Методика проведения специальной оценки условий труда

Полезный материал в статье: "Методика проведения специальной оценки условий труда" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н
«Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

С изменениями и дополнениями от:

20 января, 7 сентября 2015 г., 14 ноября 2016 г.

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

См. также Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 21 апреля 2017 г. N 377н

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.

Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.

[2]

Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Результаты оценки оформляются в виде отчета.

Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 марта 2014 г. N 71

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 7 сентября 2015 г. N 602н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Методика проведения специальной оценки условий труда начинает работать на днях

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Специальная оценка условий труда. Методика проведения

Процедура оценки

Методика проведения СОУТ с изменениями на 2019 год регламентируется несколькими основными нормативными актами: Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ о спецоценке, а также Приказом № 33 от 24.01.2014 «Методика проведения специальной оценки условий труда».

По закону о СОУТ (ФЗ-426, Приказ 33 от 24 января 2014 г. с комментариями), процедура спецоценки инициируется работодателем, но саму проверку проводит организация, которая имеет на это право. Перечень предприятий, получивших соответствующие разрешения, доступен на сайте Министерства. Там можно получить все координаты потенциального исполнителя и выбрать оптимальный вариант для конкретной ситуации (в 2019 году таких организаций в реестре насчитывается 501).

Сама методика проведения спецоценки условий труда в 2019 году состоит из нескольких основных этапов. Рассмотрим пошагово, что надо сделать, чтобы проверить рабочие места.

Шаг 1. Найти оценщика

На этом уровне работодатель определяет, какая организация будет проводить СОУТ. При выборе исполнителя важно понимать, что все расходы по содержанию и приезду оценщика станут дополнительными затратами. Поэтому нужно выбирать ту организацию, которая находится в максимальной близости от рабочих мест. Еще один фактор, на который следует обратить внимание, — наличие у компании собственной испытательной лаборатории. Иначе результаты спецоценки не примут контролирующие органы.

Шаг 2. Подготовить документы

После того как организация, оказывающая услуги по спецоценке, подобрана и с ней заключен контракт, работодатель должен:

Читайте так же:  Как проверить срок действия патента на работу

1. Издать приказ о проведении СОУТ.

2. Определить, кто войдет в состав комиссии по оценке рабочих мест.

3. Решить, на каких именно рабочих местах будут оцениваться производственные факторы (составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке).

4. Составить график проведения спецоценки.

Законодательство позволяет проводить оценку не сразу на всех рабочих местах, а по очереди. Для чиновников главное, чтобы до конца 2019 года СОУТ прошли все.

Шаг 3. Проанализировать вредные и опасные производственные факторы

На этом этапе работодатель и представители коллектива ничего делать не могут. Они лишь присутствуют при измерениях, а затем утверждают результаты исследований и оценки. Эксперты приглашенной организации обязаны проверить:

  • физические, химические и биологические факторы;
  • неионизирующие и ионизирующие излучения;
  • параметры микроклимата и световой среды;
  • сложность трудового процесса.

Если испытания или измерения могут угрожать жизни или здоровью приглашенных оценщиков, то оформляется протокол о невозможности испытаний. На основании этого документа рабочие места признаются опасными, и работодатель обязан уведомить о них ГИТ в 10-дневный срок.

Шаг 4. Оформить результаты спецоценки

В отношении каждого рабочего места оформляется протокол с результатами СОУТ. Соответствующая форма отчета о проведении спецоценки и инструкция по его заполнению представлена в Приказе № 33 н «Методика проведения СОУТ» с изменениями.

Результаты СОУТ подтверждаются подписями всех членов комиссии, а утверждает их председатель комиссии по спецоценке — руководитель организации или ИП. Если кто-то с информацией, изложенной в отчете, не согласен, он пишет мотивированное мнение и прикладывает его к отчету.

По итогам этого этапа будет ясно, какие классы опасности присваиваются конкретным рабочим местам, что рекомендуют эксперты для улучшения ситуации, насколько эффективны выдаваемые средства индивидуальной защиты.

Шаг 5. Ознакомить с итогами спецоценки работников и контролирующие органы

После того как эксперты по СОУТ закончат свою работу, работодатель обязан ознакомить подчиненных с результатами оценки. Методика 33н о специальной оценке условий труда с изменениями дает на информирование сотрудников 30 календарных дней с момента оформления итогов СОУТ. Такой же срок предоставлен для обнародования результатов оценки на сайте компании, если он имеется.

