Экологический налог

Полезный материал в статье: "Экологический налог" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Организации и ИП будут платить новый экологический налог

Минфин предложил дополнить Налоговый кодекс главой «Экологический налог».

Новый налог будет введен в качестве замены взимаемой сейчас платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Плательщиками экологического налога будут организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения – негативное воздействие на окружающую среду, возникающее в результате выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в воздух и в водоемы, а также образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Ставки налога будут установлены в фиксированном размере в разбивке по видам загрязняющих веществ и классам опасности отходов.

Уплачивать экологический налог нужно будет по итогам года, не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом. А компании, не относящиеся к субъектам среднего и малого предпринимательства, помимо этого должны будут ежеквартально перечислять авансовые платежи. Сдавать «экологическую» декларацию нужно будет в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в сроки, определенные для уплаты налога.

Планируется, что экологический налог будет введен с 01.01.2020.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

В России планируется ввести экологический налог

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить новой главой, регламентирующей взимание данного налога.

Согласно проекту, налогоплательщиками экологического налога будут являться организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Объект налогообложения — негативное воздействие на окружающую среду в результате:

— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень;

— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень;

— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Не является объектом налогообложения:

— негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней;

— размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

— накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.

Налоговые ставки устанавливаются по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Сумму налога необходимо будет определять самостоятельно по результатам налогового периода (календарного года) по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие.

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи.

Экологический налог заменит собой поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В пояснительной записке к проекту сообщается, что анализ поступлений от данного неналогового платежа свидетельствует о низкой его эффективности, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов.

Указывается, что введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Экологический налог

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

по теме: «Экологический налог»

студентки 3 курса –––––––––––

группы 31 ___________

Экологический налог, представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности, и призван стимулировать природопользователей на сокращение вредного воздействия на окружающую среду.

Как и в 2011 году, в 2012 году в состав экологического налога включены четыре объекта налогообложения: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение и захоронение отходов производства и ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ. Наибольшие изменения коснулись порядка исчисления и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона;

производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска).

Следует учитывать, что не являются объектами налогообложения экологическим налогом:

производство пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета;

импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета;

производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, предназначенной для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, продуктов молочных, детского питания, сахара, соли, муки, мяса (в т.ч. птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, а также импорт этих товаров, денежных знаков, упакованных в тару, при условии раздельного учета.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

[3]

производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.

Читайте так же:  Возврат без чека – закон потребителя

Расчет налога за производство пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона производится исходя из фактической массы отгруженной тары согласно отгрузочным документам.

При импорте пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также товара, упакованного в такую тару, налоговая база рассчитывается исходя из фактической массы товара или тары, указанной в договоре или в товаросопроводительных документах (спецификации, товарной накладной, товарно-транспортной накладной инвойсе, packing list — упаковочном листе и др.), в соответствии с которыми импортируется товар. Если сведения о массе тары в сопроводительных документах отсутствуют, то налоговая база экологического налога рассчитывается в процентах от цены товара, указанного в договоре, без учета налога на добавленную стоимость.

Однако при исчислении экологического налога необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, чтобы посчитать экологический налог, необходимо знать, какие вещества и в каком объеме выброшены в атмосферный воздух. Со стационарными источниками, для которых устанавливаются нормативы, это достаточно просто сделать, поскольку нормативы разъясняют, какие вещества и в каком объеме выбрасываются в атмосферный воздух за единицу времени. Для стационарных источников, которым такие нормативы не доведены, и для нестационарных источников такое достаточно сложно сделать. Выбросы загрязняющих веществ от таких источников облагаются экологическим налогом, только если в Республике Беларусь есть нормативные документы, которые допущены к применению в области охраны окружающей среды и устанавливают правила или методику расчета. При отсутствии правил или методики расчета выбросов загрязняющих веществ экологический налог не исчисляется.

Кроме того, разрешается применять упрощенный порядок исчисления экологического налога: уплата экологического налога в течение года производится исходя из установленных лимитов налогоплательщику. Окончательный расчет налога делается только один раз в конце года исходя из факта произведенных выбросов. При этом включение в объект налогообложения новых объектов налогообложения (нестационарных и стационарных источников выбросов, к которым не устанавливаются нормативы) не лишает налогоплательщика возможности применять упрощенный порядок налогообложения.

Лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ — это те объемы выбросов, которые устанавливаются в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов или в комплексных природоохранных разрешениях. Не позднее 22 числа месяца, следующего за каждым отчетным кварталом, плательщики производят уплату экологического налога исходя из одной четвертой установленного лимита. По сроку 22 января года, следующего за отчетным, они производят перерасчет налога, исходя из фактических объемов выбросов. При необходимости сумма доплачивается. Если в течение года экологический налог был уплачен в сумме большей, чем получилось исходя из фактических объемов выбросов, производится возврат в порядке, установленном НК.

Важным изменением является то, что в 2012 году упорядочен механизм поступления в бюджет налога за захоронение отходов. Как и прежде, плательщиками этого налога признается собственник отходов. Однако исчисление и фактическое перечисление в бюджет осуществляют владельцы полигонов, на которых эти отходы захораниваются. Вместе с тем, владельцы полигонов перечисляют в бюджет только фактически поступившие суммы экологического налога в их адрес от собственников отходов. Если собственник отходов по той или иной причине не уплачивал владельцу полигонов экологический налог, этот налог не поступал в бюджет.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89, в ред. от 11 января 2010 г.) на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией.

К счету 68 могут быть открыты субсчета:

1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость товаров, продукции, работ, услуг»;

2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»;

3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»;

4 «Налоги на доходы физических лиц»;

5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».

На субсчете 68/1 учитываются расчеты по экологическому налогу, в т.ч. за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6-8 к Налоговому Кодексу, применяются следующие коэффициенты:

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива (торф, топливные брикеты, древесное топливо (дрова, отходы лесопиления и деревообработки, фитомасса быстрорастущих растений), отходы сельскохозяйственной деятельности, горючие топливные вторичные энергоресурсы) для получения тепловой и (или) электрической энергии, — 0,5;

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27.

Этот коэффициент не применяется к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства;

за выбросы сероуглерода и сероводорода, образующиеся при переработке целлюлозы, — 0,5;

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9.

Применение этого коэффициента к ставкам экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов осуществляется владельцами этих объектов в случае предъявления им собственниками отходов производства экологического сертификата соответствия;

за сброс сточных вод в окружающую среду при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств — 1,5;

Читайте так же:  Перечень материально ответственных лиц в организации

за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;

за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями:

охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;

работающими на нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством, применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15.

За захоронение отходов производства сверх установленных собственникам таких отходов лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, владельцами объектов захоронения отходов применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15.

Предприятие — производитель овощных консервов импортирует стеклянную тару (банки). В указанную тару закатывается произведенная продукция, которая реализуется на экспорт.

Является ли данное предприятие плательщиком экологического налога за импорт стеклянной тары?

Предприятие не является плательщиком экологического налога за импорт стеклянной тары при условии реализации стеклянных банок на экспорт и ведения их раздельного учета.

Предприятие — производитель молочных продуктов импортирует пластмассовую тару (бочки) для упаковки своей продукции, которая реализуется на территории Республики Беларусь.

Является ли данное предприятие плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары?

В соответствии со ст. 205 НК предприятие не является плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары, предназначенной для упаковки молочных продуктов, при условии ведения раздельного учета пластмассовой тары.

Основной вид деятельности организации — швейное производство. Для его осуществления организация импортирует нитки, намотанные на пластмассовые катушки.

Является ли швейное предприятие плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары?

Швейное предприятие не является плательщиком экологического налога за импорт пластмассовой тары, т.к. катушка — это вспомогательное упаковочное средство, имеющее цилиндрическую форму и предназначенное для наматывания нитей или материалов. Импорт вспомогательных упаковочных средств (пластмассовых катушек) не включается в объект для исчисления экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой тары.

Экологический налог: кому, когда и сколько платить?

Минфин опубликовал проект поправок в НК РФ, согласно которым компании начнут платить экологический налог. «Расчет» поговорил с Викторией Поповой, руководителем проектов по управленческому учету департамента консалтинга, экспертизы и аудита КСК групп, и узнал, что именно предлагает ведомство, как компании будут рассчитывать новый налог и кому поручено его администрировать.

