Лицензирование напоминание о законе

Полезный материал в статье: "Лицензирование напоминание о законе" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Лицензирование. Напоминание о законе (Е. Власов, «Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу», N 11, ноябрь 2011 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Журнал «Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу»

Учредитель и издатель ООО «Издательский дом «В-Медиа»

Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25680 от 22 сентября 2006 г.

Адрес: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 9

Тел./факс: (495) 646-07-51

По каталогу «Роспечать»: 36654

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Лицензирование. Напоминание о законе

«Современный предприниматель», 2011, N 11

3 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон о лицензировании от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ (далее — Закон). В связи с этим появились разъяснения, касающиеся новых правил выдачи лицензий и вопросам их переоформления (Письма Росздравнадзора от 26 октября 2011 г. N 04И-1000/11 и Роспотребнадзора от 28 октября 2011 г. N 01/13720-1-32).

С 3 ноября 2011 г. прекращается оформление лицензии на бланке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 208. Новая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 826 «Об утверждении типовой формы лицензии».

Новые лицензии, выданные с 3 ноября, действуют бессрочно. Лицензия оформляется в одном экземпляре, а в лицензионном деле лицензиата остается копия подписанной и зарегистрированной лицензии.

Ранее выданные лицензии (до 3 ноября), срок действия которых не истек до дня вступления в силу Закона, также действуют бессрочно. Исключение — лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности. Такие лицензии подлежат переоформлению, но не сразу, а после окончания срока их действия. Переоформленные лицензии уже будут действовать бессрочно. Лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), выданные учреждениям и организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (диагностика заболеваний, лечение и иное), прекращают действие с 1 ноября 2011 г. и переоформлению не подлежат.

Для переоформления лицензии в лицензирующее ведомство нужно представить заявление, документ, подтверждающий уплату госпошлины за переоформление, а также оригинал действующей лицензии (ст. 18 Закона). Документы можно представить лично или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление и прилагаемые документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема передается лицензиату или направляется ему по почте. Если в заявлении обнаружатся ошибки или пакет документов окажется неполным, то коммерсант получит уведомление с требованием в течение 30 дней устранить недочеты. Когда документы будут представлены в полном объеме, в течение трех дней со дня их получения, принимается решение о рассмотрении заявления. Следующие 10 дней рассматриваются документы, проверяется достоверность указанных в них сведений и принимается решение о переоформлении.

Закон изменил сроки предоставления госуслуг по лицензированию:

[3]

Важно: деятельность можно осуществлять по адресу, указанному в лицензии. Если адрес меняется, лицензию необходимо переоформить. Причем до момента переоформления по новому адресу работать нельзя. При намерении коммерсанта осуществлять деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Кроме того, переоформить лицензию необходимо и в случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии. В этом случае в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена. При этом представить в лицензирующий орган документ о прекращении деятельности нужно не позднее чем за 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

В отношении соискателя лицензии, подавшего заявление о предоставлении лицензии либо переоформлении лицензии, проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки. Эти проверки не требуют согласования с прокуратурой. Основанием для проведения проверки является подача заявления о предоставлении лицензии или ее переоформлении.

В ходе документарной проверки изучаются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах.

Предметом внеплановой выездной проверки станут состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Кроме того, рассматривается наличие сотрудников, их соответствие лицензионным требованиям, наличие необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля.

О лицензировании отдельных видов деятельности

Федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ (далее – Закон), за исключением некоторых положений, с 3 ноября 2011 г. заменил ранее действовавший Федеральный закон № 128-ФЗ (далее – Закон № 128-ФЗ) с идентичным наименованием.

Указанный Закон принят во исполнение плана по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009—2015 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р, и плана по совершенствованию государственного управления в 2009—2010 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 03.12.2009 № 1862-р.

Из основных изменений, которые внесены Законом, можно выделить следующие:

1. сокращение списка лицензируемых видов деятельности;
2. отмена срока действия лицензий;
3. возможность использования электронно-цифровой подписи при подаче необходимых для получения лицензии документов в электронной форме;
4. разграничение и сокращение полномочий лицензирующих органов; создание открытого информационного ресурса, содержащего информацию о выданных лицензиях;
5. изменение порядка осуществления лицензионного контроля.

