Антидемпинговые меры по 44-фз

Полезный материал в статье: "Антидемпинговые меры по 44-фз" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов по Закону N 44-ФЗ

Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов по Закону N 44-ФЗ

Как следует из ст. 37 Закона N 44-ФЗ, антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов (далее также торги) применяются в случае, если в ходе торгов цена контракта снижается на 25% и более по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта (далее — НМЦК). Причем в силу ч. 11 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ заключается контракт, требования ст. 37 Закона N 44-ФЗ распространяются в полном объеме. По нашему мнению, это означает, что антидемпинговые меры применяются в случае, если участник конкурса или аукциона, с которым должен быть заключен контракт в случае уклонения от заключения контракта победителя торгов, предложил цену, сниженную на 25% и более по сравнению с НМЦК.

Установленной для применения по общему правилу для любых ситуаций мерой является требование предоставления обеспечения исполнения контракта в повышенном в полтора раза по сравнению с размером, указанным в документации о закупке, размере (ч.ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Другой мерой, которая может быть применена вместо вышеназванной при любой закупке, при которой НМЦК составляет 15 миллионов рублей и менее , является требование предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки , с которым заключается контракт. Согласно ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в такой ситуации участником закупки предоставляется либо полуторакратное обеспечение исполнения контракта либо обеспечение контракта в размере, указанном в документации о закупке, и информация о его добросовестности на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 той же статьи (см. также письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 N Д28и-2112, постановление АС Волго-Вятского округа от 07.04.2015 N Ф01-860/15).

Подробнее вопросы предоставления обеспечения исполнения контракта в повышенном размере, а также подтверждающей добросовестность участника закупки информации рассматриваются в отдельных материалах.

Кроме того, в зависимости от предмета закупки ст. 37 Закона N 44-ФЗ установлены иные антидемпинговые меры.

Во-первых, в силу ч. 7 ст. 37 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до 25% ниже НМЦК;

2) на 25% и более ниже НМЦК. При этом величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок (ч. 8 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Как отмечено в письме Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе изменять значимость критерия «цена контракта» при оценке всех заявок, поданных на участие в конкурсе. При этом значимость нестоимостных критериев оценки должна быть изменена таким образом, чтобы сумма величин значимости всех критериев составляла 100% (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Во-вторых, ч.ч. 9, 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговые меры при проведении торгов для заключения контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо) . В этом случае участник закупки, предложивший цену, которая на 25% и более ниже НМЦК, обязан обосновать предлагаемую им цену контракта. Вопросы о том, каким образом представляется такое обоснование, рассмотрены в отдельном материале.

К сожалению, из приведенных норм закона не ясно, применяются ли антидемпинговые меры при осуществлении указанных видов закупок дополнительно к общеустановленным или же вместо них. Из ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, содержащей норму о мерах, применяемых в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, можно сделать вывод, что они являются дополнительными. Аналогичный вывод можно сделать из пояснительной записки к подготовленному Минэкономразвития России законопроекту об удалении обеих этих норм. Однако каких-либо официальных разъяснений или правоприменительной практики, однозначно разрешающих данный вопрос, к сожалению, не найдено.

Следует учитывать, что положения ст. 37 Закона N 44-ФЗ не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры в Законе 44 ФЗ РФ

Закон 44 ФЗ устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Что же такое демпинг?

Демпинг — это продажа товаров по искусственно заниженным ценам. По прежнему, утратившему силу Закону №94-ФЗ, при проведении конкурсов и аукционов выигрывал тот поставщик, который предлагал лучшую цену (более низкую, чем у других).

Каковы негативные последствия демпинга?

Чтобы стать победителями, недобросовестные поставщики искусственно занижали цену. Эти действия поставщиков, не увязанные с их квалификацией, качеством выполнения прежних заказов, приводили к срыву сроков выполнения госзаказа, к расторжению контрактов, к ухудшению качества товаров, работ, услуг. Но главное — к растрате бюджетных средств.

Вот почему в контрактной системе присутствует антидемпинговый механизм.

Антидемпинговые меры направлены на то, чтобы препятствовать искусственному занижению цен при проведении конкурса и аукциона. В статье 37 №44-ФЗ установлено два способа, подтверждающих возможность исполнения контракта. Эти способы и являются антидемпинговым механизмом ФКС.

Какие антидемпинговые меры предлагаются в 44-ФЗ?

Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Определяющей является сумма в 15млн. рублей, а также заниженная на 25 и более процентов НМЦК.

  1. Если цена контракта составляет более чем 15 млн. рублей, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, указанного в документации о проведении конкурса или аукциона. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не менее аванса.
  2. Если цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или должна быть предоставлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки (часть 3, статьи 37)

Критерии определения добросовестности участника закупки:

Основанием для определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов, подтверждающая:

  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75 % контрактов должно быть исполнено без применения неустоек (штрафов, пеней).
Читайте так же:  Патентная система

Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт — таково общее условие для антидемпинговых мер.

Следует иметь в виду, что для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу №44-ФЗ (части 22 статьи 112 №44-ФЗ).

Каковы особенности предоставления информации о добросовестности участника конкурса?

Заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию о добросовестности участника закупки. В случае признания Конкурсной комиссией информации недостоверной – заявка отклоняется, а в случае непредставления информации – контракт заключается после предоставления суммы, в 1,5 раза превышающей размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Каковы правила предоставления информация о добросовестности участника аукциона?

При направлении заказчику подписанного проекта контракта предоставляется и информация о добросовестности участника закупки. В случае невыполнения данного требования или признания информации недостоверной комиссией по осуществлению закупок, контракт с участником, признанным победителем аукциона, не заключается, и этот участник признается уклонившимся от заключения контракта.

Какие антидемпинговые меры применяются для отдельных закупок?

Под отдельными закупками имеются в виду закупки, которые осуществляются при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг. Заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок, содержащих предложение цены:

  • до 25% ниже НМЦК,
  • на 25% и более ниже НМЦК.
  • величина значимости критерия цены не может быть меньше 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявки.

Поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения

(продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо)

Участник закупки обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта:

  • гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;
  • иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Таким образом, антидемпинговые меры регулируются в соответствии со статьей 37 №44-ФЗ и направлены на недопустимость искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона. Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены. Установлены размер обеспечения исполнения контракта, который должен предоставить участник закупки, и информация, подтверждающая добросовестность участника закупки. Критериями определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов и сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона №44-ФЗ.

Антидемпинговые меры: о чем не знают заказчики и поставщики?

Закон № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков применять к участникам антидемпинговые меры, если последние значительно снизились по цене при участии в конкурсах и аукционах (на 25 и более процентов от начальной (максимальной)цены контракта или начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (при проведении закупок с неопределенным объемом)). Антидемпинговые меры не применяются при проведении запросов котировок и запросов предложений. Поэтому в указанных процедурах участник закупки может снижаться по цене без каких-либо последствий для себя.

С 01.07.2019 порядок применения антидемпинговых мер претерпел отдельные изменения. О них мы расскажем ниже, а сейчас предлагаем вспомнить общий порядок применения таких мер к участнику в зависимости от размера установленной заказчиком НМЦк.

Если НМЦк составляет более 15 млн рублей

В указанном случае порядок применения антидемпинговых мер достаточно прост – контракт с участником, значительно снизившимся по цене, заключается только после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, увеличенном в 1,5 раза от размера, установленного в документации о закупке (но не ниже суммы аванса) .

Например, при НМЦк в размере 20 000 000 рублей заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта в размере 5% НМЦк, т.е. 1 000 000 рублей. При этом по условиям контракта предусматривается выплата аванса в размере 30%. Участник закупки, признанный победителем, предложил цену контракта 15 000 000 (снижение ровно 25%). Соответственно по условиям ст. 37 Закона № 44-ФЗ он должен предоставить обеспечение контракта в размере 1 500 000 рублей.

Вместе с тем, учитывая требование ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ о том, что обеспечение исполнения контракта должно быть не менее суммы аванса (4 500 000 рублей исходя из предложенной участником цены контракта), обеспечение должно быть предоставлено участником на сумму 4 500 000, а не 1 500 000 рублей. Любопытным остается тот факт, что с 01.07.2019 выплата аванса участнику в рассматриваемом случае не производится (ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ). Несмотря на это, обеспечение должно быть все равно увеличено до размера аванса, установленного в контракте, как это требует ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Условие о выплате аванса из контракта при этом не исключается, т.к. недопустимо менять условия контракта при его заключении. Однако такое условие не подлежит исполнению согласно ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Соответственно при составлении проекта контракта, условиями которого предусматривается выплата аванса, заказчикам рекомендуется предусматривать примечание о том, что условие об авансе не исполняется заказчиком при применении антидемпинговых мер.

