Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки

Полезный материал в статье: "Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Коммерсант в зоне риска Оценка вероятности налоговой проверки

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

[1]

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

[2]

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Результаты внедрения Концепции

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

Налоговая назвала 12 поводов для проверки бизнесмена

Налоговики рассказали, как составляют план выездных проверок: бизнесменов проверяют по 12 критериям. В первую очередь в план попадают предприниматели, которые за год заплатили меньше налогов, чем в среднем по отрасли. Это основной показатель — уровень налоговой нагрузки. Чем больше показателей не выполняет бизнесмен, тем выше вероятность того, что к нему придут с проверкой.

В статье рассказываем, как оценить свой бизнес по критериям налоговой. А еще делимся опытом бизнесмена, который ни разу за пять лет не попал в план проверок — рассказываем, как ему это удалось.

На форумах и в соцсетях иногда пишут, что налоговикам запрещено проверять бизнесменов первые три года после регистрации. Это миф. По закону они могут прийти на следующий день после регистрации. Но это бессмысленно, поэтому не приходят.

На самом деле налоговики не имеют права приходить к бизнесмену с проверкой чаще двух раз в год ( п. 5 ст. 89 НК РФ ). А по одному и тому же поводу могут прийти только раз в течение года. Например, если вас проверили по НДС, то в этом же году могут прийти и проверить по налогу на прибыль, а требовать информацию по НДС уже не имеют права. После этого по любому поводу к вам придут не раньше следующего года. Других ограничений по частоте и количеству выездных проверок в законе нет.

Налоговая нагрузка ниже нормы

Для всех организаций и ИП

Налоговая нагрузка показывает, какой процент выручки бизнесмен отдает государству. Это основной критерий, на который налоговики ориентируются, когда отбирают бизнесменов для проверки.

Сумму всех налогов рассчитывают с учетом налога на доходы физических лиц, который бизнесмен платит за своих работников. Сумму страховых взносов в расчет не включают — нагрузку по ним рассчитывают отдельно.

Налоговики ежегодно рассчитывают налоговую нагрузку для каждой отрасли. Если показатель налоговой нагрузки ниже, чем по отрасли, вы с большой вероятностью попадете в план проверок. Если выше, налоговая скорее всего к вам не придет. Чтобы оценить уровень риска, рассчитайте размер налоговой нагрузки своего бизнеса и сравните с показателем по отрасли.

Предположим, владелец кофейни за год выручил 12 000 000 ₽ и заплатил 540 000 ₽ налогов.

В таблице из приказа налоговой находим размер налоговой нагрузки в сфере общепита — 9,5%. Показатель кофейни в два раза ниже, чем по отрасли. Скорее всего, бизнесменом заинтересуются налоговики.

Если ваш уровень налоговой нагрузки ниже, чем по отрасли, удостоверьтесь, что всё правильно рассчитали и показали в отчете для налоговой. Если нашли ошибку, исправьте и подайте корректирующий отчет. Если всё верно и договоры, акты и другие подтверждающие документы в порядке, беспокоиться нечего.

Регулярные убытки

Для всех организаций и ИП

Если бизнесмен два года подряд и больше показывает в отчетах убытки, это подозрительно. Возможно, он создает их искусственно, чтобы не платить налоги.

Низкая зарплата работников

Для всех организаций и ИП

Если среднемесячная зарплата работников ниже показателя по отрасли в регионе, бизнесмена заподозрят в том, что он платит зарплату в конвертах или скрывает трудовые отношения с работниками. А значит — уклоняется от уплаты страховых взносов и не перечисляет налог на доходы физических лиц за своих работников.

На сайте Росстата скачайте информацию о размере зарплат по регионам и сравните со своими показателями

Игнорирование запросов инспектора

Для всех организаций и ИП

К бизнесмену придут с проверкой, если он игнорирует налоговую: в течение пяти дней не отвечает на запросы, не подает документы, которые требуют налоговики, или отказывается пояснять нестыковки и ошибки в декларации, которые выявил инспектор.

Миграция между налоговыми инспекциями

Для всех организаций и ИП

Если бизнесмен чаще одного раза меняет адрес фирмы так, что переходит в другую налоговую, это подозрительно. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Читайте так же:  Выплаты при ликвидации предприятия

Работа через цепочку посредников

Для всех организаций и ИП

Если бизнес работает по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую фирму сразу проходят крупные суммы денег, а все участники сделки связаны между собой, это подозрительно. Вероятно, это фирма-однодневка, которая помогает уклоняться от уплаты налогов и отмывать деньги. Такими фирмами заинтересуются не только налоговики, но и правоохранительные органы.

Список признаков, по которым выявляют потенциальных преступников, перечислили в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 N 53 .

