Банковские платежные агенты

Полезный материал в статье: "Банковские платежные агенты" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Банковские платежные агенты

Закон о платежных терминалах

Деятельность небанковских платежных агентов регулируется двумя законами – «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Закон № 103-ФЗ) и законом, вносящим поправки в действующее законодательство в связи с принятием первого закона.

Согласно закону, с 2010 г. через платежные терминалы можно оплатить не только услуги Интернета и мобильной связи, но и ЖКХ, налоги, штрафы, кредиты и т.д. Терминалы должны оснащаться контрольно-кассовой техникой и выдавать чеки фиксированного образца, которые должны содержать информацию о сумме платежа, наименовании товара, работ или услуг, размере комиссии.

Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков наличные денежные средства для зачисления на свой банковский счет.

В 2006 году была предпринята первая попытка урегулировать данный вопрос путем внесения новой ст. 13.1 в Закон о банках. В ней деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляемая коммерческой организацией (не являющейся кредитной организацией), признавалась банковской операцией по переводу денежных средств физических лиц без открытия банковского счета [54] . В последующем принятые изменения подверглись жесткой критике. Они не позволили решить всех проблем, внесли неясность в регулирование деятельности по приему платежей граждан и тем самым подтвердили необходимость ее самостоятельного законодательного регулирования. Большинство участников рынка приема наличных платежей не стало использовать предлагаемую модель правовых отношений и продолжало осуществлять свою деятельность, опираясь на общие нормы гражданского права [55] .

При изменении редакции ст. 13.1 задача законодателя состояла в том, чтобы предъявить к банковским платежных агентам требования, аналогичные тем, которые установлены в Законе № 103-ФЗ к деятельности (небанковских) платежных агентов по приему платежей физических лиц [56] .

Интерес банков к приему наличных средств через банковских платежных агентов (терминалы) как к перспективному направлению развития своего бизнеса связан не только с колоссальными оборотами средств. С точки зрения банков, бизнес по приему наличных средств через агентов (платежные терминалы) можно разбить на два направления:

• прием платежей в пользу поставщиков различных услуг;

• прием платежей в пользу банка и предоставление клиентам еще одного канала обслуживания.

Основные различия между данными направлениями заключаются в их роли в бизнесе банка. Первое направление служит источником непосредственного дохода от вознаграждений и комиссий. Во втором случае сеть приема платежей выступает как механизм расширения присутствия банка на розничном рынке [57] .

Прием собственных платежей банка отличается от сбора платежей в пользу внешних поставщиков услуг в первую очередь тем, что является не источником непосредственного дохода, а способом продвижения банковских продуктов и расширения розничной сети. Основные цели – привлечь клиента возможностью совершения банковских операций с наличностью без поездки в офис банка и максимально приблизить точку присутствия банка к клиенту.

[1]

Частный клиент может использовать банковских платежных агентов (платежные терминалы) для погашения кредитов, пополнения счетов, пополнения карт. Кроме того, платежный терминал может использоваться для продвижения других банковских продуктов с помощью контекстной рекламы, показываемой на экране терминала.

Привлекательность платежных терминалов для банков связана с их стоимостью, которая в 8 – 10 раз меньше стоимости банкомата и в десятки раз меньше стоимости открытия операционной кассы. Расходы на регулярное обслуживание платежного терминала также меньше соответствующих расходов для банкомата и операционной кассы. Особенно выгодно развертывание собственной сети платежных терминалов банкам, активно работающим с частными клиентами и планирующим расширение своей розничной сети.

Широкое распространение платежных терминалов может стимулировать развитие рынка электронного банкинга для частных лиц. В этом случае решается одна из основных проблем: пополнение счета или карты частного лица, получающего зарплату в наличной форме.

Использование банковских агентов (платежных терминалов) возможно также в целях автоматизации банковского фронт-офиса. Известно, что большинство клиентов обращаются в отделение банка с достаточно простыми запросами: положить деньги на сберегательную книжку, на расчетный счет, на карту, оплатить взнос по кредиту. Обслуживание таких клиентов можно возложить не на операционистов, а на платежные терминалы. В идеальном случае банковские сотрудники фронт-офиса должны будут лично работать только с теми клиентами, которых невозможно обслужить без привлечения человека.

