Для чего нужна транспортная накладная

Полезный материал в статье: "Для чего нужна транспортная накладная" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Транспортная и товарно-транспортная накладные: правила использования

Транспортная накладная — это важнейший документ , который, собственно, подтверждает сам факт заключения договора на перевозку груза, регулирует процесс ее осуществления, служит основанием для учета транспортной работы и для расчетов с перевозчиком.

Однако на сегодняшний день применяются две формы сопровождающего груз транспортного документа: старая — товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) и новая — транспортная накладная.

Дело в том, что с 25-го июля 2011-го года вступили в силу «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» , которые утвердили новую форму транспортного документа — транспортную накладную. Вместе с тем Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г., до того регламентировавшее использование товарно-транспортной накладной, тоже никто не отменял. И в итоге — действующими сейчас одновременно являются две формы. И транспортная, и товарно-транспортная накладные.

Когда же необходимо использовать одну, а когда — другую?

Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара. И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки.

И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.

То есть: две формы документа повторяют друг друга, а потому при заключении договора на перевозку груза можно использовать либо транспортную, либо товарно-транспортную накладную.

Однако это — теоретически. Потому что практически, к сожалению, путаница в применении документа окончательно не разрешена (и разрешена она, видимо, будет только тогда, когда одна из форм накладной законодательно утратит силу). Некоторые компании продолжают заполнять на один рейс и транспортную, и товарно-транспортную накладные, аргументируя это тем, что у этих документов все равно разные назначения. Мол, товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку автомобильным транспортом , а транспортная выполняет другую функцию — просто подтверждает расходы на перевозку и устанавливает порядок ее организации.

Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/[email protected] уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.

Хотя на самом деле в ситуации, когда роль перевозчика берет на себя поставщик либо покупатель, транспортные документы (ни транспортная накладная, ни товарно-транспортная) могут вообще не потребоваться.

Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?

С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.

Тогда что вместо нее? Товарно-транспортная накладная?

Не обязательно. Покупателю, который на собственном транспорте осуществляет самовывоз груза, для оприходования товара понадобится только товарная накладная (форма ТОРГ-12), а для учета транспортных расходов — путевые листы и документы на приобретение горюче-смазочных материалов.

То же самое, кстати, разъясняло и Министерство финансов РФ (в письмах от 02.09.2011 №03-03-06/1/540 и от 22.12.2011 №03-03-10/123 ), подтверждая, что в таком случае достаточно путевого листа на транспортное средство.

Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

Однако если доставка груза покупателю осуществляется за счет поставщика и на его транспорте, то транспортный документ не требуется: только товарная накладная (ТОРГ-12), путевой лист и подтверждение расходов на горюче-смазочные материалы.

Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?

В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел).

Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

[2]

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства , контейнера и др. Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для скоропортящегося груза ), запрет на перегрузку, информацию по каждому опасному веществу , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции. Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов ), а также закрепляет режим труда и отдыха водителя .

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

Читайте так же:  Как рассчитать взносы в пенсионный фонд

Порядок заполнения транспортной накладной

Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.

Что еще нужно знать, так это то, что число транспортных накладных зависит от количества транспортных средств, перевозящих груз (на каждый автомобиль — по накладной). При этом одна транспортная накладная может быть составлена на несколько партий разных товаров, но только в том случае, если они едут от одного продавца (или из одного консолидационного склада) к одному покупателю. Вообще же, при сборных грузоперевозках оформляются отдельные товарные накладные на каждую партию груза.

Когда, кому и зачем нужна ТТН

При самовывозе ТТН не нужна

Наш поставщик своего склада не имеет, товар мы забираем на собственном транспорте со склада другой организации — грузоотправителя. Нужна ли нам ТТН для подтверждения расходов?

Вы приобретаете товар на условиях самовывоза и перевозите его на собственном транспорте, перевозчика нет, а значит, и оформлять ТТН не нужно. Для подтверждения факта приобретения товара и принятия его на учет достаточно формы N ТОРГ-12. Недавно такую позицию поддержал Высший Арбитражный Суд РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10). Этого же мнения придерживается и Минфин (Письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413).
Возможно, теперь, учитывая позицию ВАС РФ и мнение Минфина по данному вопросу, налоговики не будут настаивать на оформлении ТТН при самовывозе.
А для подтверждения расходов на перевозку, например для учета затрат на бензин, достаточно путевого листа, который оправдывает поездку (Постановление ФАС ВСО от 17.11.2008 N А19-6488/08-50-Ф02-5714/08).