Деятельность с высоким налоговым риском

Для всех организаций и ИП

Если налоговая узнает, что предприниматель сотрудничал с фирмой-однодневкой, заподозрит в преступлении и его. Неважно, знал ли предприниматель о незаконной деятельности партнера или случайно связался с преступником.

Чтобы избежать проблем, проверяйте новых партнеров. Вероятно, вы столкнулись с фирмой-однодневкой, если ( п. 12 приложения №2 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] ):

  • — руководитель фирмы не хочет общаться с вами лично, даже когда подписываете договор;
  • — руководитель отказывается показывать устав или другой учредительный документ, который подтверждает, что он руководит фирмой;
  • — руководитель отказывается показывать паспорт или загранпаспорт — не хочет подтверждать свою личность;
  • — у фирмы нет адреса: неизвестно, где она находится, где ее производство и склады;
  • — фирма никому не известна, в интернете и СМИ о ней ничего нет. Тем более это подозрительно, если другие аналогичные компании активно себя рекламируют в интернете, на телевидении и баннерах;
  • — фирма не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц;
  • — сотрудник фирмы отказывается показать стандартные для бизнеса документы: свидетельства, лицензии, документы на имущество.

Это основные признаки фирмы-однодневки, но не все. Если сомневаетесь, проверьте партнера по базам налоговой.

Ссылки на базы налоговой в конце страницы под реестром юрлиц

Бизнесменам, которые случайно связались с фирмой-однодневкой, хотят в этом признаться и избежать проверки, налоговики рекомендуют убрать сомнительные операции из расчета суммы налога и подать уточненную декларацию с пояснительной запиской. В этом случае проверку можно избежать.

Если налоговики подозревают бизнесмена в других нарушениях, местная налоговая передаст информацию о нем в федеральную налоговую. ФНС решит, отправлять к бизнесмену проверяющих или нет.

Показатели на спецрежимах близки к предельным

Для организаций и ИП на спецрежимах

Для спецрежимов государство ввело предельные показатели. Если бизнесмен приближается к предельному показателю на 1–5% несколько раз за год, это подозрительно. Возможно, он искусственно их занижает, чтобы не лишиться права работать на спецрежиме.

Предельные показатели перечислены в Налоговом кодексе.

  • — годовой доход не более 150 млн рублей;
  • — количество работников не более 150 человек;
  • — остаток основных средств не более 150 млн рублей;
  • — доля участия других организаций не более 25%.
  • — площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • — общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • — количество работников не более 100 человек.

Для ЕСХН ( ст. 346.3 НК РФ ): доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не менее 70% всех доходов.

Налоговый вычет по НДС выше 89%

Для организаций и ИП на общей системе налогообложения

Если бизнесмен уменьшает налоги с помощью налогового вычета больше чем на 89%, налоговая заподозрит его в махинациях.

Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает налог. В основном это НДС из счетов-фактур поставщиков товаров и услуг, которые бизнесмен купил.

Уровень рентабельности организации на 10% ниже нормы

Для организаций на общей системе налогообложения

Если рентабельность продаж и активов ниже на 10% и больше, чем по отрасли, бизнесмена могут заподозрить в уклонении от уплаты налога на прибыль.

Рентабельность показывает, насколько эффективно бизнесмен использует ресурсы: деньги, товары, основные средства. По результатам года налоговики рассчитывают показатели рентабельности по видам деятельности .

Предположим, владелец кофейни зарабатывает только продажами кофе, чая и выпечки. За год он получил прибыль 300 000 ₽ , закупил товаров на 4 000 000 ₽ , его активы на конец года составляют 3 000 000 ₽ .

Рентабельность продаж общепита из документа налоговой — 7,0%, рентабельность активов — 3,3%. Показатель кофейни выше, чем по отрасли. Вряд ли налоговики заинтересуются кофейней.

Расходы организации растут быстрее доходов

Для организаций на общей системе налогообложения

Если в каждом квартале расходы растут быстрее доходов, это подозрительно. Возможно, бизнесмен занижает доходы или завышает расходы, чтобы не платить налог на прибыль.

Расходы ИП близки к доходам

Для ИП на общей системе налогообложения

Бывает, предприниматель по результатам года выходит в ноль — расходы равны доходам. В этом случае платить налог на доходы физических лиц не с чего. Налоговая может заподозрить, что бизнесмен подгоняет расходы под доходы, чтобы не платить налог.

Также бизнесмена заподозрят в махинациях, если налоговый вычет на доходы физических лиц окажется выше 83% от суммы доходов.

Что говорят бизнесмены

Мы поговорили с бизнесменом из Питера, который производит мебель. Он руководит ООО на общей системе налогообложения. Это самый сложный налоговый режим из всех: бизнесмен платит НДС, налог на прибыль, транспортный налог и налог на имущество. Он поделился опытом, как ему удается избегать выездных проверок.