Принимая во внимание указанные изменения, а также правительственные программы, на основании которых был издан Закон, на первый взгляд, прослеживается стремление законодателя ослабить государственное регулирование в сфере экономики и общий тренд на либерализацию отношений в области лицензирования. Помимо этого, логично было бы предположить, что Закон призван частично переложить функцию регулирования с государственных органов на саморегулируемые организации.

Итак, рассмотрим, насколько данные предположения действительны и как механизм их реализации прописан в Законе.

I. Сокращение «списка видов лицензируемых видов деятельности»

Как указывается в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», одним из важных положений проекта Закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.

Читайте так же:  Задолженность по налогам ип по инн

В действительности некоторые виды деятельности исключены из категории лицензируемых в новом Законе:

1. осуществление работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
2. реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
3. перевозки железнодорожным транспортом багажа, грузобагажа и грузов (за исключением опасных грузов);
4. производство и реализация специального игрового оборудования;
5. обеспечения авиационной безопасности;
6. геодезическая и картографическая деятельность, не относящаяся к работам федерального значения;
7. коллекционирование и экспонирование оружия и патронов;
8. перевозка химического оружия;
9. транспортировка отходов I–IV классов;
10. перевозки воздушным транспортом пассажиров или пассажиров для собственных нужд юридического лица либо индивидуального предпринимателя (согласно Закону №128-ФЗ лицензированию подлежали все подобные перевозки);
11. изготовление и ремонт средств измерений;
12. перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, по заказам юридического лица или индивидуального предпринимателя (такого исключения для деятельности по заказу по Закону №126-ФЗ не существовало).

Помимо этого для таких видов деятельности, как изготовлен¬ие протезно-ортопедичес¬ких изделий по заказам граждан, по производст¬ву и реализации¬ специально¬го игрового оборудован¬ия необходимо соблюдение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, который осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Следует отметить, исходя из формулировок, использованных законодателем в новом Законе, невозможно четко определить, является ли перечень лицензируемых видов деятельности исчерпывающим. В частности, в ст. 3 Закона указано, что лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В свою очередь, в ч. 3 ст. 12 Закона указано, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Из нормы ч. 8 ст. 22 Закона следует, что перечень лицензируемых видов деятельности не является исчерпывающим.

Помимо этого, независимо от того, что в Законе из списка лицензируемых исключена деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), регулирование лицензирования указанного вида деятельности осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2007 №117 «О лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» в ред. от 18.05.2011. Указанное Постановление действительно и применяется на территории РФ.

Следует отметить, что такая противоречивая юридическая техника, использованная законодателем, является несовершенной и может привести к определенным негативным правовым последствиям.

Также Законом введено лицензирование видов деятельности, ранее не указанных в Законе № 128-ФЗ. Так, законодателем помимо разработки и производства боеприпасов введено лицензирование их испытания, хранения и реализации. Большинство самостоятельных лицензируемых видов деятельности, которые были Законе № 128-ФЗ, сейчас объединены в единую группу.

Таким образом, можно предположить, что само количество лицензируемых видов деятельности фактически сократилось не столь масштабно, как представляется на первый взгляд.

В ч. 4 ст. 1 Закона указано, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка его продления, приостановлении и возобновлении действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

1. оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
2. частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
3. образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

В связи этим требует разъяснения вопрос о сопоставлении понятия «единого экономического пространства», указанного в п. 1 ст. 4 Закона с таким принципом, как «установление федеральными законами лицензируемых видов деятельности» (п. 2 ст. 4 проекта). Так, данный принцип применительно к институту лицензирования характеризуется: единым размером лицензионного сбора на всей территории Российской Федерации, невозможностью установления и применения административных, экономических препятствий, требовании и условий, за исключением тех, которые установлены федеральным законодательством о лицензировании.

На наш взгляд, помимо противоречивости данных принципов, прослеживается возможность следующего. Появление большого количества нормативно-правовых актов, закрепляющих различные правила в области лицензирования, приведет к исключению принципа «единства экономического пространства» в случае установления различных норм лицензирования. Последствием этого может выступать неоднозначная и противоречивая правоприменительная практика, которая позволит государственным органам применять нормы по собственному усмотрению в зависимости от конкретного случая и дела.

