Льготируемое имущество по налогу на имущество

Полезный материал в статье: "Льготируемое имущество по налогу на имущество" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций

Имущественные налоги: ставки и льготы

Организации уплачивают налог на имущество в соответствии с правилами, установленными главой 32 НК РФ . Организации уплачивают налоговый сбор и с недвижимого и с движимого имущества.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать предельные тарифы, указанные в статье 380 НК РФ :

Ставка, % Объект налогообложения
2 База определяется исходя из кадастровой оценки 1,9 Магистральные трубопроводы линии электропередач 1,3 Железнодорожные пути общего пользования 1,1 Движимое имущество 2,2 Остальные объекты налогообложения

Региональные законодатели могут устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории плательщика или объекта налогообложения.

Льготы могут устанавливаться на федеральном и региональном уровнях. Федеральные преференции перечислены в статье 381 НК РФ . Региональные устанавливаются законами субъекта Федерации.

Кто освобожден от уплаты налога на имущество

От уплаты налога на имущество освобождены организации:

  • уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • производители фармацевтической продукции;
  • протезно-ортопедические спецпредприятия;
  • государственные научные центры;
  • резиденты особой экономической зоны;
  • участники проекта «Сколково».

А также от налогообложения освобождены следующие виды основных средств:

  • земельные участки;
  • объекты, используемые для нужд обороны и охраны правопорядка;
  • объекты культурного наследия;
  • ядерные установки, космические объекты, ледоколы, суда, зарегистрированные в Российском международном реестре;
  • федеральные автомобильные дороги;
  • высокоэнергоэффективные объекты, в соответствии с перечнем Правительства РФ;
  • движимые основные средства, принятые на учет с 01.01.2013, если такое решение принято субъектом Федерации;
  • основные средства, отнесенные к первой и второй амортизационным группам.

Как налоговые льготы отразить в отчетности

Плательщики налога на имущество обязаны в соответствии со ст. 386 НК РФ предоставлять в ИФНС по месту уплаты фискального платежа:

  • ежегодно налоговую декларацию — не позднее 30 марта следующего года;
  • ежеквартально авансовый расчет — не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала.

Формы отчетности утверждены Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] Факт применения налогового льготирования необходимо отразить при заполнении отчета. Для этого предназначены:

  • строки 130, 160 и 190 раздела 2 в авансовом расчете;
  • строки 160, 200 и 240 раздела 2 в годовой декларации.

Коды налоговых льгот приведены в Приложении 6 к Порядку заполнения отчетных форм.

2018 год: куда пропал код налоговой льготы 2010257

До 2018 года в декларации указывался код 2010257: льгота по налогу на имущество движимое, принятое на учет с 01.01.2013. До 01.01.2018 такие основные средства освобождались от налогообложения. Их нужно было отражать в отдельном листе раздела 2 декларации (или авансового расчета), указывая код 2010257. В последний раз этому правилу необходимо было следовать при заполнении отчета за 2017 год.

С 01.01.2018 освобождение от налогообложения для таких движимых основных средств применяется, только если такое решение примет субъект РФ. В этом случае в разделе 2 отчета указывайте 2012000 код налоговой льготы.

В ином случае такие основные средства облагаются по пониженной ставке 1,1 %. При заполнении отчета следует указать код налоговой льготы 2012400.

Последние изменения в налогообложении имущества организаций

Начиная с 2019 года, все движимые основные средства будут освобождены от налогообложения. Такие изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Объектом обложения будет признаваться только недвижимость.

Если компания не является собственником зданий, сооружений, помещений, то она с 01.01.2019 не будет являться налогоплательщиком. Следовательно, организация будет освобождена от необходимости исчислять налог и сдавать соответствующую отчетность.

Отмена налога на движимое имущество

В 2018 году объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций в общем случае признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое в бухгалтерском учете организации в составе объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств с 01.01.2013 (кроме полученных от взаимозависимых лиц или в результате реорганизации или ликвидации), НК РФ предусматривает налоговую льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ). При этом с 01.01.2018 эта льгота действует в конкретном субъекте РФ только в том случае, если она предусмотрена соответствующим законом субъекта (п. 1 ст. 381.1 НК РФ).

Так, к примеру, в Москве налог на движимое имущество 2018 предусматривает указанную выше льготу (п. 31 ч. 1 ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64). А, скажем, в Тверской области льгота на движимое имущество не действует (Закон Тверской области от 27.11.2003 № 85-ЗО).

Конечно, льгота на движимое имущество может быть предусмотрена в отношении объектов 3-10 амортизационных групп. Ведь движимые объекты основных средств, включенные в 1 или 2 амортизационные группы, вообще не являются объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Однако пока актуальная тема налога на движимое имущество организаций в 2018 году, уже со следующего года потеряет свою важность. Это связано с тем, что принят Закон об отмене налога на движимое имущество.