Если НМЦк составляет 15 млн рублей ровно и менее

В данном случае участник закупки, выигравший процедуру со значительным снижением, сам выбирает как ему поступить: предоставить повышенное обеспечение (см. выше) или предоставить сведения о своей добросовестности. В последнем случае обеспечение исполнения контракта предоставляется участником в размере, указанном в документации о закупке.

Под сведениями, подтверждающими добросовестность участника, понимаются сведения об исполненных им контрактах по Закону № 44-ФЗ. Договоры, исполненные не в рамках Закона № 44-ФЗ, не могут предоставляться в подтверждение добросовестности.

С 1 июля 2019 года участник должен предоставить из реестра контрактов информацию о 3 контрактах, исполненных им за последние 3 года до даты подачи заявки без применения неустоек со стороны заказчика. Предмет таких контрактов значения не имеет и может совсем не совпадать с предметом закупки, в рамках которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы цена одного из трех предоставленных контрактов составляла не менее 20% НМЦ

«Бумажные» и электронные процедуры

Есть разница в применении антидемпинговых мер при проведении «бумажных» и электронных процедур с НМЦ, не превышающей 15 млн рублей. Суть состоит в том, что информацию о своей добросовестности в «бумажных» процедурах участник предоставляет в составе подаваемой заявки. Если указанная информация участником не предоставлена, в том числе признана комиссией заказчика недостоверной, контракт с таким участником заключается после предоставления повышенного обеспечения исполнения контракта.

В электронных же процедурах, напротив, сведения о добросовестности предоставляются участником при заключении контракта. Если такие сведения будут признаны комиссией заказчика недостоверными, то участник признается уклонившимся от заключения контракта и сведения о нем направляются заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков. Следовательно, в электронных процедурах участник не имеет права на ошибку, также как у заказчика нет возможности дать время участнику предоставить взамен информации о добросовестности повышенное обеспечение исполнения контракта.

Читайте так же:  Возврат товара от юридического лица

Дополнительные антидемпинговые меры

Выше мы рассмотрели особенности применения антидемпинговых мер, которые применяются заказчиками вне зависимости от предмета закупки (предмета договора). В дополнение к таким мерам ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчика применить дополнительные антидемпинговые меры к участнику по отдельным предметам закупки.

Обратим внимание на то, что дополнительные антидемпинговые меры применяются дополнительно к общим, а не взамен их. Так, если предметом закупки является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник в составе своей заявки должен представить обоснование предложенной им цены.

С учетом того, что на практике невозможно различить стандартные закупки указанных товаров от закупок этих же товаров с целью обеспечения нормального жизнеобеспечения, то дополнительные антидемпинговые меры должны применяться заказчикам во всех случаях закупки названных товаров. Например, если заказчик закупает продукты питания для проведения банкета и участник закупки снизился по цене на 25 и более процентов, то дополнительные антидемпинговые меры применяются точно также, если бы заказчик закупал продукты питания для обеспечения поставок гуманитарной помощи.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к обоснованию предложенной участником цены. Также Закон № 44-ФЗ не содержит оснований, по которым комиссия заказчика может отклонить предложенное участником обоснование. Ввиду этого обоснование предоставляется участником в свободной форме и факт его наличия является достаточным аргументом для признания участника исполнившим дополнительные антидемпинговые меры.

Отстранение участника в данном случае может быть только по одной причине: отсутствие обоснования предложенной цены. Вторым случаем, когда заказчик может применить дополнительные антидемпинговые меры, является случай закупки исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса. Согласно ч. 7 ст. 37 Закона № 44-ФЗ заказчик в названном случае вправе предусмотреть различные величины значимости для заявок участников, снизившихся по цене на 25 и более процентов, и предложивших цену в пределах 25% снижения. Однако, если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны оцениваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.

Особенности применения антидемпинговых мер при осуществлении закупок лекарственных средств

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что при осуществлении закупок лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП, заказчик применяет антидемпинговые меры к участнику (общие и дополнительные) только в случае, если участник снизился на 25 и более процентов относительно зарегистрированной предельной отпускной цены производителя, а не НМЦк. Так, например, если участник снизится на 50 и более процентов от НМЦк, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного препарата, предложенного к поставке, антидемпинговые меры к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не включенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются в общем порядке. Закупка в одном лоте лекарственных препаратов, включенных и не включенных в перечень ЖНВЛП не допускается (в том числе в случае, если НМЦк не превышает 1 млн. рублей и закупаемые препараты функционально связаны между собой), т.к. такое объединение приведет к невозможности применения заказчиком ст. 37 Закона № 44-ФЗ ввиду разности подходов в расчете 25% снижения.

