Договор об избежании двойного налогообложения

Полезный материал в статье: "Договор об избежании двойного налогообложения" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Двойным налогообложением считается одновременное обложение одинаковыми налогами доходов, полученных в разных странах. Как правило двойное налогообложение образуется тогда, когда налоговый нерезидент (физическое или юридическое лицо, которое не проживает / не находится постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от своей прибыли одновременно и по месту своего гражданства и по месту своего фактического нахождения.

Чтобы избежать налоговых коллизий и упростить жизнь налогоплательщикам страны подписывают двухсторонние соглашения, договора или конвенции об избежании двойного налогообложения. Россия также имеет ряд подобных договоров с другими странами. В списке на этой странице представлены действующие международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, на текущий год в него входят более 80 стран.

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Договоры об избежании двойного налогообложения между государствами представляют собой межправительственные соглашения или конвенции, призванные не допустить одновременное налогообложение одного и того же дохода в обеих странах. Подобные соглашения заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между странами. Однако, соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, действуют в отношении лишь определённых видов налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правовое регулирование проблем двойного налогообложения осуществляется в соответствии со статьёй №232 Налогового Кодекса РФ.

Избежание двойного налогообложения в Германии

Работающих за рубежом граждан России интересует такой вопрос, как двойное налогообложение, из-за которого зарубежное трудоустройство на легальной основе теряет смысл. С Германией этот аспект экономических взаимоотношений был решён ещё в прошлом веке.

Реалии современности таковы, что огромный процент населения трудится не в своём государстве, а за рубежом. Выбирая страну для трудоустройства, рассматривают не только перспективы получения достойного вознаграждения за труды, но и такие факторы, как налоговая система и отношение государства в целом к трудовым иммигрантам и фирмам иностранцев.

Что представляет собой двойное налогообложение

Говоря доступным языком, двойное налогообложение – это ситуация, когда один и тот же род деятельности в двух разных государствах облагается одинаковыми налогами. Это возможно, когда гражданин одной страны устроился на работу в другой. На родине он отчисляет налоги, так как по закону своей страны обязан платить, где бы ни находился, и в гостях платит ещё раз то же самое.

Вывод напрашивается один: человеку ничего не остаётся, как нарушить законодательство обоих государств и вообще не показывать свои доходы. В противном случае он будет работать не на себя и свою семью, а на две системы.

Проблема возникла из-за того, что в различных государствах мира применяются неодинаковые подходы к решению вопроса. Одни облагают налогом всё, что зарабатывают их граждане, другие взимают свои законные проценты по территориальному принципу, то есть там, где осуществляется деятельность человека, приносящая доходы.

Многие государства используют оба принципа, вынуждая своих граждан либо влачить жалкое существования, перебиваясь копейками и отдавая вместо 30-40% все 60-80, либо жить хорошо, но при этом рисковать, нарушая закон.

Вопрос решается двумя путями:

  1. Страны разделяют налоговую юрисдикцию и договариваются, кто за что будет взимать свои проценты.
  2. Человеку засчитываются налоги, уплаченные в другом государстве.

Современным решением вопроса является соглашение об избежании двойного налогообложения, принимаемое многими странами.

Договора, заключаемые странами о двойном налогообложении

Страны заинтересованы в экономическом взаимодействии, потому их руководствам приходится искать выход из сложившейся ситуации. Таким выходом стали договоры о пресечении двойного налогообложения.

Важно понимать, что такого рода контракты распространяются далеко не на всех людей и не на все компании.

Заключаемое соглашение имеет отношение к определённым видам налогов и определяет, где и в каком объёме они будут выплачиваться. Оно распространяется не только на доходы, но и на имущество.

Подобные договоры Россия заключила со многими странами:

В соглашениях чётко определяется, какие лица не будут подвергаться двойному налогообложению и какие налоги не будут взиматься дважды.

Особый интерес у россиян вызывает договор об избежании двойного налогообложения с Германией. Это связано с тем, что страна предлагает как своим гражданам, так и трудовым эмигрантам выгодное трудоустройство и прозрачную, очень удобную и понятную систему налогообложения.

О чём Россия договорилась с Германией

Договор между двумя государствами был подписан ещё в 1996 году.