Не будет налога на движимое имущество с 2019 года!

С 01.01.2019 вступает в силу пп. «а» п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Изменения вносятся в п. 1 ст. 374 НК РФ, где дается понятие объекта налогообложения. Из определения объекта налогообложения налогом на имущество исключено слово «движимое». То есть с 2019 года облагаться налогом на имущество может только недвижимое имущество.

Таким образом, с 01.01.2019 налог на движимое имущество отменен по отношению к таким объектам независимо ни от даты их приобретения, ни от способа или источника поступления движимого имущества.

Обращаем внимание, что до 01.01.2019 льготируемое движимое имущество, хотя и не облагается налогом, но отражается в декларации (расчете) по налогу на имущество в разделе 2 в подразделе, посвященном расчету среднегодовой (средней) стоимости имущества. Кроме того, льготируемое движимое имущество и даже движимые основные средства I-II амортизационных групп (которые в принципе не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество) справочно отражаются в декларации, расчете по строкам 270, 210 соответственно. С 01.01.2019 ни в расчетных, ни в справочных целях стоимость движимого имущества в декларации (расчете) по налогу на имущество показываться не будет.

Новый порядок обложения налогом на имущество движимых объектов

Материал для подписчиков издания «Новая бухгалтерия». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Новая бухгалтерия

Журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал состоит из четырех основных разделов: бухгалтерский учет, налоги, труд и заработная плата, право.

Периодичность выхода: 1 раз в месяц. Объем: 144 полосы.

Льгота 2010257 по налогу на имущество организаций

Налоговая служба в Письме от 17 декабря 2014 г. № БС-4-11/26159 указала новые коды льгот по налогу на имущество организаций, юридических лиц. Данные коды отражены в Приложении № 6 к Порядку заполнения декларации.

Льготы: освобождение определенного основного средства; льготная ставка основного средства; уменьшение суммы налога определенного основного средства в декларации по налогу на имущество отражается в строках 160, 200 или 240 раздела 2 или 040, 070 или 120 раздела 3.

Код льготы по налогу на имущество 2010257

Основные средства, принятые и введенные в эксплуатацию в любой организации на правах собственности становятся объектом налогообложения.

Читайте так же:  Как получить статус безработного

Код льготы 2010257 учитывается в налоговых расчетах по авансовым платежам с 01 января 2015 г., так как в декларацию не было внесено изменение, ФНС разъяснила применение льготы в письме от 02 декабря 2014 г. N БС-4-11/[email protected]

До января 2015 года движимое имущество, принятое с 01 января 2013 года в качестве ОС не признается объектом налогообложения по налогу на имущество (подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ). Исключение составляют ОС, полученные в результате:

  • ликвидации компании либо реорганизации юридического лица;
  • приобретения, передачи имущества между взаимозависимыми лицами, кроме железнодорожных составов выпущенных после 01 января 2013 г. с 2017 года.

Применение льготы (пункт 25 статьи 381 НК РФ) с 2018 года зависит от решения о применении льготы в регионе, согласно статье 381.1 НК РФ.

Код налоговой льготы по налогу на имущество организаций – 2010257 показывается в Разделе 2 по строке 160 налогового расчета по авансовым платежам.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Возможность применять льготы по налогу (федеральные, региональные) не освобождает от обязанности сдавать в налоговую службу декларацию по налогу на имущество, согласно Приказу ФНС от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895.

Основанием для использования льготы 2010257 в организации являются акты приема-передачи основных средств и инвентарная карта на имущество, подтверждающие данные об учтенных на балансе движимого имущества.

Код налоговой льготы 2010257 не применяется

Налоговую льготу нельзя применить к основным фондам, которые не входят в первую и вторую амортизационную группу. При расчете среднегодовой стоимости имущества за 2016 -2017 гг. учитывается стоимость ОС, входящих в 3-10 группы.

Также при расчете среднегодовой стоимости имущества не учитываются:

  • основные средства имеющие остаточную стоимость и принятые к учету до 01 января 2013 г.;
  • несамортизированные ОС, принятые к учету организацией в период 2013-2014 гг в результате ликвидации или реорганизации юридического лица.

Применение льготы 2010257 на примере

Рассмотрим более подробно на примере применение кода льготы 2010257 по налогу на имущество организаций.

Остаточная стоимость ОС в организации на первый день каждого месяца отчетного периода, за который составляется декларация по имуществу:

По состоянию на дату

Остаточная стоимость ОС, признаваемых объектом налогообложения

В т.ч. стоимость льготируемого имущества

01 января 1 650 000 720 000 01 февраля 1 630 000 710 000 01 марта 1 610 000 700 000 01 апреля 1 590 000 690 000 01 мая 1 570 000 680 000 01 июня 1 550 000 670 000 01 июля 1 530 000 660 000

Налоговая ставка для организации равна 2,2 %

  • средняя стоимость основных фондов за полугодие составляет 1 590 000 руб. (1 650 000 +1 630 000 + 1 610 000 + 1 590 000 + 1 570 000 + 1 550 000 + 1 530 000) /7;
  • средняя стоимость льготируемого имущества за полугодие составляет 690 000 руб. (720 000 + 710 000 + 700 000 + 690 000 + 680 000 + 670 000 + 660 000)/7;
  • сумма авансового платежа за полугодие составляет 19 800 руб. (1 590 000 — 690 000) * 2,2%.