[2]

Антидемпинговые меры в сфере закупок по 44 ФЗ

Вопрос: Об антидемпинговых мерах в сфере закупок.

Ответ: Департамент развития контрактной системы рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговые меры в случае снижения участником закупки начальной (максимальной) цены контракта более чем на двадцать пять процентов.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Также сообщаем, что Законом N 44-ФЗ определена ответственность за несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии со статьей 107 Закона N 44-ФЗ несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок предусмотрен механизм, обеспечивающий эффективное осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, а также определены меры в отношении участников закупки в связи с необоснованным снижением цены контракта.

Как поставщику подтвердить добросовестность в 2019 году

Что такое добросовестность по 44-ФЗ

Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

Читайте так же:  Лицензирование напоминание о законе

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

А также они распространяются на новые электронные закупки:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме .

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ

Нужные сведения содержатся в ЕИС, а именно в реестре контрактов, которые были ранее заключены с госзаказчиками. Причем все сделки должны быть полностью закрыты, то есть быть в статусе «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, может быть следующей (на выбор):

  1. Три и более исполненных контракта в течение одного года до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
  2. Четыре и более исполненных контракта в течение двух лет до даты подачи заявки. 75 % из которых без штрафных санкций.
  3. Три и более исполненных контракта в течение трех лет до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.

Важно учесть, что в вышеперечисленных вариантах сумма хотя бы по одному из документов не должна быть ниже 20 % от предложенной участником цены в текущих торгах. Более того, предмет завершенных сделок законом не уточняется, то есть он может быть любым, от участника не требуется подтвердить факт исполнения аналогичных госконтрактов.

Для участия в конкурсе документы, свидетельствующие о честности победителя, прикладывают к конкурсной заявке. В случае их отсутствия заказчик может заключить сделку только после того, как получит увеличенное в 1,5 раза обеспечение, по сравнению с указанным в документации. Причем эта сумма должна быть не меньше размера аванса, если он предусмотрен документацией.

При демпинге цены на электронном аукционе поставщик обязан предоставить сведения, подтверждающие добросовестность, одновременно с подписанным контрактом по текущей закупке.

Конкурсная комиссия или непосредственно заказчик, в зависимости от вида процедуры, сверяют предоставленные сведения с реестром контрактов. Если обнаружатся поддельные или неточные сведения, заявка отклоняется (в конкурсе) либо участник признается уклонившимся от сделки (в аукционе). В последнем случае результаты публикуются в ЕИС в виде протокола, а право оформить сделку переходит ко второму по цене участнику. Если предложение последнего тоже снижено на 25 % и больше от НМЦК, то и к нему применяются все антидемпинговые меры.

Образец подтверждения добросовестности по 44-ФЗ

Закон не устанавливает четких требований к форме предоставления рассматриваемой информации. Поэтому такие документы могут быть составлены в произвольной форме. Но для того чтобы участнику легче было безошибочно собрать все необходимые бумаги, а заказчику быстрее их проверить, удобно воспользоваться таблицей, которая содержит всю информацию, которую требуется предоставить по закону. Образец письма, подтверждающего честность поставщика, вы можете скачать ниже.

Обеспечение при снижении цены контракта более 25% 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — это денежные обязательства, которые берет на себя поставщик/подрядчик/исполнитель для того, чтобы подтвердить добросовестность своих намерений. В случае, если контракт будет исполнен ненадлежащим образом или не исполнен вовсе, перечисленная заказчику сумма поставщику/подрядчику/исполнителю не вернется. Размер обеспечения исполнения контракта определяется заказчиком в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 96 Федерального закона № 44.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ

Особое внимание уделяется аукционам и конкурсам, во время которых цена снижается более, чем на 25%. В этом случае к победителю применяются дополнительные антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Федерального закона №44.

В случае, если начальная цена контракта больше 15 миллионов рублей, победителю придется предоставить заказчику обеспечение, увеличенное в полтора раза по сравнению с запрошенным в документации. Других вариантов для «крупных» сделок нет.