За пять лет к бизнесмену ни разу не пришли с налоговой проверкой. Это заслуга бухгалтера на аутсорсе — он проверяет показатели фирмы по всем 12 критериям. В течение года он следит, чтобы налоговая нагрузка была не ниже, чем по отрасли, контролирует доходы, расходы, начисление НДС и сумму налоговых вычетов по нему. Фирма не связывается с сомнительными схемами и подозрительными компаниями — дотошно проверяет каждого поставщика. А в конце года, прежде чем подать декларацию, бухгалтер еще раз прогоняет показатели фирмы по всем критериям налоговой. Это работает: бизнесмен не нарушает закон, и налоговики его не тревожат.

Бизнесмен рассказал, что помимо 12 критериев есть еще один, на который ориентируются налоговики — минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Они наверняка придут с проверкой к тем, кто платит своим работникам зарплату ниже минимального уровня. Для Питера с 1 мая 2018 года МЗП равна 17 000 ₽ , но бизнесмен предпочитает платить на тысячу-две больше, чтобы наверняка. Этим негласным правилом руководствуются как налоговики, так и бизнесмены.

Мы не можем гарантировать, что вы не попадете в план проверок, даже если у вас все показатели в норме. Но опыт бизнесмена, с которым мы разговаривали, показывает, что ни разу не попасть в план проверок возможно.

Налоговики составляют план проверок не наобум, а только после того, как проанализируют годовую отчетность. Потенциальных нарушителей отбирают по 12 критериям. В первую очередь займутся теми, кого заподозрят в преступной деятельности, отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Затем заинтересуются бизнесменами, у которых зашкаливают один-два показателя. Бизнесмены, у которых все показатели в норме, вряд ли попадут в план проверок

Читайте так же:  Как узнать окпо организации по инн

Чтобы узнать, грозит ли вам проверка:

1. Оцените свой бизнес по критериям налоговой.

[3]

2. Если обнаружили отклонения, проверьте, все ли операции попали в отчет для налоговой и нет ли ошибок в расчетах.

3. Если ошиблись, подайте корректирующий отчет. Если ошибок нет, вы ничего не нарушили, всё законно и подтверждающие документы на месте, предоставите их налоговой в случае проверки.

4. Чтобы в дальнейшем не попасть в план проверок налоговой, старайтесь не отклоняться от нормы по тем показателям, на которые они ориентируются.

Будьте в курсе, когда к вам приедут с проверкой

Налоговая проверка — стресс для любого бизнесмена, даже самого внимательного и законопослушного. Но к визиту инспекторов можно подготовиться, а саму возможность внеплановой проверки — свести к минимуму. Достаточно знать, находится ли ваша организация в «зоне риска» или нет.

Рассчитать вероятность проверки на основании той же методики, которую использует ФНС, поможет аналитический сервис Эксперт, доступный всем абонентам Контур.Экстерна. Базовая функциональность Эксперта позволит вам:

  • Провести автоматический анализ на основании данных из бухгалтерской отчетности вашей организации. Все показатели будут собраны в наглядные таблицы и графики, а подробное описание поможет сделать выводы о состоянии и принять меры.
  • Узнать вероятность приезда инспекторов по тем же критериям, которые используют налоговые органы. По этим критериям можно узнать, какие именно налоги будут проверять инспекторы, если придут с ревизией. При анализе учитываются все факторы, вызывающие повышенный интерес налоговых органов.

За дополнительную плату можно значительно расширить функциональность сервиса Эксперт, включив в неё:

  • советы по улучшению финансового состояния;
  • вероятность проверки по страховым взносам (ФНС и ФСС);
  • поиск в списке плановых проверок Единого реестра проверок;
  • оценку кредитоспособности;
  • оценку вероятности банкротства;
  • оценку стоимости предприятия.

Оценка вероятности налоговой проверки

Анализ вероятности выездной налоговой проверки основан на Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] (с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС от 14.10.2008 г. N ММ-3-2/[email protected]). Данный приказ содержит описание критериев, оценивая по которым свою деятельность налогоплательщик может сделать вывод о своей принадлежности к группе риска, т.е. к группе налогоплательщиков, имеющих высокую вероятность попасть в план налоговых проверок.

Ниже в таблице приведены критерии, применимые к данному налогоплательщику, и результаты анализ по каждому из них:

Из 12 критериев оценки рисков, применимых для данного налогоплательщика, 6 дали положительный результат (т.е. по этим критериям налогоплательщик попадает в поле зрения налоговых органов при планировании выездных проверок). Это позволяет субъективно (с учетом важности приведенных критериев) оценить вероятность налоговой проверки как среднюю.

Вероятность
налоговой проверки
Результат
для данного налогоплательщика
Очень высокая
Высокая
Средняя
Низкая
Очень низкая

Обратите внимание, сделанные выводы носят примерный характер и не могут рассматриваться как точные. Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. В частности, на вероятность налоговой проверки сильно влияет дата предыдущей налоговой проверки, и хотя этот критерий не содержится в указанной выше Концепции, он учитывается налоговыми органами.

