Договор поставки товаров для муниципальных нужд

Полезный материал в статье: "Договор поставки товаров для муниципальных нужд" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Особенности исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

юридические науки

  • Тороков Дмитрий Александрович , магистр, студент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
  • ПОСТАВКА ТОВАРОВ
  • ДОГОВОР ПОСТАВКИ
  • ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА

Похожие материалы

Отношения, возникающие при заключении договора поставки товаров для государственных и муниципальных являются специфическими, так как одной стороной выступает государство или орган местного самоуправления. В связи с этим договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд обрастает рядом правовых проблем, которые требуют разрешения.

Гражданское право не содержит определения «исполнение обязательств». В научной литературе «исполнение обязательств» отмечено как «совершение сторонами определенных действий, составляющих содержание их прав и обязанностей»[1, с. 12]. Существуют и другие определения «исполнения обязательств».

Ряд ученных говоря об исполнении обязательств, обозначают его как «исполнение обязанности»[2, с. 68]. К примеру, некоторые ученые понимают под «исполнением обязанности» совершение действия, которое вправе от него требовать заказчик (кредитор). В настоящее время идет дискуссия по поводу отождествления двух терминов «исполнение обязательств» и «исполнение обязанности»[3, с. 37].

Если исходить от грамматического толкования ст. 307 ГК РФ, то можно отметить, что «обязательство» это самостоятельное правоотношение, состоящее из требования совершать определенное действие.

В научной литературе часто встречается мнение, что «исполнение обязательств» это «форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия во исполнение возложенного на него юридической обязанности» [4, с. 59] . Здесь мы видим некую схожесть с принципом свободы договора. То есть существует возможность свободно исполнять договорные обязательства.

Особенность исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд является то, что его заключение создает взаимные обязанности для участвующих в нем лиц.

Как мы знаем ГК РФ, предусматривает возможность множественности лиц, как на стороне заказчика, так и на стороне контрагента. Законодательство, регулирующее отношения в сфере государственных закупок, в отличие от гражданского законодательства не предполагает множественности лиц. Здесь характерна индивидуальность заключения и исполнения контрактов.

Однако подобное положение не мешает привлечь к исполнению контракта иных субъектов так называемых «субподрядчиков» или «соисполнителей». Тем не менее, не смотря на множество исполнителей договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, ответственность в случае ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком несет исполнитель, указанный в договоре поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Так как конструкция «заказчик- подрядчик – субподрядчик» не меняет стороны контракта[5, с. 44].

По нашему мнению необходимо убрать возможность исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд с помощью субподрядчиков, с нашей точки рения договор должно исполнять лицо, указанное в договоре. Это позволит повысить качество исполнения обязательств.

Помимо множественности лиц гражданское законодательство предполагает возможность исполнение обязательств третьим лицом, а не исполнителем по договору. Однако, законодательство, регулирующее отношения в сфере государственных закупок, как в случае с множественностью лиц запрещает перемену поставщика третьим лицом. Необходимо отметить, что существует исключение. Возможно, возложить исполнение обязательств по договору поставки на правопреемника.

Гражданское законодательство Российской Федерации не относит место исполнения обязательств к обязательным условиям договора. Однако, для договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд данное условие является обязательным.

Место исполнения обязательств по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд определяется заказчиком, т.е. государственным органом. По этой причине исполнение договора должно быть исполнено в месте, которое определил заказчик. Исполнение обязательств в ином месте будет считаться уклонением от выполнения обязательств.

Указанное положение имеет признаки нарушения законодательства регулирующее защиту конкуренции. Вызвано это тем, что заказчик может указать конкретный населенный пункт. В этом случае число возможных исполнителей договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд сократится. Останутся лишь те исполнители, местоположение которых, исходя из учредительных документов, находится в этом населенном пункте.

Исправить подобное положение можно расширив круг исполнителей исходя не из нахождения его в конкретном населенном пункте, а исходя из нахождения его в регионе заказчика.