Соглашение определяет, какие именно налоги попадают в зону его действия. Все они как с российской, так и с германской стороны имеют отношение к доходам и отчуждаемому или приносящему прибыль недвижимому имуществу. Рассматриваются резиденты-люди и резиденты-предприятия. Со стороны Германии также включены налоги на поддержку солидарности, налоговая надбавка и промысловый налог.

Большое место в соглашении занимают разъяснения о том, что и как будет именоваться. Рассматриваются в этом аспекте понятия:

  1. Резидент.
  2. Российские налоги.
  3. Германские налоги.
  4. Договаривающиеся государства.
  5. Компания.

Всё это необходимо для того, чтобы при практическом применении пунктов соглашения не возникало никаких споров и недоразумений.

Договор даёт избежать некоторых нежелательных выплат. Но нужно чётко провести черту между двумя понятиями «избежать» и «уклониться». Первое делается на законном основании, а вот второе может повлечь за собой неприятные и разорительные санкции.

Как избежать, но не уклониться

Если у вас есть некое недвижимое имущество в ФРГ, которое вы намереваетесь продать или, если использовать термины законодательства, сделать его отчуждение, не будь договора, вам пришлось бы платить немалый налог и в России и в Германии.

Читайте так же:  Валютные кредиты - бухгалтерский учет

Соглашение урегулировало этот вопрос в вашу пользу, и заплатить положенные проценты придётся, но только в одной стране. Тут следует быть внимательными, так как в зависимости от характера движимого или недвижимого имущества определяется страна, которая получит налоговые проценты.

Если вы сдаёте недвижимость в аренду или получаете с неё любые другие доходы на территории ФРГ, там же и придётся отдавать налог.

Граждане России, занимающиеся воздушными, морскими или речными перевозками на территории Германии, налоги с прибыли отдают в её казну. Если перевозки получают статус международных, оплата будет осуществляться в России.

Германия также рассматривает налог с возникновения процентов. Следует знать, что платить с них налог следует в казну того государства, резидентом которого является получатель процентов.

Если вы автор книг или музыки, получающий вознаграждения не только в своей стране, но и за рубежом, что сейчас является распространённой практикой, все суммы вознаграждений облагаются налогом только на вашей родине. Исключением могут быть случаи, когда вы, являясь резидентом России, обладаете авторскими правами на территории Германии.

Обратите внимание: различные виды доходов облагаются налогами в разных странах. Прежде чем отправиться в Германию открывать фирму или на заработки, определитесь с тем, кому и сколько будете платить. Уплатив налог не туда, куда нужно, вы можете попасть в разряд тех, кто уклоняется.

Если вы оказываете некие профессиональные услуги в Германии, и у вас есть для их оказания необходимая база, вы должны платить проценты с доходов на месте. В том случае, если такой базы у вас нет, налоги оплачиваются дома.

Если вы отправились в Германию наниматься на работу

Пожалуй, самым злободневным является вопрос наёмных работников. По рабочей визе в Германию ежегодно тысячи и даже десятки тысяч россиян отправляются работать сиделками, горничными, строителями, нянями и т. д. Будучи гражданами Российской Федерации, они получают доход в Германии.

В данном случае договор об избежании двойного налогообложения гласит, что люди оплачивают налоги там, где они работают.

Если вы намереваетесь работать в Германии и получать хорошие доходы, не пожалейте времени и денег и обратитесь к юристам. Некоторые пункты документа сложны для понимания. Юрист сможет объяснить, как соглашение касается именно вашего рода деятельности.

Договора об избежании двойного налогообложения, заключенные между Кипром и

Международные договоры основываются на четырех основных принципах:

  1. Принцип места нахождения: лицо облагается налогом в государстве, где имеет основное место проживания или место нахождения
  2. Принцип источника: лицо облагается налогом в государстве, из которого происходит доход
  3. Принцип мирового дохода: лицо облагается налогом по всему доходу, откуда бы он ни происходил
  4. Территориальный принцип: лицо облагается налогом только по доходу, который происходит из соответствующего государства

Для резидентов Германии применяются принцип места нахождения и принцип мирового дохода. Для нерезидентов Германии применяются принцип источника и территориальный принцип. Также происходит налогообложение в большинстве стран.

Так, например, лицо, проживающее в Германии и имеющее на Кипре счет в банке и получающее от этого доход будет с этим доходом облагаться налогом в соответствии с принципами места нахождения и мирового дохода в Германии и в соответствии с принципом источника и территориальным принципом на Кипре. Международные соглашения призваны и подписываются для того, чтобы избежать такого двойного налогообложения.

