Квотирование экспорта и импорта

Полезный материал в статье: "Квотирование экспорта и импорта" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Квотирование

Квотирование экспорта и импорта — количественные и стоимостные ограничения на ввоз/вывоз в данную страну; вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам, странам либо группам стран; выступает в качестве не­тарифной меры внешнеэкономического регулирования, регулятора спро­са и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискримина­ционные акции зарубежных торговых партнеров.

Федеральным законом «О государственном регулировании внешнетор­говой деятельности» от 13.10.95 г. № 157-ФЗ определено, что экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществля­ются без количественных ограничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

  • обеспечения национальной безопасности РФ;
  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;
  • защиты внутреннего рынка РФ, если какой-либо товар или товары им­портируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конку­рирующих товаров на территории РФ.

Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них за­щитной меры устанавливаются Правительством РФ с учетом междуна­родных обязательств РФ.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количествен­ных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения кон­курса или аукциона или фактического проведения операций по экспорту/импорту с предоставлением федеральным органом исполнительной влас­ти определенной квоты организациям-изготовителям.

Целью проведения конкурсов и аукционов является выполнение ре­шений Правительства РФ о введении количественных ограничений экс­порта и импорта, а также обеспечение равенства участников внешнетор­говой деятельности, защита их прав и законных интересов при продаже экспортных и импортных квот.

Участники ВЭД, участвующие в конкурсе, направляют в комиссию по организации проведения конкурса свои предложения по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных пред­ложений предпочтение отдается участникам ВЭД, способным реализо­вать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях.

Аукционная продажа квот производится российскими товарными бир­жами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством торговли.

Комиссия, исходя из специфики товара, выставляемого на аукцион, и особых условий экспорта или импорта (международные обязательства или другие аналогичные причины), может определять круг участников ВЭД, допускаемых к аукциону.

Победителю аукционной продажи квот Министерство торговли России через своего уполномоченного в соответствующем регионе выдает серти­фикат, дающий победителю право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых товаров. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а так­же продлеваться.

Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется Министерством торговли России на основании полученного им сертификата. В случае оформ­ления лицензии на часть приобретенной на аукционе квоты владелец сер­тификата лишается права аукционной продажи оставшейся ее части, которая доводится Министерством торговли России до комиссии для ее повторной продажи на аукционе.

Объемы экспорта товаров, квотируемых в соответствии с международ­ными обязательствами РФ, доведенные до предприятий-изготовителей, передаче другим предприятиям или продаже на аукционе не подлежат.

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

[1]

Квоты – это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта ( voluntary export restrictions ). Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Например, в феврале 1995 г . было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащее такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 г ., например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Аналогично может быть установлен барьер по минимальным ценам на рынке страны-импортера. Это соглашение должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести вообще к закрытию рынка для страны-экспортера. Хотя данная процедура заключения соглашений об установлении минимальных импортных цен, строго говоря, и не является мерой количественного ограничения экспорта, однако ее действие аналогично установлению квот в связи с «добровольным» ограничением экспорта.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 15 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»: «Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений».

Исключительными случаями, когда могут быть введены количественные ограничения, являются:

• обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

• выполнение международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

• защита внутреннего рынка Российской Федерации от импорта товаров, когда наносится существенный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров.

Кроме того, законодательство (ст. 19 Закона) предусматривает возможность установления запретов и ограничений экспорта и/или импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, которые включают:

• соблюдение общественной морали и правопорядка;

• охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

• сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;

• защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

Читайте так же:  План счетов бухгалтерского учета

• необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

• обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

• защиту внешнего финансового положения и поддержку платежного баланса российской Федерации;

• выполнение международных обязательств Российской Федерации.

Меры прямого ограничения экспорта/импорта, а также другие защитные меры вводятся в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В соответствии с российскими законами процедура их введения предусматривает следующие обязательные действия.