Еще одной особенностью договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд является то что, заказчик может в силу ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов установить особый порядок приемки. В отличие от обычной приемки, приемка в особом порядке может предусматривать проведение испытаний или других мер контроля с целью выявления некачественного товара.

В целом, исходя из вышесказанного, целесообразно внести следующие изменения в порядок исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

В- первых необходимо исключить возможность исполнения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд «подрядчиками» и «соисполнителями». По нашему мнению это позволит в разы увеличить качество исполнения обязанностей, так как они будут лежать только на исполнителе указанному в договоре поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Во- вторых необходимо вести возможность исполнение обязанностей по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд на исполнителей чье местоположение исходя из учредительных документов находится в регионе где расположен заказчик, а не в конкретном населенном пункте.

Список литературы

  1. Семенихин В.В. Госзаказ / В.В. Семенихин // Налоги. – 2011. – № 47. – С. 12.
  2. Павлодский Е.А. Гражданский кодекс о договоре поставки товаров для государственных нужд / Е.А. Павлодский // Право и экономика. – 1998. – № 1. – С. 68.
  3. Тепкина А.В. Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд / А.В. Тепкина // Юрист. – 2012. – № 15. – С. 37.
  4. Нигаматзянов Т.Т. Существенные условия договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд / Т.Т. Нигаматзянов // Право и экономика. – 2007. – № 7. – С. 59.
  5. Киндеева Е.А. Проблемы договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд / Е.А. Киндеева // ЭЖ — Юрист. – 2006. – № 23. – С. 44.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Муниципальный контракт на закупку и поставку продукции для муниципальных нужд муниципального образования «Химкинский район» Московской области (примерная форма)

Тип документа: Контракт

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Читайте так же:  Корректировка 6-ндфл

Размер файла документа: 21,5 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ N _____

НА ЗАКУПКУ И ПОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ

ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

1.2. Поставка продукции осуществляется в соответствии с техническим заданием, изложенным в конкурсной документации (в запросе котировок цен, закупки продукции из единственного источника), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, согласно приложению 1.

1.3. Содержание и сроки поставки продукции определяются в соответствии с календарным планом выполнения работ по поставке продукции, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, согласно приложению 2.

1.4. Продукция, поставляемая согласно настоящему Контракту для муниципальных нужд, должна соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации, а продукция, подлежащая в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия.

Примечание. Контрактом могут быть установлены дополнительные требования к качеству продукции, поставляемой муниципальному заказчику.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

а) поручает Поставщику осуществление поставок продукции для муниципальных нужд муниципальному заказчику в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом;

б) обязуется передать Поставщику документацию и информацию, необходимую для выполнения муниципального заказа на поставку продукции Заказчику;

в) консультирует Поставщика по вопросам выполнения муниципального заказа на поставку продукции Заказчику;

г) обеспечивает оплату продукции, поставляемой для Заказчика, в соответствии с пунктом 4 настоящего Контракта;

д) в случае полного или частичного невыполнения условий настоящего Контракта по вине Поставщика вправе требовать у него соответствующего возмещения;

а) обязуется поставить продукцию для муниципальных нужд Заказчика в срок и надлежащего качества, предусмотренные настоящим Контрактом;

б) самостоятельно приобретает материальные ресурсы, необходимые для исполнения настоящего Контракта;

в) вправе запрашивать и получать в установленном порядке у Заказчика документацию и информацию, необходимые для выполнения Контракта на поставку продукции для муниципальных нужд Заказчика;

г) получать консультации у Заказчика по вопросам выполнения Контракта;

л) вправе получать оплату за продукцию, поставленную для Заказчика, в соответствии с пунктом 3 настоящего Контракта;

с) в случае полного или частичного невыполнения условий настоящего Контракта по вине Заказчика вправе требовать у него соответствующего возмещения.

3. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ ПРОДУКЦИИ

3.1. При завершении этапа поставки продукции и поставки продукции в целом Поставщик представляет Заказчику два экземпляра подписанного Поставщиком акта сдачи-приемки продукции с приложением к нему документов (материалов), предусмотренных техническим заданием.