Если покупатель забирает товар сам, поставщику достаточно оформить ТОРГ-12

Отпуская товар со склада своим покупателям, мы, как грузоотправитель, всегда составляем ТТН, независимо от того, кто забирает товар: сам покупатель или перевозчик. Но в последнее время, когда клиенты сами забирают товар со склада, многие категорически не хотят подписывать наши экземпляры ТТН. Говорят, что им достаточно ТОРГ-12. Что нам делать?

Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

Включать стоимость доставки в ТОРГ-12 нельзя, нужен отдельный документ

Поставщик везет нам товар собственным транспортом и не выписывает ТТН. Доставка товара по условиям договора оплачивается отдельно. Какой документ должен быть оформлен на услуги доставки? Можно ли стоимость доставки указать в ТОРГ-12 отдельной строкой?

Указывать стоимость доставки в ТОРГ-12 отдельной строкой неправильно. Эта накладная применяется для оформления продажи товара, а не услуг (Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций).
Унифицированной формы первичного документа для учета услуг по доставке нет. Поэтому ваш поставщик может оформить документ в свободной форме, включив в него обязательные реквизиты первичного документа (Статья 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. п. 12, 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Например, это может быть акт оказанных услуг, содержащий сведения о транспортных расходах (Постановления ФАС ЦО от 15.01.2010 по делу N А54-366/2007-С4-С5; ФАС МО от 25.05.2009 N КА-А40/4486-09).

Цена и стоимость товара указываются в ТТН с НДС

В форме ТТН отсутствует отдельная графа для указания суммы НДС. Как заполнять графы «Цена» и «Сумма»: с НДС или без?

В этих графах указываются суммы с учетом НДС. И вот почему. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю (Статья 8 Устава; ст. 785 ГК РФ). Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю и обязан в случае возникновения ущерба возместить его (Статья 34 Устава; ст. 796 ГК РФ). ТТН служит основанием для расчетов между заказчиком автотранспорта и транспортной компанией. Если в процессе транспортировки с товаром что-либо случится (например, частично или полностью сломается, разобьется, потеряется), то возмещать убытки вам будут исходя из стоимости, указанной в ТТН, то есть с НДС.

Несовпадение цены в счете-фактуре и ТТН не влияет на вычет по НДС

Налоговая отказывает в возмещении НДС по товару из-за того, что цена в товарной накладной и счете-фактуре не совпадает с ценой в ТТН. Обоснованны ли претензии проверяющих?

Требование налоговой инспекции необоснованно. Документом, на основании которого НДС принимается к вычету, является счет-фактура (Пункт 1 ст. 169 НК РФ). Первичными документами, подтверждающим принятие товара на учет, являются не только ТТН, как считают налоговики, но и другие первичные документы, например товарные накладные или акты приема-передачи (Постановления ФАС СЗО от 20.02.2008 по делу N А56-2004/2007; ФАС ПО от 10.01.2008 по делу N А12-6193/07). Поэтому счета-фактуры и товарной накладной ТОРГ-12 в вашем случае достаточно для подтверждения вычета НДС.

В графе «Плательщик» ТТН нужно указывать организацию, оплачивающую услуги перевозчика

По договору доставить товар до склада покупателя должны мы (поставщик). Для этого мы нанимаем транспортную компанию. При заполнении ТТН возник вопрос: кого указать в заголовочной части ТТН в графе «Плательщик»: нас (мы оплачиваем услуги транспортной организации) или нашего покупателя (он оплачивает товар, перевозимый по этой накладной)?

В Указаниях по заполнению ТТН (Утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) ответа на свой вопрос вы не найдете. Но в 1983 г. была утверждена Инструкция о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (Утверждена Минфином СССР N 156, Госбанком СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотрансом РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (далее — Инструкция)), которая в настоящее время не утратила силу. В ней сказано, что в строке «Заказчик (плательщик)» ТТН нужно указывать наименование организации, производящей оплату транспортной работы по данной ТТН (Пункт 9 Приложения N 3 к Инструкции).
Хотя этот документ устанавливает правила заполнения уже не действующей формы, термины, использующиеся в нем, вполне применимы и в отношении актуальной ТТН.
Указание в графе «Плательщик» именно заказчика по договору перевозки также можно обосновать следующим. Назначение ТТН — учет расчетов за перевозку, а не за транспортируемый товар.
На практике же многие организации указывают в графе «Плательщик» того, кто платит за товар, сравнивая товарный раздел ТТН с накладной ТОРГ-12.