Образец заполнения декларации по налогу на имущество с применением льготы 2010257 прилагается в формате Excel и в формате PDF.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу

Автор: Ларцева Л., редактор журнала

С 1 января 2018 года отменена федеральная льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства. Теперь такую льготу будут устанавливать регионы. Об особенностях применения указанной льготы расскажем в статье.

Нормы НК РФ.

Пунктом 25 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основного средства, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года данная налоговая льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Стоит отметить, что регионы вправе освободить от налого­обложения перечисленное имущество полностью либо установить в отношении него пониженную налоговую ставку. Причем такая ставка в 2018 году не должна превышать 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Кроме того, законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения этого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).

Региональное законодательство.

Поскольку полномочия по установлению налоговой льготы или пониженных налоговых ставок в отношении движимого имущества переданы на региональный уровень, приведем обзор законов субъектов РФ, из которых выясним, какие налоговые ставки по указанному имуществу определены в регионах на 2018 год.

Нормативный акт субъекта РФ

Ставка налога на 2018 год (в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года)

Закон от 27.12.2017 № 135-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 29.11.2017 № 116-ОД

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 28.12.2017 № 4269-ОЗ

Освобождаются от уплаты налога организации, осуществляющие инвестиции в объекты основных средств в объеме не менее 100 млн руб. в год

Еврейская автономная область

Законы от 30.11.2017 № 194-ОЗ, от 20.12.2017 № 196-ОЗ

Более низкие ставки установлены для организаций здравоохранения области и организаций, получивших статус резидентов территории опережающего развития

Закон от 11.12.2017 № 94-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 28.11.2017 № 118

От уплаты налога освобождаются организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, спорта, строительства и прочих областях, перечисленных в региональном законе, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общем объеме выручки

Закон от 02.10.2017 № 147

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 24.11.2017 № 78-ЗКО

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 29.12.2017 № 92-ОЗ

При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Закон от 29.11.2017 № 785-129

Закон от 14.09.2017 № 106-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ

Льгота распространяется на все организации

Закон от 08.11.2017 № 152-З

При этом в данном регионе установлена льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду. Однако такая льгота действует только для определенных организаций, например для учреждений, финансируемых из областного или местных бюджетов

Закон от 20.12.2017 № 3127-ЗПО

Пониженная ставка распространяется на все организации

Закон от 22.12.2017 № 97-ЗРТ

Закон от 15.11.2017 № 144-З

Закон от 30.11.2017 № 82-ЗТО

Закон от 24.10.2017 № 74

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Закон от 20.12.2017 № 92-оз

Закон от 27.11.2017 № 45-РЗ

Льгота распространяется на все организации

Видео (кликните для воспроизведения).

Чукотский автономный округ

Читайте так же:  Налог с премии работника

Закон от 19.12.2017 № 103-ОЗ

Данная налоговая льгота действует в отношении государственных органов (органов местного самоуправления), а также казенных, бюджетных и автономных учреждений, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета Чукотского автономного округа

Закон от 31.10.2017 № 44-З

При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года. Таким образом, ставка 1,1 % применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года по 2015 год

[3]

Анализируя таблицу, можно отметить, что из 22 субъектов РФ решение о сохранении льготы на 2018 год приняли лишь шесть регионов (Владимирская, Ивановская, Липецкая, Московская области, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ). Причем в Чукотском автономном округе данная льгота установлена только в отношении государственных органов и учреждений госсектора.

Другие регионы предпочли определить в отношении движимого имущества пониженную ставку от 0,5 до 1,1 %.

В отдельных субъектах по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, налоговая ставка не установлена, при этом введено освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого на учет в более поздние сроки, например:

в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге освобождается от уплаты налога движимое имущество учреждения, с даты выпуска которого прошло не более трех лет;

в Нижегородской области – движимое имущество учреждения, принятое на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду (для отдельных организаций).

Если льгота не продлена, пониженная ставка не установлена…

На сегодняшний день не по всем регионам изданы нормативные акты, регулирующие порядок взыскания налога на имущество в отношении движимого имущества.

И даже в тех законах, которые уже приняты, зачастую приводятся ставки не по всему движимому имуществу, принятому на учет в 2013 – 2018 годах. Например, установлена ставка 0 % в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2016 года, а по имуществу, учтенному с 2013 года по 2015 год, ставка налога не определена.