Для избежания двойного налогообложения применяются две методики: освобождение от налога (часто с учетом дохода при прогрессивном налогообложении) и зачет налога.

Цель договоренностей – избежание двойного налогообложения, но не избежание налогообложения вообще. Более того, принцип единого налогообложения должен быть соблюден. С этой целью во многие соглашения вводятся соответствующие условия.

Соглашение об избежании двойного налогообложения

Порядок налогообложения в РФ доходов, полученных в иностранном государстве, и заграничного имущества зависит не только от того, в какой стране возник объект налогообложения и является ли лицо, получившее доход или владеющее имуществом, налоговым резидентом РФ. Порядок этот зависит и от того, заключен ли между РФ и иностранным государством договор об избежании двойного налогообложения.

Договор как метод устранения двойного налогообложения

Рассматривая принципы налоговой системы, мы отмечали, что одним из них является принцип однократности, т. е. недопустимости повторного взимания налога с одного и того же объекта за один и тот же период времени.

Однако исходя из особенностей налогового законодательства в разных странах, один и тот же объект может одновременно подпадать под обложение налогом в обеих странах. К примеру, дивиденды, полученные в иностранном государстве физическим лицом, являющемся налоговым резидентом РФ.

Для избежания двойного налогообложения РФ заключает с иностранным государствами специальные соглашения. И, например, уплаченный в иностранном государстве налог с дивидендов в указанном выше случае может быть зачтен при исчислении налога в РФ. Но сделать это можно только при наличии с иностранным государством соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения (п. 2 ст. 214 НК РФ).

При этом такие международные договоры имеют высшую юридическую силу по сравнению с российским налоговым законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ).

В этих соглашениях указываются лица, к которым договоры применяется, налоги, на которые распространяется соглашения, а также порядок их применения к конкретным налогооблагаемым объектам.

Такие договоры или соглашения также часто именуются конвенциями.

С какими странами РФ заключила соглашения?

В соответствии с Информационным письмом Минфина России на 01.01.2018 действуют 83 международных договора об избежании двойного налогообложения между РФ и другими государствами. По сравнению с данными на 01.01.2017 перечень пополнила Бразилия. Список международных договоров приведен на сайте Минфина РФ по ссылке.

Читайте так же:  Новый бизнес

Приведем некоторые из них:

№ п/п* Государство Дата подписания Дата вступления в силу Применяется с
1 Австралия 07.09.2000 17.12.2003 01.01.2004 8 Белоруссия 21.04.1995 20.01.1997 01.01.1998 12 Бразилия 22.11.2004 19.06.2017 01.01.2018 13 Великобритания 15.02.1994 18.04.1997 01.01.1998 17 Германия 29.05.1996 30.12.1996 01.01.1997 21 Израиль 25.04.1994 07.12.2000 01.01.2001 29 Казахстан 18.10.1996 29.07.1997 01.01.1998 34 Китай 13.10.2014 09.04.2016 01.01.2017 37 Корея 19.11.1992 24.08.1995 01.01.1996 40 Латвия 20.12.2010 06.11.2012 01.01.2013 66 Соединенные Штаты Америки 17.06.1992 16.12.1993 01.01.1994 67 Таджикистан 31.03.1997 26.04.2003 01.01.2004 72 Украина 08.02.1995 03.08.1999 01.01.2000 75 Франция 26.11.1996 09.02.1999 01.01.2000 83 Япония 18.01.1986 27.11.1986 01.01.1987

* по Списку на 01.01.2018, приведенному в Информационном письме Минфина России.

Тема 3. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

3.1. Объект регулирования международных договоров

Согласно ст. 15 Конституции РФ международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные правила установлены ст. 7 НК РФ.

В связи с этим при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить, прежде всего, из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в ст. 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и др.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц — резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе и на иностранные организации.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве — источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный ст. 232,311 НКРФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве — источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве — источнике дохода.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений для избежания уплаты налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) — многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

имущества и доходов от реализации имущества;

доходов и имущества в сфере международных перевозок;

доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать при исчислении и уплате:

1) подоходного налога с физических лиц;

2) налога на прибыль организаций;

3) налога на имущество (как физических лиц, так и юридический лиц, налог на недвижимость и др.).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве — источнике дохода таких видов доходов, как:

Видео (кликните для воспроизведения).