Если начальная цена контракта меньше 15 миллионов рублей , у подрядчика/поставщика/исполнителя есть выбор: можно предоставить увеличенное в полтора раза обеспечение, а можно просто документально подтвердить свою добросовестность, собрав сведения об уже исполненных государственных контрактах. В этом случае вся информация, направляемая в адрес заказчика, должна содержаться в реестре контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru. Варианты подтверждения добросовестности перечислены в пункте 3 статьи 37. Образец предоставления вы можете загрузить с нашего сайта.

Ни по одному контракту к участнику не должно быть применены неустойки


Не менее 75% контрактов должны быть исполнены без неустоек к участнику

Период Количество контрактов
1 год до подачи заявки
2 года до подачи заявки
3 года до подачи заявки 3 и более

Ни по одному контракту к участнику не должно быть применены неустойки

Цена хотя бы одного из исполненных контрактов должна составлять 20 или более процентов от цены заключаемого контракта.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 37, если поставляется товар, необходимый для нормального жизнеобеспечения (например продукты питания, лекарство, ГСМ) — потребуется предоставить документы, подтверждающие возможность поставить товар по указанной в контракте цене.

Когда необходимо предоставить информацию о добросовестности

В случае, если речь идет о конкурсе, вся информация, касающаяся добросовестности или увеличенного обеспечения, предоставляется одновременно с заявкой. При проведении аукциона — в момент подписания контракта отсканированная копия загружается в соответствующее поле на электронной торговой площадке.

Если этого не сделано, победитель будет признан уклонившимся от заключения контракта и данные о нем попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Ответы на часто задаваемые вопросы

В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда начальная цена снижена более, чем на 25 процентов, но требования к обеспечению исполнения контракта заказчиком установлено не было. Что делать в этом случае поставщику/подрядчику/исполнителю, нужно ли подтверждать свою добросовестность и как быть, если государственных контрактов ранее исполнено не было?

На самом деле, ничего предпринимать не нужно. Обеспечение, увеличенное в полтора раза, по-прежнему будет равным нулю (нетрудно посчитать, что 0*1,5=0). И доказывать свою добросовестность нет необходимости.

Еще один часто возникающий вопрос — что делать, если контракт был исполнен, но сведений о нем нет в реестре. В этом случае нужно обратиться к заказчику, так как вносить данные в определенные сроки — его обязанность. Если он отказывается исправить свою оплошность, следует подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и их применение

Под демпингом в сфере государственных закупок понимается ценовая политика участника, предусматривающая намеренное занижение предлагаемой цены контракта на 25% и более. Конечно, существуют участники, которые готовы работать без прибыли или даже себе в убыток для того чтобы «засветиться» на рынке закупок и проявить себя. Однако в большинстве случаев значительное снижение цены ведет к неприятным для заказчика последствиям.

К чему может привести демпинг

Итак, намеренный демпинг может обернуться неприятными для заказчика ситуациями.

  1. Отказ победителя заключать невыгодный для него контракт и, как следствие, необходимость проводить торги вновь.
  2. Недобросовестное исполнение контракта, использование при выполнении работ/оказании услуг некачественных дешевых материалов и, как следствие, необходимость расторжения контракта в одностороннем или судебном порядке.
Читайте так же:  Бухгалтерская отчетность в ифнс бюджетных учреждений

В любом из этих случаев уклонившийся горе-победитель попадет в реестр недобросовестных поставщиков, однако для заказчика это не всегда является утешением. Ведь драгоценное время потеряно безвозвратно. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, Федеральным законом №44 предусмотрены антидемпинговые меры, определенные статьей 37.

Что такое антидемпинговые меры и какими они могут быть

Антидемпинговые меры — это меры, предупреждающие ситуацию намеренного занижения цены контракта участниками, имеющими недобросовестные намерения. Они определены частями 1 и 2 статьи 37 44-ФЗ и могут быть следующего характера:

  1. Для закупок, начальная максимальная цена которых превышает 15 000 000 рублей — увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта.
  2. Для «недорогих» закупок, начальная цена которых меньше или равна 15 000 000 рублей, существует два вида антидемпинговых мер, на выбор участника: подтверждение добросовестности или перечисление увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта.