Что касается уведомления государственных структур, то работодатель подает декларации соответствий условий труда государственным требованиям, если на рабочих местах нет вредных и(или) опасных производственных факторов. Если таковые имеются, то организация, проводившая оценку, в 10-дневный срок направляет соответствующие сведения в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

Шаг 6. Хранить полученные результаты

Одна из обязанностей работодателя — всегда держать под рукой итоги СОУТ. Они необходимы во многих случаях, начиная от визитов инспекторов и заканчивая разбирательствами, связанными с тарифами на страхование. По закону, результаты спецоценки действительны в течение 5 лет. Однако есть перечень ситуаций, когда они утрачивают свою актуальность. Производить оценку заново необходимо, если:

  • введены в эксплуатацию новые рабочие места;
  • провести проверку потребовал инспектор или представители работников;
  • изменился технологический процесс или оборудование;
  • обновился состав применяемых материалов и(или) сырья;
  • поменялись средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • на рабочем месте зафиксирован несчастный случай или профзаболевание из-за воздействия вредных (опасных) производственных факторов.

Когда процедура спецоценки считается завершенной

В связи с тем, что многие компании до сих пор не провели спецоценку, актуальным становится вопрос — когда эта обязанность считается исполненной. В Письме Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 есть прямой ответ на вопрос: датой завершения оценки условий труда является дата утверждения отчета, форма которого показана выше.

Ответственность работодателя и оценщика

Специальная оценка планировалась для того, чтобы обеспечить работникам дополнительные гарантии и защиту. Поэтому ответственность за несоблюдение требований к процедуре оценки предусмотрена для работодателя и оценщика. Так, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение порядка проведения СОУТ, в том числе за несоблюдение сроков информирования подчиненных о результатах оценки, должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5000–10 000 рублей, а юридические лица — на 60 000–80 000 рублей.

Для оценщиков максимальные штрафы за недобросовестное исполнение обязательств выше:

  • для должностных лиц — до 50 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет;
  • для организаций — до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 14.54 КоАП РФ).

Министерство труда и социальной защиты российской федерации

от 24 января 2014 г. N 33н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА, КЛАССИФИКАТОРА

ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ФОРМЫ

ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

к приказу Минтруда России

от 24 января 2014 г. N 33н

Методика проведения специальной оценки условий труда

I. Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

II. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно — вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) (далее — классификатор);

Читайте так же:  Срок уплаты енвд за 2 квартал

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

3. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее — эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — комиссия).

4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

технологической документации, характеристик технологического процесса;

должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

5. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

6. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III настоящей Методики.

7. При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

8. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.

В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

9. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

10. Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждается в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — отчет).

11. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов на указанных в настоящем пункте рабочих местах определяется экспертом исходя из перечня вредных и (или) опасных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Новая Методика Проведения Специальной Оценки Условий Труда №33!

Приветствую, друзья! Буквально на днях, а если быть точным, то 10 февраля 2015 года, на официальном интернет-портале правовой информации (publication.pravo.gov.ru) был опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.01.2015 № 24н «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждённые приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н».

Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 20.01.2015 № 24н был успешно зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2015 под номером — 35927

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению» в новой редакции вступит в силу 21.02.2015 года.

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., № 6271) приказываю:

  • Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1;
  • Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению № 2;
  • форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 3;
  • инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 4.
Читайте так же:  Приказ на демонтаж оборудования (образец)
Министр
М.А. Топилин

Приложение 1. Методика проведения специальной оценки условий труда(.doc, 262 Кб)

Приложения к Методике(.doc, 1018 Кб)

Приложение 2. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов(.doc, 78 Кб)

Приложение 3. Отчет о проведении специальной оценки условий труда(.doc, 217 Кб)

Приложение 4. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда(.doc, 72 Кб)

Методика специальной оценки условий труда

Методика специальной оценки условий труда в этом году определяется положениями приказа Минтруда № 33н. Важнейшей его частью являются специальные приложения, которые регулируют следующие вопросы в области СОУТ:

  • действующая методика проведения СОУТ в этом году;
  • классификатор веществ, оказывающих негативное влияние на здоровье и работоспособность сотрудников предприятия;
  • формы отчетной документации, включая отчет о выполнении работ по спецоценке;
  • инструкции по заполнению отчетной документации.