3.2. Заказчик в течение ______ дней со дня получения акта сдачи-приемки продукции и отчетных документов (материалов), предусмотренных техническим заданием, обязан направить Поставщику один экземпляр подписанного Заказчиком акта сдачи-приемки продукции или мотивированный отказ.

3.3. В случае несоответствия поставленной продукции условиям технического задания Стороны обязаны составить акт с перечнем дефектов и необходимых работ по их устранению. Указанные претензии должны быть предъявлены Заказчиком в течение ___ дней со дня получения им акта сдачи-приемки продукции. Поставщик обязан произвести работы по устранению дефектов продукции без дополнительной оплаты.

3.4. Если при сдаче-приемке продукции будет выявлена необходимость исправления продукции с изменением отдельных условий технического задания, то по требованию Заказчика указанные работы производятся Поставщиком на основании дополнительного соглашения между ними с указанием срока и стоимости выполнения указанных работ.

4. СТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ПОРЯДОК

ЕЕ ПОСТАВКИ И РАСЧЕТОВ

4.1. Поставленную продукцию Заказчик оплачивает в соответствии с утвержденным Сторонами протоколом соглашения о контрактной стоимости продукции, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, согласно приложению 3.

4.2. Оплата продукции производится после сдачи Поставщиком и приемки Заказчиком указанной продукции, оформленных актом сдачи-приемки продукции. Счета Поставщика оплачиваются в течение ____ дней.

4.3. Продукция поставляется непосредственно в адрес получателей (потребителей), указанных Заказчиком в заказах-спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

4.4. Расчеты за поставляемую продукцию осуществляются в форме:

— инкассо с последующим акцептом при представлении Поставщиком (грузоотправителем) специфицированных счетов, упаковочных листов, транспортной накладной или коносамента, сертификата соответствия, документов о комплектности продукции, ее экологической безопасности и других необходимых документов;

— предварительной оплаты Поставщику (грузоотправителю) подготовленной к поставке готовой продукции или продукции, подлежащей изготовлению и поставке в согласованные Сторонами сроки.

Примечание. Формы расчетов, в том числе и иные, предусмотренные действующим законодательством, указываются по усмотрению Сторон.

4.5. Расчеты за поставляемую продукцию производятся между:

— Заказчиком (плательщиком) и Поставщиком в соответствии с условиями настоящего Контракта;

— получателями-потребителями (плательщиками), указанными Заказчиком, и Поставщиком;

— организациями-изготовителями (грузоотправителями), указанными Поставщиком, и получателями-потребителями (плательщиками), указанными Заказчиком.

Примечание. Порядок расчетов, в том числе и иной, предусмотренный действующим законодательством, указывается по усмотрению Сторон.

4.6. Датой поставки продукции считается дата, указанная на штемпеле транспортной накладной Поставщика (грузоотправителя) в пункте отгрузки.

4.7. Заказчик в течение _______ дней с даты вступления в действие настоящего Контракта производит выплату Поставщику аванса в размере ______ процентов от стоимости продукции, поставляемой по настоящему Контракту, т.е. _______ (______) рублей.

Примечание. Подпункт 4.7 указывается по усмотрению Сторон и с учетом фактического финансирования по муниципальному заказу.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. Поставщик по требованию Заказчика своими силами и за свой счет в срок, согласованный с Заказчиком, обязан устранить дефекты продукции, допущенные по вине Поставщика.

5.2. В случае неустранения указанных дефектов в согласованный Сторонами срок Поставщик уплачивает Заказчику неустойку в размере ___ процентов стоимости продукции, подлежащей исправлению.

5.3. В случае прекращения поставок продукции, предусмотренной настоящим Контрактом, по вине Заказчика последний обязан возместить Поставщику фактически произведенные затраты.

5.4. В случае прекращения поставок продукции, предусмотренной настоящим Контрактом, по вине Поставщика последний обязан возместить Заказчику понесенные им убытки.

5.5. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от выполнения принятых ими обязательств.