ФНС снизила число выездных налоговых проверок

Видео (кликните для воспроизведения).

Эффективность выездных налоговых проверок выросла, а их число снизилось. Об этом рассказали RNS в пресс-службе Федеральной налоговой службы (ФНС). «За I квартал 2017 года количество проведенных налоговыми органами ВНП (проверок.— «Ъ» ) снизилось по сравнению с 2016 годом на 20,5 % и составило 5,6 тыс. проверок (на 1 апреля 2016 года — 7 тыс. проверок). Эффективность одной ВНП возросла на 14,9% и составила — 17,1 млн руб. (на 1 апреля 2016 года – 14,9 млн руб.)»,— пояснили в ФНС.

Таким образом, ведомство снизило давление на бизнес и административное давление на добросовестных налогоплательщиков. «За 2016 год количество проведенных налоговыми органами ВНП снизилось по сравнению с 2015 годом на 15,1% и составило 26,0 тыс. проверок (на 1 января 2016 года — 30,7 тыс. проверок). Эффективность одной ВНП возросла на 54,5% и составила — 13,7 млн руб. (на 1 января 2016 года — 8,8 млн руб.). Результативность ВНП составила — 99,1% (за 2015 — 99%)»,— добавили в ведомстве.

Ранее «Ъ» сообщал, что ФНС могут наделить полномочиями по выявлению признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должников. Арбитражные управляющие (АУ) отреагировали на инициативу чиновников, отметив, что управляющие выявляют подозрительные банкротства чаще, чем сама ФНС,— поэтому их работу нельзя называть неэффективной.

Подробнее о работе ФНС читайте в материале «Ъ» «Контрольно-банкротная деятельность».

Определение критериев риска налоговой проверки

Самым быстрым способом получить дополнительные налоги с бизнеса является выездная налоговая проверка. Стремление налоговой службы достичь 100% результативности таких проверок привело к тому, что ею был изменен подход к планированию контрольной работы. В настоящее время руководством к действию является «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», в соответствии с которой выход инспектора всегда должен быть обусловлен предположением, что существуют нарушения налогового законодательства. Согласно этой Концепции для оценки вероятности существования нарушений инспектор обязан провести всесторонний анализ всей имеющейся у него информации о предприятии, а затем отнести налогоплательщика в категорию тех, кто требует повышенного налогового контроля, или тех, для кого достаточно текущего мониторинга.

Отбор налогоплательщиков на проведение выездной проверки проводится по критериям риска совершения налогового правонарушения. Критерии — это своеобразные сигналы для налогового инспектора, наличие которых означает, что компания попала в зону внимания налогового органа и вероятнее всего будет включена в план выездных проверок. Однако соответствие одному или нескольким критериям не означает, что компания совершила налоговое правонарушение, поскольку выводы можно сделать только на основании анализа первичных документов.

Проанализируем данный объект практики по нескольким критериям, которые нам предлагает ФНС для проведения выездных налоговых проверок.

Первый критерий: Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.

Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчет не включаются Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).

Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в приложении к приказу о принятии Концепции. Так налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и сборов и выручки налогоплательщика за определенный налоговый период умноженная на 100%.

ЗАО «Елецкие кружева» осуществляет деятельность в сфере производства текстильных и кружевных изделий. В 2013 году налогоплательщиком отражена в «Отчете о прибылях и убытках» выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (стр. 010 Форма № 2) -37671тыс.руб. прочие доходы (стр. 100 Форма № 2) — 1071 тыс.руб.

Таким образом, общая сумма доходов ЗАО «Елецкие кружева» за 2013 год составила 38742 тыс.руб. Сумма уплаченных налогов за 2013 год составила 7488645тыс.руб. Таким образом, налоговая нагрузка за 2013 год составила 19,3% (7488645/38742000*100%).

Читайте так же:  Отбор проб продуктов

Среднеотраслевая налоговая нагрузка за 2013 год — 13%. Так как налоговая нагрузка у ЗАО «Елецкие кружева» выше среднеотраслевого, налогоплательщику по первому критерию риска уточнять свои налоговые обязательства нет необходимости.

Второй критерий: Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более налоговых периодов (лет).

Уменьшение нагрузки может быть вызвано и вполне законными обстоятельствами. Например, организация выходит на рынок с новым товаром, назначая минимальную наценку на него, или реализует залежалый товар с большими скидками. Причину всегда можно найти, но для начала следует самим проверить свою налоговую нагрузку.