Во-первых, обязательно проводится расследование всех обстоятельств, связанных с введением защитных мер. Расследованием занимается специальная комиссия при Правительстве РФ с привлечением необходимых организаций и специалистов. Расследование может быть начато на основании поручения Правительства и/или заявления органа исполнительной власти субъекта РФ и/или заявления производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. О начале такого расследования уведомляется соответствующий орган иностранного государства или орган таможенной территории с указанием товара, доказательств наличия ущерба или угрозы его причинения, конкретной предлагаемой защитной меры, срока ее введения, а также готовности провести консультации по этим вопросам.

Во-вторых, по результатам проведенного расследования составляется доклад федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию внешнеэкономической деятельности (МТ). Процедура введения защитных мер – гласная с официальным опубликованием в правительственном издании решения правительства о введении защитной меры. Решения правительства принимаются и публикуются не позднее чем за 3 месяца до введения такого рода ограничений с указанием общего количества и стоимости товаров, подпадающих под ограничение.

Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением преимущественного права организациям-изготовителям. Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не допускаются ограничения числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам форм собственности, места регистрации, положения на рынке.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей. Одной из разновидностей таких мер, направленных на ограничение ввоза, являются импортные налоги и депозиты.

К числу импортных налогов (не следует их смешивать с импортными пошлинами) относятся:

• пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

• сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

• другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.).

Особую разновидность импортного налога представляют скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них их уровень постоянно меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортная и экспортная квота это

Для глобализации международной экономики важно состояние внешнеэкономической деятельности отдельных государств. Она формирует динамику, структуру и эффективность системы национальной экономики. Без стабильных показателей этого параметра, государству сложно влиться в мировое хозяйство.

Для оценки степени интеграции в систему хозяйствования мирового уровня необходимо произвести расчёт параметра квоты. Её экспортная, импортная и внешнеторговая критерии помогут понять степень открытости экономики страны.

Что такое квота

Понятие квоты позволяет выделить конкретную долю, приходящуюся на определённое действие или участие в совместном деле.

Её параметры применяются в регулировании отношений участников хозяйственной деятельности с целью ограничения количественных показателей производства, сбыта, потребления, экспорта и импорта. Квота вводится не на постоянный, а на определённый период.

На практике применяются различные виды квот:

  1. Групповые, с ограничениями для нескольких государств, из которых производится импортирование продукции.
  2. Глобальные параметры, в которых предусмотрено регулирование на определённый товар, без указания стран-импортёров.
  3. Антидемпинговые нормы, определяющие объём импорта в конкретное государство.
  4. Компенсационные квоты ограничивают предельный объём ввозимого на территорию страны товара.

Импортная квота

Импортная квота — это ограничения по ввозу продукции в страну. Процедура характерна для международных торговых отношений. Её реализация контролируется таможенными органами.

Квота на импорт применяется с целью защиты интересов отечественных производителей. Нормированные значения параметра утверждаются Федеральным Правительством в таких величинах, которые не повлияют на конкурентоспособность представителей хозяйственной деятельности, осуществляющих её на территории Российской Федерации.

Как определяется

Импортная квота применена к количеству ввозимого товара или к его стоимостному параметру. Сроки её установки обычно определены годом. Критерий определяется для каждого иностранного государства в отдельности после проведения исследований и консультаций с компетентными специалистами. При этом учитываются интересы обеих сторон сделки, делая упор на личную преимущественную выгоду.

Величина квоты определяется с учётом количества товара, ввезенного в страну в предыдущий период.

На некоторую продукцию, такую как сахар и военное снаряжение, право продажи имеют только страны-экспортёры. Документально ограничение подтверждается соответствующей лицензией, которая может быть выдана определённому количеству субъектов предпринимательской деятельности.

Влияние на стоимость продукции

Ограничительные меры, относительно ввоза товара на территорию страны способствуют увеличению его стоимостных параметров. Это обусловлено следующими событиями:

  • превосходством спроса на товар, предложенного покупателям по первоначальной цене внутренних предложений за аналогичную продукцию с учётом суммы импорта;
  • ростом цены до момента наступления баланса, обусловленного стабилизацией рыночной ситуации.

Особенности

Введение квоты лишило правительство дополнительной возможности пополнения государственного бюджета. Все денежные средства, полученные в результате реализации продукции, достаются субъекту предпринимательства, который приобрёл необходимую для проведения операций, лицензию.