Применение методики проведения СОУТ

Методика, утвержденная приказом № 33н, определяет, что процедура спецоценки должна реализовываться в форме последовательных этапов:

  • идентификация наличия негативных факторов на анализируемых местах работы;
  • при выявлении их наличия — определение степени интенсивности негативного влияния на сотрудников в ходе производственных процессов;
  • осуществление классификации мест работы по критерию наличия и интенсивности влияния негативных факторов. Классификация проводится с применением алгоритмов, приведенных в приложении № 2 к приказу;
  • оформление отчетных документов, включая карты СОУТ и отчет о спецоценке.

СОУТ выполняется экспертной организацией, которая имеет аттестат аккредитации в данной области и внесена в реестр исполнителей работ по спецоценке, который ведет Минтруд.

Идентификация негативных факторов

Основой для проведения идентификации негативных факторов на месте работы сотрудника является проведение замеров наличия вредных веществ. Для выполнения измерений в рамках методики проведения СОУТ в этомгоду исполнитель обязан использовать сертифицированные средства измерений. Они должны проходить поверку в установленном законом порядке. Кроме замеров, источниками информации о возможном негативном влиянии условий работы на сотрудника выступают:

  • техническая и эксплуатационная документация на оборудование, применяемое в процессе производства;
  • документация, содержащая технические характеристики производственного процесса;
  • проектная документация на здания, конструкции и сооружения, используемые на предприятии;
  • данные санитарно-гигиенических экспертиз в отношении материалов и сырья, применяемых на производстве;
  • сертификационная документация на сырье, материалы, оборудование и иные объекты, участвующие в технологическом процессе;
  • данные о результатах предыдущей спецоценки.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда определена соответствующими нормативными актами, отменившими аттестационную процедуру на рабочих местах, проводимую прежде. Все основные вопросы осуществления специальной оценки условий труда (далее также — СОУТ) будут рассмотрены в нашей статье.

Законодательство о методике специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий, преследующих следующие цели:
  1. Обнаружение неблагоприятных явлений производственной обстановки и трудовой среды.
  2. Оценку влияния на трудящихся негативных факторов и превышения законодательно установленных нормативов.

СОУТ заменила существовавший ранее схожий правовой механизм анализа рабочей обстановки на предприятиях — аттестацию. Основным нормативным документом, определяющим юридические и государственные основы и порядок проведения СОУТ, является закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Законодательно методика проведения специальной оценки условий труда определяется как комплекс оперативных мер, поэтапно реализуемых в рамках осуществления спецоценки условий трудового функционирования работающих. Методика является отдельным нормативным документом, который утвержден приказом Минтруда РФ «Об утверждении Методики проведения спец. оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спец. оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 № 33н.

Кроме того, нормативную базу, касающуюся спецоценки условий трудовой деятельности, составляет большое количество разъясняющих ведомственных писем. К примеру, письма Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ/5597, 27.09.2016 № 15-1/ООГ-3481 и 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.

Приказ № 33н о СОУТ (с изменениями, внесенными приказом № 24н)

Приказ Минтруда России № 33н, которым утверждаются методика и процедура проведения спецоценки условий трудовой деятельности, содержит 4 дополнительных вложения:

  1. Методику проведения СОУТ.
  2. Классификатор негативных явлений производства.
  3. Форму отчетной документации об итогах спецоценки условий трудовой деятельности.
  4. Инструкцию по формированию отчетной формы о выполнении СОУТ.

В свою очередь методика состоит из 5 разделов и 22 приложений к ней. Разделы методики определяют:

  • обобщенные положения об осуществлении СОУТ;
  • порядок обнаружения неблагоприятных явлений производственной среды;
  • процедуру анализа и замера негативных факторов производства;
  • отнесение по итогам произведенной оценки условий трудового функционирования работающих к определенному классу (подклассу), в зависимости от степени вреда обнаруженных на рабочем месте негативных явлений;
  • оформление результатов СОУТ.

За время существования приказа № 33н в него трижды вносились коррективы:

  1. Приказом Минтруда России от 20.01.2015 № 24н.
  2. Приказом Минтруда России от 07.09.2015 № 602н.
  3. Приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 642н.

Редакция, внесенная приказом № 24н, коснулась порядка отнесения трудовой обстановки к классам (подклассам) исходя из величины влияния на работающего неблагоприятных факторов. Изменения, внесенные 2 другими нормативными актами, были не столь масштабны и касались уточнения и редактирования некоторых формулировок.