Необходимо отметить, что банки могут и должны максимально сочетать в своей деятельности оба основных направления в использовании платежных терминалов: чем больше предоставляется возможностей, тем более привлекателен комплекс услуг для частных лиц, тем большие финансовые дивиденды сможет получить банк.

Таким образом, развивая бизнес по приему наличных средств через платежные терминалы, банк решает следующие задачи:

[2]

• получение дохода от комиссии и вознаграждения за платежи, проходящие через терминалы;

• автоматизация банковской розничной сети;

• экспансия банка и занятие сегмента рынка на ранней стадии его развития в целях обеспечения стабильного дохода в будущем.

Как уже было сказано в Введении, регулирование банковских платежных агентов претерпело дальнейшие изменения с принятием Федерального закона 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» с одновременным внесением сопутствующих изменений в ряд действующих законов (Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»). Из статьи 13.1 Закона «О банках и банковской деятельности» положения, касающиеся их деятельности, были перенесены в ст. 14 Закона «О национальной платежной системе» и несколько расширены.

Согласно новому закону (ст. 3) банковским платежным агентом называется юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, связанной с переводом денежных средств:

1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) для проведения идентификации клиента – физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Соответственно банковский платежный субагент – это юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления ряда его функций.

Закон ввел новое понятие «электронное средство платежа», которое оказывается существенно шире понятия банковской карты. Электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Читайте так же:  Проводки по авансовому отчету по командировке

Кредитная организация, которая в рамках закона называется оператором по переводу денежных средств, обязана вести перечень банковских платежных агентов и субагентов, в котором указываются адреса всех мест осуществления операций банковских платежных агентов и субагентов и с которым можно ознакомиться по запросу физических лиц. Соответственно, банковский платежный агент обязан передавать оператору по переводу денежных средств информацию о привлеченных банковских платежных субагентах, необходимую для включения в указанный перечень, в порядке, установленном договором с оператором по переводу денежных средств.

Кредитная организация должна осуществлять контроль за соблюдением банковскими платежными агентами условий их привлечения, установленных законом и договором между ними. Несоблюдение банковским платежным агентом условий его привлечения является основанием для одностороннего отказа банка от исполнения договора с таким банковским платежным агентом.

Таким образом, принятие закона об НПС, внесение изменений в законы о банках и банковской деятельности и о противодействии отмыванию преступных доходов стало настоящим прорывом в области регулирования банковских платежных агентов. Созданы условия для развития платежной системы, оказывающей максимально широкий перечень банковских услуг потребителям, включая переводы и платежи без открытия расчетного счета, пополнение вкладов и выдачу денежных средств. Агентам дано право на осуществление персональной идентификации клиентов от лица банков для операций, не связанных с открытием счетов. При этом банки должны применять риск-ориентированный подход при выстраивании отношений с агентами и передаче им полномочий.

Предложение для розничных сетей и точек

Присоединяйтесь к успешному бизнесу ЮНИСТРИМ! Получайте дополнительный доход от предоставления услуг денежных переводов и платежей в своей розничной точке/сети через международную платежную систему ЮНИСТРИМ. Используя инфраструктуру системы, вы сможете предлагать своим клиентам удобный и востребованный сервис по выгодным тарифам.

Рассчитайте свою выгоду

Банковский платежный агент

Откройте точку денежных переводов на своем предприятии и получайте дополнительный доход и новых клиентов!

Кто такой банковский платежный агент?

Банковским платежным агентом считается юридическое лицо, заключившее договор с банком и имеющее право проводить отдельные банковские операции.

Зачем предпринимателю становиться банковским агентом?

Неважно, чем Вы занимаетесь – продаете бытовую химию или продукты питания, владеете химчисткой или аптекой – Вы сможете ввести дополнительную услугу для своих клиентов: денежные переводы и платежи через международную платежную систему ЮНИСТРИМ.

Поток ваших клиентов увеличится за счет новой услуги, а Вы будете получать дополнительное вознаграждение от банка ЮНИСТРИМ.