Кроме того, в предоставляемой соискателю возможности получения сразу одной лицензии на широкий перечень видов деятельности просматривается следующее. Объему требований, предъявляемых к соискателю лицензии, в новом Законе посвящена отдельная статья, в отличие от Закона № 128-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 8 Закона в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие:

Представляется, что, установив неограниченный перечень лицензируемых требований, законодатель дал «волю» государственным органам для их предъявления соискателю лицензии, что может привести к появлению дополнительного барьера для субъектов предпринимательской деятельности. На наш взгляд, в целях совершенствования законодательства о лицензировании, следовало закрепить лимитированный перечень требований, предъявляемых к соискателю лицензии.

II. Отмена срока действия лицензий

Бессрочный характер выдаваемых лицензий должен сократить издержки участников гражданского оборота на прохождение лицензионных процедур. Напомним, что ранее срок действия лицензии ограничивался 5 годами. Закон также разрешает придание бессрочного характера лицензиям, выданным до его вступления в силу (ч. 3 ст. 22 Закона). В свою очередь, следует обратить внимание на предусмотренные Законом правила:
1. в случае, когда определенный вид деятельности по лицензии совпадает по объему с соответствующим видом деятельности по новому Закону, и срок данной лицензии не истек к моменту вступления в силу нового Закона, то лицензия действует бессрочно и ее переоформления не требуется;
2. в остальных случаях по истечении срока действия лицензии, она должна быть переоформлена на бессрочную в порядке, предусмотренном в новом Законе.
Указанное нововведение послужит положительным фактором для деятельности многих компаний и предприятий. В свою очередь, придав бессрочный характер лицензиям, законодатель установил дополнительные возможности проведения лицензионного контроля, о которых будет сказано ниже.

III. Возможность использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при подаче необходимых для получения лицензии документов в электронной форме

В соответствии с новым Законом заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

На сегодняшний день, в Российской Федерации наблюдается всеобщий переход на электронное обеспечение предоставления необходимых документов в государственные органы. Повсеместная модернизация административных правоотношений, использование ЭЦП при подаче документов в электронном виде постепенно становится традиционным элементом данных отношений. Новый Закон в этом отношении — не исключение.
Такой порядок представления документов для получения лицензии предоставляет соискателю лицензии возможность взаимодействовать с государственными органами на расстоянии. В свою очередь, представляется, что данный способ предоставления документов является новым и непривычным для субъектов правоотношений, поэтому будет преимущественно использоваться проверенный раннее способ.

Читайте так же:  Форма п-6 (статистика)

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронное сообщение, подписанное ЭЦП или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью.

Использование ЭЦП регулируется силу Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее – ФЗ Об ЭЦП). В соответствии с о ст. 3 ФЗ Об ЭЦП электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

В Российской Федерации ЭЦП пока не получила широкого распространения в силу конкретных причин, а именно: возможность кражи подписи, взлома алгоритмов, применяемых ЭЦП, несовершенство законодательства в данной сфере, сложность хранения документов с использованием ЭЦП и т.д.

№11 (ноябрь 2011 года)

новости, комментарии, аналитика

Налоговики пообщались с бизнесменами

В конце октября в Федеральной налоговой службе прошло заседание правления общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Главными ньюсмейкерами встречи стали президент «Опоры» Сергей Борисов (этим летом назначенный вице-президентом Сбербанка по работе с малым бизнесом), главный налоговик страны Михаил Мишустин и глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов. В новых подходах ФНС и ПФР к малому и среднему бизнесу разбиралась корреспондент «Современного предпринимателя» Ольга Шестопал.

Возврат переплаты
Срок подачи заявления

В течение какого срока можно обратиться в суд с иском о возврате переплаты?
Какую дату можно считать днем, когда бизнесмен узнал о наличии переплаты?
Можно ли подать заявление о возврате переплаты сразу в суд?

Товары и материалы
Смена наименования

Когда предпринимателю может понадобиться изменить название товаров?
Как оформить переименование ценностей?
Какие сложности могут возникнуть, если все закупленные материалы учитывать по наименованиям, указанным поставщиками?

Площади для клиентов
Расчет ЕНВД

Нужно ли при расчете ЕНВД учитывать площадь перед торговой точкой?
Включается ли в расчет «вмененного» налога площадь лестничного прохода?
Как учитывается площадь зала, арендуемая несколькими коммерсантами?

учет и отчетность

бухгалтерия шаг за шагом

Аренда имущества
Обоснование расходов

Какие документы потребуются арендатору для подтверждения расходов?
Нужно ли ежемесячно оформлять акт об оказании услуг?
Какой документ, по мнению инспекторов, подтверждает оказание услуг аренды?

