс. руб.

За девять месяцев 2005 г. доходы муниципального предприятия составили 7985 тыс. руб., в том числе: кассовое поступление доходов — 5787 тыс. руб., поступило на расчетные счета предприятия 2198 тыс. руб. Из общего объема доходов выручка от обычных видов деятельности составила 6273,3 тыс. руб. (в том числе 634,3 тыс. руб. — за ритуальные услуги, не облагаемая НДС).

Фонд оплаты труда с отчислениями за исследуемый период составил 4354,3 тыс. руб., в том числе отчисления в пенсионный фонд — 604,8 тыс. руб.

По результатам работы предприятия за 9 мес. 2005 г. при применении УСН на МУП «Коммунальник» сокращение расходов провизорно может составлять за данный отчетный период не менее 1419,4 тыс. руб., в том числе за счет:

  • уплаты НДС — минус 860,2 тыс. руб.;
  • уплаты ЕСН — минус 583,9 тыс. руб.;
  • уплаты налога на имущество — минус 55,2 тыс. руб.;
  • уплаты налога по УСН — плюс 79,9 тыс. руб.

Предприятие выполняло все ограничения, установленные ст. 346.12 НК РФ, необходимые при применении УСН, в частности:

  • средняя численность работников за налоговый период не превышает 100 человек (фактически 94);
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствие с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн руб. (фактически по состоянию на 01.10.2005 — 23,8 млн руб.);
  • до перевода на УСН МУП «Коммунальник» не применяло других специальных режимов налогообложения;
  • на момент подачи заявления по итогам 9 мес. 2005 г. доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС).
Читайте так же:  Отличие бухгалтерского и налогового учета

По состоянию на 01.12.2005 руководством предприятия было подано заявление в Инспекцию ФНС России по Динскому району о переходе на специальный режим налогообложения — УСН.

Переход предприятия на УСН был продиктован рядом причин, главная из которых — спасти социально значимое предприятие района и повысить эффективность работы предприятия.

В целях повышения эффективности работы предприятия были поставлены следующие задачи:

  • обеспечение потребителей жилищно-коммунальными услугами на высоком профессиональном уровне;
  • снижение издержек от оказания услуг и оптимизация тарифов;
  • рациональное использование средств и ресурсов предприятия;
  • совершенствование системы управления предприятием и форм контроля.

По итогам работы МУП «Коммунальник» в 2006 г. предприятием был получен доход в сумме 19 389 723 руб., из них от деятельности по оказанию услуг, работ (уставной деятельности) — 19 054 869 руб. Финансовый результат предприятия по основным видам деятельности представлен в табл. 2.

Финансовый результат деятельности МУП «Коммунальник» от оказания услуг по видам деятельности, руб.

Прочие доходы предприятия в 2006 г. составили 2 267 975 руб., расходы — 2 545 557 руб. Убыток от прочих операций составил 277 582 руб.

По итогам работы за 2006 г. размер чистой прибыли МУП «Коммунальник» составил 186 тыс. руб.

Немаловажную роль в увеличении доходов 2006 г. по сравнению с 2005 г. сыграли тарифы и расценки, принятые решениями Совета депутатов Новотитаровского сельского поселения на услуги, оказываемые МУП «Коммунальник» с 01.04.2006.

Однако последующими решениями Совета депутатов Новотитаровского сельского поселения от 15.08.2006 они были изменены на более низкие тарифы (табл. 3).

Сравнительная таблица действующих тарифов и себестоимости в 2006 г., руб/куб. м

Средства инвестиционной составляющей в сумме 1414 тыс. руб., полученные при тарифах, действующих с 01.04.2006 по 15.08.2006, при расчете которых были запланированы работы по реконструкции сетей, направлены на ремонт водопроводных и канализационных сетей, амортизационный износ которых в целом по предприятию составляет 95%, а их протяженность — более 75 км.

В результате применения УСН в 2006 г. предприятие снизило расходы на реализацию услуг (в том числе включаемые в себестоимость) порядка 3,4 млн руб. (табл. 4).

Сравнительная характеристика деятельности МУП «Коммунальник» при различных системах налогообложения в 2006 г., тыс. руб.