Что мы предлагаем

  • Высокая доля вознаграждения от объема переводов
  • Прозрачная схема расчетов
  • Новые клиенты для вашего бизнеса
  • Возможность осуществления расчетов без открытия корреспондентских счетов
  • Льготные условия по инкассации денежных средств в пределах Москвы и МО
  • Активное продвижение точек продаж с помощью маркетинговых кампаний
  • Обеспечение сопровождения на всех этапах реализации проекта
  • Обучение персонала и проведение семинаров по продажам
  • Индивидуальный менеджер для Вашей компании

Какие документы вам понадобятся

После положительного ответа Банка по вопросу подключения Вашей компании к системе ЮНИСТРИМ просим Вас заполнить, подписать и отправить в АО КБ «ЮНИСТРИМ» следующий комплект документов:

  • Письмо на официальном бланке Компании
  • Анкета клиента (см. ниже)
  • Соглашения о неразглашении конфиденциальнойинформации (NDA) — 2 экз., подписанные уполномоченным лицом Компании (отправляется менеджером лично Агенту)
  • Договор с Агентом — 2 экз., подписанные уполномоченным лицом Компании (отправляется менеджером лично Агенту)
  • Оригинал Письма/Справки из Банка Агента об открытии счета 40821. , если счет не открывается в банке «ЮНИСТРИМ»
  • Копии документов, заверенные печатью юридического лица и подписью уполномоченного должностного лица:
    • Документ об избрании единоличного исполнительного органа юридического лиц и Главного бухгалтера (в случае наличия второй подписи).
    • Выписка из Трудового договора с указанием срока полномочий (в случаях, когда ни Уставом, ни протоколом/решением срок полномочий ЕИО не определен).
    • Приказ о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета на руководителя организации в случае отсутствия лица, наделенного правом второй подписи.
    • Доверенность на лицо, подписавшего договор (в случае, когда подписант не единоличный исполнительный орган).
    • Лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в соответствии с Уставом.
    • Документы, подтверждающие местонахождение.
    • Ксерокопии паспортов лиц, подписывающих договор.
    • Годовую финансовую отчетность за последний год и последний квартал.
  • Копии документов нотариально заверенные или заверенные государственным органом, зарегистрировавшим документ:
    • Устав со всеми изменениями и дополнениями.
    • Свидетельство о регистрации юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2002г.
    • Свидетельство о государственной регистрации юридических лиц, зарегистрированных после 01.07.2002г.
    • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
    • Информационное письмо об учете в ЕГРПО, выданное Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
  • Письмо на официальном бланке Компании
  • Анкета клиента (см. ниже)
  • Соглашения о неразглашении конфиденциальнойинформации (NDA) — 2 экз., подписанные уполномоченным лицом Компании (отправляется менеджером лично Агенту)
  • Договор с Агентом — 2 экз., подписанные уполномоченным лицом Компании (отправляется менеджером лично Агенту)
  • Оригинал Письма/Справки из Банка Агента об открытии счета 40821. , если счет не открывается в банке «ЮНИСТРИМ»
  • Копии документов, заверенные печатью юридического лица и подписью уполномоченного должностного лица:
    • Договор аренды или документы, подтверждающие право собственности на помещение, к которому относится местонахождение клиента.
    • Годовую финансовую отчетность за последний год.
  • Копии документов нотариально заверенные или заверенные государственным органом, зарегистрировавшим документ:
    • Свидетельство о государственной регистрации.
    • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
    • Карточка с образцом подписи предпринимателя и оттиска печати.
    • Лицензии (если имеются).
    • Письмо об отсутствии задолженности.
    • Доверенность на открытие счета (распоряжение счетом), удостоверенная печатью и подписью индивидуального предпринимателя (в случае открытия счета (распоряжения счетом) представителем индивидуального предпринимателя).
    • Ксерокопии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность лиц, указанных в карточке.

Обращаем Ваше внимание: Банк вправе запросить предоставление оригиналов документов для ознакомления, а также дополнительные документы в рамках действующего законодательства Российской Федерации, либо установленными в соответствии с ним внутренними нормативными актами Банка.

При возникновении вопросов Вы всегда можете обратиться в Департамент развития продаж АО КБ «ЮНИСТРИМ» по адресу 127083 г. Москва, ул. Верхняя Масловка д. 20, стр. 2, с пометкой «БПА».

Телефон: +7 (495) 225-01-79, доб. 4471
E-mail: [email protected]

* Все расчеты носят информационно-справочный характер и могут отличаться от реальных. Подробные условия уточняйте у сотрудников Банка.

Читайте так же:  Зарплата за декабрь в декабре ндфл и взносы

© АО КБ «Юнистрим», 2019
Основан в 2006 году. Лицензия ЦБ РФ № 3467 от 11.09.2015 г.

