Амортизационная группа грузовой автомобиль

Полезный материал в статье: "Амортизационная группа грузовой автомобиль" с ответами на все сопутствующие вопросы. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы их всегда можете задать дежурному консультанту.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы

— нормативный документ, в котором виды основных средств распределены по амортизационным группам (10 амортизационных групп).

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В документ регулярно вносятся изменения. Обзор изменений приведен в конце этого материала.

Комментарий

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы — это документ, на основании которого определяются сроки полезного использования основных средств, норма и сумма амортизации. Этот документ был утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 и применяется с 1 января 2002 года.

Классификация основных средств применяется для налога на прибыль организаций. На это прямо указывает п. 1 ст. 258 Налогового кодекса России (НК РФ).

Классификация основных средств представляет собой классификатор видов основных средств, сгруппированный в 10 амортизационных групп.

Для каждого вида основных средств в Классификации указывается код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов), наименование и примечание.

В пределах амортизационных групп, основные средства сгруппированы по подгруппам — Машины и оборудование, Средства транспортные, Сооружения и передаточные устройства, Здания, Жилища, Насаждения многолетние, Скот рабочий.

Амортизируемое имущество объединяется в следующие десять амортизационных групп (п. 3 ст. 258 Налогового кодекса России):

Пример

Организация приобрела легковой автомобиль с объемом двигателя 2,5 л.

Чтобы определить амортизационную группу нужно найти соответствующий вид основного средства в списке Классификации.

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет):

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К 4-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

К 5-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

Соответственно, легковой автомобиль с объемом двигателя 2,5 л. относится к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования по такому автомобилю может быть установлен от 3-х лет и 1 месяца и до 5 лет.

Особенности налогообложения амортизационных групп

1) С 2019 года движимое имущество налогом на имущество не облагается (п. 1 ст. 374 НК).

До 2019 года не признавались объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Имущество иных амортизационных групп могло облагаться налогом на имущество (п. 25 ст. 381, ст. 381.1. НК РФ, см. Налог на имущество организаций).

2) По основным средствам, относящимся к 1-2 и 8-10 амортизационным группам может применяться амортизационная премия в размере не более 10% (см. Амортизационная премия, п. 9 ст. 258 НК РФ).

3) По основным средствам, относящимся к 3-7 амортизационным группам может применяться амортизационная премия в размере не более 30% (см. Амортизационная премия, п. 9 ст. 258 НК РФ).

4) По основным средствам 3-7 амортизационных групп может применяться Инвестиционный налоговый вычет (ст. 286.1. НК РФ).

5) Повышенный коэффициент амортизации 3 (для налога на прибыль организаций) по предмету лизинга не применяется к основным средствам, относящимся к 1 — 3 амортизационным группам (п. 2 ст. 259.3. НК РФ, см. Повышенный коэффициент амортизации).

6) Налогоплательщики вправе применять повышенный коэффициент амортизации 2 (для налога на прибыль организаций) в отношении амортизируемых основных средств, включенных в 1 — 7 амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта (пп. 6 п. 1 статьи 259.3 НК РФ, Участники специальных инвестиционных контрактов).

7) В отношении зданий, сооружений, передаточных устройств 8 — 10 амортизационных групп может применяться только линейный метод амортизации (по налогу на прибыль организаций). Нелинейный метод амортизации к таким активам применяться не может (п. 3 ст. 259 НК РФ, см. Нелинейный метод амортизации).

Амортизационные группы некоторых основных средств

Персональный компьютер относится ко Второй амортизационной группе ➤ Подробнее

Многофункциональные устройства (МФУ) относятся к Третьей амортизационной группе ➤ Подробнее

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа. Большая часть легковых автомобилей относится к 3-й амортизационной группе основных средств ➤ Подробнее

Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3-й — 5-й амортизационным группам. ➤ Подробнее

Здания относятся к 4 — 10 амортизационным группам в зависимости от их типа ➤ Подробнее

Не все виды объектов основных средств можно найти в Классификации. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 Налогового кодекса России).