Вопрос неналоговых платежей, их количества, качества администрирования обсуждается в стране уже продолжительное время. В конце концов власти приняли решение преобразовать часть этих выплат в налоговые. Задача изменений, в том числе, – передать функции по сбору платежей в ФНС и, как результат, увеличить собираемость налога. «Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

[1]

Расскажите подробнее, о каком проекте введения экологического налога идет речь.

Министерство финансов рассматривает поправки к Налоговому кодексу в части создания нового налога – экологического. Проект готовится по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева от 16 марта 2018 года № ДМ-П13-10. Финансовое ведомство предлагает ввести новую главу в части 1 и 2 Налогового кодекса. Публичное обсуждение проекта завершилось 31 августа 2018 года.

По сути новый налог – это реализация плана властей о переводе части неналоговых платежей в налоговые. Это так?

Совершенно верно. Планируется заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В рамках систематизации неналоговых платежей Минфин упорядочивает платежи, не имеющие признаков налога. Уплачивающийся сейчас экологический сбор должен плавно «превратиться» с 2020 года в экологический налог. Минфин хочет упорядочить неналоговые платежи и ужесточить меры по их неуплате. Увеличение налогового бремени экологическим налогом не предусмотрено.

Изменятся ли ставки сбора или останутся прежними?

Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты. Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится. Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Налоговые ставки разделяются по группам:

— за выбросы загрязняющих веществ в воздух стационарными источниками;

— за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Ставка будет рассчитываться исходя из 1 т загрязняющих веществ (отходов производства и потребления).

Обратите внимание

Объекты обложения, ставки платежей, порядок и сроки уплаты останутся прежними. Но будет ужесточен режим оплаты. Чиновники говорят о том, что для добросовестных плательщиков фискальная нагрузка не изменится. Базу предприниматели будут рассчитывать сами по каждому объекту налогообложения, а ставки будут рассчитаны по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

С 2021 года для стимулирования уменьшения выбросов власти введут коэффициенты. Самый высокий коэффициент 100 будет применяться за превышение установленных объемов или массы вредных выбросов. И наоборот, сумму налога можно уменьшить, если были расходы, связанные с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Увеличится или уменьшится количество компаний, обязанных платить экологический налог?

Плательщиками налога остаются организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Трудно оценить изменение количества компаний, обязанных платить этот налог. Сложность оценки связана с развитием рынка, появлением новых технологий к 2020 году. Сейчас сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Конечно, хотелось бы сокращения количества компаний, которые будут платить экологический налог. Ведь никакие деньги не обеспечат сохранения хорошей экологии на территории страны.

Читайте так же:  Недостача в кассе – проводки

Изменится ли получатель платежей?

Изменится. Сейчас НВОС платится в Росприроднадзор. Плата перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора, по месту нахождения которого расположен стационарный источник выбросов (сбросов), зарегистрирован передвижной объект негативного воздействия или находится объект размещения отходов. В будущем плательщикам экологического налога необходимо будет зарегистрироваться в ФНС и оплачивать сбор уже туда. При этом изменятся не только реквизиты получателя, но и КБК платежа.

Изменится ли порядок уплаты налога?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологический налог одинаковы. Изменений новым законом не предусмотрено. Отчетным периодом по плате сбора за негативное воздействие и экологическому налогу остается календарный год. Будут так же платиться квартальные авансовые платежи; итоговую сумму платы нужно перечислить в бюджет по итогам года. Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год. Величину доплаты по итогам года можно определить как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года.

Экологический налог

Правовое регулирование плательщиков экологического налога предусмотрено в ст. 240 Налогового кодекса Украины. По сравнению с кругом плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды круг плательщиков экологического налога несколько расширилось. Экологический налог является налогом со смешанным плательщиком, то есть плательщиком экологического налога могут быть как юридические, так и физические лица. Если дифференцировать плательщиков экологического налога по виду негативного воздействия на окружающую природную среду, то юридические лица могут быть плательщиками по всем видам загрязнения, предусмотренными подпунктами 240.1.1—240.1.5 п. 240.1 и п. 240.2 Налогового кодекса Украины, а физические лица — исключительно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива.