ТТН при транзитной поставке

Мы своего склада не имеем. Отгрузка товара идет со склада нашего поставщика, который доставляет груз сразу нашему покупателю. Поставщик (он же грузоотправитель) выписывает ТТН и заполняет все графы, в том числе и товарный раздел со своими продажными ценами. При получении груза наш покупатель расписывается в ТТН и получает ее экземпляр. Мы не хотим, чтобы наш покупатель знал нашего поставщика и его цены. Есть ли возможность решить эту проблему?

При таких условиях повлиять на заполнение ТТН вам не удастся. Графы «Цена» и «Сумма» должны быть заполнены поставщиком. Вряд ли у вас получится уговорить его оставить эти графы пустыми, так как в случае непредвиденных обстоятельств он не сможет взыскать ущерб с транспортной компании. А указывать в ТТН ваши продажные цены он тоже едва ли согласится.

Читайте так же:  Какие налоги повышаются

По «единой» накладной учесть товар и заявить вычет НДС возможно

Наш поставщик поставляет нам товары из другого города. Вместо привычных ТОРГ-12 и ТТН стали привозить «гибрид» накладной, то есть добавили в 1-Т некоторые реквизиты из ТОРГ-12. Можно ли на основании такого «гибрида» учитывать расходы на приобретение товара? Возможны ли претензии со стороны налоговиков к вычету НДС по товару?

Чтобы принять входной НДС к вычету, товары должны быть приняты на учет (Пункт 1 ст. 172 НК РФ). Поэтому нужны первичные документы, подтверждающие расходы на покупку товаров. НК не уточняет, какие именно это документы. Сами контролирующие органы высказали мнение, что это может быть или товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т), или товарная накладная (форма N ТОРГ-12) (Письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413).
Формы товарной накладной и товарно-транспортной накладной унифицированы (Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, от 28.11.1997 N 78). Но при необходимости ТОРГ-12 и ТТН можно дополнить нужными реквизитами (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации). В своих письмах контролирующие органы против этого не возражают (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.03.2009 N 16-15/028267).
Таким образом, вы можете учитывать товар по полученной от поставщика накладной (либо ТОРГ-12, либо ТТН, содержащей дополнительные реквизиты).

Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную

В каких случаях необходимо оформлять ТТН и ТН? Оформление ТТН — это право или обязанность?

Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/[email protected]).

[3]

В пункте 6 данных Правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

Имеются многочисленные письма Минфина РФ от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17056, от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 и ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/[email protected], согласно которым расходы на перевозку в соответствии с п. 6 Правил и Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ для подтверждения заключения договора перевозки груза необходимо оформление ТН по форме, указанной в приложении № 4 к Правилам.

ФНС РФ отмечает, что ст. 2 Закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено Постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции:

1. При самовывозе ТН (ТТН) необязательна (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500 и др.)

Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом (а доставка не выделена отдельно в документах). В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Читайте так же:  Усн и енвд одновременно

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

Как оформить транспортную накладную на один автомобиль для доставки грузов разным грузополучателям

Я — Грузоотправитель СПб. Мурманск — 5 Грузополучателей. Перевозчик — третье лицо. Автомобиль один. Сколько транспортных накладных по новой форме нужно отправить с грузом. Согласно Постановлению Правительства № 272 от 15/04/2011 на один автомобиль одну ТН (с указанием нескольких партий). Но тогда не понятно, как все грузополучатели поставят отметку в графе 7 «Груз сдал». Если 5 ТН — как в графе 15 «Стоимость услуг» рассчитать на каждого. Пользуюсь услугой только одного авто.

Согласно п.9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов

, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимого на одном транспортном средстве.

Таким образом, при перевозке грузов одним транспортным средством пяти грузополучателям можно поступить следующим образом:

1. Выписать 5 транспортных накладных на каждого грузополучателя. На одной транспортной накладной указать дату и номер, например «№ 20», а на остальных – «№ 20/1», «№ 20/2» и т.д. В основной накладной «№ 20» произвести расчет стоимости услуг перевозчика и заполнить пункт 15 транспортной накладной, а в других транспортных накладных в пункте 15 сделать запись « Расчет стоимости услуг см. в транспортной накладной № 20

». Поскольку расчеты с перевозчиком производит грузоотправитель, то указанная информация грузополучателям не нужна.