Деятельность платежных агентов. Новые требования

«Современный предприниматель», 2010, N 1

Платежные терминалы стали неотъемлемой частью современной жизни. Они позволяют быстро оплатить мобильную связь, коммунальные услуги и совершить многие другие платежи. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему агентом платежей от граждан, урегулирована. Соответствующий Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (далее — Закон) вступил в силу 1 января 2010 г. (ст. 9 Закона), кроме отдельных его положений.

Закон вводит определенные термины, устанавливает требования и ограничения.

Закон регулирует деятельность по приему платежей, то есть распространяется на агентов (посредников). Его требования не касаются взаимоотношений продавца и покупателя при реализации товаров. Покупатель должен исполнить свое обязательство по сделке купли-продажи и передать продавцу деньги. При этом он пользуется услугами агента. Получение агентом денег и передача их продавцу подпадают под нормы Закона, но оно не связано с первоначальной сделкой, по которой перечисляются деньги. Возможные споры по сделке между продавцом и покупателем (неполная или несвоевременная оплата и пр.) будут разрешаться на основе Гражданского кодекса.

Закон не затрагивает расчеты фирм и коммерсантов, не связанные с деятельностью платежных агентов. Он не применяется к безналичным расчетам, а также к перечислению сумм в пользу иностранных юрлиц (п. 2 ст. 1 Закона). Предприниматель не сможет перечислять через платежных агентов (платежные терминалы) суммы, связанные с бизнесом, например оплату поставщикам или арендную плату. Закон предоставляет возможность обычным гражданам расплатиться через терминалы за полученные товары и услуги. Но если бизнесмен выступает как физлицо и производит какой-либо платеж, не связанный с предпринимательской деятельностью, сумма вполне может быть перечислена через платежный терминал.

«Платежная» сфера

В свете Закона предприниматель может выступать в роли поставщика или платежного субагента (таблица 1).

Таблица 1. Стороны, участвующие в деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами

Любой бизнесмен вправе заключить договор с оператором по приему платежей и тем самым упростить процедуру оплаты клиентами предлагаемых им товаров (работ, услуг).

Операторами по приему платежей, которые напрямую работают с поставщиками, могут быть только организации (п. 4 ст. 2 Закона). Оператор и поставщик заключают специальный договор, требования к которому прописаны в ст. 4 Закона. При этом договор обязательно должен предусматривать обеспечительные меры исполнения обязательства. По выбору сторон это могут быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов (п. 4 ст. 4 Закона).

Субагентами могут выступать как фирмы, так и предприниматели. Они заключают договор не с поставщиком, а с оператором. В зависимости от условий договора субагент может действовать от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика, а также за счет оператора или поставщика по аналогии с посредническими договорами в гражданском законодательстве (поручение, комиссия, агентирование). Соответственно, от этого будет зависеть организация расчетов. Суммы могут зачисляться сразу на счета поставщика или оператора, либо поступать сначала к субагенту, а он будет передавать их оператору или поставщику. При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 9 ст. 4 Закона). В рамках одного договора, заключенного с оператором, передать наличными можно не более 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У), суммы сверх лимита должны передаваться по безналу.

Регистрация агентов

Компания, желающая стать оператором по приему платежей, обязана встать на учет в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Причем, сделать это нужно до начала деятельности по приему платежей от граждан (п. 5 ст. 4 Закона). Учетом операторов будет заниматься Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). А вот на субагентов требование о регистрации не распространяется. Дело в том, что субагентам запрещено принимать крупные платежи, требующие идентификации плательщиков, а именно суммы свыше 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ).

Такая возможность есть у операторов-фирм. Но при этом они должны запрашивать у плательщика следующие сведения: Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при наличии). От иностранцев потребуются также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право на пребывание в стране. Эти сведения оператор передает в Росфинмониторинг (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). Причем Закон вводит запрет: крупные платежи оператор не сможет принимать через терминалы, получать суммы могут сотрудники оператора (п. 7 ст. 6 Закона).

Требования к терминалам

Принимая платежи, агент (оператор или субагент) обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона о ККМ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (п. 12 ст. 4 Закона). Это значит, что платежные терминалы в обязательном порядке должны оборудоваться кассовым аппаратом, а бизнесмен должен соблюсти все требования, предъявляемые к ККМ. Кроме обычных сведений, кассовый чек, выдаваемый при приеме платежей, должен содержать дополнительные реквизиты, перечисленные в ст. 5 Закона (таблица 2).