Так, при обычной системе налогообложения предприятие должно уплачивать начисления на ФОТ — 26,3% (26% — единый социальный налог; 0,3% — травматизм), применяя режим УСН, отчисления в фонды МУП «Коммунальник» составили 14,3% (14% — пенсионный фонд и 0,3% — травматизм).

Таким образом, экономия средств по уплате отчислений в фонды составляет 804,2 тыс. руб.

По итогам 2006 г. предприятие получило доходов за оказанные услуги — 19 054,9 тыс. руб., в том числе выручка от оказания ритуальных услуг — 1081,4 тыс. руб. При применении общей системы налогообложения предприятию пришлось бы уплатить НДС (провизорно) в размере 2741,7 тыс. руб. При применении УСН предприятие не уплачивает НДС (заменяется единым налогом).

Налог на имущество при обычной системе налогообложения составил бы 83 тыс. руб., но при применении УСН он заменяется единым налогом.

Сумма исчисленного в установленном порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога предприятием МУП «Коммунальник». В результате чего единый налог при УСН составил по итогам работы предприятия в 2006 г. 190,5 тыс. руб. (в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы) — согласно п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Графическая интерпретация изменения сравнительных видов расходов предприятия МУП «Коммунальник» при оказании жилищно-коммунальных услуг потребителям, связанных с изменением системы налогообложения и применением УСН в 2006 г., представлена на рисунке.

Изменения расходов при применении УСН на МУП «Коммунальник» в 2006 г.

Учитывая положительные тенденции и сократив расходы при оказании услуг, предприятие получило возможность направлять средства на капитальный ремонт и обновление инженерных сетей и оборудования, жилищного фонда, а также реализацию производственных программ и инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение предприятия. Полностью погашена задолженность по заработной плате перед персоналом, отсутствует задолженность за энергоресурсы. Была произведена реконструкция 18,4 км водопроводной сети на общую сумму 982 тыс. руб., приобретен мусоровоз для качественного оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, затраты по приобретению составили 748 тыс. руб.

Кроме экономии, связанной с изменением предприятием режима налогообложения в 2006 г., немаловажным фактом является то, что себестоимость реализации жилищно-коммунальных услуг (в частности, по водоснабжению) имеет положительные тенденции к снижению:

  • снижение статьи затрат «по начислению на оплату труда» (уменьшение ставки по ЕСН);
  • экономически обоснованный тариф не содержит ставки НДС (при применении предприятием УСН).

Кроме того, предприятие имеет дополнительный скрытый резерв по доходам в том, что при калькулировании услуги по водоснабжению на статью затрат «Оплата воды со стороны» (покупная вода или аренда скважин) включаются затраты в сумме, указанной в договорах (т.е. с НДС), притом что предприятие его не уплачивает.

Снижение затрат — важнейший резерв оптимизации прибыли, снижения тарифов и, следовательно, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия. Многие проблемы предприятий жилищно-коммунального хозяйства можно решить с помощью четкой постановки задач, анализа и оптимизации внутренних резервов, что является наиболее рациональным путем для достижения поставленных целей.

Отчетный 2006 г. показал, что при самоокупаемых тарифах, грамотном руководстве, правильном выборе учетной налоговой политики предприятие, работавшее вплоть до 01.01.2006 с убытками по основным видам деятельности, являющимся социально значимыми, может работать рентабельно.

МУП на упрощенке: возможно?

Перед рассмотрением темы про МУП на упрощенке напомним некоторые важные аспекты. УСН – льготный режим налогообложения, позволяющий компаниям и ИП сдавать особые формы отчетности, заменять несколько фискальных обязательств одним, снизить налоговую нагрузку. Эта система популярна среди небольших хозяйствующих субъектов, которые нуждаются в преференциях для скорейшего развития. Она подразумевает ряд ограничений, делающих ее недоступной для крупного бизнеса. Ряд критериев имеет неоднозначную трактовку, поэтому среди экспертов спорным остается вопрос, может ли существовать МУП на упрощенке.

Какие организации называются МУПами

Муниципальное унитарное предприятие – это бизнес-единица, обладающая правом хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество. Это значит, что ценности, используемые юрлицом в процессе коммерческой деятельности, не принадлежат ему на праве собственности, а относятся к городу или району.