2. (или) Включить в пункт 2 «Грузополучатель» и пункт 7 «Сдача груза» транспортной накладной дополнительные строки для всех грузополучателей.

3. (или) Составить транспортную накладную с приложениями. В транспортной накладной в пунктах 2, 3 и 4 указать сведения о грузополучателе, грузе и сопроводительных документах для 1-го грузополучателя. В приложения №№ 2 – 4 включить только пункты 2, 3 и 4 транспортной накладной для следующих 4-х грузополучателей. Каждому грузополучателю надо будет передать один экземпляр транспортной накладной и один экземпляр его приложения.

В любом случае выбранный грузоотправителем способ оформления транспортной накладной надо отразить в договоре об организации перевозок.

Согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные

договоры об организации перевозок. Согласно п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом при наличии договора об организации перевозки грузов перевозка грузов осуществляется на основании заявки грузоотправителя. В заявку следует включить сведения, которые в соответствии с нормами ст. 798 ГК РФ являются существенными условиями договора об организации перевозки грузов, а именно:

— объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств;

— объемы, сроки и другие условия предъявления грузов для перевозки;

В самом договоре необходимо указать, что заявки являются неотъемлемой частью договора. В приложениях к договору надо согласовать форму заявки и форму транспортной накладной (с приложениями, с добавленными строками или с дробным номером).

Форму транспортной накладной с приложениями можно скачать здесь.

Транспортная накладная

Правовые основы

[1]

Порядок перевозки грузов автомобильным транспортом регулируется:

Видео (кликните для воспроизведения).

— главой 40 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ;

— Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ), далее – Устав;

— Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (начало действия – 25.07.2011), далее – Правила.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Транспортная накладная – обязательный документ при перевозке грузов перевозчиком

Согласно п. 1 ст. 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, который перевозится на основании договора фрахтования (п. 3 ст. 8 Устава).

Форма транспортной накладной приведена в Приложении № 4 к Правилам. Порядок ее заполнения установлен разделом II Правил.

Товарно-транспортная накладная была обязательной до 25.07.2011 при перевозке грузов транспортной компанией

Форма товарно-транспортной накладной (1-Т) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 как унифицированная форма первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте.

Товарно-транспортная накладная представляет собой единый документ: товарную накладную и транспортную накладную, и является первичным документом, подтверждающим отгрузку/получение товаров и расходы на транспортировку товаров (грузоперевозку).

Согласно указаниям по заполнению этой формы она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Таким образом, до 25.07.2011 товарно-транспортная накладная была обязательной к применению в случаях, когда в перевозке груза участвовала транспортная компания (грузоперевозчик). Форма 1-Т составлялась в 4-х экземплярах: для отправителя груза (1 экз.), получателя груза (1 экз.) и грузоперевозчика (2 экз.).

ФНС России в письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 указала:

— если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает;

— утверждение о том, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, противоречит постановлению Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.

Аналогичный вывод был сделан в письме Минфина РФ от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413: если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) либо товарная накладная (форма № ТОРГ-12).

Обратите внимание! Указанные письма контролирующих органов были выпущены еще до 25.07.2011 г. Таким образом, оформление товарно-транспортной накладной до этой даты требовалось только в случаях, когда в процессе отправки и получения грузов участвовали три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.

Товарно-транспортная накладная составляется в случаях, предусмотренных договором или внутренними правилами

В настоящее время организация-поставщик может применять форму товарно-транспортной накладной (1-Т), в том числе вместо товарной накладной (ТОРГ-12) или накладной (М-15), в случаях, когда это предусмотрено внутренними правилами документооборота или договором поставки (купли-продажи, перевозки груза, др.).

В любом случае, перечень и порядок предоставления первичных документов организацией-поставщиком следует указывать в договоре на поставку товаров. В случаях, когда формы документов контрагент разрабатывает самостоятельно, рекомендуется привести указанные формы в приложениях к договору.