Таблица 2. Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

Агент вправе использовать платежный терминал — устройство для приема денег, которое работает в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. Применение иных устройств, не являющихся терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается (п. 6 ст. 6 Закона).

Юридическая консультация. Терминал — это не касса

Татьяна Елькина, эксперт журнала

Инспекторы нередко пытались привлечь коммерсантов к ответственности за прием наличных через терминалы без применения ККТ, либо несоответствие терминалов требованиям, предъявляемым к кассовым аппаратам. Например, поводом для санкций становились:

  • отсутствие в терминалах фискальной памяти,
  • невключение их в госреестр кассовых машин,
  • отсутствие на выдаваемых терминалами чеках обязательной информации (ст. 14.5 КоАП РФ).

В большинстве случаев начисленные штрафы удавалось оспорить в суде.

Требования к терминалам содержатся в ст. 6 Закона (таблица 3). В Законе прямо указано, что терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и выдавать плательщикам чеки, подтверждающие оплату. Как и любой кассовый аппарат, техника, входящая в состав терминала, должна быть зарегистрирована в инспекции. В случае изменения адреса места установки платежного терминала, агент обязан в день перестановки направить в инспекцию уведомление с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала (п. 5 ст. 6 Закона).

Читайте так же:  Производственный календарь на год

Таблица 3. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физлиц (платежные терминалы)

Польза указанного Закона очевидна. С его помощью огромное количество потребителей сможет воспользоваться услугами платежных агентов при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также приобретенных товаров, работ и услуг. При этом Закон предоставляет возможность развития рынка платежных агентов, что позволит потребителю существенно упростить процесс оплаты, имея право выбора платежного агента.

В то же время, даже до вступления Закона в силу очевидны его недостатки. Так, например, территориальные отделения Федеральной службы по финансовому мониторингу, как правило расположены в региональных центрах, что создает трудности, связанные с постановкой на учет операторов по приему платежей, проживающих или расположенных в отдалении от этих центров. Кроме того, ограничение в использовании платежных терминалов суммой платежа не более 15 тыс. руб. во многих случаях не позволит гражданам реализовать свое право на оплату крупных и дорогостоящих товаров, работ и услуг, с чем чаще всего и возникают проблемы.

Как мы сказали, Закон (кроме отдельных его положений) вступил в силу 1 января 2010 г.

Чтобы число терминалов резко не сократилось, а у населения оставалась возможность пользоваться оплатой через терминалы, законодатели продлили сроки. Прием платежей без применения ККТ должен быть прекращен не 1 января, а 1 апреля 2010 г. Контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) до 1 января 2014 г. при условии ее включения в госреестр и регистрации в инспекции до 1 января 2011 г. (Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ).

Юридическая консультация. Мера ответственности

Видео (кликните для воспроизведения).

Валерий Романов, эксперт журнала

С этого года будут внесены изменения в ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

С января норма будет предусматривать санкции за неприменение контрольно-кассовой техники, а не контрольно-кассовых машин, как указано в статье сейчас. Наказание для коммерсанта составит от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Правда, платежные терминалы не вошли в состав ККТ, они попали в перечень исключений (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Но появилось требование оснащать терминалы кассовыми аппаратами, и если ККМ в составе терминала не окажется, то контролеры оштрафуют бизнесмена за неприменение ККМ.

Банковские платежные агенты

Упрощенка, N 11, 2009 год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,
эксперт журнала «Упрощенка»

Юридические вопросы

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее — Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п.3 и 4 Положения):

— заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;

— карту постановки на учет (форма 2-КПУ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164).

В течение десяти дней принимается решение (п.7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Банковские платежные агенты

«Банковские платежные агенты», О. М. Иванов, К. В. Данилин, издательство «ЦИПСиР» .

Очередное издание серии «Библиотека Центра исследований платежных систем и расчетов» на этот раз посвящено исследованию всевозможных аспектов использования банковских агентов. В последние годы ситуация в этой сфере кардинально изменилась. Связано это в первую очередь с изменениями банковского законодательства и вступления в силу Закона о национальной платежной системе: «Платежная система занимает важное место в создаваемой правительством России финансовой инфраструктуре.

