Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Полезный материал в статье: "Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Содержание

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация об изменениях:

Статья 18 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ)

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — государственный информационный ресурс) — совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.

4. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

1) организации бюджетной сферы;

2) Центральный банк Российской Федерации;

3) религиозные организации;

4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;

5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Обязательный экземпляр отчетности за 2019 г. представляется в срок, установленный частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона, субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа; иными экономическими субъектами в виде электронного документа

6. Центральный банк Российской Федерации обеспечивает передачу федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений в электронном виде, содержащих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, представленную в Центральный банк Российской Федерации, а также аудиторские заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, по форматам, в порядке и сроки, которые определяются соглашением между Центральным банком Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.

7. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организациями, указанными в пунктах 5 и 6 части 4 настоящей статьи, в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 настоящей статьи для представления обязательного экземпляра отчетности.

8. Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе.

10. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, государственным органам, органам местного самоуправления, Центральному банку Российской Федерации осуществляется без взимания платы.

Отчетность: Бухгалтерский учёт

Отчетность : Усовершенствован порядок формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности

Обязанность по формированию и ведению ресурса возложена на ФНС России.

От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

организации государственного сектора;

организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;

организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;

организации в случаях, установленных Правительством РФ.

За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, будет взиматься плата, размер и порядок взимания которой установит Правительство РФ.

Росстат с 1 января 2020 года прекратит осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности будет вести ФНС России

denisismagilov / Depositphotos.com

Правительством России готовится законодательная база для применения упрощенного порядка предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, в соответствии с постановлением 1 , размещенном на официальном сайте, государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности вести в установленном порядке будет ФНС России (постановление Правительства России от 21 мая 2019 г. № 631). Еще одной задачей ведомства будет утверждение форматов и порядка представления экземпляра составленной годовой отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, а также правил пользования государственным информационным ресурсом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Также новые обязанности получит и Росстат. Она будет обеспечивать заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих деятельность на территории России, а также аудиторскими заключениями о ней за отчетные периоды 2014–2018 годов.

Вышеуказанные нормы вступят в силу с 1 января 2020 года.

Напомним, что в ноябре прошлого года были внесены изменения в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые упростили предоставление бухгалтерской отчетности организаций и предпринимателей в государственные органы. Так, например, годовую отчетность и аудиторское заключение к ней больше не нужно будет предоставлять в органы статистики.

Читайте так же:  Отличие оборотных активов от внеоборотных

1 С текстом постановления Правительства России от 21.05.2019 № 631 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201905270004).

Усовершенствован порядок формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности

Совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, составляет государственный информационный ресурс.

Обязанность по формированию и ведению ресурса возложена на ФНС России.

От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

организации государственного сектора;

[2]

организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;

организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;

организации в случаях, установленных Правительством РФ.

За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, будет взиматься плата, размер и порядок взимания которой установит Правительство РФ.

Росстат с 1 января 2020 года прекратит осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

gosudarstvennyy_informacionnyy_resurs_buhgalterskoy_finansovoy_otchetnosti.jpg

Похожие публикации

В России будет создан новый единый сервис – Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Его необходимость обозначена в законе от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, которым полностью изменена статья 18 закона о бухучете от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ:

создается новый информационный ресурс, на котором будут собираться данные из бухгалтерских отчетов всех зарегистрированных в России субъектов хозяйствования (за некоторыми исключениями);

любой человек или организация могут получить доступ к сведениям из единой базы данных, но эта опция станет платной (правом на бесплатный доступ наделяется ЦБ РФ и органы местного самоуправления);

роль администратора нового ресурса отводится налоговой службе;

отменяется обязанность по сдаче финансовой отчетности в Росстат, достаточно будет направлять отчеты в ФНС (норма вводится с января 2020 года).

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

В новом информационном ресурсе будут собираться сведения из отчетности экономических субъектов, обязанных представлять отчетные данные в контролирующие органы. Если предприятие относится к категории лиц, которые должны ежегодно проводить аудит отчетности, выданное аудитором заключение должно находиться в единой базе данных вместе с итоговой отчетностью.

Освобождены от обязанности представлять экземпляр финансовой отчетности для ее внесения в инфоресурс следующие категории субъектов хозяйствования:

учреждения, относящиеся к государственному сектору экономики;

организации, которые отчитываются Банку России;

компании, финансовая отчетность которых содержит отнесенные к государственной тайне данные.

Расширять этот список исключений может только Правительство РФ. Остальные субъекты хозяйствования обязаны ежегодно представлять в ИФНС один экземпляр отчетной документации. Требование по внесению данных в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяется только на годовые формы отчетов, промежуточные данные в базу не вносятся.