МУПы лишены права продавать, сдавать в наем имущество муниципалитета или определять его юридическую судьбу иным способом. Им запрещено создавать дочерние общества. Этим структурам можно распоряжаться частью получаемой прибыли, направляя ее, например, на выплату денежных поощрений сотрудникам.

Действующее законодательство предусматривает следующий порядок создания МУПа:

[1]

  • Городская (районная) администрация издает постановление об образовании унитарного предприятия. Чаще всего деятельность таких структур связана с удовлетворением общественных нужд (например, уборка территории, ландшафтный дизайн и т.д.).
  • Орган власти утверждает Устав будущего бизнес-субъекта и назначает директора.
  • Создается подробная опись имущества, передаваемого под управление.
  • Муниципальный орган регистрирует предприятие в ЕГРЮЛ.

Когда основные стадии образования юрлица пройдены, остаются детали: изготовление собственной печати, открытие расчетного счета в банке, постановка на учет в ИФНС и выбор налоговой системы. Действующее законодательство оставляет МУПу право зарегистрироваться не только на ОСНО, но и на «упрощенке», которая означает существенные фискальные преференции.

Читайте так же:  Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками

Какова позиция Министерства финансов

В 2012 году Минфин подготовил открытое письмо за номером 03-11-06/2/54, в котором дается четкий и недвусмысленный ответ на вопрос, вправе ли МУП переходить на упрощенную систему налогообложения. Орган власти ссылается на следующие аргументы:

  • НК РФ гласит, что режим УСН недоступен для организаций, в уставном капитале которых ¼ и более принадлежит другим компаниям (российским или иностранным).
  • Согласно ст. 66 ГК РФ, к числу организаций, для которых применимо понятие «уставный капитал», относятся общества и товарищества.
  • Учредителем и владельцем капитала МУП является муниципальное образование.
  • Организация согласно российскому законодательству – это юрлицо, которое сформировано и функционирует в соответствии с нормами права РФ.
  • Согласно ст. 113 ГК РФ, капитал МУП – одно целое, которое невозможно раздробить на части или доли.

Исходя из перечисленных выше аргументов, можно сделать вывод, что МУП не подходит под пункт о компаниях, 25% капитала которых контролируется другими организациями как минимум по двум причинам:

  1. Учредителя МУПа нельзя назвать организацией. Это муниципальное образование – город или район.
  2. Капитал МУПа един и неделим, поэтому в нем нельзя вычленить долю, принадлежащую тому или иному учредителю. Это означает, что критерий о 25 процентах не применим в конкретном случае.

Из официального письма Минфина следует четкий вывод – МУП имеет право переходить на «упрощенку», если соответствует иным критериям к претендентам на этот налоговый режим, изложенным в ст. 26.2 НК РФ. Следовательно: бухгалтерский учет МУП на упрощенке может вести в порядке, предусмотренном для специального налогового режима – УСН. Если у вас есть вопрос проведение бухучета МУП на упрощенке – задайте вопрос на форуме и получите бесплатный ответ.

МУП, применяющее УСН, получает платежи от населения по утвержденным тарифам с НДС: как вести учет доходов?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Аллы Игоревны (г. Иркутск)

МУП «СРЦ» (паспортные столы) оказывает услуги населению, тарифы утверждены Администрацией с НДС. С 2010г. МУП на УСН (доход-расход), НДС полученный от населения перечисляет по срокам 1/3. Как правильно посчитать доход 1 кв.,полугодие . Из дохода в 1 кв. мы убрали НДС с услуг оказанных населению, сдали отчет по НДС и платим по срокам. Спасибо. Очень ждем разъяснений.

Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

В то же время такие лица обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога (абз. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Как указано в п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации услуг населению по тарифам соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). На основании п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации организациями, оказывающими платные услуги непосредственно населению, требование по выставлению счетов-фактур считается выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2010 N А19-14174/09 указано, что налогоплательщик, применяющий УСН и оказывающий услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, в стоимость которых включен НДС, в соответствии с положениями подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ обязан исчислить и уплатить налог в бюджет с сумм, полученных от населения за оказанные услуги. В данном деле тарифы за оказанные услуги в сумме, включающей НДС, были утверждены нормативно-правовым актом МСУ.

Пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают, в частности, доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Статьей 248 НК РФ предусмотрено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Из смысла указанных положений Кодекса следует, что налог на добавленную стоимость, полученный налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, от покупателя товара (работ, услуг) не является доходом и, следовательно, не должен учитываться и включаться в составе доходов. Данный вывод подтверждает, в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08 по делу N А41-К2-25787/04.

С учетом изложенного считаю Ваши действия правильными. В то же время обращаю внимание на то, что уплата налога лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст. 174 НК РФ). То есть перечисление НДС, полученного от населения, за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, как это установлено п. 1 ст. 174 НК РФ, в данном случае неправомерно.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

УСН (упрощенная система налогообложения) для ООО

12185-usn-ooo.jpg

Похожие публикации

Существенная экономия на платежах в бюджет, самостоятельный выбор налогового объекта, простой налоговый учет, применение пониженных ставок в регионах и масса других плюсов – все это делает упрощенку одним из самых удобных налоговых спецрежимов для малого и среднего бизнеса. Какие фирмы могут работать на УСН, для кого доступна эта система и какие отчеты должны сдавать ООО на упрощенке, рассмотрим в этой статье.

Кому доступна упрощенка

Принимая решение о переходе на упрощенный режим, убедитесь, что соответствуете всем необходимым для этого требованиям. Согласно статье 346.12 НК РФ, нельзя стать упрощенцем если:

  • среднее количество ваших работников за год превышает 100 человек,
  • остаточная стоимость основных фондов (амортизируемого имущества) превышает 100 000 000 рублей (в 2017 году эта сумма увеличилась до 150 000 000 рублей),
  • более 25% уставного капитала фирмы принадлежит другим юрлицам,
  • у организации есть филиалы,
  • уплачивается единый сельхозналог (ЕСХН),
  • организация участвует в соглашении о разделе продукции,
  • фирма является банком, ломбардом, страховой компанией, негосударственным пенсионным фондом, бюджетным или казенным учреждением, иностранной организацией, производителем подакцизных товаров, добытчиком полезных ископаемых, частным агентством занятости, организатором азартных игр, профучастником рынка ценных бумаг или микрофинансовой организацией. Поэтому, к примеру, расходы банка на УСН невозможны, потому что банк применять УСН попросту не может.
Читайте так же:  Статус налогоплательщика в 2-ндфл

Отдельно остановимся на доходных лимитах, позволяющих применять УСН для ООО. В 2016 году доход упрощенцев за 9 месяцев был ограничен суммой 59 805 000 рублей. Этот результат получен умножением лимита в 45 000 000 рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), на коэффициент-дефлятор, который в 2016 году равен 1,329:

45 000 000 * 1,329 = 59 805 000

Если ваша выручка с января по сентябрь 2016 года не перевалила за планку в 59 805 000 рублей, то с 1 января 2017 года вы вправе перейти на УСН.

Важно: в 2017 году начнут действовать поправки к Налоговому кодексу, благодаря которым переходный лимит дохода вырастет до 90 000 000 рублей. Его можно будет учитывать для перехода на УСН с 1 января 2018 года.

Переход на УСН для всех налогоплательщиков – добровольный и предполагает уведомительный порядок. Достаточно подать в ИФНС по месту своего нахождения уведомление о переходе по форме № 26.2.-1. Уведомив налоговиков до 31 декабря текущего года, можно работать на упрощенке уже с 1 января следующего года. Новым организациям, которые только зарегистрировались и выбрали для своей работы УСН, для уведомления отводится не более 30 дней с момента постановки на учет в ИФНС. Пропустив установленный для уведомления срок, ООО на УСН перейти не сможет.

Обратите внимание: последний день для уведомления ИФНС о переходе с 1 января 2017 года на упрощенный режим – 9 января 2017 года. Этот перенос дат связан с выпадением 31 декабря 2016 года на выходной день и следующей за ним чередой новогодних праздников.