Как отмечается в Стратегии развития банковской системы Российской Федерации на период до 2015 года, платежная система «должна иметь в своей основе современное, комплексное и сбалансированное правовое регулирование и использовать современные международные стандарты и технологии. Должны быть обеспечены правовые условия для регулирования деятельности организаций, являющихся операторами по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, в том числе при привлечении платежных агентов (субагентов), операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры (операционными центрами, клиринговыми центрами, расчетными центрами), а также определены требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе».

Книга описывает виды счетов, доступ к которым может осуществляться через агента; принципы идентификации клиента системой, платежные услуги, представляемые банком в удаленном доступе; использование универсальных электронных карт; кредитные услуги с участием банковского агента; сбережения и инвестиции через агента. Приведен обзор текущего состояния рынка розничных платежей и денежных переводов. Существенное внимание уделено терминалам: «Центральное место на рынке оплаты услуг сотовых операторов, интернет-провайдеров, коммерческого телевидения, IP-телефонии заняли операторы по приему платежей физических лиц (электронные платежные системы). В их системах также реализована возможность пополнения счетов внешних платежных систем, внесения взносов в благотворительные фонды, оплаты услуг ЖКХ, штрафов ГИБДД и техосмотра, а также других товаров и услуг. Возникшие около десяти лет назад для удовлетворения потребности операторов мобильной связи по массовому приему платежей абонентов, эти системы переросли в новое качество и де-факто начали формировать национальные стандарты индустрии розничных платежей, осуществляемых через платежные терминалы».

Авторы дают оценку мировому опыту, делают прогнозы по развитию в России. Все изложенное в книге подкрепляется примерами из практики.

Банковские платежные агенты

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Платежный агент имеет одну зарегистрированную на его имя ККТ, заключил агентские договоры с двумя юридическими лицами по приёму платежей от физических лиц (плата за парковку) с двух рядом находящихся парковок, принадлежащих этим юридическим лицам. Поставщиками услуг являются две организации, которые владеют определенными площадями паркинга и оборудованием (поставщики). Третья организация в соответствии с условиями договора оказывает услуги по техническому обслуживанию оборудования паркинга, осуществляет организацию деятельности паркинга (далее — исполнитель, оператор паркинга). В обязанности оператора паркинга также входит обязанность принятия в пользу поставщиков денежных средств за пользование услугами паркинга. В данной части договора оператор паркинга указан как платежный агент, на которого распространяются положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Может ли платёжный агент принимать платежи по этим договорам через одну ККТ, не разделяя потоки в момент приема оплаты, в том числе через банковские карты?
При составлении ежемесячного отчёта заказчикам может ли платежный агент для разделения потоков денежных средств между заказчиками по согласованию всех сторон делить выручку пропорционально площадям парковок или руководствоваться данными навигационного оборудования?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2017 г.

Читайте так же:  Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Особенности осуществления операций с платежными картами установлены Положением ЦБР от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — Положение N 266-П). Согласно п. 1.9 Положения N 266-П расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации — эквайреры.
*(2) Данным письмом налоговое ведомство направило для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2017 года по вопросам налогообложения.
*(3) Кассовый чек (БСО) может содержать реквизиты «признак агента», если ранее в отчете о регистрации и (или) в текущем отчете о перерегистрации был указан реквизит «признак агента», имеющий значение, идентичное значению реквизита «признак агента» кассового чека (п. 18 Примечаний к таблице 19).
В отчете о регистрации и (или) в текущем отчете о перерегистрации указание реквизита «признак агента» означает, что пользователь может осуществлять расчеты, являясь соответствующим агентом (п. 1 Примечаний к таблице 10).

Платежный агент по приему платежей от физических лиц

platezhnyy_agent_po_priemu_platezhey_ot_fizicheskih_lic.jpg

Похожие публикации

Некоторые схемы ведения бизнеса предусматривают прием оплаты от клиентов через посредников, располагающих сетью касс или технической возможностью для приема платежей. Данные посредники относят к категории платежных агентов, деятельность которых регламентируется законодательством.

Платежные агенты: понятие и виды

Действующее законодательство четко определяет: платежные агенты – это юридические лица (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц от физлиц и не оказывающих им иных услуг. Именно последний критерий в определении позволяет отграничить платежных агентов от иных категорий получателей платежей в пользу третьих лиц, например, курьерских служб, обслуживающих интернет-магазины. Не подпадает под это определение и деятельность по реализации товаров по каталогам, продажи карт оплаты и т.д.