Кроме условного разграничения плательщиков экологического налога на юридических и физических лиц, законодатель осуществляет определенную детализацию организационно-правовой формы юридических лиц. Так, плательщиками экологического налога могут быть:

а) субъекты хозяйствования;

б) юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;

в) бюджетные учреждения;

г) общественные и другие предприятия, учреждения и организации;

г) постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.

в Зависимости от источника выброса — объект (предприятие, цех, агрегат, установка, транспортное средство), с которого поступает в атмосферный воздух загрязняющее вещество или смесь таких веществ, дифференцируется как плательщик налога, так и порядок исполнения налоговой обязанности. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения плательщиком экологического налога могут быть только юридические лица, тогда как осуществление таких выбросов передвижными источниками загрязнения порождает налоговую обязанность как в юридических, так и физических лиц. В последнем случае налог исчисляется и уплачивается не самими налогоплательщиками, а налоговыми агентами. При определении плательщика за выбросы передвижными источниками загрязнения лишним является замечание «в случае использования ими топлива», поскольку экологический налог уплачивается налоговым агентом при реализации топлива, то есть за фактически приобретенное, а не использованное топливо.

Особенностью статуса плательщиков этого вида налога является то, что до осуществления каждого из видов загрязнения окружающей среды, как правило, субъект должен получить соответствующее разрешение или лицензию. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, которое выдается территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения. Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдаются при условии: а) непревышения в течение срока их действия установленных нормативов экологической безопасности; б) непревышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников; в) соблюдения требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ.

Налогообложение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в двух режимах в зависимости от вида источника загрязнения — стационарного или передвижного. При этом различается и круг плательщиков экологического налога: в первом случае плательщиком могут быть исключительно юридические лица, во втором — юридические и физические лица. Разграничение таких двух режимов предусматривает также особенности реализации налоговой обязанности. Так, при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения налоговая обязанность исполняется налогоплательщиком самостоятельно, включая исчисление налога, его уплату и представление налоговой отчетности. Что касается налогообложения выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае использования топлива, то здесь реализация налоговой обязанности имеет определенную особенность — участие налогового агента.

Статья 242 Налогового кодекса Украины определяет объект и базу налогообложения экологического налога, которыми являются:

а) объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками;

б) объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;

в) объемы и виды (классы) отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность из сбора и заготовки таких отходов;

г) объемы и виды топлива, реализованного налоговыми агентами;

г) объемы и категория радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно сохраняются их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срок;

д) объемы электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

Согласно ст. 7 Налогового кодекса Украины объект налогообложения и база налогообложения являются обязательными элементами правового механизма налога. Однако в приведенной статье законодатель не различает и даже отождествляет категории «объект» и «база» налогообложение, в то время когда их необходимо четко разграничивать. Если объектом налогообложения являются загрязняющие вещества, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарными источниками или сбрасываются непосредственно в водные объекты, конкретные виды загрязняющих веществ определяются статьями 243 и 245 Налогового кодекса Украины. Базой налогообложения при этом будет объем таких загрязняющих веществ по каждому виду, поскольку ставка экологического налога установлена и применяется относительно конкретного вида загрязняющего вещества.

Читайте так же:  Проводки по начислению дивидендов учредителям

До принятия Налогового кодекса Украины нормативы сбора за загрязнение окружающей природной среды устанавливались постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора». Такой элемент правового механизма этого сбора, как ставка, имел название «норматив». Ставки экологического налога устанавливаются статьями 242-248 настоящего Кодекса. Особенностью закрепления экологического налога является отсутствие базовой ставки и использование системы конкретных ставок по различным видам загрязнения для отдельных загрязняющих веществ:

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

— за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения;

— за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах;

— за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

— за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срок.

Величина ставки экологического налога зависит от вредности и опасности для здоровья населения конкретных загрязняющих веществ. Как и все специфические ставки, ставки экологического налога подлежат индексации. В соответствии с п. 4 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса Украины Кабинет Министров Украины обязан ежегодно подавать в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в Кодекс об индексации ставок экологического налога, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции.

Экологический налог

1. Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

3. Плательщиками не признаются бюджетные организации.

1. Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1.1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.2. сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

1.3. хранение, захоронение отходов производства;

1.4. перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

1.5. переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

1.6. производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска);

1.7. производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

2. Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к настоящему Кодексу:

— первого класса опасности — менее 0,001 тонны в год;

— второго класса опасности — менее 0,1 тонны в год;

— третьего класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, — менее 0,2 тонны в год;

— четвертого класса опасности — менее 0,5 тонны в год;

— сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с застроенной территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;

— хранение и захоронение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

1. Ставки экологического налога по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1.1 — 1.3 и подпункте 1.7 пункта 1 статьи 205 настоящего Кодекса, устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 — 9 к настоящему Кодексу.

2. Ставка экологического налога за перемещение по территории Республики Беларусь 1 тонны нефти и нефтепродуктов на 100 километров устанавливается в размере 15 белорусских рублей.

3. Ставка экологического налога за переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти и нефтепродуктов устанавливается в размере 4030 белорусских рублей.

4. Ставка экологического налога за производство и (или) импорт 1 тонны товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, устанавливается в размере 270 295 белорусских рублей.

5. К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6 — 8 к настоящему Кодексу, применяются следующие коэффициенты:

5.1. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива (торф, топливные брикеты, древесное топливо (дрова, отходы лесопиления и деревообработки, фитомасса быстрорастущих растений), отходы сельскохозяйственной деятельности, горючие топливные вторичные энергоресурсы) для получения тепловой и (или) электрической энергии, — 0,5;

5.2. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27.

Читайте так же:  Дубликат больничного листа

Этот коэффициент не применяется к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства;

5.3. за выбросы сероуглерода и сероводорода, образующиеся при переработке целлюлозы, — 0,5;

5.4. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9.

5.5. за сброс сточных вод в окружающую среду при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств — 1,5;

5.6. за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;

5.7. за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями:

охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;

работающими на нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

6. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством, применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15.

7. За захоронение отходов производства сверх установленных собственникам таких отходов лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, владельцами объектов захоронения отходов применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15.

1. Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.

2. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

3. Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога.

7. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

8. Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Экологическое налогообложение

Экологические налогипредставляют собой платежи, вносимые источниками загрязнения, которые напрямую зависят от объема загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду. Этот инструмент эколого-экономического регулирования имеет широкий диапазон применения, поскольку такую плату можно взимать различными способами. Разновидностями экологических налогов являются:

1) налог или штраф за сброс неочищенных сточных вод или на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух – эмиссионный налог, размер которого напрямую зависит от объема эмиссии загрязняющего вещества;

2) продуктовый налог, которым облагаются товары, вызывающие негативные экологические последствия;

[2]

3) плата за пользование природными ресурсами;

4) административный сбор, которым облагается ряд услуг, к примеру, регистрация опасных химикатов.

После вступления в силу с 1 января 2010 г. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения», налог за использование природных ресурсов (экологический налог) был разделен на два самостоятельных налога:

1) непосредственно экологический налог, в состав которого входят платежи за загрязнение окружающей среды;

2) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Им облагаются объемы:

— выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

— отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

— озоноразрушающих веществ, ввозимых на территорию Республики Беларусь, в том числе содержащихся в продукции.

Для усиления стимулирующей роли экологического налога его ставки периодически корректируются. Осуществляется также упрощение налоговой системы. С этой целью в 2008 г. был существенно (в 11 раз) сокращен перечень облагаемых экологическим налогом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух при одновременном увеличении ставок налога за выбросы тех веществ, которые им облагаются.

В Беларуси действует система льгот для категорий плательщиков экологического налога, осуществляющих природоохранные мероприятия, направленные на снижение: 1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (строительство и реконструкция оборудования по очистке газов, создание автоматизированных систем контроля выбросов); 2) сбросов сточных вод (строительство и реконструкция сооружений для очистки сточных вод) и 3) объемов образования отходов (строительство и реконструкция объектов размещения и обезвреживания отходов). Налоговые льготы применяются также для предприятий, внедряющих международные экологические стандарты ИСО серии 14000.

Первоначально экологическое налогообложение в Беларуси носило

скорее фискальный, чем стимулирующий характер, поскольку его выплата не оказывала реального влияния на техническое и финансовое состояние предприятий-загрязнителей. Однако с течением времени его стимулирующее воздействие заметно усилилось.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8305 —

| 7930 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  2. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.

  3. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
  4. /oli>

    Экологический налог
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here