прибыль от коммерческой деятельности;

доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных соглашений различаются между собой, поскольку соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

Соглашение об избежании двойного налогообложения: как не платить налог дважды

Налоговым резидентом России, обязанным платить в РФ налог на доходы от активов во всём мире, считается тот, кто живёт на территории страны более 183 дней в году. В частности, под это определение попадают многие владельцы заграничной недвижимости, которые могут получать доход от аренды или при продаже жилья. Если они являются российскими налоговыми резидентами, то возникает ситуация, при которой они должны платить налоги как за рубежом (по месту нахождения объекта), так и в России (по месту своего налогового резидентства). Однако налог не может взиматься два раза: он платится только за рубежом, а разница засчитывается в России. Это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Соглашение об избежании двойного налогообложения — что это?

Соглашение об избежании двойного налогообложения — это заключаемый между двумя странами договор, который устанавливает правила, по которым взимаются налоги с организаций и физических лиц в тех случаях, когда активы, приносящие доход, находятся не в стране резидентства получателя дохода.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, а также круг лиц, на которых распространяются его нормы. Также в таком соглашении приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами.

Читайте так же:  Виды удержаний из заработной платы
Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Аргентина
Армения
Белоруссия
Бельгия
Болгария
Ботсвана
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Германия
Гонконг (с 01.01.2017)
Греция
Дания
Египет
Израиль
Индия
Индонезия
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Казахстан
Канада
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
КНДР
Корея
Куба
Кувейт
Латвия
Ливан
Литва
Люксембург
Македония
Малайзия
Мали
Мальта
Марокко
Мексика
Молдова
Монголия
Намибия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Саудовская Аравия
Сербия
Сингапур
Сирия
Словакия
Словения
США
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Украина
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция

ЮАР
Япония

«Что касается, например, доходов в Эстонии или других странах, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, то резиденты РФ платят налоги два раза, в обеих странах. Если законодательством Эстонии предусмотрено взимание налога с нерезидента, то уплаченная сумма не будет учтена в РФ, так как фактически уплаченные суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным РФ»,— говорит юрист Tranio Екатерина Шабалина.

Для покупателей и владельцев зарубежной недвижимости соглашения об избежании двойного налогообложения важны в первую очередь потому, что позволяют зачитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже такого имущества.

Как учитывается налог при получении дохода от аренды

«Если российский резидент получает доход от недвижимости, расположенной, например, в ФРГ, сумма налога, уплаченного в Германии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в России. Сумма налога рассчитывается по российскому налоговому праву (по ставке 13 % и установленным правилам) и вычитается из суммы уплаченного зарубежного налога. Следует помнить, что вычет не сможет превысить сумму налога, исчисленного в России. Соответственно, если сумма налога дохода была уплачена в меньшем размере, чем было рассчитано в России, то недостающую часть придётся доплатить уже в РФ»,— поясняет Екатерина Шабалина.

Если вы получаете доход от аренды, вы должны самостоятельно задекларировать его в России, представив в налоговый орган по месту жительства декларацию по форме (лист «Б», или доходы от источников за пределами Российской Федерации).

К налоговой декларации прилагаются:

  • выданные зарубежной налоговой документы, подтверждающие сумму полученного дохода и уплаченного с него налога, а также их нотариально заверенный перевод на русский язык. В этих документах должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты.
  • или копия налоговой декларации, поданной за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога (всё это также должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено).

«Сумма уплаченного за рубежом налога зачитывается только после подачи этой декларации, по окончании налогового периода. Заявить о доходах и получить зачёт налога можно в течение трёх лет после окончания отчётного года, в котором были получены доходы»,— говорит Екатерина Шабалина.

Например, российский налоговый резидент владеет германской недвижимостью, которая приносит 10 тыс. евро в год в качестве дохода от аренды. Сумма подоходного налога в Германии составит 2 324 евро (ставка — 23,24 % от арендного дохода с учётом надбавки в поддержку солидарности), в России — 1 300 евро (13 %). Поскольку сумма в 1 300 евро меньше, чем 2 324, то владельцу недвижимости не придётся ничего дополнительно платить в РФ.