Держатели разрешительного документа имеют право осуществлять закупку импортной продукции для её реализации на рынках внутреннего значения, запрашивая цену, намного большую закупочной. Прибыль, полученная в результате такой хозяйственной деятельности, носит название квотная рента.

Читайте так же:  Амортизация при усн «доходы минус расходы»

Создание единой структуры управления внутренним рынком, связанной с ограничением на ввоз продукции позволяет производителю самостоятельно регулировать её ценовые предложения. Это обусловлено тем, что на рынке Российской Федерации находится ограниченное количество аналогичного товара, который ввиду небольших объёмов не может оказывать воздействие на ценовую политику. Это обуславливает возможность увеличить цену продукции с одновременным сокращением объёмов производства.

Распределение прав на импорт

Влияние квотирования на благосостояние граждан Российской Федерации становится очевидным при распределении прав на импорт, которое осуществляется уполномоченными представителями власти. Мероприятие реализуется несколькими методами, в основе которых лежат:

  • система предпочтений;
  • распределение с учётом планируемых и фактических затрат;
  • аукционы, организованные в конкурсном режиме.

Продажа квот на аукционе проводится в открытом стиле на государственной основе. В процессе мероприятия устанавливаются цены на разрешительную документацию, приравненные к денежной разнице между установленной импортёрами и внутренней ценой, по которой субъект хозяйствования готов реализовать продукцию.

Приоритетно определение квот, учитывая системные и явные предпочтения в сферах торговли. Уполномоченными государственными органами устанавливаются конкретным компаниям стоимостные и объёмные ограничения. При этом отсутствует необходимость оформления заявок, ведения переговоров и конкурентной борьбы за право получения разрешительного документа.

Экспортные квоты

Экспортная квота — это ограничения объёмов конкретного вида продукции или товара, подлежащих экспортированию за границу.

Она может быть определена параметрами, выраженных в нормировании величин или их лимитировании. Ограничительными критериями пользуются страны, экономические характеристики которых находятся в непосредственной зависимости от продаж сырья в другие государства. Показатель характеризует состояние экономики страны, раскрывая степень значимости мероприятия, связанного с вывозом продукции за пределы государства, для успешного функционирования отдельных отраслей хозяйствования и государства в целом.

Экспортная квота является количественной величиной, выражаемой в натуральном или количественном измерении. Показатель определяет форму регулирования внешнеторговых операций без учёта влияния тарифного ограничителя.

Как рассчитывается

Экспортная квота определяется отдельно для каждого вида товара или продукции. В расчёте показателя учитывается общий объём продукции, которая была вывезена за границу за определённый промежуток времени и производственный объём этой же продукции, который был осуществлён за идентичное время. Получить искомое значение можно, определив процентное отношение одного параметра относительно другого.

Списки товаров и количественные критерии продукции, а также их процентное отношение к объёму, являющемуся допустимым к вывозу из страны, составляются в соответствии с идентичным параметром, касающимся национального производства.

Разрешения и ограничения экспортной квоты отражены в лицензии, которая выдаётся государственными органами. Документ регулирует операции по экспорту и импорту. Его действие распространяется на товары общегосударственного значения на протяжении определённого временного периода.

Преимущества применения

Квотирование — это ограничительный и регулирующий инструмент внешнеторговой политики, характеризующийся гибкими и прогрессивными характеристиками, по сравнению с применяемыми тарифными критериями. Это обусловлено тем, что тарифы формируются в соответствии с действующим законодательством и с требованиями международных соглашений.

Установленная квота не позволяет снижать цены за счёт увеличения объёмов продаж. Благодаря этому параметру, государство оказывает поддержку отдельным субъектам предпринимательской деятельности, реализующим производство в конкретных отраслях промышленности.

О чём можно судить по параметрам экспортной квоты

Параметры экспортной квоты характеризуют уровень развития конкретной отрасли в государстве, являющемся экспортёром. По критерию также можно судить о значении экспорта конкретной продукции в развитии экономики государства.