Платежные агенты могут быть двух типов:

Оператор по приему платежей – агент-юрлицо, работающий напрямую с получателем платежей;

Платежный субагент – агент (юрлицо, ИП), работающий по договору с оператором по приему платежей, в рамках заключенного таким оператором договора с поставщиком товаров или услуг.

Нормативно-правовую базу деятельности агентов образует специальный Федеральный закон №103 о платежных агентах (закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, ред. от 18.04.2018). Этот правовой акт определяет, кто такие платежные агенты, а также содержит все требования к организациям и ИП, имеющим этот статус, регламентирует порядок их работы.

Платежный агент по приему платежей: требования

Для осуществления деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц агент должен соблюдать следующие требования:

Открыть специальный счет для приема платежей. Средства данного счета расходуются исключительно для перечисления их поставщику, а также для удержания агентского вознаграждения. Последнее подлежит перечислению на основной счет агента только после расчета с принципалом;

Обеспечивать обязательную идентификацию плательщика;

Зачислять все наличные средства (поступившие в пользу третьих лиц) по окончании смены на специальный счет;

Обязательно использовать контрольно-кассовую технику в порядке, регламентированном действующим законодательством в этой сфере.

Прием платежей физических лиц платежными агентами осуществляется в рамках агентского договора с поставщиком, требования к которому содержатся в Гражданском кодексе РФ. При отсутствии такого договора агент не вправе принимать платежи, при этом важно, чтобы в договоре было обозначено: за какие товары или услуги агент уполномочивается получать оплату.

Обязательное условие работы платежного оператора – постановка на учет в Росфинмониторинге. Требований к учету для субагентов закон о платежных агентах не содержит, но их работа может быть проверена уполномоченным ведомством в рамках контрольных мероприятий, проводимых в отношении платежного оператора, с которым они работают.

Отметим, что постановка на учет в Росфинмониторинг предусматривает соблюдение всех требований законодательства по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. В организации должны быть разработаны соответствующие инструкции, а ответственные лица – пройти специальную подготовку.

Платежный агент: ответственность

Платежный агент по приему платежей от физических лиц может быть привлечен к ответственности при нарушении требований законодательства в части использования специального банковского счета, либо неперечисления на него средств от плательщиков. Согласно п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

Юрлица – 40-50 тысяч рублей;

Должностные лица и приравненные к ним ИП – 4-5 тысяч рублей.

Кроме того, при отсутствии у платежного оператора регистрации в Росфинмониторинге он может быть привлечен к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушениями установленных требований по регистрации.

[3]

Платежный агент: пример

Наибольшее распространение прием платежей через агентов получил в сфере ЖКХ. Управляющие компании и поставщики коммунальных услуг часто прибегают к их помощи для сбора платежей с населения т.к. такая схема позволяет с минимальными затратами сформировать удобную платежную сеть. Поставщик может работать как с одним, так и с несколькими агентами. При этом законодательство предусматривает обязательное уведомление клиентов о том, какие есть уполномоченные платежные агенты: список их размещается на официальном сайте поставщика и портале ГИС ЖКХ .

Кроме того, прием платежей по агентской схеме востребован в интернет-торговле, т.к. обеспечивает прием платежей без подключения к платежным системам, в том числе снимает необходимость применения онлайн-касс.

Платежные агенты для интернет-магазина, список которых можно найти на множестве специализированных сайтов, могут быть как представителями определенной платежной системы, например, «ЯндексКасса» на платформе «ЯндексДеньги», либо представлять собой их агрегатор, к примеру, «Робокасса» или «Единая касса». Вне зависимости от вида, принцип работы электронных платежных агентов, а также требования к ним, аналогичны принципам и требованиям для агентов, работающих вне интернета.

Открытие специального счета Платежного агента (субагента), Банковского платежного агента (субагента), Поставщика

Общие сведения

Поставщик

  • юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства Плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги),
  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в пользу которых (напрямую или посредством Платежных агентов (платежных субагентов) Плательщиками перечисляется плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации,
Читайте так же:  Приказ о применении упд в организации (образец)

Платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие непосредственную деятельность по приему платежей физических лиц. Платежный агент может являться:

  • Оператором по приему платежей – платежный агент, работающий напрямую с Поставщиком (ами) услуг для населения (ЖКХ, мобильная связь, интернет и т.д.).
  • Платежным субагентом – платежный агент, заключивший с другим платежным агентом, являющимся оператором по приему платежей, договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент может действовать как от имени Оператора по приему платежей, так и от своего собственного имени.