При этом вычеты, полученные за рубежом, не учитываются при расчёте налогооблагаемой суммы в России. Допустим, россиянин сдаёт в аренду дом во Франции и получает 18 тыс. евро в год. Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50 % в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 тыс. евро облагаются налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов — 20 %. Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Поскольку в России не действует подобная система вычетов при уплате налогов, платить пришлось бы с полной суммы в 18 тыс. евро по ставке 13 %, то есть 2 340 евро в год. Но так как между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину нужно заплатить налог во Франции, а в РФ только доплатить разницу — 540 евро.

Также важно знать, что, уплачивая в России налог по упрощённой схеме налогообложения, нельзя получить зачёт иностранного налога, и налогообложение в таком случае будет двойным.

Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости

Согласно письму от 9 ноября 2012, законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом — в обоих случаях действуют одинаковые правила.

По словам Екатерины Шабалиной, полученный от продажи зарубежной недвижимости доход не подлежит налогообложению, и продавец не обязан подавать налоговую декларацию в России в двух случаях:

  • для объектов, купленных до 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более трёх лет;
  • для объектов, купленных после 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более пяти лет (общий случай) или трёх лет (если налогоплательщик получил объект по наследству или в дар от родственника или члена семьи, по договору пожизненного содержания с иждивением).

Освобождение от налога можно получить, если имущество не используется для предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности дано ФНС в письме от 8 февраля 2013.

Если продавец не попадает под указанные выше условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, и до 15 июля уплатить налог.

Читайте так же:  Код валютной операции при перечислении зарплаты нерезиденту

Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13 %.

Например, в 2010 году российский резидент решил купить квартиру в Испании за 500 тыс. евро, а в 2016 он продал её за 550 тыс. Прирост капитала — 50 тыс. евро — облагается испанским налогом по ставке 24 %. Сумма налога в этом случае — 12 тыс. евро. Поскольку между покупкой и продажей прошло более трёх лет, согласно российскому законодательству, подавать в РФ декларацию не нужно, достаточно заплатить налог в Испании.

Важно помнить, что уклонение от уплаты налогов — уголовное преступление. Платить налоги за рубежом по меньшей ставке, чем в России, и не заполнять при этом налоговую декларацию на родине — незаконно.

Юлия Кожевникова, Tranio

Подпишитесь, чтобы не пропускать свежие статьи

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Разница между договорами об избежании двойного налогообложения (DTA) и договорами об обмене налоговой информацией (TIEA)

Чтобы соответствовать требованию ОЭСР, страна должна подписать минимум 12 договоров об избежании двойного налогообложения.

Цели подписания налоговых соглашений:

1.Устранение или уменьшение двойного налогообложения:
— содействие международным инвестициям и торговле;
— справедливое отношение к резидентам разных стран.
2.Борьба с уклонением от налогов и финансовым мошенничеством:
— уклонение от налогов на международном уровне влияет на экспорт капитала;
-результатом является несправедливое (неравное) отношение к резидентам разных стран.

Существует две модели конвенций:

1.Модель Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD). Эта модель является для нас приоритетной.
— впервые разработана в 1963г., основные изменения 1997г.;
— другие существенные изменения 1992г., не часто пересматриваемые (версия брошюры, вкладыша);
— дополнена многочисленными комментариями.
1) Предполагает освобождение от двойного налогообложения путем снижения налога в стране получения прибыли (при репатриации прибыли – процентов, дивидендов, прибыли).
2) Паритет в торговле и перемещении капитала.

2. Модель ООН:
— опубликована в 1980г.;
— основывается на ОЭСР модели
— переделана с учетом специальных требований развивающихся стран:

1) Адаптирована для развивающихся стран.
2) Вводит процедуру для иностранцев по перемещению капитала.
3) Уменьшение налогового бремени при налогообложении пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти).

Глобальный Форум (The Global Forum)

Глобальный Форум – это многосторонняя структура, которая работает над повышением прозрачности информации и обмене информацией между странами-членами ОЭРС и другими странами с 2000г.

На данный момент 38 юрисдикций приняли обязательства от ОЭРС по внедрению процедуры прозрачности и эффективного обмена информацией в налоговых целях: Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамы, Бахрейн, Бермуды, Белиз, БВО, Каймановы острова, острова Кука, Кипр, Доминика, Гибралтар, Гренада, Гернси, остров Мэн, Ждерси, Либерия, Лихтенштейн, Мальта, Маршаловы острова, Маврикий, Монако, Монтсеррат, Науру, Нидерландские Антиллы, Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сейшелы, Сент-Лючия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Туркс и Кайкос, Виргинские острова (США), Вануату.