По мнению налоговиков, отражение в отчетности убытка на протяжении нескольких лет без явной тенденции к его уменьшению или погашению является признаком искажения показателей деятельности. Однако не всегда наличие убытка говорит о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика. Организация (предприниматель) может работать с убытком несколько лет подряд, если у нее на это имеются объективные причины, например, открытие бизнеса или развитие производства. При этом в отчетности должны наблюдаться признаки, указывающие на эти причины — наличие убытка при одновременном росте капитальных вложений или расходов будущих периодов. У предприятия нет убытков за 2 и более календарных года. Значит по данному критерию поставить предприятие в план проверки не можем.

Третий критерий: Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета авансовых платежей по страховым взносам в ПФ, т. к. она сдается всеми организациями (и на УСН, и на ЕНВД), причем эти отчеты сдаются ежеквартально. Из этого отчета берется налоговая база. А среднесписочная численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчетах в ПФ содержится просто количество работающих человек.

В том случае, если этот критерий заинтересовал налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких доходов персонала. Возможные причины низкой заработной платы:

· неполный рабочий день сотрудников (это должно быть видно из табелей учета рабочего времени);

· недолгий опыт работы в компании;

· низкая квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует трудовой стаж).

Для проверяющих низкая зарплата может означать, что организация (предприниматель) скрывает истинные заработки и тем самым экономит на НДФЛ. С 2012 года в «зоне риска» могут оказаться не только компании с низкой заработной платой, но и организации (предприниматели), о которых налоговой инспекции стало известно, что они выплачивают зарплату «в конвертах» или не оформляют (оформляют с нарушениями) трудовые отношения. Источником информации при этом могут являться жалобы и заявления граждан, организаций, предпринимателей, полиции и прочих субъектов (приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/[email protected]).

Общая сумма НДС в 2013 году , исчисленная к уплате в бюджет, составляет 100724руб. А налоговый вычет по НДС равен 58927 руб.. Следовательно, 58927/100724 *100%=58,5%. (

К вам едет ревизор: девять признаков выездной налоговой проверки

Во все кризисные времена налоговые органы активно пополняют бюджеты своих стран. Россия не исключение — сегодня налоговых проверок в нашей стране становится меньше, но размер доначислений и показатели по сбору налоговых недоимок растут. Цифры статистики таковы: более 99 % выездных проверок заканчиваются крупными доначислениями. Сегодня средняя «цена» выездной проверки в Москве обходится налогоплательщику почти в 42 млн рублей, в Санкт-Петербурге — в 72 млн рублей, а в Краснодарском крае —около 5 млн рублей.

В кризисное время размер доначислений всегда зависит от региона и его экономического положения. Оптовый продавец стройматериалов получил требование из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Москве предоставить сведения о своей деятельности. Продавец направил все свои силы на решение вопроса с правоохранителями, но не учел, что по правилам, установленным государством, информация из полиции будет обязательно передана в налоговую и исключений из этого правила нет. Выездная налоговая проверка оценила изысканные налоговые маневры поставщика стройматериалов и взыскала с бизнесмена 60 млн рублей.

Современному стилю проверок обязательно предшествует предпроверочный налоговый анализ, который длится до полугода. За это время налоговики всесторонне оценивают бизнес и приходят на проверку только к тем предпринимателям, от которых они гарантированно уйдут с «крупной добычей». Кроме того,на проверку сотрудники налоговой идут не только с цифрами доначислений, но и со знанием ваших слабых мест. Проверяющим останется только подтвердить собранную информацию и добыть некоторые доказательства.

Первое — в России налоговые органы теперь стали интересоваться малым бизнесом. В Москве под пристальным вниманием сейчас, например, находятся компании, годовой оборот которых больше 100 млн рублей. Раньше налоговые интересовались бизнесом покрупнее. Для попадания в список проверяемых имеет значение и период проведения проверки — если вашу компанию не проверяли больше трех лет и она имеет интересные с точки зрения налоговиков обороты, то с высокой вероятностью ваш бизнес станет реальным кандидатом на проверку.

Второе — вам отказали в возмещении НДС по итогам камеральной проверки. Это означает, что кто-то из ваших контрагентов является недобросовестным по версии налогового органа. Дальнейшая проработка этого контрагента станет основной причиной выездной налоговой проверки в вашей компании. Вы должны понимать причинно-следственные связи, которыми руководствуются сотрудники налоговой, и, по возможности, предпринять меры безопасности в ближайшее время.

Третье — вы получили письменный запрос от органов МВД о том, что вам необходимо предоставить документы и информацию о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании. На практике такой запрос обычно означает, что какой-то из ваших контрагентов попал в поле зрение правоохранительных органов. Они, в свою очередь, начали проверять тех, кто отправлял ему платежи. Как показывает практика, вне зависимости от того, как решится вопрос с правоохранительных органами, силовики обязательно отправят информацию в вашу налоговую, а сотрудники налоговой включат вас в план проверок.