Достижение взаимовыгодности в международной торговле за счёт грамотной организации экспортных и импортных операций

Выгодные условия в проведении торговых операций международного уровня определяются грамотной организацией экспортно-импортных мероприятий. Эффективность сотрудничества определяется за счёт формирования адекватных принципов мирового ценообразования и произведения международных расчётов между участниками торгов. Предметом торгов могут являться:

  • продукция и товары;
  • услуги, реализованные на внешнем рынке;
  • технологии, планируемые к вывозу с целью использования за пределами государства.

К отдельной разновидности экспорта относится реэкспорт, смысл которого заключается в вывозе продукции за пределы страны, которые были ранее в неё ввезены, а на протяжении нахождения её в государстве она не претерпела никаких изменений. Смысл операции заключается в получении прибыли за счёт безобоснованного увеличения стоимости предмета продажи.

Процедура импортирование или экспортирования объектов, при пересечении через границу, фиксируется на таможне. Она также отражается в статистических внешнеэкономических и таможенных данных.

Эмбарго означает что квота равна нулю. Она является запрещающей внешнеторговой квотой. Эмбарго применяется к государствам, к которым применены меры наказания, нарушением установленных соглашениями международных прав. Реализация процедуры происходит в виде санкций, применяемых одним или несколькими странами. Её сущность заключается в полном прекращении торговых отношений со страной-нарушителем.

По отношению к стране, к которой применимо эмбарго правомерными действиями считаются:

  • задержание транспортных средств и судов;
  • запрет ввоза на территорию и вывоза с неё грузов и имущества;
  • запрет захода судов в порты.

Последствия экономических запретов находятся в непосредственной зависимости от критерия эластичности спроса на товар. Если продукция, к которой применён запрет на ввоз, не может быть заменена товаром с идентичными ценовыми характеристиками, то государство, являющееся импортёром, наложившим запрет, потерпит убытки, поскольку вынуждено будет покупать товар, имеющий более высокие стоимостные параметры. В случае если сложно найти идентичную продукцию, убытки перемещаются к стране – экспортёру, теряющей рынок сбыта.

Зачем применяется квотирование

Установленный контроль над предельно допустимыми количествами ввоза продукцию на территорию государства и вывоза с неё обеспечивают производственную гармонию внутри страны. Мероприятие позволяет не исчезнуть отечественным производителям в неравной конкурентной борьбе. Это повышает рентабельность в тех областях хозяйственной деятельности, к которым был применены квоты.

Для тех предприятий, которых не коснулось квотирование, характерно конкурентное давление, приводящее к дополнительным затратам, которые приходится возмещать за счёт потребителей, поднимая цены на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.

Это обуславливает формирование ценовой политики у товаров отечественного производителя намного выше импортной продукции. На параметры квотирования, определяемые величиной и сроком ограничительных мер, оказывают влияние экономическое положение государства и его внешнеполитический рейтинг.

Читайте так же:  Платежное поручение ип фиксированный платеж

Квотирование

Квотирование экспорта и импорта — количественные и стоимостные ограничения на ввоз/вывоз в данную страну; вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам, странам либо группам стран; выступает в качестве не­тарифной меры внешнеэкономического регулирования, регулятора спро­са и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискримина­ционные акции зарубежных торговых партнеров.


Федеральным законом «О государственном регулировании внешнетор­говой деятельности» от 13.10.95 г. № 157-ФЗ определено, что экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществля­ются без количественных ограничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

  • обеспечения национальной безопасности РФ;
  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;
  • защиты внутреннего рынка РФ, если какой-либо товар или товары им­портируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конку­рирующих товаров на территории РФ.

Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них за­щитной меры устанавливаются Правительством РФ с учетом междуна­родных обязательств РФ.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количествен­ных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения кон­курса или аукциона или фактического проведения операций по экспорту/импорту с предоставлением федеральным органом исполнительной влас­ти определенной квоты организациям-изготовителям.

Целью проведения конкурсов и аукционов является выполнение ре­шений Правительства РФ о введении количественных ограничений экс­порта и импорта, а также обеспечение равенства участников внешнетор­говой деятельности, защита их прав и законных интересов при продаже экспортных и импортных квот.