Банковский платежный агент — юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитными организациями (Операторами по переводу денежных средств) в целях осуществления отдельных банковских операций. Банковский платежный агент вправе привлекать банковских платежных субагентов.

Банковский платежный субагент — юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления отдельных банковских операций.

Важно: ПАО «Энергомашбанк» для осуществления своей деятельности не привлекает Банковских платежных агентов, а лишь исполняет функции кредитной организации, осуществляющей расчетно-кассовое обслуживание банковских платежных агентов (субагентов)

Деятельность Платежных агентов (субагентов) и Поставщиков

Для осуществления функций по приему Платежей:

  • Платежный агент должен заключить договор с поставщиком услуг;
  • Платежный субагент должен заключить договор с Платежным агентом — Оператором по приему платежей, имеющим один (или более) договоров с Поставщиками;

Без этих документов принимать платежи от граждан запрещено.

С целью организации учета наличных денежных средств, принятых от Плательщиков, а так же осуществления взаиморасчетов в рамках заключенных договоров:

  • Платежный агент (субагент) обязан открыть в Банке специальный счет и сдавать в Банк полученные от Плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета);
  • Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать свой специальный банковский счет (счета), открытый (открытые) в Банке. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетам;

Деятельность Банковских платежных агентов (субагентов)

Кредитные организации вправе привлекать Банковских платежных агентов:

  • для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением Терминалов;
  • для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными Оператором по переводу денежных средств;
  • для проведения идентификации клиента — физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указанные действия Банковский платежный агент осуществляет от имени кредитной организации, которая его привлекла на основании договора.

Банковский платежный агент вправе привлекать банковских платежных субагентов:

  • для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением Терминалов;
  • для предоставления клиентам физическим лицам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными Оператором по переводу денежных средств;

Банковский платежный субагент не вправе привлекать других лиц к осуществлению операций банковского платежного субагента.

С целью организации учета наличных денежных средств, принятых от Плательщиков, а так же осуществления взаиморасчетов в рамках заключенных договоров:

  • Банковский платежный агент (субагент) обязан открыть в Банке специальный счет (счета) и сдавать в Банк полученные от Плательщиков наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета);
  • Банковский платежный агент (субагент) вправе использовать как один, так и несколько специальных банковских счетов, открытых в любой кредитной организации .

Как открыть специальный счет Платежного агента (субагента), Банковского платежного агента (субагента), Поставщика в отделениях Энергомашбанка?

  • Соберите полный комплект документов. Ознакомиться со списком документов и распечатать документы по форме банка вы можете с помощью нашего сайта. Если у вас возникли вопросы по их заполнению, проконсультируйтесь с сотрудником отдела клиентских отношений по телефону, или отправив заявку с сайта.
  • Ознакомьтесь с типовым договором. Обратите внимание, что для разных типов деятельности предусмотрены различные типы договоров специального банковского счета):
  • Выберите ближайший к Вам офис Банка и принесите полный комплект оформленных документов. Наши сотрудники могут помочь Вам с их заполнением при личном обращении в офис и подготовят договор.
  • Заключите договор, и в течение 1-2 дней Вам будет открыт счет.

Каков режим работы счета и правила обслуживания Платежных агентов (субагентов), Поставщиков в ПАО «Энергомашбанк»?

Перед подачей документов на открытие специального счета просим Вас ознакомиться с Памяткой ПАО «Энергомашбанк» «Платежным Агентам (субагентам), Банковским платежным агентам, Банковским платежным субагентам и Поставщикам»

Настоящей памяткой ПАО «Энергомашбанк» доводит до клиентов Банка – юридических лиц, имеющих статус Платёжных агентов (платежных субагентов), Банковских платежных агентов (субагентов) и Поставщиков общие рекомендации по процедурам работы с Банком и Плательщиками.

Тарифы на открытие специального счета Платежного агента (субагента), Поставщика

Видео (кликните для воспроизведения).

Если у Вас есть вопросы по открытию специального счета и тарифам, отправьте заявку на открытие счета, и наш менеджер оперативно свяжется с Вами, чтобы предоставить подробную консультацию.

Источники


  1. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.

  2. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

  3. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  4. /oli>

    Банковские платежные агенты
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here