Следует отметить, что Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) более детальный и подробный, чем Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Так, в Классификации нередко группы основных средств указываются до уровня класса. В ОКОФ же основные средства указываются до более детального уровня — до вида. Поэтому, как правило, чтобы определить амортизационную группу и, соответственно, норму амортизации, нужно сначала определить код ОКОФ конкретного основного средства, а затем на основании кода ОКОФ определить амортизационную группу по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Пример

Определяем амортизационную группу Цифровой видеокамеры.

В ОКОФ по наименованию «цифровая видеокамера» находим единственную позицию «Видеокамеры цифровые» с 9-значным кодом 330.26.70.13.

В Классификации ОС, в третьей амортизационной группе, находим код ОКОФ 330.26.70 «Приборы оптические и фотографическое оборудование» (в эту группу входит вид ОС «Видеокамеры цифровые», код ОКОФ 330.26.70.13).

У цифровой видеокамеры третья амортизационная группа.

Подробнее, об определении амортизационной группы, цитайте в материале: Как определить амортизационную группу основного средства?

Использование Классификации основных средств в бухгалтерском учете

До 1 января 2017 года абзац 2 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 прямо указывал на возможность применения классификации и в бухгалтерском учете:

«Указанная Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета.»

Но, этот абзац был исключен с 01.01.2017 Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640. Соответственно, с 01.01.2017 в бухгалтерском учете, при установлении сроков полезного использования следует применять правила, установленные нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Читайте так же:  Ответственность руководителя за несчастный случай на производстве

Многие бухгалтеры, до принятия четких правил определения сроков полезного использования ОС в бухгалтерском учете, продолжают применять Классификацию и для бухгалтерского учета.

Обзор изменений, которые вносились в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы

Постановление Правительства РФ от 28.04.2018 N 526 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Первая официальная публикация: 04.05.2018 на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Начало действия документа: 12.05.2018

В соответствии с пунктом 2 документ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Суть изменений:

[1]

Существенно скорректированы подразделы «Сооружения и передаточные устройства» Классификации по 3-10 амортизационным группам. Незначительные корректировки по подразделам «Машины и оборудование» (2, 9 амортизационные группы).

Изменения учитывают отраслевые особенности применяемого оборудования нефтяной отрасли, морского и речного флота, железнодорожного хозяйства и других отраслей.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1»

Первая официальная публикация: 12.07.2016 на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Начало действия документа: 01.01.2017

Суть изменений:

В новой редакции указаны новые коды нового классификатора ОКОФ, который применяется с 01.01.2017 — Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008). Изменения не только технические. Многие позиции Классификации существенно обновлены. Так, появились многие новые позиции и удалены позиции классификатора, которые применялись до 2017 года.

Изменения масштабные и их существенность связана с принципиальными различиями между старой версий ОКОФ и его новой версией, применяемой с 2017 года.

Историческая справка

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, была введена в действие с 1 января 2002 года Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 3).

До 1 января 2002 года вместо термина «амортизационная группа» применялся термин «нормы амортизационных отчислений». С 1 января 1991 года по 1 января 2002 года применялись Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072.

Ныне действующая Классификация, в целом, более выгодна налогоплательщикам, так как ее сроки полезного использования в среднем на 30% короче, в сравнении с существовавшими ранее Едиными нормами (что приводит к более быстрому списанию на расходы).

Дополнительно

Амортизационные группы и коды ОКОФ основных средств (примеры)

Приведены примеры определения амортизационной группы некоторых видов основных средств.

Амортизационная группа

Установленная нормативным актом группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Предусмотрено 10 амортизационных групп. К примеру, 1-я амортизационная группа включает ОС со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет, а 10-я амортизационная группа включает ОС со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы

Разъяснение о порядке применения Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Нормативный документ: Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Как определить амортизационную группу основного средства?

Разъяснение алгоритма действий, при определении амортизационной группы основного средства.

К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Обоснование

С 01.01.2017

К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/[email protected] указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

[3]

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 — 4,7 м, ширина 1,7 — 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 — 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Читайте так же:  Сроки уплаты транспортного налога юридическими лицами

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Дополнительно

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?

Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3 – 5 амортизационным группам.

Обоснование

С 01.01.2017

К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5)

Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:

15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;

15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;

15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.

К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Видео (кликните для воспроизведения).

Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:

15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;

15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;

15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;

15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;

15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;

15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.

К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.

Кроме того, могут быть специализированные автомобили.

Дополнительно

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

ОКОФ: код 310.29.10.4

310.29.10.4 — Средства автотранспортные грузовые

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.10.4
Наименование: Средства автотранспортные грузовые
Дочерних элементов: 2
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 1

Группировка 310.29.10.4 в ОКОФ содержит 2 подгруппировки.

  1. 310.29.10.41 — Средства автотранспортные грузовые с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
  2. 310.29.10.42 — Средства автотранспортные грузовые с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием; прочие грузовые транспортные средства, новые

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.4 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

Классификатор основных средств по амортизационным группам 2019

Для расчета суммы амортизации основных средств (ОС) необходимо установить не только метод амортизации, но и определить срок полезного использования (СПИ) того или иного объекта. Этот срок по общему правилу определяется утвержденной Правительством Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Подробнее о Классификаторе расскажем в нашей консультации.

10 амортизационных групп Классификатора

Классификация ОС, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1.

Читайте так же:  Может ли работодатель заставить работать сверхурочно

С 01.01.2017 действует обновленный Классификатор (п. 2 Постановления Правительства от 07.07.2016 № 640). Необходимость его изменения была вызвана вступлением в силу с 01.01.2017 нового ОКОФ. Напомним, что в налоговом Классификаторе виды ОС разнесены по амортизационным группам в соответствии с их кодами ОКОФ.

Затем изменения в Классификатор были внесены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 N 526. И хотя утверждены они были только в апреле, распространяются они на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

Действующая Классификация основных средств по амортизационным группам также предусматривает распределение объектов ОС по 10 группам. Приведем эти группы с указанием соответствующих им сроков полезного использования и примеров относящихся к таким группам объектов ОС.

Чтобы определить СПИ конкретного объекта основных средств, необходимо найти в Классификаторе, утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1, амортизационную группу, к которой относятся ОС этого вида, и выбрать любой срок в месяцах в пределах допустимого диапазона.

К примеру, животные зоопарков и подобных учреждений, служебные собаки отнесены к 3 амортизационной группе основных средств по Классификатору 2019. Это значит, что СПИ по таким объектам – свыше 3 лет до 5 лет включительно. Поэтому к любому из указанных объектов ОС срок может быть установлен, к примеру, 37 месяцев или 55 месяцев.

Аналогично, 4 амортизационная группа основных средств по Классификатору 2019 предполагает, что срок полезного использования по ОС, относящимся к этой группе, составляет свыше 5 лет до 7 лет включительно. Поэтому, к примеру, по телефонным факсимильным аппаратам СПИ может быть установлен в диапазоне от 61 месяца до 84 месяцев. А ОС со сроком полезного использования 85 месяцев уже отнесены к 5 амортизационной группе основных средств по Классификатору. Соответственно, к примеру, по сухогрузным судам смешанного плавания «река-море» может быть установлен СПИ от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

Если объекта ОС в классификаторе нет

В том случае, если основного средства нет в Классификаторе ОС по амортизационным группам 2019, организация определяет срок полезного использования объекта ОС на основании технических условий или рекомендаций изготовителя (п. 6 ст. 258 НК РФ).

Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога

Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной амортизацией. Как следствие — ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога. Поэтому уделим этому вопросу особое внимание. О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем.

Определяем амортизационную группу легкового авто

Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.

Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных автомобилей с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi A8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.

Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).

Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов

Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.

Вид транспортного средства

Срок полезного
использования

Длиной не более 7,5 м

Свыше 3 лет до 5
лет включительно

Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м
включительно

Свыше 5 лет до 7
лет включительно

Особо большие — длиной свыше
16,5 м до 24 м включительно

Свыше 7 лет до 10
лет включительно

Грузовик грузоподъемностью
до 0,5 т

Свыше 3 лет до 5
лет включительно

и общего
назначения

Грузовики общего назначения
грузоподъемностью свыше 5 т

Свыше 7 лет до 10
лет включительно

Иные автомобили: грузовые,
дорожные тягачи для
полуприцепов (автомобили
общего назначения: бортовые,
фургоны, автомобили-тягачи;
автомобили-самосвалы)

Свыше 5 лет до 7
лет включительно

При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2 — 4 паспорта транспортного средства (ПТС) (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1).