Четвертое — вы узнали, что у ваших контрагентов идут массовые встречные проверки. Чаще всего это говорит о том, что по вашей компании ведется преданализ. Налоговики собирают всю доступную информацию о вашей деятельности, анализируют ее и делают вывод о целесообразности проведения выездной проверки. Продавец автохимии оказался именно в такой ситуации и мог бы догадаться, что по его бизнесу налоговая ведет преданализ. Он знал, что его контрагенты получают встречные проверки и имел возможность попросить всех контрагентов-поставщиков внимательно следить за проверками, не игнорировать запросы и отвечать на все своевременно и правильно. Он этого не сделал, в результате налоговые органы вычислили его проблемных контрагентов и собрали компромат с нужными показаниями свидетелей. За упущенное время и свою слабую реакцию на действия налоговиков предприниматель заплатил в бюджет 90 млн рублей недоимки.

Шестое — если налоговая потребовала от вас предоставить сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, акты взаиморасчетов с контрагентами, сведения о запасах и иных активах – это означает, что вы фактически уже отобраны в число кандидатов на проверку. Однако налоговики хотят убедиться в том, что компания на самом деле работает и у нее есть деньги для погашения недоимки. Ваша платежеспособность – это существенный плюс в глазах налоговиков. По нашей информации из налоговых органов, с 2017 года премия проверяющих инспекторов будет зависеть только от размера поступившей в казну недоимки, а не от размера начислений, как было ранее. Это тоже стоит учитывать.

Читайте так же:  Налог с продажи недвижимости

Седьмое — ваша налоговая просит предоставить документы и объяснения. Обратите внимание на содержание таких требований, из них можно понять, что именно будут проверять налоговики. Кроме того, просьба предоставить документы и объяснения – это сигнал, что в отношении вашего бизнеса идет преданализ. Компания по продаже отделочных материалов получила такое требование из налоговой с просьбой предоставить аналитику по ценам. Руководство компании выполнило требования и этим очень помогло налоговому органу. С помощью предоставленных цифр специалисты из налоговой предположили, а потом доказали схему по занижению цен и ухода от налогов с помощью взаимозависимой компании.

Восьмое — вам следует насторожиться, если налоговики проводят выездную проверку компаний, входящих в одну «группу» с вами. Сейчас специалисты из налоговой определяют взаимозависимость компаний по нескольким критериям. Они проверяют не только наличие одних и тех же учредителей, но и поставщиков, покупателей, персонала. Чтобы доказать применение различных схем ухода от налогов, налоговая зачастую приходит с проверкой ко всем участникам «группы» одновременно.

Девятое — если вас вызывают на комиссию (убыточная, зарплатная, НДС-комиссия), это может быть предвестником проверки, особенно если вы не выполняете требования комиссии или на допросе дали налоговикам лишнюю информацию, которой впоследствии они воспользуются против вас.

Чтобы снизить вероятность выездной налоговой проверки, не забывайте регулярно проверять показатели своей деятельности на соответствие 12 критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, указанным в приказе ФНС России № ММ-3-06/[email protected] («Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Это, безусловно, не панацея, но и игнорировать эту концепцию не стоит. В нынешних экономических условиях надежды бизнесменов на справедливость и логичность работы государственной машины, в том числе судов, не оправдываются. Сегодня нужно идти на шаг впереди налоговиков, исправлять свои слабые места, чтоб избежать ненужных трат, доначислений и штрафов. Кроме того, после исправления ошибок новая стратегия ведения бизнеса должна быть не только продумана и менее уязвима, но и выстроена с учетом всех сегодняшних рисков.

Оценка риска налоговой проверки (новые возможности «1С:Бухгалтерии 8»)

Узнать, насколько велики шансы проведения выездной налоговой проверки, компания может самостоятельно на основании показателей, разработанных ФНС. Критерии общедоступны, но разобраться в них не просто. Поэтому фирма «1С» решила автоматизировать этот процесс. О том, как с помощью «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 проверить, насколько вероятна налоговая проверка, читайте в материале экспертов 1С.

Чтобы оценить вероятность выездной налоговой проверки, нужно проанализировать 12 показателей, которые содержатся в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). О том, что проверка в ближайшее время возможна, просигнализирует, к примеру, низкий уровень (по сравнению со средним по отрасли) налоговой нагрузки предприятия, наличие убытков в отчетности, внушительные суммы налоговых вычетов по НДС, маленькая средняя заработная плата, частая смена налоговых инспекций и др.

Как видите, показателей, нуждающихся в анализе, много, и такая работа займет много человеко-часов. Упростить процесс самостоятельной оценки рисков поможет новый отчет Оценка рисков налоговой проверки, который появился в конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия 8» ред. 3.0. Найти его можно через раздел Отчеты в группе Анализ учета (рис. 1).