Отчетность в ИФНС должна быть направлена в электронном формате через ТКС. Посредником в операциях доставки отчетов от субъекта предпринимательства в контролирующий орган выступает оператор электронного документооборота. Им может стать только российская организация, соответствующая определенным законодательным требованиям.

Срок подачи финансовых документов прежний: он равен 3 месяцам после окончания отчетного периода (года). На бумажных носителях отчеты могут представляться субъектами малого предпринимательства, но они вправе подавать документы и в электронном виде. При использовании системы электронного документооборота субъекту хозяйствования необходимо оформить цифровую подпись.

Начиная с 2020 года, аудиторское заключение в электронном формате вносится в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности одновременно с проверенными и описанными в нем отчетами. Если экспертные выводы к моменту подачи отчетности не готовы, они могут быть переданы позже – в 10-тидневный срок со дня составления и подписания аудиторского заключения, но дата представления документа не может быть позже 31 декабря в году подачи отчетности. Например, отчетность за 2019 год подана с соблюдением сроков в конце марта 2020 года, аудиторское заключение на этот момент не было готово. Его надо сдать в течение 10 дней с даты подписания, но не позже 31 декабря 2020 года.

Компании, которые отчитываются перед Центральным Банком (например, кредитные организации), не обязаны представлять отдельный экземпляр отчетности в ФНС, за них это делает ЦБ РФ. Срок передачи электронных данных о годовой отчетности Банком России в ФНС оговаривается соглашением, которое подписывается между этими контролирующими органами.

Правительство РФ планирует взимать 200 тыс. руб. за доступ к бухгалтерской отчетности из государственного информационного ресурса

Madhourses / Depositphotos.com

Минфин России опубликовал проект соответствующего постановления Правительства РФ 1 . При этом информация, содержащаяся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, будет предоставляться в электронном виде. Согласно разработанному документу планируется установить платеж в размере 200 тыс. руб. за год абонентского обслуживания одного рабочего места. Проектом предусматривается, что запрос о предоставлении информации можно будет направить в электронном виде через сайт ФНС России или с помощью единого портала госуслуг, а также на бумаге в налоговую инспекцию или МФЦ.

Инспекция самостоятельно проверит факт внесения платы, однако направившее запрос лицо вправе самостоятельно представить в налоговую или МФЦ документ, подтверждающий внесение платы. В то же время информация о бухгалтерской отчетности конкретного юрлица предоставляется сейчас и, согласно пояснительной записке к документу, будет в дальнейшем предоставляться бесплатно (www.gks.ru/accounting_report). Планируется, что постановление Правительства РФ вступит в силу 1 января 2020 года.

Читайте так же:  Бизнес с китаем в условиях текущего кризиса

Чем отличается упрощенная бухгалтерская отчетность от общеустановленной? Узнайте из материала «Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность» в «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, что обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторское заключение составляют государственный информационный ресурс. А заинтересованные лица могут получить к нему доступ (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Напомним, что бухгалтерскую отчетность за 2018 год необходимо представить до 1 апреля включительно.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/03-19/00089696).

Отчетность: Бухгалтерский учёт

Отчетность : Усовершенствован порядок формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности

Обязанность по формированию и ведению ресурса возложена на ФНС России.

От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

организации государственного сектора;

организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;

организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;

организации в случаях, установленных Правительством РФ.

За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, будет взиматься плата, размер и порядок взимания которой установит Правительство РФ.

[1]

Росстат с 1 января 2020 года прекратит осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 13.12.18 N ИС-учет-12

Федеральными законами от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и N 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности. Цель изменений — снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухгалтерской отчетности в государственные органы, а также упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Установлен новый порядок представления годовой
бухгалтерской отчетности организаций

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является либо ФНС России, либо Банк России.

Организации, отличные от кредитных и некредитных финансовых организаций

Все обязанные составлять бухгалтерскую отчетность организации, за исключением религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций, представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (ранее — в орган государственной статистики (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) и налоговый орган). При этом отчетность представляется в следующем порядке:

форма представления — в виде электронного документа (ранее — на бумажном носителе или в виде электронного документа);

способ представления — по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

срок представления — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Годовая бухгалтерская отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах представляется не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом (ранее — не позднее 31 марта года, следующего за отчетным);

форматы представления — утверждаются ФНС России;

порядок представления — утверждается ФНС России (ранее — утверждался Росстатом).

Если годовая бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в налоговый орган вместе с экземпляром такой отчетности представляется аудиторское заключение о ней. Оно представляется:

в виде электронного документа (ранее — на бумажном носителе или в виде электронного документа);

Видео (кликните для воспроизведения).