Перевозка грузов
Больше санкций

Какие штрафы установлены за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов?
Какие новые штрафы введены для перевозчиков тяжелых грузов?
Каковы санкции за нарушение правил перевозки опасных грузов?

Обзор за последний месяц

Кредитный договор
Обзор практики

Законно ли погашение кредита третьим лицом?
Можно ли кредитный договор считать публичным договором?
Когда повышение процентов по кредиту нельзя снизить даже через суд?

Видео (кликните для воспроизведения).

Неустойка
Вопросы взимания и установления

Можно ли в качестве неустойки взыскать не деньги, а имущество?
Можно ли взыскать неустойку за неуплату неустойки по обязательству?
Какие разъяснения о возможности снижения размера неустойки подготовил ВАС РФ?

Лицензирование
Напоминание о законе

Когда нужно переоформлять лицензию?
Каков срок действия новых лицензий?
На каком бланке оформляются лицензии с 3 ноября 2011 года?
Что проверяют в случае подачи заявления о получении или переоформлении лицензии?

Квартирный вычет
Официальные разъяснения

Когда можно не подавать декларацию по НДФЛ?
На какие расходы можно уменьшить доход от продажи квартиры?
Могут ли супруги воспользоваться вычетом в разные годы?

Досрочный возврат займа

Нужно ли согласие банка для досрочного погашения кредита?
Правомерно ли взимание комиссии за досрочный возврат?
Как начисляются проценты в случае досрочного погашения долга?

Обратите внимание:

Для людей с плохой кредитной историей составлен рейтинг лучших кредитных предложений 2018 года.

Власти разрешат россиянам записывать на болванки ПО и музыку без лицензии

Власти подготовили законопроект, который отменит лицензирование записи различного контента на CD и DVD-диски. Авторы идеи поясняют, что основным источником распространения пиратских копий контента стал интернет, продажи дисков упали, и их лицензирование больше не эффективно в борьбе с контрафактом.

Законопроект Минкомсвязи

Законопроект об отмене лицензирования деятельности по изготовлению аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах материальных носителей получил одобрение комиссии по законопроектной деятельности. В случае принятия этого закона в России можно будет без лицензии записывать перечисленные виды контента на CD и DVD-диски. Законопроект был подготовлен Минкомсвязи, сообщается на сайте правительства.

С юридической точки зрения законопроект представляет собой поправки к федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Последняя редакция этого закона от мая 2011 г. предусматривает, что все лица, у которых нет авторских прав на какой-либо контент, для записи этого контента на материальный носитель должны иметь соответствующую лицензию.

Напомним, аудиовизуальные произведения, упомянутые в законопроекте, включают в себя кинематографические произведения, телефильмы, видеофильмы, слайд-фильмы и т.д.

Во всем виноват интернет

На сайте правительства поясняется, что лицензирование записи контента на диски было мерой по борьбе с контрафактной продукцией. Однако в связи с развитием интернета и сетевых технологий спрос на диски упал, и их лицензирование перестало быть действенной мерой по борьбе с контрафактом. «На сегодняшний день оно свою задачу выполнило. Основным каналом распространения аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ, в том числе и пиратских, стал интернет», — констатируют авторы законопроекта.

Они приводят данные Роскомнадзора, который выступает лицензирующим органом в этой сфере. Согласно этим данным, с начала 2018 г. было выдано всего две новые лицензии на запись указанных видов контента на материальные носители. В общей же сложности в реестре ведомства присутствуют 82 действующие лицензии. Большая их часть была получена малыми предприятиями и организациями, для которых запись контента на диски не является основной деятельностью.

На сайте также отмечается, что отмена лицензирования не противоречит международным обязательствам России и не нанесет ущерб правообладателям. «Цель законопроекта — актуализировать правовое регулирование с учетом складывающихся общественных отношений в этой сфере», — поясняют разработчики документа.

Борьба с пиратством в интернете

Одновременно власти продолжают борьбу с пиратством в интернете, который стал основным способом распространения нелегальных копий различного контента. В сентябре Минкультуры подготовило поправки в «антипиратский» закон, ускоряющие блокировку пиратских ресурсов. Роскомнадзор должен будет в течение одних суток вместо трех рабочих дней определять владельца сайта с незаконно размещенным контентом, после чего владелец сайта должен будет удалять данный контент «незамедлительно».