Что делать в этих случаях, какую налоговую ставку применять?

Согласно официальным разъяснениям, если в субъекте РФ в 2018 году не будет законодательно предусмотрено продление действия льготы по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, и не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то в отношении указанного имущества налог и авансовые платежи по нему за налоговый период (отчетные периоды) 2018 года будут исчисляться по ставке, установленной региональным законодательством в пределах 1,1 %, или по ставке 1,1 % (если законодательством субъекта РФ не будет определена ставка по п. 3.3 ст. 380 НК РФ) (письма ФНС РФ от 20.12.2017 № БС-19-21/327, Минфина РФ от 19.12.2017 № 03-05-05-01/84676, от 22.12.2017 № 03-05-04-01/85757).

О применении льготы по имуществу, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

Как упоминалось выше, согласно п. 2 ст. 381.1 НК РФ регионы могут вводить дополнительные налоговые льготы, в частности в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

К примеру, такая льгота в виде полного освобождения от налогообложения введена в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге (см. п. 9, 10 таблицы).

При применении данной льготы возникает вопрос: что признается датой выпуска имущества? Ответ на него содержится в Письме Минфина РФ от 23.01.2018 № 03-05-04-01/3204. В нем разъясняется, что под термином «выпуск промышленной продукции» в нормативных правовых актах РФ понимается «изготовление продукции».

Так, Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 № 18 утверждены Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93 (далее – Рекомендации), которые содержат термины и определения основных понятий, применяемых в системе разработки и постановки продукции на производство при создании, производстве и эксплуатации или потреблении продукции. Согласно п. 1.5.6 Рекомендаций предприятие (организация, объединение), осуществляющее выпуск продукции, рассматривается как изготовитель (продукции). При этом под объемом выпуска (продукции) (п. 1.1.14 Рекомендаций) понимается количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений, изготовляемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени (ГОСТ 14.004-83).

Кроме того, п. 19 Порядка заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 137, установлено, что в целях классификации товара и (или) исчисления таможенных и иных платежей под датой выпуска товара понимается дата изготовления товара.

В судебной практике момент выпуска товара в обращение обусловлен по времени датой изготовления товара (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № 09АП-7491/2017-ГК, от 16.08.2017 № 09АП-32129/2017).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» дата изготовления отдельных видов техники определяется на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички изготовителя, которая закрепляется на заметном, легкодоступном месте техники и не подлежит замене в процессе эксплуатации. Указано, что если в технической документации и табличке изготовителя содержится противоречивая информация о дате изготовления либо отсутствует информация изготовителя техники о дате изготовления, то считать эту технику техникой, с момента выпуска которой прошло более трех лет.

На основании вышеизложенного Минфин сообщает, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме дают пояснения по установлению даты выпуска в отношении объектов движимого имущества, изготовленных собственными силами. Сообщается, что дата выпуска такого имущества определяется датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основного средства.

Льгота по налогу на имущество учреждения в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства, с 1 января 2018 года устанавливается законами субъектов РФ. Исходя из уже принятых региональных законов, не все субъекты сохраняют льготу. Скорей всего, это связано с тем, что не каждый регион может себе позволить отказаться от дополнительных поступлений в бюджет, ведь налог на имущество учреждения является региональным налогом, следовательно, собранная сумма налога увеличивает доход соответствующего бюджета субъекта РФ.

В случае неосвобождения указанного имущества от налогообложения субъект РФ определяет по нему пониженную налоговую ставку, которая не должна превышать 1,1 %.

Если решение об установлении налоговой льготы по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года, не принято в субъекте РФ, в 2018 году по данному имуществу применяется предельная налоговая ставка в размере 1,1 %.

Помимо названной льготы, регионы могут вводить дополнительные льготы, например, в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. В случае применения такой дополнительной льготы стоит отметить, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. Если же движимое имущество учреждения изготовлено собственными силами, то его датой выпуска признается дата постановки объекта на бухгалтерский учет в качестве основного средства.

Читайте так же:  Запись в трудовой «по собственному желанию»

Льготы по налогу на имущество организаций

Налоговым кодексом установлены льготы по налогу на имущество организаций. Причем в одних случаях под льготу подпадает имущество определенных организаций, в других –имущество определенного «типа» независимо от категории организации, которой оно принадлежит.

Также льготы могут быть установлены законами субъектов РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ). Это могут быть и льготы, например, в виде пониженной налоговой ставки или, скажем, в виде уменьшения суммы налога к уплате в бюджет.

Кто освобожден от уплаты налога на имущество

На федеральном уровне от налога освобождаются (ст. 381 НК РФ):

  • организации уголовно-исполнительной системы – в части имущества, используемого для исполнения возложенных на них обязанностей;
  • религиозные организации – в части имущества, используемого для ведения религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% всех членов общества, – в части имущества, используемого для ведения уставной деятельности;
  • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • имущество организаций, обладающих статусом государственных научных центров, присвоенным в соответствующем порядке (утв. Указом Президента РФ от 22.06.1993 N 939);
  • и другие.