Рис. 1. «Оценка рисков налоговой проверки» в «Отчетах»

После открытия формы отчеты нужно выбрать период, который вы хотите проанализировать и нажать на кнопку Выполнить проверку. Программа выдаст вам результат (рис. 2).

Рис. 2. Результат проверки

В отчете результат оценки по каждому из критериев сопровождается пиктограммой одного из трех цветов. Зеленый цвет показывает, что критерий выдержан, то есть риск налоговой проверки непосредственно по этому критерию отсутствует; желтый – что отсутствуют данные для сравнения (определения критерия); красный – что критерий не выдержан и по данному параметру может быть назначена налоговая проверка (рис. 3, 4).

Рис. 3. Расшифровка показателя, анализирующего уровень вычета по НДС

Рис. 4. Детализация показателя рентабельности

Результаты отчета основываются на информации базы данных и уже созданных ранее регламентированных отчетах. Если такие отчеты еще не сформированы, это можно сделать непосредственно из отчета Оценка риска налоговой проверки. Учтите, что для формирования полноценного отчета, то есть для сравнения данных за несколько периодов, в информационной базе должны быть сведения соответствующих периодов. К примеру, чтобы получить достоверный отчет за 2014 год, необходимы данные за 2013 год.

При использовании данного отчета следует иметь в виду, что его алгоритм отвечает критериям, определенным в вышеуказанном нормативном документе, но при этом не является стопроцентным индикатором того, что проверка будет назначена. То же можно сказать и об обратной ситуации, когда все проверенные пункты соответствуют критериям. Данные отчета – это всего лишь ориентир для бухгалтера и руководителя, диагностика данных хозяйственной жизни организации и не служит гарантией назначения или не назначения выездной налоговой проверки.

Коммерсант в зоне риска

Оценка вероятности налоговой проверки

  • По каким критериям инспекторы выбирают ИП для проверки?
  • В чем связь между уровнем дохода и налоговой проверкой?
  • Когда ваш контрагент станет поводом для визита инспекторов?
  • Какой должна быть отчетность во избежание ревизии?

С оглядкой на конкурентов

Таблица 2. Источники информации о показателях среднего уровня зарплаты в регионе, городе, районе

Сравнивать со средним значением конкурентов придется и уровень рентабельности. Он рассчитывается как соотношение финансового результата от продаж (прибыль минус убыток) и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. На мысль о выездной проверке наведет уменьшение рентабельности от среднего показателя по аналогичному виду деятельности более чем на 10 процентов. Данные о рентабельности по видам деятельности есть в приложении 2 к Общедоступным критериям.

Отметим, контролеры не учли, что отклонение рентабельности возможно по вполне объективным причинам. Так, прибыльность иногда снижается в ходе рекламных акций, когда клиентам предоставляются скидки (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2005 г. по делу № А40-34656/05-118-331). Кроме того, рентабельность может иметь пониженный уровень из-за жесткой конкуренции, когда предприниматель, подняв цены, рискует потерять покупателей (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2006 г. № А56-54/2006, Московского округа от 22 июля 2005 г. № КА-А40/6606-05).

Если в отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов отражается убыток, инспекторы начнут собираться с проверкой. В частности, в течение 2-х и более лет. Они твердо убеждены, что главная цель предпринимательской деятельности – прибыль, поэтому постоянные убытки их настораживают.

Читайте так же:  Дефекты мебели для списания

Негативно контролеры относятся к значительным суммам налоговых вычетов. Критический уровень для вычетов по НДС обозначен на уровне 89 процентов от суммы налога, начисленного за 12 месяцев.

Как вы понимаете, это прямой путь к убыткам в будущем. Насторожит ревизоров отражение предпринимателем в отчетности суммы расходов, максимально приближенной к сумме его доходов. В частности, когда доля профессиональных вычетов составит 83 и более процента от дохода, отраженного в декларации.

Не стоит расслабляться и предпринимателям, перешедшим на применение специальных налоговых режимов («упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог). Поводом для того, чтобы запланировать проверку коммерсанта станет неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных для данного спецрежима (таблица 3). Во избежание повышенного внимания со стороны налоговой инспекции такое приближение должно составить не более 5 процентов либо происходить реже, чем дважды в течение года.

Таблица 3. Предельные значения показателей для предпринимателей на спецрежимах

Вызовет подозрение чиновников «миграция» между налоговыми инспекциями.

Основная цель предпринимательской деятельности – получение прибыли, поэтому постоянные убытки в отчетности привлекут внимание инспекторов

Таковой они назвали неоднократное снятие с налогового учета и постановка на него в разных инспекциях. Как правило, это связано с изменением местонахождения. Контролеров насторожат два и более случая смены места. Но этот критерий преимущественно для юрлиц. Предприниматель регистрируется по месту жительства, поэтому коммерсанту сначала нужно будет сменить прописку, потом только перерегистрироваться в налоговой. Часто подобную процедуру вряд ли удастся осуществлять.