вместе с экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Кредитные и некредитные финансовые организации

Кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору, представляют свою годовую бухгалтерскую отчетность в Банк России. К таким организациям относятся: кредитные организации; страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры; негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда; клиринговые организации, лица, осуществляющие функции центрального контрагента; профессиональные участники рынка ценных бумаг; организаторы торговли; акционерные инвестиционные фонды; микрофинансовые организации; жилищные накопительные кооперативы; кредитные потребительские кооперативы; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; ломбарды; кредитные рейтинговые агентства.

Формы, сроки и порядок представления этими организациями годовой бухгалтерской отчетности в Банк России устанавливается соответствующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Вместе с этой отчетностью указанные организации представляют в Банк России аудиторские заключения (если для них предусмотрен обязательный аудит).

Данные организации освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее — они были обязаны представлять свою отчетность в налоговые органы и в органы государственной статистики).

Читайте так же:  Забалансовые счета, их назначение и порядок применения

Новый порядок представления бухгалтерской отчетности вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г.; отчетность за 2019 г. такие субъекты могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Бухгалтерская отчетность религиозных организаций

Религиозные организации освобождены от представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики (ранее — годовая бухгалтерская отчетность религиозной организации представлялась: в органы государственной статистики; в налоговые органы, если за отчетные (налоговые) периоды календарного года у нее возникали обязанности по уплате налогов и сборов).

Данное изменение вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.

Государственный информационный ресурс
бухгалтерской отчетности

Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (далее — ГИРБО) — совокупность бухгалтерской отчетности организаций, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

В ГИРБО не включается бухгалтерская отчетность: организаций государственного сектора; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ранее — только организаций государственного сектора и Банка России). Кроме этого, в ГИРБО не включается последняя бухгалтерская отчетность реорганизованных и ликвидируемых юридических лиц (ранее — подлежала включению).

ГИРБО формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (ранее — Росстатом).

ГИРБО формируется из 1) обязательных экземпляров отчетности, представляемых организациями в налоговые органы, и 2) годовой бухгалтерской отчетности организаций, представляемой в Банк России. Банк России передает в ГИРБО сведения в электронном виде, содержащие годовую бухгалтерскую отчетность поднадзорных ему организаций, а также аудиторские заключения о ней (если такая отчетность подлежит обязательному аудиту). Передача сведений осуществляется в форматах, порядке и сроки, определяемые соглашением между Банком России и ФНС России.

Все заинтересованные лица будут иметь доступ к информации, содержащейся в ГИРБО; причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Правила пользования ГИРБО будут утверждены ФНС России (ранее — Росстатом).

Доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно. Однако в случаях, которые определит Правительство Российской Федерации, за предоставление информации будет взиматься плата. В числе таких случаев может быть, например, предоставление копии годовой бухгалтерской отчетности конкретной организации на бумажном носителе. Размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ, посвященные ГИРБО, вступают в силу с 1 января 2020 г. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИРБО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 г. и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 г.

Первой отчетностью, включенной в ГИРБО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г. В связи с этим ФНС России не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 — 2018 гг. (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г.) по-прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете», т.е. не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 — 2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.

Установлен специальный порядок представления
бухгалтерской отчетности для отдельных организаций

Статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ) и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 447-ФЗ) определен специальный порядок представления годовой бухгалтерской отчетности:

для организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

для организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность таких организаций не включается в ГИРБО (ранее — включалась). Однако эти организации по-прежнему обязаны представлять по одному экземпляру своей годовой бухгалтерской отчетности:

в налоговый орган по месту своего нахождения;

в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

Срок представления — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Данные нормы Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 г.

Составление бухгалтерской отчетности организации

Статья 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» дополнена положением, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации.

Читайте так же:  Списание бсо

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора — со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Уточнен порядок признания бухгалтерской
отчетности составленной

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. Однако уточненная редакция части 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе (ранее — только после подписания экземпляра отчетности на бумажном носителе).

Таким образом, бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:

1) экземпляра бухгалтерской отчетности на бумажном носителе — в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена на бумажном носителе;

2) экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью — в случае, когда бухгалтерская отчетность организации составлена в виде электронного документа.

Данная норма Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г., а в отношении бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора — со дня официального опубликования этого Федерального закона, т.е. с 28 ноября 2018 г.

Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России

Что такое государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности

В ноябре 2018 года был принят ФЗ с изменениями в Закон о бухгалтерском учете. Именно он заложил правовые основы государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Рассказываем, зачем он понадобился, что нужно про него знать и как упростит работу бухгалтера.

Переходный период

Для российской системы сбора годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности предприятий и ИП, обязанных в силу закона вести бухучет и формировать соответствующую бухотчётность, 2019 и 2020 годы – особенные.