Оформление транспортной накладной при доставке груза транспортом поставщика

По мнению Минфина РФ (письмо от 22.12.2011 № 03-03-10/123) в случаях, когда грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

Читайте так же:  Производственный календарь на год

При этом уазанные отношения не могут быть квалифицированы как договор перевозки груза в смысле ст.785 ГК РФ, поскольку сторонам договора перевозки являются отправитель груза и перевозчик, а предметом договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Таким образом, если по условиям договора доставку товаров осуществляет поставщик (отправитель) собственным транспортом, и покупатель оплачивает стоимость перевозки(транспортные расходы) отдельно от стоимости товаров, то для покупателя подтверждением расходов на перевозку являются:

— указание транспортных расходов отдельной строкой в товарной накладной (накладной);

— (или) акт на оказанные услуги по доставке груза;

— (и) транспортная накладная по форме, приведенной в приложении к договору; или экземпляр транспортной накладной по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам; или отрывной талон путевого листа № 4-П; или копия путевого листа; или товарно-транспортная накладная (1-Т).

Если же стоимость доставки груза (транспортные расходы) поставщиком не выделяется, и отдельно покупателем не оплачивается, то предоставление поставщиком каких-либо дополнительных документов, подтверждающих факт перевозки груза, законодательством не требуется. Для оприходования товаров покупателю необходима только накладная на товар (ТОРГ-12, М-15, др.).

Самовывоз

В случае если договор перевозки не заключался, и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство (письмо Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123).

При этом затраты на перевозку груза относятся в издержки обращения (при приобретении товаров для перепродажи), либо в текущие производственные затраты или транспортно-заготовительные расходы (при приобретении сырья и материалов), либо на затраты вспомогательного производства при его наличии (транспортного участка, гаража, управления автомобильным транспортом, др.).

Вопросы читателей

Наш поставщик отказывается предоставить товарно-транспортную накладную, ссылаясь на то, что ее давно отменили. Раньше мы требовали транспортную и товарно-транспортную накладные и счет-фактуру. Какие документы нам запрашивать сейчас у поставщиков при получении товара?

Если товар доставляется транспортом поставщика, и организация-покупатель отдельно не оплачивает доставку товара, то для принятия к учету поступивших товаров достаточно иметь:

— товарную накладную (ТОРГ-12);

— (или) накладную (М-15);

— (или) универсальный передаточный документ (УПД),

— (или) накладную, форма которой приведена в приложении к договору и которая содержит обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для получения налогового вычета НДС необходимо одновременное соблюдение трех условий (п. 1 ст. 172 НК РФ):

— товар принят к учету;

— имеется счет-фактура от продавца;

— товар предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС.

Если товар доставляется перевозчиком (транспортной компанией, индивидуальным предпринимателем), у организации-покупателя всегда будет один экземпляр транспортной накладной по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам, поскольку пунктом 9 Правил предусмотрено составление транспортной накладной в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Если доставка товаров осуществляется транспортом поставщика, и при этом согласно условиям договора покупатель оплачивает доставку отдельно от цены товара, то покупателю потребуется первичный документ, подтверждающий несение транспортных расходов. Таким документом может быть транспортная накладная, либо товарно-транспортная накладная, либо путевой лист (копия или отрывной талон).

У нас небольшой магазин. Товары для магазина мы закупаем на оптовых базах и доставляем собственным грузовиком. Должны ли мы оформлять транспортные накладные?

В данном случае обязанность по оформлению транспортных накладных законодательством не установлена.

При этом согласно п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок грузов грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

Для каких случаев предназначена новая форма транспортной накладной

Утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15.04.11 № 272). Большинство положений документа вступит в силу 25 июля 2011 года. В частности, будет применяться новый бланк транспортной накладной. В каких случаях бухгалтер сможет использовать эту форму для подтверждения расходов на перевозку? Подробный ответ вы найдете в этом материале.

Появится еще одна форма документа, подтверждающего затраты на транспортировку

Как только Правила перевозок грузов вступят в силу, у нас окажется сразу две действующие формы документа, подтверждающего расходы на доставку. Первая — это привычный бланк товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т (утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). Вторая — новый бланк транспортной накладной, приведенный в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов.

К сожалению, чиновники пока не дали разъяснений, в каких случаях применять каждую из двух форм. Попробуем разобраться самостоятельно.

Особенности новой транспортной накладной

Новый бланк транспортной накладной заполняется в рамках договора перевозки груза, который предусматривает наличие отправителя, получателя и перевозчика (ст. 785 ГК РФ). Таким образом, эту накладную следует заполнять только в ситуации, когда транспортировкой занимается нанятая компания или предприниматель, оказывающий услуги по автоперевозке.