Даже если организация имеет право на применение льготы (федеральные или региональные), она все равно должна представлять в ИФНС декларацию по налогу на имущество (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 ). А также расчет по авансовому платежу, если законом субъекта РФ по данному налогу установлены отчетные периоды (п. 2,3 ст. 379, п. 1,2 ст. 386 НК РФ). И тот факт, что организация применяет льготу, безусловно, должен быть в отчетности отражен.

Коды налоговых льгот по налогу на имущество организаций

Льготы по налогу на имущество для целей заполнения декларации закодированы. Сами коды перечислены в Приложении N 6 к Порядку заполнения декларации. Коды, соответствующие льготе, в зависимости от того, в каком виде она предоставляется (освобождения определенного имущества, льготной ставки, уменьшения суммы налога) в декларации указываются в строках:

  • 160, 200 или 240 раздела 2, в котором налог рассчитывается исходя из балансовой стоимости имущества;
  • 040, 070 или 120 раздела 3, в котором налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества.

На практике нередко возникают вопросы по коду налоговой льготы 2010257, который кстати в Приложении N 6 не поименован. Но это объяснимо.

Код 2010257 соответствует льготе по налогу на имущество, освобождающей от налогообложения движимое имущество компании, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве ОС (из 3–10-й амортизационных групп), кроме имущества, принятого на учет по итогам реорганизации или ликвидации организаций, либо полученного от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ). Это правило действует с 2015 года. Однако соответствующие изменения в декларацию так и не внесли. В результате ФНС просто выпустила разъяснения о том, что при применении данной льготы указывать в декларации нужно именно этот код (Письмо ФНС от 12.12.2014 N БС-4-11/[email protected] ).

Порядок заполнения декларации по налогу на имущество

Декларация по налогу на имущество — это основная отчетность по фискальным платежам, рассчитанным со стоимости внеоборотных активов. Как и другие подобные формы, декларация по налогу на имущество имеет ряд особенностей заполнения, которые обязательно нужно учитывать.

Субъекты, которые должны представлять в ФНС декларацию по налогу на имущество

Если хозяйствующий субъект имеет на балансе активы, которые по критериям НК подпадают под объект обложения налогом на имущество, они обязаны сдавать соответствующую отчетность. Представление декларации по налогу на имущество осуществляется:

  • в налоговую инспекцию по фактическому месту расположения компании;
  • при наличии отдельного баланса у филиалов в случае имеющихся объектов обложения налогом — в отделение ФНС по месту нахождения таких филиалов;
  • для объектов, по которым действуют специфические правила начисления налога (например, часть железнодорожного полотна) — в инспекцию по месту нахождения актива.

С 2015 года к списку фирм, на которых возложена обязанность уплачивать налог на имущество организаций, добавились компании, применяющие упрощенный режим и систему ЕНВД. С того момента у указанных компаний появилась обязанность по сдаче декларации по имущественному налогу.

Когда подается нулевая декларация по налогу на имущество?

В предыдущем разделе сказано, что сдавать отчетность должны компании, имеющие объект обложения налогом. Если в фирме его нет, она не должна составлять и представлять в инспекцию декларацию по налогу на имущество.

В то же время, если в компании имеется имущество, но в силу закона на него распространяются какие-либо льготы и налог с него не уплачивается, придется сдать в инспекцию нулевую декларацию по налогу на имущество.

Не позднее какой даты сдается налоговая декларация по налогу на имущество организаций?

В качестве налогового периода по налогу с имущества организаций выступает календарный год. По общему правилу крайней датой для сдачи отчетности по данному налогу является 30 марта после завершения налогового периода. Исходя из этого, декларация по налогу на имущество за 2016 год должна быть подана в отделение ФНС до 30 марта 2017 года включительно.

[2]

Если на территории, где уплачивается налог, предусмотрены авансовые квартальные перечисления по нему, то отчетность по таким предварительным платежам должна быть сформирована и передана налоговикам до 30-го числа месяца, идущего после окончания квартала.

Какой бланк декларации следует применять?

Отчетность по фискальным платежам должна в обязательном порядке сдаваться на бланках актуального формата. В связи с этим нужно постоянно отслеживать все изменения или полные обновления форматов, которые регулярно вносятся в них ФНС.

Бланк декларации по налогу на имущество действует на основе приказа ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895. Последние же изменения были внесены в форму приказом ФНС России от 05.11.2013 № ММВ-7-11/[email protected]

Ознакомиться с актуальной декларацией по налогу на имущество можно по ссылке ниже:

Нововведения в оформлении части 2 налоговой декларации по налогу на имущество

Наиболее существенные изменения, внесенные в отчетность по платежам со стоимости имущества, коснулись раздела 2, в котором учитывается остаточная стоимость объектов. Особое внимание при этом следует уделить полям 140, 141 и 270 указанной части.