Методика СОУТ. Кто проводит оценку, что проверяется?

Методикой проведения специальной оценки условий труда предполагается последовательное проведение 4 мероприятий:

  1. Выявления неблагоприятных факторов производства.
  2. Анализа и измерения влияния негативных явлений производственной среды.
  3. Соотнесения условий трудового функционирования на проверяемом рабочем месте с классами (подклассами) вредности рабочих мест с учетом уровня влияния на трудовую деятельность выявленных неблагоприятных производственных факторов.
  4. Фиксирования итогов проведенной проверки.

Проверка проводится экспертом — сотрудником специализированной организации, правомочной в порядке закона № 426-ФЗ (ст. 19) на проведение СОУТ. Результаты проверки утверждаются комиссией по осуществлению СОУТ, организованной в рамках проверяемого предприятия.

Выявление неблагоприятных производственных факторов производится посредством анализа предоставленных работодателем сведений/документов (п. 4 приложения № 1 к приказу № 33н):

  • техдокументации на применяемое трудящимися в производстве оборудование;
  • документации, классифицирующей технологический процесс;
  • должностных инструкций;
  • проектных документов об обустройстве производственных сооружений;
  • характеристик используемого в работе сырья и материалов;
  • сертификатов и документов о соответствии установленным нормам производственного оборудования, материалов, сырья, технологических процессов;
  • итогов ранее проведенных на этом же производстве исследований и замеров неблагоприятных проявлений окружающей среды;
  • имеющихся предложений членов трудового коллектива по обнаружению на их местах работы неблагоприятных производственных факторов.
Читайте так же:  Порядок выплаты дивидендов

Кроме того, для обнаружения неблагоприятных факторов обследуются трудовые места и производимая продукция, а также опрашиваются сотрудники и их руководители.

Интерпретация результатов проведения специальной оценки условий труда

Признание выявленных факторов производственной обстановки неблагоприятными осуществляется путем сравнения их названий с названиями, указанными в классификаторе (приложении № 2 к приказу № 33н). Если совпадения по названиям не выявляется, то фиксируется отсутствие негативных явлений производственной обстановки, а условия трудовой деятельности на этом рабочем месте, в свою очередь, признаются допустимыми. Если же обнаруживаются совпадения выявленных производственных явлений с факторами обстановки на производстве, определенных в классификаторе как неблагоприятные, производится дальнейшее их изучение и замеры уровня влияния на трудящихся. Обследования и замеры производятся в соответствии с положениями 3-го раздела методики проведения СОУТ.

Далее приказ № 33н предписывает произвести соотнесение реальных условий труда на проверяемом рабочем месте с классами (подклассами) условий трудового функционирования, определенных названным нормативным актом. На этом этапе проведения СОУТ необходимо руководствоваться разделом 4 методики, а также приложениями к ней № 1, 9–14, 16–21, согласно которым классы (подклассы) трудовой обстановки присваиваются в зависимости от уровня влияния того или иного производственного фактора и степени превышения нормативов, определенных законодательно в качестве оптимальных и допустимых .

Отчет о проведении СОУТ и декларация соответствия условий труда

Итоговые результаты проведенной проверки фиксируются в отчете, который формирует экспертная компания в соответствии с требованиями раздела 5 методики осуществления СОУТ. Форма отчетного документа определена в приложении № 3 к приказу № 33н, а порядок его заполнения — в приложении № 4 к тому же приказу. Подписывается отчет всеми членами комиссии по СОУТ и утверждается ее председателем.

В течение месяца с момента утверждения отчета, руководствуясь положениями приказа Минтруда «О форме и порядке подачи декларации…» от 07.02.2014 № 80н, компания обязана направить декларацию соответствия трудовых условий в региональную госинспекцию по труду (далее — ГИТ). При этом необходимо соблюдать несколько ключевых требований:

  1. Декларация формируется в отношении тех трудовых мест, на которых не обнаружено неблагоприятных производственных явлений.
  2. Компонуется декларация по форме, установленной приложением № 1 к приказу № 80н.
  3. Декларация может быть сдана в электронном виде путем заполнения специальной формы на сайте Роструда и удостоверения ее электронной цифровой подписью.
  4. Если декларация была возвращена в связи с ненадлежащим оформлением, документ необходимо исправить и подать снова.
Ответственность за нарушения, связанные с СОУТ

В качестве нарушений законодательства о спецоценке трудовых условий могут рассматриваться:

  • неосуществление СОУТ в определенных законом случаях;
  • несоблюдение процедуры проведения СОУТ;
  • некорректное оформление итогов проведенной проверки;
  • несоблюдение требований законодательства, связанных с компенсацией сотрудникам условий работы в неблагоприятной производственной обстановке, выявленной по итогам СОУТ;
  • неподача в ГИТ декларации.