Читайте так же:  Базовая доходность

Действующий ныне «антипиратский» закон был принят в 2013 г. Он предоставил владельцам прав на кино- и ТВ-продукцию обращаться в Мосгорсуд с заявлением о введении предварительных обеспечительных мер в отношении сайтов, нарушающих их права. В случае удовлетворения данного заявления оно передается в Роскомнадзор.

Далее у Роскомнадзора есть три рабочих дня для того, что определить владельца сайта и провайдера его хостинга. Затем хостинг-провайдер в течении суток должен проинформировать владельца ресурса о соответствующем нарушении. У владельца ресурса есть сутки на удаление спорного контента, иначе хостинг-провайдер его заблокирует. Если ни владелец сайта, ни хостинг-провайдер никаких мер не приняли, то Роскомнадзор включает соответствующий ресурс в Реестр запрещенных сайтов.

В 2015 г. вступила в силу расширенная редакция «антипиратского» закона. Она предоставила аналогичные возможности по борьбе с пиратами владельцам прав на все виды контента, кроме фото. Тогда же было введено понятие «пожизненной» блокировки: если Мосгорсуд удовлетворяет два иска одного и того же правообладателя к одному и тому же ресурсу, доступ к нему блокируется на постоянной основе без возможности разблокировки.

Принят новый закон о лицензировании

4 мая 2011 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – «закон»), который заменит действующий закон о лицензировании.

Законом предусмотрено изменение перечня лицензируемых видов деятельности, установлен принцип бессрочности лицензии, а также вводится ряд других норм, которые могут оказать существенное влияние на бизнес компаний, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Среди наиболее существенных изменений:

1. Вносятся изменения в перечень лицензируемых видов деятельности. Число видов деятельности, в отношении которых лицензирование отменяется, незначительно. Так, отмена лицензирования предусмотрена для перевозок грузов внутренним водным транспортом и железнодорожным транспортом (за исключением опасных грузов), обеспечения авиационной безопасности и др. Применительно к некоторым видам деятельности прямо указано, что лицензирование не требуется в случае осуществления деятельности для собственных нужд (например, техническое обслуживание шифровальных средств). При этом конкретный перечень работ и услуг, для выполнения и оказания которых необходимы лицензии, а также лицензионные требования в рамках лицензируемых видов деятельности будет устанавливаться Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Вводится принцип бессрочности лицензий. Вновь выдаваемые лицензии будут выдаваться без ограничения срока. Лицензии, которые были выданы ранее на виды деятельности, указанные в законе, со дня вступления закона в силу будут действовать бессрочно. Лицензии на виды деятельности, наименование которых изменено, по истечении срока их действия должны быть переоформлены при соблюдении лицензионных требований, при этом переоформленные лицензии также действуют бессрочно.

3. Уточнены основания и порядок проведения проверок в отношении лицензиатов и соискателей лицензий. В частности, определены основания и рамки для проведения внеплановых выездных проверок, при проведении которых будет применяться Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 19 нового закона; установлено, что документарные и внеплановые выездные проверки в отношении соискателей лицензий при подаче ими заявления о выдаче лицензии проводятся без согласования с органами прокуратуры.

4. Закон применяется в отношении некоторых видов деятельности, лицензирование которых осуществлялось ранее в соответствии со специальным законодательством. Это относится, в частности, к оказанию услуг связи, частной детективной и охранной деятельности, образовательной и медицинской деятельности. При этом специальным законодательством могут быть предусмотрены особенности лицензирования (в том числе в части срока действия лицензии, порядка ее предоставления и продления) оказания услуг связи, теле- и радиовещания, частной детективной и охранной деятельности, а также образовательной деятельности.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования в Российской газете 6 мая 2011 года. Нормы о порядке контроля за соблюдением лицензионных требований, касающиеся проверок лицензирующих органов, вступают в силу с 1 июля 2011 г.

В связи с принятием закона потребуется внесение изменений в постановления Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании по отдельным видам деятельности, и внесение изменений в административные регламенты лицензирующих органов.

Компаниям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности, рекомендуем обратить внимание на новые положения закона, а также отслеживать внесение изменений в указанные постановления Правительства РФ и административные регламенты лицензирующих органов, провести внутренний аудит для подготовки к соблюдению лицензионных требований по видам деятельности, лицензируемым в соответствии с новым законом.

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают богатым опытом взаимодействия с лицензирующими органами и готовы оказать правовую поддержку по вопросам лицензирования.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

В Москве — к Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

Похоронные услуги лицензируют уже в следующем году

Что случилось?