Как подтвердить свою добросовестность

Как подтвердить свою добросовестность — один из самых главных вопросов, который возникает у участников, столкнувшихся с антидемпинговыми мерами. Перечень необходимых для этого документов определен частью 3 статьи 37 Федерального закона №44. «Комплект» может состоять из:

  • информации о трех (можно больше) контрактах, исполненных за календарный год до момента подачи заявки без нарушений;
  • информации о четырех (можно больше) контрактах, за два календарных года до момента подачи заявки, при этом 3/4 из них должны быть исполнены без зафиксированных нарушений;
  • информации о трех (можно больше) контрактах, исполненных за три календарных года до момента подачи заявки без нарушений, качественно и в срок.

Все сведения, которые участники предоставляют для подтверждения своих добросовестных намерений, должны в обязательном порядке содержаться в реестре контрактов. Кроме того, подойдут не все контракты — только те, цена которых составляет не меньше 25% от предложенной в рамках данной закупки. Образец предоставления информации можно скачать здесь.

Когда предоставлять информацию, касающуюся антидемпинговых мер

Антидемпинговые меры предусмотрены в рамках электронных аукционов и конкурсов. В первом случае комплект документов, доказывающих добросовестность намерений, нужно предоставлять при подписании проекта контракта. В противном случае он будет считаться неподписанным, а участник — уклонившимся от заключения.

Что касается конкурса, то участники предлагают цену заранее, поэтому и документы, подтверждающие добросовестность, нужно предоставлять в составе заявки. В противном случае она будет отклонена.

Исключения из правила

Законом предусмотрено несколько случаев, когда применяются особые антидемпинговые меры или они вовсе не применяются. Последнее возможно в случае закупки жизненно-важных лекарственных препаратов. Их предельная цена определяется правительством и 25% считаются не от начальной максимальной цены контракта, а именно от этой предельной цены. Если участник снижает ее менее чем на 25%, то подтверждать свою добросовестность не нужно.

В случае, если участник снижает более чем на 25% цену на поставку товаров требующихся для бесперебойного жизнеобеспечения, то ему, в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона №44 придется предоставить документы, подтверждающие что он действительно сможет подтвердить поставку по предлагаемой цене: гарантийные письма от производителей, товарные накладные, подтверждающие факт наличия товаров и так далее.

Применение антидемпинговой статьи 37 федерального закона № 44-ФЗ

Статьи по теме

Расскажем о практике применения антидемпинговой статьи 37 федерального закона № 44-ФЗ, когда статья 37 не применяется, какие документы предоставить, если вы были заподозрены в демпинге цен.

Навигация по статье:

Несмотря на то, что новая система государственных закупок и соответствующий Федеральный Закон создали все условия для максимально честной и открытой конкуренции, сегодня все еще довольно часто можно встретить поставщиков и заказчиков, которые используют не самые честные методы в погоне за выгодными госконтрактами. Одним из самых популярных и широко используемых методов является демпинг, определение которого дано статьей 37 Закона о госзакупках.

Демпинг используется для того, чтобы исключить из конкурса независимых поставщиков и заключить контракт с наиболее выгодным для заказчика участником, чаще всего – по взаимному сговору. Проблема демпинга в госзакупках настолько велика, что Закон 44-ФЗ содержит отдельную статью, которая должна регулировать этот вопрос.

Статья 37 Федерального Закона №44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» содержит ряд указаний и требований, которые позволяют регулировать процесс открытого торга и максимально снизить вероятность сговора. К несчастью, даже этих мер недостаточно.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Поговорим о том, какова практика применения данной антидемпинговой статьи.

Что такое демпинг в 44-ФЗ

Антидемпинговые меры: два новых инструмента против недобросовестных поставщиков

Из статьи вы узнаете:

1. Почему антидемпинговых мер в законе недостаточно, чтобы вычислить недобросовестного поставщика;
2. Какие условия прописать в контракте, чтобы застраховать себя от демпинга;
3. Какие критерии оценки заявок сделают невыгодным искусственное занижение цены;
4. Почему нельзя устанавливать нижний ценовой порог в аукционе.

Прежде, чем говорить о методах борьбы с демпингом, необходимо понять, что представляет из себя это явление. Демпинг – это экономическое явление, при котором продажа товаров и услуг осуществляется по искусственно заниженным ценам. Отсюда вытекает и понятие демпинговые цены – цены на товары и услуги, которые на порядок ниже рыночных и не соответствуют реальной стоимости товара. Демпинговые цены, как правило, являются убыточными для компании и служат исключительно для того, чтобы заключить контракт.