Участники ВЭД, участвующие в конкурсе, направляют в комиссию по организации проведения конкурса свои предложения по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных пред­ложений предпочтение отдается участникам ВЭД, способным реализо­вать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях.

Аукционная продажа квот производится российскими товарными бир­жами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством торговли.

Комиссия, исходя из специфики товара, выставляемого на аукцион, и особых условий экспорта или импорта (международные обязательства или другие аналогичные причины), может определять круг участников ВЭД, допускаемых к аукциону.

Победителю аукционной продажи квот Министерство торговли России через своего уполномоченного в соответствующем регионе выдает серти­фикат, дающий победителю право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых товаров. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а так­же продлеваться.

Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется Министерством торговли России на основании полученного им сертификата. В случае оформ­ления лицензии на часть приобретенной на аукционе квоты владелец сер­тификата лишается права аукционной продажи оставшейся ее части, которая доводится Министерством торговли России до комиссии для ее повторной продажи на аукционе.

Объемы экспорта товаров, квотируемых в соответствии с международ­ными обязательствами РФ, доведенные до предприятий-изготовителей, передаче другим предприятиям или продаже на аукционе не подлежат.

Дополнительная информация

Видео (кликните для воспроизведения).

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

2.6. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности это комплекс мер экономического, административного и технического ха­рактера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих или ограни­чивающих свободную торговлю между государствами.

Этот комплекс мер включает:

• контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения.

Квотирование экспорта и импорта представляет собой количественные или стоимостные ограничения вывоза и ввоза, вводимые на определенный срок по отдельным товарам (работам, услугам), странам либо группам стран. В международной торговле квотирование применяется в случаях, когда этого требуют экономические, политические условия или состояние платежных отношений. Используется в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке. Может служить также в качестве от­ветной меры на дискриминационные действия зарубежных торговых парт­неров. В ряде стран известны так называемые тарифные квоты, в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары обла­гаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превыше­ния установленных ограничений к товарам применяются повышенные став­ки пошлин.

В Российской Федерации современный порядок квотирования и лицен­зирования внешнеэкономической деятельности установлен Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».*

* Российская газета. — 1995. — 24 окт.

Экспорт и импорт в нашей стране осуществляются без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях Правительством РФ в целях: обеспечения национальной безопасности РФ;

выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внут­реннем товарном рынке; защиты внутреннего рынка РФ.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количе­ственных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения, конкурса, аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и(или) импорту до суммарного исполнения квоты с пред­ставлением МВЭС России, преимущественного права организациям-изготовителям.

Конкурсы и аукционы организуются и проводятся в соответствии с По­ложением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспор­тных и импортных квот при введении Правительством Российской Феде­рации количественных ограничений, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г . № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ог­раничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».*

* Там же. — 1996. — 19 нояб.

Конкурс проводит межведомственная комиссия по организации прове­дения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот (Комиссия).

Различаются общая квота и квота.

Общая квота представляет собой количественные ограничения экспор­та и импорта, вводимые Правительством РФ.

Квота — это доля (часть) общей квоты, определяемая Министерством экономики РФ по согласованию с МВЭС России и доводимая до Комиссии с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе.

Читайте так же:  Ндс при переходе с усн на осно

Конкурсы бывают открытыми и закрытыми.

Открытый конкурс — это конкурс, в котором могут участвовать любые участники внешнеторговой деятельности. По решению Комиссии откры­тый конкурс может проводиться с предварительной квалификацией. Под предварительной квалификацией понимается отбор претендентов для учас­тия в открытом конкурсе, обладающих опытом практической работы и воз­можностями эффективного экспорта или импорта товара, выставляемого на открытый конкурс. Предварительная классификация проводится в соответ­ствии с положением, утвержденным Комиссией.

Закрытый конкурс — конкурс, в котором могут принять участие только российские участники внешнеторговой деятельности, получившие офици­альное приглашение Комиссии.

Решение о форме проведения конкурса принимает Комиссия.