Еще одна особенность новой транспортной накладной — отсутствие сведений о цене перевозимого товара*. По этой причине транспортная накладная не заменяет собой товарную накладную по форме № ТОРГ-12.

Особенности накладной по форме № 1-Т

Форма № 1-Т используется всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства и выступающими в роли отправителей и получателей грузов (п. 2 постановления № 78). Отсюда можно сделать вывод, что для оформления формы № 1-Т не обязательно наличие третьей стороны (специализированного автоперевозчика). Ее можно заполнить и в случае, когда функции перевозчика выполняет грузоотправитель, либо грузополучатель.

К тому же в бланке № 1-Т есть товарный раздел. В нем, в числе прочего, указывается стоимость груза, то есть сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу. Получается, что в товарно-транспортной накладной содержатся все данные, необходимые для списания и оприходования товара. Единственное, чего не хватает — это информации об НДС. Многие организации решают проблему, добавив в форму № 1-Т графы, посвященные налогу. Это дает возможность отказаться от ТОРГ-12 и ограничиться товарно-транспортными накладными.

На практике встречается несколько вариантов доставки товара, и каждый подразумевает свой способ оформления «первички». Давайте посмотрим, как после вступления правил в силу (25 июля 2011 года) надо будет оформлять документы.

Вариант первый: доставку организует поставщик с привлечением стороннего перевозчика

Нередко по условиям договора продавец должен за свой счет доставить товар до склада покупателя. Если собственных машин у поставщика нет, ему приходится прибегать к услугам перевозчика. В этом случае нужно оформить два комплекта документов: отдельно на доставку, и отдельно на куплю-продажу.

Первичные документы по доставке с 25 июля 2011 года будут составляться в соответствии с новыми Правилами перевозок грузов. Это значит, что необходимо будет создать три экземпляра транспортной накладной по новой форме. Первый экземпляр останется у продавца в подтверждение его расходов на доставку. Второй экземпляр получит покупатель (в случае налоговой проверки документ поможет подтвердить реальность сделки). Третий экземпляр предназначен для перевозчика. Что касается товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, то она здесь не нужна.

Если груз перевозится в контейнере, то полагается составить еще и сопроводительную ведомость. Она также пригодится при проверке, если налоговики станут подозревать фиктивный характер поставки.

Читайте так же:  Выплаты по европротоколу

Документы по купле-продаже — это накладные по форме № ТОРГ-12 и собственно договор. При его составлении поставщику нужно учесть один важный нюанс. Если момент перехода права собственности не обозначен, то по общему правилу он совпадает с передачей груза перевозчику (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Выходит, что оплачивая доставку из своих средств, поставщик финансирует транспортировку чужого имущества. Чиновники разрешают учесть такие суммы в расходах, только если перевозка включена в стоимость товара, либо если покупатель компенсировал ее продавцу (письмо Минфина России от 19.03.07 № 03-03-06/1/157). Поэтому лучше оговорить, что право собственности на товар переходит к покупателю при получении им груза от перевозчика.

Вариант второй: доставку организует покупатель с привлечением стороннего перевозчика

Первичные документы будут такими же, как и в ситуации, когда доставку оплачивает поставщик. Для перевозки это транспортные накладные, и при необходимости, сопроводительная ведомость. Для купли-продажи — накладные по форме № ТОРГ-12 и договор. Разница лишь в том, что оформлять эти документы будут другие лица.

Так, поставщик выписывает лишь накладную по форме № ТОРГ-12, ведь его обязанности исчерпываются подготовкой товара к выборке и извещением об этом покупателя (п. 1 ст. 458 ГК РФ). А значит, поставщик не является стороной договора перевозки, то есть грузоотправителем.

Эта роль достается покупателю, поскольку право собственности на товар к нему перешло в момент, когда поставщик предоставил груз перевозчику (п. 1 ст. 223 и п. 2 ст. 458 ГК РФ). Кроме того, покупатель выступает в роли грузополучателя. Соответственно, именно на нем лежит обязанность по оформлению товарно-транспортной накладной.

Вариант третий: товар доставляет поставщик собственными силами

Транспортная накладная тут будет не нужна, ведь в процессе доставки участвуют только поставщик и покупатель, и не участвует третья сторона — перевозчик.