Откуда появился демпинг и зачем он нужен? Основная задача демпинга состоит в том, чтобы выиграть торги и заключить государственный контракт. Предоставляя заведомо низкие и убыточные цены, которые ни одна честная компания не будет использовать, участник, который демпингует, просто не оставляет возможности другим компаниям выиграть торги. Как правило, демпинговые цены не являются реальными и существуют только на бумаге.

Искусственное занижение цены ниже рыночной – эффективный способ удалить конкурентов в торгах по 44-ФЗ. Демпинг крайне негативно влияет на принцип здоровой честной конкуренции , обозначенный как основной в прочих статьях закона. Кроме того, в результате подобных явлений страдает и качество выполнения госконтрактов, вырастает риск судебных разбирательств и неисполнения обязательств по контракту. Также демпинг часто используется для того, чтобы дать возможность заказчику отдать госконтракт своей подначальной компании, то есть, фактически, присвоить деньги.

Для того, чтобы бороться со всем этим, и была введена статья 37 Федерального Закона №44, обозначающая основные антидемпинговые меры.

Антидемпинговые меры статьи 37 Федерального Закона о госзакупках

Статья 37 Закона 44-ФЗ «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» предлагает 2 основных метода борьбы с нечестной конкуренцией . К ним относятся тщательная проверка благонадежности исполнителя (потенциального поставщика) и предоставление повышенного размера финансового обеспечения. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ действуют не всегда, они вступают в силу в том случае, если было выполнено несколько условий, который создают подходящую для демпинга ситуацию.

Ситуация первая. Начальная максимальная цена контракта составляет менее 15 миллионов рублей; один из участников вносит предложение ниже этой цены на 25%. Такое резкое снижение цены выглядит подозрительно, поэтому возникает необходимость исключить возможность демпинга. В данном случае, согласно статьей 37 Закона 44-ФЗ, участник обязан доказать свою благонадежность.

Читайте так же:  Положение об оплате труда работников

Чем подтвердить способность поставить товар

Мы победили в аукционе на поставку лекарств, снизив цену больше чем на 25% от начальной. Чем именно теперь нам обосновать ее?

Доказать благонадежность можно несколькими способами:

  • Предоставить абсолютно любые документы, которые могут доказать добросовестность поставщика (информацию о ранее успешно заключенных контрактах);
  • Выплатить повышенный размер обеспечения госконтракта. Повышенный размер означает, что участник платит не стандартную цену, а цену, которая в 1,5 раза выше заявленной в тендерной документации.

Практика показывает, что случаи применения повышенного обеспечения довольно редки, как правило, компании стараются предоставить дополнительные документы.

[3]

Ситуация вторая. Начальная максимальная цена контракта составляет более 15 миллионов рублей; один из участников предложил цены ниже начальной максимальной на 25% и более. В данном случае применение статьи 37 Закона 44-ФЗ предполагает исключительно взимание увеличенного обеспечения. Доказать благонадежность путем предоставления дополнительных сведений в данном случае не получится.

Применение ст. 37 в случаях, когда цена контракта снижается на 25%

Документами, подтверждающими добросовестность поставщика, являются:

  • Сведения, содержащиеся в реестре контрактов, подтверждающие, что данный участник добросовестно выполнил все свои обещания по прочим контракта в течение от одного года (если ранее участия в госзакупках не проводилось) до трех лет до даты подачи заявки на конкретный тендер.
  • Сведения, подтверждающие отсутствие каких-либо пени, штрафов и других санкций в отношении поставщика.

Как снижать цену закупки, чтобы получить выгодный контракт, а не место в РНП

Разберем Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.11.2016 № Ф01-4738/2016 по делу № А43-31285/2015.

Таким образом, для того, чтобы доказать собственную добросовестность, принимая во внимание статью 37, потенциальный поставщик должен иметь идеальную историю работы с госконтрактами. Если вы ранее не участвовали в тендерах и у вас нет успешно заключенных контрактов или есть какие-то еще причины, которые заставляют подозревать вас в демпинге цен, помимо перечисленных доказательств понадобится четко обосновать, почему вы предоставили столь низкую цену. Требования статьи распространяются на всех участников, подозреваемых в демпинге.