Остановимся подробнее на содержании этих строк:

  • поле 140 — общая остаточная стоимость внеоборотных активов, включаемая в базу;
  • поле 141 — аналогичный показатель, но только для недвижимого имущества по состоянию на конец отчетного периода, учитываемого в том числе в строке 140;
  • поле 270 предназначено для отражения остаточной стоимости всех типов имущества — и движимого, и недвижимого.

Объекты движимого имущества, принятые на баланс после 01.01.2013, не включаются в базу по обложению налогом, однако должны попасть в декларацию по налогу на имущество.

Больше всего вопросов при оформлении отчетности и расчете налога вызывает процесс дробления внеоборотных активов на движимые и недвижимые объекты. В качестве примера можно выделить отделимые улучшения объектов недвижимости, в частности системы вентиляции или кондиционирования. Подспорьем при отнесении объекта к тому или иному классу могут служить письма Минфина РФ от 04.10.2013 № 03-05-05-01/41301 и от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960.

Какую информацию вносить в раздел 3?

Данная часть добавлена в декларацию с 2014 года и служит для отражения имущества, остаточная стоимость которого рассчитывается исходя из стоимости, указанной в кадастре. Подобная необходимость и обновленный порядок заполнения декларации по налогу на имущество обусловлены требованиями ст. 378.2 НК РФ.

К имуществу, налог с которого определяется исходя из кадастровой стоимости, можно причислить:

  • здания административного, торгового или иного коммерческого назначения;
  • расположенные в нежилых помещениях точки общепита или розничной торговли, а также офисы и предприятия бытового обслуживания;
  • недвижимые объекты, находящиеся во владении зарубежных компаний, не имеющих филиалов в России, либо не эксплуатируемые этими филиалами.
Читайте так же:  Штраф за неприменение онлайн касс

Расчет базы и налога по указанным единицам в декларации по налогу на имущество проводится построчно по каждому объекту; в качестве идентификатора при этом применяют кадастровый номер.

Как корректно рассчитать сумму налога без переплат?

Опасаясь последствий некорректного расчета в виде возможных санкций, специалисты стараются подстраховаться и склонны зачастую уплачивать налог в большем размере, чем это требуется. Подобная практика приводит к дополнительному оттоку финансовых ресурсов компании и некорректному составлению отчетности по налогам. Осуществлять определение базы по налогам следует как можно более корректно. В части платежей со стоимости имущества это во многом зависит от правильной идентификации принадлежащих компании активов.

Для этого наиболее пристальное внимание следует уделить следующим типам объектов:

  • недвижимость, как полученная, так и сданная по договору лизинга, является объектом обложения, только если стоит на балансе фирмы;
  • всё прочее имущество, полученное или сданное по договору лизинга, также находит свое отражение при расчете налога только в случае, если оно числится на балансе у предприятия и попало туда до 1 января 2013 года;
  • движимое имущество, полученное в процессе реорганизации компании, учитывается при расчете налога, только если оно попало на учет до января 2013 года;
  • охранные средства и устройства кондиционирования включаются в базу, только если они оприходованы и введены в эксплуатацию до января 2013 года.

Итак, декларация по налогу на имущество должна быть оформлена корректно, а для этого нужно учитывать ряд сложных моментов, связанных с идентификацией типа имущества и выделением льготируемых объектов и объектов, налог с которых исчисляется по кадастровой стоимости.

Налог на имущество в свете нового Плана счетов

С.Г. Хабаев, автор универсального справочника «Бюджетный учет по новому плану счетов»

В разгаре подготовка к сдаче полугодовой отчетности. Среди прочих платежей, по которым должны отчитаться бюджетники, — налог на имущество, хотя некоторые учреждения и имеют по нему льготу.

Читайте в этом материале о том, кто вправе претендовать на льготы и при каких условиях, как рассчитать налоговую базу. Кроме того, здесь рассказано, как, выполняя требования новой Инструкции № 70н, отразить в учете начисленный и уплаченный налог, в том числе и учреждениям, занимающимся предпринимательской деятельностью.

С каких объектов платить налог не нужно

Глава 30 Налогового кодекса РФ оговаривает две категории имущества, с которого не надо уплачивать налог. Во-первых, это имущество, которое вообще не относится к облагаемым объектам.

Во-вторых, то имущество, которое законодатели освободили от налога (льготируемое имущество). Это разные понятия, путать их не следует. Среди норм главы 30, посвященных данным категориям, есть и положения, которые касаются бюджетников. Поэтому начнем с того, что расскажем, каким бюджетным организациям и с каких объектов налог можно не платить.