Однако возникает вопрос: должен ли поставщик оформить товарно-транспортную накладную? Однозначного ответа нет. Существуют две противоположные точки зрения.

Согласно первой, должен, потому что об этом прямо говорится в пункте 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Хотя этот документ утвержден без малого 30 лет назад, он до сих пор действует**.

Согласно второй точке зрения, у поставщика нет необходимости составлять накладную по форме № 1-Т, ведь транспортировка груза в данном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно заполнить товарную накладную по форме № ТОРГ-12, а стоимость доставки либо включить в цену товара, либо зафиксировать в акте оказанных услуг.

В арбитражной практике можно найти примеры, когда судьи подтверждали: без товарно-транспортной накладной покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 № А19-13189/10). Но есть и обратные примеры, когда суды признали, что накладная по форме№ 1-Т не обязательна для вычета и расходов (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 № А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10). Несмотря на наличие положительной практики, во избежание конфликтов с ревизорами налогоплательщикам лучше создать товарно-транспортные накладные.

Кроме того, поставщику необходимо ответить еще на один важный вопрос: можно ли считать доставку частью сделки купли-продажи? Или надо оформить второй договор на оказание услуг по перевозке? Мы считаем, что никаких дополнительных соглашений не нужно. Во-первых, Гражданский кодекс допускает заключение «смешанных» сделок, где присутствуют элементы разных договоров (в нашем случае купли-продажи и доставки). Во-вторых, если на территории продавца введена «вмененка» в отношении перевозок грузов, и на балансе продавца не более 20 машин, то в случае отдельного договора ему, скорее всего, придется заплатить ЕНВД. Если же рассматривать транспортировку не отдельно, а в рамках торговой деятельности, то «вмененного» налога удастся избежать.

Вариант четвертый: товар доставляет покупатель собственными силами (самовывоз)

Формально данный вариант мало чем отличается от ситуации, когда продукцию привозит поставщик без привлечения стороннего перевозчика. Здесь также не требуется транспортная накладная, утвержденная комментируемыми Правилами перевозок.

Но есть одно отличие, и связано оно с накладной по форме № 1-Т. Тут (в отличие от случая с доставкой поставщиком) присутствует полная ясность.

В конце прошлого года Высший арбитражный суд поставил точку в спорах и признал, что в случае самовывоза клиенту нет нужды оформлять форму № 1-Т. Отсутствие товарно-транспортной накладной не лишает покупателя права на вычет НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.10 № 8835/10). Аналогичную позицию изложил и Минфин России в письме от 31.01.11 № 03-03-06/1/42. Чиновники сообщили, что для учета расходов на покупку товара покупателю вполне достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

От себя добавим: если для предприятия все же удобнее оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, такой способ тоже будет правильным.

Вариант пятый: товар доставляется транзитом от поставщика клиенту, минуя оптового перекупщика

Случается, что по документам оптовая компания закупает у поставщика товар и продает своему покупателю. Но фактически специализированный перевозчик доставляет груз напрямую от продавца конечным потребителям, минуя склад оптовика.

Какие документы нужно заполнить? Купля-продажа товара будет зафиксирована в двух накладных по форме № ТОРГ-12: в первой оптовик указан в качестве покупателя, во второй — в качестве продавца.

С документами на доставку дело обстоит следующим образом. Оптовик становится владельцем товара после подписания соответствующей накладной ТОРГ-12. С этого момента груз хотя и находится на складе поставщика, но уже принадлежит оптовику. Поэтому при оформлении транспортной накладной (напомним, ее бланк приведен в комментируемых Правилах перевозок; бланк и Правила можно скачать здесь), грузоотправителем станет оптовик, а грузополучателем — конечный потребитель.

Существует мнение, что в роли грузоотправителя нужно указать поставщика, в роли грузополучателя — оптовика, а затем оформить переадресовку на конечного потребителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы считаем, что такой способ малопригоден на практике. Действительно, в новых Правилах перевозок грузов предусмотрена переадресовка. Но к ней можно прибегать только в случаях, когда изначально заявленный грузополучатель по каким-то причинам оказался не в состоянии принять товар. Но при транзитной доставке заведомо известно, что оптовик не станет получать груз. При таких обстоятельствах перевозчик вряд ли согласится на подобную хитрость.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  2. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  3. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  4. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  5. /oli>

    Для чего нужна транспортная накладная
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here