Президент России Владимир Путин по итогам проведенной Контрольным управлением Президента РФ проверки исполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела поручил Правительству внести до 1 декабря 2018 года в Госдуму законопроект о реформировании похоронного дела.

Обсуждение поправок в законодательство, регулирующее сферу ритуальных услуг продолжается уже полтора года. Минстрой разработал соответствующий законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации» и вынес его на общественное обсуждение еще в 2015 году. В этом законопроекте большое внимание уделено новой Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) «Похоронное дело», оператором которой должен стать Минстрой.

Для чего нужна ЕАИС«Похоронное дело»

Чиновник рассказал, что интернет-портал «Похоронное дело», в рамках которого будет работать новая ЕАИС, будет оснащен электронной картой всех кладбищ в России. Это даст возможность любому гражданину в режиме онлайн получить место для своего будущего захоронения. Авторизоваться в системе можно будет уже привычным для россиян способом — через портал госуслуг. Порядок подачи и обработки заявок чиновники пока не определили, как и критерии выбора места захоронения. Технология будет доработана уже после принятия депутатами нового Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проект которого должен быть внесен в Госдуму до конца этого года.

Что хотят изменить чиновники в ритуальных услугах

Документ предусматривает создание хорошо контролируемого механизма, связанного с осуществлением похоронного бизнеса. Заниматься им смогут как государственные компании, так и частные организации. При этом органы местного самоуправления будут обязаны создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. Новые структуры займутся оказанием услуг по погребению, но не смогут предоставлять места по захоронению на кладбищах. Кроме того, в их обязанности войдет определение лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению. Минимальный перечень таких услуг авторы документа также предусмотрели. В него планируется включить:

  • оформление документов, необходимых для погребения;
  • предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • транспортирование останков умершего до места захоронения или в крематорий;
  • захоронение останков или кремация с последующей выдачей праха.
Читайте так же:  Порядок заполнения расчета по страховым взносам

По новому закону, лицо сможет обратиться за возмещением расходов на оплату гарантированного перечня услуг по погребению. Планируется, что близкие родственники усопших смогут возвращать свои деньги через Пенсионный фонд или Фонд социального страхования. Одновременно сохраняется право на социальное пособие на погребение.

Отдельно в законопроекте прописан запрет на распространение третьим лицам сведений о фактах наступления смерти. За такое деяние лица, которые имеют доступ к такой информации, могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы на 30-200 тысяч рублей.

[2]

Что касается непосредственно ритуальных услуг, чиновники предлагают, чтобы их оказывали хозяйствующие субъекты, получившие соответствующую лицензию. За ее отсутствие организации предлагается наказывать на 300 тысяч рублей. Лицензия будет нужна для:

  • организации похорон;
  • транспортировки останков умерших;
  • предпохоронного содержания останков умерших;
  • подготовки тел умерших к погребению;
  • захоронения останков, праха умерших;
  • э ксгумации и перезахоронения останков, праха умерших;
  • услуг по кремации останков умерших.

Любые из ритуальных услуг можно будет предоставлять исключительно на основании договора. Прием заказа и заключение договора на организацию похорон смогут производить только специально обученные агенты ритуального обслуживания. В первую очередь, их будут учить корректно общаться с родственниками усопших, чтобы не показаться навязчивыми.

Допускается заключение договора на захоронение или кремацию не только после смерти человека, но еще при его жизни. Подобный контракт позволят подписывать тем компаниям, у которых имеется договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг. Новая возможность вводится для соблюдения законных интересов граждан, уточняется в пояснительной записке.

Причины, по которым нужна легализация похоронного бизнеса

Напомним, в прошлом году на одном из столичных кладбищ не так давно вспыхнула драка с участием незаконно находящихся на территории РФ мигрантов. Однако эксперты увидели в конфликте не столько проблему незаконной миграции, сколько махинации руководства кладбища, что часто наблюдается в похоронной сфере.

Аналогичного мнения придерживается и руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк, который также участвовал в разработке законопроекта. Еще в прошлом году чиновник подтвердил, что действующий сейчас закон о похоронном деле давно устарел, а отмененное в 2013 году лицензирование привело к тому, что ритуальные услуги оказывают все, кому не лень. Так называемые «черные агенты» занимаются бизнесом незаконно, обманывают клиентов, завышают цены на 30-40 процентов, считает Немерюк. По его мнению, власти должны помочь сформировать понятный, прозрачный и эффективный рынок, где каждый человек будет чувствовать себя защищенным и сможет получать качественные услуги, в том числе по информированию о положенных ему компенсациях и нематериальной помощи.