Имущество, которое не является объектом налогообложения

Во-первых, это земельные участки и объекты природопользования. А во-вторых, имущество, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. Согласно пункту 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, такие объекты налогом не облагаются. Правда, чтобы имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, освобождалось от налога, должно выполняться два условия:
1) в данных органах предусмотрена военная служба. В качестве примера можно привести Вооруженные силы РФ, пограничные войска, органы МВД, МЧС России, таможенные органы;
2) имущество используется для нужд обороны (в том числе гражданской), для обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Если какое-либо из двух условий не выполняется, за объект придется перечислять налог в общем порядке. Также налог надо рассчитывать со стоимости имущества лабораторий, научно-исследовательских и вычислительных центров, других организаций, входящих в состав «военизированных» федеральных органов исполнительной власти. На это московские налоговики обратили внимание в письме от 15 сентября 2004 г. № 23-10/1/ 59811.

Перечень льготируемого имущества приведен в статье 381 Налогового кодекса РФ. При этом можно выделить два вида льгот, предоставляемых бюджетным учреждениям.

Первый вид — льготируется все имущество организации. Это касается государственных научных центров. Статус государственного научного центра присваивают предприятиям, учреждениям, организациям науки, а также высшим учебным учреждениям. При этом вуз должен иметь уникальное опытно-экспериментальное оборудование, нанимать высококвалифицированных специалистов и добиться международного признания для своих научных исследований.

Второй вид льготы состоит в том, что от налога освобождаются только некоторые объекты, принадлежащие организации. К ним относятся:
— памятники истории и культуры федерального значения;
— имущество организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, которое они эксплуатируют, чтобы выполнять возложенные на них обязанности;
— ядерные установки, нужные для достижения научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов.

Кроме того, до 1 января 2006 года освобождены от налога объекты:
— социально-культурной сферы, используемые для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
— жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет региональных или местных бюджетов;
— необходимые для научных и научно-исследовательских работ, которыми занимаются академии наук, образования, архитектуры, художеств.

Тут стоит обратить внимание на то, что, согласно пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ, регионы могут продлить действие этих льгот и на следующие годы. И еще один нюанс. Учреждение вправе воспользоваться льготами независимо от источника, за счет которого было куплено имущество, — бюджетных средств или доходов от предпринимательской деятельности. Главное — оно должно соответствовать требованиям статьи 381 Налогового кодекса РФ. При этом чтобы определить, относится ли имущество к льготируемому, можно воспользоваться следующими документами:
— Общероссийским классификатором основных фондов

ОК 013-94 (ОКОФ). Он утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359;
— Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), принятым постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.

На что обратить внимание при расчете налоговой базы льготируемого имущества

Итак, налог платить не надо, только если бюджетник использует имущество в целях, предусмотренных статьей 381 Налогового кодекса РФ. То есть когда объект эксплуатируют в любой другой деятельности, его стоимость следует включить в расчет налоговой базы.

А если имущество использовать одновременно как по назначению, так и в иной сфере? Допустим, бюджетное учреждение сдает часть своего здания — одно или несколько помещений — в аренду. Чтобы правильно рассчитать налог в такой ситуации, нужно вести раздельный учет: по льготируемой части и по помещениям, не освобожденным от налогообложения.

Однако как это сделать, если основное средство является неделимым инвентарным объектом, в Инструкции по бюджетному учету не прописано. Не сказано, как поступать в таком случае, и в главе 30 Налогового кодекса РФ. Выходит, бюджетник может использовать льготу по всему зданию. Неужели даже когда в аренду сдается 99,99 процента площади? С этим вопросом мы обратились к специалистам отдела методологии имущественных налогов ФНС России. И вот что нам ответили. Если в аренду отдано менее 50 процентов площади здания, то учреждение может не платить с него налог на имущество. Если же арендатору предоставляется 50 и более процентов помещений, то налог придется считать со всей площади.

Читайте так же:  Налоговые льготы предпенсионерам

Что касается движимого имущества, которое было передано в аренду вместе с помещением (например, компьютеры, шкафы, столы), то с этих предметов налог необходимо заплатить в любом случае. Тут уже не важно, сколько метров занял арендатор.

Кстати, включать в налоговую базу суммы, учитываемые на счете 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства», не нужно. Ведь они основными средствами не являются. Не надо брать в расчет и стоимость объектов, отраженную на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства».

Если расчет налога по облагаемому имуществу приводят в разделе 2 декларации (расчета), то для льготируемых объектов специально предусмотрен раздел 5. То есть, несмотря на то, что налог с таких основных средств платить не нужно, расчет налоговой базы показать все же придется. Также нужно привести код льготы в соответствии с Классификатором льгот. Его можно взять из таблицы, приведенной в разделе 9 «Коды налоговых льгот» Инструкции по заполнению декларации (расчету) по налогу на имущество. Она утверждена приказом МНС России от 23 марта 2004 г. № САЭ-3-21/224.