Про список соглашений

Договора об избежании двойного налогообложения (Double Taxation Treaties — DTA) – все договора всех юрисдикций

Информация об обмене информацией между юрисдикциями отображает самые последние данные Глобального Форума (Global Forum).

Юрисдикции могут подписывать соглашения, информация о которых не отображается на официальном сайте ОЭСР. По вопросам от общественности можно контактировать с правительственными организациями в той или иной стране.

Решение о соответствии соглашения (об избежании двойного налогообложения и обмене налоговой информацией) международным стандартам основывается на экспертной оценке. Критериев два. Для каждой юрисдикции по первому критерию “Соответствует стандартам” (“Meets standard”) возможны три варианта:

— соответствует (Yes)
— не соответствует (No)
— не пересмотренный статус (Unreviewed). В случаях, если ни одна из сторон международного соглашения не соответствует стандартам или одна из стран не является членом Глобального Форума — это значит, что невозможно утверждать соответствие соглашения стандартам. Присваивается соответствующий статус.

Экспертная оценка

Процедура экспертной оценки проводится специальной Группой экспертной оценки (Peer Review Group — PRG), в которую входят 30 стран-членов. Постоянное членство имеют страны: Аргентина, Австралия, Бразилия, Исландия, Каймановы острова, Китай, Дания, Франция, Германия, Индия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Япония, Джерси, Корея, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Самоа, Сингапур, ЮАР, Сент-Китс и Невис, Швейцария, Багамы, Нидерланды, Великобритания, США.

ОЭСР выпускает “Модель налоговой конвенции о прибыли и капитале” (OECD Model Tax Convention on Income and Capital).

Статья 26 Модели предполагает наиболее распространенные юридические основания для двустороннего обмена информацией в налоговых целях. Более 3 000 двусторонних международных соглашений основываются на данной модели.

Требование любой информации о бенефициарах, имуществе и операциях оффшорных компаний должно быть обоснованным.

[3]

Второй критерий “Содержание требований Параграфа 4 и Параграфа 5” (“Contains Paras 4 and 5”). Возможны два варианта:

— да, содержит (Yes)
— нет, не содержит (No)

Статья 26 была обновлена в июне 2005г., когда и были добавлены Параграф 4 и Параграф 5. Параграф 4 утверждает, что страна не может отклонить запрос на информацию только потому, что нет к такому запросу внутреннего интереса со стороны налоговой службы или потому, что информацию может предоставить только банк или другая финансовая организация (Параграф 5).

Требования банковской тайны вполне совместимы со статьей документа. Все страны имеют банковскую тайну и правила соблюдения конфиденциальности информации. Требования ст.26 требует только ограниченные исключения к банковской секретности и не затрагивает правила защиты интересов и конфиденциальность информации частных лиц.

Вся информация, подлежащая обмену между странами, процесс ее передачи и составляющие являются конфиденциальными данными. Более того, она может быть использована только в целях, предусмотренными соглашениями.

Читайте так же:  Приостановления по счетам налогоплательщика

Договорами об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements — TIEAs).

Рабочая группа по вопросам эффективного обмена информацией Глобального Форума ОЭСР выпускает “Модель соглашения об обмене налоговой информацией” (Model agreement on exchange of information on tax matters, developed by the OECD Global Forum Working Group on Effective Exchange of Information)

Цель соглашения состоит в продвижении международного сотрудничества в налоговых вопросах путем обмена между юрисдикциями. Рабочая группа состоит из представителей стран-членов ОЭСР и делегатов ряда других стран.

Список всех подписанных соглашений доступен по ссылке http://www.oecd.org/document/7/0,3746,en_2649_37427_38312839_1_1_1_37427,00.html

Давайте посмотрим на эту таблицу для понимания, что же происходит с юрисдикциями на самом деле.

Тип пересмотра означает этап проверки юрисдикции. Большинство из них прошли только первый этап (Этап 1). Этап 1 с дополнениями применяются к странам, для пересмотра которых применялось внеочередное решение.