Если в строке 4, к примеру, указан тип «С», в строке 3 написано «Грузовой», а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это «3», то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть. К примеру, просто написано «Mercedes-Benz Actros». Тогда надо смотреть на строки 3 и 4.

Примечание
Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на «Соболь-Баргузин» встречаются такие варианты: «грузо-пассажирская», «специализированное пассажирское ТС 6 мест», «универсал» и т.д. Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.

Примечание
Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз) (Пункт 2 ст. 361 НК РФ).

В категорию «В», помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши «Газель», «Соболь-Баргузин» или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не «1» и не «2», то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра — «2», то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра «7» в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.

Внимание! Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога.

Как только вы введете в эксплуатацию свой автомобиль, вы можете списать амортизационную премию на косвенные расходы в налоговом учете. Радует то, что ограничение для такой премии по всем автомобилям одинаковое: она не может быть более 30% (Пункт 9 ст. 258 НК РФ). Хотя бы в этом вопросе у вас не будет сомнений.

Читайте так же:  Актуальные бланки бухгалтерских документов

ОКОФ: код 310.29.20.23

310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.20.23
Наименование: Прицепы и полуприцепы прочие
Дочерних элементов: 4
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 31

Группировка 310.29.20.23 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

  1. 310.29.20.23.110 — Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам
  2. 310.29.20.23.120 — Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей
  3. 310.29.20.23.130 — Прицепы и полуприцепы тракторные
  4. 310.29.20.23.190 — Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.20.23 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно —

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

Амортизационная группа автомобиля

Вернуться назад на Амортизационные группы

Для определения амортизационной группы по автомобилю, приобретенному организацией, руководствуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ № 1 (далее — Классификация).

[2]

Амортизационная группа легкового автомобиля

Согласно Классификации легковые автомобили отнесены к третьей амортизационной группе (код 15 3410010). Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно. Большинство легковых автомобилей относятся именно к этой группе.

— автомобили легковые малого класса для инвалидов (код по Классификации 15 3410114). Они включены в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;
— автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (коды по Классификации 15 3410130 — 15 3410141). Они отнесены к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

Амортизационная группа грузового автомобиля

Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам:

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (код 15 3410191) включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно;
— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 т, но не более 5 т (код по Классификации 15 3410020) отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;
— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды по Классификации 15 3410195 — 15 3410197) включены в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

К пятой же амортизационной группе отнесены тягачи седельные (коды по Классификации 15 3410210 — 15 3410216).

Дорожные тягачи для полуприцепов, фургоны, автомобили-тягачи и автомобили-самосвалы включены в четвертую амортизационную группу.

Амортизационные отчисления
Амортизация
Амортизация объектов основных средств
Понятия о труде и его разновидности
Появление и развитие науки о труде

ОКОФ: код 310.29.10.5

310.29.10.5 — Средства автотранспортные специального назначения

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.10.5
Наименование: Средства автотранспортные специального назначения
Дочерних элементов: 4
Амортизационных групп: 2
Прямых переходных ключей: 27

Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

  1. 310.29.10.51 — Автокраны
  2. 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
  3. 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
  4. 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.5 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автокатафалки Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно автомобили-тягачи седельные

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.
Читайте так же:  Унифицированная форма т-8 приказ об увольнении

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Группа амортизации по Классификатору Срок полезного использования, л. Тип автотранспорта
2 2-3
  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
3 3-5
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
4 5-7
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
5 7-9
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Легковой авто

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:
  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Грузовая машина

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:
  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Полезное видео

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

Видео (кликните для воспроизведения).

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Источники


  1. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

  2. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

  3. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  4. /oli>

    Амортизационная группа грузовой автомобиль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here