Организация и порядок проведения конкурса включают следующие этапы:

1) определение предмета конкурса;

2) установление формы проведения конкурса;

3) подготовка и публикация в печати объявления о проведении конкур­са не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса;

4) определение потенциальных участников закрытого конкурса и на­правление им приглашения;

5) составление инструктивных материалов с целью проведения пред­варительной квалификации претендентов для допуска к участию в откры­том конкурсе;

6) подготовка конкурсной документации и распространение ее среди претендентов на коммерческих условиях;

7) прием конкурсных предложений от претендентов. К конкурсному пред­ложению должны быть прилажены банковская гарантия или платежный доку­мент; подтверждающий внесение участником конкурса на специальный счет МВЭС России безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о серьезности намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающе­го выполнение условий конкурса. Размер задатка определяется Комиссией по предложению МВЭС России, согласованному с Минфином России. Задаток не возвращается, если победитель откажется заключить соглашение на условиях, изложенных в конкурсном предложении, и не возвращается участнику конкур­са, если он отзовет предложение после окончания срока его приема;

8) проведение предварительной квалификации;

9) оценка поступивших конкурсных предложений и выявление победи­телей конкурса;

10) подписание с победителем конкурса соглашения об условиях и по­рядке реализации квоты.

Претенденты — банкроты, а также претенденты, сообщившие о себе не­достоверные сведения, к участию в конкурсе не допускаются.

Внешнеэкономические связи. Соединенные штаты являются крупнейшим в
мире экспортером (13% мирового экспорта) и импортном (18% мирового .
bibliotekar.ru/rGeo/41.htm

[2]

Внешнеэкономические связи видятся нам чаще всего в виде ввоза и вывоза
товаров, импорта и экспорта. Ко в современной экономике в число .
bibliotekar.ru/biznes-35/47.htm

Внешнеэкономические связи — это международные хозяйственные и
торгово-политические отношения, предусматривающие обмен товарами, .
bibliotekar.ru/audit-2/53.htm

[3]

Внешнеэкономические связи России со странами, являвшимися ранее
республиками СССР, обладают рядом особенностей,

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны
государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая
bibliotekar.ru/biznes-35/49.htm

В-третьих, кредит обеспечивает бесперебойность международных
расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические
связи .

Квотирование и лицензирование экспорта и импорта

Квотирование и лицензирование представляют собой специфический нетарифный, административный метод государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Квотирование — количественное ограничение ввоза (вывоза) какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок.

Лицензирование — выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования предусмотрено законодательством РФ. Основы квотирования и лицензирования закреплены в Законе «Об основах государственного регулирования.». Затем следует назвать постановление Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»*(1158), постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации»*(1159), постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 г. N 758 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг»*(1160), постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. N 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации»*(1161).

Кроме того, существует целый ряд нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы квотирования и лицензирования.

Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.

Основания применения квотирования и лицензирования установлены в Законе «Об основах государственного регулирования. «.

Квотирование устанавливается Правительством РФ в исключительных случаях в целях:

— обеспечения национальных интересов РФ;

— выполнения международных обязательств РФ;

— защиты внутреннего рынка РФ.

Правительство РФ устанавливает метод распределения квоты путем прямого предоставления или в порядке проведения конкурса или аукциона. Квоты подразделяются на «общую квоту», которая представляет собой количественное ограничение, устанавливаемое Правительством РФ*(1162), а «квота» является частью «общей квоты» и определяется Министерством экономического развития и торговли РФ с целью ее размещения и продажи.

Квоты определяются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. На Министерство экономического развития и торговли РФ возложено также ведение Федерального банка квот экспорта товаров.

Лицензионный (разрешительный) режим устанавливается в случаях, прямо предусмотренных законодательством:

— исходя из национальных интересов РФ;

— при предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

— при выполнении РФ международных обязательств. Следует отметить, что лицензируется не вид деятельности, а оборот товара, что является особенностью лицензионного режима, применяемого во внешнеэкономической деятельности.

Выдача лицензий возложена на Министерство экономического развития и торговли РФ. При экспорте ряда товаров необходимо предварительно получить согласие соответствующего министерства или ведомства. Например, для экспорта лекарственных средств — разрешение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Экспорт и импорт товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещен.