Тем, кто сейчас уже работает на УСН, нужно постараться не превысить в этом году максимальную сумму дохода от упрощенки в 79 740 000 рублей. Такая цифра получена при умножении установленного лимита в 60 000 000 рублей на коэффициент-дефлятор 1,329:

60 000 000 * 1,329 = 79 740 000

ООО на УСН, доходы которых в 2016 году превысят эту сумму, потеряют свое право на упрощенку с первого дня квартала, в котором это произошло, и будут обязаны применять ОСНО. Указанный лимит распространяется на всех упрощенцев, и не имеет значения, какой налоговый объект ими выбран: «доходы» или «доходы минус расходы».

Важно: с 1 января 2017 года «упрощенный» лимит тоже увеличится до 120 000 000 рублей. Не более этой суммы должна быть выручка, полученная в 2017 году, чтобы в 2018 году продолжить применение упрощенной системы налогообложения для ООО.

Отчетность ООО на УСН – 2016

Отчетность упрощенцев можно разделить на обязательную для всех и прочую, которую сдают не все организации.

Все ООО на упрощенке в обязательном порядке сдают следующую отчетность:

  • налоговую — декларацию по «упрощенному» налогу,
  • бухгалтерскую – баланс и отчет о финансовых результатах,
  • отчетность за сотрудников – справки и отчеты по НДФЛ,
  • отчетность в фонды ПФР и ФСС.

Рассмотрим какую отчетность ООО на УСН в 2016 году нужно сдавать в ИФНС и Росстат: «Упрощенную» декларацию по единому налогу (утверждена приказом ФНС РФ от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99) организации сдают до 31 марта, следующего за отчетным годом. Заполняется декларация на основании данных КУДиР.

Баланс и отчет о финрезультатах, а также приложения к ним, тоже сдаются до 31 марта.

Отчитаться нужно в ИФНС и в органы статистики. Субъекты малого бизнеса, к которым относятся упрощенцы, могут не предоставлять приложения, если объективная оценка финансового состояния организации возможна без них (приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н).

Справка по форме 2-НДФЛ заполняется по каждому физлицу, получавшему доходы от ООО в отчетном году. В ИФНС справки подают один раз в год, до 1 апреля.

Расчет по форме 6-НДФЛ применяется недавно, с 1 квартала 2016 года. Его сдают налоговые агенты, которые начисляли и удерживали НДФЛ с физлиц в отчетном периоде. Срок предоставления: квартальный расчет — до окончания месяца, следующего за отчетным периодом, годовой – до 1 апреля.

До 20 января нужно сообщить в ИФНС сведения о средней численности ваших сотрудников за предыдущий год.

Статистическая отчетность сдается по запросам органов Росстата в указанные ими сроки. В фонды отчетность ООО на УСН в 2016 году сдается в следующем порядке:

  • В ПФР раз в квартал нужно сдать расчет по взносам в ПФР и ФФОМС по форме РСВ-1 ПФР. Срок – 15 число (для электронных отчетов – 20 число) второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • С 1 апреля 2016 года в ПФР также нужно ежемесячно, до 10 числа, сдавать форму СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах».
  • В ФСС раз в квартал сдается расчет по взносам по форме 4-ФСС. На бумаге расчет сдают до 20 числа, электронно – до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Видео (кликните для воспроизведения).

К прочим отчетам ООО при УСН в 2016 году, можно отнести те, которые организации сдают только при наличии у них налогового объекта, например это декларации:

  • по налогу на имущество, когда у предприятия есть объекты, по которым налоговая база определяется кадастровой стоимостью имущества (срок — до 30 марта),
  • по земельному налогу, если ООО — собственник земельных участков (сдается до 1 февраля),
  • по НДС — если упрощенец выставлял счета-фактуры, выделив в них налог (ежеквартально до 25 числа следующего месяца),
  • по транспортному налогу – если транспорт есть в собственности организации (сдается до 1 февраля).

Организации могут предоставлять и иную отчетность в ИФНС, фонды и органы статистики. Применение упрощенки для ООО в 2016 году — это возможность оптимизации налогов, простой налоговый учет с единственным налоговым регистром – КУДиР, пониженные налоговые ставки в различных регионах. Чтобы применять этот налоговый режим сейчас и удержаться на нем в будущем году, организациям нужно учитывать требования и грядущие изменения налогового законодательства, соблюдать лимиты доходов и не забывать о сроках сдачи отчетности.

[2]

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.

  2. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

  3. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  5. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  6. /oli>

    Муп на упрощенке
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here