По задумке разработчиков, новые правила работы в похоронном бизнесе должны вступить в силу с начала 2019 года. Тогда же должна заработать новая ЕАИС. Приобрести лицензию предпринимателям придется в течение полугода со дня вступления в силу требований.

О лицензировании отдельных видов деятельности

Федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ (далее – Закон), за исключением некоторых положений, с 3 ноября 2011 г. заменил ранее действовавший Федеральный закон № 128-ФЗ (далее – Закон № 128-ФЗ) с идентичным наименованием.

Указанный Закон принят во исполнение плана по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009—2015 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р, и плана по совершенствованию государственного управления в 2009—2010 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 03.12.2009 № 1862-р.

Из основных изменений, которые внесены Законом, можно выделить следующие:

1. сокращение списка лицензируемых видов деятельности;
2. отмена срока действия лицензий;
3. возможность использования электронно-цифровой подписи при подаче необходимых для получения лицензии документов в электронной форме;
4. разграничение и сокращение полномочий лицензирующих органов; создание открытого информационного ресурса, содержащего информацию о выданных лицензиях;
5. изменение порядка осуществления лицензионного контроля.

Принимая во внимание указанные изменения, а также правительственные программы, на основании которых был издан Закон, на первый взгляд, прослеживается стремление законодателя ослабить государственное регулирование в сфере экономики и общий тренд на либерализацию отношений в области лицензирования. Помимо этого, логично было бы предположить, что Закон призван частично переложить функцию регулирования с государственных органов на саморегулируемые организации.

Итак, рассмотрим, насколько данные предположения действительны и как механизм их реализации прописан в Законе.

I. Сокращение «списка видов лицензируемых видов деятельности»

Как указывается в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», одним из важных положений проекта Закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.

В действительности некоторые виды деятельности исключены из категории лицензируемых в новом Законе:

1. осуществление работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
2. реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
3. перевозки железнодорожным транспортом багажа, грузобагажа и грузов (за исключением опасных грузов);
4. производство и реализация специального игрового оборудования;
5. обеспечения авиационной безопасности;
6. геодезическая и картографическая деятельность, не относящаяся к работам федерального значения;
7. коллекционирование и экспонирование оружия и патронов;
8. перевозка химического оружия;
9. транспортировка отходов I–IV классов;
10. перевозки воздушным транспортом пассажиров или пассажиров для собственных нужд юридического лица либо индивидуального предпринимателя (согласно Закону №128-ФЗ лицензированию подлежали все подобные перевозки);
11. изготовление и ремонт средств измерений;
12. перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, по заказам юридического лица или индивидуального предпринимателя (такого исключения для деятельности по заказу по Закону №126-ФЗ не существовало).

Помимо этого для таких видов деятельности, как изготовлен¬ие протезно-ортопедичес¬ких изделий по заказам граждан, по производст¬ву и реализации¬ специально¬го игрового оборудован¬ия необходимо соблюдение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, который осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Следует отметить, исходя из формулировок, использованных законодателем в новом Законе, невозможно четко определить, является ли перечень лицензируемых видов деятельности исчерпывающим. В частности, в ст. 3 Закона указано, что лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В свою очередь, в ч. 3 ст. 12 Закона указано, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Из нормы ч. 8 ст. 22 Закона следует, что перечень лицензируемых видов деятельности не является исчерпывающим.

Читайте так же:  Договор возмездного оказания услуг (гпх)

Помимо этого, независимо от того, что в Законе из списка лицензируемых исключена деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), регулирование лицензирования указанного вида деятельности осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2007 №117 «О лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» в ред. от 18.05.2011. Указанное Постановление действительно и применяется на территории РФ.

Следует отметить, что такая противоречивая юридическая техника, использованная законодателем, является несовершенной и может привести к определенным негативным правовым последствиям.

Также Законом введено лицензирование видов деятельности, ранее не указанных в Законе № 128-ФЗ. Так, законодателем помимо разработки и производства боеприпасов введено лицензирование их испытания, хранения и реализации. Большинство самостоятельных лицензируемых видов деятельности, которые были Законе № 128-ФЗ, сейчас объединены в единую группу.