5.6. В случае возникновения споров Стороны обязуются принять все меры для их разрешения путем договоренности.

5.7. За неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств по настоящему Контракту Заказчик и Поставщик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО КОНТРАКТА

Органы исполнительной власти муниципального образования «Химкинский район» и должностные лица, уполномоченные главой муниципального образования «Химкинский район», вправе осуществлять контроль за исполнением настоящего Контракта, в том числе проводить экспертные проверки поставок продукции для муниципальных нужд.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ НАСТОЯЩЕГО КОНТРАКТА

И ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

7.1. Срок действия настоящего Контракта устанавливается с «___» _______ 200_ года по «__» _______ 200_ года включительно.

7.2. Настоящий Контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению Сторон (указать порядок и основания расторжения).

7.3. В настоящий Контракт по письменному соглашению Сторон могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, предусмотренном для заключения настоящего Контракта.

8. АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Контракт составлен в письменной форме в 4 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу (по одному для Заказчика, Поставщика, координатора муниципального заказа муниципального образования «Химкинский район» и Химкинского управления финансов Московской области).

Читайте так же:  Проверка в ваше отсутствие

Ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Особенности ответственности сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
  • ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 Гражданского кодекса;
  • формы ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 15 Гражданского кодекса); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (395, п. 4 ст. 487, ГК): отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.

Предусматривается повышенная ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (ст. 533 Гражданского кодекса);
  • поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения госконтракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и других законов), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20 % стоимости забракованных товаров (п. 5 ст. 16 ФЗ «О государственном материальном резерве»).

Особенности содержания договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • заказчик не может отказаться от заключения контракта с поставщиком, когда поставщик принял заказ;
  • заказчик должен возместить убытки, возникшие у поставщика в ходе исполнения им договора, причем в 30-дневный срок;
  • поставщик обязан передавать товар либо заказчику, либо покупателю;
  • покупатель должен платить за поставленный товар в случаях, когда товар поступает непосредственно ему, при этом заказчик является поручителем и несет с покупателем солидарную ответственность по договору (ст. 534 Гражданского кодекса), а если товар поступает заказчику, оплачивать его должен последний.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд

Видео (кликните для воспроизведения).

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд — разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор статьями Гражданского кодекса РФ, посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; «О государственном материальном резерве»; «О государственном оборонном заказе».

Общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено иное.

Срок выполнения действий по заключению договора ограничен законом: он определен либо в 30, либо в 20 дней.

Цена товара — рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников РФ.

[1]

Участниками договора этого типа являются:

  • заказчик (в роли его выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими);
  • поставщик (в этой роли выступают предприниматели);
  • получатель товара (покупатель).

Предметом договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется этот договор двумя документами:

  • государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд – договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);
  • договором поставки для государственных или муниципальных нужд – договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику.

В процедуре заключения договора поставки для государственных нужд можно выделить следующие этапы:

  • определение государственных или муниципальных нужд в товарах определенного вида;
  • выдача заказа на поставку товара заказчику;
  • размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах);
  • заключение контракта между поставщиком и заказчиком;
  • направление заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику;
  • заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика.

Нарушения, допущенные покупателем:

  • невыборка товаров покупателем в обусловленный срок;
  • непредставление покупателем отгрузочной накладной;
  • неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем.
  • Ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Договор регламентируют ст. 525-534 ГК и в субсидиарном порядке общие правила о поставке. В части, не урегулированной ГК, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются также следующие законы: Федеральный закон от 13 декабря 1994 года №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон 29 декабря 1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Федеральный закон от 2 декабря 1994 года №55-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (в последнем случае применяются соответствующие нормы о договоре контрактации), Федеральный закон от 27 декабря 1995 года №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.

Государственными (муниципальными) нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Поставка осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров соответственно для государственных или муниципальных нужд и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров. Этим и определяются следующие особенности контракта и договора.

По государственному (муниципальному) контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу (покупателю) по отгрузочной разнарядке. В последнем случае между поставщиком и покупателем, определенным отгрузочной разнарядкой, заключается договор.

Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, орган власти субъекта РФ, а муниципальным заказчиком – местный орган самоуправления.

Государственный (муниципальный) заказчик может передать право на заключение государственного (муниципального) контракта другим лицам в порядке, установленном законом.

Поставщики определяются заказчиком двумя способами: путем размещения заказов через проведение торгов, или без проведения торгов (путем запроса котировок, закупки товаров у единственного поставщика). В случаях, установленных нормативными правовыми актами (для казенных предприятий, предприятий-монополистов), поставщики определяются в обязательном порядке.

Существенным условием контракта и договора является предмет, его качество, тара и/или упаковка, срок. Обычно определяются также ассортимент, комплектность, цена, порядок исполнения, меры обеспечения и ответственности.

По общему правилу, оплачивает товары, поставленные на основе контракта, заказчик, а товары, поставленные на основе договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, — их непосредственный получатель как сторона договора.

Читайте так же:  Ставки водного налога таблица

Форма контракта и договора – простая письменная.

Для заказчика заключение контракта является обязательным. Для поставщика (исполнителя) заключение контракта является обязательным, если он принял доведенный до него контракт либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного (муниципального) заказа. В случаях, предусмотренных законом, заключение контракта будет являться для исполнителя (поставщика) строго обязательным. Однако при этом должно быть соблюдено требование ст.533 ГК о возмещении всех убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением контракта[19]. (Убытки подлежат возмещению не позднее 30 дней со дня передачи товара). Это условие неприменимо в отношении казенного предприятия, обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.

Размещение государственного (муниципального) заказа на торгах осуществляется в форме конкурса и аукциона.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного (муниципального) контракта. Под аукционом — торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее высокую цену государственного (муниципального) контракта.

И конкурс, и аукцион могут быть открытым или закрытым. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну.

Открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети «Интернет».

Размещение заказа без проведения торгов путем запроса котировок представляет собой такой способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте соответствующего извещения. Победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Победителем торгов в зависимости от формы размещения заказа признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия исполнения контракта, либо наиболее низкая цена контракта.

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику. Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если: поставки товаров относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляются поставки культурных ценностей, осуществляется работа по поддержанию мобилизационных мощностей и в других случаях.

Государственный (муниципальный) заказ признается размещенным со дня заключения государственного (муниципального) контракта.

Порядок заключения контракта:

1. Сторона, получившая проект контракта, не позднее 30-ти дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне.

2. При наличии разногласий по условиям контракта – в тот же срок сторона, получившая контракт, составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения контракта.

3. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, в течение 30-ти дней должна рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30-ти дней на рассмотрение суда.

Если контракт заключается по результатам торгов, то в этом случае он должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

В том случае, когда поставка товаров осуществляется не государственному (муниципальному) заказчику, а иным покупателям, то поставщику и соответствующим покупателям направляется извещение о прикреплении их друг к другу.

Извещение направляется адресатам не позднее 30-ти дневного срока со дня подписания контракта и является основанием для заключения между ними договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. В этом случае покупатель сам будет оплачивать поставленные товары как сторона договора.

Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (т.е. извещение о прикреплении не порождает для покупателя обязанности заключить договор).

Об отказе покупателя поставщик незамедлительно уведомляет заказчика и может потребовать от него нового извещения о прикреплении к другому покупателю. Заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика либо выдает такое извещение, либо направляет поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товар.

Если заказчик не выполняет эти обязанности, поставщик вправе потребовать от него принять и оплатить товары либо реализовать товары по своему усмотрению, с отнесением разумных расходов, связанных с реализацией, на заказчика.

В предусмотренных законом случаях заказчик вправе отказаться от товаров, поставленных по государственному (муниципальному) контракту. Если такой отказ влечет изменение или расторжение контракта, заказчик возмещает убытки, причиненные поставщику таким расторжением или изменением.