Какой исполнитель считается надежным? В рамках данного закона, надежным считается исполнитель, который в течение трех лет до момента подачи заявки на конкретный тендер имел несколько успешно выполненных контрактов, готов это подтвердить документально, а также имеет возможность внести повышенный размер обеспечения в знак подтверждения своих намерений.

Новички на рынке государственных закупок всегда будут находиться в зоне риска.

Предоставление документов при включении антидемпинговых мер в рамках статьи 37

Если вы были заподозрены в демпинге цен, то вам нужно предоставить доказательства своей добропорядочности. Когда это сделать? Антидемпинговые меры в рамках 44-ФЗ принимаются для 2 видов тендеров – аукционы и конкурсы.

Поскольку аукционы проводятся в электронном виде, то и все документы необходимо предоставлять в рамках электронной площадки. Делается это в момент подписания контракта, то есть, при рассмотрении вторых частей заявок, когда торги уже закончены и объявлен победитель. Если вы планируете делать ставки на аукционе с существенным понижением начальной максимальной цены контракта, то рекомендуем заранее подготовить пакет дополнительных сведений.

Что касается конкурсов, то тут, согласно закону, участники вносят свои ценовые предложения заранее, поэтому документы, которые должны подтверждать добросовестность, включаются в общий пакет в рамках заявки на тендер. Если при снижении цена на 25% и более заявка не содержит подтверждения добросовестности, тогда она будет отклонена.

Когда статья 37 не применяется: исключения из правил

Из всех правил существуют исключения, это касается и антидемпинговых мер, это касается и применения антидемпинговых мер из статьи 37.

В случае, если проводится тендер на закупку жизненно-важных медицинских товаров (лекарств), антидемпинговые меры используются в особом порядке. Предельно возможная цена данной категории товаров определяется не заказчиком, а государственными органами, поэтому снижение на 25% будет считаться уже не от НМЦ, а от предельной цены, обозначенной государством.

В случае снижения цены более, чем на 25%, потенциальный поставщик должен подтвердить свою добросовестность, предоставив следующие документы:

  • ✔ гарантийные письма от производителя;
  • ✔ документы, подтверждающие наличие товара в данный момент;
  • ✔ документы, доказывающие возможность осуществлять поставки по заявленной стоимости.

Еще одно исключение в рамках статьи составляют специальные закупки, к которым относятся конкурсы на выполнение научно-исследовательских работ, технологических работ, консультирование и ряд других. При таких закупках, заказчик может указать в конкурсной документации разные критерии оценки значимости заявок (не только цену).

В том случае, когда при специальной закупке участник вносит предложение с понижением цена на 25% и более, вступают в силу особые антидемпинговые меры: величина значимости критерия «цена» в этом случае устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критерий оценки. Все дополнительные антидемпинговые меры и особые случаи также указаны в частях статьи 37 Закона 44-ФЗ об антидемпинговых мерах.

Применение статьи 37 Закона 44-ФЗ в госзакупках в теории и на практике

В теории статьи 37 предлагаются разумные антидемпинговые меры, которые позволяют существенно «осложнить жизнь» недобросовестным участникам. В совокупности с прочими требованиями законодательства, этого достаточно для того, чтобы снизить риск демпинга в госзакупках до минимума. К сожалению, на практике не всегда получается именно так и применять статью во всей ее полноте невозможно.

В том случае, если участник, который демпингует, не вступает в сговор с заказчиком, а действует самостоятельно, заказчик, как правило, сам сделает все возможное, чтобы избежать дальнейших сложностей и потребует от участника полный пакет документов, предусмотренных статьей 37. Гораздо сложнее обстоит дело в тех случаях, когда имеет место сговор заказчика и участника конкурса, которые действуют сообща.

Пожаловаться на демпинг может любой участник закупок, закон это позволяет. В случае, если подозрения не беспочвенны, инициируется разбирательство.

Поставщик, который был замечен в демпинге в конкурсах в рамках 44-ФЗ, рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Попадание в данный реестр может привести к тому, что данный участник больше никогда не сможет работать с госконтрактами.

Если вы планируете участвовать в тендерах и имеете возможность вносить выгодные предложения, рекомендуем вам ограничиться снижением цена на 20% и менее, чтобы не попасть под антидемпинговые меры. Федеральным Законом № 44 предусмотрено много возможностей для честной и отрытой конкуренции – пользуйтесь ими.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал

Источники


  1. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  4. /oli>

    Антидемпинговые меры по 44-фз
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here