Высшему учебному заведению принадлежит здание площадью 2000 кв. м. Одно из помещений, занимающее 400 кв. м, предоставляется в аренду. Так как большая часть здания (1600 кв. м) используется в образовательной деятельности, вся стоимость здания льготируется. Основание — пункт 7 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Согласно таблице, приведенной в разделе 9 Инструкции, льгота имеет код 2010229. Это значение бухгалтер привел по строке 020 раздела 5.

Остаточная стоимость здания по данным бухгалтерского учета составила:
— на 1 января 2005 года — 29 000 004 руб.;
— на 1 февраля 2005 года — 28 916 671 руб.;
— на 1 марта 2005 года — 28 833 338 руб.;
— на 1 апреля 2005 года — 28 750 005 руб.;
— на 1 мая 2005 года — 28 666 672 руб.;
— на 1 июня 2005 года — 28 583 339 руб.;
— на 1 июля 2005 года — 28 500 006 руб.

Среднегодовая стоимость имущества такова:

(29 000 004 руб. + 28 916 671 руб. + 28 833 338 руб. + 28 750 005 руб. + + 28 666 672 руб. + 28 583 339 руб. + 28 500 006 руб.) : 7 мес. = 28 750 005 руб.

Как бухгалтер заполнил раздел 5 Расчета по налогу на имущество за первое полугодие 2005 года.

Как начислить налог на имущество

Порядок, в котором следует отражать начисленный налог на имущество, зависит от того, за счет какого источника приобретен объект — бюджетного финансирования или выручки от предпринимательства. Рассмотрим каждый из случаев.

Имущество приобретено за счет бюджетных средств

Согласно разделу VI Указаний (утверждены приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н), налоги и сборы в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов, учитываются по статье 290 «Прочие расходы». А согласно Инструкции № 70н такие суммы отражаются по счету 0 401 01 280 «Прочие расходы». То есть код классификации операций сектора государственного управления (280) не совпадает с кодом экономической классификации расходов бюджетов (290). Тем не менее при начислении налога на имущество надо использовать счет, предусмотренный Планом счетов бюджетного учета. Отразить в учете операции с налогом на имущество нужно так .

Изменим условия примера 1. Допустим, что из всей площади здания

(2000 кв. м) бюджетник сдает в аренду 1400 кв. м. Так как это больше 50 процентов, учреждению придется перечислять авансовые платежи в бюджет.

В регионе, где находится учреждение, ставка налога на имущество равна 2,2 процента. Значит, авансовый платеж за первое полугодие 2005 года составляет 158 125,03 руб. (28 750 005 руб. x 2,2% x 1/4). Эту сумму учреждение уплатило за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств по статье «Прочие расходы», которые на 2005 год составили 650 000 руб..

Имущество приобретено за счет предпринимательского дохода

Отразить налог с имущества, которое было куплено на выручку от предпринимательства, на счете 0 401 01 200 «Расходы учреждения» нельзя. На этом счете расходы по предпринимательской деятельности вообще не учитываются. Показать налог на счете 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» тоже не получится. Здесь накапливают суммы, истраченные на выпуск продукции, услуг или работ. Поэтому отнести налог нужно на счета учета финансового результата за отчетный период.

Конкретный же счет, на котором следует показать налог на имущество, зависит от того, для чего учреждение использует это основное средство — для оказания услуг (выполнения работ) либо для производства и реализации продукции.

[1]

Если имущество эксплуатируют ради оказания услуг или выполнения работ, то налог следует отразить на счете 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг». То есть в учете нужно сделать такую запись.

Если же имущество используют для производства и реализации продукции, то налог надо отнести на счет 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов» и в учете записать так.

Независимо от того, чем занимается учреждение — услугами, работами или производством и реализацией продукции, уплату налога с имущества, купленного за счет предпринимательского дохода, следует отразить такой записью.

Одновременно перечисленную сумму нужно показать и на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения».

Налог надо платить за все льготируемое здание, если хотя бы половина площади используется не по назначению

ГАВРИЛОВА Надежда Алексеевна,
начальник отдела методологии имущественных налогов МНС России, советник налоговой службы РФ II ранга

Видео (кликните для воспроизведения).

— Что касается недвижимого имущества, часть которого бюджетное учреждение использует не по целевому назначению, например, сдает в аренду или для осуществления других видов деятельности, то здесь нужно руководствоваться следующим принципом. Если в аренду предоставляется менее 50 процентов площади здания, оно рассматривается как объект социально-культурной сферы, используемый по назначению (например, в целях образования, культуры, оказания медицинских услуг и т. д.), поэтому его стоимость не облагается налогом на имущество. Если же арендовано 50 процентов и более, то стоимость такого объекта придется включить в налоговую базу. Что касается движимого имущества, переданного арендаторам вместе с помещениями, то оно подпадает под налогообложение в любом случае.

Источники


  1. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  2. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  3. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
  4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
  5. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
  6. /oli>

    Льготируемое имущество по налогу на имущество
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here