Таким образом, можно предположить, что само количество лицензируемых видов деятельности фактически сократилось не столь масштабно, как представляется на первый взгляд.

В ч. 4 ст. 1 Закона указано, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка его продления, приостановлении и возобновлении действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

1. оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
2. частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
3. образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

В связи этим требует разъяснения вопрос о сопоставлении понятия «единого экономического пространства», указанного в п. 1 ст. 4 Закона с таким принципом, как «установление федеральными законами лицензируемых видов деятельности» (п. 2 ст. 4 проекта). Так, данный принцип применительно к институту лицензирования характеризуется: единым размером лицензионного сбора на всей территории Российской Федерации, невозможностью установления и применения административных, экономических препятствий, требовании и условий, за исключением тех, которые установлены федеральным законодательством о лицензировании.

На наш взгляд, помимо противоречивости данных принципов, прослеживается возможность следующего. Появление большого количества нормативно-правовых актов, закрепляющих различные правила в области лицензирования, приведет к исключению принципа «единства экономического пространства» в случае установления различных норм лицензирования. Последствием этого может выступать неоднозначная и противоречивая правоприменительная практика, которая позволит государственным органам применять нормы по собственному усмотрению в зависимости от конкретного случая и дела.

Кроме того, в предоставляемой соискателю возможности получения сразу одной лицензии на широкий перечень видов деятельности просматривается следующее. Объему требований, предъявляемых к соискателю лицензии, в новом Законе посвящена отдельная статья, в отличие от Закона № 128-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 8 Закона в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие:

Представляется, что, установив неограниченный перечень лицензируемых требований, законодатель дал «волю» государственным органам для их предъявления соискателю лицензии, что может привести к появлению дополнительного барьера для субъектов предпринимательской деятельности. На наш взгляд, в целях совершенствования законодательства о лицензировании, следовало закрепить лимитированный перечень требований, предъявляемых к соискателю лицензии.

II. Отмена срока действия лицензий

Бессрочный характер выдаваемых лицензий должен сократить издержки участников гражданского оборота на прохождение лицензионных процедур. Напомним, что ранее срок действия лицензии ограничивался 5 годами. Закон также разрешает придание бессрочного характера лицензиям, выданным до его вступления в силу (ч. 3 ст. 22 Закона). В свою очередь, следует обратить внимание на предусмотренные Законом правила:
1. в случае, когда определенный вид деятельности по лицензии совпадает по объему с соответствующим видом деятельности по новому Закону, и срок данной лицензии не истек к моменту вступления в силу нового Закона, то лицензия действует бессрочно и ее переоформления не требуется;
2. в остальных случаях по истечении срока действия лицензии, она должна быть переоформлена на бессрочную в порядке, предусмотренном в новом Законе.
Указанное нововведение послужит положительным фактором для деятельности многих компаний и предприятий. В свою очередь, придав бессрочный характер лицензиям, законодатель установил дополнительные возможности проведения лицензионного контроля, о которых будет сказано ниже.

III. Возможность использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при подаче необходимых для получения лицензии документов в электронной форме

В соответствии с новым Законом заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

На сегодняшний день, в Российской Федерации наблюдается всеобщий переход на электронное обеспечение предоставления необходимых документов в государственные органы. Повсеместная модернизация административных правоотношений, использование ЭЦП при подаче документов в электронном виде постепенно становится традиционным элементом данных отношений. Новый Закон в этом отношении — не исключение.
Такой порядок представления документов для получения лицензии предоставляет соискателю лицензии возможность взаимодействовать с государственными органами на расстоянии. В свою очередь, представляется, что данный способ предоставления документов является новым и непривычным для субъектов правоотношений, поэтому будет преимущественно использоваться проверенный раннее способ.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронное сообщение, подписанное ЭЦП или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью.

Использование ЭЦП регулируется силу Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее – ФЗ Об ЭЦП). В соответствии с о ст. 3 ФЗ Об ЭЦП электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Российской Федерации ЭЦП пока не получила широкого распространения в силу конкретных причин, а именно: возможность кражи подписи, взлома алгоритмов, применяемых ЭЦП, несовершенство законодательства в данной сфере, сложность хранения документов с использованием ЭЦП и т.д.

Источники


  1. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

  2. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  3. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  4. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
  5. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  6. /oli>

    Лицензирование напоминание о законе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here