Для начала, власти уже отменили с 2020 года поголовную обязанность сдавать в орган статистики экземпляр годовой бухотчетности.

Подробнее об этом см. «Новый закон отменил сдачу бухотчётности в Росстат: детали».

Основная идея Правительства РФ в лице Минфина – с 2020 года перейти к принципу «одного окна» – то есть представлению годовой бухотчетности вместе с аудиторским заключением о ней в единый государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности.

Новая редакция закона

Теперь статья 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» называется не «Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности», а «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Какие сведения есть в ресурсе

Данный ресурс представляет собой совокупность:

  1. Бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять её.
  2. Аудиторских заключений о ней (если отчетность подлежит обязательному аудиту).

Кто ведёт ресурс

Рассматриваемый государственный инфоресурс формирует и ведёт федеральный органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. То есть – ФНС России.

Как формируется ресурс

Обязанные вести бухучет предприятия и ИП сдают 1 экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговую по месту своего нахождения.

Как мы отметили выше, про обязательный экземпляр в Росстат с 2020 года можно забыть.

Подробнее об этом см. «Нужно ли в 2019 году сдавать бухотчетность за 2018 год в Росстат: новый закон».

Кто не сдаёт отчетность в ресурс

По закону есть и такие. Но это, в основном госструктуры или приближенные к ним. А именно:

  • организации госсектора;
  • ЦБ РФ;
  • религиозные организации;
  • организации, сдающие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центробанк;
  • организации, годовая отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;
  • организации в случаях, прямо установленных Правительством РФ.

Сроки сдачи отчетности в ресурс и форматы

Единый электронный формат для сдачи в государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности утверждает ФНС России. Его отправляют по ТКС через российского оператора электронного документооборота.

Порядок представления обязательного экземпляра бухотчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом тоже утверждает ФНС России.

Сроки сдачи главной бухгалтерской отчётности в налоговую не меняются: это нужно сделать не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода (календарного года). Обычно последний день приходится на 1 апреля.

При сдаче обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляют:

  1. В виде электронного документа вместе с такой отчетностью.
  2. Либо в течение 10 рабочих дней со дня, идущего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Как получить доступ в ресурс

Любое заинтересованное лицо может получить доступ к информации из государственного информационного ресурса бухотчетности. Однако теперь за это нужно платить.

Случаи, размер и порядок взимания такой платы устанавливает Правительство РФ.

Данная услуга бесплатна только для госорганов, органов местного самоуправления и Банка России.

Данные из годовой отчётности контрагентов за 2014–2018 годы, представленные ими до 01.01.2020, запрашивают в органе Росстата, а не в налоговой!

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Об обеспечении заинтересованных пользователей данными годовой бухгалтерской отчетности организаций, расположенных на территории Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (часть 1 статья 18). Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс.

Читайте так же:  Тк испытательный срок

Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

Во исполнение Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ»О бухгалтерском учете» и постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» Росстат обеспечивает заинтересованных пользователей данными годовой бухгалтерской отчетности организаций, расположенных на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе (часть 1 статьи 8).

Порядок предоставления государственной услуги установлен Административным регламентом «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации», утвержденным приказом Росстата от 20 мая 2013 г. N 183, зарегистрированным в Минюсте России 08.11.2013 N 30338.

Государственная услуга осуществляется Росстатом и его территориальными органами.

Росстатом оказывается государственная услуга через официальный сайт: Главная страница / раздел Ссылки / Предоставление данных бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год.

Для получения услуги необходимо указать код ИНН и/или ОКПО запрашиваемой организации. При запросе через сайт Росстата ответ формируется автоматически и направляется по электронной почте заявителю или выводится на экран компьютера.

Территориальные органы Росстата предоставляют данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, входящего в зону ответственности данного территориального органа государственной статистики, всем заинтересованным пользователям.

Для получения государственной услуги необходимо предоставить запрос (по почте, по электронной почте и т.д).

ст 18 Закон 402-ФЗ о Бухгалтерском учете 2019

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — государственный информационный ресурс) — совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

[3]

3. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.

4. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

1) организации бюджетной сферы;

2) Центральный банк Российской Федерации;

3) религиозные организации;

4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;

5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

6. Центральный банк Российской Федерации обеспечивает передачу федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений в электронном виде, содержащих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, представленную в Центральный банк Российской Федерации, а также аудиторские заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, по форматам, в порядке и сроки, которые определяются соглашением между Центральным банком Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.

7. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организациями, указанными в пунктах 5 и 6 части 4 настоящей статьи, в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 настоящей статьи для представления обязательного экземпляра отчетности.

8. Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, государственным органам, органам местного самоуправления, Центральному банку Российской Федерации осуществляется без взимания платы.

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

  3. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.
  4. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  5. /oli>

    Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here