Критерий №1. Доступность информации.
А1 – Владение

Информация о реальных владельцах (бенефициарах) до сих пор недоступна для раскрытия в Панаме и на Сейшелах. Все требования по раскрытию информации утверждены Антигуа и Барбуда, Багамами, Гернси, островом Мэн, Джерси, Сент-Китс и Невис и Сингапуром. Все остальные страны находятся на этапе применения стандартов.

А2 – Бухгалтерский учет

Нет требований вести бухгалтерский отчет и предоставлять ее третьим лицам по официальному запросу в Ангилье, Антигуа и Барбуда, на Багамах, в Гибралтаре, Панаме, Сейшелах и Британских Виргинских островах. Аруба, Каймановы острова, низконалоговые Гонконг и Сингапур, остров Мэн, Новая Зеландия приняли все требования. Остальные юрисдикции работают над стандартом.

Речь идет о предоставлении информации банками. Только Барбадос дорабатывает стандарт. Банки всех остальных юрисдикций приняли необходимые требования и готовы открыть информацию, но только в случаях расследований, осуществления подозрительных операций или другими действиями, связанными или свидетельствующими о факте мошенничества.

Критерий №2. Доступ к информации.
В1 – Возможность доступа

Самыми стойкими оказались Антигуа и Барбуда, Панама и Сейшелы. Все остальные либо находятся на этапе принятия, либо приняли меры по обеспечению доступа к информации.

В2 — Права и меры предосторожности

[2]

Андорра, Антигуа и Барбуда и Аруба дорабатывают стандарты доступа к информации. Все остальные приняли все необходимые меры.

Критерий №3. Обмен информацией.
С1 – Инструменты

Этот критерий означает, приняла ли юрисдикция инструменты внедрения процедуры обмена информацией. В таблице можно посмотреть результаты.

С2 — Сеть соглашений

Барбадос, Панама и Сейшелы не заключили достаточное количество международных соглашений, полностью соответствующих стандартам ОЭСР.

Аруба, Гонконг и Сингапур находятся на этапе “желтого цвета” нашей таблицы. И здесь возникает интересный вопрос: ”Договора этих юрисдикций хуже или что это значит?”. Дело в том, что международный договор заключается (подписывается) двумя странами в индивидуальном порядке на основании достигнутой ними договоренности. Естественно, соглашение об избежании двойного налогообложения или обмене налоговой информацией должно соответствовать стандартам заключения договорных обязанностей, но все равно этот договор касается только двух стран, его подписавших и никого больше. ОЭСР дает свои рекомендации, созывает конференции и форумы, но договора подписываются и действуют. То, что низконалоговые (для иностранных компаний) Гонконг и Сингапур находятся не в ”зеленом” списке, не значит, что они ”плохие”. Все остальные юрисдикции выполнили требования.

Статус “готов к использованию” у всех юрисдикций.

С4 — Права и меры предосторожности

Все юрисдикции приняли меры, за исключением Панамы, которая дорабатывает законодательство в этом русле.

С5 — Актуальный обмен информацией

Все юрисдикции обладают статусом “не оценен“.

Переход к Этапу 2 одобрен для большинства оффшорных юрисдикций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно сделать вывод, что рекомендации ОЭСР являются желательными и имеют рекомендательный характер. Бизнес идет и развивается, ежегодно регистрируются десятки тысяч оффшорных компаний по всем юрисдикциям, а в структуре бизнеса помимо оффшорных активно используются компании в презентабельных юрисдикциях. При этом используются договора об избежании двойного налогообложения, и это дает возможность применять самые выгодные ставки налога на репатриацию дивидендов, процентов и роялти. Принятие договоров об обмене налоговой информацией повышает престиж юрисдикции. Этот процесс невозможно оценить по критерию “Хорошо ли это?”. Да, существует такая международная практика. Но помните одно – информация защищена, оффшорные страны, в конце концов, наполняют свои бюджеты предоставляя лояльные условия инкорпорации компаний. Плюс, надо понимать, что добиться от юрисдикции принятия решения об открытии той или иной информации очень и очень непросто! Должны быть веские, подтвержденные аргументы. На нашем блоге есть серия статей про претензии кредиторов, предъявляющих требования к компаниям на островах Кука.

Когда Вы прочитаете, Вы поймете на простом примере всю сложность процесса. Так что бояться не стоит. Незнание – тьма и мы поможем Вам ее преодолеть!

[1]

Источники


  1. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.

  2. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

  3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
  4. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  5. /oli>

    Договор об избежании двойного налогообложения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here