Ответственность в этих случаях (как для организации, так и для ее ответственных сотрудников) наступает по нормам ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и влечет за собой штрафные санкции: от 2000 до 40 000 руб. — для должностных лиц, от 50 000 до 200 000 руб. — для юридических (размер зависит от обстоятельств, сопровождающих нарушения законодательства). Кроме того, в некоторых случаях в качестве наказания может использоваться приостановка деятельности предприятия на срок до 3 месяцев.

Итак, методика проведения СОУТ представляет собой перечень последовательных действий, осуществляемых специализированной организацией при проверке условий труда на местах службы сотрудников предприятия. По результатам проведения проверки каждому месту присваивается определенный класс вредности. За нарушения при проведении СОУТ работодатель может быть привлечен к административной ответственности. При этом важнейшим документом, определяющим обязательные требования к процедуре оценке трудовых условий на предприятиях, является приказ № 33н о методике проведения СОУТ — именно им следует руководствоваться в ходе проведения вышеозначенных мероприятий.

Методика проведения СОУТ

Порядок проведения специальной оценки условий труда изложен в методике проведения СОУТ, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н и представляет собой обязательную процедуру, которая состоит из этапов:

анализа выявленных вредных факторов;

классификации рабочего места по результатам исследования;

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

дистанционных и работников, которые заключили трудовые договора с работодателями не юридическими лицами.

Методика СОУТ 33н с изменениями

Методика проведения СОУТ 33н с изменениями на 2019 год представляет собой дополненный документ по сравнению с первоначальной редакцией 2014 года. Основные дополнения:

Полностью переработан пункт 29 Методики, существенно расширив принципы отнесения воздействий биологических факторов на определение условий труда.

Введены новые III и IV группы патогеннов биологических вредных и опасных факторов.

В классификаторе вредных и опасных факторов из общей группы патогенных микроорганизмов в отдельную группу выделены условно-патогенные микроорганизмы.

Для работников метрополитена и другого персонала трудящегося под землей выделены вредные производственные факторы по искусственному освещению.

Изменения не затронули периодичность проведения специальной оценки условий труда, она по прежнему составляет 5 лет.

Подготовка к проведению СОУТ

Организация проведения специальной оценки условий труда определяется статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда может начинаться либо с формирования комиссии, либо с выбора организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ (в принципе эта последовательность не важна). В любом случае ответственность за организацию проведения СОУТ возложена на работодателя, который обязан:

Шаг. 1. Заключить договор

Работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, правомочной проводить СОУТ (требования к таким организациям изложены в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Создать комиссию

Работодатель своим приказом обязан образовать и возглавить комиссию по СОУТ, в состав которой должны войти:

председатель — представитель работодателя (у ИП — лично ИП);

специалист по охране труда (если такого в штате нет — придется заключить договор со сторонним специалистом);

представители профсоюза (если есть, если профсоюза нет — включать не надо);

другие специалисты работодателя по его усмотрению.

Количество членов комиссии вместе с председателем должно составлять нечетное количество.

Представители организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ в число членов комиссии не входят.

Работодатель определяет сроки проведения спецоценки условий труда своим приказом и графиком.

Образец приказа об утверждении состава комиссии

Шаг 3. Утвердить график

В график включается перечень рабочих мест, на которых будет произведена идентификация потенциально опасных факторов.

Читайте так же:  Расходы при усн «доходы минус расходы»

График СОУТ целесообразно утвердить приказом.

После проведения изложенных мероприятий можно приступать непосредственно к проведению самой процедуры.

Образец графика проведения специальной оценки условий труда

Порядок проведения СОУТ

Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:

требовать обоснования соответствующих результатов;

обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.

Кроме того, работодатель обязан:

предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;

никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.

Поэтому данный раздел освещает порядок действий специалистов и экспертов приглашенной организации, которые хоть формально и включены в состав комиссии, но действуют самостоятельно.