Оплата товаров производится покупателем по ценам, определяемым в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом. Заказчик признается поручителем по обязательству покупателя произвести оплату товара. В силу ст.363 ГК, если в контракте нет указаний на субсидиарную ответственность заказчика, то он несет солидарную ответственность вместе с ненадлежащим плательщиком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

экономические науки

  • Тороков Дмитрий Александрович , магистр, студент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • ДОГОВОР ПОСТАВКИ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ
  • ПОНЯТИЕ

Похожие материалы

Гражданское законодательство не дает понятия «договора поставки товаров для государственных нужд».

Для того чтобы выявить понятие договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, необходимо выяснить чем отличается указанный договор от обычного договора поставки.

В ст. 506 ГК РФ [1] расскрывается понятие договора поставки «это договор о передаче в обусловлевнный срок товаров, которые выпускаются или производятся поставщиком-продавцом, покупателю для осуществления последним предпринимательской деятельности или для других целей, не связанных с семейным, личным, домашним или другим использованием». О договоре поставки товаров для государственных или муниципальных нужд в п. 1 ст. 525 сказано следующее «поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, а также заключаемого в соответствии с ним договора поставки». Отсюда мы видим что договор поставки и договор поставки товаров для госудвенных нужд отличаются. Первое отличие это способ заключения. Для того чтобы заключить договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд необходим государственный контракт [2, 155]. Второе существенное отличие – цель договора, в договре поставки товаров для государственных нужд целю является удволетворение государственных или муниципальных нужд [3, 55].

Для более полного раскрытия понятия договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд необходимо выяснить что из себя представляют «государственные или муниципальные нужды».

[3]

В законодательстве регулирующее отношения в сфере государственных закупок под государственными или муниципальными нуждами понимается:

Исходя из положений законодательсва под государственными или муниципальными нуждами понимаются – обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета потребности в товарах, которые необходимы для осуществления функций Российской Федерации, субъекта или муниципального образования.

Читайте так же:  Как можно уволить сотрудника без его согласия

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать понятие «договора поставки товаров для государственных или муниципальны нужд».

Итак, «договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» это разновидность договора поставки, который заключается на основании государственного контракта в целях обеспечения потребности в товарах, необходимых для осуществления функций государства или муниципалитета за счет средств соответствующего бюджета.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1996. N 5. Ст. 410.
  2. Шисова А.С. Понятие государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд // Бизнес в законе. – 2008. — № 1. С.155 – 156.
  3. Николаева И.В. Заключение договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: теория и практика // Цивилист. – 2010. – N 3. – С. 52 – 56.
  4. Федеральный закон от 05.02.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант плюс»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

§ 4. Договор поставки товаров для государственных нужд

1. Договор поставки товаров для государственных нужд — разновидность договора поставки. Согласно ст. 506 и 525 ГК по данному договору поставщик (исполнитель), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) товары в собственность государственному заказчику (определяемому им покупателю) за определенную в договоре денежную сумму в целях использования для государственных нужд.

Выделение рассматриваемого договора в отдельный вид договора купли-продажи объясняется исключительно необходимостью обеспечения экономических интересов и жизнедеятельности государства и общества в целях:

1) создания и поддержания государственных материальных резервов;

2) обеспечения обороны и безопасности страны;

3) осуществления экспортных поставок товаров по международным договорам государства;

4) выполнения федеральных государственных программ.

Для реализации указанных целей, как сказано в ст. 525 ГК, в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК, применяются законы о поставке товаров для государственных нужд. В настоящее время в их число входят: Федеральные законы от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» , от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» , от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» , от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» .

СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303.

СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Договор поставки товаров для государственных нужд призван служить в качестве правового механизма для обеспечения государственных нужд в различных сферах экономики (производстве, строительстве, получении услуг и т.п.).

В ГК формируется особый тип гражданско-правового договора, называемого государственным контрактом, который необходимо закрепить наряду с публичным договором в разделе III «Общая часть обязательственного права» части первой ГК.