В рамках ведения предпринимательской деятельности будьте предельно осторожны, привлекая перекупщиков или посредников. Одним из критериев, влияющих на назначение выездной налоговой проверки, контролеры посчитали построение так называемой цепочки контрагентов без наличия деловой цели. То есть передача ценностей посредникам для перепродажи без разумных и обоснованных причин. Дело в том, что, проходя через несколько перекупщиков товар, как правило, растет в цене. А это означает, что каждый последующий покупатель предъявит к вычету большую сумму НДС. Как вы понимаете, бюджету это не на руку. Правда, налоговые работники не пояснили, что они понимают под экономической или деловой целью. А это значит, что при проверке велика вероятность разногласий в оценке совершаемых бизнесменом сделок.

С проверкой инспекторы нагрянут к тем, кто, по их мнению, получает необоснованную налоговую выгоду. То есть использует различные вычеты, льготы, применяет более низкую ставку налога, получает зачет (возврат) налогов из бюджета.

Посредники в рассмотренной выше ситуации, позволяющие увеличить вычет НДС, как раз и приносят коммерсанту подобную выгоду. Оценить ее, в частности, обоснована она или нет, позволит постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС) от 12 октября 2006 г. № 53. В нем судьи привели обстоятельства, которые говорят о недобросовестности коммерсанта:

– невозможность реального осуществления операций (не позволяет местонахождение имущества, объем ресурсов, необходимых для производства);

– отсутствие необходимых ресурсов (персонала, оборудования, транспорта и т. д.);

– учитываются только те операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды;

– совершение сделок с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах по сделке.

В постановлении сформулированы также обстоятельства, которые, по словам судей, сами по себе о недобросовестности коммерсанта не свидетельствуют, однако должны быть приняты в расчет при ее оценке.

К таковым относятся: госрегистрация незадолго до проведения спорной сделки, взаимозависимость партнеров, разовый характер операции, налоговые правонарушения в прошлом, использование посредников и т. д. Кроме того, суд должен установить, была ли у сделки реальная экономическая цель.

При этом только лишь налоговая выгода таковой не является.

Еще один важный момент. Чтобы налоговики не записали вас в ряды недобросовестных, будьте осмотрительнее при выборе деловых партнеров. Конечно, в спорах судьи не раз подтверждали: нарушение контрагентом своих налоговых обязанностей не говорит о том, что партнер тоже нарушитель. Однако в указанном выше постановлении Пленум ВАС сделал немаловажную оговорку: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекторы докажут, что вы действовали без осмотрительности и вам должно было быть известно о нарушениях, допущенных партнером.

Весной прошлого года налоговики обнародовали Регламент по противодействию создания и функционирования «однодневок». В документе приводилась инструкция для инспекций о том, что делать, если бизнес заподозрен в «однодневности». Хотя регламент утвержден в отношении предприятий, не исключено, что те же подходы инспекторы применят и к предпринимателям. Например, направить запрос, а если ответной реакции не последует, может и явиться по месту регистрации бизнесмена с целью «установления отсутствия» его по этому адресу. Как известно, местом регистрации предпринимателя является его место жительства. Если контролеры обнаружат, что коммерсант по месту регистрации не живет, чиновники рекомендуют привлечь его к административной ответственности на основании пункта 3 статьи 14.25 КоАП. Напомним, эта статья предусматривает штраф в размере 5 тыс. рублей за сообщение налоговой недостоверных сведений о предпринимателе. В данном случае, это информация о местонахождении.

При получении «нулевых» деклараций инспекторам рекомендовано направить запросы о движении денег по счету в банк, где у бизнесмена открыт счет. Как вы понимаете, если деятельность действительно не велась, расхождений между данными, полученными от банка, и декларацией не будет.

Таблица 4. Рентабельность повидам экономической деятельности в 2006 году (в процентах)

производство кокса и нефтепродуктов

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

1 Номера и даты у документа нет, его полное название «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007».

Налоги и взносы | 14:09 17 августа 2016

Налоги и взносы | 12:59 25 ноября 2015

Налоги и взносы | 14:06 10 августа 2016

Тендеры | 13:46 7 августа 2017

Налог на имущество | 12:06 27 апреля 2015, Налоги и взносы | 12:06 27 апреля 2015

Налоги и взносы | 12:42 2 июня 2015

Налоги и взносы | 15:53 24 июня 2015

Налоги и взносы | 11:19 19 августа 2015

Налоги и взносы | 13:30 3 ноября 2015

Налоги и взносы

Видео (кликните для воспроизведения).

Письмо ФНС России от 30.12.2015 № СД–4–3/[email protected]

Источники


  1. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.

  2. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  3. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
  4. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  5. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
  6. /oli>

    Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here