К особенностям лицензионного режима в сфере внешнеэкономической деятельности относится наделение Министерства экономического развития и торговли РФ полномочиями по приостановлению и аннулированию лицензий.

Читайте так же:  Налог на отдых в россии

На Министерство экономического развития и торговли РФ возложено также ведение Федерального банка выданных лицензий.

Лицензии могут быть разовыми, генеральными и исключительными. Разовая лицензия оформляется для совершения экспортных или импортных операций с определенным количеством конкретного вида товара по одному контракту.

Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ для совершения экспортных или импортных операций с определенным количеством отдельного вида товара без указания конкретного покупателя или продавца. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Исключительная лицензия предоставляет хозяйствующему субъекту исключительное право на совершение экспортных или импортных операций в отношении определенного товара.

Максимальный срок действия любой лицензии — 1 год.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Квотирование экспорта и импорта в условиях функционирования Таможенного союза

1. Теоретические основы квотирования товаров

1.1 Понятие квотирования товаров и причины его применения

1.2 Сущность и виды квот

2. Правовые основы и особенности квотирования экспорта и импорта товаров в ТС

2.1 Порядок квотирования экспорта и импорта товаров и порядок распределения импортных квот

2.2 Организация таможенного контроля квотируемых товаров

2.3 Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях функционирования ТС

Список использованных источников

Актуальностью выбранной темы курсовой работы является, во-первых, важность квотирования для защиты отечественного производителя от конкуренции с импортными производителям товаров, поступающих на российский внутренний рынок. Так, во многом благодаря установлению квот на мясо птицы, уже с 2007 года, экспорт начал значительно сокращаться, а производство возрастать. Во-вторых, квотирование является важнейшим инструментом, позволяющим оградить национальный рынок от потери необходимых для внутреннего потребления отечественных товаров.

Что касается, значения квотирования для Таможенного союза, то помимо того, что оно осуществляется с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке стран-участниц ТС, оно также направлено на достижение взаимных договоренностей на переговорах, а также оно выступает в качестве ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Таким образом, квотирование как один из методов нетарифного регулирования играет важную роль в экономической жизни страны. Введение и снятие квот на определённые виды продукции вызывают жаркие споры о необходимости их использования в современной экономической ситуации стран-участниц ТС. Причем для России необходимость регулирования импорта мяса уже долгое время является аксиомой и не оспаривается даже самыми ярыми сторонниками «свободного рынка». В России действует система квотирования ввоза мясопродуктов, которая позволяет расширять собственное производство.

Помимо этого квотирование почти не регулируется международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, Правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация). А это становится одним из проблемных вопросов Российской Федерации на современном этапе в связи со вступлением её в ВТО в 2011г.

На основании этого объектом исследования являются товары, перемещение которых через таможенную границу Таможенного союза ограничивается таким инструментом нетарифного регулирования как квотирование. А предметом исследования -механизм квотирования экспорта и импорта и применение его в условиях функционирования Таможенного союза. В связи с этим цель данной курсовой работы — исследование квотирования экспорта и импорта в условиях функционирования ТС. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

раскрытие понятия квотирования;

анализ причин применения квотирования руководством государств;

исследование понятия и сущности квот, систематизация их видов;

анализ правовой основы регулирования квотирования в рамках Таможенного союза и на национальном уровне;

исследование организации деятельности таможенных органов по таможенному контролю квотируемых товаров;

анализ практики применения тарифной квоты в России;

выявления проблем квотирования импорта в условиях функционирования Таможенного союза.

Видео (кликните для воспроизведения).

Причем поставленные задачи позволяют установить важность квотирования для обеспечения экономической безопасности стран-участниц ТС посредством количественных ограничений экспорта и импорта необходимых для стран товаров. Данные задачи решаются с использованием соглашений стран-участниц ТС, решений КТС, нормативно-правовых актов, принятых на национальном уровне, а также материалов учебных пособий, монографий, научных статей, данных официальных интернет-сайтов.

Источники


  1. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.

  3. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
  4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
  5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.
  6. /oli>

    Квотирование экспорта и импорта
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here