Правовые особенности договора поставки товаров для государственных нужд проявляются в его субъектном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора. Расходы по поставке товаров для государственных нужд финансируются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования РФ, а в случаях, указанных в названных выше законах, — и субъектов РФ. В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.

2. Субъектами договора о поставке товаров для государственных нужд на стороне заказчика являются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика — государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика.

ГК и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории договора поставки товаров для государственных нужд: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.

Первый из них выполняет функцию основного и нередко единственного договора по отношению ко второму; второй — заключается в случаях, предусмотренных первым, и может существовать лишь вместе с ним.

В роли государственных заказчиков по договору о поставках продукции для федеральных государственных нужд выступают федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение; о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от вида продукции — Федеральная продовольственная корпорация, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по государственным резервам, в субъектах РФ — государственные органы и организации, определяемые органами власти субъектов РФ; о поставках товаров для нужд обороны — федеральный орган исполнительной власти, имеющий войска или вооруженные формирования.

В роли поставщика по государственному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный контракт. В их числе значатся: по поставкам продукции для федеральных государственных нужд — казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв — поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%; по выполнению оборонного заказа — унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции.

При этом заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.

3. Порядку заключения государственных контрактов и договора поставки товаров для государственных нужд закон придает важное организационное значение.

В основе заключения государственного контракта лежит заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принимаемый поставщиком (исполнителем). Если для государственного заказчика данный заказ можно считать административным актом, утверждаемым соответствующим органом государственной власти, то для поставщика он не является каким-либо плановым актом, обязывающим его в подавляющем большинстве случаев заключить государственный контракт . Указанный заказ имеет обязательную силу лишь для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем). При этом размещение государственных заказов о поставках продукции для федеральных нужд осуществляется государственными заказчиками путем открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов . Размещение государственных заказов через систему торгов, конкурсов и аукционов практикуется и применительно к поставке товаров для государственных нужд, предусмотренных другими законами.

Читайте так же:  Договор дарения денежных средств образец

Законом о поставках для государственных нужд предусматривается обязанность заключения государственного контракта и договора поставки продукции для федеральных государственных нужд для казенных предприятий и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

См.: Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 // СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.

При определении порядка заключения государственных контрактов законодатель детально регламентирует переговорный процесс заключения договора, устанавливая сроки и способы рассмотрения проекта контракта каждой стороной договора (ст. 528 ГК). При этом центр тяжести переносится на применение принципа максимализации переговорного процесса, ведущего к необходимости заключения государственного контракта. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.

С той же тщательностью, что и при заключении государственного контракта, законодатель регулирует переговорный процесс по заключению договора поставки, применяя принципы максимализации к необходимости достижения соглашения между сторонами о заключении договора (ст. 529 ГК). Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

4. Исполнение государственного контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 — 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных нужд покупателям, указанным в отгрузочной разнарядке, товары оплачиваются государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных нужд. Но в этом случае речь идет не только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.

Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных нужд (государственного контракта и договора поставки) является государственный заказчик. В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных интересов в рассматриваемой области экономики.

5. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 394 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.

Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением или расторжением государственного контракта, предусмотрено ст. 533 ГК. Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. При невозмещении данных убытков поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта (п. 2 ст. 533 ГК).

При расторжении государственного контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы государственный заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.

В свою очередь государственный заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения причиненных убытков (ст. 534 ГК). При этом, если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

Право на отказ государственного заказчика от поставки предусмотренных государственным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.

Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафов) может быть договорной и (или) установленной в законе. Следует, однако, отметить, что по сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом.

Так, согласно Закону «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» при нарушении условий договора (контракта) по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров. При этом неустойка за недопоставку товаров имеет штрафной характер, т.е. с поставщика одновременно взыскиваются и убытки, и неустойка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон «О государственном материальном резерве» за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, не комплектных или не соответствующих по качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), предусматривает уплату изготовителем (поставщиком) штрафа в размере 20% стоимости забракованных, не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.

Источники


  1. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.

  2. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
  4. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
  5. /oli>

    Договор поставки товаров для муниципальных нужд
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here