Первый этап. Идентификация

Согласно методике при проведении идентификации учитываются:

характеристики оборудования и сырья, используемые в трудовом процессе;

результаты ранее проведенных исследований и измерений;

случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний;

предложения самих работников.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, формируется комиссией на основании государственных нормативов по охране труда.

Идентификация осуществляется экспертом приглашенной организации и проводится путем выявления и сравнения наименований выявленных факторов, факторам, изложенных в классификаторе к Приказу 33 н.

Если вредных или опасных факторов не выявлено, эксперт фиксирует этот факт в заключении, а сведения об условиях труда на данном рабочем месте подлежит внесению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые:

включены в списки, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии по возрасту;

при поступлении на работу, устанавливаются специальные льготы и компенсации;

уже были идентифицированы, как имеющие вредные или опасные производственные факторы.

Второй этап. Исследования

Если эксперт обнаруживает совпадения по наименованиям, он признает их вредными или опасными и назначает проведение исследования на предмет их фактическим величинам.

Такое исследование проводится испытательными лабораториями, аккредитованными установленным порядком.

Результаты таких исследований оформляются специальными протоколами, которые должны содержать:

полное наименование организации, проводящей СОУТ, ее регистрационный номер, сведений об аккредитации;

номера протокола (должен быть на каждой странице вместе с номером страницы);

полное наименования работодателя включая его местонахождение;

индивидуальный номер рабочего места, наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте;

наименования вредного или опасного фактора и другие сведения, предусмотренные пунктом 16 Методики 33н.

[1]

Третий этап. Классификация

Классификация или отнесение того или иного вредного производственного фактора производится опять же экспертом приглашенной организации и проводится в отношении:

химических, биологических и виброакустических факторов;

ионизирующих и неионизирующих излучений;

интенсивности и напряженности трудового процесса;

комплекса воздействующих факторов.

Вся классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV методики, утвержденной приказом 33н, и по подразделяется на четыре класса:

вредный (включает четыре подкласса);

Результаты отнесения формируются в соответствии с Приложениями к разделу IV на основании соответствующих нормативных величин.

Работодатель в свою очередь может потребовать снижения класса отнесения условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию, условия труда (в зависимости от конкретных величин) могут быть признаны вредными не 4 степени, а скажем 2 степени.

Методика снижения класса вредности утверждена приказом Минтруда от 05.10.2014 № 976н.

Четвертый этап. Заключение

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета (Приложение № 3 к методике 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ.

Отчет составляет организация, проводившая СОУТ.

Отчет подписывают все члены комиссии.

Отчет утверждается председателем комиссии.

Член комиссии, который не согласен с результатами спецоценки имеет право написать особое мнение, которое необходимо приложить к отчету.

Со дня утверждения отчета работодатель обязан:

в течение трех рабочих дней уведомить организацию, проводившую СОУТ;

не позднее 30 дней ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки под роспись;

не позднее 30 дней разместить, при наличии сайта в сети Интернет, сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Образец бланка отчета по результатам СОУТ

Периодичность проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда бывает:

Периодическая спецоценка проводится один раз в пять лет в отношении уже проверенных рабочих мест. Течение срока начинается со дня утверждения отчета.

Внеплановая проводится, при:

вводе в эксплуатацию вновь созданных рабочих мест;

изменении технологического процесса, который может оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов;

получении письменного предписания от государственной инспекции по труду;

смене применяемых СИЗ и др. причинах и др.

В данном случае у работодателя есть четко установленные сроки для проведения СОУТ, которые составляют 12 (в первых двух случая) и 6 месяцев (для всех остальных случаев, изложенных в статье 17 Федерального закона 426-ФЗ).

В любом случае, СОУТ необходимо планировать, в том числе финансово. Для этих целей целесообразно разработать график проведения СОУТ, назначить ответственных должностных лиц и утвердить сроки указанных мероприятий.

Штраф за отсутствие СОУТ

В случае не проведения специальной оценки условий труда согласно статье 5.27.1 КоАП, на работодателя налагается штраф от 60 000 до 80 000 рублей за каждое рабочее место для юридических лиц.

При повторном нарушении работодатель будет оштрафован от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Разногласия

Видео (кликните для воспроизведения).

Все спорные ситуации по вопросу проведения и результатов СОУТ уполномочена рассматривать федеральная инспекция труда.

Источники


  1. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.

  2. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  3. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  4. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
  5. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
  6. /oli>

    Методика проведения специальной оценки условий труда
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here